Часовня Боима
Часовня Боима | |
---|---|
Часовня Боимов , Kaplica Boimów | |
Религия | |
Принадлежность | Римско-католический |
Покровитель | Святые Станислав и Адальберт Пражские |
Год освящен | 1615 [1] |
Расположение | |
Расположение | Львов , Украина |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Анджей Бемер |
Тип | Архитектура эпохи Возрождения |
Финансируется | Георгий Боим |
Новаторский | 1609 |
Завершенный | 1615 |
Часовня Боимов ( укр . Каплица Боимов , польск . Kaplica Boimów ) — памятник религиозной архитектуры на Соборной площади во Львове , Украина . Он был построен с 1609 по 1615 год и является частью Старого города Львова , ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия .
История
[ редактировать ]Часовня была построена для семьи Боим на территории современного городского кладбища возле Латинского собора . Боимы пришли во Львов ( польский : Lwów , затем в Царстве Польском ) из Венгерского королевства . Их национальное происхождение неясно. [2] Они были богатыми патрициями католического происхождения и стали полонизированными . [3] [2]
Георгию (Ежи) Бойму ( венгерский : György Boym ) приписывают основание часовни. [2] Здание завершил его сын Павел Боим. Здесь похоронены 14 членов семьи Боим.
Часовню спроектировал Анджей Бемер . [3] Он следовал упрощенной схеме архитектуры капеллы Сигизмунда Вавельского собора в Кракове с итальянскими элементами.
Во второй половине XVIII века часовню сменило Львовское кладбище как место захоронения семьи Боимов.
Архитектурные особенности
[ редактировать ]Часовня сочетает в себе разнообразные стилистические направления. Орнаментальные украшения голландского происхождения. Сюжетные рельефы в некоторой степени похожи на рельефы, найденные в центральной и южной Польше, но предположительно основаны на немецких или голландских графических моделях. Внешний вид фасада и алтаря напоминает форму иконостаса . Скульптор Ян Шольц, который, вероятно, отвечал за второй этап работы, был родом из Кенигсберга . [2]
Качество дизайна и отсутствие умеренности сохраняются в краковских активных работах итальянских мастеров, но являющихся образцом буржуазного искусства. Часовня построена в плане квадратной формы и перекрыта филенчатым куполом на базе восьмиугольного тамбура. На капелле возвышается фонарь на восьми рифленых пилястрах с коринфскими капителями, перекрытыми опять же небольшим куполом, имеющим на вершине статую Христа.
Внешний вид
[ редактировать ]Стены часовни ориентированы по сторонам света. Антаблемент создает внешний вид стен, который вращается вокруг них, разрушаясь в соответствии с их рельефом.
Южная сторона закрыта жилым домом, к которому пристроена часовня. Он был построен в 19 веке.
Восточная стена разделена пятью пилястрами и украшена двумя настенными портретами Георгия Бойма и его жены Ядвиги. Портреты были созданы в 1617 году Яном Джанни.
Северная стена также разделена пилястрами. Там расположены два фресковых изображения: Богородицы и Иисуса Христа. барельеф с изображением святого Георгия На стене восьмиугольного тамбура расположен (имени святого Георгия Боима), сражающегося с драконом.
Западная стена
[ редактировать ]Украшение фасада принадлежит Анджею Бемеру. Западная стена считается самой важной. Он включает в себя большое количество декоративных элементов. Весь фасад густо покрыт фигурами и декоративными скульптурами из песчаника. Фасад разделен картушем-фризом и карнизом на две части. Верхняя часть украшена двумя коринфскими колоннами. Нижнюю часть украшают шесть коринфских колонн. Сюда также входят статуи апостолов Петра и Павла, расположенные в нишах с обеих сторон, с круглыми медальонами пророков над дверью, окнами и нишами. Хотя этот фасад производит впечатление преувеличения и манерности.
Во втором ярусе картуша над скульптурными изображениями пророков расположены цитаты из Библии на латыни (на фасаде слева направо):
- «Morte turpissima осужденимус / eum sapi I» («Осудить его на смерть позорную» (Кн. Премудрости 2.20) – над св. Петром;
- «Руки мои и ноги мои выкопали / Д. А. Псалом. XXI» («Пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 22 (21). 17);
- «Corpus meum dedi percucientibus et genas vellentibus / Esai. Л» («Я отдал спину мою бьющему и щеки мои щипающему» (Исаия 50,6);
- «Давайте добавим дров в его хлеб». И искореним его из земли живых / Иер: 11» («Срубите дерево с плодами его, и истребите его из земли живых» (Иеремия 11,19));
- «И через 62 недели Христос будет убит / ДЭН 9 «(И через 62 седьмины Мессия будет истреблен» (Даниил 9,26);
- «Et Appenderunt mercedem meam XXX argenteos / Zach XI» («И взвесили плату мою – тридцать сребренников» (Захария 11:12) – вход;
- In Virga percutien[t] maxillam ivdicis / Мих.В. («Жезл на щеке судьи» (Михей 4.14)) – вход;
- «Et dicent non est Rex Noster / Ose X» («И говорят: нет у нас царя» (Осия 10.3) – над св. Павлом.
Третий ярус имеет множество рельефных изображений. В него вошли композиции, посвященные Страстям Христовым: «Кастичь», «Несение Христа», «Распятие», «Изъятие Христа». Благодаря выразительности эти композиции и композицию интерьера называют «Библией бедных». Как то не обязательно знать буквы, чтобы понять суть.
Интерьер часовни
[ редактировать ]Интерьер часовни включает в себя четыре каменные фигуры пророков, расположенные в алтаре, напоминающем некоторые изображения на фризе. Вся пластиковая отделка выполнена из лепнины. Особое внимание уделено подвескам и куполу. На подвесках, имеющих богатое обрамление телескопов с обеих сторон. Это обрамление состоит из плоско-выпуклых латунных мотивов и медальонов с головами ангелов того же типа, что и на внешнем фризе. На подвесках изображены ангелы, которые держат картуши с изображениями божеств, гербами и знаками домов .
Под ними фигурки покровителей обоих основателей: святого Станислава и Адальберта Пражского . Большинство скульптур интерьера часовни выполнены Гансом Фихером. Купол разделен на 36 прямоугольных панелей, утопленных в три ряда. Они наполняют фигуры Христа, апостолов, пророков, ангелов орудиями Страстей Паньских и святых. На вершине купола установлен восьмиугольный фонарь. Такое расположение создает впечатление часовни гораздо большей высоты, чем она есть на самом деле.
Три круглых окна обеспечивают внутреннее освещение часовни. Два из них расположены на вершине северной стены, а еще один — под куполом восьмиугольного фонаря западного фасада. Дополнительное освещение обеспечивают четыре нижних яруса нижних окон главного фасада.
- Внутри купола часовни Боима чаша с тремя рядами кессонов.
- Круглые окна
- Часть алтаря
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Часовня Боимов" . City of Lviv . Retrieved 14 июля 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бялостоцкий, Ян (1983). «На перекрестке классицизма и византизма: архитектурные достижения Леополитана около 1600 г. н. э.». Гарвардские украинские исследования . 7 . Гарвардский украинский научно-исследовательский институт: 52–55.
- ^ Перейти обратно: а б Карпович, Мариуш (1991). Барокко в Польше . Аркады. стр. 334. ISBN 8321334121 .
- Мечислав Гембарович «Очерки по истории художественной культуры позднего Возрождения в Польше» 1962 г.
- Владислав Лозинский «Львовское искусство XVI и XVII веков» 1898 г.
- Тадеуш Маньковский «Старый Львов. «Его искусство и художественная культура» 1974 г.
- Адам Милобедзский «Очерк истории архитектуры Польши» 1988 г.
- Возницкий Б. Г., «Часовня Боимов во Львове». Львов, «Каменщик», 1979
- Латинские надписи во Львове