Jump to content

Иконостас

Пятипанельный деисусный ряд (в центре), иконостас в Благовещенском соборе Московского Кремля работы Феофана Грека , 1405 г.

В восточном христианстве ) икон это стена иконостас (греч. εἰκονοστάσιον и религиозных картин, отделяющая неф от святилища в церкви . [1] Иконостас также относится к переносному подставке для икон, которую можно разместить в любом месте церкви. Иконостас произошел от византийского темплона , и этот процесс завершился к 15 веку.

Прямое сравнение функции главного иконостаса можно провести с планировкой великого Храма в Иерусалиме . Этот Храм был спроектирован из трех частей. Самой святой и сокровенной частью было то, где Ковчег Завета хранился . Эта часть, Святая Святых , была отделена от второй, большей части интерьера здания завесой, «завесой храма» . Только Первосвященнику разрешалось входить в Святая Святых. Третья часть представляла собой входной двор.

Эту архитектурную традицию двух основных частей можно увидеть продолженной в христианских церквях, и она до сих пор наиболее явно присутствует в восточно-православных церквях, где иконостас разделяет алтарь, Святая Святых, где совершается Евхаристия – проявление Нового Завета – из большей части церкви, доступной верующим. В восточно-православной традиции обычно только мужчины могут войти в алтарную часть за иконостасом. за иконостасом можно увидеть женщин, служащих Однако в женских монастырях .

Слово «иконостас» происходит от греческого εἰκονοστάσι(-ον) ( eikonostási(-on) , до сих пор широко используется в Греции и на Кипре), что означает «подставка для икон».

Расположение

[ редактировать ]
Собор Народного Спасения в Бухаресте (крупнейший в мире православный иконостас)

Неф — это основная часть церкви, где стоит большинство прихожан, а святилище — это область вокруг алтаря , к востоку от нефа. Святилище обычно находится на одну-три ступеньки выше нефа. Иконостас не стоит прямо на краю святилища, а обычно располагается в нескольких футах от края верхней ступени. Это образует проход перед иконостасом для духовенства, называемый солеей . В самом центре солеи находится расширение (или упор ), часто закругленное, называемое амвоном , на котором диакон будет стоять для чтения ектений во время служб. [ нужна ссылка ]

Иконостас хоть и высокий, но редко касается потолка. Акустически это позволяет экфонесы верующим четко слышать (литургические восклицания) священнослужителей. В небольших современных храмах иконостас может вообще отсутствовать: в таких случаях его заменяют несколько небольших икон на аналоях (аналахах), образующих виртуальное разделение. [ нужна ссылка ]

Иконостас обычно имеет три проема или ряда дверей: Красивые или Святые врата в центре, а также Северную и Южную двери по обе стороны. Прекрасные ворота иногда называют Царскими вратами , но это название скорее принадлежит центральным дверям, соединяющим нартекс или притвор с нефом . [примечание 1] Они остаются закрытыми, когда служба не проводится. Современные обычаи относительно того, когда их следует открывать во время службы, различаются в зависимости от юрисдикции и местных обычаев.

Северную и Южную двери часто называют Дьяконскими дверьми, потому что дьяконы часто ими пользуются. На этих дверях часто изображаются иконы святителей диаконов (особенно и Стефана святого великомученика святого Ефрема Сирина ). Альтернативно их могут называть Двери Ангелов , и архангелов Михаила и Гавриила там часто изображают . Южная дверь обычно является «входной» дверью, и Михаил изображен там, потому что он «Защитник»; Северная Дверь — это «выход», и Гавриил здесь изображен потому, что он — «Вестник» Бога. (В греческой и антиохийской литургической традиции Архангел Михаил обычно располагается у северной (т.е. «выходной») двери, а Гавриил — у южной (т.е. «входной») двери, и в наше время гораздо чаще встречается видеть на этих дверях архангелов, а не диаконов). Эти двери также можно небрежно называть «боковыми дверями». [ нужна ссылка ]

Есть некоторые исключения, когда на обеих боковых дверях изображен Архангел Михаил. Самым заметным исключением является церковь Святого Георгия (Агиос Георгиос) внутри Константинопольского патриархата (в современном Стамбуле).

Во многих монастырских церквях и часовнях (но часто не в католиконе , главном храме монастыря) можно встретить иконостасы только с двумя дверями: Святыми вратами и Северной дверью. Эти церкви используются для более простых монашеских обрядов, когда только иеромонах . в одиночку служит [ нужна ссылка ]

Размещение иконок

[ редактировать ]
Иконостас середины XVII века в Ипатьевском монастыре . По обе стороны от Святых врат находятся Христос Пантократор и Богородица ; над ними Великие праздники ; над ними Деисус ; над этим Пророками по обе стороны от Богоматери Знамения ; над ними Апостолы по обе стороны Святой Троицы .

ряд правил или рубрик Какие иконы в каких частях иконостаса находятся, существует , хотя есть и некоторые вариации. В своем наиболее полном славянском развитии он состоял из пяти рядов икон:

  1. Нижний уровень иногда называют Суверенным . С правой стороны от Красных ворот (со стороны нефа, обращенного вперед) находится икона Христа (часто Пантократора ), символизирующая Его Второе Пришествие. [ нужна ссылка ] а с левой стороны – икона Богородицы ( Богородицы ) , символизирующая Воплощение Христа и вход в этот мир. [ нужна ссылка ] . Следовательно, все происходит между первым и вторым пришествием Христа. Другие иконы на этом ярусе, помимо икон на самих дверях, обычно включают в себя изображения покровителя или праздника , церковь которому посвящена , святого Иоанна Крестителя , святого Николая , одного или нескольких из четырех евангелистов и т. д. Над ними расположены иконы. два взаимозаменяемых ряда: Деисус и Двенадцать великих праздников :
  2. В центре Деисуса находится большая икона Христа на престоле. Слева и справа — иконы Иоанна Предтечи и Богородицы в мольбных позах. Их часто обрамляют иконы Архангелов Михаила и Гавриила , затем Св. Петра и Павла , а затем и любых других важных отцов церкви, которых можно включить, если позволяет место.
  3. Ряд «Праздники» содержит иконы двенадцати Великих праздников литургического года . Помимо этого, два верхних уровня также взаимозаменяемы друг с другом:
  4. Ветхозаветные — часто пророки и патриархи — в число последних входили 12 сыновей Иакова по обе стороны от иконы Знамения Богоматери ; и
  5. Двенадцать Апостолов , часто по обе стороны от иконы, изображающей либо Христа при Втором пришествии, либо Святую Троицу . [ нужна ссылка ]

икону Тайной Вечери , на которой изображена Тайная Вечеря, а соответственно и Причащение Святых в Царстве Божием . Также нередко можно найти где-то над Красными вратами [ нужна ссылка ]

Государевой (нижний) ярус встречается во всех иконостасах, но остальные ярусы необязательны. В общем, предпочтение отдается Деисусному или Праздничному ярусам, если могут быть включены лишь некоторые из них, и только самые большие и сложные иконостасы имеют все пять ярусов. [ нужна ссылка ]

Многие современные иконостасы греческой традиции включают только нижний («Государь») ярус, а иногда и второй ряд из икон меньшего размера, обычно изображающих либо Великие праздники, либо Апостолов (с иконой Тайной Вечери, а иногда и Гостеприимства). Авраама) над Красными Воротами. [ нужна ссылка ]

Когда иконостас не доходит до потолка, его часто увенчивает центральный крест, расположенный прямо над Красными вратами. Если на кресте имеется иконографическое изображение Распятого Христа, то по бокам его часто располагаются иконы Богородицы и Иоанна Богослова, стоящих у подножия креста. [ нужна ссылка ]

Часовня святой иконы Божией Матери Смоленской в ​​Успенском соборе Смоленска.
Иконостас московского барокко в Троицкой лавре в Сергеевом Посаде.

Существуют правила относительно того, кто может входить или выходить из святилища (алтаря) и через какую дверь. Ни Прекрасные врата (Святые/Царские врата – центральные двери), ни пространство между ними и престолом ни при каких обстоятельствах не могут использоваться мирянами, хотя через них в алтарь либо вносят младенцев в « воцерковляющем » обряде, если они мальчиков, а если это девочки, младенца просто представляют у дверей. [2] Епископы могут войти через Прекрасные врата в любое время; священники и диаконы могут делать это только в определенное время во время богослужений, когда врата открыты (но на Светлой седмице они всегда входят и выходят через них). Все остальные входят в святилище через боковые двери. [ нужна ссылка ]

В монастыре только настоятельнице и старшим монахиням вход в святилище (алтарь) разрешен , и они могут войти только через боковые двери. Настоятельница может войти в любое время, но остальным монахиням для входа необходимо благословение. [ нужна ссылка ]

Иконостас Свято-Троицкого собора в Чикаго , Иллинойс.

Миряне мужского пола, которым обычно разрешается входить в святилище, включают лиц, участвующих в управлении конкретной церковью, то есть канторов и певчих , алтарников /помощников, церковных хранителей и священников и т. д.

По румынской традиции в день освящения алтаря в храме мирянам, в том числе и женщинам, разрешалось войти и приложиться к алтарю до начала вечерни освящения. Эти руководящие принципы разрабатывались на протяжении многих столетий, имея как теологически символические, так и практические причины. [ нужна ссылка ]

Богословские последствия

[ редактировать ]

Иконостас на самом деле не «отделяет» неф от Святая Святых ; скорее, это объединяет их. Иконостас является связующим звеном между небом (Святая Святых) и нефом (Святым местом). Поэтому на иконостасе все символично. Иконы Христа, Богородицы и различных святых и праздников находятся там, потому что говорят, что Христос, Богородица, святые и т. д. ведут и направляют последователей в Святая Святых. Поэтому персонажи на иконах иконостаса ведут последователей на небеса, и поэтому говорят, что иконостас соединяет, а не разделяет. Иконы на иконостасе — это тоже окна и мосты в небо (хотя все иконы, где бы они ни находились, — это окна и мосты в небо). Таким образом, в каком-то смысле иконостас представляет Христа, который является связующим звеном, дверью между обоими мирами. Идеальное объяснение иконостаса и его объединяющей цели можно найти в Послании к Евреям 10:19–20: «Итак, братия, мы имеем смелость войти во святилище через кровью Иисуса , новым и живым путем, который Он открыл нам через завесу, то есть через Его плоть». [ нужна ссылка ]

Эволюция

[ редактировать ]
Шестирядный иконостас Угличского собора в России. Северная Дьяконская дверь (слева) и святые врата (справа).

Археологические данные из монастыря Св. Иоанна Студийского в Константинополе позволяют предположить, что иконостас произошел от раннего темплона . Базилика , посвященная Иоанну Крестителю, была построена в 463 году нашей эры. В нем преграда алтаря окружала алтарь в форме буквы π, с одной большой дверью, обращенной к нефу, и двумя дверями меньшего размера с других сторон. Двенадцать опор держали плиты алтаря длиной около 1,6 метра. Высота плит неизвестна. Барьер алтаря был не просто низким парапетом (короткой стеной); остатки колоннет были найдены , что позволяет предположить, что барьер имел архитрав поверх колонн. [3]

В ранних церквях, в том числе в Святой Софии («Великая церковь») в Константинополе , алтарь, по крайней мере в крупных церквях, находился под киборием («киборионом»: κιβώριον по-гречески), обычно сооружением с четырьмя колоннами и купольным навесом. . Со всех четырех сторон у него были занавески на стержнях, которые закрывались на время литургии, как это до сих пор делается в коптских и армянских церквях. [примечание 2] сравнение с библейской завесой храма предполагалось . Небольшие куполообразные сооружения, обычно с красными занавесками, которые часто изображаются рядом с пишущим святым на ранних портретах евангелистов , особенно на Востоке, представляют собой киборий, [примечание 3] как и постройки, окружающие многие рукописные портреты средневековых правителей. [4] По мере роста иконостаса киворий пришел в упадок, хотя были созданы некоторые поздние образцы, теперь невидимые для прихожан. [ нужна ссылка ]

Темплон постепенно вытеснил все другие формы алтарных преград в византийских церквях VI, VII и VIII веков, за исключением Каппадокии . Изобретение сплошной иконостаса приписывают святителю Василию Великому . [ нужна ссылка ]

Еще в 10 веке простая деревянная преграда алтаря отделяла апсиду от нефа в церквях Деринкую скальных , хотя к концу 11 века темплон стал стандартом. Возможно, это произошло из-за почитания и подражания Великой церкви Святой Софии в Константинополе, хотя колонная форма алтарного барьера действительно предшествует Святой Софии. [5]

Федорова Деисус , недавно добавленный к ретро- экрану Винчестерского собора , Англия. По-разному расположенные перегородки западных средневековых церквей часто достигали эффекта, сравнимого с иконостасом.

Перегородки , или амвон которые большинство крупных европейских римско-католических церквей и соборов приобрели к позднему средневековью, занимали аналогичное положение между алтарем и нефом, но выполняли другую функцию. Хор обычно располагался к востоку от экрана. Многие из них сохранились, часто наиболее полно в Скандинавии , и еще больше было построено в эпоху готического возрождения , особенно в англиканских церквях в Англии . В деревянных примерах расписные панели обычно были по пояс, с деревянной ажурной секцией наверху, через которую можно было видеть, а затем над ней - большая резная балка, поддерживающая крест - распятие , часто в натуральную величину. В более крупных церквях были каменные перегородки, которые могли практически затруднить обзор прихожанам. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Британника, Редакторы энциклопедии. "иконостас". Британская энциклопедия
  2. ^ Митрополит ФИЛИПП «Молитвы во храме матери и ее ребенка» в Карманном молитвослове для православных христиан (Энглвуд, Нью-Джерси: 1956) с. 118
  3. ^ Мэтьюз, Томас Ф. Ранние церкви Константинополя: архитектура и литургия . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета , 1971. ISBN   0-271-00108-9 .
  4. ^ Роща, 2.1
  5. ^ Костоф, Спиро (1972). Пещеры Бога: монашеская среда византийской Каппадокии . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN  0-262-11042-3 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d14a5a4c77359a87892a913eab656333__1718995620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/33/d14a5a4c77359a87892a913eab656333.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iconostasis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)