Святая вода в восточном христианстве
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Среди православных христиан и восточного обряда католиков . святая вода освящается в церкви и раздается верующим [1] пить дома, когда это необходимо, и благословлять свои дома. В недели после праздника Крещения священнослужители посещают дома прихожан и совершают службы освящения святой водой, освященной в праздник Богоявления. На крещение вода освящается особым благословением.
На протяжении веков существовало множество источников воды, которые члены Православной Церкви считали чудесными. Некоторые из них текут и по сей день, например, в Почаевской лавре на Украине и Животворящий источник Богородицы в Константинополе ( который ежегодно отмечается с освящением святой воды в Светлую пятницу ).
Хотя православные обычно не благословляют себя святой водой при входе в церковь, как это делают католики, определенное количество святой воды обычно хранится в купели, расположенной в притворе (входе) церкви, где она доступна любому желающему. чтобы взять часть этого с собой домой. У православных принято пить святую воду, использовать ее в приготовлении пищи и окроплять ею свои дома.
Часто при освящении предметов в церкви (например, вербий на Вербное воскресенье , икон или священных сосудов) освящение завершается тройным окроплением святой водой со словами: «Это ( название предмета ) освящение кроплением святой воды». этой святой воды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Святой водой иногда окропляют предметы или людей, когда их благословляют вне церковного здания, как часть благословляющих молитв. В России у православных христиан принято приносить в церковь на освящение только что купленные автомобили. Святая вода окропляется внутри и снаружи, а также под капотом. Точно так же на Аляске рыбацкие лодки окропляются святой водой в начале рыболовного сезона, когда священник молится за безопасность и успех команд. Некоторые католики также просят священника благословить их автомобили или дома святой водой, чтобы призвать Божье благословение и защиту.
Благословения
[ редактировать ]Православные христиане чаще всего благословляют себя святой водой, выпивая ее. Традиционно хранить некоторое количество его дома, и многие православные христиане выпивают небольшое количество ежедневно во время утренней молитвы. Его также можно использовать для неформальных благословений, когда нет духовенства. Например, родители могут благословить своих детей святой водой перед тем, как они пойдут в школу или на игру. Его также часто принимают с молитвой во времена бедствия или искушения .
Существует два чина освящения святой воды: Великое освящение воды , совершаемое в праздник Богоявления , и малое освящение воды , совершаемое по необходимости в остальное время года. Обе формы основаны на обряде Крещения. Некоторые праздники требуют освящения святой воды в рамках литургического соблюдения.
Использование святой воды основано на крещении Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан и православной интерпретации этого события. По их мнению, крещение Иоанна было крещением покаяния, и люди пришли, чтобы их грехи были смыты водой. Поскольку у Иисуса не было греха, но он был воплощением Бога, его крещение имело целью не смыть грехи Иисуса, а благословить воду, сделать ее святой, а вместе с ней и все творение, чтобы оно могло быть полностью использовано для своих нужд. изначально созданная цель быть орудием жизни.
Крещение Иисуса отмечается в восточных православных церквях в праздник Богоявления (буквально «проявление Бога») 6 января (для тех православных христиан, которые используют юлианский календарь , 6 января приходится на по григорианскому календарю дату 19 января ). На вечерне этого праздника в церкви обычно освящают купель со святой водой, чтобы обеспечить приход святой водой для использования в наступающем году. На следующее утро после Божественной литургии из храма идет крестный ход к ближайшей реке, озеру или другому водоему, чтобы освятить и эту воду. Это представляет собой искупление всего творения как часть спасения человечества.
В последующие недели священник обычно посещает дома прихожан и совершает благословляющие молитвы за их семьи, дома (и даже домашних животных), окропляя их святой водой. Опять же, эта практика предназначена для наглядного представления освящающей работы Бога во всех сферах жизни людей.
Великое освящение вод в Богоявление
[ редактировать ]В праздник Богоявления Великий святая вода освящается дважды: по завершении Божественной литургии накануне праздника и утром самого праздника. После обращения к месту приготовления сосуда с водой, под пение соответствующих тропарей (песен) Богоявления, происходит группа библейских чтений ( Исаия 35:1–10 , Исаия 55:1–13 , Исайя 12). :3–6 и 1 Коринфянам 10:1–4 ), кульминацией которого является рассказ о крещении из Евангелия от Марка ( 1:9–11 ), за которым следует Великая ектения . Оно поется так же, как и в начале Божественной литургии, но со следующими дополнительными прошениями, разъясняющими, о чем просят Бога и каковы полагаются употребление, назначение и освящение воды.
- О том, чтобы сии воды освятились силой и действенным действием и сошествием Святого Духа , Господу помолимся.
- О том, чтобы на эти воды сошло очистительное действие сверхсущественной Троицы , Господу помолимся.
- О том, чтобы Он наделил их благодатью искупления , благословением Иордана, силой, и действием, и сошествием Святого Духа, Господу помолимся.
- О том, чтобы сатана скорее был сокрушён под ногами нашими и чтобы всякий злой совет, направленный против нас, был сведен на нет, Господу помолимся.
- О том, чтобы Господь Бог наш освободил нас от всякого нападения и искушения врага и удостоил нас обещанных Им благ, Господу помолимся.
- О том, чтобы он просветил нас светом разумения и благочестия и сошествием Святого Духа, Господу помолимся.
- О том, чтобы Господь Бог наш ниспослал благословение Иордана и освятил воды сии, Господу помолимся.
- Чтобы эта вода могла быть даром освящения ; к отпущению грехов ; к исцелению души и тела; и о всяком полезном служении Господу помолимся.
- О том, чтобы эта вода была источником, бьющим в жизнь вечную, Господу помолимся.
- О том, чтобы оно проявило себя действенно в предотвращении всякой козни врагов наших, видимых или невидимых, Господу помолимся.
- О тех, кто черпает из нее и берет для освящения своего дома, Господу помолимся.
- О том, чтобы оно было для очищения душ и тел всех, кто с верою черпает и причащается от него, Господу помолимся.
- О том, чтобы Он милостиво дал нам возможность совершить совершенное освящение участием в этих водах, через невидимое явление Святого Духа, Господу помолимся.
Затем, после длинного набора назидательных молитв, раскрывающих суть праздника и подытоживающих историю спасения , восхваляющих Божие творение и господство над стихиями , священник крестится рукой над водой и молится конкретно за благословение, которое следует призвать к нему. В кульминации службы он трижды погружает в воду ручной крест в подражание Крещению Христову под пение праздничного тропаря :
- Когда Ты крестился в Иордане, Господи,
- Поклонение Троице проявилось.
- Ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе,
- И назвал Тебя Сыном Своим возлюбленным.
- И Дух, в образе голубя,
- Подтвердил истинность Своего слова.
- Христе Боже, открывший Себя,
- И просветил мир, слава Тебе!
По -гречески :
- В Иордане Крещения Твоего, Господи,
- Триада открыла поклонение.
- Голос родителя жалуется Тебе,
- Я позвонил тебе, дорогой сынок.
- И Дух в виде голубя,
- Безопасно, конечно.
- Прославленный, Христос, Бог,
- И ты просветил мир, слава тебе
Затем священник благословляет всю церковь и прихожан вновь освященной водой. Все выходят вперед, чтобы окропить голову Богоявленской водой, прицеловать крест и выпить ее.
Затем священник отправится освятить дома всех верующих Богоявленской водой. В больших приходах этот процесс займет некоторое время. священник должен освятить все дома верующих Однако перед началом Великого поста . В монастырях игумен (настоятель) благословляет кельи всех монахов .
Православное христианство учит, что Великое освящение вод фактически меняет природу воды, [2] и та вода, столь благословенная, уже не тленна, но остается свежей в течение многих лет. [2]
Великое Благословение Вод обычно благословляется только в это время года; однако при освящении храма службе часто предшествует Великое освящение воды.
Малое благословение вод
[ редактировать ]Малое Благословение называется «меньшим» не потому, что оно короче (на самом деле это не так), а потому, что оно не имеет такой торжественности, как Великое Благословение, и не обязательно меняет природу воды.
Хотя многое осталось прежним, чин начинается со 142-го псалма ( LXX ) и гимны Богоявления Великого Благословения заменяются в Малом Благословении песнопениями Богородице . Чтения Священных Писаний различны ( Евреям 2:11–18 , Иоанна 5:1–4 ), и особые прошения на Великой ектении различны:
- О том, чтобы сии воды освятились силой, и действенным действием, и сошествием Святого Духа, Господу помолимся.
- О том, чтобы на эти воды сошло очистительное действие сверхсущественной Троицы, Господу помолимся.
- О том, чтобы вода сия была во врачевание душ и тел и изгнание всякой враждебной силы, Господу помолимся.
- О том, чтобы Господь Бог наш ниспослал благословение Иордана и освятил воды сии, Господу помолимся.
- О всех просящих помощи и защиты Божией Господу помолимся.
- О том, чтобы Он просветил нас светом разумения, Единосущной Троицей, Господу помолимся.
- О том, чтобы Господь, Бог наш, через вкушение и окропление этими водами родил нам сыновей и наследников Царства Своего, Господу помолимся.
Затем священник произносит молитву, очень похожую на ту, что употребляется на Богоявление, но, трижды погружая в воду ручной крест, вместо пения тропаря Богоявления он поет тропарь Креста:
Спаси, Господи, народ Твой и благослови наследие Твое, даруя верным победу над врагами. И силою Креста Твоего сохрани Ты государство Твое.
Малое освящение вод можно совершать по мере необходимости. Он специально приурочен к 1 августа (праздник Крестного хода ); в Светлую пятницу (пятницу на пасхальной седмице ) — праздник Богородицы «Живоносного источника» ; и в праздник Середины Пятидесятницы , когда благословляются все поля. Существует также традиция освящения святой воды в первый день каждого месяца.
Хотя по этому поводу не говорится никакого специального благословения, воду, используемую для омовения ног в Великий четверг , можно считать формой святой воды, поскольку епископ или игумен благословляют ею верующих в конце церемонии. У коптов эту воду освящают крестом перед омовением ног. Копты также окропляют верующих святой водой в Вербное воскресенье и по окончании каждой Божественной литургии.
См. также
[ редактировать ]- Святая вода
- Шрифт святой воды
- Омовение в христианстве
- Англиканские богослужения
- Католические богослужения
Ссылки
[ редактировать ]- (Мать) Мэри; Варе, (архимандрит) Каллист (Тр.) (1998). Праздничная Минея (перепечатка), стр. 348–359. Южный Ханаан: Издательство Свято-Тихоновской семинарии. ISBN 1-878997-00-9 .
- Изабель Флоренс Хэпгуд (Tr., Ed.) (1983). Служебник Святой Православно-Католической Апостольской Церкви (6-е изд.), стр. 189–197. Энглвуд: Антиохийская православная архиепархия.
- Сборник обрядов, аналогичный приложению к Римскому ритуалу для епархий Соединенных Штатов Северной Америки . Милуоки, Брюс (1954)
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Богоявление Господне — Греческая Православная Архиепископия Америки» . www.goarch.org . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Святой Иоанн (Максимович) . «На святой воде» . Проверено 29 декабря 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Приказ приготовить освященную воду (лат.). Римско-католический обряд до Ватикана 2
- О святой воде, освященной в Богоявление святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским (православным)
- Фотография Великого освящения вод на Богоявление (Русская Православная Церковь)
- Фотография Малого освящения вод (православная)
- Колодец Святой Бригитты, графство Килдэр