Теос Кириос
Теос Кириос ( греч . Θεὸς Κύριος, «Бог есть Господь» или «Господь есть Бог») — ответный псалом, исполняемый в начале утрени в Константинопольском обряде , соблюдаемый восточно-православной и византийской католической церквями . . Он основан главным образом на Псалме 117 (нумерация Септуагинты), припев которого состоит из стихов 27а и 26а.
Феос Кириос идет после Великой Эктении (ектении) и предшествует аполитикину ( тропарю дня) и поется в глас седмицы. Если Типикон (сборник рубрик ) предписывает, чтобы стихи читал канонарх, стоящий в центре нефа , то в византийской практике стихи произносились псалмопевцем . В общепринятой славянской практике их поет диакон, перед иконой Христа иконостасе на стоящий ; если нет дьякона, стихи обычно читает священник .
Текст
[ редактировать ]Порядок Теоса Кириоса , совершаемый на утрени, таков:
- Канонарх: [Тоном продолжающегося тропаря:] Бог есть Господь и явил Себя нам. Блажен Грядущий во имя Господне.
- Стих 1: Благодарите Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. (Пс. 116:1; греческая практика, Пс. 104:1: Благодарите Господа и призовите Его святое имя.)
- Певцы: Бог есть Господь и явил Себя нам. Блажен Грядущий во имя Господне.
- Канонарх (2 куплет): Окружив меня, окружили меня, и именем Господним я отогнал их. (Пс. 116:11)
- Певцы: Бог есть Господь и явил Себя нам. Блажен Грядущий во имя Господне.
- Канонарх (стих 3): Не умру, но буду жить, и возвещу о делах Господних. (Пс. 116:17)
- Певцы: Бог есть Господь и явил Себя нам. Блажен Грядущий во имя Господне.
- Канонарх (стих 4): Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Это дело Господа, и это дивно в очах наших. (Пс. 116:22)
- Певцы: Бог есть Господь и явил Себя нам. Блажен Грядущий во имя Господне.
Затем немедленно начинают петь тропари дня и соответствующий Богородичный .
Замены
[ редактировать ]Постные будни
[ редактировать ]В будни Великого поста Феоса Кирия заменяет Аллилуия . Кое-где эта замена происходит и в определенные будние дни в периоды малых постов : Рождественского поста , Успенского поста и Апостольского поста . Эта замена происходит в любой день, когда порядок богослужений соответствует постному формату, поэтому такие дни называются «днями с Аллилуйя». В дни с Аллилуа диакон обычно не служит, поэтому стихи обычно поет священник (по Типикону – канонарх).
Порядок Великопостного Аллилуиа следующий:
- Канонарх: Аллилуия в тоне дня. Стих 1: Из ночи пробуждается дух мой на заре к Тебе, Боже, ибо заповеди Твои — свет на земле.
- Певцы: Аллилуия, аллилуия, аллилуйя.
- Канонарх (2-й стих): Научитесь правде, живущие на земле.
- Певцы: Аллилуия, аллилуия, аллилуйя.
- Канонарх (стих 3): Рвение охватит невежественных людей.
- Певцы: Аллилуия, аллилуия, аллилуйя.
- Канонарх (стих 4): Умножь на них, Господи, еще беды, на славных на земле умножь зло.
- Певцы: Аллилуия, аллилуия, аллилуйя.
Затем начинают сразу же петь Триадикон (гимны Троице ) , основной текст которого различается по тону недели (см. Октоих (литургия) ), а окончание которого различается по дням недели (см. см. Недельный цикл ).
Суббота мертвых
[ редактировать ]В поминальные субботы в течение года поют разную Аллилуйю. Большинство из них происходит по субботам во время Великого поста, но есть и другие в течение года. Эту Аллилуйю всегда поют восьмым тоном (по-гречески: четвертый плагальный тон), хотя ее можно петь и под особую похоронную мелодию.
- Канонарх: Аллилуия в восьмом гласе. Стих 1: Блаженны, кого Ты взял к Себе, Господи.
- Певцы: Аллилуия, аллилуия, аллилуйя.
- Канонарх (стих 2): Память их в род и род.
- Певцы: Аллилуия, аллилуия, аллилуйя.
- Канонарх (стих 3): Среди блага будут обитать души их.
- Певцы: Аллилуия, аллилуия, аллилуйя.
Тогда начинают тотчас же петь тропари умершим:
- О Ты, Кто по глубине мудрости Твоей, из любви к человеку все устрояешь, и даруешь всему полезное, единый Творец: даруй покой, Господи, душе(ам) раба(ов) Твоего. ; ибо на Тебя возложил он (она) (они) свою (ее) (свою) надежду, о наш Творец и Создатель и Бог.
- Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
- Богородичен: В Тебе мы имеем стену и имение, и заступницу , угодную Богу, Которого родила Ты, Богородице невенчанная, спасение верных.
Тот же формат соблюдается и в Панихиде (заупокойной службе).