Октоих
Октоих (здесь записано «Октоих»; греческий : ὁ Ὀκτώηχος Греческое произношение: [okˈtóixos] ; [1] от ὀκτώ «восемь» и ἦχος «звук, лад» называются эхом ; Славянский : Осмогласие, Osmoglasie от о́смь «восемь» и гласъ , глаголица : ⰳⰾⰰⱄⱏ , «голос, звук») — восьмиладовая система, используемая для составления религиозных песнопений в византийской, сирийской, армянской, грузинской, латинской и славянской церквях с тех пор. средние века. В измененной форме октоэх до сих пор считается основой традиции монодического пения в Византийском обряде .
Номенклатура
[ редактировать ]Названия, приписываемые восьми тонам, различаются в переводах на церковнославянский язык . Славянская система считала plagioi echoi гласами 5, 6, 7 и 8. Для справки эти различия показаны здесь вместе с древнегреческими названиями октавных видов по Агиополитам. [2] (см. Агиополитский Октоих ) и певческим трактатам и тонариям каролингских теоретиков. Композиторы пятнадцатого века, такие как Мануил Хрисаф , Лампадариос при дворе Палеологана в Константинополе, заменили фригийский язык лидийским. Армянские имена и их временные циклы представлены в статье о сборниках гимнов октоих и параклетике .
Византийский октоэх | Церковнославянское осмогласие | Октавные виды | Каролингский окто тони |
---|---|---|---|
Первый | First (гласъ а.) | Дориан | Tonus primus / Authentus protus |
Второй | Second (гласъ в.) | фригийский | Третий тон / Authentus deuterus |
Третий | Third (гласъ г.) | лидийский | Пятый тон / Authentus tritus |
Четвертый | Fourth (гласъ д.) | миксолидийский | Седьмой тон / Authentus Tetrardus |
Плагал Первого | Fifth (гласъ есть.) | гиподорийский | Второй тон / Против чумы |
Плагал Второй | Шестой (голос ѕ.) | гипофригийский | Четвертый тон / Plagis deuteri |
Могила | Seventh (гласъ з.) | Гиполидийный | Шестой тон / Plagi triti |
Плагал Четвертого | Eighth (гласъ и.) | гипомиксолидийский | Восьмой тон / Plagis Tetrardi |
Южные славяне используют византийскую музыкальную систему и, тем не менее, используют вариантную нумерацию, которая всегда встречается в церковнославянских текстах. [3]
История
[ редактировать ]Согласно трем основным периодам, которые делят историю восьмирежимной системы, первая статья разделена в хронологическом порядке:
Октоих | Период | Ссылка |
---|---|---|
Агиополитанский Октоих | 6–13 века | Псевдо- Иоанн Дамаскин [2] |
Пападический Октоих | 13–18 века | Джон Гликис, Джон Кукузелес |
Неовизантийский Октоих | 18–21 века | Хрисантос из Мадита |
Анализ
[ редактировать ]Практику исполнения византийского пения сравнивали с помощью вычислений с теорией Хризантоса. Анализ 94 византийских песнопений в исполнении 4 певцов показал склонность певцов нивелировать теоретические особенности отголосков, выделяющихся из общей нормы в октоэхе. На практике меньшие шаги шкалы (67–133 цента) кажутся увеличенными, а самый высокий шаг шкалы в 333 цента — уменьшенным по сравнению с теорией. На практике первые четыре ноты гаммы в порядке убывания значимости I, III, II, IV более заметны, чем V, VI и VII. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Женская форма ἡ Ὀκτώηχος также существует, но означает книгу октоэхос .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Согласно первому абзацу «Агиополитов», Иоанн Дамаскин считается автором трактата IX века: Раастед, Йорген, изд. (1983). Агиополиты: Византийский трактат по музыкальной теории . Cahiers de l'Institut du Moyen-Age Grec et Latin. Том. 45. Копенгаген: Палудан.
- ^ Восточно Церковно Пѣнiе – Часть 1 – Воскресникъ , Mount Athos , Ottoman Empire : Zographou Monastery, 1904
- ^ Пантели, Мария; Пурвинс, Хендрик (2013). «Количественное сравнение теории хризантина и практики настройки гаммы, шагов и значимости октоиха в византийском пении». Журнал исследований новой музыки . 42 (3): 205–221. CiteSeerX 10.1.1.678.7791 . дои : 10.1080/09298215.2013.827215 . S2CID 46775312 .