Хлудова Псалтырь
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2024 г. ) |

Хлудова псалтырь ( рус . Хлудовская псалтырь ; Москва, Истор. муз. руко. Д.129) — иллюминированная маргинальная Псалтырь, изготовленная в середине IX века. Это уникальный памятник византийского искусства времен иконоборчества , один из трех сохранившихся иллюминированных византийских псалтырей IX века.
По одной из традиций, миниатюры якобы были созданы тайно, и многие из них направлены против иконоборцев. Многие содержат пояснения к рисункам, написанные рядом с ними, а маленькие стрелки указывают от основного текста к иллюстрации, показывая, к какой строке относится рисунок. Полемический стиль всего ансамбля весьма необычен и является демонстрацией бешеных страстей, вызванных иконоборческим спором.
Псалтырь имеет размеры 195 на 150 мм и содержит всего 169 листов . Внешние края страниц обычно оставляют пустыми, чтобы их можно было закрыть иллюстрациями. Текст и подписи были написаны уменьшительным унциальным шрифтом , но многие из них были переписаны грубым крохом примерно три столетия спустя. Книга содержит псалмы в аранжировке Септуагинты и ответы, которые следует петь во время их чтения, следующего за литургией Святой Софии , императорской церкви в Константинополе .

На иллюстрации справа миниатюрист проиллюстрировал строку «Они дали мне есть желчь; и когда я хотел пить, они напоили меня уксусом» изображением солдата, предлагающего Христу уксус на губке, прикрепленной к шесту. Ниже представлено изображение последнего Константинопольского патриарха - иконоборца Иоанна Грамматика, стирающего изображение Христа такой же губкой, прикрепленной к шесту. византийцы считали нелепым Иоанн здесь, как и на других страницах, изображен карикатурно с торчащими во все стороны неопрятными прямыми волосами, что элегантные .
Никодим Кондаков выдвинул гипотезу, что псалтырь был создан в знаменитом монастыре Иоанна Студита в Константинополе . Другие ученые полагают, что содержащиеся в нем литургические ответы использовались только в соборе Святой Софии и, следовательно, были продуктом императорских мастерских в Константинополе вскоре после возвращения иконофилов к власти в 843 году.
Он хранился на Афоне до 1847 года, когда русский учёный украл его и привез в Москву . Псалтырь затем приобрел Алексей Хлудов , имя которого он носит сегодня. Оно перешло по завещанию Хлудова в Никольский старообрядческий монастырь , а затем в Государственный исторический музей .
Ссылки
[ редактировать ]
- Робин Кормак, «Письмо золотом, Византийское общество и его иконы» , 1985, Джордж Филип, Лондон, ISBN 0-540-01085-5
- Кэтлин Корриган, Визуальная полемика в византийских псалтырях девятого века (Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 1992), ISBN 0521400503
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эванс, Хелен К. и Уиксом, Уильям Д., Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг . Н. Э., вып. 52, 1997, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, ISBN 9780810965072 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хлудова Псалтырь. Запись в базе данных рукописей Гёттингерской Септуагинты Георгия Парпулова, опубликованная 28 марта 2023 г.
- Запись в каталоге для MS. Д.129 в Государственном Историческом музее, Москва
- Обзор
- Иллюстрации