Византийское искусство
История искусства |
---|
Византийское искусство включает в себя совокупность художественных произведений Восточной Римской империи . [1] а также нации и государства, которые в культурном отношении унаследовали от империи. Хотя сама империя возникла в результате упадка западного Рима и просуществовала до падения Константинополя в 1453 году, [2] Дата начала византийского периода более ясна в истории искусства, чем в политической истории, хотя и неточна. Многие восточно-православные государства Восточной Европы, а также в некоторой степени исламские государства восточного Средиземноморья на протяжении столетий после этого сохранили многие аспекты культуры и искусства империи.
Ряд современных государств Восточной Римской (Византийской) империи находились под ее культурным влиянием, но фактически не были ее частью (« Византийское содружество »). В их число входила Киевская Русь , а также некоторые неправославные государства, такие как Венецианская республика , которая отделилась от Византийской империи в X веке, и Сицилийское королевство , которое имело тесные связи с Византийской империей и также было Византийская территория до 10 века с многочисленным грекоязычным населением, сохранившимся до 12 века. Другие государства, имеющие византийскую художественную традицию, на протяжении Средневековья колебались между тем, чтобы быть частью Византийской империи и периодами независимости, например Сербия и Болгария . После падения византийской столицы Константинополя в 1453 году искусство, созданное православными христианами, жившими в Османской империи, часто называлось «поствизантийским». Некоторые художественные традиции, зародившиеся в Византийской империи, особенно в отношении иконописи и церковного зодчества, сохраняются и в Греция , Кипр , Сербия , Болгария , Румыния , Россия и другие православные страны по сей день.
Введение [ править ]

Византийское искусство зародилось и развилось из христианизированной греческой культуры Восточной Римской империи; Содержание как христианства, так и классической греческой мифологии было художественно выражено через эллинистические стили и иконографию. [3] Искусство Византии никогда не теряло из виду своего классического наследия; столица Византии Константинополь была украшена большим количеством классических скульптур, [4] хотя со временем они стали предметом некоторого недоумения для его жителей [5] (однако византийские наблюдатели не выказывали никаких признаков недоумения по отношению к другим формам классических медиа, таким как настенные росписи. [6] ). В основе византийского искусства лежит фундаментальная художественная установка, которой придерживались византийские греки, которые, как и их древнегреческие предшественники, «никогда не удовлетворялись одной только игрой форм, но, стимулированные врожденным рационализмом, наделяли формы жизнью, связывая их с значимое содержание». [7] Хотя искусство, созданное в Византийской империи, было отмечено периодическим возрождением классической эстетики, оно, прежде всего, было отмечено развитием новой эстетики, определяемой ее ярко выраженным «абстрактным» или антинатуралистическим характером. Если классическое искусство было отмечено попыткой создать изображения, максимально точно имитирующие реальность, то византийское искусство, похоже, отказалось от этой попытки в пользу более символического подхода.

Природа и причины этой трансформации, которая в основном произошла в поздней античности , на протяжении веков были предметом научных дискуссий. [8] Джорджо Вазари объяснил это упадком художественных навыков и стандартов, которые, в свою очередь, были возрождены его современниками в эпоху итальянского Возрождения . Хотя эта точка зрения время от времени возрождалась, особенно Бернардом Беренсоном . [9] современные ученые склонны более позитивно относиться к византийской эстетике. Алоис Ригль и Йозеф Стржиговский , писавшие в начале 20 века, были прежде всего ответственны за переоценку позднеантичного искусства. [10] Ригль видел в этом естественное развитие ранее существовавших тенденций в римском искусстве, тогда как Стржиговский рассматривал его как продукт «восточных» влияний. Среди заметных недавних вкладов в дебаты можно отметить Эрнста Китцингера , [11] проследивший «диалектику» между «абстрактными» и «эллинистическими» тенденциями в поздней античности, и Иоанн Онианс , [12] который увидел «увеличение визуальной реакции» в поздней античности, благодаря которому зритель «мог посмотреть на что-то, что в терминах двадцатого века было чисто абстрактным, и найти это репрезентативным».
В любом случае спор носит чисто современный характер: ясно, что большинство византийских зрителей не считали их искусство абстрактным или ненатуралистическим. Как заметил Сирил Манго , «наша собственная оценка византийского искусства во многом проистекает из того факта, что это искусство не является натуралистическим; однако сами византийцы, судя по их дошедшим до нас высказываниям, считали его в высшей степени натуралистическим и находящимся непосредственно в традиции Фидий , Апеллес и Зевксис ». [13]

Сюжет монументального византийского искусства был прежде всего религиозным и имперским: эти две темы часто сочетаются, как в портретах более поздних византийских императоров, украшавших интерьер церкви Святой Софии VI века в Константинополе. Эти озабоченности частично являются результатом благочестивой и самодержавной природы византийского общества, а частично — результатом его экономической структуры: богатства империи были сосредоточены в руках церкви и императорской канцелярии, которые имели величайшие возможности предпринимать монументально-художественные заказы.
Религиозное искусство, однако, не ограничивалось монументальным украшением церковных интерьеров. Одним из важнейших жанров византийского искусства была икона — изображение Христа, Богородицы или святого, использовавшаяся как объект почитания как в православных храмах, так и в частных домах. Иконы носили скорее религиозный, чем эстетический характер: особенно после окончания иконоборчества, они понимались как проявление уникального «присутствия» изображенной фигуры посредством «подобия» этой фигуры, поддерживаемого тщательно поддерживаемыми канонами изображения. [14]
Византийские иллюминированные рукописи были еще одним важным жанром византийского искусства. Наиболее часто иллюстрированные тексты были религиозными: как сами Священные Писания (особенно Псалмы), так и религиозные или богословские тексты (такие как «Лестница божественного восхождения Иоанна Лествичника» или проповеди Григория Назианзина ). Светские тексты также освещались: важными примерами являются « Роман об Александре» и история Иоанна Скилица .
Византийцы унаследовали раннехристианское недоверие к монументальной скульптуре в религиозном искусстве и создавали только рельефы , очень немногие из которых сохранились хоть в натуральную величину, что резко контрастирует со средневековым искусством Запада, где монументальная скульптура возродилась с искусства Каролингов. начиная . Мелкие изделия из слоновой кости также были в основном рельефными.
Так называемые «малые искусства» играли очень важную роль в византийском искусстве и предметах роскоши, включая рельефную резьбу из слоновой кости в качестве официальной презентации. Консульские диптихи или шкатулки, такие как ларец Вероли , резьба по камню , эмали , стекло , ювелирные изделия, изделия из металла и узорчатый шелк. производились в больших количествах на протяжении всей византийской эпохи, многие из которых продолжали и адаптировали позднеримскую художественную практику, хотя производство византийского шелка началось только после того, как они импортировали тутового шелкопряда из Китая в конце шестого века. [15] Многие из них носили религиозный характер, хотя было произведено большое количество предметов со светским или нерепрезентативным декором: например, изделия из слоновой кости, представляющие темы классической мифологии. Византийская керамика была относительно грубой, поскольку керамика никогда не использовалась на столах богатых людей, питавшихся византийским серебром .
Периоды [ править ]
Византийское искусство и архитектура условно разделены на четыре периода: ранний период, начинающийся с Миланского эдикта (когда христианское богослужение было узаконено) и переноса императорской резиденции в Константинополь, продолжается до 842 года нашей эры, с завершением иконоборчества ; Средний, или высокий период, начинается с реставрации икон в 843 г. и завершается падением Константинополя крестоносцами в 1204 г.; Поздний период включает в себя эклектичный осмос между западноевропейскими и традиционными византийскими элементами в искусстве и архитектуре и заканчивается падением Константинополя турками-османами в 1453 году. Термин «поствизантийский» затем используется для последующих лет, тогда как «неовизантийский» «используется в искусстве и архитектуре с 19 века, когда распад Османской империи вызвал новое признание Византии как художниками, так и историками.
Ранневизантийское искусство [ править ]

Два события имели фундаментальное значение для развития уникального византийского искусства. Во-первых, Миланский эдикт , изданный императорами Константином I и Лицинием в 313 году, разрешил публичное христианское богослужение и привел к развитию монументального христианского искусства. Во-вторых, посвящение Константинополя в 330 г. создало великий новый художественный центр восточной половины Империи, причем исключительно христианский. Другие художественные традиции процветали в конкурирующих городах, таких как Александрия , Антиохия и Рим , но только после того, как все эти города пали – первые два – под властью арабов , а Рим – под властью готов , – Константинополь установил свое господство.
Константин приложил большие усилия к украшению Константинополя, украсив его общественные места древними скульптурами, [16] и построил форум, над которым возвышалась порфировая колонна, на которой была установлена его статуя. [17] Основные константинопольские церкви, построенные при Константине и его сыне Констанции II , включали первоначальные фундаменты собора Святой Софии и церкви Святых Апостолов . [18]
Следующую крупную строительную кампанию в Константинополе спонсировал Феодосий I. Самый важный сохранившийся памятник этого периода — обелиск и постамент, воздвигнутые Феодосием на Ипподроме. [19] который вместе с большим серебряным блюдом под названием Миссорий Феодосия I представляет собой классические примеры того, что иногда называют «Феодосианским Возрождением». Самая ранняя сохранившаяся церковь Константинополя — базилика Святого Иоанна в монастыре Студиос , построенная в пятом веке. [20]

Из-за последующих перестроек и разрушений сохранилось относительно немного константинопольских памятников этого раннего периода. Однако развитие монументального ранневизантийского искусства все еще можно проследить по сохранившимся сооружениям в других городах. Например, важные ранние церкви находятся в Риме (в том числе Санта-Сабина и Санта-Мария-Маджоре ), [21] и в Салониках ( Ротонда и базилика Ахейропоэтос ). [22]
С этого раннего периода сохранился ряд важных иллюминированных рукописей, как священных, так и светских. Классические авторы, в том числе Вергилий (представленный Вергилием Ватиканом). [23] и римский Вергилий [24] и Гомера (представленного Амвросиевой Илиадой ), иллюстрировались повествовательными картинами. Иллюминированные библейские рукописи этого периода сохранились только во фрагментах: например, фрагмент Кведлинбургской Италы представляет собой небольшую часть того, что, должно быть, было богато иллюстрированной копией 3 Царств . [25]
Раннее византийское искусство также было отмечено развитием резьбы по слоновой кости . [26] из слоновой кости Диптихи , часто искусно украшенные, дарились новоназначенным консулам . [27] Серебряные тарелки были еще одной важной формой роскошного искусства: [28] Одним из самых роскошных памятников этого периода является Миссорий Феодосия I. [29] Саркофаги продолжали производиться в больших количествах.
Эпоха Юстиниана [ править ]


Значительные изменения в византийском искусстве совпали с правлением Юстиниана I (527–565). Юстиниан посвятил большую часть своего правления завоеванию Италии, Северной Африки и Испании. Он также заложил основы имперского абсолютизма Византийского государства, систематизировав его законы и навязав законом свои религиозные взгляды всем своим подданным. [30]
Важным компонентом проекта имперской реконструкции Юстиниана была масштабная программа строительства, которая была описана в книге «Здания» , написанной придворным историком Юстиниана Прокопием . [31] Юстиниан отремонтировал, перестроил или основал заново бесчисленные церкви в Константинополе, включая собор Святой Софии . [32] разрушенную во время беспорядков в Нике , церковь Святых Апостолов , [33] и церковь Святых Сергия и Вакха . [34] Юстиниан также построил ряд церквей и укреплений за пределами имперской столицы, в том числе монастырь Святой Екатерины на горе Синай в Египте . [35] Базилика Святой Софии в Софии и Базилика Святого Иоанна в Эфесе . [36]

Несколько крупных церквей этого периода были построены в провинциях местными епископами по образцу новых константинопольских фундаментов. Базилика Сан-Витале в Равенне была построена епископом Максимианом . Украшение Сан-Витале включает важные мозаики с изображением Юстиниана и его императрицы Феодоры , хотя ни один из них никогда не посещал церковь. [37] Также следует отметить Евфразиеву базилику в Порече . [38]
Недавние археологические открытия, сделанные в 19 и 20 веках, позволили обнаружить на Ближнем Востоке большую группу ранневизантийских мозаик . Восточные провинции Восточной Римской империи унаследовали сильные художественные традиции поздней античности . Христианское мозаичное искусство процветало в этой области с IV века. Традиция изготовления мозаики продолжалась в эпоху Омейядов до конца VIII века. Наиболее важными сохранившимися примерами являются Карта Мадабы , мозаики горы Нево , монастыря Святой Екатерины и церкви Святого Стефана в древнем Кастрон-Мефаа (ныне Умм-ар-Расас ).
Первые полностью сохранившиеся иллюминированные библейские рукописи датируются первой половиной шестого века, в первую очередь Венское Бытие . [39] Евангелия Россано , [40] и Синопские Евангелия . [41] « Венский Диоскурид» — богато иллюстрированный ботанический трактат, подаренный византийской аристократке Юлии Аникии . [42]
Важные скульптуры из слоновой кости этого периода включают слоновую кость Барберини , которая, вероятно, изображает самого Юстиниана, [43] и архангельская кость в Британском музее . [44] Византийское серебряное блюдо продолжало украшаться сценами из классической мифологии; например, табличка в Кабинете медалей в Париже изображает Геракла, борющегося с Немейским львом . [ нужна ссылка ]
седьмого века Кризис

За эпохой Юстиниана последовал политический упадок, поскольку большая часть завоеваний Юстиниана была потеряна, и Империя столкнулась с острым кризисом из-за вторжений аваров , славян , персов и арабов в 7 веке. Константинополь также был потрясен религиозными и политическими конфликтами. [45]
Наиболее значительные сохранившиеся монументальные проекты этого периода были реализованы за пределами имперской столицы. Церковь Святого Димитрия в Салониках была перестроена после пожара в середине седьмого века. В новых разделах представлены мозаики, выполненные в удивительно абстрактном стиле. [46] Церковь Коймесиса в Никее (современный Изник ), разрушенная в начале 20 века, но задокументированная фотографиями, демонстрирует одновременное сохранение более классического стиля церковного убранства. [47] Церкви Рима, которые в этот период все еще были византийской территорией, также включают в себя важные сохранившиеся декоративные программы, особенно Санта-Мария-Антиква , Сант-Аньезе-фуори-ле-мура и часовня Сан-Венанцио-ин- Сан-Джованни-ин-Латерано . [48] Византийские мозаичисты, вероятно, также внесли свой вклад в украшение ранних памятников Омейядов , включая Купол Скалы в Иерусалиме и Великую мечеть Дамаска . [49]
Важные произведения роскошного искусства этого периода включают серебряные тарелки Давида , изготовленные во время правления императора Ираклия и изображающие сцены из жизни еврейского царя Давида . [50] Наиболее известными сохранившимися рукописями являются сирийские евангельские книги, такие как так называемая сирийская Библия Парижа . [51] Однако лондонские «Канонические таблицы» свидетельствуют о продолжающемся выпуске роскошных евангельских книг на греческом языке. [52]
В период между Юстинианом и иконоборчеством произошли серьезные изменения в социальной и религиозной роли изображений в Византии. Почитание acheiropoieta , или святых изображений, «нерукотворных», стало значительным явлением, и в некоторых случаях этим изображениям приписывали спасение городов от военного нападения. К концу седьмого века некоторые изображения святых стали рассматриваться как «окна», через которые можно было общаться с изображенной фигурой. Проскинезис перед изображениями также засвидетельствован в текстах конца седьмого века. Эти события положили начало богословию икон . [53]
В то же время обострились споры о должной роли искусства в убранстве церквей. Три правила Пятишестого Собора 692 г. касались разногласий в этой области: запрещение изображения креста на церковных помостах (канон 73), запрещение изображения Христа в виде агнца (канон 82) и общий запрет на «изображения , находятся ли они в картинах или в каком-либо другом виде, которые привлекают взгляд и развращают ум, и побуждают его к воспламенению низменных удовольствий» (Канон 100).
Кризис иконоборчества [ править ]

Интенсивные дебаты о роли искусства в богослужении привели в конечном итоге к периоду « византийского иконоборчества ». [54] Спорадические вспышки иконоборчества со стороны местных епископов засвидетельствованы в Малой Азии в 720-е гг. В 726 году подводное землетрясение между островами Тера и Ферасия было истолковано императором Львом III как знак гнева Бога и, возможно, побудило Льва убрать знаменитую икону Христа с Халкских ворот за пределами императорского дворца. [55] Однако иконоборчество, вероятно, не стало имперской политикой до правления сына Льва, Константина V. Собор Иерии , созванный при Константине в 754 году, запретил изготовление икон Христа. Это положило начало иконоборческому периоду , который длился с перерывами до 843 года.
Хотя иконоборчество серьезно ограничило роль религиозного искусства и привело к удалению некоторых более ранних мозаик апсид и (возможно) спорадическому уничтожению переносных икон, оно никогда не представляло собой полный запрет на производство фигурального искусства. Обширные литературные источники указывают на то, что светское искусство (например, сцены охоты и изображения игр на ипподроме) продолжало создаваться. [56] и несколько памятников, которые можно точно датировать этим периодом (в первую очередь рукопись «Удобных таблиц» Птолемея, которая сегодня хранится в Ватикане). [57] ) демонстрируют, что столичные художники сохраняют высокое качество продукции. [58]
Основные церкви, относящиеся к этому периоду, включают собор Святой Ирины в Константинополе, который был перестроен в 760-х годах после разрушения землетрясением 740 года . Интерьер собора Святой Ирины, в котором доминирует большой мозаичный крест в апсиде, является одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов иконоборческого церковного убранства. [59] Церковь Святой Софии в Салониках также была перестроена в конце 8 века. [60]
Некоторые церкви, построенные в этот период за пределами империи, но украшенные в фигуральном «византийском» стиле, также могут свидетельствовать о продолжающейся деятельности византийских художников. Особенно важны в этом отношении оригинальные мозаики Палатинской капеллы в Аахене (поскольку либо разрушенные, либо сильно реставрированные) и фрески в церкви Марии Форис Портас в Кастельсеприо .
искусство Македонское


Постановления Иерийского собора были отменены новым церковным собором в 843 году, который по сей день отмечается в Восточной Православной Церкви как «Триумф Православия». В 867 году установка новой мозаики апсиды в соборе Святой Софии с изображением Богородицы с младенцем была отмечена патриархом Фотием в знаменитой проповеди как победа над злом иконоборчества. Позднее в том же году на престол вступил император Василий I , прозванный «Македонянином»; в результате последующий период византийского искусства иногда называли « македонским Ренессансом », хотя этот термин вдвойне проблематичен (он не был ни « македонским », ни, строго говоря, « ренессансом »).
В IX и X веках военное положение Империи улучшилось, увеличился покровительство искусству и архитектуре. Были сданы в эксплуатацию новые церкви, унифицированы типовая архитектурная форма (« крест-квадрат ») и декоративная схема средневизантийского храма. Основные сохранившиеся примеры включают Хосиос Лукас в Беотии , монастырь Дафни недалеко от Афин и Неа Мони на Хиосе .
Возобновился интерес к изображению сюжетов классической греческой мифологии (как на Верольской шкатулке) и к использованию «классических» эллинистических стилей для изображения религиозных, и особенно ветхозаветных, сюжетов (из них Парижская Псалтирь и « Ролл Джошуа» являются важными примерами).
В македонский период также произошло возрождение позднеантичной техники резьбы по слоновой кости. Сохранилось множество богато украшенных триптихов и диптихов из слоновой кости , таких как Харбавильский триптих и триптих в Лутон-Ху , датируемый периодом правления Никифора Фокы .
возраст Сравнительный

За македонскими императорами последовала династия Комнинов , начиная с правления Алексиоса I Комнина в 1081 году. Византия недавно пережила период серьезных потрясений после битвы при Манцикерте в 1071 году и последующей потери Малой Азии турками. Однако Комнины принесли стабильность в империю (1081–1185), и в течение двенадцатого века их энергичная кампания во многом помогла восстановить состояние империи. Комнины были великими покровителями искусств, и при их поддержке византийские художники продолжали двигаться в направлении большего гуманизма и эмоций, Владимирская Богородица , цикл мозаик в Дафни и фрески в Нерези важными примерами которых являются . Скульптура из слоновой кости и другие дорогие виды искусства постепенно уступили место фрескам и иконам, которые впервые получили широкую популярность по всей Империи. Помимо живописных икон, существовали и другие разновидности – мозаичные и керамические .
Некоторые из лучших византийских произведений этого периода можно найти за пределами Империи: в мозаиках Гелати , Киева , Торчелло , Венеции , Монреале , Чефалу и Палермо . Например, венецианская базилика Святого Марка , строительство которой началось в 1063 году, была основана на великой церкви Святых Апостолов в Константинополе, ныне разрушенной, и, таким образом, является отголоском эпохи Юстиниана. Приобретательные привычки венецианцев означают, что базилика также является великолепным музеем византийских произведений искусства всех видов (например, Пала д'Оро ).
Ларцы из слоновой кости македонской эпохи ( ) галерея
- Между 900 и 1100 годами, Национальный музей средневековья.
- С изображениями Купидонов (10 век), Художественный музей Уолтерса.
- 10–11 века, Пти-Пале.
- XI–XII века, Национальный музей средневекового и современного искусства (Ареццо).
Возраст палеологов [ править ]

Многовековая непрерывная римская политическая традиция и эллинистическая цивилизация пережили кризис в 1204 году с разграблением Константинополя венецианскими и французскими рыцарями Четвертого крестового похода , катастрофой, от которой Империя оправилась в 1261 году, хотя и в сильно ослабленном состоянии. Разграбление или последующее пренебрежение светской архитектурой города, в частности, оставило нас с несовершенным пониманием византийского искусства.
Хотя византийцы вернули город в 1261 году, с тех пор Империя оставалась маленьким и слабым государством, ограниченным Греческим полуостровом и островами Эгейского моря . Однако во время их полувекового изгнания начался последний великий расцвет анатолийского эллинизма. Когда Никея стала центром оппозиции при императорах Ласкарисах , она породила эпоху Возрождения, привлекающую ученых, поэтов и художников со всего византийского мира. Возник блестящий двор, когда обездоленная интеллигенция нашла в эллинской стороне своих традиций гордость и самобытность, незапятнанную ассоциацией с ненавистным «латинским» врагом. [61] С возвращением столицы при новой династии Палеологов у византийских художников появился новый интерес к пейзажам и пасторальным сценам, а традиционная мозаика (лучшим из сохранившихся примеров которой является церковь Хора в Константинополе ) постепенно уступила место детальным циклам. повествовательных фресок (о чем свидетельствует большая группа церквей Мистры ). Иконы, которые стали излюбленным средством художественного выражения, характеризовались менее строгим отношением, новым пониманием чисто декоративных качеств живописи и тщательным вниманием к деталям, что заслужило популярное название палеологовского маньеризма для этого периода в целом.
Венеция стала контролировать Византийский Крит к 1212 году, и византийские художественные традиции продолжались еще долгое время после османского завоевания последнего византийского государства-преемника в 1461 году. Критская школа , как она известна сегодня, постепенно вводила западные элементы в свой стиль и экспортировала большое количество произведений искусства. икон на Запад. Самым известным художником традиции был Эль Греко . [62] [63]
Наследие [ править ]



Византийская империя возникла из Восточной Римской империи в 4 веке нашей эры, и ее уникальная культура сильно повлияла на Западную Европу в средние века и эпоху Возрождения. Византийское искусство было неотъемлемой частью этой культуры и имело определенные определяющие характеристики, такие как замысловатые узоры, насыщенные цвета и религиозные темы, изображающие важных деятелей христианства .
Падение Константинополя в 1453 году стало значимым событием в истории Византийской империи и оказало глубокое влияние на мир искусства. Многие византийские художники и интеллектуалы мигрировали в Италию, где сыграли жизненно важную роль в формировании итальянского Возрождения . Миграция была частично связана с давними культурными и торговыми связями между Византийской империей и итальянскими городами-государствами, такими как Венеция и Флоренция , а также с упадком Византийской империи в предыдущие века.
Влияние византийского искусства на итальянское искусство было значительным: византийские художники принесли в Италию свои методы и знания, такие как использование сусального золота и мозаики . Они также сыграли значительную роль в развитии перспективы, которая стала ключевым элементом искусства эпохи Возрождения .
Великолепие византийского искусства всегда было в сознании западных художников и меценатов раннего Средневековья, и многие из наиболее важных движений того периода были сознательными попытками создать искусство, способное стоять рядом как с классическим римским, так и с современным византийским искусством. Особенно это касалось имперского искусства Каролингов и искусства Оттона . Предметы роскоши из Империи высоко ценились и дошли, например, до королевского англосаксонского захоронения Саттон-Ху в Саффолке 620-х годов, в котором содержится несколько серебряных монет. Особенно ценились византийские шелка , и их большое количество раздавалось в качестве дипломатических подарков из Константинополя. Есть записи о византийских художниках, работавших на Западе, особенно в период иконоборчества, и некоторые работы, такие как фрески в Кастельсеприо и миниатюры в венских коронационных Евангелиях , по-видимому, были созданы именно такими деятелями.
В частности, команды художников- мозаиков в качестве дипломатического жеста отправлялись императорами в Италию, где они часто обучали местных жителей продолжать свою работу в стиле, находящемся под сильным влиянием Византии. Венеция и нормандская Сицилия были особыми центрами византийского влияния. не начал развиваться характерный западный стиль Самые ранние сохранившиеся панно на Западе были выполнены в стиле, на который сильно повлияли современные византийские иконы, пока в Италии в Треченто ; В традиционном и до сих пор влиятельном повествовании Вазари и других история западной живописи начинается с отрыва Чимабуэ , а затем Джотто от оков византийской традиции. В целом, византийское художественное влияние на Европу резко снизилось к XIV веку, если не раньше, несмотря на сохраняющуюся важность мигрировавших византийских ученых в эпоху Возрождения в других областях.
Исламское искусство началось с художников и мастеров, в основном обученных византийским стилям, и хотя образное содержание было значительно сокращено, византийские декоративные стили продолжали оказывать большое влияние на исламское искусство, и византийские художники в течение некоторого времени продолжали импортироваться для выполнения важных работ, особенно для мозаики .
Правильно определяемая византийская эпоха подошла к концу с падением Константинополя турками -османами в 1453 году, но к этому времени византийское культурное наследие широко распространилось, благодаря распространению православия, в Болгарию , Сербию , Румынию и другие страны. самое главное — в Россию , ставшую центром православного мира после османского завоевания Балкан. Даже при османском правлении византийские традиции в иконописи и других мелких искусствах сохранились, особенно на Крите и Родосе , находившихся под властью венецианцев , где «поствизантийский» стиль под растущим западным влиянием сохранялся еще два столетия, создавая художников. в том числе Эль Греко, чье обучение проходило в Критской школе , которая была самой энергичной поствизантийской школой, экспортировавшей большое количество икон в Европу. Готовность критской школы принять западное влияние была нетипичной; В большинстве поствизантийских стран «искусство как инструмент этнической сплоченности стало настойчиво консервативным в период Туркократия » (период османского владычества). [64]
Русская иконопись началась с полного заимствования и подражания византийскому искусству, как и искусство других православных народов, и осталась чрезвычайно консервативной в иконографии, хотя ее стиль живописи приобрел отчетливые характеристики, включая влияние западного искусства постренессансного периода. Все восточные православные церкви по-прежнему строго защищают свои традиции с точки зрения формы и содержания изображений, и, например, современные православные изображения Рождества Христова мало отличаются по содержанию от тех, которые были разработаны в VI веке.
См. также [ править ]
Византийская культура |
---|
![]() |
- Византийские иллюминированные рукописи
- Византийская архитектура
- Византийские мозаики
- Македонское искусство (Византия)
- Византийское серебро
- Византийское иконоборчество
- Сакральное искусство
- Книга Иова в византийских иллюминированных рукописях
Примечания [ править ]
- ^ Мишелис 1946 ; Вайцман 1981 .
- ^ Китцингер 1977 , стр. 1–3.
- ^ Мишелис 1946 ; Айналов 1961 , «Введение», стр. 3–8; Стилиану и Стилиану 1985 , с. 19; Ханфманн 1967 , «Раннехристианская скульптура», с. 42; Вейцманн 1984 .
- ^ Бассетт 2004 .
- ^ Манго 1963 , стр. 53–75.
- ^ Айналов 1961 , «Эллинистический характер византийской настенной живописи», стр. 185–214.
- ^ Вейцманн 1981 , с. 350.
- ^ Брендель 1979 .
- ^ Беренсон 1954 .
- ^ Элснер 2002 , стр. 358–379.
- ^ Китцингер 1977 .
- ^ Онианс 1980 , стр. 1–23.
- ^ Манго 1963 , с. 65.
- ^ Бельтинг 1994 .
- ^ Уокер, Алисия (2021). «Межкультурное художественное взаимодействие в ранневизантийский период». В Фримене, Эване (ред.). Smarthistory Путеводитель по византийскому искусству .
- ^ Бассетт 2004 .
- ^ Фауден 1991 , стр. 119–131; Бауэр 1996 .
- ^ Мэтьюз 1971 ; Хенк 2001 , стр. 279–304.
- ^ Кюлерих 1998 .
- ^ Мэтьюз 1971 .
- ^ Краутхаймер 2000 .
- ^ Шпизер 1984 ; Чурчич 2000 .
- ^ Райт 1993 .
- ^ Райт 2001 .
- ^ Левин 1985 .
- ^ Волбах 1976 .
- ^ Дельбрюк 1929 .
- ^ Додд 1961 .
- ^ Альмагро-Горбеа 2000 .
- ^ Маас 2005 .
- ^ Тр. Х. Б. Дьюинг, Прокопий VII (Кембридж, 1962).
- ^ Мэйнстоун 1997 .
- ^ Дарк и Озгюмюш 2002 , стр. 393‒413.
- ^ Бардилл 2000 , стр. 1–11; Мэтьюз 2005 .
- ^ Форсайт и Вайцманн 1973 .
- ^ Тиль 2005 .
- ^ Дайхманн 1969 .
- ^ «Проект Евразианской базилики» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 28 января 2007 г.
- ^ Уэллс 1960 .
- ^ Лошадь 1992 .
- ^ Грабарь 1948 .
- ^ Мазал 1998 .
- ^ Катлер 1993 , стр. 329–339.
- ^ Райт 1986 , стр. 75–79.
- ^ Халдон 1997 .
- ^ Брубейкер 2004 , стр. 63–90.
- ^ Барбер 1991 , стр. 43–60.
- ^ Матиас 1987 .
- ^ Кресвелл 1969 ; Наводнение 2001 года .
- ^ Лидер 2000 , стр. 407–427.
- ^ Лерой 1964 .
- ^ Норденфальк 1938 .
- ^ Брубейкер 1998 , стр. 1215–1254.
- ^ Брайер и Херрин 1977 ; Брубейкер и Халдон 2001 .
- ^ Штейн 1980 ; История иконы «Мел», возможно, является более поздним изобретением: Auzépy 1990 , стр. 445–492.
- ^ Грабарь 1984 .
- ^ Райт 1985 , стр. 355–362.
- ^ Брайер и Херрин 1977 , Робин Кормак, «Искусство в эпоху иконоборчества».
- ^ Пешлов 1977 .
- ^ Теохариду 1988 .
- ^ Эш 1995 .
- ^ Байрон, Роберт (октябрь 1929 г.). «Греко: Эпилог византийской культуры». Журнал Burlington для ценителей . 55 (319): 160–174. JSTOR 864104 .
- ^ Прокопиу, Анджело Г. (март 1952 г.). «Эль Греко и критская живопись». Журнал Берлингтон . 94 (588): 76–74. JSTOR 870678 .
- ^ Кесслер 1988 , с. 166.
Ссылки [ править ]
- Айналов, Д. В. (1961). Эллинистические истоки византийского искусства . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса.
- Альмагро-Горбеа, М., изд. (2000). Диск Феодосия . Мадрид: Королевская академия истории. ISBN 9788489512603 .
- Эш, Джон (1995). Византийское путешествие . Лондон: Random House Incorporated. ISBN 9780679409342 .
- Озепи, М.-Ф (1990). «Уничтожение Халкейской иконы Христа Львом III: пропаганда или реальность?». Византия . 60 : 445–492.
- Барбер, К. (1991). «Церковь Коймесис, Никея: пределы представительства накануне иконоборчества». Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik . 41 : 43–60.
- Бардилл, Дж. (2000). «Церковь Сергия и Вакха в Константинополе и беженцы-монофизиты». Документы Думбартон-Окса . 54 : 1–11. дои : 10.2307/1291830 . JSTOR 1291830 .
- Бассетт, Сара (2004). Городской образ позднеантичного Константинополя . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521827232 .
- Бауэр, Франц Альто (1996). Город, площадь и памятник поздней античности . Майнц: П. фон Заберн. ISBN 9783805318426 .
- Белтинг, Ганс (1994). Сходство и присутствие: история изображения до эпохи искусства . Перевод Джефкотта, Эдмунда. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226042152 .
- Беренсон, Бернард (1954). Арка Константина, или Упадок формы . Лондон: Чепмен и Холл.
- Брендель, Отто Дж. (1979). Пролегомены к изучению римского искусства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300022681 .
- Брубейкер, Лесли; Халдон, Джон (2001). Византия в эпоху иконоборчества (ок. 680-850): Источники . Бирмингем: Ашгейт.
- Брубейкер, Л. (1998). «Иконы до иконоборчества? Социальные и культурные морфологии в Европе между поздней античностью и ранним средневековьем». Учебные недели Итальянского центра исследований раннего средневековья . 45 : 1215–1254.
- Брубейкер, Л. (2004). «Элиты и покровительство в ранней Византии: свидетельства Святого Деметрия в Салониках». В Халдоне, Джон; и др. (ред.). Византийский и раннеисламский Ближний Восток: старые и новые элиты . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 63–90.
- Брайер, А.; Херрин, Джудит, ред. (1977). Иконоборчество: доклады, представленные на девятом весеннем симпозиуме византийских исследований, Бирмингемский университет, март 1975 г. Бирмингем: Центр византийских исследований. ISBN 9780704402263 .
- Кавалло, Гульельмо (1992). Пурпурный кодекс Россаны . Рим: Грац.
- Кресвелл, Кеппел AC (1969). Ранняя мусульманская архитектура . Нью-Йорк: Кларендон Пресс.
- Чурчич, Слободан (2000). Некоторые наблюдения и вопросы относительно раннехристианской архитектуры в Салониках . Салоники: Министерство культуры: Эфорат византийских древностей Салоник. ISBN 9789608674905 .
- Катлер, А. (1993). «Барбериниана: Заметки о создании, содержании и происхождении Лувра OA. 9063». Tesserae: Festschrift for Josef Engemann, ежегодник античности и христианства, дополнительный том . 18 : 329–339.
- Дарк, К.; Озгюмюш, Ф. (2002). «Новые свидетельства византийской церкви Святых Апостолов из Фатих-Джами, Стамбул». Оксфордский журнал археологии . 21 (4): 393–413. дои : 10.1111/1468-0092.00170 .
- Дайхманн, Фридрих Вильгельм (1969). Равенна: столица позднеантичного Запада . Висбаден: Франц Штайнер. ISBN 9783515020053 .
- Дельбрюк, Р. (1929). Консульские диптихи и связанные с ними памятники . Берлин: Де Грюйтер.
- Додд, Эрика Крукшанк (1961). Византийские серебряные марки . Вашингтон: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса, попечители Гарвардского университета.
- Элснер, Дж. (2002). «Рождение поздней античности: Ригль и Стржиговский в 1901 году». История искусств . 25 (3): 358–379. дои : 10.1111/1467-8365.00326 .
- Эне Д-Василеску, Елена (2021). Микеланджело, византийцы и Платон . Независимая издательская сеть. ISBN 9781800498792 .
- Эне Д-Василеску, Елена (2021). Заглянем в Византию. Его философия и искусство . ISBN 9781800498808 .
- Наводнение, Финбарр Бэрри (2001). Великая мечеть Дамаска: исследования создания визуальной культуры Омейядов . Лейден: Брилл.
- Форсайт, Джордж Х.; Вайцманн, Курт (1973). Монастырь Святой Екатерины на горе Синай: церковь и крепость Юстиниана . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- Фауден, Гарт (1991). «Порфировая колонна Константина: самый ранний литературный намек». Журнал римских исследований . 81 : 119–131. дои : 10.2307/300493 . JSTOR 300493 . S2CID 162363159 .
- Грабарь, Андре (1984). Византийское иконоборчество: Археологические записи (2-е изд.). Париж: Фламмарион. ISBN 9782080126030 .
- Грабарь, Андре (1948). Картины Синопского Евангелия (Национальная библиотека, Приложение гр. 1286) . Париж: Национальная библиотека.
- Халдон, Джон (1997) [1990]. Византия в седьмом веке: трансформация культуры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Ханфманн, Георгий Максим Аносов (1967). Классическая скульптура . Гринвич, Коннектикут: Нью-Йоркское графическое общество.
- Хенк, Н. (2001). «Констанций и Филоктист?» (PDF) . Документы Думбартон-Окса . 55 : 279–304. дои : 10.2307/1291822 . JSTOR 1291822 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2014 г. Проверено 29 сентября 2014 г.
- Кесслер, Герберт Л. (1988). «О состоянии истории средневекового искусства». Художественный вестник . 70 (2): 166–187. дои : 10.1080/00043079.1988.10788561 . JSTOR 3051115 .
- Кюлерих, Бенте (1998). Основание Обелиска в Константинополе . Рим: Г. Бретшнайдер.
- Китцингер, Эрнст (1977). Становление византийского искусства: основные направления стилистического развития средиземноморского искусства III–VII веков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0571111541 .
- Краутхаймер, Р. (2000). Рим: Профиль города . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691049618 .
- Лидер Р. (2000). «Возвращение к пластинам Давида: трансформация светского мира в ранней Византии». Художественный вестник . 82 (3): 407–427. дои : 10.2307/3051395 . JSTOR 3051395 .
- Лерой, Жюль (1964). Рукописи сирийской живописи, хранящиеся в библиотеках Европы и Востока; вклад в изучение иконографии сироязычных Церквей . Париж: Книжный магазин востоковедов П. Гютнера.
- Левин, И. (1985). Кведлинбургская Итала: старейшая иллюстрированная библейская рукопись . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004070936 .
- Маас, М., изд. (2005). Кембриджский спутник эпохи Юстиниана . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139826877 .
- Мейнстон, Роуленд Дж. (1997). Собор Святой Софии: архитектура, структура и литургия Великой церкви Юстиниана . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 9780500279458 .
- Манго, Кирилл (1963). «Античная скульптура и византийский наблюдатель». Документы Думбартон-Окса . 17 :53‒75. дои : 10.2307/1291190 . JSTOR 1291190 .
- Мэтьюз, Томас Ф. (1971). Ранние церкви Константинополя: архитектура и литургия . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271001081 .
- Мэтьюз, Томас Ф. (2005). «Дворцовая церковь Сергия и Вакха в Константинополе» . В Эмерик, Джей-Джей; Деллианнис, Д.М. (ред.). Археология в архитектуре: исследования в честь Сесила Л. Страйкера . Майнц: фон Заберн. ISBN 9783805334921 .
- Матиас, Гульельмо (1987). Средневековая римская живопись . Рим: Фрателли Паломби. ISBN 9788876212345 .
- Мазал, Отто (1998). Венский Диоскорид: Codex medicus Graecus 1 Австрийской национальной библиотеки . Грац: Академическая типография и издательство. ISBN 9783201016995 .
- Микелис, Панайотис А. (1946). Эстетический подход к византийскому искусству . Афины: Пирсу.
- Норденфальк, Карл (1938). Die spätantiken Kanontafeln . Гетеборг: O. Isacsons boktryckeri a.-b.
- Онианс, Дж. (1980). «Абстракция и воображение в поздней античности» . История искусств . 3 : 1–23. дои : 10.1111/j.1467-8365.1980.tb00061.x .
- Пешлоу, Урс (1977). Церковь Ирины в Стамбуле . Тюбинген: Э. Васмут. ISBN 9783803017178 .
- Рансиман, Стивен (1987) [1954]. История крестовых походов: Королевство Акра и поздние крестовые походы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521347723 .
- Шпизер, Ж.-М. (1984). Салоники и его памятники IV-VI веков . Афины: Французская школа в Афинах.
- Штейн, Д. (1980). Начало спора об образе Византии и его развитие до 1940-х годов VIII века . Мюнхен: Институт византийских исследований и новогреческой филологии при университете.
- Стилиану, Андреас; Стилиану, Джудит А. (1985). Расписные церкви Кипра: сокровища византийского искусства . Лондон: Триграф для Фонда АГ Левентиса.
- Теохариду, К. (1988). Архитектура собора Святой Софии в Салониках от его возведения до турецкого завоевания . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Тиль, Андреас (2005). Церковь Святого Иоанна в Эфесе . Висбаден: Исд. ISBN 9783895003547 .
- Вольбах, Вольфганг Фриц (1976). Изделия из слоновой кости поздней античности и раннего средневековья . Майнц: из Заберна. ISBN 9783805302807 .
- Вайцманн, Курт (1981). Классическое наследие в византийском и ближневосточном искусстве . Лондон: Перепечатки Variorum.
- Вайцманн, Курт (1984). Греческая мифология в византийском искусстве . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780860780878 .
- Веллес, Эмми (1960). Венский генезис . Лондон: Т. Йоселофф.
- Райт, Д.Х. (1985). «Дата Ватиканских иллюминированных удобных таблиц Птолемея и их ранних дополнений» . Византийская газета . 78 (2): 355–362. дои : 10.1515/byzs.1985.78.2.355 . S2CID 194111177 .
- Райт, Д. (1986). «Юстиниан и архангел». Этюды по позднеантичному искусству, посвященные Фридриху Вильгельму Дайхману . III . Майнц: 75-79.
- Райт, Дэвид Херндон (2001). Римский Вергилий и истоки средневекового книжного дизайна . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 9780802048196 .
- Райт, Дэвид Херндон (1993). Ватиканский Вергилий: шедевр позднеантичного искусства . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520072404 .
Дальнейшее чтение [ править ]
Часть серии о |
История греческого искусства |
---|
![]() |
- Аллоа, Эммануэль (2013). «Визуальные исследования в Византии». Журнал визуальной культуры . 12 (1): 3‒29. дои : 10.1177/1470412912468704 . S2CID 191395643 .
- Беквит, Джон (1979). Раннехристианское и византийское искусство (2-е изд.). Пингвин История искусства. ISBN 978-0140560336 .
- Бюрен, Ральф ван ; Ясинский, Мацей Ян (2024), Невидимое божество в истории искусства. Является ли Эрвин Панофски (1892–1968) все еще актуальным для расшифровки христианской иконографии? , в «Церковь, коммуникация и культура», 9, стр. 1–36. DOI: 10.1080/23753234.2024.23225
- Кормак, Робин (2000). Византийское искусство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-284211-4 .
- Кормак, Робин (1985). Письмо золотом, Византийское общество и его иконы . Лондон: Джордж Филип. ISBN 978-054001085-1 .
- Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Лондон: Phaidon Press. ISBN 978-0714848105 .
- Эванс, Хелен С., изд. (2004). Византия, вера и сила (1261–1557 гг.) . Метрополитен-музей / Издательство Йельского университета. ISBN 978-1588391148 .
- Эванс, Хелен К. и Уиксом, Уильям Д. (1997). Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг. н.э. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. OCLC 853250638 .
- Фриман, Эван и Энн МакКланан, ред. (2021). Smarthistory Путеводитель по византийскому искусству .
- Герстель, Шэрон Э.Дж.; Лауффенбургер, Джули А., ред. (2001). Утерянное искусство вновь открыто . Государственный университет Пенсильвании. ISBN 978-0-271-02139-3 .
- Херст, Эллен (8 августа 2014 г.). «Путеводитель по византийскому искусству для начинающих» . Смартистория . Проверено 20 апреля 2016 г.
- Джеймс, Элизабет (2007). Искусство и текст в византийской культуре (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83409-4 .
- Карахан, Энн (2015). «Патристика и византийские метаобразы. Формирование веры в Божественное от письменного к нарисованному богословию». В Харрисоне, Кэрол; Биттон-Ашкелони, Броурия; Де Брюин, Теодор (ред.). Патристические исследования в XXI веке . Тюрнхаут: Издательство Бреполс. стр. 551–576. ISBN 978-2-503-55919-3 .
- Карахан, Энн (2010). Византийские святые образы – трансцендентность и имманентность. Богословская основа иконографии и эстетики церкви Хора (Orientalia Lovaniensia Analecta № 176) . Левен-Париж-Уолпол, Массачусетс: Peeters Publishers. ISBN 978-90-429-2080-4 .
- Карахан, Энн (2016). «Византийская визуальная культура. Условия «правильной» веры и некоторые платонические взгляды ». Numen: International Review for the History of Religions . 63 (2–3). Лейден: Koninklijke Brill NV: 210–244. doi : 10.1163/15685276. -12341421 . ISSN 0029-5973 .
- Карахан, Энн (2014). «Византийское иконоборчество: идеология и поиск власти». В Колруде, К.; Прусак, М. (ред.). Иконоборчество от древности до современности . Фарнхэм Суррей: Ashgate Publishing Ltd., стр. 75–94. ISBN 978-1-4094-7033-5 .
- Карахан, Энн (2015). «Глава 10: Влияние каппадокийского богословия на византийскую эстетику: Григорий Назианзин о единстве и единственности Христа». В Думитрашку, Н. (ред.). Экуменическое наследие каппадокийцев . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 159–184. ISBN 978-1-137-51394-6 .
- Карахан, Энн (2012). «Красота в глазах Бога. Византийская эстетика и Василий Кесарийский». Византия: Revue Internationale des Études Byzantines . 82 : 165–212. eISSN 2294-6209 . ISSN 0378-2506 . * Карахан, Энн (2013). «Образ Божий в Византийской Каппадокии и проблема высшей трансцендентности». Студия Патристика . 59 : 97‒111. ISBN 978-90-429-2992-0 .
- Карахан, Энн (2010). «Проблема περιχώρησις в византийских святых изображениях». Студия Патристика . 44 : 27–34. ISBN 978-90-429-2370-6 .
- Манго, Кирилл, изд. (1972). Искусство Византийской империи, 312–1453 гг.: Источники и документы . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис - Холл.
- Оболенский, Дмитрий (1974) [1971]. Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг . Лондон: Кардинал. ISBN 9780351176449 .
- Вайцманн, Курт, изд. (1979). Эпоха духовности: позднее античное и раннехристианское искусство, третий-седьмой век . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
Внешние ссылки [ править ]

- Byzantine Publications Online , бесплатно доступные для скачивания в Dumbarton Oaks.
- Летаби, Уильям (1911). Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). стр. 906–911. .
- Eikonografos.com: Византийские иконы и мозаики, заархивировано 31 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- Энтони Катлер об экономической истории византийских мозаик, настенных росписей и икон в Думбартон-Оксе .