Jump to content

Позднеантичная и средневековая мозаика в Италии.

Базилика Сан-Витале , Равенна , 548 г.

Италия имеет самую богатую концентрацию позднеантичной и средневековой мозаики в мире. Хотя этот художественный стиль особенно связан с византийским искусством , и многие итальянские мозаики, вероятно, были созданы импортированными грекоязычными художниками и мастерами, на основных византийских территориях осталось на удивление мало значительных мозаик. Это особенно актуально перед византийским иконоборчеством VIII века. [1]

Позднеантичная мозаика

[ редактировать ]
Большая Охота ; этаж виллы на площади Пьяцца Армерина , Сицилия , ок. 320. Цифры примерно в натуральную величину.
История Ионы , напольная мозаика в Аквилейском соборе, 314-318 гг. Иона примерно в натуральную величину
Деталь потолка Санта-Костанца , 324-6
Санта-Пуденциана , 384-9 Мозаика апсиды

«Раннеримские мозаики принадлежали полу»; [2] за исключением Нерона и прилегающих местах, где шансы на выживание были выше , Domus Aurea , существует мало свидетельств амбициозных настенных мозаик до христианского периода, даже в Помпеях чем где-либо еще. [3] Знаменитая Александровская мозаика (ок. 100 г.) из Помпеи была напольной, а основное применение вертикальных мозаик было для мест, непригодных для фресок , таких как фонтаны, бани и садовая архитектура, включая очень популярный нимфей . [4]

Роскошные напольные мозаики, обнаруженные археологами на виллах , продолжаются и в период поздней античности, в том числе на вилле Романа дель Казале на площади Пьяцца Армерина и на мозаике «Гладиатор» , обе датируются примерно 320-ми годами. Напротив, на полах раннехристианских церквей было очень мало изобразительного искусства, несомненно, главным образом потому, что ходить по священным изображениям считалось неуместным. Полы церкви в основном имеют геометрическую форму, с небольшими изображениями животных и тому подобного. [5] тогда как на самых важных этажах виллы могут быть огромные сцены с множеством фигур. Главным сохранившимся исключением является пол собора в Аквилее , который является самой ранней крупной христианской мозаикой в ​​Италии, датируемой 314-18 годами. Здесь есть большие изображения христианских символов, которые можно увидеть в катакомбах Рима , в том числе Доброго пастыря , Ионы и кита, но нет прямых изображений Христа. [6] Гробница Юлия , расположенная под собором Святого Петра и до него, в Риме также имеет символические изображения, в том числе знаменитое изображение Христа как бога Солнца в его колеснице. Этот предмет также имеет золотой фон, который обычно не встречался до конца IV века. [7]

Позднеантичный Рим

[ редактировать ]

Святая Констанция

[ редактировать ]

Мозаики IV века в церквях Рима имеют мало современных аналогов в других местах. были мозаики . В Латеранской базилике, построенной императором Константином I с 312 года, [8] Самые ранние из сохранившихся находятся в Санта-Костанце , построенном при Константине, и мавзолее его дочерей Константины и Елены. [9] Эти мозаики, украшающие стены и потолки церкви, изображающие библейские сцены, в основном из Ветхого Завета , окруженные текущей рекой, были разрушены в 1620 году и сохранились лишь в некоторых эскизах. Сводчатый потолок амбулатории сохранил мозаику из 324–6 различных декоративных рисунков с маленькими птицами, фигурами, пасторальными сценами и путти в отсеках в геометрической рамке в одних секциях и в расположении листвы в других. Несмотря на попытки искусствоведов извлечь из этих компонентов христианскую символику, композиция, по сути, заимствована из языческих декоративных схем величественных зданий. [10] Работа очень качественная и в хорошем состоянии, хоть и реставрированная. [11] Существует также апсидная мозаика Traditio Legis V века , на которой изображен стоящий слегка бородатый Христос с поднятой рукой. Некоторые другие сцены того же периода сохранились и тщательно отреставрированы. [12]

Санта-Пуденциана

[ редактировать ]

Санта-Пуденциана имеет апсидную мозаику 384-9 с необычайно сложной композицией Traditio Legis . Христос с густой бородой сидит на богатом, украшенном драгоценностями троне под большим crux gemmata (крестом, украшенным драгоценностями) на небольшой горе. Христа окружают две группы по пять апостолов во главе со святыми Петром и Павлом , над головами которых держат лавровые венки две женские фигуры, представляющие церковь иудеев и язычников соответственно . Позади Христа простирается портик с черепичной крышей, над которым виден большой городской пейзаж с величественными зданиями. В небе большие символы евангелистов . Мозаика мало реставрировалась. [13]

Санта-Мария-Маджоре

[ редактировать ]

Санта-Мария-Маджоре имеет большую площадь мозаик, вероятно, 432-440 годов. [ нужна ссылка ] Они покрывают апсиду , «триумфальную арку» (эквивалент арки алтаря ) и участки стен нефа , изначально гораздо большие , где сохранились 27 из 42 оригинальных панелей из последовательности сцен из Ветхого Завета . Они находятся прямо наверху стены, и их трудно увидеть. Мозаика апсиды теперь в основном представляет собой «Коронацию Богородицы» 1295 года работы Якопо Торрити ; Вероятно, первоначально он состоял из гигантских свитков листвы, сохранившихся на верхних сторонах. В Сан-Клементе сохранилась аналогичная мозаика апсиды, которая теперь является переработкой 1299 года по оригиналу V века. [14] Триумфальная арка представляет собой самый ранний из сохранившихся монументальных циклов Жития Богородицы , посвященной церкви, и считается, что она была воздвигнута Папой Сикстом III (432–4040 гг.) в честь Эфесского Собора , где учение Марии восторжествовало над несториане .

Святые Косма и Дамиан

[ редактировать ]

Апсида Санти Косма и Дамиано (526–530) изображает поднятого стоящего Христа, бородатого и в простых одеждах, со святыми Космой и Дамианом , святым Феодором и папой Феликсом IV, представленными ему Петром и Павлом . Ниже этой сцены двенадцать овец на золотом фоне представляют Апостолов , стоящих по бокам от Агнца Божьего . Оба регистра имеют травянистые уровни земли, верхний - с камнями и растениями, а на крайних сторонах - две пальмы. Лица вытянуты на византийский манер, святой Феодор носит платье византийского придворного с таблионом и богато украшенную мантию. [15]

Триумфальная арка и полукупол апсиды в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе , Равенна (549 г.)

Равенна была сделана столицей Западной Римской империи (заменив Милан ) в 402 году. Она оставалась столицей до 8 века, сначала Остготского королевства с 493 года, а затем после 540 года византийского экзархата Равенны , прежде чем вернуться в небольшой городок. статус, который так хорошо сохранил свои церковные здания, хотя дворцы правителей и двора были потеряны. Восемь раннехристианских памятников Равенны, все со значительными мозаиками, включены в Список всемирного наследия . Это:

Другие города

[ редактировать ]
Базилика Сан-Лоренцо в Милане , с раскрытым нижним рисунком .

Милан был главным военным центром Северной Италии, контролировавшим дороги на север, и эффективной столицей Констанция II , сына Константина. Большая восьмиугольная часовня Сан-Аквилино в базилике Сан-Лоренцо в Милане, возможно, была построена как императорский мавзолей для Галлы Плацидии около 400 г. В ней есть апсидная мозаика, изображающая Traditio Legis с безбородым Христом в белых одеждах в окружении апостолов, как и часть гораздо более крупной схемы, оставшейся сейчас лишь фрагментами. В одном месте мозаика отпала, обнажая нижний рисунок . [16] есть несколько фигур святых и купол около 470 лет В Сант-Амброджо . [17]

Другие относительно скромные мозаики встречаются в нескольких местах, в том числе на куполообразном потолке V века в баптистерии Неаполитанского собора . Непосредственно за пределами современной Италии, но в пределах более старых границ, находится Евфразиева базилика в Порече (Паренцо), Истрия , с обширной мозаикой около 530 г. на апсиде и триумфальной арке. Впервые композиции занимает Богородица центр апсидной полукупольной безбородый Христос в Величестве . в окружении святых, в центре арки – [18]

Мозаики раннего средневековья (550-1200 гг.)

[ редактировать ]
Санта-Прасседе , около 820 г.

В четырех церквях Рима рядом с местом хранения их мощей выставлены мозаики святых; все это свидетельствует об отказе от классического иллюзионизма в пользу большеглазых фигур, плавающих в космосе. Рим находился в руках Византии с 536 по 545 годы, что может объяснить такую ​​перемену. Это Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (580-е гг.), Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (625-38 гг.), Санто-Стефано-Ротондо (640-е гг.) и часовня Сан-Венанцио в Латеранской базилике (ок. 640 г.). [19] Единственные известные мозаики 8-го века - это мозаики в часовне-гробнице Папы Иоанна VII в Старом соборе Святого Петра , которые были записаны на рисунках до сноса здания и некоторые фрагменты которых удалось спасти. Вокруг центральной Девы Оранской , перед которой стоял на коленях Папа, располагались три ряда сцен из жизни Христа . [20]

Благодаря политической стабильности, вызванной франкским произошел новый всплеск производства крупных римских мозаик завоеванием Италии, в период Каролингов . [21] Большой зал ( триклиний ) Латеранского дворца имел религиозную мозаику в полукуполе, похожем на апсиду, которая сохранилась, теперь вынесена наружу и очень тщательно отреставрирована. [22] В пяти церквях Рима есть мозаика этого периода: Санти-Нерео и Ахиллео (ок. 814 г.) имеет иконографически эксцентричную программу в восточной части, а Санта-Прасседе и Санта-Чечилия-ин-Трастевере (обе около 820 г.) и Сан-Марко (введены в эксплуатацию между 828 г. ) и 848) все имеют полукупола, как у Санти Космы и Дамиано (526-30 - выше) со Святыми Петром и Павлом, представляющими мучеников, и Папой -донором, несущим модель церкви. [23] В Санта-Марии-ин-Домнике (ок. 820 г.) изображена Мадонна с Младенцем на троне среди святых и ангелов.

Монте-Кассино

[ редактировать ]
Собор Монреале , Сицилия, после 1174 года.
Палатинская капелла , Палермо, после 1132 года.

Примерно к X веку в Италии была утрачена способность производить высококачественные мозаичные работы, и лучшие работы создавались бригадами, отправленными византийскими императорами в качестве дипломатической помощи. В конце XI века местное мастерство начало возрождаться, без сомнения, с некоторым первоначальным вкладом Византии. Важные мозаики аббатства Монте-Кассино , выполненные византийскими мастерами примерно между 1066 и 1071 годами, когда аббатом был Дезидерий, будущий папа Виктор III , исчезли (за исключением небольших фрагментов) задолго до того, как аббатство было разрушено американским воздушным налетом. в 1944 году. Их стиль, вероятно, был аналогичен остальным участкам схемы Салернского собора , созданной около 1085 года близким коллегой Дезидерия. По словам летописца аббатства Льва Остийского Дезидерия, он следил за тем, чтобы монахи обучались навыкам греческих мастеров. [24]

Норман Сицилия

[ редактировать ]

Палатинская капелла это королевская капелла норманнских . королей Сицилии в Палаццо Реале в Палермо , построенная по заказу Рожера II Сицилийского в 1132 году изысканный стиль, выполненный местными мастерами 1160-х и 1170-х годов; [25] Собор Чефалу также был начат Роджером вместе с греческими художниками в 1130-х годах, но полная схема мозаики так и не была завершена. Церковь Марторана в Палермо украшена мозаикой того же периода, хотя и немного в другом стиле.

Строительство собора в Монреале было начато в 1174 году и имеет самую большую площадь мозаики, сохранившейся до 1200 года, в Италии. Палаццо Реале и замок в Зисе, Палермо, имеют единственные сохранившиеся значительные панели светской мозаики того периода, вероятно, обе датируются примерно 1170 годом, оба из которых демонстрируют значительное исламское влияние, хотя это может отражать византийский стиль таких работ. Противостоящие друг другу фигуры птиц, лучников и львов расположены вокруг деревьев в геометрических схемах. [26]

Базилика Святого Марка , Венеция

Самые ранние сохранившиеся мозаики в окрестностях Венеции находятся на острове-конкуренте Торчелло , где в соборе находится апсидная мозаика конца XII века, изображающая знаменитую красоту стоящей Девы Одигитрии , изолированную на огромном золотом фоне. К тому же периоду относится « Страшный суд» на западной стене; другие мозаики в соборе относятся к началу XII, а возможно, и XI веков. [27] Церковь Санта-Мария-э-Сан-Донато на соседнем острове Мурано имеет похожую мозаику апсиды Богородицы 13-го века, а также секционный пол опуса 1140 года. [26]

Строительство нынешней базилики Святого Марка в Венеции было начато в 1061 году, и ее стены были полностью украшены мозаикой, которую часто заменяли, и работы продолжались до 17 века. Собор Святого Марка — самое большое из немногих сохранившихся зданий в Равенне, Сицилии, Турции и Греции, которые сохраняют уникальное воздействие полного мозаичного интерьера. Вероятно, сохранились некоторые следы мозаики до разрушительного пожара 1106 года. [28] но большинство оригинальных мозаик датируются следующими тремя столетиями, хотя часто их тщательно реставрируют или полностью переделывают в виде копий. Они переходят от византийского стиля к более романскому . К счастью, дополнения позднего Возрождения не слишком заметны, поскольку их обычно считают досадными ошибками.

Отто Демус считает, что ранние мозаики были созданы местными мастерскими, осведомленными о недавних византийских работах и, возможно, с участием греков или обученных ими. [29] Что бы там ни было когда-то, в городе почти не осталось никаких других мозаичных работ.


Якопо Торрити , Коронование Богородицы , Санта-Мария-Маджоре , Рим , ок. 1296

Период Высокого Средневековья (1200-1400 гг.)

[ редактировать ]

В 1220-х годах Папе пришлось попросить у Венеции мастеров для выполнения мозаики апсиды Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура , но к концу 13-го века Рим снова смог создавать прекрасные мозаики с помощью местных команд. С этого периода становятся известны художники, ответственные за их дизайн; в основном они были художниками и, по-видимому, в основном отвечали за дизайн, работая со специалистами по мозаике. Наиболее значимыми представителями этого первого периода являются Пьетро Каваллини , Якопо Торрити и Джотто . [30]


Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Грабарь, 14-15.
  2. ^ Рис, Ричард, в Хениг, 244.
  3. ^ Данбабин, 241
  4. ^ Данбабин, 236-250; Смит, Дэвид. в Хениге, 135–7; Гейл, 738; Адам, Жан-Пьер, тр. Энтони Мэтьюз. Римское строительство: материалы и техника , 228-9, Рутледж, 1999, ISBN   0-415-20866-1 , ISBN   978-0-415-20866-6 , книги Google
  5. ^ Талбот Райс, 118-119.
  6. ^ Дейл, 738
  7. ^ Гейл, 740
  8. ^ Дейл, 740 г.
  9. ^ «Позднеантичная римская мозаика» . Мозаика . Проверено 23 сентября 2018 г.
  10. ^ Бордман, 315. На самом деле это «мотивы, традиционные для напольной мозаики».
  11. ^ Талбот Райс, 134–5, и Дейл, 740.
  12. ^ Талбот Райс, 135
  13. ^ Талбот Райс, 136-8.
  14. ^ Талбот Райс, 138
  15. ^ Дейл, 741; Талбот Райс, 138–144 гг.
  16. ^ Дейл, 740;
  17. ^ Талбот-Райс, 171; Дейл, 740
  18. ^ Талбот-Райс, 168
  19. ^ Дейл, 741 год. Все датированы по времени правления Папы, который их заказал.
  20. ^ Дейл, 741. Фигура Богородицы сейчас находится во Флоренции.
  21. ^ Додуэлл, 3–6; Дейл 741
  22. ^ Дейл, 741; Додвелл, 4 описывает текущую версию как просто копию.
  23. ^ Додуэлл, 3–6; Дейл, 741
  24. ^ Додуэлл, 165–167; Дейл, 743-4.
  25. ^ Додуэлл, 187–188.
  26. ^ Перейти обратно: а б Талбот Райс, 216–17
  27. ^ Талбот Райс, 216–17; Дейл, 746
  28. ^ Демус, 5
  29. ^ Демус, 188-89.
  30. ^ Дейл, 748 г.
  • Бордман, редактор Джона, Оксфордская история классического искусства , 1993, OUP, ISBN   0-19-814386-9
  • Дейл, Томас Э.А., «Мозаика», у Кристофера Кляйнхенца (редактор), Средневековая Италия: энциклопедия , Routledge, 2004, ISBN   0-415-93931-3 , ISBN   978-0-415-93931-7 Книги Google
  • Демус, Отто . Мозаичное украшение Сан-Марко в Венеции (1-томная версия, под редакцией Герберта Л. Кесслера), University of Chicago Press, 1988, ISBN   0-226-14292-2 , книги Google
  • Додуэлл, Чехия; Живописное искусство Запада, 800–1200 , 1993, Йельский университет, ISBN   0-300-06493-4
  • Данбабин, Кэтрин, доктор медицины; Мозаики греческого и римского мира , издательство Кембриджского университета, 1999, ISBN   0-521-00230-3 , ISBN   978-0-521-00230-1 , книги Google
  • Грабарь, Андре, Византийская живопись , Скира/Макмиллан, 1979 г., ISBN   0-333-25680-8
  • Хениг, Мартин (редактор), Справочник римского искусства , Phaidon, 1983, ISBN   0-7148-2214-0
  • Талбот Райс, Дэвид , Византийское искусство, 3-е изд. 1968 г., Penguin Books Ltd.
  • Рансимен, Стивен , Византийский стиль и цивилизация, 1975, Пингвин
  • Уайт, Джон . Искусство и архитектура в Италии, 1250–1400 гг ., Лондон, Penguin Books, 1966, 2-е изд. 1987 г. (ныне серия Йельского университета по истории искусства). ISBN   0-14-056128-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a30a165aebe0ccacdb7fcab89248c5a8__1708183800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/a8/a30a165aebe0ccacdb7fcab89248c5a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Late Antique and medieval mosaics in Italy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)