Гладиатор Мозаика

Мозаика «Гладиатор» — это знаменитый набор из пяти больших мозаик с изображением гладиаторов и венаторов и двух меньших. Мозаики датируются первой половиной IV века. [1] и сейчас установлены в Салоне Галереи Боргезе в Риме. [2] Они были обнаружены в 1834 году в поместье Боргезе в Торренове , на Виа Касилина за пределами Рима. [3] Принц Франческо Боргезе Альдобрандини потребовал завершения раскопок. [4] Считается, что он украшал криптопортик внутреннего перистиля большого дома . [5] Мозаики были извлечены из раскопок и восстановлены Гаэтано Руспи и Филиппо Скачча в 1839 году. [4] Эти панели оживили коллекцию Боргезе после того, как она сократилась после продажи большей части коллекции I. Наполеону [6]
Описание
[ редактировать ]
Мозаика изображает единое повествование о munera и venationes, устраивали в своем доме . похожее на праздничные мероприятия, которые богатые люди в то время [5] Эти мероприятия заменили публичные зрелища Поздней республики и Ранней Империи, во время которых превозносились достоинства спонсора мероприятия. [7] Имена многих гладиаторов указаны в надписи рядом с фигурой, некоторые с греческой буквой Θ , сокращением от θάνατος «мертвые», для тех, кто погиб в бою, а другие с vic[it], сокращением латинского слова . для «он побеждает», для победителей. [8] Многие фигуры изображены в богато украшенных туниках и сублигакулах , украшенных маленькими кружочками или контрастными линиями или полосами серой мозаики , указывающими на плавность одежды. [9]
Панель 1 [Примечание 1] изображена группа из семи человек, из которых шесть были ранены, стоящих лицом к лицу с быком рядом с парой венаторов, стоящих лицом к лицу с быком, страусом, лосем, оленем и львом, причем один из мужчин пронзает его копьем. . На этой панели записано имя Сабатия, хотя фигура частично разрушена. [4] На панели 2 показаны два бестиария и восемь пантер на двух разных уровнях мозаики, что указывает на глубину. Под фигурами расположены линии, обозначающие арену. Одного из бестиариев зовут Мелитио. Расположение фигур на этой панели, кажется, указывает на древние реставрации. [7]

На панели 3 зритель может увидеть четыре разные пары гладиаторов. Секутор гопломах убивает пропавшую фигуру, другой секутор, Мазицин, поражен ретиарием Альмуном, подстрекатель смертельно ранит ретиария Каллиморфа и, наконец, в верхнем регистре появляется меньший гладиатор или . по имени Идеус В крайнем правом углу этой панели две пары бестиариев , одна из которых по имени Серпений, сражаются с пантерами. [10] Это панно примечательно яркими изображениями гладиаторов. Сцена боя между Алюмнусом и Мазицианусом весьма декоративна. Выпускник изображен в разноцветном рукаве и сублигакулуме , затененном серыми полосами, и размахивает кинжалом, созданным с использованием красной тессеры в качестве крови. Мазицианус лежит мертвый под своим стилизованным щитом с сетью красных и желтых линий. [2] [10] Каллиморф художественно изображен смертельно раненным в грудь, роняющим кинжал с болезненным выражением лица, в то время как над ним возвышается победоносный гопломах, имя которого сохранилось только с «-нас» . [10]
На панели 4 показаны четыре пары гладиаторов, сражающихся с тремя подстрекателями. Роль подстрекателя состоит в том, чтобы подтолкнуть порабощенных бойцов, которые, возможно, не будут участвовать в ожидаемом от них кровавом бою. В левой части панели Распущенный наносит смертельный удар Пурпуреусу с помощью меньшего подстрекателя с красной набедренной повязкой под ним. Следующий бой состоится между ретиарием Энтином и секутором Бачцибусом под горизонтальным трезубцем. Подстрекатель Астаций поднимает кнут и оказывается между Бачцибусом и следующей парой гладиаторов. Астив, гопломах, лежит на земле, а ретиарий Астаций стоит над ним, готовый нанести смертельный удар. Третий подстрекатель , Иакулятор, стоит между Астацием и фрагментированной рукой, парящей над мертвым гладиатором Роданом. [5] Роккетти отмечает, что эти гладиаторские пары являются примерами римского «экспрессионизма» в отличие от позднеэллинской идеи «упорядоченной красоты», например, тех, что встречаются в батальных сценах. [1]

Небольшая панель, найденная вместе с более крупными, также выставлена в Салоне Мариано Росси. На нем изображена только голова с галеей в профиль под именем Iaculator. Возможно, это был фрагмент другой панели, которая больше не сохранилась. Это может быть связано с возбудителем, найденным на панели 4. [11]
На панели 6, которая в настоящее время не отображается на веб-сайте Galleria Borghese, изображены три пары гладиаторов, подстрекатель и один гладиатор. Галерея Боргезе проводит кампанию по сбору средств на реставрацию. [12] Первая пара бойцов - Таламоний и Ауриус, два ретиария , где Таламоний побеждает, а букву Θ рядом с головой Ауриуса можно увидеть . Над двумя ретиариями находится еще одна пара гладиаторов: ретиарий Купидон кажется лежащим на земле мертвым, а секутор Беллефронс уронил свой щит и наносит смертельный удар. Следующий гладиатор по имени Мелеа снял свой шлем и поднял длинный кинжал, стоя на коленях рядом с упавшим секьютором , вытянутым в сторону от него, очевидно, потерпевшим поражение в матче с Мелеей. Далее идет фигура поменьше, Элиацер, который держит поводья частично сохранившейся лошади. Наконец, Пампиней стоит с тяжелым вооружением в стиле гопломаха . [13]


Стилистически мозаика имеет общие декоративные элементы и темы, аналогичные другим произведениям искусства III и IV веков. Разнообразные сцены охоты и боя, соединенные воедино в единое непрерывное повествование, аналогичны мозаичному полу, найденному в доме на Авентинском холме . [14] Туники венаторов похожи на те, которые носят охотники на мозаике охоты на кабана на вилле Романа дель Казале на площади Пьяцца Армерина . [4] А геометрический узор на плече туники Мелитио аналогичен тому, который можно увидеть на мозаиках мужчин, охотящихся на носорога, на площади Пьяцца Армерина. [7]
Надпись
[ редактировать ]Надпись указана как CIL VI 10206 . // разделяет два разных текста на одной мозаике, а [ ] указывает на отсутствующую надпись.
Панель 1: Суббота
Панель 2: Мелитио
Панель 3: [---]us vic(it)// Mazicinus/ Alumnus vic(it)// Ideus r(e)t(iarius)// Callimorphus/ Mazicinus// [---]us vic(it) / Каллиморф // Серпеней
Панель 4: Лицентий/ [------]// Фиолетовый/ Энтинус/ Ягоды// Астаций// Астиус/ Астивус ∅// Стрелок// [------]/ Родан[---] ∅
Панель 5: Стрелок
Панель 6: [Примечание 2] Таламоний/ Ауреус ∅// Амур ∅/ Беллерефонс// [------]/ Пампиней// ПИ[---]// Арий// Элиацер// Мелея[гер(?)]/ [--- ---] [15]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Роккетти, Луиджи (1961). «Мозаика со сценами арены в музее Боргезе». Журнал Национального института археологии и истории искусств : 111.
- ^ Jump up to: а б Колива, Анна; Цветок, Кристина; Морено, Паоло (2004). Галерея Боргезе . Милан: Туристический клуб Италии. п. 60. ИСБН 8836519466 .
- ^ Канина, Л. (1834). «Раскопки в Агро Романо». Вестник Института археологической переписки : 134–136.
- ^ Jump up to: а б с д Чикарелло, Джулия. «Напольная мозаика с гладиаторами и охотниками» . Коллекция галереи Боргезе . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Чикарелло, Джулия. «Напольная мозаика с гладиаторами и охотниками, панно 4» . Коллекция галереи Боргезе . Галерея Боргезе . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Колива, Анна; Цветок, Кристина; Морено, Паоло (2004). Галерея Боргезе . Милан: Туристический клуб Италии. п. 13. ISBN 8836519466 .
- ^ Jump up to: а б с Чикарелло, Джулия. «Напольная мозаика с гладиаторами и охотниками, панно 2» . Коллекция галереи Боргезе . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ Спарребум, А (2016). «Venationes Africanae: Охотничьи зрелища в римской Северной Африке: культурное значение и социальная функция». UvA-DARE (Цифровой академический репозиторий) : 162.
- ^ Роккетти, Луиджи (1961). «Мозаика со сценами арены в музее Боргезе». Журнал Национального института археологии и истории искусств : 79–97.
- ^ Jump up to: а б с Чикарелло, Джулия. «Напольная мозаика с гладиаторами и охотниками, панно 3» . Коллекция галереи Боргезе . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ Чикарелло, Джулия. «Напольная мозаика с гладиаторами и охотниками, панно 5» . Коллекция галереи Боргезе . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ «ПОМОГИТЕ НАМ ВОССТАНОВИТЬ РИМСКИЕ МОЗАИКИ 4-ГО ВЕКА ЧЕРЕЗ НОВЫЙ СБОР СРЕДСТВ» . Коллеционе Галерея Боргезе . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Роккетти, Луиджи (1961). «Мозаика со сценами арены в музее Боргезе». Журнал Национального института археологии и истории искусств : 88–91.
- ^ Блейк, Мэрион Элизабет (1940). «Мозаики Поздней империи в Риме и окрестностях» . Мемуары Американской Академии в Риме : 118 . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ «CIL VI.10206» . Эпиграфическая база данных Клаусса/Слэби . Проверено 10 января 2023 г.
