Подарки (Древний Рим)
В Древнем Риме munera ( лат . множественное число; единственное число munus ) представляли собой общественные работы и развлечения, предоставляемые на благо римского народа людьми с высоким статусом и богатством. Мунера означает «долг, обязательство» (ср. англ. « щедрость »), выражая ответственность человека за предоставление услуги или вклада в свое сообщество. Это слово часто было синонимом гладиаторского боя , который первоначально спонсировался как погребальная дань на могиле умершего римского магната его наследником. Мунера зависела от частной щедрости отдельных лиц, в отличие от луди , которые представляли собой игры, спортивные соревнования или зрелища, спонсируемые государством . [1]
Виды и эволюция
[ редактировать ]Самыми известными мунерами были гладиаторские бои, которые начинались как услуга или подарок, оказываемый наследниками умершего на погребальных играх . Мунера может относиться к предоставлению таких государственных услуг или к самим услугам. Описывая обеспечение населения водой в Риме, Фронтин описывает некоторые богато украшенные конечные фонтаны как munera . [2] [3] Во времена Республики и начиная с 27 г. до н.э. многие богатые люди тратили средства на общественные удобства, развлечения и банкеты для граждан, чтобы завоевать их расположение и повысить свою репутацию. Кризис Империи после 235 г. вызвал быстрое сокращение добровольных частных расходов, о чем свидетельствует резкое падение письменных аттестаций, например, строительные работы в городах, приписываемые губернатору и его представителям, а не муниципальной аристократии. Со времен Тетрархии (293–305 гг.) munera куриалов (членов городского совета ) стали предметом имперского регулирования, распределения и принудительного исполнения, так что ранее добровольные «подарки» народу стали сначала гражданскими обязательствами, а затем формой налогообложения. привязано к официальному статусу человека и социальным привилегиям и, наконец, к ряду обязательных услуг, оказываемых Римскому государству. [4]
Munera patrimonialia (принудительная передача имущества) или персоналия (услуга, оказываемая лично) включала расквартирование солдат и членов императорского двора, предоставление различного сырья для имперских нужд, услуг и поставок для государственной почты, производство лошади и рекруты, услуги, связанные со снабжением армии и транспортировкой войск. Munera corporalia (телесные работы) или munera sordida («грязные» работы) требовали физического труда, такого как приготовление древесного угля, обжигание извести и выпечка хлеба. Кроме того, низшие классы должны были предоставлять рабочую силу ( барщину ) на государственных фабриках, шахтах и каменоломнях, а также на строительстве и ремонте общественных зданий, шоссе, мостов и других общественных работах ( opera publica ). Во времена Поздней империи эти обязательные повинности, составлявшие неотъемлемую часть налоговой системы, все больше ложились на средний и низший классы. [5]
Другие персоналии включали производство одежды, покупку муки и масла для города, контроль за продажей хлеба и других продуктов питания, сбор и распределение Cura Annonae , сбор денег capitatio , сбор гражданских доходов, полицейские обязанности, возведение дворцов, доков, почтовых станций и отопление бань. [6] Мунера (известная как литургия по-гречески) была лишь одним из многих денежных налогов. Все чаще налоги в натуральной форме составляли мунера /литургии и обременения ( функции ) и другие сборы, составляющие налоговые обязательства отдельных лиц и их муниципалитетов, выраженные в виде абстрактных единиц оценки, или юга (первоначально единица, относящаяся к сельскохозяйственным землям и оценкам его вероятная доходность). [7] Термин origo обозначает и идентифицирует законное место жительства, регион, деревню или поместье зарегистрированного налогоплательщика и/или литургиста. [8] Единая финансовая система, разработанная Диоклетианом, впервые дала Римской империи бюджет в современном понимании. [9]
В более поздней империи выполнение обязательных повинностей вызывало возмущение. Государство сделало обязательство наследственным. Самые богатые члены городского совета, принципалы и другие лица, подлежащие совершению munera или литургий, перекладывали бремя на своих менее богатых коллег, тем самым ослабляя муниципальное управление. Многие пытались бежать, если могли, в частности, дослужившись до сенаторского ранга или получив льготы. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бисфам, Эдвард, От Asculum до Actium: Муниципализация Италии от социальной войны до Августа ( Oxford University Press , 2007), стр. 15 и 26.
- ^ В раннюю имперскую эпоху около 10% воды из акведуков Рима питало 591 общественный фонтан; см. Кинан-Джонс, Дункан; Мотта, Давиде; Гарсия, Марсело Х; Фуке, Брюс, В. «Оценки количества воды, подаваемой из древнеримского акведука Анио Новус на основе травертина», Журнал археологической науки : отчеты, Science Direct , том 3, сентябрь 2015 г., стр. 1–10 (доступ онлайн, январь). 30 2021)
- ^ Соответствующие MS и печатные версии Frontinus (1.3 и 1.78) неясны по смыслу. См. Айчер, Питер Дж., «Терминальные фонтаны («Мостре») и акведуки Древнего Рима», Phoenix , 47 (зима 1993 г.), стр. 339–352, Классическая ассоциация Канады, https://doi. org/10.2307/1088729 Стабильный URL https://www.jstor.https://doi.org/10.2307/1088729 (требуется регистрация – по состоянию на 29 апреля 2021 г.)
- ^ Грей, Кэм, Построение сообществ в сельской местности позднего Рима , 2011, стр. 183, 195. ISBN 978-1-107-01162-5
- ^ Фарр, Клайд, Кодекс Феодосия , двенадцатое переиздание, 2010, стр. 577, 592. ISBN 978-1-58477-146-3
- ^ Джонс, AHM. Поздняя Римская империя Том. я, с. 749 ISBN 0-8018-3353-1
- ^ Грей, стр. 189–197, 203–204, 209.
- ^ Грей, стр. 191-193.
- ^ Джонс, LRE Vol. Я, 1964, с. 66