Ретиарий

Ретиарий , сражавшийся с использованием снаряжения, стилизованного (множественное число retiarii ; буквально «сетевой человек» на латыни ) — римский гладиатор под рыболовное: утяжеленной сети ( rete (3-й дек.), отсюда и название), трех- заостренный трезубец ( fuscina или tridens ) и кинжал ( pugio ). Ретиарий был в легких доспехах, на нем были нарукавники ( маника ) и наплечники ( галерус ). Обычно его одежда состояла только из набедренной повязки ( subligaculum ), удерживаемой широким поясом, или из короткой туники с легкой подкладкой. На нем не было ни защиты головы, ни обуви.
Ретиария секьютором тяжеловооруженным обычно сталкивали с . Сетевой боец компенсировал отсутствие защитного снаряжения, используя свою скорость и ловкость, чтобы уклоняться от атак противника и ждать возможности нанести удар. Он первым попытался закинуть сеть на соперника. Если это удавалось, он атаковал своим трезубцем, пока его противник был опутан. Другая тактика заключалась в том, чтобы поймать оружие врага в сеть и вырвать его из его рук, оставив противника беззащитным. Если сеть промахнется или секутор схватит ее, ретиарий, скорее всего, выбросит оружие, хотя он может попытаться собрать его обратно для повторного заброса. Обычно ретиариусу приходилось полагаться на свой трезубец и кинжал, чтобы завершить бой. Трезубец высотой с человека позволял гладиатору быстро наносить удары, сохранять дистанцию и легко вызывать кровотечение. Это было несильное оружие, обычно наносящее несмертельные ранения, чтобы можно было затянуть бой ради развлечения. Кинжал был ретиарием Последняя резервная копия на случай потери трезубца. Это было зарезервировано для тех случаев, когда исход боя должен был решить ближний бой или прямая борьба. В некоторых сражениях один ретиарий одновременно сражался с двумя секуторами . В таких ситуациях легкобронированного гладиатора помещали на приподнятую платформу и давали запас камней, с помощью которых он мог отбиваться от преследователей.
Ретиарии впервые появились на арене в I веке нашей эры и стали стандартными достопримечательностями ко II или III веку. Отсутствие доспехов у гладиатора и его зависимость от тактики уклонения означали, что многие считали ретиариев самым низшим (и самым женоподобным) из гладиаторов, уже заклейменным классом. Отрывки из работ Ювенала , Сенеки и Светония предполагают, что те ретиарии , которые сражались в туниках, возможно, составляли еще более униженный подтип ( retiarii tunicati ), которые рассматривались не как законные бойцы -ретиарии , а как клоуны на арене. Тем не менее, римские произведения искусства, граффити и надгробия включают примеры конкретных ретиариев, которые, очевидно, имели репутацию опытных бойцов и любовников.
История и роль
[ редактировать ]Римские гладиаторы попали в стандартные категории, созданные по образцу реальных прецедентов. [ 1 ] Почти все эти классы основывались на военных предшественниках; ретиарий ( « сетевой боец» или «сетевой человек»), [ 2 ] [ 3 ] Тематика которого была посвящена морю, была единственным исключением. [ 4 ] Редкие гладиаторские бои устраивались над водой; они, возможно, породили концепцию гладиатора, основанную на рыбаке . Бои между гладиаторами с разным вооружением стали популярны в имперский период; [ 5 ] ретиарий . против чешуйчатого секутора развивался как конфликт рыбака со стилизованной рыбой У более ранних мурмиллонов на шлемах была рыба; [ 6 ] с от них произошли секуторы их чешуйчатыми доспехами. Однако из-за резких различий в вооружении и доспехах этих двух типов объединение довело такую практику до новых крайностей. Римское искусство и литература не упоминают ретиариев до раннего имперского периода; например, этот тип отсутствует на многочисленных рельефах на тему гладиаторов, датируемых I веком, найденных в Кьети и Помпеях . [ 5 ] Тем не менее, граффити и артефакты из Помпеи свидетельствуют о существовании этого класса к этому времени. [ 7 ] Бои между ретиариями и секуторами, вероятно, стали популярными еще в середине I века нашей эры; сетевой боец стал одной из стандартных категорий гладиаторов ко 2-му или 3-му веку нашей эры и оставался основным аттракционом до конца гладиаторских игр. [ 8 ] Помимо противостояния человека и природы , свойственной таким схваткам символики [ 9 ] легкобронированный ретиарий рассматривался как женственный контрапункт мужественному, тяжелобронированному секутору . [ 9 ] Ретиарий : один постоянно движется и ускользает, а также рассматривался как вода в огне секутора другой решительно неизбежен. [ 10 ] Другой тип гладиаторов, лакеариус («человек-петля»), был похож на ретиария, но сражался с помощью лассо вместо сети. [ 11 ]
Чем больше кожи остается незащищенной и обнаженной, тем ниже статус гладиатора и тем выше его воспринимаемая женственность . [ 12 ] Точно так же поглощающая сеть могла рассматриваться как женский символ. [ 13 ] Таким образом, легкое оружие и доспехи ретиария сделали его самым скромным, самым опозоренным и самым женоподобным из гладиаторов. [ 12 ] Шлемы позволяли и гладиаторам, и зрителям дегуманизировать бойцов; когда бойцу на арене приходилось убить товарища по оружию, кого-то, с кем он, вероятно, жил и тренировался каждый день, шлем его противника добавлял дополнительный уровень разделения. Однако ретиариусу не разрешалось защищать голову; лицо его было видно всем. [ 14 ] Император Клавдий приказал казнить всех проигравших в бою сетевых бойцов, чтобы зрители могли насладиться выражением их агонии. [ 15 ] стал Боевой стиль ретиария еще одним ударом по нему, поскольку полагаться на скорость и уклонение считалось недостойным по сравнению с прямым обменом ударами. [ 16 ] Ретиарии жили в худших казармах. [ 17 ] Некоторые члены класса тренировались сражаться как самниты , еще один тип гладиаторов, чтобы улучшить свой статус. [ 18 ]
Есть свидетельства того, что эти сетевые люди, носившие туники, известные как retiarii tunicati , образовывали особый подкласс, еще более униженный, чем их коллеги, носившие набедренные повязки. [ 19 ] Римский сатирик Ювенал писал:
Так что даже заведение ланиста организовано лучше, чем ваше, ибо он отделяет мерзких от порядочных и изолирует даже от своих собратьев -ретиариев, носящих печально знаменитую тунику; в училище и даже в тюрьме такие твари сбиваются в стаи… [ 20 ]
, носящие туники, Этот отрывок предполагает, что ретиарии обучались для другой роли: «в рабстве, под строгой дисциплиной и даже, возможно, с некоторыми ограничениями». [ 21 ] Некоторые женоподобные мужчины, упомянутые Сенекой Младшим в его Quaestiones naturales, обучались гладиаторам и могут соответствовать ретиариям Ювенала, носившим туники . [ 22 ] Светоний сообщает такой анекдот: «Однажды отряд из пяти ретиариев в туниках, противостоявший такому же числу секуторов , сдался без боя; но когда был приказано их убить, один из них схватил свой трезубец и убил всех победителей». Реакция императора Калигулы показала отвращение, с которым он смотрел на действия гладиаторов: «Калигула публично провозгласил это самым жестоким убийством и выразил свой ужас перед теми, у кого хватило духа стать его свидетелем». [ 19 ] [ 23 ] Судьба ретиариев не раскрывается. [ 23 ] Вероятно, это были не стандартные соревнования, поскольку настоящие гладиаторы так просто не сдавались. [ 24 ] Скорее всего, такие сетевики в туниках могли служить комическим дополнением в гладиаторских программах. [ 19 ]
Вторая сатира Ювенала, в которой он сожалеет о безнравственности, которую он воспринимал в римском обществе, представляет члена семьи Гракхов , который описывается как гомосексуалист, женатый (в женском образе) на валторне. [ 25 ] Позже на арене появляется Гракх:
Еще более велико было знамение, когда Гракх, одетый в хитон, играл гладиатором и бежал с трезубцем в руке через арену - Гракх, человек более знатного происхождения, чем Капитолийцы, или Марцеллы, или потомки Катула или Павла, или Фабии: благороднее всех зрителей на трибуне; не исключая и того, кто устроил зрелище, в которое была заброшена эта сеть. [ 26 ]
Гракх снова появляется в восьмой сатире Ювенала как худший пример благородных римлян, опозоривших себя появлением в публичных зрелищах и народных развлечениях: [ 27 ]
В довершение всего этого [скандала] что осталось, кроме амфитеатра? А еще у вас есть позор города: Гракх сражается не так вооружен, как Мирмилл, с баклером или фальшионом (ибо он осуждает - да, осуждает и ненавидит такое снаряжение). И при этом он не скрывает свое лицо под шлемом. Видеть! он владеет трезубцем. Когда он безрезультатно забросил сети, подвешенные на его правой руке, он смело поднимает открытое лицо к зрителям и, чтобы его можно было легко узнать, бежит через всю арену. Мы не можем перепутать тунику, так как золотая лента тянется от его шеи и развевается на ветру от его высокой фуражки. Поэтому позор, которому пришлось подвергнуться секутору, вынужденному сражаться с Гракхом, был хуже всякой раны. [ 28 ]

Этот отрывок неясен, но Черутти и Ричардсон утверждают, что Гракх начинает бой как ретиарий в набедренной повязке . Когда волна поворачивается против него, он надевает тунику и женский парик ( спира ), [ 29 ] очевидно, это часть того же костюма, и поэтому он получает отсрочку, хотя сам этот наряд, возможно, не считался женственным, поскольку его также носили жрецы Марса , главным жрецом которых был Гракх. Смена одежды словно превращает серьезную драку в комичную и пристыжает противника. Необычно видеть гладиатора, изображенного таким образом в сатире, поскольку такие бойцы обычно берут на себя роль мужчин, которые «мускулисты, жестоки, сексуально успешны с женщинами как высокого, так и низкого статуса, но особенно с последними, плохо образованными, если не необразованный и не слишком умный». [ 30 ] Retiarius tunicatus в сатире является противоположностью: «ложная фигура гладиатора двусмысленного пола, регулярно одетая в какой-то костюм, возможно, обычно как женщина, и сражающаяся с секутором или мурмиллоном на пародийной гладиаторской выставке». [ 30 ]
Несмотря на свой низкий статус, некоторые ретиарии стали весьма популярны на территории ранней Империи . [ 31 ] Тот факт, что зрители могли видеть лица сетевых бойцов, очеловечил их и, вероятно, добавил им популярности. [ 32 ] В Помпеях граффити рассказывает о Кресенсе или Кресесе- ретиарии , «повелителе девушек» и «враче ночных девушек, утренних девушек и всех остальных». [ 33 ] Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что некоторым мужчинам-гомосексуалистам нравились гладиаторы, и ретиарии были бы особенно привлекательными. изображаются В римском искусстве ретиарии так же часто, как и другие типы. [ 18 ] На мозаике, найденной в 2007 году в бане виллы Квинтили, изображен ретиарий по имени Монтан. Тот факт, что его имя записано, указывает на то, что гладиатор был знаменит. Мозаика датируется ок. 130 г. н. э., когда семья Квинтилий построила дом; император Коммод , сражавшийся в гладиаторских боях в качестве секьютора , приобрел дом в 182 году н.э. и использовал его как загородную виллу. [ 34 ] В наше время массовая культура сделала ретиариев, пожалуй, самым известным типом гладиаторов. [ 35 ]
Оружие и доспехи
[ редактировать ]

Ретиарий ) — наиболее легко узнаваемый тип гладиатора, благодаря его фирменному снаряжению: нарукавнику ( manica ), наплечнику ( pugio , сети ( rete ), трезубцу ( fuscina или tridens ) и кинжалу ( galerus ). [ 4 ] (Технически ретиарий вообще не был «гладиатором», поскольку он не сражался мечом — гладиусом , — в честь которого такие бойцы и получили свое название. [ 35 ] ) Его оружие и доспехи можно было украсить. Украшенный гладиаторский кинжал хранится в Национальном археологическом музее Неаполя . [ 36 ] Археологи раскопали три наплечника с гравировкой из казарм гладиаторов в Помпеях: на одном выгравированы изображения якоря, краба и дельфина; другой с амурами и головой Геркулеса ; и третий с оружием и надписью RET/SECUND (« ретиарий , второй ранг»). [ 37 ]
Хотя сеть ( rete ) была фирменным оружием этого гладиатора, сохранилось лишь несколько изображений этого устройства. [ 4 ] Бой с метанием сетей, возможно, происходил на древних полях сражений. [ 11 ] но современные эксперименты и сравнения с современными рыболовными сетями дают единственный ключ к разгадке того, как была построена гладиаторская сеть. Такие данные показывают, что сеть была круглой, с широкой ячейкой диаметром около 3 метров (9,8 фута) и свинцовыми грузами по краям. [ 4 ] По периметру сетки проходила веревка, концы которой были привязаны к запястью гладиатора. [ 38 ] Поскольку сеть забрасывали, ее иногда называли якулюмом . [ 4 ]
Свою сеть ретиарий tridens дополнял железным или бронзовым трезубцем ( fuscina , fascina или, реже, ) . [ 39 ] который стоял примерно на уровне человеческого существа. [ 40 ] Череп, найденный на кладбище гладиаторов в Эфесе , Турция, имеет проколы, соответствующие ударам трезубца. Раны расположены на расстоянии 5 сантиметров (2,0 дюйма) друг от друга и соответствуют бронзовому трезубцу, раскопанному в гавани Эфеса в 1989 году. Длина зубцов трезубца составляет 21,6 сантиметра (8,5 дюйма). [ 41 ]
Длинный кинжал с прямым лезвием ( pugio ) был последним оружием гладиатора. [ 42 ] На надгробии, найденном в Румынии, изображен ретиарий, держащий кинжал с четырьмя шипами (известный как квадренс — каждый шип в углу квадратной гарды ) вместо обычного кинжала с лезвием. Раньше считалось, что это художественное изобретение или, возможно, церемониальное оружие, но на недавно раскопанной бедренной кости с кладбища гладиаторов в Эфесе есть раны, соответствующие использованию такого оружия. [ 41 ]
Ретиарий носил минимальную броню; в отличие от других гладиаторов, он не носил ни шлема, ни поножей, ни щита. Он носил манику на левой руке, тогда как другие гладиаторы носили ее на правой; [ 4 ] это позволило ему более плавно забросить сеть правой рукой. [ 43 ] К верху этого доспеха была прикреплена длинная бронзовая или кожаная защита над верхней частью левой руки и плеча, известная как галерус . [ 4 ] [ 11 ] Эта защита выступала на 12–13 сантиметров (от 4,7 до 5,1 дюйма) за лопатку и расширялась наружу, обеспечивая свободное движение головы гладиатора. Устройство защищало плечо, голову и лицо, когда ретиарий держал противника левым боком. [ 4 ] Броня была спроектирована таким образом, чтобы позволить сетевому человеку наклонить голову за ней, и она была изогнута так, чтобы отклонять удар сверху вниз, а не вверх, к глазам. [ 44 ] Три экземпляра этого защитного снаряжения, найденные в Помпеях, имеют длину от 30 до 35 сантиметров (12 и 14 дюймов) и примерно такую же ширину. Они весят от 1,1 до 1,2 кг (от 2,4 до 2,6 фунта).
в Восточной Римской империи В более поздние годы некоторые ретиарии носили кольчугу- маника вместо галеруса . Эта кольчуга закрывала руку и верхнюю часть груди. [ 4 ] Стили снаряжения оставались относительно неизменными в Западной Империи . [ 11 ]
Помимо этих предметов, ретиарий носил только набедренную повязку ( subligaculum ), удерживавшуюся широким поясом и гетрами, или, как видно на изображениях, вместо набедренной повязки, тунику , оставляющую открытым правое плечо. [ 4 ] На его теле была тканевая подкладка, обеспечивающая минимальную дополнительную защиту. [ 36 ] Художественные изображения показывают, что другие варианты включали повязки на ноги, повязки на щиколотке, [ 11 ] повязка на голову и медальон. [ 45 ] В целом 8 снаряжение ретиария весило от 7 до килограммов (от 15,4 до 17,6 фунтов), что делало его самым легким из стандартных типов гладиаторов. [ 42 ] Как и другие бойцы на арене, ретиарии сражались босиком. [ 41 ]
Боевой стиль
[ редактировать ]
Ретиария , традиционно противопоставляли секутору или, возможно, в редких случаях мурмиллу . [ 4 ] [ 46 ] Несмотря на разницу между почти обнаженным сетевым бойцом и его тяжелобронированным противником, современные реконструкции и эксперименты показывают, что ретиария ни в коем случае нельзя было превзойти. [ 4 ] [ 47 ] Отсутствие у него тяжелого снаряжения означало, что он мог использовать скорость и уклонение в своих интересах. [ 48 ] Он также сражался тремя наступательными видами оружия против одного у своего противника. [ 49 ] Сетевой боец должен был любой ценой избегать ближнего боя, держаться на расстоянии и ждать возможности нанести удар трезубцем или бросить сеть. [ 5 ] [ 42 ] Название секутор означает «преследователь» или «преследователь», поскольку этому гладиатору приходилось преследовать ретиария . Они также были известны как контраретиарии («противники сетевого человека»). [ 5 ] [ 11 ] Стратегия секьютора ) и заставить противника вступить в ближний заключалась в том, чтобы держаться за своим щитом ( скутумом бой, чтобы тот мог нанести удар своим мечом. [ 5 ] В ближнем бою у сетевика - галерус для защиты был только наплечник ; его конструкция заставляла его наклонять голову. [ 44 ] слух , Шлем секьютора сильно ограничивал ему зрение, [ 5 ] и поток воздуха. В сочетании с тяжелым весом его рук и доспехов снаряжение мурмиллона , разновидностью которого был секутор , весило от 15 до 18 кг (от 33 до 40 фунтов). [ 50 ] — этому гладиатору грозила большая опасность истощить себя в долгом бою. [ 51 ] Одной из тактик ретиария было нанесение удара по щиту секутора (самая тяжелая часть его снаряжения), заставляя его блокировать и изнурять себя. [ 50 ] [ 52 ]
В умелых руках сеть была полезным оружием. было Основной целью ретиария захватить противника. [ 11 ] Кувшин, найденный в Рейнцаберне, демонстрирует технику метания: ретиарий держал сложенную сеть в правой руке и забрасывал ее исподтишка. Трезубец и кинжал он держал в левой руке, стараясь держать зубцы трезубца направленными вниз, чтобы не зацепить его за сетку. [ 53 ] Если бросок промахивался, ретиарий использовал веревку, привязанную к его запястью, чтобы вернуть сеть в руки. [ 11 ] [ 45 ] При удачном забросе гладиатор затягивал шнур по периметру сетки и пытался вывести из равновесия или опрокинуть соперника. [ 40 ] Удачный заброс мог сразу выиграть битву за ретиария . [ 49 ] Однако в этом не было уверенности, как показывает мозаика в Национальном археологическом музее в Мадриде: на первой панели ретиарий Календио поймал своего противника, секьютора в свои сети по имени Астианакс. Однако на более позднем изображении Календио лежит на земле, раненый, и поднимает кинжал, чтобы сдаться. Надпись над Календио показывает знак «ноль», подразумевая, что организаторы матча приказали его убить. [ 54 ]
Сеть может поймать в ловушку оружие секьютора и обезоружить его. [ 12 ] и вырвать его щит, поставив его в невыгодное положение. [ 49 ] Другие уловки ретиария заключались в том, чтобы хлестнуть сетью по глазам противника, чтобы ослепить его, и по ногам, чтобы подставить ему подножку. [ 2 ] [ 55 ] Шлем секьютора был гладким и круглым, чтобы не зацепляться за сеть. [ 5 ] В большинстве случаев секутер знал, что следует ожидать тактики сетевика, и пытался перехватить и удержать оружие. [ 42 ] возможно, сбивая с толку своего врага, дергая сеть. В такой опасности ретиарий мог кинжалом перерезать шнурок на запястье. [ 36 ] Секьютор стоял у потерянной сети и не оставлял шансов ее вернуть. [ 44 ] [ 47 ] Ходят слухи о частоте, с которой ретиарий использовал свою сеть. Сохранившиеся изображения редко показывают гладиаторов этого типа с сетью, однако класс назван в честь этого устройства, и Ювенал использует сеть, чтобы быстро идентифицировать ретиария в своих сатирах. Несоответствие может быть просто случаем художественной лицензии ; гладиаторы других типов часто изображаются без оружия, но можно предположить, что они держат его из-за их позиции, а сеть - особенно сложное оружие для изображения. Отсутствие сетей на изображениях ретиариев может указывать на гладиаторов, уже потерявших оружие в бою. Другая возможность состоит в том, что некоторые ретиарии просто не использовали сети. [ 56 ]

В большинстве схваток ретиариусу , вероятно, приходилось сражаться только трезубцем и кинжалом. [ 42 ] ставя его в невыгодное положение. [ 44 ] Трезубец был его основным оружием в таких ситуациях. [ 42 ] а его длина позволяла ретиарию держать своего противника на расстоянии. [ 57 ] Оружие он держал двумя руками, оставив ближе к зубцам, чтобы можно было парировать удары противника древком и наносить удары обоими концами. Двуручное оружие могло наносить мощные удары. [ 40 ] [ 42 ] На изображениях видно, как ретиарии наносят удары вниз по незащищенным ногам секьютора или наносят удары по шлему, пытаясь проткнуть глаз. Сам трезубец был слишком слаб, чтобы пробить металл. [ 42 ] хотя череп, найденный в Эфесе, Турция, датируемый 200–300 гг. н.э., показывает, что удар трезубцем по голове может быть смертельным для противника с непокрытой головой. [ 58 ] Шлем секьютора был закругленным и не имел выступов, чтобы не попасть в сеть или не попасть в зубцы трезубца, но атаки на него вынуждали секьютора пригибаться или прятаться за своим щитом. Это уменьшило его поле зрения и дало ретиариусу преимущество в скорости. [ 42 ] Если секутор нанесет удар мечом, ретиарий парировал его зубцами трезубца и попытался обезоружить его. [ 42 ] Точно так же гладиатор с более тяжелыми доспехами пытался заблокировать трезубец своим щитом и заставить сетевика потерять его. [ 40 ] Другой тип гладиатора, ножницы, также мог быть противопоставлен ретиариусу . На изображениях Восточной Римской империи изображены ножницы с трубчатым нарукавником вместо щита. Гарда надевается на левую руку и заканчивается крючковатым лезвием, похожим на нож, которое, вероятно, предназначалось для парирования сети и трезубца или для того, чтобы зацепить и выдернуть сеть. Ножницы , преуспевшие в этом, вероятно, бросили крюковое оружие и сражались одним лишь мечом. [ 59 ] [ 60 ]
Ретиарий . держал кинжал в левой руке [ 42 ] Гладиатор мог использовать кинжал, чтобы освободить сеть, если она зацепилась за его трезубец. [ 61 ] Он мог сражаться с трезубцем в одной руке и кинжалом в другой, но это сводило на нет преимущество на расстоянии, которое дает более длинное оружие, когда оно используется само по себе. [ 62 ] Кинжал также служил запасным вариантом на случай, если ретиарий потеряет и сеть, и трезубец. [ 49 ] Он атаковал кинжалом, когда обладал элементом внезапности и мог попытаться повалить секьютора на землю. [ 42 ] В таких ситуациях поединки могли перерасти в прямые борцовские поединки, возможно, на кинжалах. [ 62 ] Если ретиарий победит и ему прикажут убить своего соперника, он нанесет ему удар ножом или перережет ему горло. [ 36 ] Факты показывают, что ретиарии могли быть весьма успешными бойцами; Надгробие из Галлии гласит: «[Для] ретиария Л. Помпея, обладателя девяти корон, родившегося в Вене, двадцати пяти лет. Его жена отдала это на свои деньги для своего замечательного супруга». [ 63 ] Тем не менее, сами гладиаторы были склонны к хвастовству: граффито в Помпеях изображает ретиария Антигона, заявляющего о нелепых 2112 победах, против претендента по имени Супербус, который выиграл лишь один бой. [ 64 ]
В некоторых состязаниях ретиарий сражался с двумя секуторами одновременно. Он стоял на мосту или приподнятой платформе с лестницей и держал в руках кучу камней размером с кулак, чтобы бросать их в противников и держать их на расстоянии. Секьюторы . попытались взобраться на сооружение и добраться до него Платформа (называемая pons , «мост») могла быть построена над водой. [ 65 ] Такие сценарии были одной из редких ситуаций, когда гладиаторы не выходили в пару один на один. [ 66 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дункан 204.
- ^ Перейти обратно: а б Бейкер 53.
- ^ Палата 39.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Юнкельманн 59.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Юнкельманн 61.
- ^ Оксфордский классический словарь , «Гладиаторы»
- ^ Якобелли 48.
- ^ Юнкельманн 51, 59–60.
- ^ Перейти обратно: а б Дункан 206.
- ^ Оге 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Грант 60.
- ^ Перейти обратно: а б с Браунд 159.
- ^ Эдвардс 93, примечание 47.
- ^ Юнкельманн 68.
- ^ Оге 49.
- ^ Бейкер 55–56.
- ^ Грант 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б Грант 61.
- ^ Перейти обратно: а б с Черутти и Ричардсон 589.
- ^ Ювенал, Сатиры VI : Оксфордский текст 1 и далее. которого псилу приказано мигрировать далеко от ~эуфолия» «Чище, чем дрессировщик, в числе в твоих руках, и лучший . ~и избитое оружие~ трезубец, который привык сражаться обнаженным ?» Акцент добавлен. Перевод из Рамзи.
- ^ Черутти и Ричардсон 590–591.
- ^ Сенека, Quaestiones naturales 7.31.3; цитируется у Черутти и Ричардсона 589–590.
- ^ Перейти обратно: а б Светоний 30
- ^ Черутти и Ричардсон 594.
- ^ Черутти и Ричардсон 591.
- ^ Ювенал, Сатиры II : 143 и далее. "и он убил это чудовище в коричневой тунике Гракхия, и в полете осмотрел среднюю арену гладиаторов и знатного капитолийского и Марцелла, и Катулия Павла, и меньшего, и Фабиев, и всех тех, кто смотрел на подиум, чтобы это вы можете напомнить тому, кто затем послал сеть в подарок ». Акцент добавлен. Перевод из Рамзи.
- ^ Черутти и Ричардсон 592.
- ^ Ювенал, Сатира VIII, 90.
- ↑ Эванс 90 переводит это как «кепка с высоким козырьком», а Бейкер 56 как «странная, бросающаяся в глаза нарукавница».
- ^ Перейти обратно: а б Черутти и Ричардсон 593.
- ^ Дюйм 117.
- ^ Дюйм 119.
- ^ « [R]etiarius Cresces puparru lord » и « Cresces retiarius ночных кукол других утренних сер [.] atinus [..] доктор ». Перевод на языке Jacobelli 49. Видеман 26 дает альтернативный перевод последнего граффито: «сеть девушек в ночи».
- ^ Вальсекки 1–2.
- ^ Перейти обратно: а б Коннолли и Додж 214.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мудрость 32.
- ^ Якобелли 13–14.
- ^ Мудрость 31–32.
- ^ Braund 159 называет это fascina , но в большинстве источников оно пишется как fuscina .
- ^ Перейти обратно: а б с д 57 августа.
- ^ Перейти обратно: а б с Здоровый 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Юнкельманн 60.
- ^ Якобелли 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д 118 дюймов.
- ^ Перейти обратно: а б Мудрость 62.
- ↑ Оге 73 упоминает пару ретиариев и мурмиллонов , но Золл 117 говорит, что два типа гладиаторов, похоже, никогда не сражались друг с другом.
- ^ Перейти обратно: а б Бейкер 186.
- ^ Бейкер 55.
- ^ Перейти обратно: а б с д 72 августа.
- ^ Перейти обратно: а б Юнкельманн 51.
- ^ Юнкельманн 61–63.
- ^ Бейкер 189.
- ^ Юнкельманн 59–60.
- ^ Фатрелл 98.
- ^ Мудрость 31.
- ^ Оге 74.
- ^ Оге 56.
- ^ Здоровый 1.
- ^ Юнкельманн 63.
- ^ Оге 73–74.
- ^ Шадрах 178.
- ^ Перейти обратно: а б 58 августа.
- ^ Цитируется по Futrell 152.
- ^ Оге 44.
- ^ Юнкельманн 60–61.
- ^ Юнкельманн 66.
Ссылки
[ редактировать ]- Оге, Роланд [1970] (1994). Жестокость и цивилизация: Римские игры . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-10452-1 .
- Бейкер, Алан (2002). Гладиатор: Тайная история римских рабов-воинов . Да Капо Пресс. ISBN 0-306-81185-5 .
- Браунд, Сюзанна Мортон, изд. (1996). Сатира : Книга I. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-35667-9 .
- Черутти, Стивен М. и Л. Ричардсон-младший (зима 1989 г.). « Retiarius Tunicatus Светония, Ювенала и Петрония», Американский филологический журнал , Vol. 110, № 4.
- Коннолли, Питер и Хейзел Додж (1997). Древняя жизнь: жизнь в классических Афинах и Риме . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-521582-6 .
- Дункан, Энн (2006). Производительность и идентичность в древнем мире . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-85282-X .
- Эдвардс, Кэтрин (1997). «Невыразимые профессии: публичные выступления и проституция в Древнем Риме», Римская сексуальность . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01178-8 .
- Фоллен, Джон (15 декабря 2002 г.). « Умирающая игра: Как на самом деле жили гладиаторы? », Times Online . По состоянию на 31 января 2008 г.
- Фатрелл, Элисон (2006). Римские игры . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-1568-8 .
- Грант, Майкл [1967] (1995). Гладиаторы . Книги Барнса и Нобл. ISBN 1-56619-958-1 .
- Якобелли, Лусиана (2003). Гладиаторы в Помпеях . Рим: «Л'Эрма» Бретшнейдера. ISBN 88-8265-249-1 .
- Юнкельманн, Маркус (2000). « Familia Gladiatoris: Герои амфитеатра», «Гладиаторы и цезари: сила зрелища в Древнем Риме» . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22798-0 .
- Ювенал ; Г.Г. Рамзи, пер. (1918). Ювенал и Персей: Сатиры . Классическая библиотека Леба. Онлайн-версии Satire II , заархивированные 19 августа 2010 г. на Wayback Machine , и Satire VI, заархивированные 11 мая 2008 г. на Wayback Machine, доступ к которым открыт 1 февраля 2008 г.
- Ювенал; Льюис Эванс, пер. (1861). «Сатира VIII», Сатиры Ювенала, Персия, Сульпиции и Луцилия . Нью-Йорк: Harper & Brothers, Издательство.
- Шадрейк, Сюзанна (2005). Мир гладиатора . Темпус. ISBN 0-7524-3442-X .
- Светоний ; Джей Си Рольф, пер. (1920). De Vita Caesarum: Кай Калигула (Жизнь Цезарей: Кай Калигула ), Том. Я. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Онлайн-версия. Архивировано 18 ноября 2014 г. на Wayback Machine, по состоянию на 1 февраля 2008 г.
- Вальсекки, Мария Кристина (7 мая 2007 г.). « На римской вилле найдена мозаика древнего гладиатора », National Geographic News . По состоянию на 31 января 2008 г.
- Видеманн, Томас [1992] (1995). Императоры и гладиаторы . Абингдон, Оксен: Рутледж. ISBN 0-415-12164-7 .
- Уорд, Аллен М. (2004). « Гладиатор в исторической перспективе», «Гладиатор: кино и история» . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-1042-2 .
- Мудрость, Стивен (2001). Гладиаторы: 100 г. до н. э. – 200 г. н. э . Оксфорд: Osprey Publishing Ltd. ISBN 1-84176-299-7 .
- Золл, Эми (2002). Гладиатриса: правдивая история неизвестной в истории женщины-воина . Лондон: Книги бульвара Беркли. ISBN 0-425-18610-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]