Сенека Младший
Сенека Младший | |
---|---|
Рожденный | в. 4 г. до н.э. |
Умер | 65 г. н.э. (68–69 лет) Рим , Римская Италия , Римская империя |
Национальность | Роман |
Другие имена | Сенека Младший, Сенека |
Заметная работа | Послание Моралеса к Луцилию Медея Фиест Федра |
Родитель | Сенека Старший (отец) |
Эра | Эллинистическая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Стоицизм |
Основные интересы | Этика |
Известные идеи | Проблема зла |
Младший / ˈsɛnɪkə / Анней Сенека ; ( , SEN Луций -ik - ə ок . 4 до н. э. – 65 н. э.) [1] обычно известный как Сенека , был -стоиком философом Древнего Рима , государственным деятелем, драматургом и, в одном произведении, сатириком из послеавгустовской эпохи латинской литературы .
Сенека родился в колонии Патрисия Кордуба в Испании и получил образование в области риторики и философии в Риме . Его отцом был Сенека Старший , старшим братом — Луций Юний Галлион Аннеан , а племянником — поэт Лукан . В 41 году нашей эры Сенека был сослан на остров Корсика при императоре Клавдии . [2] но ему разрешили вернуться в 49 году, чтобы стать наставником Нерона . Когда Нерон стал императором в 54 году, Сенека стал его советником и вместе с префектом претория Секстом Афранием Бурром обеспечивал компетентное управление в течение первых пяти лет правления Нерона. Влияние Сенеки на Нерона со временем уменьшилось, и в 65 году Сенека был вынужден покончить с собой за предполагаемое соучастие в заговоре Пизона с целью убийства Нерона, в котором он, вероятно, был невиновен. [3] Его стоическое и спокойное самоубийство стало предметом многочисленных картин.
Как писатель Сенека известен своими философскими произведениями и пьесами , которые все являются трагедиями . Его прозаические произведения включают 12 эссе и 124 письма, посвященных вопросам морали. Эти сочинения составляют один из наиболее важных источников первичного материала для древнего стоицизма . Как трагик, он наиболее известен такими пьесами, как «Медея» , «Фиест» и «Федра» . Сенека оказал огромное влияние на последующие поколения: в эпоху Возрождения он был «мудрецом, которым восхищались и почитали как оракула нравственности, даже христианского назидания; мастера литературного стиля и образца драматического искусства». [4]
Жизнь [ править ]
Молодость, семья и взрослая жизнь [ править ]
Сенека родился в Кордове в римской провинции Бетика в Испании . [5] Его ветвь рода Annaea состояла из италийских колонистов умбрийского или пелигийского происхождения. [6] Его отцом был Луций Анней Сенека Старший испанского происхождения, , римский рыцарь получивший известность как писатель и преподаватель риторики в Риме. [7] Мать Сенеки, Гельвия, происходила из известной бетической семьи. [8] Сенека был вторым из трех братьев; другими были Луций Анней Новат (позже известный как Юний Галлион) и Анней Мела, отец поэта Лукана . [9] Мириам Гриффин говорит в своей биографии Сенеки, что «доказательства жизни Сенеки до его изгнания в 41 году настолько незначительны, а потенциальный интерес этих лет для социальной истории, а также для биографии, настолько велик, что лишь немногие авторы о Сенеке устояли перед искушением добывать знания с помощью воображения». [10] Гриффин также делает вывод из древних источников, что Сенека родился либо в 8, 4 или 1 году до нашей эры. Она считает, что он родился между 4 и 1 годом до нашей эры и жил в Риме к 5 году нашей эры. [10]
Говорят, что Сенеку привезли в Рим на «объятиях» его тети (сводной сестры его матери) в молодом возрасте, вероятно, когда ему было около пяти лет. [11] Его отец прожил большую часть своей жизни в городе. [12] Сенеку обучали обычным предметам литературы, грамматики и риторики в рамках стандартного образования знатных римлян. [13] Еще будучи молодым, он получил философское образование у Аттала Стоика , оба из , а также у Сотиона и Папирия Фабиана которых принадлежали к недолговечной Школе Секстиев , которая сочетала стоицизм с пифагорейством . [9] Сотион убедил Сенеку, когда он был молодым человеком (около двадцати лет), стать вегетарианцем , что он практиковал около года, прежде чем его отец убедил его отказаться от этого, потому что эта практика была связана с «некоторыми иностранными обрядами». [14] У Сенеки на протяжении всей жизни часто были проблемы с дыханием, вероятно, астма . [15] и в какой-то момент, когда ему было около двадцати пяти лет ( ок. 20 г. н. э. ), он, по-видимому, заболел туберкулезом . [16] Его отправили в Египет жить к своей тете (той самой тете, которая привезла его в Рим), муж которой Гай Галерий стал префектом Египта . [8] Она ухаживала за ним в период плохого здоровья, который длился до десяти лет. [17] В 31 году нашей эры он вернулся в Рим со своей тетей, а его дядя погиб в пути в результате кораблекрушения. [17] Влияние его тети помогло Сенеке быть избранным квестором (вероятно, после 37 г. н.э.). [13] ), что также принесло ему право заседать в римском сенате . [17]
Политика и изгнание [ править ]
Ранняя карьера Сенеки на посту сенатора, похоже, была успешной, и его хвалили за ораторское искусство. [18] В своих сочинениях Сенека не говорит ничего хорошего о Калигуле и часто изображает его чудовищем. [19] Кассий Дион рассказывает историю о том, как Калигула был настолько оскорблен ораторским успехом Сенеки в Сенате, что приказал ему покончить жизнь самоубийством. [18] Сенека выжил только потому, что был тяжело болен и Калигуле сказали, что он все равно скоро умрет. [18] Сенека объясняет свое выживание своим терпением и преданностью друзьям: «Я хотел избежать впечатления, будто все, что я мог сделать ради верности, — это умереть». [20]
В 41 году нашей эры императором стал Клавдий обвинила Сенеку , а новая императрица Мессалина в прелюбодеянии с Юлией Ливиллой , сестрой Калигулы и Агриппины . [21] Некоторые историки поставили под сомнение это дело, поскольку у Мессалины были явные политические мотивы избавиться от Джулии Ливиллы и ее сторонников. [12] [22] Сенат вынес Сенеке смертный приговор, который Клавдий заменил ссылкой, и следующие восемь лет Сенека провел на острове Корсика . [23] Две из самых ранних сохранившихся работ Сенеки относятся к периоду его ссылки — обе они являются утешением . [21] В своем «Утешении Гельвии» , своей матери, Сенека утешает ее как скорбящую мать из-за потери сына в изгнании. [23] Сенека случайно упоминает о смерти своего единственного сына за несколько недель до изгнания. [23] Позже Сенека женился на женщине моложе его, Помпее Паулине . [9] Считалось, что маленький сын мог быть от предыдущего брака. [23] но доказательства «незначительны». [9] Другая работа Сенеки этого периода, его «Утешение Полибию », одному из вольноотпущенников Клавдия, была сосредоточена на утешении Полибия в связи со смертью его брата. Он известен своей лестью Клавдию, и Сенека выражает надежду, что император отзовет его из ссылки. [23] В 49 году нашей эры Агриппина вышла замуж за своего дядю Клавдия, и под ее влиянием Сенека был отозван в Рим. [21] Агриппина добилась претора Сенеки и назначила его наставником своего сына, будущего императора Нерона . [24]
Имперский советник [ править ]
С 54 по 62 годы нашей эры Сенека выступал советником Нерона вместе с префектом претория Секстом Афранием Буррусом . В начале правления Нерона его мать Агриппина пользовалась своими полномочиями принимать решения. Сенека и Буррус выступали против этого авторитарного матриархата, ставшего причиной безответственности императора. Одним из побочных результатов его новой должности было то, что Сенека был назначен вторым консулом в 56 г. [25] Говорят, что влияние Сенеки было особенно сильным в первый год. [26] Сенека составил речи Нерона о вступлении на престол, в которых он обещал восстановить надлежащую правовую процедуру и власть Сената. [24] Он также составил панегирик Клавдию, который Нерон произнес на похоронах. [24] Сатирическая пародия Сенеки «Апоколоцинтос» , высмеивающая обожествление Клавдия и восхваляющая Нерона, относится к самому раннему периоду правления Нерона. [24] В 55 году нашей эры Сенека написал «О помиловании» после убийства Нероном Британника , возможно, чтобы заверить граждан, что это убийство было концом, а не началом кровопролития. [27] «О милосердии» — это произведение, которое, хотя и льстит Нерону, было призвано показать правильный (стоический) путь добродетели для правителя. [24] Тацит и Дион предполагают, что раннее правление Нерона, во время которого он слушал Сенеку и Бурра, было вполне компетентным. Однако древние источники предполагают, что со временем Сенека и Буррус утратили свое влияние на императора. В 59 г. они неохотно согласились на убийство Агриппины, а впоследствии Тацит сообщает, что Сенеке пришлось написать сенату письмо, оправдывающее убийство. [27]
В 58 году нашей эры сенатор Публий Суиллий Руф совершил серию публичных нападок на Сенеку. [28] Эти нападения, о которых сообщают Тацит и Кассий Дион , [29] включало обвинения в том, что всего за четыре года службы Нерону Сенека приобрел огромное личное состояние в триста миллионов сестерциев , взимая высокие проценты по займам по всей Италии и провинциям. [30] Нападки Суиллия включали утверждения о сексуальном развращении и предположение, что Сенека спал с Агриппиной. [31] Тацит, однако, сообщает, что Суиллий был весьма предубежден: он был любимцем Клавдия, [28] и был растратчиком и информатором. [30] В ответ Сенека возбудил против Суиллия ряд обвинений в коррупции: половина его имущества была конфискована, а сам он отправлен в ссылку. [32] Однако нападения отражают критику Сенеки, которая высказывалась в то время и продолжалась в последующие века. [28] Сенека, несомненно, был чрезвычайно богат: у него были владения в Байях и Номентуме , альбанская вилла и египетские поместья. [28] Кассий Дион даже сообщает, что восстание Боудики в Британии было вызвано тем, что Сенека навязал крупные займы коренной британской аристократии после завоевания Британии Клавдием , а затем внезапно и агрессивно призвал ее к себе. [28] Сенека был чувствителен к таким обвинениям: его De Vita Beata («О счастливой жизни») датируется примерно этим временем и включает в себя защиту богатства в духе стоиков, утверждая, что правильное приобретение и расходование богатства является подходящим поведением для философа. [30]
Выход на пенсию [ править ]
После смерти Бурруса в 62 г. влияние Сенеки быстро упало; как выразился Тацит (Анн. 14.52.1), mors Burri infregit Senecae potentiam («смерть Бурра сломила власть Сенеки»). [33] Тацит сообщает, что Сенека дважды пытался уйти в отставку, в 62 и 64 году нашей эры, но Нерон оба раза отказывал ему. [30] Тем не менее Сенека все чаще отсутствовал при дворе. [30] Он вел тихий образ жизни в своих загородных поместьях, концентрируясь на учебе и редко посещая Рим. Именно в эти последние несколько лет он написал две из своих величайших работ: Naturales quaestiones — энциклопедию мира природы; и его «Письма к Луцилию» , в которых документированы его философские мысли. [34]
Смерть [ править ]
В 65 году нашей эры Сенека оказался втянутым в последствия заговора Пизона , заговора с целью убить Нерона. Хотя маловероятно, что Сенека участвовал в заговоре, Нерон приказал ему покончить с собой. [30] Сенека последовал традиции, перерезав несколько вен , чтобы истечь кровью , а его жена Помпея Паулина попыталась разделить его участь. Кассий Дион, желавший подчеркнуть безжалостность Нерона, сосредоточил внимание на том, как Сенека отнесся к его письмам в последнюю минуту и как солдаты ускорили его смерть. [35] Через поколение после императоров Юлиев-Клавдиев Тацит написал отчет о самоубийстве, который, учитывая его республиканские симпатии, возможно, несколько романтизирован. [36] Согласно этому рассказу, Нерон приказал спасти жену Сенеки. Ее раны были перевязаны, и она больше не пыталась покончить с собой. Что касается самого Сенеки, то его возраст и диету обвиняли в медленной потере крови и продолжительных болях, а не в быстрой смерти. Он также принял яд, который не оказался смертельным.
Продиктовав свои последние слова писцу и в кругу друзей, присутствовавших у него дома, он погрузился в теплую ванну, которая, как он ожидал, ускорит кровоток и облегчит его боль. Тацит писал: «Затем его отнесли в баню, паром которой он задохнулся, и сожгли без каких-либо обычных погребальных обрядов. Так он указал в примечании к своему завещанию, даже когда был в разгар свое богатство и власть он думал о конце жизни». [36] Это может создать впечатление благоприятного портрета Сенеки, но отношение Тацита к нему в лучшем случае двойственное. Например, наряду с очевидной стойкостью Сенеки перед лицом смерти его действия можно также рассматривать как довольно театральные и перформативные; и когда Тацит говорит нам, что он оставил своей семье imago suae vitae ( Анналы 15.62), «образ своей жизни», он, возможно, двусмыслен: в римской культуре имаго было своего рода маской, которая увековечивала память великих предков благородные семьи, но в то же время это может также указывать на двуличность, поверхностность и притворство. [37]
Философия [ править ]
Как «крупный философский деятель периода Римской империи », [38] Неизгладимый вклад Сенеки в философию внес школа стоицизма . Его сочинения очень доступны [39] [40] и был предметом внимания начиная с эпохи Возрождения со стороны таких писателей, как Мишель де Монтень . [41] Его описывают как «выдающуюся и противоречивую фигуру древности». [42] и «самый интересный стоик в мире». [43]
Сенека написал ряд книг по стоицизму, в основном по этике, с одной работой ( Naturales Quaestiones ) о физическом мире. [44] Сенека опирался на сочинения многих ранних стоиков: он часто упоминает Зенона , Клеанта и Хрисиппа ; [45] и часто цитирует Посидония , с которым Сенека разделял интерес к явлениям природы. [46] Он часто цитирует Эпикура , особенно в его «Письмах» . [47] Его интерес к Эпикуру в основном ограничивается использованием его как источника этических максим. [48] Точно так же Сенека проявляет некоторый интерес к метафизике платона , но никогда не проявляет какой-либо четкой приверженности. [49] Его моральные эссе основаны на учениях стоиков. [40] Стоицизм был популярной философией в тот период, и многие римляне из высшего сословия нашли в нем руководящую этическую основу для политического участия. [44] Когда-то было популярно считать, что Сенека был очень эклектичен в своем стоицизме. [50] но современная наука рассматривает его как довольно ортодоксального стоика, хотя и свободомыслящего. [51]
В его работах обсуждаются как этическая теория, так и практические советы, и Сенека подчеркивает, что обе части различны, но взаимозависимы. [52] Его «Письма к Луцилию» демонстрируют поиск Сенекой этического совершенства. [52] и «представляют собой своего рода философское завещание для потомков». [42] Сенека рассматривает философию как бальзам на раны жизни. [53] Разрушительные страсти, особенно гнев и горе, должны быть искоренены. [54] или модерируется по причине. [55] Он обсуждает относительные достоинства созерцательной жизни и активной жизни. [53] и он считает важным противостоять собственной смертности и уметь встретиться со смертью. [54] [55] Человек должен быть готов практиковать бедность и правильно использовать богатство. [56] и он пишет о милостях, милосердии, важности дружбы и необходимости приносить пользу другим. [56] [53] [57] Вселенная управляется к лучшему разумным провидением, [56] и это необходимо согласовать с принятием невзгод. [54]
Драма [ править ]
Сенеке приписывают десять пьес, из которых, скорее всего, восемь написаны им. [58] Пьесы резко контрастируют с его философскими произведениями. Пьесы с их сильными эмоциями и мрачным общим тоном кажутся полной противоположностью стоическим убеждениям Сенеки. [59] Вплоть до XVI века считалось нормальным различать Сенеку-моралиста и Сенеку-драматуга как двух отдельных людей. [60] Ученые пытались выявить определенные стоические темы: именно неконтролируемые страсти порождают безумие, разрушение и самоуничтожение. [61] Это имеет как космический, так и этический аспект, а судьба — мощная, хотя и довольно деспотическая сила. [61]
Многие ученые, следуя идеям немецкого ученого XIX века Фридриха Лео , считали, что трагедии Сенеки были написаны только для декламации. [62] Другие ученые считают, что они были написаны для представления и что вполне возможно, что настоящее представление имело место при жизни Сенеки. [63] В конечном счете, этот вопрос не может быть решен на основе имеющихся у нас знаний. [58] Трагедии Сенеки с успехом ставятся и в наше время.
Датировка трагедий весьма проблематична из-за отсутствия каких-либо древних упоминаний. [64] Пародия на плач Геркулеса Фюренса появляется в « Апоколоцинтозе» , что предполагает дату этой пьесы до 54 года нашей эры. [64] Относительная хронология была предложена на метрических основаниях. [65] Не все пьесы основаны на греческом образце; они имеют пятиактную форму и во многом отличаются от дошедших до нас аттических драм , и хотя влияние Еврипида на некоторые из этих произведений значительно, столь же велико и влияние Вергилия и Овидия . [64]
Пьесы Сенеки широко читались в Средневековья и Возрождения европейских университетах и оказали сильное влияние на трагическую драму того времени, например, елизаветинской Англии ( Уильям Шекспир и другие драматурги), Франции ( Корнель и Расин ), Нидерландов ( Юст ван ден Вондель ). [66] Английские переводы трагедий Сенеки появились в печати в середине 16 века, а все десять были опубликованы коллективно в 1581 году. [67] Он считается источником и источником вдохновения для того, что известно как «Трагедия мести», начиная с « Томаса Кида » Испанской трагедии и продолжая вплоть до якобинской эпохи . [68] Фиест считается шедевром Сенеки. [69] и была описана ученым Даной Джойя как «одна из самых влиятельных пьес, когда-либо написанных». [70] Медея также высоко ценится, [71] [72] и был оценен вместе с Федрой Элиотом Т. С. . [70]
Работает [ править ]
Работы, приписываемые Сенеке, включают 12 философских эссе, 124 письма, посвященных вопросам морали , девять трагедий и сатиру , атрибуция которых оспаривается. [73] Его авторство « Геркулеса на Эте» также подвергалось сомнению.
Трагедии Сенеки [ править ]
Fabulae crepidatae (трагедии на греческие сюжеты):
- Геркулес или Геркулес фуренс ( Безумие Геракла )
- Троады ( Троянские женщины )
- Фениссы ( Финикийские женщины )
- Медея
- Федра
- Эдип
- Агамемнон
- Фиест
- Геракл Этей ( Геркулес на Эте ): обычно считается, что он не был написан Сенекой. Впервые отвергнуто Даниэлем Хейнсиусом .
Предтекстовая история (трагедия в римской обстановке):
- Октавия : почти наверняка не написана Сенекой (по крайней мере, в окончательной форме), поскольку содержит точные пророчества о его смерти и смерти Нерона. [74] Эта пьеса по стилю очень напоминает пьесы Сенеки, но, вероятно, была написана через некоторое время после смерти Сенеки (возможно, при Веспасиане ) кем-то, находящимся под влиянием Сенеки и знающим о событиях его жизни. [75] Хотя текстуально это приписывание Сенеке, это приписывание было рано подвергнуто сомнению Петраркой . [76] и отвергнут Юстусом Липсиусом .
Очерки и письма [ править ]
Эссе [ править ]
Традиционно дается в следующем порядке:
- (64) De Providentia ( О провидении ) - адресовано Луцилию.
- (55) De Constantia Sapientis ( О твердости мудрого человека ) – адресовано Серену.
- (41) Де Ира ( О гневе ) - Исследование последствий и контроля гнева - адресовано его брату Новатусу.
- (книга 2 Де Ира )
- (книга 3 Де Ира )
- (40) Марсии, с утешением ( Марсии, с утешением ) – утешает ее в связи со смертью сына.
- (58) De Vita Beata ( О счастливой жизни ) - адресовано Галлиону.
- (62) Де Отио ( На досуге ) – обращено к Серену.
- (63) De Tranquillitate Animi ( О спокойствии ума ) - обращено к Серену.
- (49) De Brevitate Vitæ ( О краткости жизни ) - Очерк, разъясняющий, что любая продолжительность жизни достаточна, если прожить ее разумно, - адресовано Паулину.
- (44) De Consolatione ad Polybium ( Полибию, Об утешении ) – Утешая его в связи со смертью брата.
- (42) Ad Helviam matrem, De consolatione ( Матери Гельвии, Об утешении ) – Письмо матери, утешающее ее в связи с его отсутствием во время ссылки.
Другие эссе [ править ]
- (56) De Clementia ( О милосердии ) – написано Нерону о необходимости милосердия как добродетели императора. [77]
- 63) льготах О ( [семь книг]
- (–) De Superstitione ( О суевериях ) – утеряно, но цитируется из « Святого Августина 6.10–6.11 Города Божьего» .
Письма [ править ]
- (64) Epistulae Morales ad Lucilium - сборник из 124 писем, иногда разделенных на 20 книг, посвященных моральным вопросам, написанных Луцилию Младшему . Возможно, эта работа дошла до нас незавершенной; сборникист Авл Геллий в своем «Ночи Аттики» (12.2) упоминает «книгу 22».
Другое [ править ]
- (54) Apocolocyntosis divi Claudii ( «Огурдификация божественного Клавдия» ), сатирическое произведение.
- (63) Naturales quaestiones [семь книг] — понимание древних теорий космологии , метеорологии и подобных предметов.
Ложный [ править ]
- (58–62/370?) Cujus etiam ad Paulum apostolum leguntur epistolae : Эти письма, предположительно между Сенекой и святым Павлом, почитались ранними авторитетами, но современные ученые отвергают их подлинность. [78] [79]
Издания [ править ]
- Naturales quaestiones (на латыни). Венеция: наследники Альдо Мануцио (1) и Андреа Торресано (1). 1522.
Наследие [ править ]
Как протохристианский святой [ править ]
Сочинения Сенеки были хорошо известны в поздний римский период, и Квинтилиан , писавший через тридцать лет после смерти Сенеки, отмечал популярность его произведений среди молодежи. [80] Хотя он нашел много поводов для восхищения, Квинтилиан критиковал Сенеку за то, что он считал выродившимся литературным стилем - критику, которую поддержал Авл Геллий в середине II века. [80]
Раннехристианская церковь очень благосклонно относилась к Сенеке и его сочинениям, а церковный деятель Тертуллиан собственнически называл его «нашим Сенекой». [81] К IV веку была создана апокрифическая переписка с апостолом Павлом, связывающая Сенеку с христианской традицией. [82] Письма упоминаются Иеронимом , который также включил Сенеку в список христианских писателей, а Сенека аналогичным образом упоминается Августином . [82] В VI веке Мартин Брагский синтезировал мысли Сенеки в пару трактатов, которые сами по себе стали популярными. [83] В остальном Сенека был известен главным образом благодаря большому количеству цитат и отрывков из « Флорилегии» , которые были популярны на протяжении всего средневекового периода. [83] Когда его сочинения читали в позднее Средневековье, это были в основном его «Письма к Луцилию» — более длинные эссе и пьесы были относительно неизвестны. [84]
Средневековые писатели и произведения продолжали связывать его с христианством из-за его предполагаемой связи с Павлом. [85] «Золотая легенда» описание знаменитых святых XIII века , агиографическое , которое было широко читаемо, включало описание сцены смерти Сенеки и ошибочно представляло Нерона как свидетеля самоубийства Сенеки. [85] Данте поместил Сенеку (рядом с Цицероном ) среди «великих духов» Первого Круга Ада , или Лимба . [86] Боккаччо , который в 1370 году наткнулся на работы Тацита, просматривая библиотеку в Монтекассино , написал отчет о самоубийстве Сенеки, намекая, что это было своего рода замаскированное крещение или фактическое крещение духом. [87] Некоторые, такие как Альбертино Муссато и Джованни Колонна , пошли еще дальше и пришли к выводу, что Сенека, должно быть, был обращенным христианином. [88]
Спорные котировки [ править ]
Различные другие античные и средневековые тексты якобы написаны Сенекой, например , De remediis fortuitorum , но с неподтвержденным авторством их иногда называют «Псевдо-Сенека». [89] По крайней мере, некоторые из них, кажется, сохраняют и адаптируют подлинное сенеканское содержание, например, » святого Мартина Браги (ок. 580 г.) «Формула честной жизни , или De Differentiis quatuor virtutum vitae честные («Правила честной жизни» или «О Четыре кардинальные добродетели»). В ранних рукописях сохранилось предисловие Мартина, где он ясно дает понять, что это была его адаптация, но в более поздних копиях это было опущено, и позже произведение было признано полностью произведением Сенеки. [90] Сенеку также часто цитируют как автора афоризма : «Простые люди считают религию истинной, мудрецы - ложной, а правители - полезной». [91] Однако эта цитата аналогична высказыванию Эдварда Гиббона : «Различные способы поклонения, преобладавшие в римском мире, считались людьми одинаково истинными, философами - одинаково ложными, а магистраты - одинаково полезными. ", поэтому это оспаривается .
Улучшение репутации [ править ]
Сенека остается одним из немногих популярных римских философов того периода. Он появляется не только у Данте , но и у Чосера и в значительной степени у Петрарки , который перенял его стиль в своих сочинениях и цитирует его чаще, чем любой другой авторитет, кроме Вергилия . В эпоху Возрождения стали обычным явлением печатные издания и переводы его произведений, в том числе издание Эразма и комментарий Жана Кальвина . [92] Джон Солсберийский , Эразм и другие прославляли его труды. Французский эссеист Монтень , который энергично защищал Сенеку и Плутарха в своих «Очерках считал », сам Паскье «французским Сенекой». [93] Точно так же Томас Фуллер похвалил Джозефа Холла как «нашего английского Сенеку». Многие, кто считал его идеи не особенно оригинальными, все же утверждали, что он сыграл важную роль в том, чтобы сделать греческих философов презентабельными и понятными. [94] Его самоубийство также было популярной темой в искусстве, от Жака-Луи Давида картины 1773 года «Смерть Сенеки» до фильма 1951 года «Quo Vadis» .
Даже несмотря на восхищение более ранней группы интеллектуальных приверженцев, Сенека никогда не оставался без своих недоброжелателей. В свое время его обвиняли в лицемерии или, по крайней мере, в нестоическом образе жизни. Будучи сосланным на Корсику, он написал прошение о восстановлении, весьма несовместимое с его призывами к простой жизни и принятию судьбы. В своем «Апоколоцинтозе» он высмеивал поведение и политику Клавдия и льстил Нерону, например, заявляя, что Нерон будет жить дольше и мудрее, чем легендарный Нестор . Утверждения Публия Суиллия Руфа о том, что Сенека приобрел около «трехсот миллионов сестерциев » благодаря благосклонности Нерона, являются в высшей степени партийными, но они отражают реальность того, что Сенека был одновременно могущественным и богатым. [95] Робин Кэмпбелл, переводчик писем Сенеки, пишет, что «стандартная критика Сенеки на протяжении веков [была]… очевидным контрастом между его философскими учениями и его практикой». [95]
В 1562 году Джероламо Кардано написал извинения, восхваляющие Нерона, в своем Encomium Neronis , напечатанном в Базеле. [96] Вероятно, это было задумано как пародийный панегирик , перевернувший изображение Нерона и Сенеки, которое появляется у Тацита. [97] В этом произведении Кардано изобразил Сенеку мошенником худшего сорта, пустым ритором, который думал только о том, чтобы захватить деньги и власть, после того как отравил разум молодого императора. Кардано заявил, что Сенека заслужил смерть.
Среди историков, пытавшихся переоценить Сенеку, была ученая Анна Лидия Мотто, которая в 1966 году утверждала, что негативный имидж почти полностью основан на рассказах Суиллия, в то время как многие другие, которые могли бы восхвалять его, были потеряны. [98]
«Поэтому у нас не осталось никаких современных свидетельств жизни Сенеки, за исключением отчаянного мнения Публия Суиллия. Подумайте, какой бесплодный образ мы имели бы о Сократе , если бы труды Платона и Ксенофонта не дошли до нас и были бы мы полностью зависимы на описание этого афинского философа Аристофаном . Конечно, у нас сложилось бы весьма искаженное и неверно истолкованное мнение о Сенеке, если бы мы полагались на одного Суиллия». [99]
Более поздние работы меняют доминирующее восприятие Сенеки как простого проводника ранее существовавших идей, демонстрируя оригинальность вклада Сенеки в историю идей . Исследование жизни и мыслей Сенеки в связи с современным образованием и психологией эмоций раскрывает актуальность его мысли. Например, Марта Нуссбаум в своем обсуждении желаний и эмоций включает Сенеку в число стоиков, которые предложили важные идеи и взгляды на эмоции и их роль в нашей жизни. [100] Специально посвятив главу его лечению гнева и управлению им, она показывает понимание Сенекой разрушительной роли неконтролируемого гнева и его патологических связей. Позже Нуссбаум расширила свое исследование вклада Сенеки в политическую философию. [101] демонстрируя значительную тонкость и богатство своих мыслей о политике, образовании и понятиях глобального гражданства - и находя основу для реформаторского образования в идеях Сенеки, которые она использовала, чтобы предложить способ современного образования, который избегает как узкого традиционализма, так и полного отказа от традиций. . В других местах Сенека был отмечен как первый великий западный мыслитель, исследовавший сложную природу и роль благодарности в человеческих отношениях. [102]
В популярной культуре [ править ]
- фильм «Сенека» , повествующий о его жизни. В 2023 году вышел [103]
художественные Известные образы
Сенека — персонаж оперы Монтеверди 1642 года «L'incoronazione di Poppea» ( «Коронация Поппеи» ), основанной на псевдосенеканской пьесе « Октавия» . [104]
- В пьесе Натаниэля Ли 1675 года «Нерон, император Рима» Сенека пытается отговорить Нерона от его эгоистичных планов, но его утаскивают в тюрьму, где он умирает за сценой. [105]
- Сенека появляется в Роберта Бриджеса стихотворной драме « Нерон» , вторая часть которой (опубликована в 1894 году) завершается смертью Сенеки. [106]
- Сенека также появляется в довольно незначительной роли в романе Генрика Сенкевича 1896 года «Quo Vadis» его сыграл Николас Ханнен , а в фильме 1951 года . [107]
- В книге Роберта Грейвса 1934 года «Клавдий Бог» , продолжении романа « Я, Клавдий» , Сенека изображен как невыносимый подхалим. [108] Он показан как льстец, который обращается в стоицизм исключительно для того, чтобы удовлетворить собственную идеологию Клавдия. «Тыквификация» ( Apocolocyntosis ) Грейвса становится, таким образом, невыносимой работой лести отвратительному Нерону, высмеивающей человека, перед которым Сенека пресмыкался годами.
- В историческом романе Колесница души « Линды Гордой » Сенека изображен как наставник молодого Тогидубнуса, сына короля Атребатов Верики, во время его десятилетнего пребывания в Риме. [109]
- Фильм 2023 года «Сенека – О создании землетрясений» посвящен последним дням жизни Сенеки, которого сыграл Джон Малкович . [110] [111]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Encyclopædia Britannica , s.v. Seneca .
- ^ Фитч, Джон (2008). Сенека . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 32. ISBN 978-0199282081 .
- ^ Бансон, Мэтью (1991). Словарь Римской империи . Издательство Оксфордского университета . п. 382.
- ^ Уотлинг, Э.Ф. (1966). "Введение". Четыре трагедии и Октавия . Книги о пингвинах. п. 9.
- ^ Хабинек 2013 , с. 6
- ^ Джордж Дэвис Чейз, «Происхождение римской преномины», в Гарвардских исследованиях классической филологии, том. VIII, стр. 103–184 (1897).
- ^ Дандо-Коллинз, Стивен (2008). Кровь цезарей: как убийство Германика привело к падению Рима . Джон Уайли и сыновья. п. 47. ИСБН 978-0470137413 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хабинек 2013 , с. 7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Рейнольдс, Гриффин и Фантэм, 2012 , с. 92
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мириам Т. Гриффин. Сенека: Философ в политике , Оксфорд, 1976. 34.
- ^ Уилсон 2014 , с. 48 со ссылкой на De Consolatione ad Helvia Matre 19.2
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , с. VII
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хабинек 2013 , с. 8
- ^ Уилсон 2014 , с. 56
- ^ Уилсон 2014 , с. 32
- ^ Уилсон 2014 , с. 57
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уилсон 2014 , с. 62
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Браунд 2015 , с. 24
- ^ Уилсон 2014 , с. 67
- ^ Уилсон 2014 , с. 67 со ссылкой на «Естественные вопросы» , 4.17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хабинек 2013 , с. 9
- ^ Уилсон 2014 , с. 79
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Браунд 2015 , с. 23
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Браунд 2015 , с. 22
- ^ Senatus Consultum Trebellianum был датирован 25 августа в его консульстве, которое он делил с Требеллиусом Максимом. Дайджест 36.1.1
- ^ Кассий Дион утверждает, что Сенека и Буррус «полностью взяли власть в свои руки», но «после смерти Британника Сенека и Бурр больше не уделяли должного внимания общественным делам» в 55 г. (Кассиус Дион, Римская история , LXI . 3–7)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хабинек 2013 , с. 10
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Браунд 2015 , с. 21
- ^ Тацит, Анналы xiii.42; Кассий Дион, Римская история lxi.33.9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , с. ix
- ^ Уилсон 2014 , с. 130
- ^ Уилсон 2014 , с. 131
- ^ Браунд 2015 , с. viii
- ^ Хабинек 2013 , с. 14
- ^ Хабинек 2013 , с. 16 со ссылкой на Кассия Диона II.25.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Черч, Альфред Джон; Бродрибб, Уильям Джексон (2007). «хв». Тацит: Анналы императорского Рима . Нью-Йорк: Barnes & Noble . п. 341. Тацита со ссылкой на Анналы , xv. 60–64
- ^ См. особенно Бирд, М., «Насколько стоичен был Сенека?», в New York Review of Books , 9 октября 2014 г.
- ^ Фогт, Катя (2016), «Сенека» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 19 августа 2019 г.
- ^ Гилл 1999 , стр. 49–50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гилл 1999 , с. 37
- ^ Сенека, Луций Анней (1968). Стоическая философия Сенеки WW Нортон и компания. ISBN 0393004597 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Массимо Пильуччи о стоической философии счастья Сенеки – Массимо Пильуччи | Aeon Classics» . Эон . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «Кто такой Сенека? В сознании самого интересного стоика в мире» . Ежедневный стоик . 10 июля 2016 года . Проверено 19 августа 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гилл 1999 , с. 34
- ^ Селларс 2013 , с. 103
- ^ Селларс 2013 , с. 105
- ^ Селларс 2013 , с. 106
- ^ Селларс 2013 , с. 107
- ^ Селларс 2013 , с. 108
- ^ «Его философия, насколько он принял систему, была стоической, но это был скорее эклектизм стоицизма, чем чистый стоицизм» Лонг, Джордж (1870). «Сенека, Л. Анней» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 3. п. 782.
- ^ Селларс 2013 , с. 109
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гилл 1999 , с. 43
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Колиш 1985 , с. 14
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , с. xv
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Колиш 1985 , с. 49
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , с. xvi
- ^ Колиш 1985 , с. 41
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , с. xxiii
- ^ Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , стр. хх
- ^ Лаарманн 2013 , с. 53
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гилл 1999 , с. 58
- ↑ Главный современный сторонник этой точки зрения — Отто Цвирляйн, «Драмы декламации Сенеки» , 1966.
- ^ Джордж В.М. Харрисон (редактор), Сенека в исполнении , Лондон: Дакворт, 2000.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рейнольдс, Гриффин и Фантэм, 2012 , с. 94
- ^ Джон Г. Фитч, «Смысловые паузы и относительные датировки у Сенеки, Софокла и Шекспира», American Journal of Philology 102 (1981) 289–307.
- ^ Эй Джей Бойл, Трагический Сенека: Очерк театральной традиции. Лондон: Рутледж, 1997.
- ^ Сенека, Луций Анней. Его десять трагедий . Томас Ньютон, изд. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1966, стр. xlv. АСИН B000N3NP6K
- ^ Г. Брейден, Трагедия эпохи Возрождения и сенеканская традиция, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1985.
- ^ Мэгилл, Фрэнк Нортен (1989). Шедевры мировой литературы . Харпер энд Роу Лимитед. п. VII. ISBN 0060161442 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сенека: Трагедии . Джу Пресс. 1994. с. хli. ISBN 0801849322 .
- ^ Хайль, Андреас; Дамшен, Грегор (2013). Спутник Брилла Сенеке: философ и драматург . Брилл. п. 594. ИСБН 978-9004217089 . « Медея часто считается шедевром ранних пьес Сенеки, [...]»
- ^ Слейтер, Инеке; Розен, Ральф М. (2012). Эстетическая ценность в классической античности . Брилл. п. 399. ИСБН 978-9004231672 .
- ^ Брокетт, О. (2003), История театра : Девятое изд. Аллин и Бэкон. п. 50
- ^ Изд. Р. Ферри, Октавия (2003), стр. 5–9
- ^ HJ Rose, Справочник по латинской литературе (Лондон, 1967), с. 375
- ^ Изд. Р. Ферри, Октавия (2003), стр. 6
- ^ «Сенека: О помиловании» . Thelatinlibrary.com . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ «Апокрифические послания» . Earlychristianwritings.com . 2 февраля 2006 г. Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Джозеф Барбер Лайтфут (1892) Диссертации Святого Павла и Сенеки об апостольской эпохе
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаарманн 2013 , с. 54 со ссылкой на Квинтилиана, Institutio Oratoria , x.1.126f; Авл Геллий, «Ночи Аттики» , XII. 2.
- ^ Моисей Хадас. Стоическая философия Сенеки , 1958. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаарманн 2013 , с. 54
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаарманн 2013 , с. 55
- ^ Уилсон 2014 , с. 218
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилсон 2014 , с. 219
- ^ Кер 2009 , с. 197 со ссылкой на Данте, Inf. , 4.141
- ^ Кер 2009 , стр. 221–222
- ^ Лаарманн 2013 , с. 59
- ^ «Псевдо-Сенека» . www.bml.firenze.sbn.it .
- ^ Иштван Питер Бейчи, Кардинальные добродетели в средние века: исследование моральной мысли с четвертого по четырнадцатый век , Brill, 2011, стр. 55–56 .
- ^ GoodReads (получено 5 ноября 2021 г.)
- ^ Ричард Мотт Гаммер, философ Сенека, и его современное послание , с. 97.
- ^ Гуммере, философ Сенека, и его современное послание , с. 106.
- ^ Моисей Хадас. Стоическая философия Сенеки , 1958. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1969 , с. 11
- ^ Доступно на английском языке как Джироламо Кардано, Нерон: образцовый жизненный чернильный камень, 2012 г.
- ^ Сираиси, Нэнси Г. (2007). История, медицина и традиции обучения эпохи Возрождения . Издательство Мичиганского университета. стр. 157–158.
- ^ Лидия Мотто, Анна Сенека на суде: дело богатого стоика The Classic Journal , Vol. 61, № 6 (1966), стр. 254–258.
- ^ Лидия Мотто, Анна Сенека на суде: дело богатого стоика Классический журнал , Том. 61, № 6 (1966) с. 257
- ^ Нуссбаум, М. (1996). Терапия желания . Издательство Принстонского университета
- ^ Нуссбаум, М. (1999). Культивируя человечность: классическая защита реформы гуманитарного образования . Издательство Гарвардского университета [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Харфам, Э. (2004). Благодарность в истории идей , 19–37, М. А. Эммонс и М. Е. Маккалок, редакторы, «Психология благодарности» , Oxford University Press. [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Сенека» . IMDB .
- ^ Джоя, Дана (1992). "Введение". В Славитте, Дэвид Р. (ред.). Сенека: Трагедии . Джу Пресс. п. XVIII.
- ^ Кер 2009 , с. 220
- ^ Бриджес, Роберт (1894). Нерон, Часть II. От смерти Бурра до смерти Сенеки, включая заговор Пизона . Джордж Белл и сыновья.
- ^ Сирино, Моника Сильвейра (2008). Рим, первый сезон: История создает телевидение . Блэквелл. п. 195.
- ^ Читти 2015 , с. 316
- ^ Горжусь, Линда (2018). Колесница Души . Оксфорд: Годстоу Пресс. ISBN 978-1907651137 . OCLC 1054834598 .
- ^ « Обзор Сенеки — о возникновении землетрясений: Джон Малкович возвращается в Рим Нерона в ошибочном историческом фэнтези» . Голливудский репортер . 20 февраля 2023 г.
- ^ « Сенека - о возникновении землетрясений: Берлинское обозрение» .
Ссылки [ править ]
- Асмис, Элизабет; Барч, Шади; Нуссбаум, Марта К. (2012), «Сенека и его мир», Кастер, Роберт А.; Нуссбаум, Марта К. (ред.), Сенека: гнев, милосердие, месть , University of Chicago Press, ISBN 978-0226748429
- Браунд, Сюзанна (2015), «Seneca Multiplex», в Барче, Шади; Скизаро, Алессандро (ред.), Кембриджский компаньон Сенеки , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1107035058
- Кэмпбелл, Робин (1969), «Введение» , «Письма стоика» , «Пингвин», ISBN 0140442103
- Читти, Франческо (2015), «Сенека и современники», в Барче, Шади; Скисаро, Алессандро (ред.), Кембриджский компаньон Сенеки , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1107035058
- Колиш, Марсия Л. (1985), Стоическая традиция от античности до раннего средневековья , том. 1, Брилл, ISBN 9004072675
- Гилл, Кристофер (1999), «Школа в период Римской империи», в Инвуде, Брэд (редактор), Кембриджский спутник стоиков , Cambridge University Press, ISBN 0521779855
- Хабинек, Томас (2013), «Imago Suae Vitae: жизнь и карьера Сенеки», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN 978-9004154612
- Кер, Джеймс (2009), Смерти Сенеки , Oxford University Press
- Лаарманн, Матиас (2013), «Сенека-философ», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN 978-9004154612
- Рейнольдс, Л.Д.; Гриффин, Монтана; Фантэм, Э. (2012), «Анней Сенека (2), Люциус», в Хорнблауэре, С.; Спофорт, А.; Эйдинов, Э. (ред.), Оксфордский классический словарь , Oxford University Press, ISBN 978-0199545568
- Селларс, Джон (2013), «Контекст: философские предшественники и современники Сенеки», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN 978-9004154612
- Уилсон, Эмили Р. (2014), Величайшая империя: жизнь Сенеки , Oxford University Press, ISBN 978-0199926640
Дальнейшее чтение [ править ]
- Сенека, Луций Анней. Гнев, Милосердие, Месть. пер. Роберт А. Каст и Марта К. Нуссбаум. Чикаго, Иллинойс. Издательство Чикагского университета, 2010. ISBN 978-0226748412
- Сенека, Луций Анней. Трудности и счастье. пер. Элейн Фэнтэм, Гарри М. Хайн, Джеймс Кер и Гарет Д. Уильямс. Чикаго, Иллинойс. Издательство Чикагского университета, 2014. ISBN 978-0226748320
- Сенека, Луций Анней. Естественные вопросы. пер. Гарри М. Хайн. Чикаго, Иллинойс. Издательство Чикагского университета, 2010. ISBN 978-0226748382
- Сенека, Луций Анней. О льготах. пер. Мириам Гриффин и Брэд Инвуд. Чикаго, Иллинойс. Издательство Чикагского университета, 2011. ISBN 978-0226748405
- Сенека: Трагедии. Различные переводчики, изд. Дэвид Р. Славитт. Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2 тома, 1992–1994 гг. ISBN 978-0801843099 , 978-0801849329
- Сенека: Трагедии. Эд. и перевод Джон Г. Фитч. Классическая библиотека Леба, издательство Гарвардского университета, 2 тома, 2-е изд. 2018. ISBN 978-0674997172 , 978-0674997189
- Каннелли, Джон, «Нерон, Сенека и медалист римских императоров», Art Bulletin , Vol. 68, № 2 (июнь 1986 г.), стр. 314–317.
- Ди Паола, О. (2015), «Связи между Сенекой и платонизмом в Epistulae ad Lucilius 58» , Афины: Серия докладов конференции ATINER, №: PHI2015-1445.
- Фитч, Джон Г. (редактор), Сенека. Издательство Оксфордского университета, 2008. ISBN 978-0199282081 . Сборник очерков ведущих ученых.
- Глойн, Лиз (2019). Отслеживание классических монстров в популярной культуре . Лондон. ISBN 978-1784539344 . OCLC 1081388471 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гриффин, Мириам Т., Сенека: философ в политике. Издательство Оксфордского университета, 1976. ISBN 978-0198147749 . Все еще стандартная биография.
- Холидей, Райан ; Гензельман, Стивен (2020). «Сенека Стремящийся». Жития стоиков . Нью-Йорк: Портфолио/Пингвин. стр. 184–207. ISBN 978-0525541875 .
- Инвуд, Брэд, Читая Сенеку. Стоическая философия в Риме , Оксфорд: Oxford University Press, 2008.
- Лукас, Флорида , Сенека и елизаветинская трагедия (издательство Кембриджского университета, 1922; мягкая обложка, 2009 г., ISBN 978-1108003582 ); о Сенеке-человеке, его пьесах и влиянии его трагедий на позднюю драму.
- Митчелл, Дэвид. Наследие: апокрифическая переписка между Сенекой и Полом. Архивировано 2 марта 2021 г. в Wayback Machine Xlibris Corporation, 2010 г. [ самостоятельный источник ]
- Девиз, Анна Лидия, «Сенека о смерти и бессмертии» , Классический журнал , Том. 50, № 4 (январь 1955 г.), стр. 187–189.
- Девиз, Анна Лидия, «Сенека на суде: дело богатого стоика» , Классический журнал , Vol. 61, № 6 (март 1966 г.), стр. 254–258.
- Севенстер, Дж. Н. , Павел и Сенека , Novum Testum, Дополнения , Vol. 4, Лейден: Э. Дж. Брилл, 1961; сравнение Сенеки и апостола Павла, которые были современниками.
- Шелтон, Джо-Энн , «Геркулес Фуренс» Сенеки: тема, структура и стиль , Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 1978. ISBN 3525251459 . Пересмотр докторской диссертации автора в Калифорнийском университете в Беркли , 1974 год.
- Уилсон, Эмили , Сенека: Шесть трагедий. Оксфордская мировая классика. Издательство Оксфордского университета, 2010.
Внешние ссылки [ править ]
- Сенеки Диалоги в переводе Обри Стюарта из Standard Ebooks
- Работы Сенеки Младшего в цифровой библиотеке Персея
- Фогт, Катя. «Сенека» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Вагонер, Роберт. «Сенека» . Интернет-энциклопедия философии .
- Оригинальные тексты произведений Сенеки в «Латинской библиотеке»
- Работы Сенеки Младшего в форме электронных книг в Standard Ebooks
- Работы Сенеки Младшего в Project Gutenberg
- Работы Сенеки Младшего или о нем в Интернет-архиве
- Работы Сенеки Младшего в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Коллекция произведений Сенеки Младшего в Wikisource
- Эссе и письма Сенеки на английском языке (на Stoics.com)
- Список комментариев к письмам Сенеки
- Инкунабула (1478 г.) произведений Сенеки в коллекции МакКьюна.
- Трагедии Сенеки и елизаветинская драма
- СОРГЛЛ: Сенека, Тиест 766–804. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , прочитано Катариной Волк, Колумбийский университет. Общество устного чтения греческой и латинской литературы (СОРГЛЛ)
- Оцифрованные работы Луция Аннея Сенеки в Biblioteca Digital Hispánica, Biblioteca Nacional de España
- Путеводитель по Сенеке, Луций Анней, Поддельные произведения. Рукопись, ок. 1450 г. в Исследовательском центре специальных коллекций Чикагского университета.
- Оцифрованное издание оперы Сенеки «Омния» 1503 года (Венеция) на E-rara.ch
- Сенека Младший
- 0-е годы до нашей эры рождения
- 65 смертей
- Казни I века
- Философы I века
- Римляне I века
- Писатели I века
- Древнеримские трагические драматурги
- Самоубийства в Древнем Риме
- Анны
- Специалисты по этике
- Казненные философы
- Казненные писатели
- Принудительные самоубийства
- Писатели писем на латыни
- Драматурги и драматурги-мужчины
- Мужчины-эссеисты
- Участники Пизонианского заговора
- Люди, казненные Римской империей
- Люди из Кордовы, Испания
- Древнеримские энциклопедисты
- Древнеримские сатирики
- Философы-стоики римской эпохи
- Римляне из Испании
- Латинские писатели Серебряного века
- Достаточные консулы Императорского Рима
- Философы римской эпохи в Риме