Благословенной жизни
![]() Из издания 1543 года, опубликованного Антонио Константино. | |
Автор | Луций Анней Сенека |
---|---|
Язык | латинский |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | н. э . ок. 58 |
Место публикации | Древний Рим |
De Vita Beata («О счастливой жизни») — диалог, написанный Сенекой Младшим примерно в 58 году нашей эры. Оно предназначалось его старшему брату Галлиону , которому Сенека также посвятил свой диалог под названием « Де Ира» («О гневе»). Он разделен на 28 глав, в которых моральные мысли Сенеки представлены в наиболее зрелом виде. Сенека объясняет, что стремление к счастью — это стремление к разуму , а разум означает не только использование логики , но и понимание процессов природы.
Фон
[ редактировать ]Диалог имеет полное название ad Gallionem de Vita Beata («Галиону о счастливой жизни»). Вероятно, оно было написано в начале 58 года или чуть раньше. [1] Судя по случайным замечаниям, сделанным в работе, можно предположить, что Сенека написал ее, когда находился у власти в начале правления Нерона, между 54 и 59 годами. [2] Более того, Тацит сообщает нам, что Публий Суиллий Руф предпринял серию публичных нападок на богатство Сенеки в 58 году, а в De Vita Beata содержится защита богатства, которая может быть ответом на эту или подобную критику, высказанную примерно в это время. [2]
Работа заканчивается довольно внезапно, и в рукописях за ней следует « De Otio » Сенеки , в котором отсутствует начало. [2] Самая ранняя сохранившаяся рукопись относится к Кодексу Амброзиана , Миланскому кодексу, датируемому 11 веком, а другие копии происходят от этого архетипа. [3]
Содержание
[ редактировать ]Работу можно четко разделить на две части. В первой части (§1–17) Сенека определяет понятие счастливой жизни и рассуждает о том, как ее можно достичь. [4] Эта часть также оспаривает учение Эпикура . [4] Во второй части (§17–28) Сенека рассуждает о связи философских учений с личной жизнью. [4] Часть этого (§21–24) специально посвящена ответам на возражения против владения богатством. [4]
Темы
[ редактировать ]Сенека, в соответствии с учением стоиков , утверждает, что Природа есть Разум ( логос ) и что люди должны использовать свои силы разума, чтобы жить в гармонии с природой и таким образом достичь счастья. По его словам, « rerum naturae adсентиор; ab illa non deerrare et ad illius legem exemplumque formari sapientia est », что означает «я следую природе; здравый смысл не отклоняться от нее, а формироваться согласно ее закону и примеру». " [5] Сенека предлагает следовать логической последовательности в этом подходе, начиная с определения целей, которые человек хочет получить. При принятии решений он презирает путь масс («наиболее проторенные и часто посещаемые пути наиболее обманчивы»), поскольку люди «более склонны доверять другим, чем судить сами», и «ошибка, передающаяся от рука об руку, наконец, вовлекает нас и приводит к нашему разрушению». [6]
В определенном смысле он отождествляет Природу с Богом, который, как он несколько раз заявляет, требует от нас послушания («Мы рождены в этом царстве, и повиноваться Богу — это свобода», [7] и он пишет: «Когда вы гневаетесь на небеса, я не говорю: «Вы совершаете святотатство», но: «Вы зря тратите время». [8]
Сенека представляет мораль, основанную на презрении к удовольствиям («удовольствие есть нечто низкое, раболепное, слабое и бренное»). [9] и удача («не портиться внешними вещами, быть непобедимым и восхищаться только собой, быть мужественным духом и готовым к любой судьбе, быть творцом своей жизни»). [10] Но он признает, что существуют приемлемые удовольствия, «спокойные, умеренные, почти вялые, приглушенные и едва заметные», связанные с поведением мудрого человека. [11]
Таким образом, достижение счастья действительно возможно только в том случае, если следовать за Добродетелью, которая «как хороший солдат смирится с ранами, пересчитает свои шрамы и, пронзенная дротиками перед смертью, все же будет обожать полководца, ради которого она падает». [7] потому что «никто не может жить весело, не живя честно». [9] Таким образом, Сенека проводит различие между добродетелями трудными или трудными и добродетелями мягкими или более легкими в практике, потому что «нет добродетели без усилий». [12] Среди трудных – терпение, сила духа и настойчивость, а среди легких – щедрость, воздержание и кротость.
Что касается богатства, Сенека не считает его само по себе хорошим или плохим, а признает, что оно «полезно и приносит большое удобство в жизнь». [13] поэтому мудрый человек предпочитает их, но не подчиняется им. В этом смысле богатство должно быть инструментом добродетели, использующим его для отдачи другим, потому что «я буду предлагать свою щедрость одним и насильно навязывать ее другим». [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Манфред Фурманн : История римской литературы (= Универсальная библиотека Рекламса. Том 17,658). п. 392. «Реклам», Штутгарт, 2005 г., ISBN 3150176581 .
- ^ Jump up to: а б с Мучлер 2013 , с. 141
- ^ Лейтон Дарем Рейнольдс (Rec.): Dialogorum libri duodecim L. Annaei Senecae (= Оксфордские классические тексты ). стр. v-xx Кларендон Пресс, Оксфорд, 1977 г. ISBN 0198146590 .
- ^ Jump up to: а б с д Мучлер 2013 , стр. 142–143
- ^ Сенека, De Vita Beata , гл. iii.
- ^ Сенека, О блаженной жизни , гл. я.
- ^ Jump up to: а б Сенека, De Vita Beata , гл. хв.
- ^ Сенека, De Vita Beata , гл. xxvii.
- ^ Jump up to: а б Сенека, De Vita Beata , гл. VII.
- ^ Сенека, De Vita Beata , гл. viii.
- ^ Сенека, De Vita Beata , гл. xii.
- ^ Сенека, De Vita Beata , гл. XXV.
- ^ Jump up to: а б Сенека, De Vita Beata , гл. XXIV.
Ссылки
[ редактировать ]- Мучлер, Фриц-Хайнер (2013), «De Beata Vitae», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN 978-9004154612
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Переводы
[ редактировать ]- Джон Дэви (2007), Сенека: Диалоги и эссе . Оксфордская мировая классика. ISBN 9780199552405
- Элейн Фэнтэм, Гарри М. Хайн, Джеймс Кер, Гарет Д. Уильямс (2014). Сенека: Невзгоды и счастье . Издательство Чикагского университета. ISBN 0226748332
- Питер Дж. Андерсон (2015), Сенека: Избранные диалоги и утешения . Издательство Хакетт. ISBN 1624663680
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обри Стюарт (1900):
Работы, связанные с «О счастливой жизни» в Wikisource
- Сенеки Диалоги в переводе Обри Стюарта из Standard Ebooks
- De Vita Beata - латинский текст в Латинской библиотеке