Jump to content

Благословенной жизни

Благословенной жизни
Из издания 1543 года, опубликованного Антонио Константино.
Автор Луций Анней Сенека
Язык латинский
Предмет Этика
Жанр Философия
Дата публикации
н. э . ок. 58
Место публикации Древний Рим

De Vita Beata («О счастливой жизни») — диалог, написанный Сенекой Младшим примерно в 58 году нашей эры. Оно предназначалось его старшему брату Галлиону , которому Сенека также посвятил свой диалог под названием « Де Ира» («О гневе»). Он разделен на 28 глав, в которых моральные мысли Сенеки представлены в наиболее зрелом виде. Сенека объясняет, что стремление к счастью — это стремление к разуму , а разум означает не только использование логики , но и понимание процессов природы.

Диалог имеет полное название ad Gallionem de Vita Beata («Галиону о счастливой жизни»). Вероятно, оно было написано в начале 58 года или чуть раньше. [1] Судя по случайным замечаниям, сделанным в работе, можно предположить, что Сенека написал ее, когда находился у власти в начале правления Нерона, между 54 и 59 годами. [2] Более того, Тацит сообщает нам, что Публий Суиллий Руф предпринял серию публичных нападок на богатство Сенеки в 58 году, а в De Vita Beata содержится защита богатства, которая может быть ответом на эту или подобную критику, высказанную примерно в это время. [2]

Работа заканчивается довольно внезапно, и в рукописях за ней следует « De Otio » Сенеки , в котором отсутствует начало. [2] Самая ранняя сохранившаяся рукопись относится к Кодексу Амброзиана , Миланскому кодексу, датируемому 11 веком, а другие копии происходят от этого архетипа. [3]

Содержание

[ редактировать ]

Работу можно четко разделить на две части. В первой части (§1–17) Сенека определяет понятие счастливой жизни и рассуждает о том, как ее можно достичь. [4] Эта часть также оспаривает учение Эпикура . [4] Во второй части (§17–28) Сенека рассуждает о связи философских учений с личной жизнью. [4] Часть этого (§21–24) специально посвящена ответам на возражения против владения богатством. [4]

Сенека, в соответствии с учением стоиков , утверждает, что Природа есть Разум ( логос ) и что люди должны использовать свои силы разума, чтобы жить в гармонии с природой и таким образом достичь счастья. По его словам, « rerum naturae adсентиор; ab illa non deerrare et ad illius legem exemplumque formari sapientia est », что означает «я следую природе; здравый смысл не отклоняться от нее, а формироваться согласно ее закону и примеру». " [5] Сенека предлагает следовать логической последовательности в этом подходе, начиная с определения целей, которые человек хочет получить. При принятии решений он презирает путь масс («наиболее проторенные и часто посещаемые пути наиболее обманчивы»), поскольку люди «более склонны доверять другим, чем судить сами», и «ошибка, передающаяся от рука об руку, наконец, вовлекает нас и приводит к нашему разрушению». [6]

В определенном смысле он отождествляет Природу с Богом, который, как он несколько раз заявляет, требует от нас послушания («Мы рождены в этом царстве, и повиноваться Богу — это свобода», [7] и он пишет: «Когда вы гневаетесь на небеса, я не говорю: «Вы совершаете святотатство», но: «Вы зря тратите время». [8]

Сенека представляет мораль, основанную на презрении к удовольствиям («удовольствие есть нечто низкое, раболепное, слабое и бренное»). [9] и удача («не портиться внешними вещами, быть непобедимым и восхищаться только собой, быть мужественным духом и готовым к любой судьбе, быть творцом своей жизни»). [10] Но он признает, что существуют приемлемые удовольствия, «спокойные, умеренные, почти вялые, приглушенные и едва заметные», связанные с поведением мудрого человека. [11]

Таким образом, достижение счастья действительно возможно только в том случае, если следовать за Добродетелью, которая «как хороший солдат смирится с ранами, пересчитает свои шрамы и, пронзенная дротиками перед смертью, все же будет обожать полководца, ради которого она падает». [7] потому что «никто не может жить весело, не живя честно». [9] Таким образом, Сенека проводит различие между добродетелями трудными или трудными и добродетелями мягкими или более легкими в практике, потому что «нет добродетели без усилий». [12] Среди трудных – терпение, сила духа и настойчивость, а среди легких – щедрость, воздержание и кротость.

Что касается богатства, Сенека не считает его само по себе хорошим или плохим, а признает, что оно «полезно и приносит большое удобство в жизнь». [13] поэтому мудрый человек предпочитает их, но не подчиняется им. В этом смысле богатство должно быть инструментом добродетели, использующим его для отдачи другим, потому что «я буду предлагать свою щедрость одним и насильно навязывать ее другим». [13]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Манфред Фурманн : История римской литературы (= Универсальная библиотека Рекламса. Том 17,658). п. 392. «Реклам», Штутгарт, 2005 г., ISBN   3150176581 .
  2. ^ Jump up to: а б с Мучлер 2013 , с. 141
  3. ^ Лейтон Дарем Рейнольдс (Rec.): Dialogorum libri duodecim L. Annaei Senecae (= Оксфордские классические тексты ). стр. v-xx Кларендон Пресс, Оксфорд, 1977 г. ISBN   0198146590 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Мучлер 2013 , стр. 142–143
  5. ^ Сенека, De Vita Beata , гл. iii.
  6. ^ Сенека, О блаженной жизни , гл. я.
  7. ^ Jump up to: а б Сенека, De Vita Beata , гл. хв.
  8. ^ Сенека, De Vita Beata , гл. xxvii.
  9. ^ Jump up to: а б Сенека, De Vita Beata , гл. VII.
  10. ^ Сенека, De Vita Beata , гл. viii.
  11. ^ Сенека, De Vita Beata , гл. xii.
  12. ^ Сенека, De Vita Beata , гл. XXV.
  13. ^ Jump up to: а б Сенека, De Vita Beata , гл. XXIV.
  • Мучлер, Фриц-Хайнер (2013), «De Beata Vitae», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN  978-9004154612

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Переводы

[ редактировать ]
  • Джон Дэви (2007), Сенека: Диалоги и эссе . Оксфордская мировая классика. ISBN   9780199552405
  • Элейн Фэнтэм, Гарри М. Хайн, Джеймс Кер, Гарет Д. Уильямс (2014). Сенека: Невзгоды и счастье . Издательство Чикагского университета. ISBN   0226748332
  • Питер Дж. Андерсон (2015), Сенека: Избранные диалоги и утешения . Издательство Хакетт. ISBN   1624663680
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7fa5c833dd0362565c755647de0c4e4__1664535300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/e4/e7fa5c833dd0362565c755647de0c4e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
De Vita Beata - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)