Псевдо-Сенека

Псевдо -Сенека — римский бронзовый бюст конца I века до нашей эры, обнаруженный на Вилле папирусов в Геркулануме в 1754 году, лучший образец из примерно двух десятков примеров, изображающих одно и то же лицо. Первоначально считалось, что на нем изображен Сенека Младший , известный римский философ, поскольку его истощенные черты лица должны были отражать его стоическую философию . Однако современные ученые сходятся во мнении, что это, скорее всего, вымышленный портрет, вероятно, предназначенный либо для Гесиода , либо для Аристофана . Считается, что первоначальным примером была утраченная греческая бронза ок. 200 г. до н.э. Бюст хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.
« Псевдо-Сенека » также используется для обозначения неопределенных авторов различных античных и средневековых текстов, таких как De remediis fortuitorum , который якобы принадлежит римскому автору. [1] По крайней мере, некоторые из них, похоже, сохраняют и адаптируют подлинное сенеканское содержание, например, « » святого Мартина Браги (ок. 580 г.) Формула честного жизни , или «De Differentiis quatuor virtutumvitae честные» («Правила честной жизни» или «О четырех Кардинальные добродетели»). Ранняя госпожа. сохраните предисловие Мартина, где он ясно дает понять, что это была его адаптация, но в более поздних экземплярах это было опущено, и произведение стало считаться полностью произведением Сенеки. [2]
История
[ редактировать ]Тип этого бюста впервые был идентифицирован как «подлинный» современный портрет Сенеки работы Теодора Галле , прозванного Галлеем, в антверпенском переиздании « » Фульвио Орсини из Образов и восхвалений выдающихся людей и ученых Antiquis Lapidibus and Nomismatib[us]. ] ... [3] в то время, когда образцовый образ великого человека вдохновлял больше, чем качество и характер произведения искусства, воплотившего его. К 17 веку было обнаружено около дюжины экземпляров напряженного и изможденного «Псевдо-Сенека», и еще столько же было обнаружено с тех пор. [4]
Следуя примеру Цицерона , который украсил свой кабинет бюстами, или образов иллюстрий, населявших виллу в Сорренто Поллия Феликса , описанную Статием , [5] господа и ученые 16 и 17 веков [6] жаждали постоянно иметь перед глазами примеры великих писателей классической античности : «Ученые всей Европы с трепетом и преданностью смотрели на философа- стоика , истощенного, даже неотесанного, презиравшего роскошь и коррумпированность двора Нерона , и вскоре покончить жизнь самоубийством». [7] Версия головы начала 17-го века, которая сейчас находится среди мрамора Арундела в Музее Ашмола, вероятно, принадлежала придворному художнику Питеру Паулю Рубенсу . [8]
Выдающееся качество геркуланской версии Псевдо-Сенеки , как она до сих пор широко известна, было быстро признано Винкельманом , хотя он уже начал сомневаться в том, что это бюст Сенеки, еще в 1764 году. [9] Гравюра с него была опубликована в великолепно выпущенной серии фолиантов, вышедшей под королевским покровительством Фердинанда I Обеих Сицилий , Le Antichità di Ercolano (том V, 1767).
В 1813 году римское изображение Сенеки было найдено на мраморном портрете гермы с надписью, на котором был изображен человек с совершенно другими чертами лица. [10] С тех пор предполагалось, что бюст изображает многих других людей, в том числе Эзопа , Архилоха , Аристофана , Каллимаха , Карнеада , Эпихарма , Эратосфена , Еврипида , Гесиода , Гиппонакса , Лукреция , Филимона и Филита Коса . [11] Гизела Рихтер предположила, что Гесиод кажется наиболее приемлемым. [12] предложение, которое поддержали другие комментаторы. [13]

Эрика Саймон считала, что оно представляет собой Гесиода и что утраченный оригинал был создан в кругу Кратеса Маллоса и скульпторов-фризов Пергамского алтаря . [14] Онлайн-презентация Национального археологического музея , Неаполь [15] описывает состояние дискуссии следующим образом:
В настоящее время преобладает интерпретация, что голова является портретом драматурга из-за присутствия на копии, которая сейчас находится в Музее делле Терме в Риме, венка из плюща, приза за театральный контекст: некоторые ученые специально идентифицируют его как Аристофана, потому что рассматриваемый тип связан в двойном герме виллы Альбани с портретом Менандра ; по мнению других специалистов, это мог быть портрет Эзопа, Гесиода, Каллимаха или Аполлония Родосского. Поэтому мы можем быть вполне уверены, что изображенный человек должен был быть чрезвычайно известным, о чем свидетельствует большое количество сохранившихся копий, которых в общей сложности насчитывается сорок. С качественной точки зрения голова демонстрирует отличное качество изготовления; это может быть даже не копия, а оригинал, с которого воспроизведены все остальные, и его следует рассматривать как портрет реконструкции, на котором подчеркнутые морщины и складки лица и лба мужчины, намеренно непослушные локоны и морщинистая шея открыто контрастирует с непоколебимым, проницательным взглядом. Оригинал следует отнести к направлению реалистической виртуозности, датируемому третьим и вторым веками до нашей эры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Большой корпус апокрифов, а именно фальсификаций, ложных атрибуций и отрывков, собранный в период поздней античности и средневековья, был связан с Сенекой...»
- ^ Кардинальные добродетели в средние века: исследование моральной мысли с четвертого по четырнадцатый век , стр. 55-57, Brill, 2011.
- ^ Напечатано в Риме, 1570 г. Название Галлея было Illustrium Images ex Antiquis Marmoribus Nomismatib [us] et Gemmis Expressae... (Антверпен, 1598 г.). Отмечено Фрэнсисом Хаскеллом и Николасом Пенни, «Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры 1500–1900» (1981), стр. 52 и примечание 67.
- ^ Хаскелл и Пенни, Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры 1500-1900 (1981), стр. 52.
- ^ Сильва 2.2, обсуждаемая Клаудией Дж. Хаф, «Сюррентийская вилла Поллия Феликса» ( текст в Интернете ).
- ^ Фульвио Орсини ( Образы и восхваления выдающихся людей Рим, 1569 г.), » Паоло Джовио « Серия Джовио , Жана-Жака Буассара » «Иконы выдающихся людей (1597 г.) и Антонио Франческо Гори » «Образы выдающихся людей и Боги (1731–1732 гг.) — знакомые примеры вечной культурной темы.
- ^ Хаскелл и Пенни 1981:52.
- ^ М. Викерс, "Сенека" Рубенса?" Берлингтонский журнал 119 (1977).
- ↑ История искусства античности , 1764 год в сочинениях Винкельмана , Кн. 10, гл. 3, 201f, §4.
- ↑ Сейчас в Государственных музеях Берлина.
- ^ Дельфина Фитц Дарби (1957). «Рибера и слепцы». Художественный вестник . 39 (3). Ассоциация искусств колледжа: 195–217. дои : 10.2307/3047713 . JSTOR 3047713 .
- ^ Гизела Рихтер (1965). Портреты греков . Лондон: Файдон. стр. I, 58 и далее.
- ^ Комментаторы соглашаются с Рихтером:
- Принц, Вольфрам 1973. «Четыре философа Рубенса и Псевдо-Сенека в живописи семнадцатого века», The Art Bulletin 55.3 (сентябрь 1973 г.), стр. 410–428. «...кажется, что с тем же успехом это мог быть греческий писатель Гесиод...»
- Робертсон, Мартин Обзор Дж. Рихтера, Портреты греков. Журнал Burlington Magazine 108.756 (март 1966 г.), стр. 148–150. «...с мисс Рихтер я принимаю идентификацию как Гесиод»
- ^ Эрика Саймон (1975). Пергам и Гесиод . Майнц на Рейне: Филипп фон Заберн.
- ^ Museo Archeologico Nazionale: Портрет головы так называемого Сенеки. Архивировано 12 марта 2012 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Псевдо-Сенекой, на Викискладе?