Эпихарм Косский
Эпихарм Косский , или Эпихарм Комик , или Эпихарм Комик Сиракузан ( греч . Ἐπίχαρμος ὁ Κῷος ), предположительно жил между ок. 550 и ок. 460 г. до н.э., греческий драматург и философ , которого часто называют одним из первых писателей -комиков , создавшего дорическую или сицилийскую комедийную форму. [1]
Литературные свидетельства
[ редактировать ]Большая часть сведений об Эпихарме взята из сочинений Афинея , Суда и Диогена Лаэртского , хотя фрагменты и комментарии встречаются и у множества других античных авторов. Стандартное издание его фрагментов составил Кайбель (1890) с различными дополнениями и исправлениями. [2] Были также находки папирусов с более длинными фрагментами текста, но они часто настолько полны дыр, что их трудно понять. Платон упоминает Эпихарма в своем диалоге «Горгий». [3] и в Теэтете . В последнем Сократ называет Эпихарма «принцем комедии», Гомера - «принцем трагедии», а обоих - «великими мастерами любого вида поэзии». [4] Аристотель ( Поэтика 5.1449b5) [5] пишет, что он и Формис придумали комические сюжеты (μῦθοι, muthoi ). [6]
Философ XII века Константин Никейский цитирует Эпихарма. [7]
Жизнь
[ редактировать ]Ко всей его биографической информации следует относиться как к подозрительной. Место рождения Эпихарма неизвестно, но поздние и довольно ненадежные древние комментаторы предлагают ряд альтернатив. Суда (E 2766) сообщает , что он был либо сиракузянином по рождению, либо выходцем из сиканского города Крастос. Диоген Лаэртий (VIII 78) сообщает, что Эпихарм родился в Астипалее , древней столице Коса в заливе Камари , недалеко от современного Кефалоса . Диоген Лаэртий также сообщает, что отцом Эпихарма был выдающийся врач Гелоталес, который перевез семью в Мегару на Сицилии, когда Эпихарму было всего несколько месяцев. Хотя Эпихарм был воспитан в соответствии с асклепиадской традицией своего отца, повзрослев, он стал последователем Пифагора . [8]
Наиболее вероятно, что где-то после 484 г. до н.э. он жил в Сиракузах , Великой Греции , и работал поэтом у тиранов Гело и Гиерона I. Тематика его стихов охватывала широкий диапазон: от призывов против опьянения и лени до таких неортодоксальных тем, как мифологический бурлеск , но он также писал по философии , медицине , естествознанию , лингвистике и этике . Среди многих других философских и моральных уроков Эпихарм учил, что постоянное проявление добродетели может преодолеть наследственность, так что у каждого есть потенциал стать хорошим человеком независимо от рождения. Он умер в возрасте 90 лет (согласно заявлению Лукиана , [9] он умер в девяносто семь лет).
Диоген Лаэртий сообщает, что в Сиракузах жителями была посвящена ему бронзовая статуя, для которой Феокрит составил следующую надпись: [10]
Как яркое солнце превосходит другие звезды,
Как море далеко превосходит речные потоки:
Так мудрец Эпихарм превосходит людей,
Кого короновал гостеприимный Сиракуз.
Эпиграмма 18 Феокрита (AP IX 60; Kassel and Austin Test. 18) была написана в его честь.
Ученый-космополит и путешественник Александр фон Гумбольдт превратил Эпихарма в главного героя единственного когда-либо опубликованного им литературного текста; оно появилось в 1795 году в Фридриха Шиллера « журнале Хорен » под названием «Die Lebenskraft oder der Rhodische Genius» (« Жизненная сила или Родосский гений »). Эпихарм фигурирует здесь как натурфилософ и интерпретатор искусства. [11]
Работает
[ редактировать ]Эпихарм написал от тридцати пяти до пятидесяти двух комедий, хотя многие из них утеряны или существуют лишь во фрагментах. Вместе со своим современником Формидом его попеременно хвалили и порицали за высмеивание великих мифических героев . В то время было опасно ставить в Сиракузах комедии, подобные афинским, в которых нападали на власти. Соответственно, комедии Эпихарма рассчитаны на то, чтобы не оскорбить правителя. Это либо мифологические пародии, либо характерные комедии. [12]
Двумя его самыми известными произведениями были « Агростинос» («Деревенский житель» или «Коппер»), в которых с юмором рассказывалось о деревенском образе жизни, и « Гебес Гамос» («Женитьба Гебы »), в котором Геракл был изображен обжорой. Он также изобразил Одиссея как негероическую фигуру бурлеска, пародируя образ Гомера ради комического эффекта в своем «Одиссее Автомолос» (Улисс Дезертир). [13] Дополнительные работы включают в себя
- Алкион
- Амикос («Амикус»)
- Гарпаг
- Бакхай
- Бусирис («Бусирис»)
- Га Кай Таласса («Земля и море»)
- Девкалион (« Девкалион »)
- Dionysoi («Дионисы»)
- Дифил
- Элпис («Надежда») или Плутос («Богатство»).
- Хеорта кай Насой
- Эпиникиос
- Гераклет (« Гераклит »)
- Теарой («Зрители»)
- Гефест (« Гефест ») или Комастай («Гуляги»)
- Киклоп («Циклоп»)
- Логотипы Кай Логейна
- Мегарида («Женщина из Мегары »)
- Менес («Месяцы»)
- Одиссей Науагос («Одиссей, потерпевший кораблекрушение»)
- Орья («Колбаса»)
- Периаллос
- Персай («Персы»)
- Питон («Маленькая обезьяна» или «Обезьяна»)
- Сейрен («Сирены»)
- Скирон
- Сфинкс
- Триакады
- Троес («Троянские люди»)
- Филоктет (« Филоктет »)
- Хореуонт («Танцоры»)
- Читраи («Горшки»)
в середине IV века до нашей эры Воспроизводя обвинение Алкима , Диоген Лаэртий в своих «Жизнеописаниях выдающихся философов» [14] придерживается позднего мнения, что Платон заимствовал некоторые идеи Эпихарма. «[Он] [Платон] получил большую помощь от Эпихарма, поэта-комика, поскольку он многое переписал от него, как говорит Алким в эссе, посвященных Аминте [Гераклее]...» Затем Лаэрций перечисляет в III , 10 , несколько способов, которыми Платон «использует слова Эпихарма».
Котировки
[ редактировать ]- «Смертный должен думать смертными, а не бессмертными мыслями».
- «Лучшее, что может быть у человека, на мой взгляд, — это здоровье».
- «Рука руку моет: дай что-нибудь и получишь что-нибудь».
- «Тогда какова природа мужчин? Вздутые мочевые пузыри!» [15]
- «Не забывайте проявлять недоверие, ибо это сила души».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Прерывистый смех: избранные фрагменты греческой комедии С. Дугласа Олсона, стр. 52 ISBN 0-19-928785-6
- ^ В частности, Пикарда-Кембриджа « Дифирамб , трагедия, комедия» (1927); Касселя и Остина Poetae Comici Graeci (2001) и Люсия Родригес-Норьега Гильен, Эпикармо де Сиракузы: свидетельства и фрагменты (1996).
- ^ Платон, Горгий [505e]: «Чтобы, по фразе Эпихарма,« то, что говорили два человека раньше », я могу доказать, что могу справиться в одиночку». [1]
- ^ «Призовите великих мастеров любого вида поэзии - Эпихарма, принца комедии, и Гомера трагедии», Теэтет , Платон, раздел §152e. [2] (перевод Бенджамина Джоветта [3] ). Есть некоторая вариативность в переводе отрывка. Такие слова, как «король», «вождь», «лидер», «господин» используются вместо «князя» в разных переводах. Основное греческое слово у Платона — «акрои» от слова «акрос», что означает «самый верхний» или «высоко». В этом контексте оно означает «высшую в своем роде степень» или «непревзойденный» (ср. Liddell & Scott, A Grace-English Lexicon). [4]
- ^ Аристотель, Поэтика 5.1449b5
- ^ см . П.В. Бакэм, с. 245
- ^ Мерл Айзенберг и Дэвид Дженкинс, «Философия Константина, философа Никейского», Byzantine Journal 114.1 (2021): 145.
- ^ см . PWBuckham, стр. 164, «Но Эпихарм был философом и пифагорейцем»; и Пикард-Кембридж, с. 232: «Эпихарм был слушателем Пифагора».
- ^ Лукиан, Макробий , 25 (ср. [5] )
- ^ Феокрит, Эпиграммы , 17 (см. [6] )
- ^ Андреас Даум : Социальные отношения, общие практики и эмоции: Экскурс Александра фон Гумбольдта в литературный классицизм и вызовы науке около 1800 года. В: Journal of Modern History 91 (2019), стр. 1–37, особенно см. стр. 12. ‒19, 28, 32, 35.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Эпихарм ». Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 680–681. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Мартин Реверманн, «Параэпическая поэзия: точки и практики», в Эммануэле Бакола, Люсии Прауселло, Марио Тело, Греческая комедия и дискурс жанров, Cambridge University Press, 2013, стр. 101-127, особенно стр. 107ff.
- ^ Диоген Лаэртий , Жизнь и мнения выдающихся философов , iii. 9
- ^ Humanistictexts.org. Архивировано 20 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- Филип Вентворт Бакэм, Театр греков , 1827 год.
- П. Е. Истерлинг (редактор серии), Бернард М. В. Нокс (редактор), Кембриджская история классической литературы , VI, Греческая литература, 1985. ISBN 0-521-21042-9 , ср. Глава 12, с. 367 об Эпихарме и других.
- Рудольф Кассель, К. Остин (редактор) Греческие поэты-комики: Агатенор-Аристоним (греческие поэты-комики) , 1991.
- Люсия Родригес-Норьега Гильен, Эпикармо де Сиракузы: свидетельства и фрагменты , Овьедо: Университет Овьедо, Служба публикаций, 1996. (lxiv, 247 страниц) ISBN 847468935X
- А. В. Пикард-Кембридж, Дифирамб, трагедия и комедия , Оксфорд: Clarendon Press, 1927 (переиздание 1962 г.).
- Платон, Теэтет .
- Уильям Риджуэй, вклад. Драмы и драматические танцы неевропейских рас . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1915.
- Ксавье Риу, Дионисизм и комедия , 1999. [7]
- Люсия Родригес-Норьега Гильен, Эпикарм Сиракузский. Отзывы и фрагменты. Двуязычное критическое издание. ; Овьедо: Universidad de Oviedo, Служба публикаций, 1996. Рецензия Кэтрин Бошер, Мичиганский университет, в Bryn Mawr Classical Review 2005.10.24
- Смит, Уильям , Словарь греческой и римской биографии и мифологии , 1870 г., статья об Эпихарме, [8]
- Феокрит, Идиллии и эпиграммы . ( Теокрит в переводе на английский язык стихов К.С. Калверли, [9] )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья об Эпихарме на Theatrehistory.com
- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:8. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Фрагменты Эпихарма на Demonax.info