О милосердии
Автор | Луций Анней Сенека |
---|---|
Язык | латинский |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | н. э . ок. 55 |
Место публикации | Древний Рим |
«Де Клементия» (часто переводится как «О милосердии» на английском языке) — это двухтомное (неполное) назидательное эссе, написанное в 55–56 годах нашей эры Сенекой Младшим , римским стоиком философом- , императору Нерону в первые пять лет его правления. [1]
Дата и написание
[ редактировать ]Работа была написана после того, как Нерон стал императором, и явно датируется началом правления Нерона. [2] Из замечаний Сенеки следует, что оно было написано после того, как Нерону исполнилось восемнадцать, то есть после убийства его соперника Британника в 55 году нашей эры. [2] Поэтому оно могло быть написано отчасти как извинение , возможно, как средство заверить римскую знать, что убийство станет концом, а не началом кровопролития. [3]
Работа сохранилась во фрагментарном состоянии. Из трех первоначальных книг сохранились только первая и начало второй. [4]
Эссе
[ редактировать ]Сенеки «Де Клементия» представляет собой обучающее противопоставление хорошего правителя и тирана, а также оценку отношений между правителем и подданным. В первом томе сделан обзор истории, чтобы выбрать различных правителей, которые можно указать в качестве примеров, в том числе Дионисия Сиракузского и Суллу, которые используются в качестве предостерегающих историй, а молодого Августа в качестве образца. Расширенная иллюстрация того, как Август проявляет милосердие к мятежному Цинне , наряду с примером из собственной жизни Нерона, призвана побудить честолюбивого императора также проявить милосердие.
Хотя первый том адаптирован к общепринятому пониманию [5] вторая книга затрагивает стоические парадоксы и схоластические детали. В целом обе книги не слишком озабочены исторической точностью.
В своем эссе Сенека не обсуждает конституционную легитимность принципата , а скорее затрагивает проблему наличия хорошего суверена. Единственной реальной силой, по его мнению, была сила, которая руководствовалась стоической концепцией логоса (универсального разума). Таким образом, милосердие, а не жалость или немотивированная щедрость, является разумным подходом, гарантирующим согласие и преданность подданных императора и обеспечивающим безопасность государства. [6]
Наследие
[ редактировать ]«Де Клементия» — это редкое сохранившееся римское сочинение, посвященное политическим советам. [7] Это особенно необычно в обсуждении милосердия, поскольку более поздние панегирики имеют тенденцию подчеркивать императорское благочестие и величие. [8]
Текст дошел до нас вместе с De Beneficiis в одной из самых ранних сохранившихся сенеканских рукописей, как часть Codex Nazarianus VIII века (Vat. Pal. 1547). [4] В XII веке копии «Де Клементии», в Европе распространялись почти всегда прикрепленные к «Де Бенефиции» , и в этой форме они дошли до эпохи Возрождения. [8] Хотя произведение Сенеки всегда считалось второстепенным, оно получило одну значительную оценку в 1532 году, когда Жан Кальвин опубликовал к нему свой комментарий. [8]
Комментарий Жана Кальвина к Де Клементии
[ редактировать ]Вскоре после окончания юридического образования молодой Жан Кальвин написал свою первую книгу — комментарий к «Де Клементии». Комментарий состоит в основном из филологических заметок и контекста с другими латинскими авторами, перемежающихся примечаниями о стиле и идеях Сенеки. Для этого были предложены три причины. Во-первых, Эразм написал предисловие к своему переводу Сенеки 1529 года, в котором приветствовал редакционные комментарии молодых ученых. Некоторые считают, что, приняв это приглашение, Кальвин пытался завоевать репутацию гуманиста среди интеллектуальной элиты. [9] Во-вторых, поскольку во времена Возрождения произошло общее возрождение стоицизма, возможно, это произошло просто потому, что Кальвин хотел большей популярности Сенеки. Теодор Беза , который был преемником Кальвина в Женеве, упоминает Сенеку как «большого фаворита для него», потому что он «очевидно был в согласии с Кальвином». [10] Третья возможность, обычно отвергаемая учеными. [ ВОЗ? ] Дело в том, что он писал французскому королю Франциску I. Отсутствие посвящения ему, упоминания о нем и грубая ошибка, которая была бы допущена при сравнении Франциска с Нероном, - все это приводит к отказу от использования теории. [11]
При написании своего «Комментария » Кальвин использовал тексты двух «античных столпов», Цицерона и Сенеки, и двух «современных столпов», Эразма и Будея . Форд Льюис Баттлс утверждает, что существует третий «столп современности» — Филипп Бероальд Старший . Цитируя источники, он меньше разбирается в греческой литературе, чем в латыни. [12] Стоит отметить, что краткий биографический очерк Сенеки, сделанный Кальвином в самом начале, почти полностью взят из Тацита , игнорируя при этом менее благородную картину Диона Кассия .
По сути, Кальвин на этом этапе своей карьеры действует как гуманист, а не протестантский реформатор. [11] Кальвин и Сенека согласны с тем, что все люди грешники и грех должен быть наказан, и оба придерживаются детерминистского теизма. [13] Однако становится ясно, что Кальвин не намеревался привнести стоические элементы в протестантское богословие, и на самом деле Кальвин чаще нападает на стоическое вероучение, чем одобряет его. [14] Помимо богословской критики, Кальвин также упрекает стиль Сенеки как слишком пышный и отмечает: «Мне также не хватает упорядоченного расположения материи, что, безусловно, является не последним качеством хорошего стиля». [15] Мы уже можем увидеть предвосхищение полного развития Кальвина в его методе письма и можем ожидать трансформации классических знаний Кальвина и серьезности стоической этики в христианскую веру. [16]
Котировки
[ редактировать ]Истинное наслаждение от добрых дел состоит в их совершении, а добродетели не имеют адекватной награды, кроме самих себя. [17]
Существует значительная часть человечества, которая могла бы вернуться к добродетели, если бы им не было отказано в надежде на прощение. [17]
Милосердие становится никем иным, как королем или принцем; ибо великая сила славна и достойна восхищения только тогда, когда она благотворна. [17]
Милосердие – это то, что делает большое различие между королями и тиранами. [17]
Ни одно существо не является более капризным и к нему нельзя относиться с большим умением, чем человек, и ни к кому нельзя относиться с большей терпимостью. [18]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джеймс Р. Харрисон, Павел и имперские власти в Салониках и Риме , 2011, с. 292
- ^ Перейти обратно: а б Маласпина 2013 , с. 174
- ^ Хабинек 2013 , с. 10
- ^ Перейти обратно: а б Рейнольдс, Гриффин и Фантэм, 2012 , с. 93
- ^ Бои 1992 , с. 48
- ^ Джан Конте, Латинская литература – История , 1999, стр. 412–413.
- ^ Маласпина 2013 , с. 175
- ^ Перейти обратно: а б с Маласпина 2013 , с. 179
- ^ Салли 1992 , с. 75
- ^ Трактаты, касающиеся Реформации. Джона Кальвина. С его жизнью Теодор Беза , т. Я, 1844–1851, с. XXIV
- ^ Перейти обратно: а б Салли 1992 , с. 93
- ^ Бои 1992 , с. 52
- ^ Салли 1992 , с. 82
- ^ Эдвард Ф. Мейлан, Стоическая доктрина Кальвина , в The Romanic Review , 1937, стр. 105–115.
- ^ Джон Кальвин, Комментарий к Клементии , предисловие iii.
- ^ Бои 1992 , с. 57
- ^ Перейти обратно: а б с д «О милосердии» - через Wikisource.
- ^ Джон Дэви, Сенека – Диалоги и эссе , Oxford University Press, 2007. ISBN 978-0192807144
Ссылки
[ редактировать ]- Баттлы, Форд Льюис (1992), «Источники комментариев Кальвина о Сенеке», статьи о Кальвине и кальвинизме.
- Хабинек, Томас (2013), «Imago Suae Vitae: жизнь и карьера Сенеки», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN 978-9004217089
- Маласпина, Эрманно (2013), «Де Клементия», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN 978-9004154612
- Рейнольдс, Л.Д.; Гриффин, Монтана; Фантэм, Э. (2012), «Анней Сенека (2), Люциус», в Хорнблауэре, С.; Спофорт, А.; Эйдинов, Э. (ред.), Оксфордский классический словарь , Oxford University Press, ISBN 978-0199545568
- Салли, Луиза (1992), «Шедевр французского гуманиста: комментарии Жана Кальвина к «De Clementia» Сенеки», статьи о Кальвине и кальвинизме
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Переводы
[ редактировать ]- Джон М. Купер, Дж. Ф. Прокоп (1995). Сенека: Моральные и политические очерки (Кембриджские тексты по истории политической мысли) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521348188
- Джон Дэви (2007), Сенека: Диалоги и эссе . Оксфордская мировая классика. ISBN 9780199552405
- Роберт А. Кастер, Марта К. Нуссбаум (2012). Сенека: Гнев, Милосердие, Месть . Издательство Чикагского университета. ISBN 0226748421
Издания
[ редактировать ]- Браунд, Сюзанна (2011) Сенека: Де Клементия. (Отредактировано с переводом и комментариями) . Издательство Оксфордского университета. ISBN 019960780X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы, связанные с «О помиловании» в Wikisource
- В латинском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Де Клементия.
- Сенеки Диалоги в переводе Обри Стюарта из Standard Ebooks