Jump to content

О милосердии

О милосердии
Из издания 1594 года, опубликованного Жаном Ле Пре.
Автор Луций Анней Сенека
Язык латинский
Предмет Этика
Жанр Философия
Дата публикации
н. э . ок. 55
Место публикации Древний Рим

«Де Клементия» (часто переводится как «О милосердии» на английском языке) — это двухтомное (неполное) назидательное эссе, написанное в 55–56 годах нашей эры Сенекой Младшим , римским стоиком философом- , императору Нерону в первые пять лет его правления. [1]

Дата и написание

[ редактировать ]

Работа была написана после того, как Нерон стал императором, и явно датируется началом правления Нерона. [2] Из замечаний Сенеки следует, что оно было написано после того, как Нерону исполнилось восемнадцать, то есть после убийства его соперника Британника в 55 году нашей эры. [2] Поэтому оно могло быть написано отчасти как извинение , возможно, как средство заверить римскую знать, что убийство станет концом, а не началом кровопролития. [3]

Работа сохранилась во фрагментарном состоянии. Из трех первоначальных книг сохранились только первая и начало второй. [4]

Сенеки «Де Клементия» представляет собой обучающее противопоставление хорошего правителя и тирана, а также оценку отношений между правителем и подданным. В первом томе сделан обзор истории, чтобы выбрать различных правителей, которые можно указать в качестве примеров, в том числе Дионисия Сиракузского и Суллу, которые используются в качестве предостерегающих историй, а молодого Августа в качестве образца. Расширенная иллюстрация того, как Август проявляет милосердие к мятежному Цинне , наряду с примером из собственной жизни Нерона, призвана побудить честолюбивого императора также проявить милосердие.

Хотя первый том адаптирован к общепринятому пониманию [5] вторая книга затрагивает стоические парадоксы и схоластические детали. В целом обе книги не слишком озабочены исторической точностью.

В своем эссе Сенека не обсуждает конституционную легитимность принципата , а скорее затрагивает проблему наличия хорошего суверена. Единственной реальной силой, по его мнению, была сила, которая руководствовалась стоической концепцией логоса (универсального разума). Таким образом, милосердие, а не жалость или немотивированная щедрость, является разумным подходом, гарантирующим согласие и преданность подданных императора и обеспечивающим безопасность государства. [6]

Наследие

[ редактировать ]

«Де Клементия» — это редкое сохранившееся римское сочинение, посвященное политическим советам. [7] Это особенно необычно в обсуждении милосердия, поскольку более поздние панегирики имеют тенденцию подчеркивать императорское благочестие и величие. [8]

Текст дошел до нас вместе с De Beneficiis в одной из самых ранних сохранившихся сенеканских рукописей, как часть Codex Nazarianus VIII века (Vat. Pal. 1547). [4] В XII веке копии «Де Клементии», в Европе распространялись почти всегда прикрепленные к «Де Бенефиции» , и в этой форме они дошли до эпохи Возрождения. [8] Хотя произведение Сенеки всегда считалось второстепенным, оно получило одну значительную оценку в 1532 году, когда Жан Кальвин опубликовал к нему свой комментарий. [8]

Комментарий Жана Кальвина к Де Клементии

[ редактировать ]

Вскоре после окончания юридического образования молодой Жан Кальвин написал свою первую книгу — комментарий к «Де Клементии». Комментарий состоит в основном из филологических заметок и контекста с другими латинскими авторами, перемежающихся примечаниями о стиле и идеях Сенеки. Для этого были предложены три причины. Во-первых, Эразм написал предисловие к своему переводу Сенеки 1529 года, в котором приветствовал редакционные комментарии молодых ученых. Некоторые считают, что, приняв это приглашение, Кальвин пытался завоевать репутацию гуманиста среди интеллектуальной элиты. [9] Во-вторых, поскольку во времена Возрождения произошло общее возрождение стоицизма, возможно, это произошло просто потому, что Кальвин хотел большей популярности Сенеки. Теодор Беза , который был преемником Кальвина в Женеве, упоминает Сенеку как «большого фаворита для него», потому что он «очевидно был в согласии с Кальвином». [10] Третья возможность, обычно отвергаемая учеными. [ ВОЗ? ] Дело в том, что он писал французскому королю Франциску I. Отсутствие посвящения ему, упоминания о нем и грубая ошибка, которая была бы допущена при сравнении Франциска с Нероном, - все это приводит к отказу от использования теории. [11]

При написании своего «Комментария » Кальвин использовал тексты двух «античных столпов», Цицерона и Сенеки, и двух «современных столпов», Эразма и Будея . Форд Льюис Баттлс утверждает, что существует третий «столп современности» — Филипп Бероальд Старший . Цитируя источники, он меньше разбирается в греческой литературе, чем в латыни. [12] Стоит отметить, что краткий биографический очерк Сенеки, сделанный Кальвином в самом начале, почти полностью взят из Тацита , игнорируя при этом менее благородную картину Диона Кассия .

По сути, Кальвин на этом этапе своей карьеры действует как гуманист, а не протестантский реформатор. [11] Кальвин и Сенека согласны с тем, что все люди грешники и грех должен быть наказан, и оба придерживаются детерминистского теизма. [13] Однако становится ясно, что Кальвин не намеревался привнести стоические элементы в протестантское богословие, и на самом деле Кальвин чаще нападает на стоическое вероучение, чем одобряет его. [14] Помимо богословской критики, Кальвин также упрекает стиль Сенеки как слишком пышный и отмечает: «Мне также не хватает упорядоченного расположения материи, что, безусловно, является не последним качеством хорошего стиля». [15] Мы уже можем увидеть предвосхищение полного развития Кальвина в его методе письма и можем ожидать трансформации классических знаний Кальвина и серьезности стоической этики в христианскую веру. [16]

Котировки

[ редактировать ]

Истинное наслаждение от добрых дел состоит в их совершении, а добродетели не имеют адекватной награды, кроме самих себя. [17]

Существует значительная часть человечества, которая могла бы вернуться к добродетели, если бы им не было отказано в надежде на прощение. [17]

Милосердие становится никем иным, как королем или принцем; ибо великая сила славна и достойна восхищения только тогда, когда она благотворна. [17]

Милосердие – это то, что делает большое различие между королями и тиранами. [17]

Ни одно существо не является более капризным и к нему нельзя относиться с большим умением, чем человек, и ни к кому нельзя относиться с большей терпимостью. [18]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джеймс Р. Харрисон, Павел и имперские власти в Салониках и Риме , 2011, с. 292
  2. ^ Перейти обратно: а б Маласпина 2013 , с. 174
  3. ^ Хабинек 2013 , с. 10
  4. ^ Перейти обратно: а б Рейнольдс, Гриффин и Фантэм, 2012 , с. 93
  5. ^ Бои 1992 , с. 48
  6. ^ Джан Конте, Латинская литература – ​​История , 1999, стр. 412–413.
  7. ^ Маласпина 2013 , с. 175
  8. ^ Перейти обратно: а б с Маласпина 2013 , с. 179
  9. ^ Салли 1992 , с. 75
  10. ^ Трактаты, касающиеся Реформации. Джона Кальвина. С его жизнью Теодор Беза , т. Я, 1844–1851, с. XXIV
  11. ^ Перейти обратно: а б Салли 1992 , с. 93
  12. ^ Бои 1992 , с. 52
  13. ^ Салли 1992 , с. 82
  14. ^ Эдвард Ф. Мейлан, Стоическая доктрина Кальвина , в The Romanic Review , 1937, стр. 105–115.
  15. ^ Джон Кальвин, Комментарий к Клементии , предисловие iii.
  16. ^ Бои 1992 , с. 57
  17. ^ Перейти обратно: а б с д «О милосердии» - через Wikisource.
  18. ^ Джон Дэви, Сенека – Диалоги и эссе , Oxford University Press, 2007. ISBN   978-0192807144
  • Баттлы, Форд Льюис (1992), «Источники комментариев Кальвина о Сенеке», статьи о Кальвине и кальвинизме.
  • Хабинек, Томас (2013), «Imago Suae Vitae: жизнь и карьера Сенеки», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN  978-9004217089
  • Маласпина, Эрманно (2013), «Де Клементия», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN  978-9004154612
  • Рейнольдс, Л.Д.; Гриффин, Монтана; Фантэм, Э. (2012), «Анней Сенека (2), Люциус», в Хорнблауэре, С.; Спофорт, А.; Эйдинов, Э. (ред.), Оксфордский классический словарь , Oxford University Press, ISBN  978-0199545568
  • Салли, Луиза (1992), «Шедевр французского гуманиста: комментарии Жана Кальвина к «De Clementia» Сенеки», статьи о Кальвине и кальвинизме

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Переводы

[ редактировать ]
  • Джон М. Купер, Дж. Ф. Прокоп (1995). Сенека: Моральные и политические очерки (Кембриджские тексты по истории политической мысли) . Издательство Кембриджского университета. ISBN   0521348188
  • Джон Дэви (2007), Сенека: Диалоги и эссе . Оксфордская мировая классика. ISBN   9780199552405
  • Роберт А. Кастер, Марта К. Нуссбаум (2012). Сенека: Гнев, Милосердие, Месть . Издательство Чикагского университета. ISBN   0226748421
  • Браунд, Сюзанна (2011) Сенека: Де Клементия. (Отредактировано с переводом и комментариями) . Издательство Оксфордского университета. ISBN   019960780X
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c268f2b5cc77142ba6e48151f3a88e2b__1683471420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/2b/c268f2b5cc77142ba6e48151f3a88e2b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
De Clementia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)