Jump to content

Физис

Физис ( / ˈ f ˈ s ɪ s / ; древнегреческий : φύσις [pʰýsis] ; мн. physeis , φύσεις) — греческий философский , теологический и научный термин, обычно переводимый на английский язык — согласно его латинскому переводу «natura». — как « природа ». Этот термин возник в древнегреческой философии , а позже использовался в христианской теологии и западной философии . В досократовском использовании физик противопоставлялся νόμος , nomos , «закону, человеческой условности». [1] Другая оппозиция, особенно известная из работ Аристотеля , — это оппозиция physis и techne — в этом случае то, что произведено, и то, что искусственно, отличается от существ, которые возникают спонтанно из своей собственной сущности, как и такие агенты, как люди. [2] Более того, со времен Аристотеля физическое « (предмет физики , собственно τὰ φυσικά естественные вещи») противопоставлялось метафизическому . [3]

Лингвистика [ править ]

Греческое можно считать слово phys эквивалентом латинского слова natura . Абстрактный термин «физис» происходит от глагола phyesthai/phynai , который означает «расти», «развиваться», «становиться» (Frisk 2006: 1052; Caspers 2010b: 1068). В древней философии также встречается существительное «физис», относящееся к росту, выраженному глаголом phyesthai/phynai, и к происхождению развития (Платон, Менексенос 237а; Аристотель, Метафизика 1014b16–17). С точки зрения лингвистической истории этот глагол связан с такими формами, как английское «be», немецкое sein или латинское esse (Lohmann 1960: 174; Pfeifer 1993: 1273; Beekes 2010: 1598). В самом греческом языке аорист (глагольный аспект) слова «быть» может быть выражен формами финай . Что касается его родства с «бытием» и основного значения основы глагола фи- или бху- («растущий»), то уже давно существует критика традиционного перевода слова «физис» со словом «природа». Латинское слово natura , которое, в свою очередь, восходит к глаголу nasci («родиться»), переносит основное слово «физис» в другую сферу ассоциаций. Таким образом, возникающий рост (например, растений) переносится в область рождения. [4]

Греческая философия [ править ]

Согласно Аристотелю, «физис» (природа) зависит от «техне» (искусство).

Досократическое использование

Слово φύσις — это отглагольное существительное, основанное на φύειν «расти, появляться» ( родственно английскому «быть»). [5] В гомеровском греческом языке оно употребляется в буквальном смысле для обозначения способа роста определенного вида растений. [6]

В досократической философии, начиная с Гераклита , phys, в соответствии с этимологией «растущего, становления», всегда употребляется в смысле «естественного» развития , хотя фокус может лежать либо на происхождении, либо на процессе, либо на конечный результат процесса. Есть некоторые свидетельства того, что к VI веку до нашей эры, начиная с Ионической школы , это слово также можно было использовать. во всеобъемлющем смысле, относящемся ко « всем вещам», как бы к «Природе» в смысле « Вселенной ». [7]

В софистской традиции этот термин противопоставлялся номосу ( νόμος ), « закону » или « обычаю », в спорах о том, какие части человеческого существования естественны, а какие обусловлены условностями. [1] [8] Противопоставление «физис» и «номос» можно применить к любому предмету, подобно современному контрасту « природа и воспитание ».

В законах Платона [ править ]

В 10-й книге «Законов » Платон критикует тех, кто пишет произведения перифизеос . Критика заключается в том, что такие авторы склонны сосредотачиваться на чисто «натуралистическом» объяснении мира, игнорируя роль «намерения» или technē и, таким образом, становясь склонными к ошибке наивного атеизма . Платон обвиняет в этом даже Гесиода по той причине, что боги у Гесиода «вырастают» из первичных сущностей после того, как была создана физическая вселенная. [9]

Потому что те, кто использует этот термин, имеют в виду, что природа — это первая творческая сила; но если душа окажется первоэлементом, а не огнем или воздухом, то в самом истинном смысле и помимо всего прочего можно сказать, что душа существует по природе; и это было бы верно, если бы вы доказали, что душа старше тела, но не иначе.

- Законы Платона, Книга 10 (892c) - перевод Бенджамина Джоветта

Аристотель [ править ]

Аристотель искал определение «физиса», чтобы доказать, что существует более одного определения «физиса» и более чем один способ интерпретации природы. «Хотя Аристотель сохраняет древнее понимание «физиса» как роста, он настаивает на том, что адекватное определение «физиса» требует различных взглядов на четыре причины (aitia): материальную, действенную, формальную и конечную». [10] Аристотель считал, что сама природа содержит свой собственный источник материи (материала), силы/движения (эффективности), формы и цели (конечного). Уникальной особенностью определения «физиса» Аристотеля была его связь между искусством и природой. Аристотель говорил, что «физис» (природа) зависит от техне (искусства). «Критическое различие между искусством и природой касается их различных действующих причин: природа является собственным источником движения, тогда как техне всегда требует источника движения вне себя». [10] Аристотель пытался пролить свет на то, что искусство не содержит в себе своей формы или источника движения. Рассмотрим процесс превращения желудя в дуб. Это естественный процесс, у которого есть своя движущая сила. Нет никакой внешней силы, подталкивающей этот желудь к конечному состоянию, скорее, он постепенно развивается к одной конкретной цели ( телос ).

Атомщики [ править ]

Совершенно иные концепции «физиса» можно найти в других греческих традициях мысли, например, у так называемых атомистов, чье мышление нашло продолжение в трудах Эпикура . Для них возникающий мир является результатом взаимодействия пустоты и вечного движения «неделимого» — атомов . Это учение, чаще всего связанное с именами Демокрита и Левкиппа , известно главным образом по критическим реакциям на него в сочинениях Аристотеля. Оно было дополнено Эпикуром в свете развития философии, чтобы объяснить такие явления, как свобода воли. Это было сделано с помощью теории «способности атомов отклоняться», паренклизиса. [11]

Христианское богословие [ править ]

Хотя φύσις часто использовался в эллинистической философии, в Новом Завете он используется только 14 раз (10 из них — в трудах Павла). [12] Его значение варьируется в разных произведениях Павла. [13] Одно из употреблений относится к установленному или естественному порядку вещей, как в Послании к Римлянам 2:14 , где Павел пишет: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе делают то, что требует закон, то они сами себе закон, хотя у них нет закона». [14] [15] Другое использование φύσις в смысле «естественного порядка» - это Римлянам 1:26 , где он пишет: «Мужчины также отказались от естественных отношений с женщинами и охвачены страстью друг к другу». [16] [17] В 1 Коринфянам 11:14 Павел спрашивает: «Разве сама природа не учит вас, что если человек носит длинные волосы, это для него позор?» [18] [19]

На такое использование φύσις как обозначения «естественного порядка» в Римлянам 1:26 и 1 Коринфянам 11:14 , возможно, повлиял стоицизм . [19] Греческим философам, в том числе Аристотелю и стоикам, приписывают различие между искусственными законами и естественными законами универсального действия. [20] но Герхард Киттель утверждает, что философы-стоики не смогли объединить концепции νόμος (закона) и φύσις (природы), чтобы создать концепцию «естественного закона» в том смысле, который стал возможен благодаря иудео-христианской теологии. [21]

В рамках богословия Павла о спасении по благодати Павел пишет в Послании к Ефесянам 2:3, что «все мы когда-то жили в страстях плоти, исполняя желания тела и ума, и были по природе детьми гнева, как и все остальное человечество. В следующем стихе он пишет: «благодатью вы спасены». [22] [23]

в святоотеческом богословии Использование

Богословы раннехристианского периода по-разному использовали этот термин. В антиохийских кругах это означало человечность или божественность Христа, понимаемую как конкретный набор характеристик или атрибутов. В александрийском мышлении оно означало конкретного индивидуума или независимое сущее и приближалось к ипостаси , но не было синонимом. [24] Хотя оно относится во многом к тому же, что и усия, оно носит более эмпирический и описательный характер, фокусируясь на функции, тогда как усия метафизична и больше фокусируется на реальности. [25] Хотя оно встречается в контексте дебатов о Троице , оно главным образом важно в христологии Кирилла Александрийского . [25]

Современное использование [ править ]

Греческое прилагательное физикос представлено в современном английском языке в различных формах:Как физика «изучение природы», как физическое (через среднелатинское Physicalis ), относящееся как к физике (изучение природы, материальной вселенной), так и к человеческому телу . [26] Термин физиология ( физиология ) появился в чеканке XVI века ( Жан Фернель ). Термин телосложение , обозначающий «телесную конституцию человека», заимствован из французского языка XIX века.

В медицине суффикс -физ встречается в таких соединениях, как симфиз , эпифиз и некоторых других, в значении «нарост». Физис также относится к « растовой пластинке » или месту роста на конце длинных костей.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вещи в природе, по природе или в соответствии с ней суть φύσει ( physei ; DAT sg of phys ). Вещи в соответствии с законом, обычаями или соглашениями являются νόμῳ ( nomōi ; DAT sg of nomos ).
  2. ^ Данширн, Альфред (2019): Physis [английская версия]. В: Кирхгоф, Томас (ред.): Интернет-энциклопедия «Философия природы» / Online Lexikon Naturphilosophie. Издательство Гейдельбергского университета. https://doi.org/10.11588/oepn.2019.0.66404 : стр.3
  3. ^ Обсуждается в работах Аристотеля под таким названием « Физика и метафизика »: «Физис, переводимая с третьего века до нашей эры обычно как «природа» и реже как «сущность», означает одно для досократических философов и совсем другое для Платона». Уэлч, Кэтлин Этель. «Ключевые слова из классической риторики: пример Physis». Ежеквартальный журнал Риторического общества 17.2 (1987): 193–204. Распечатать. Папская академия наук. Развитие представлений о природе . Протоколы пленарного заседания, 24–28 октября 2014 г., Acta 23, Ватикан, 2015 г. ссылка .
  4. ^ Весь отрывок см. Данширн, Альфред (2019): Physis [английская версия]. В: Кирхгоф, Томас (ред.): Интернет-энциклопедия «Философия природы» / Online Lexikon Naturphilosophie. Издательство Гейдельбергского университета. https://doi.org/10.11588/oepn.2019.0.66404 : стр.1
  5. ^ Дюкарм, Фредерик; Куве, Дени (2020). «Что значит «природа»?» . Пэлгрейв Коммуникейшнз . 6 (14). Спрингер Природа. дои : 10.1057/s41599-020-0390-y .
  6. ^ Одиссея 10.302-3: О твой голос, принеси из земли лекарство, дышащее серебром, и природу покажи мне его . (Так сказав, Аргеифонт [=Гермес] дал мне траву, вытащил ее из земли и показал мне ее природу .) Одиссея (под ред. А. Т. Мюррея).
  7. ^ Джерард Наддаф, Греческая концепция природы , SUNY Press, 2005, стр. 3.Гатри, WKC, Досократическая традиция от Парменида до Демокрита (том 2 его «Истории греческой философии »), Cambridge UP, 1965. [ нужна страница ]
  8. ^ Данки, Роджер (1986). «Философские предпосылки V века до нашей эры» . Классические истоки западной культуры: основные исследования 1 Учебное пособие . Серия основных учебных программ Бруклинского колледжа. Бруклин, Нью-Йорк : Бруклинский колледж . Проверено 30 января 2012 г.
  9. ^ Жерар Наддаф, Греческая концепция природы (2005), 1f.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Этвилл, Джанет. «Промежутки природы, спонтанности и случайности». Возвращенная риторика: Аристотель и традиция свободных искусств. Итака, Нью-Йорк: Корнеллский университет, 1998. N. Print.
  11. ^ Данширн, Альфред (2019): Physis [английская версия]. В: Кирхгоф, Томас (ред.): Интернет-энциклопедия «Философия природы» / Online Lexikon Naturphilosophie. Издательство Гейдельбергского университета. https://doi.org/10.11588/oepn.2019.0.66404 : стр.4
  12. ^ Бальц, Хорст Роберт (14 января 2004 г.). Экзегетический словарь Нового Завета . Мичиган, 1994: Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . ISBN  9780802828033 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  13. ^ Вербрюгге, Верлин Д. (2000). Новый международный словарь богословия Нового Завета . Зондерван .
  14. ^ Римлянам 2:14
  15. ^ Данкер, Фредерик В. (2014). Греко-английский словарь Нового Завета и другой раннехристианской литературы . Чикаго: Издательство Чикагского университета .
  16. ^ Римлянам 1:26–1:27.
  17. ^ Данкер, Фредерик В. (2014). Греко-английский словарь Нового Завета и другой раннехристианской литературы . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  18. ^ 1 Коринфянам 11:13.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бальц, Хорст Роберт (14 января 2004 г.). Экзегетический словарь Нового Завета . Мичиган, 1994: Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс. ISBN  9780802828033 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  20. ^ Робертс, Джон (2007). «Закон природы». Оксфордский словарь классического мира . Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-280146-3 . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г. Проверено 2 мая 2017 г.
  21. ^ Киттель, Герхард. Богословский словарь Нового Завета . Мичиган: Издательство Эрдмана.
  22. ^ Ефесянам 2:3–2:4.
  23. ^ Вербрюгге, Верлин Д. (2000). Новый международный словарь богословия Нового Завета . Зондерван.
  24. ^ Келли, JND Ранние христианские доктрины A&C Black (1965) стр.318
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Престиж, Г.Л. Бог в святоотеческой мысли , SPCK (1964), стр.234.
  26. ^ Харпер, Дуглас. «Физический» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 20 сентября 2006 г.

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

  • Данширн, Альфред 2019: Physis [английская версия]. В: Кирхгоф, Томас (ред.): Интернет-энциклопедия «Философия природы» / Online Lexikon Naturphilosophie. Издательство Гейдельбергского университета. https://doi.org/10.11588/oepn.2019.0.66404


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 420d1ca6c8dced86067706cd14489943__1715009040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/43/420d1ca6c8dced86067706cd14489943.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Physis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)