Jump to content

Телос

Телос ( /ˈtɛ.lɒs/ ; греческий : τέλος , транслит.   télos , букв. «конец, «цель» или «цель») [1] — это термин, используемый философом Аристотелем для обозначения конечной причины природного органа или объекта или человеческого искусства. Телос является корнем современного термина «телеология» , изучения целесообразности или объектов с учетом их целей, задач или намерений. Телеология занимает центральное место в работах Аристотеля по биологии растений и животных , а также человеческой этике , благодаря его теории четырёх причин . Идея Аристотеля о том, что все имеет телос, также породила эпистемологию . [2]

У Аристотеля [ править ]

Телос постоянно использовался в трудах Аристотеля, в которых этот термин несколько раз обозначал «цель». [3] Его считают синонимом телеута («конец»), особенно в рассуждениях Аристотеля о структуре сюжета в «Поэтике» . [3] Философ зашел так далеко, что сказал, что телос может охватывать все формы человеческой деятельности. [4] Можно сказать, например, что телос войны — это победа, а телос бизнеса — это создание богатства . В рамках этой концептуализации существуют телос , которые подчинены другим телосам , поскольку все виды деятельности имеют свои собственные цели.

Для Аристотеля эти подчиненные телосы могут стать средством достижения более фундаментальных целей . [4] Например, посредством этой концепции философ подчеркнул важность политики и то, что все другие области ей подчинены. Он объяснил, что телос кузнеца — это изготовление меча, а цель фехтовальщика, использующего оружие в качестве инструмента, — убить или вывести из строя врага. [5] С другой стороны, суть этих занятий — всего лишь часть целей правителя, который должен следить за направлением и благополучием государства. [5]

Более того, это можно понимать как «высшую цель человеческих усилий». [6]

«Кроме того, удовольствие и боль служат мотивами желания и избегания, а также мотивами поведения в целом. Из этого ясно следует, что действия правильны и достойны похвалы только как средство достижения жизни, полной удовольствий. Но это то, что само по себе не является средством для чего-либо другого, но для которого все остальное является средством, есть то, что греки называют Телосом, высшим, окончательным или конечным благом. Поэтому следует признать, что главное благо — это жить в согласии».
Цицерон « , О границах добра и зла» , книга I. [7]

Телос против техне [ править ]

Телос связан с концепцией, называемой техне , которая представляет собой рациональный метод, используемый для создания объекта или достижения цели или задачи. Например, в мифе о Тевте/Тамусе раздел, посвященный техне, относится к телосу и техне вместе. [8] Однако эти два метода в принципе не являются взаимоисключающими. Они демонстрируются в случаях письма и видения, как объяснил Мартин Хайдеггер : первое считается формой техне , поскольку конечный продукт лежит за пределами ( пара ) деятельности по производству; тогда как в видении не остается ничего вне или за пределами самой деятельности в момент ее завершения. [9] Аристотель, со своей стороны, просто обозначил Софию (также называемую arete или совершенством философского размышления) как завершение или конечную причину ( telos ) techne . [10] Хайдеггер попытался объяснить аристотелевскую концептуализацию, изложенную в « Никомаховой этике» , где эйдос — душа творца — трактовался как архе созданной вещи ( эргон ). [11] В этой аналогии телос образует архе , но в определенной степени не находится в распоряжении техне . [11]

В современной философии [ править ]

Понятие цели, или телос, легло в основу кибернетики и теперь является частью современного анализа платформ социальных сетей как интеллектуальных социальных машин . [12]

Теория действия также существенно использует телеологический словарь. С точки зрения Дональда Дэвидсона , действие — это всего лишь то, что агент делает с намерением , то есть ожидает какой-то цели, которая будет достигнута этим действием. [13] Действие считается всего лишь шагом, необходимым для реализации человеческого телоса, поскольку оно ведет к формированию привычек. [13]

Согласно марксистской точке зрения , исторические изменения диктуются социально-экономическими структурами (или «законами»), которые одновременно являются предпосылками и ограничениями реализации телоса классовой борьбы . [14]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ « Телеологическая этика ». Британская энциклопедия 2008 [1998].
  2. ^ Иглз, Манро (2008). Политика: введение в современное демократическое правительство . Онтарио: Broadview Press. п. 87. ИСБН  978-1551118581 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нюстай, Иван (2002). Миф, Телос, идентичность: трагическая схема в греческой и шекспировской драме . Нью-Йорк: Родопи. п. 84. ИСБН  9042015403 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Баггини, Джулиан (2016). Философия: Ключевые тексты . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 14. ISBN  978-0333964859 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грейлинг, AC (2019). История философии . Пингвин Великобритания. ISBN  978-0241980866 .
  6. ^ « Введение в «де Финабус» ». Цицерон: де Финибус XVII (2-е изд.). Классическая библиотека Леба . Издательство Гарвардского университета (1931), транскрипция Б. Тайера.
  7. ^ Рэкхэм, Х. Харрис, пер. 1931. « Книга I ». У Цицерона: де Финибус XVII (2-е изд.). Классическая библиотека Леба, издательство Гарвардского университета , транскрипция Б. Тайера. п. 42 .
  8. ^ Грисволд, Чарльз (2010). Самопознание в «Федре» Платона . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 160. ИСБН  978-0271016184 .
  9. ^ Макнил, Уильям (2012). Время жизни: Хайдеггер и этос . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 6. ISBN  978-0791467831 .
  10. ^ Ройцевич, Ричард (2006). Боги и технологии: чтение Хайдеггера . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 64. ИСБН  978-0791466414 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Радлофф, Бернхард (2007). Хайдеггер и вопрос национал-социализма: раскрытие и гештальт . Торонто: Университет Торонто Press. п. 354. ИСБН  978-0802093158 .
  12. ^ Кристианини, Нелло (2023). Короткий путь: почему разумные машины не думают так, как мы (1-е изд.). Бока Ратон. ISBN  978-1-003-33581-8 . OCLC   1352480147 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альтшулер, Роман; Сигрист, Майкл Дж. (2016). Время и философия действия . Рутледж. ISBN  978-1317819479 .
  14. ^ Флёйстад, Гутторм (2012). Том 3: Философия действия . Гаага: Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 10. ISBN  978-9024732999 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b000c872be5454b083193dcb04a7b4a1__1710722940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/a1/b000c872be5454b083193dcb04a7b4a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Telos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)