Пьетро Помпонацци
Пьетро Помпонацци | |
---|---|
Рожденный | 16 сентября 1462 г. |
Умер | 18 мая 1525 г. |
Альма-матер | Университет Падуи |
Научная карьера | |
Учреждения | Университет Падуи |
Научные консультанты | Николетто Верния |
Известные студенты | Йоханнес Баптиста Монтанус Витторе Тринкавелли |
Пьетро Помпонацци (16 сентября 1462 — 18 мая 1525) — итальянский философ . Иногда его называют латинским именем Петрус Помпонатиус .
Биография [ править ]
Пьетро Помпонацци родился в Мантуе и начал там свое образование. Он завершил обучение в Падуанском университете , где в 1487 году стал врачом. В 1488 году он был избран экстраординарным профессором философии в Падуе, где был коллегой Алессандро Ахиллини , аверроиста. Примерно с 1495 по 1509 год он занимал кафедру естественной философии до закрытия школ в Падуе, когда он занял должность профессора в Ферраре, где читал лекции по « Де Анима » Аристотеля («О душе») и энтелехии . В 1512 году его пригласили в Болонью , где он оставался до своей смерти и написал все свои важные произведения.
Преобладание медицинской науки в Падуе ограничивало его энергию, но в Ферраре, и тем более в Болонье, изучение психологии и теологические размышления были более важными. В 1516 году он выпустил свой великий труд О бессмертии « души », вызвавший бурю споров между ортодоксальными томистами католической церкви , аверроистами во главе с Агостино Нифо и так называемой александристской школой. . Трактат был сожжен в Венеции , а самому Помпонацци грозила серьезная опасность погибнуть от рук католиков. За этим последовали две брошюры, «Апология» и « Дефенсориум», в которых он объяснял свою парадоксальную позицию католика и философского материалиста . Его последние два трактата, De Incantationibus и De Fato , были посмертно опубликованы в издании его сочинений, напечатанном в Базеле .
Помпонацци чрезвычайно интересен как провозвестник Возрождения . Он родился в переходный период, когда схоластический формализм терял свою власть над людьми как внутри Церкви, так и вне ее. Это отождествление было настолько близким, что любая атака на Аристотеля или даже попытка возобновить старые дискуссии по аристотелевским проблемам рассматривались как опасная ересь. Помпонацци заявил о своем праве изучать Аристотеля и посвятил себя De Anima с целью показать, что Фома Аквинский совершенно неправильно понял аристотелевскую теорию активного и пассивного интеллекта.
В книге «О бессмертии души» Помпонацци конкретно утверждал, что Фома Аквинский и Аристотель спорят по вопросу о бессмертии души. Хотя сам Помпонацци не следует Аристотелю в этом отношении, он утверждает, что Аристотель очень четко доказывает абсолютную смертность души, имея лишь ограниченные черты бессмертия . по-видимому, находился под влиянием греческого комментатора Аристотеля Он не был первым, кто сделал это заявление, и , Александра Афродисиада . Далее он утверждает, что бессмертие души не может быть определено разумом и, следовательно, должно быть предоставлено силам Бога . Поскольку Священные Писания открывают, что Бог сделал душу бессмертной, утверждал Помпонацци, мы тоже можем принять бессмертие души как истину и тем самым выйти за пределы разума. (Эти дебаты повлияли на его преемника на кафедре в 1591-1631 годах Чезаре Кремонини , чья приверженность Аристотелю привела к противоположному выводу о смертности души.)
Помпонацци заявил о своей приверженности католической вере, [1] и, несмотря на разногласия по поводу его первоначальной работы, она не была осуждена Церковью. Снова было установлено, что принцип, согласно которому религия и философия, вера и знание могут быть диаметрально противоположными и тем не менее сосуществовать для одного и того же мыслителя. Этот любопытный парадокс он иллюстрирует в « De incantatione» , где он обобщает существование демонов и духов на основе аристотелевской теории космоса и, как верующий христианин, утверждает свою веру в их существование. В этой работе он решительно настаивает на упорядоченной последовательности природы, причины и следствия. Они вырастают до зрелости, а затем распадаются; Итак, религии наживают свой срок и терпят крах. Даже христианство, добавил он (при условии, что он говорит как философ), демонстрирует признаки упадка.
Он умер в Болонье .
Ссылки [ править ]
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Атрибуция
- свободном доступе : Митчелл, Джон Малкольм (1911). « Помпонацци, Пьетро ». энциклопедия Британская Том. 22 (11-е изд.). п. 58. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение [ править ]
- Элиза Каттини, Единство и множественность в европейской традиции практической философии Аристотеля. Джироламо Савонарола, Пьетро Помпонацци и Филиппо Мелантоне , Руббеттино, 2005 г.
- Стефано Перфетти, «Пьетро Помпонацци» , в Стэнфордской энциклопедии философии (выпуск осенью 2008 г.) , изд. Эдвард Н. Залта.
- Мартин Пайн, Пьетро Помпонацци, радикальный философ эпохи Возрождения , Падуя, 1986 г.
- Марко Сгарби , Пьетро Помпонацци. Между традицией и инакомыслием , Флоренция, Лео С. Ольшки, 2010.
- Паскуале Витале, «Абсолютная сила Бога в Пьетро Помпонацци», Dialegesthai. Телематическое сообщение философии , 12/2010
Внешние ссылки [ править ]
- Крейг Мартин. «Пьетро Помпонацци» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 8 ноября 2017 г.