Монада (философия)

Часть серии о |
Теизм |
---|
Термин монада (от древнегреческого « monas единство» и monos « единственный»). [1] используется в некоторой космической философии и космогонии для обозначения самой основной или оригинальной субстанции. По первоначальному замыслу пифагорейцев , Монада — это Высшее Существо , божественность или совокупность всех вещей. По мнению некоторых философов раннего Нового времени , в первую очередь Готфрида Вильгельма Лейбница , существуют бесконечные монады, которые представляют собой основные и нематериальные элементарные частицы или простейшие единицы , составляющие Вселенную. [2]
Историческая справка [ править ]
По мнению Ипполита , мировоззрение было вдохновлено пифагорейцами , которые назвали первое возникшее существо «монадой», породившей (родившей) диаду (от греческого слова «два»), породившую числа , породившую точка , порождающая линии или конечность и т. д. [3] Это означало божественность , первое существо или совокупность всех существ, ссылаясь в космогонии (теориях творения) по-разному на источник, действующий один, и/или на неделимое начало и эквивалентные компараторы . [4]
Пифагорейские и неоплатонические философы, такие как Плотин и Порфирий, осудили гностицизм (см. Неоплатонизм и гностицизм ) за его трактовку монады.
В своем латинском договоре Maximae theologiae Алан Лилльский утверждает: «Бог — это умопостигаемая сфера , центр которой повсюду, а окружность — нигде». Французский философ Рабле приписал это положение Гермесу Трисмегисту . [5]
Символизм представляет собой толкование христианской Троицы . свободное [5] Алан из Лилля упоминает » Трисмегиста « Книгу двадцати четырех философов , где говорится, что монада может уникальным образом породить другую монаду, в которой все больше последователей этой религии видели возникновение Бога-Сына от Бога-Отца, как путем зарождения. или путем создания. [5] Это утверждение разделяет и языческий автор « Асклепия». [5] которого иногда отождествляли с Трисмегистом.
Книга двадцати четырех философов завершает эту схему, добавляя, что пыл второй Монады к первой Монаде будет Святым Духом . [5] Он замыкает физический круг в логический треугольник (с обратным действием ).
Евклидов светских символизм центрированной сферы также касается дебатов о существовании центра вселенной .
Идея монады также отражена в демиурге , или вере в одно высшее существо, которое привело к созданию вселенной .
Пифагорейская концепция [ править ]
Для пифагорейцев генерация числовых рядов была связана как с объектами геометрии, так и с космогонией . [6] Согласно Диогену Лаэртию , из монады произошла диада ; из него числа; из цифр, точек; затем линии, двухмерные сущности , трехмерные сущности, тела, кульминацией которых являются четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух, из которых построен остальной наш мир. [7] [а]
Современная философия [ править ]
Термин монада был заимствован из греческой философии Джордано современными философами Бруно , Анной Конвей , Готфридом Вильгельмом Лейбницем ( «Монадология» ), Джоном Ди ( «Иероглифическая монада ») и другими. Понятие монады как универсальной субстанции используется теософами также как синоним санскритского термина « свабхават »; в «Письмах Махатм» этот термин часто используется. [9]
См. также [ править ]
- Диада , Триада и Тетрада
- Энсо
- Генология
- Ямвлих из Халкиды
- Я Онкар
- Левкипп
- Монада (гностицизм)
- Монадология
- Монизм
- О
- Тайдзиту
- Вахдатул Ваджуд
- Доктор Манхэттен
- Теософия
Примечания [ править ]
- ↑ Эта пифагорейская космогония в некотором смысле похожа на краткий отрывок из даосского произведения Лао-цзы : «Из Дао происходит одно, из одного возникает два, из двух возникает три, а из трех возникают десять тысяч вещей ». [8]
Ссылки [ править ]
- ^ «Оксфордский словарь английского языка» . www.oed.com . Издательство Оксфордского университета . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ Лейбниц, Готфрид Вильгельм, барон фон (2005). Рассуждения о метафизике и монадологии . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0486443102 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Диоген Лаэртий , Жизни и мнения выдающихся философов .
- ^ Фэрбенкс, Артур, Эд., «Первые философы Греции». К. Пол, Тренч, Трубнер. Лондон, 1898, с. 145.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гилсон, Этьен (15 февраля 2019 г.). «От Скота Эриугены до Сенбернара». История христианской философии в средние века . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. п. 174 809. ISBN 9780813231952 . OCLC 1080547285 .
- ^ Сэндиуэлл, с. 205. Порождение числовых рядов является для пифагорейцев, другими словами, порождением объектов геометрии и космогонии. Поскольку вещи равны числам, первая единица, генерирующая числовой ряд, порождает также физическую вселенную. (KR: 256) С этой точки зрения «монада» или «Единое» легко отождествлялась с божественным происхождением реальности.
- ^ Диоген Лаэртий , Жизнеописания выдающихся философов.
- ^ (Дао рождает одно, одно рождает двоих, двое рождает троих, а трое рождают все сущее.) Дао Дэ Цзин , Глава 42
- ^ Баркер, А. Тревор. Письма Махатмы А. П. Синнетту . ISBN 1-55700-086-7 .
Библиография [ править ]
- Хеменвей, Прия. Божественная пропорция: Фи в искусстве, природе и науке . Sterling Publishing Company Inc., 2005, с. 56. ISBN 1-4027-3522-7
- Сэндиуэлл, Барри. Досократическая рефлексивность: построение философского дискурса. Около 600–450 гг. до н.э. Рутледж, 1996.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Монадой (философией), на Викискладе?