Диарея
Диарезис ( древнегреческий : διαίρεσις , латинизированный : diairesis , «деление») — форма классификации , используемая в древней (особенно платоновской ) логике , служащая для систематизации понятий и приведения их к определениям. При определении понятия с помощью диайрезиса начинают с широкой концепции, затем делят ее на два или более конкретных подконцепций, и эта процедура повторяется до тех пор, пока не будет достигнуто определение желаемой концепции. Аристотель широко использует диарезис в категоризации как основу для силлогизации . Однако он ясно дает понять, что определение диарезиса само по себе ничего не доказывает. [1] Помимо этого определения, процедура также приводит к таксономии других понятий, упорядоченных по отношению общее-видовое.
Основателем диайрезиса как метода был Платон . Позднее древние логики (включая Аристотеля) и практики других древних наук использовали диэретические способы классификации, например, для классификации растений в древней биологии .
Платоновский метод определения
[ редактировать ]Платона Диарезис — более поздний метод определения , основанный на разделении, развитый в платонических диалогах «Федр» , «Софист» , «Политический деятель» и «Филеб» . Дальнейшие применения можно найти в Законах. [2] и Тимей . Это средство достижения определения, с помощью которого набор кандидатов неоднократно делится на две части, при этом одна часть удаляется, пока не будет найдено подходящее определение.
Дополнительный термин — меризмос (ср. англ. merism : разбор или различение частей, в отличие от диайрезиса , который представляет собой деление рода на части).
Например, в «Софисте» (§235B) Элейский незнакомец исследует иллюзии, состоящие из слов и «зрительных объектов». Используя диайрезис , он делит визуальные объекты, под которыми становится ясно, что он имеет в виду произведения искусства, на две категории: eikastikē technē , искусство создания подобий или эйконес ; и phantastikē technē , искусство создания иллюзорных образов. Незнакомец гораздо больше любит первое; последний создан только для того, чтобы создавать видимость красоты.
Метод диайрезиса в истории философии.
[ редактировать ]Предшественники Платона
[ редактировать ]Мнения о возможных предшественниках платонического диайрезиса различаются; они даже доходят до Гомера . Также рассматривалось заимствование из области математики, [3] как один из музыковедения, [4] один из донаучных и бытовых разделов [5] и один из медицины. [6] О предшественниках в области философии также существуют разные мнения. На рассмотрении находятся Продик Кеосский , [7] [8] Демокрит , Левкипп , [9] и софисты . [10] Было даже высказано предположение, что Платон говорит, что он сам нашел новый метод, [11] это показывает, что у Платона, возможно, вообще не было предшественников. [12]
Более поздние представители метода диайреза
[ редактировать ]Платоновский метод деления оказывается примененным на первых этапах классификации биологии, а именно в зоологии Аристотеля. [13] и в ботанике Теофраста . [14] Диарез занимает центральное место в терапии Галена ; см., например, «Терапевтика Главкона» 1 (XI, 4 К), где Гален, приписывая этот метод Платону, утверждает, что «ошибки [медицинских] сект и любые ошибки, допускаемые большинством врачей при лечении больных, считают некомпетентное разделение своей главной и основной причиной» (тр. Диксон). [15] Философски релевантные методические подразделения или утверждения о методе диайрезиса можно найти у членов Платоновской академии (особенно у Спевсиппа) . [16] и Ксенократ ), перипатетической школы (особенно Аристотель , Аристоксен , Теофраст ), стоицизма (особенно Хрисипп ), среднего платонизма (особенно Алкиной , Максим Тирский , Филон ) и неоплатонизма (особенно Плотин , Порфирий ). В средние века распространённым методом был так называемый метод divisio . [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шори, Пол (январь 1924 г.). «Происхождение силлогизма» . Классическая филология . 19 (1): 1–19. дои : 10.1086/360550 . ISSN 0009-837X . S2CID 162227302 .
- ^ Питч, Кристиан (2003). «Дихайрезис движения у Платона, Nomoi X 893b1–894c9» (PDF) . Рейнский филологический музей . 146 : 303-327. JSTOR 41234713 .
- ^ (немецкий) Ганс Лейзеганг : Формы мысли , Вальтер де Грюйтер, Берлин, 1951, стр. 220
- ^ (немецкий) Герман Коллер: Диеретический метод , в: Glotta Vol 39, Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 1961, p. 23
- ^ (Немецкий) Ганс Гертер : Естественная история Платона , в: Rheinisches Museum für Philologie Vol. 121, 1978, стр. 111, онлайн: [1] Архивировано 28 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ (немецкий) Ганс Гертер: Естественная история Платона , в: Rheinisches Museum für Philologie Vol 121, 1978, стр. 116
- ^ (немецкий) Кристиан Шефер (редактор): Platon-Lexikon , Научно-книжное общество Дармштадта, 2007, стр. 92
- ^ Джон Ллойд Акрил : В защиту платонического разделения , в: Очерки Платона и Аристотеля, Clarendon Press, Oxford 1997, стр. 105; Девин Генри: острый взгляд на виды: собрание и деление в поздних диалогах Платона. В Майкле Фреде, Джеймсе В. Аллене, Эйольфуре Кьяларе Эмильссоне, Вольфганге-Райнере Манне и Бенджамине Морисоне (ред.), Оксфордские исследования древней философии. Издательство Оксфордского университета. стр. 229–255 (2011).
- ^ (немецкий) Юлиус Стенцель : Исследования развития платоновской диалектики от Сократа до Аристотеля , 2-е издание 1931 г., перепечатка: Тойбнер, Штутгарт 1961, стр. 112
- ^ (немецкий) Артур против. Фрагштейн: Диайрез у Аристотеля , Адольф М. Хаккерт, Амстердам, 1967, стр. 80
- ^ (немецкий) Марго Фляйшер: Герменевтическая антропология - Платон, Аристотель , Вальтер де Грюйтер, Берлин, 1976, стр. 143
- ^ Ричард Робинсон : Ранняя диалектика Платона , Oxford University Press, Оксфорд, 1953, стр. 89
- ^ (немецкий) Ганс Гертер: Естественная история Платона , в: Rheinisches Museum für Philologie Vol 121, 1978, стр. 123
- ^ Ганс Гертер: Естественная история Платона , в: Rheinisches Museum für Philologie Vol 121, 1978, стр. 115
- ^ Кейт Диксон: «Стефан Философ и врач, комментарий к терапии Галена Главкону», Лейден: Брилл, 1998
- ^ См. Джона Диллона (1998). «Спевсипп». В Э. Крейге (ред.), Философская энциклопедия Рутледжа . Лондон: Рутледж. Получено 10 октября 2007 г. с http://www.rep.routledge.com/article/A111SECT3 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ (немецкий) Ганс Лейзеганг: Формы мысли , Вальтер де Грюйтер, Берлин, 1951, стр. 252
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джилл, Мэри Луиза. «Метод и метафизика в софисте и государственном деятеле Платона» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .