Jump to content

Филеб

Начало Филебуса в старейшей сохранившейся средневековой рукописи, Кодексе Кларкиануса, написанном в 895 году (Оксфорд, Бодлианская библиотека , Кларк 39)

Филеб Phílēbos (Φίληβος, ) — произведение древнегреческого философа Платона , написанное в диалоговой форме . В нем представлен вымышленный разговор между учителем Платона Сократом и двумя молодыми афинянами, Филебом и Протархом. Основная тема – этическая оценка удовольствия .

Филеб и Протарх — гедонисты ; они считают удовольствие высшим благом и приравнивают его к абсолютному благу . Сократ представляет противоположную точку зрения, отдавая приоритет разуму и проницательности. Хотя он не оспаривает законность и ценность удовольствия, он указывает на разнообразие удовольствий и выступает за более тонкую оценку. Он отвергает некоторые формы удовольствия как вредные и отводит второстепенный ранг в иерархическом ценностном порядке остальным «чистым» удовольствиям. Различие между видами удовольствия приводит к общим соображениям о единстве и множественности типов, подпадающих под общий термин, и о категориях, на которые можно разделить все сущее. Сократ исследует причины, происхождение и характеристики различных форм и смесей удовольствия и боли, возникающих в человеческой жизни, а также их меняющихся комбинаций, которые приводят к разнообразным эмоциональным состояниям. Анализируется специфика каждой формы удовольствия и объясняются причины их различной оценки. В конце диалога Сократ представляет универсальный ценностный порядок. При этом правильная мера, соразмерность, занимает высшее место, а удовольствие — насколько оно оправдано — занимает самое низкое. Вредных удовольствий следует избегать. Правильное сочетание желаемых факторов должно обеспечить успешную жизнь и сбалансированное эмоциональное состояние. Протарх соглашается, а Филеб больше не комментирует.

« Филеб» считается одним из самых сложных диалогов Платона. В рукописях произведения есть подзаголовок « peri hēdonēs, ēthikos » («этика/мораль в отношении удовольствия»), подразумевающий, что его тема «относительно удовольствия», и это работа по этике , то есть вопрос о том, какой образ жизни лучше всего. Однако, помимо основной темы удовольствия, в нем обсуждается ряд других философских вопросов; «В диалоге есть большие части, которые касаются диалектики и онтологии, но не имеют ничего общего с удовольствием и этикой, а если и имеют, то лишь косвенно». [1] классификации всего сущего Сократом на четыре класса и связи этой классификации с «Теорией форм» Платона и его « неписаными учениями В современных исследованиях особое внимание уделяется ».

Состав [ править ]

Исследования почти единодушны в том, что Филеба относят к «поздним» диалогам Платона. Было высказано предположение, что произведение было написано между 360 и 347 годами до нашей эры и что оно является одним из последних из поздних диалогов Платона . Это подтверждается как статистическими лингвистическими данными, так и сходством содержания с другими поздними произведениями, особенно с «Тимеем» . Однако заметная роль персонажа Сократа в этом позднем произведении нетипична; во многих других «поздних» диалогах Сократ не фигурирует в качестве главного говорящего персонажа. [2] Некоторые предпочитают более раннюю датировку – последнюю фазу среднего периода Платона. Для более точного отнесения к группе поздних диалогов недостаточно доказательств. [3] [4] [примечание 1] Гипотеза о том, что «Филеб» был ответом Платона на гедонизм Евдокса Книдского, привела к предположению, что сочинение датируется вскоре после 360 г. до н. э., хотя эта атрибуция весьма неопределенна. [5] [6]

Текстовая передача «Филеба» более проблематична, чем передача других диалогов, из-за некоторых искажений , что создает особые проблемы для текстовой критики . [7] Самая старая сохранившаяся средневековая рукопись Филебуса была создана в 895 году в Византийской империи для Ареты Кесарийского . [8] в то время как более старые рукописи ограничены несколькими небольшими фрагментами папируса . [9]

Место, время и участники [ править ]

В отличие от многих других платонических диалогов, таких как « Федон» или «Теэтет» , «Филеб» не структурирован как повествование, сообщаемое кем-то, кто слышал разговор, скорее, диалог начинается внезапно, без каких-либо обрамляющих действий. О месте, времени и поводе разговора ничего не сообщается. Афины, родной город Сократа, — единственное возможное место действия. Помимо трех собеседников Сократа, Протарха и Филеба присутствует еще группа юношей, которые лишь молча слушают. Они, очевидно, поклонники Филебуса, чья гомоэротическая красота ценится. [а] Хотя диалог назван в его честь, Филеб играет лишь второстепенную роль. Спор происходит между Сократом и Протархом.

Сократ [ править ]

Сократ (римский бюст, I век, Лувр , Париж)

Сократ, как и в большинстве диалогов Платона, является главным героем, знающим философом, который ведет и доминирует в дебатах и ​​помогает другим получить понимание. В отличие от ранних диалогов, где он сдерживает собственное мнение и целенаправленными вопросами подводит собеседников к новым мыслям, здесь он развивает собственную теорию. Поскольку диалог представляет собой художественную литературную конструкцию, то концепцию, которую Платон вкладывает в уста Сократа, не обязательно следует рассматривать как позицию исторического Сократа, хотя некоторые ученые [ ВОЗ? ] отметили, что этическая установка диалогического героя примерно соответствует таковой его реальной модели. [10] [11] [12] [13]

Филеб [ править ]

Филебус молод, скорее подросток, чем молодой человек. [14] Его красота неоднократно подчеркнута. [б] Его особые отношения с богиней любви Афродитой , которой он дает имя наслаждения (Гедона), видимо, отражают его взгляд на то, что его приверженность гедонизму соответствует богине. [с] [15]

Примечательно, что Филеб, будучи главным героем и выдвигая первоначальный тезис, предоставляет защиту диссертации Протарху, а сам отдыхает и слушает. [16] Он редко говорит и в конце молча принимает опровержение своего тезиса. Он ленив, заинтересован только в удовольствии и избегает умственных усилий в дебатах. Его мировоззрение простое. Его внешний вид и вся манера поведения соответствуют тому негативному образу некомпетентного, самодовольного и необучаемого гедониста, который автор хочет представить читателю. Фридлендер предполагает, что Филеб не участвует в философском исследовании, поскольку воплощает в себе иррациональный принцип, который не дает объяснения самому себе. [17] [18] [19]

За пределами диалога нет никаких доказательств существования исторического знакомого Сократа по имени Филеб. Вполне возможно, что это чисто вымышленный персонаж. Об этом говорит тот факт, что ни один исторический носитель этого имени не известен, и это прозвище, соответствующее персонажу («любовник юности» или «друг юношеских удовольствий»). Дополнительными признаками вымышленности являются то, что имя его отца не упоминается, и Платон не дал ему описания, которое позволило бы провести историческую классификацию. [20] [21]

Возможно, Платон приписывал Филебу черты математика и философа Евдокса Книдского. Евдокс, младший современник Платона, был гедонистом, и критика гедонизма у Филебуса была, согласно исследовательской гипотезе, направлена ​​против его учения. [22]

Протарх [ править ]

Как диалогический персонаж, Протарх, как и Филеб, представляет афинский высший класс, в котором ценились образовательные усилия и философские темы вызывали интерес во времена Сократа. В отличие от Филеба, Протарх оказывается готовым к обучению и гибким. Он скромен и готов подвергнуть свое гедонистическое мировоззрение непредвзятой проверке, тогда как Филеб с самого начала заявляет, что не изменит своего мнения. В конце концов, Сократ убеждает Протарха после того, как он некоторое время пытался защитить свою позицию. [23]

Некоторые учёные считают Протарха [20] как более вероятное историческое лицо, чем Филеб, хотя сомнения все еще существуют. [24] В диалоге Сократ называет его «сыном Каллия». [д] Доротея Фреде считает, что Протарх был одним из двух сыновей богатого афинянина, известного в научной литературе как « Каллий III », упомянутого в «Апологии» Платона . [и] [20] Согласно тамошним заявлениям Платона, их преподавал софист Евен из Пароса . В «Филебе» Протарх уважительно отзывается о знаменитом учителе риторики Горгии и называет себя его усердным учеником. [ф] Также возможно, что Протарха Платона можно отождествить с автором – очевидно, риториком – с тем же именем, которого цитирует Аристотель . [г] [25]

Содержание [ править ]

Филебус считается сложным и трудным для понимания. Еще в 1809 году влиятельный переводчик Платона Фридрих Шлейермахер во введении к первому изданию своего перевода заметил: «Этот диалог всегда считался одним из важнейших, но и одним из самых тяжелых среди произведений Платона». [26] Однако недавние исследования подчеркнули хорошо продуманную структуру Филебуса . [27] [28] включая учение об аффекте и подход к теории комедии. [29]

Справочные номера даны на страницах Стефана ; диалог начинается со страниц 11a-67b.

Разработка предварительных условий (11a-31b) [ править ]

Исходная ситуация (11a-12b) [ править ]

Диалог начинается внезапно посреди продолжающегося разговора. Филеб утверждал, что удовольствие или восторг (hēdonḗ) эквивалентны « добру » и желательны для всех живых существ. Удовольствие приводит к состоянию эвдемонии («счастья») и, таким образом, способствует успешной жизни. Сократ оспаривал это и приводил доводы в пользу контртезиса о том, что есть более важные и полезные вещи: разум, знание и память, правильное понимание и правдивое рассуждение. Эти дебаты утомили Филеба, поэтому он теперь предоставляет Протарху защитить свою общую точку зрения от критики Сократа. Однако Протарх желает обсудить этот вопрос непредвзято, тогда как Филеб прямо заявляет, что он всегда будет придерживаться приоритета удовольствия. [час] [30]

Удовольствие и удовольствия (12в-14б) [ править ]

Сократ начинает свою критику прославления удовольствия с того, что отмечает, что удовольствие не является простой и однородной сущностью. Скорее, под этим термином группируются разнообразные и даже разрозненные явления. Удовольствие расточительного человека не сравнимо с удовольствием благоразумного, а удовольствие разумного человека не сравнимо с удовольствием глупца. Протарх возражает, что хотя причины приятных чувств и противоположны, но эффект всегда один и тот же. Он утверждает, что удовольствие — это всегда удовольствие и всегда хорошо. Чтобы противостоять этому, Сократ проводит сравнение с понятием «цвет»: и черное, и белое — цвета, однако одно является полной противоположностью другого. Точно так же существуют противоположные удовольствия; одни плохие, другие хорошие. Протарх поначалу этого не признает; только когда Сократ также описывает свое любимое благо, познание, как разнообразное, Протарх признает разнообразие удовольствий, так как его положение не ущемляется этим взглядом. [я] [31] [32]

Один и многие (14б-17а) [ править ]

Общая проблема, с которой столкнулись собеседники, — это отношения между одним и многими, одна из основных тем платоновской философии, которая задается вопросом, как возможно, что удовольствия или разум могут состоять из разных видов, но при этом образовывать единство, оправдывающее общая концепция. Речь идет не о конкретных случаях каждого понятия, а об общем классе переживаний, лежащих в их основе, т. е. таких понятиях, как «человек», «прекрасное» или «добро» и их подразделениях. [Дж] [33]

В платоновской теории форм , на которую потенциально ссылается здесь Сократ, такие понятия рассматриваются как «платонические формы», то есть как независимо существующие, неизменные метафизические сущности. Формы являются причинными силами, они вызывают в видимом мире соответствующие им явления. Однако возникает фундаментальная проблема этой платоновской модели: с одной стороны, отдельные формы рассматриваются как отдельные, единые, неизменные сущности , таким образом, строго отличные друг от друга, а также от чувственно воспринимаемых явлений; с другой стороны, они еще тесно связаны с областью чувственных предметов и как-то там присутствуют, ибо обуславливают существование и природу всего, что там возникает и погибает. Платоновская форма представляет собой устойчивое, ограниченное единство и предстает одновременно как безграничная множественность, объединяющая противоположности, что представляется парадоксальным. [к] [34] [35] [36] [37] [38]

Музыка и письма (17а-20б) [ править ]

Затем Сократ иллюстрирует концепцию Одного и Многих примерами. «Звук речи» и «тон» — общие термины, охватывающие неограниченное разнообразие отдельных акустических явлений. Язык состоит из звуков, музыка из тонов. [39] Тот, кто знает только общие понятия о «звуке», «тоне» и о существовании множества соответствующих им отдельных явлений, еще не обладает никакими полезными знаниями. Человек является лингвистически или музыкально компетентным только в том случае, если он знает количество и типы соответствующих звуков или тонов, т. е. может полностью и правильно классифицировать отдельные элементы соответствующего набора. С этой целью следует исходить из наиболее общего всеобъемлющего понятия - категории «лингвистического высказывания» или «тона». Определяется, из каких подкатегорий состоит данная категория и как они, в свою очередь, делятся на типы и подтипы. Таким образом, мы продвигаемся от общего к частному и улавливаем структуру соответствующей области знаний. В области языковых звуков, например, оказывается, что они делятся на согласные и гласные. Среди согласных следует различать глухие и звонкие , а глухие в свою очередь имеют два подтипа. На самом низком уровне достигаются отдельные звуки, которые дальше не делятся. Выясняется, сколько их и к каким классам они принадлежат. Аналогично, если кто-то хочет стать знающим, ему необходимо перейти к всеобъемлющим понятиям «удовольствие» и «проницательность» (или «разум»). [40] [41] [42] [43] [44] [45] Эта система методически осуществляемой классификации понятий известна сегодня под названием диайрезис . [46] [47]

Классификация удовольствия и разума в систему (20б-31б) [ править ]

Однако Сократ сначала приводит еще одно соображение, с помощью которого он возвращается к первоначальному вопросу о ранжировании товаров. Он предлагает рассмотреть возможность того, что ни удовольствие, ни разум не являются высшим благом, а скорее третьей вещью, превосходящей их обоих. Высшим благом может быть только « Благо », абсолютное Добро, которое ничем не превосходимо и не имеет недостатка ни в чем для совершенства. Это не может быть применимо ни к удовольствию, ни к разуму. Приятная жизнь без умственной функции была бы подобна жизни низшего животного, которое не осознает ни прошлого, ни будущего и даже не ценит своего настоящего благополучия, а разумная жизнь без способности к ощущениям не кажется желательной. . Таким образом, необходимы оба фактора, и ни один из них не может быть приравнен к абсолютному Благу. Осталось выяснить, кто из них более ценен. Протарх опасается, что удовольствие обойдется плохо, но не хочет отказываться от стремления к истине. [л] [48] [49]

Прежде чем начать новое исследование, необходимо прояснить общий вопрос о классификации всего бытия. Всю реальность можно разделить на четыре категории:

  1. Безграничность (ápeiron) или безграничность,
  2. Предел (peras) или подобный пределу
  3. смесь этих двух
  4. причина смеси.

Все, что может быть увеличено или уменьшено, например, «теплое» и «холодное», «большое» и «маленькое», «быстрое» и «медленное», попадает в категорию Безграничного, тогда как равенство и все математически выразимые данные принадлежат до предела-подобно определенным размерам. Смешение этих двух категорий происходит потому, что для естественно неограниченного устанавливаются определенные пределы, создавая таким образом структуры, зависящие от чисел. Например, музыка возникает из определенной смеси высокого и низкого, быстрого и медленного, основанной на числовых соотношениях. Здоровье тоже представляет собой определенную смесь факторов, которые сами по себе могут вызвать излишества и болезни. Такие смеси не являются произвольными и случайными, а упорядоченными и умеренными. Их причина – четвертая категория – это то, что ограничивает потенциально неограниченное мерой и порядком, обеспечивает правильные пропорции смеси и, таким образом, производит все прекрасное и ценное. [м] [50] [51] [52]

Удовольствие и неудовольствие теперь подразделяются на эту категорию. Под «удовольствием» подразумеваются все приятные чувства, а под «неудовольствием» — все неприятные. [53] Оба принадлежат к потенциально увеличиваемому и, следовательно, Безграничному. Смешанную человеческую жизнь следует отнести к третьей категории, к вещам, созданным ограничением Безграничного. Задача разума — обеспечить правильное соотношение смеси. Таким образом, оно принадлежит к четвертой категории, к причинам смешения, придающим структуру неупорядоченному и безмерному. Это относится не только к разуму человека, но и по аналогии с разумом, который управляет всем космосом и упорядочивает его. Космический разум обеспечивает, например, регулярное движение небесных тел и смену времен года. Только одушевленные существа могут быть разумными; как разум в человеке предполагает душу, так и разумно и прекрасно устроенный космос должен иметь душу, Мировую Душу . [н] [54] [55]

изучение удовольствия и боли (31b-55c пристальное Более )

удовольствия и боли (31b-35d типа Два основных )

На следующем этапе исследования Сократ возвращается к вопросу о видах удовольствия и страдания. Он начинает с рассмотрения происхождения обоих состояний человеческой психики. Их причину он видит не в той категории, к которой принадлежат удовольствие и боль, а в категории психики, ибо психика является локусом обоих состояний, поскольку они конкретно возникают у человека. Психика принадлежит к категории вещей, характеризующихся смешением, созданным ограничением безграничного. В живых существах природа создала гармоничный порядок посредством рационального смешивания и ограничения потенциально неограниченных факторов. Это проявляется, в том числе, и в здоровье. Такое гармоничное состояние не характеризуется ни удовольствием, ни болью. Оба возникают только тогда, когда гармония нарушается и растворяется. Каждое такое нарушение ощущается как боль; его исправление сопровождается возвращением к естественной гармонии, которая переживается как удовольствие. Например, голод и жажда — это формы боли, возникающие в результате дефицита — нарушения естественного баланса; их устранение путем устранения дефицита связано с удовольствием. Точно так же неестественный избыток тепла или холода вызывает боль, а возвращение к гармонии посредством охлаждения или согревания создает приятное ощущение. [the]

Упомянутые явления представляют собой первый тип удовольствия и боли, вызванный текущими физическими условиями. Второй тип возникает в душе благодаря простому предвкушению приятных и болезненных переживаний; его причина — память о соответствующих переживаниях. Также важно отметить, что помимо приятного и болезненного состояния существует и третье. Это гармоничное и спокойное состояние, в котором удовольствие и боль не возникают чрезмерно. Избегание сильных колебаний между удовольствием и болью характерно для жизни, формируемой разумом. [п]

Далее Сократ обращается к тому типу удовольствия и боли, который не является реакцией на текущие физические процессы. Оно вызвано воображением, возникающим из памяти. Здесь он обсуждает удовольствие, которое производит только душа, без тела. Душа ищет в мире своих воспоминаний и представлений удовольствия. Такое стремление проявляется как желание чего-то. Желание — это всегда стремление к противоположному текущему состоянию; пустота вызывает потребность в полноте. Надо уже знать противоположное, чтобы желать этого. На это способна только душа, ибо только у нее есть воспоминания. Тело ограничено настоящим и поэтому не может ничего желать. Таким образом, все желания исходят исключительно из души. [д]

в удовольствии и боли (35d-42c и ложь Правда )

Далее более внимательно исследуется смесь удовольствия и боли. Возникает вопрос, какое отношение эти ощущения имеют к реальности и иллюзии.

Благодаря взаимодействию ощущений, вызываемых телом, с чисто психическими чувствами возникают различные смеси удовольствия и боли. Когда кто-то страдает от физического недостатка – «пустоты», – его боль либо облегчается, либо усиливается сопутствующими ему фантазиями, в зависимости от того, ожидает ли он возвращения желаемой полноты или связывает воспоминания о полноте с безнадежностью. Воображения и ожидания, порождающие чувства, могут быть реалистичными или ошибочными. Таким образом, каждый из них имеет особое отношение к истине и лжи. Точно так же, согласно тезису Сократа, ощущения удовольствия и боли, которые они вызывают, связаны с истиной и ложью. Это значит, что существуют «истинные» и «ложные» удовольствия. Удовольствие, испытываемое во сне или в безумии, имеет иное качество, чем то, которое имеет отношение к действительности. Надо различать оправданное и иллюзорное удовольствие и боль; удовольствие, основанное на иллюзорной основе, ложно, не имеет отношения к истине. Протарх смотрит на это иначе. Для него удовольствие всегда имеет одну и ту же природу, независимо от того, реальна ли его причина или просто воображаема. Мнение может быть ложным, но удовольствие всегда «истинно» уже само по себе. [р]

Однако Протарх признает, что и мнения, и удовольствия могут иметь качество дурности. Это приводит к контраргументу Сократа, который утверждает, что подобные вещи являются ложью: Как и мнение, радость или боль могут быть неуместны. Качества «ложь» и «истинность» зависят от содержания истины. Сократ хочет перенести эту определенность на связанные с ней ощущения: можно испытывать удовольствие или боль от чего-либо только потому, что ошибаешься в этом. Тогда человек не только имеет ложное мнение об этом, но и удовольствие или боль также основаны на ложной предпосылке, неуместны и, следовательно, «ложны». Протарх отвергает это. Он настаивает на том, что ложным является только мнение. Называть удовольствие «ложным» он считает абсурдным. [с]

Мнения возникают, как теперь объясняет Сократ, из сравнения восприятий с воспоминаниями о более ранних восприятиях. Это сравнение может пойти не так; восприятия и воспоминания о них могут быть ошибочными. Сократ сравнивает душу, в которой записаны воспоминания, с книгой, содержащей правдивые и ложные сообщения, записанные писателем и проиллюстрированные художником. Записи в памяти вместе с образами вызывают надежды и страхи, приятные и неприятные чувства в душе, которая их видит. Поскольку некоторые записи являются ложными и многое из того, на что надеются или чего боятся, не произойдет, удовольствие и боль, порождаемые такими воспоминаниями и ожиданиями, также иллюзорны. Подобно неточному мнению, оно не имеет соответствия с реальностью и, следовательно, является ложным. У плохих людей фальшивые записи, они живут в иллюзиях, и их удовольствия «ложны», ибо они являются всего лишь нелепыми имитациями истинных удовольствий. Плохость плохих удовольствий основана на их ложности. Протарх согласен с частью этих соображений, но не согласен с последним тезисом: он не видит, что зло обязательно должно быть следствием лжи. С его точки зрения, удовольствие и боль действительно могут быть плохими, поскольку они связаны с дурными вещами, но эта дурность не похожа на дурность мнений, являющихся следствием их ложности, она не состоит в известном отношении к истине и лжи. [т]

Вслед за этим Сократ вводит новый аргумент. Он указывает, что суждение об интенсивности удовольствий и страданий зависит от того, с какой точки зрения на них смотрят при сравнительной оценке. Эту зависимость от перспективы он сравнивает с оптическими иллюзиями, чтобы показать, что в удовольствиях может быть ложь, как и в чувственных восприятиях. [в] [примечание 2]

Приятная, болезненная и умеренная жизнь (42c - 53c )

Сократ теперь использует новый подход, начиная с наблюдения, что только относительно сильные телесные изменения воспринимаются и вызывают удовольствие и боль. Он утверждает, что существует не только жизнь, основанная на удовольствии, и жизнь, основанная на страдании, но также и третий, нейтральный образ жизни, при котором удовольствие и боль почти не проявляются, поскольку колебания состояния тела слабы. Этим утверждением Сократ опровергает учение некоторых влиятельных философов: [примечание 3] которые различают только удовольствие и боль и утверждают, что удовольствие состоит ни из чего иного, как из отсутствия боли или свободы от боли, то есть в нейтральном состоянии. Определяя удовольствие просто как отсутствие боли, они отрицают его независимую реальность. Таким образом, они оказываются ярейшими противниками гедонизма. [v]

Аргумент философов, враждебных к удовольствию, может быть таким: самые сильные формы удовольствия и боли порождают самые большие желания. Больные люди испытывают более серьезные недостатки, чем здоровые. Поэтому у них более сильные желания и они испытывают большее удовольствие, когда они удовлетворены. Их удовольствие превосходит удовольствие здоровых не по количеству, а по интенсивности. То же самое и с экстравагантными, склонными к излишествам: их удовольствие более интенсивное, чем у благоразумных и умеренных, которые ни в чем не переусердствуют. Это значит: плохое состояние тела и души дает возможность получить величайшее удовольствие. Таким образом, удовольствие имеет свое начало не в совершенстве ( aretḗ ) , а в его противоположности. [В]

Чтобы проверить этот аргумент, Сократ сначала рассматривает три типа удовольствия: вызванные исключительно физическими условиями, чисто умственные и вызванные обоими факторами. Оказывается, во всех трех типах самые сильные удовольствия отнюдь не являются особенно чистыми, то есть свободными от аспектов неудовольствия. Скорее, всем им свойственна значительная примесь неудовольствия. В случае чисто душевных удовольствий это хорошо можно наблюдать в театре, например в трагедии, где публика и плачет, и радуется одновременно. В комедии тоже наблюдается смесь: зрители смеются, испытывая тем самым удовольствие, но в основе удовольствия лежит зависть, отрицательная эмоция, являющаяся формой неудовольствия. Это радость о зле. Радуешься тому, что персонажи театра смешны и становятся жертвами своего невежества и неумения. Таким образом, удовольствие и неудовольствие смешиваются. Это происходит не только при просмотре событий в театре, но и в трагедии и комедии жизни. То же самое относится и к таким чувствам, как гнев, тоска, горе, страх и ревность. Все это не чисто, а смешано с удовольствием и неудовольствием. [х] [56] [57] [58] [59]

Сократ показал, что многие из удовольствий, желаемых человеком, — особенно самые сильные — не могут быть объяснены как состояния чистого удовольствия, а основаны на специфической смеси удовольствия и неудовольствия. С этой точки зрения оправдано определение «ложное удовольствие». Итак, истинными или подлинными являются только чистые удовольствия, т. е. удовольствия, которые не возникают ни из устранения неудовольствия, ни сами по себе не имеют примеси неудовольствия. Чистые удовольствия заключаются, как теперь объясняет Сократ, не в отсутствии неудовольствия, а имеют свою собственную реальность и природу. Они связаны, например, с красивыми цветами и формами, а также с приятными запахами и звуками. Сюда же относится и радость обучения, получения знаний. Такие радости умеренны в отличие от бурных удовольствий. Сократ подчеркивает, что оно зависит только от чистоты удовольствия, а не от его количества или интенсивности; малейшее чистое удовольствие приятнее, прекраснее и истиннее, чем величайшее нечистое удовольствие. [и] [60] [61] [62]

Быстротечность удовольствия (53c-55c) [ править ]

Сократ теперь поднимает другую тему: отношение удовольствия к Бытию и Становлению. Это относится к философскому различению между вечным, совершенным и самодостаточным Существом, с одной стороны, и преходящим, несовершенным и зависимым Становлением, с другой. Бытие является причиной, Становление является причиной. Все удовольствия возникают и исчезают. Поскольку оно принадлежит сфере обусловленного и преходящего, оно не имеет истинного бытия, а только становление. Отсюда очевидна его неполноценность, ибо все, что становится и подвержено тлению, по природе своей неполноценно и всегда нуждается в чем-то другом. Здесь Сократ возвращается к начальному вопросу диалога. Его аргумент таков: все, что становится, ориентировано на высшее Существо. Становление не является самоцелью, но каждый процесс становления происходит ради Существа. Таким образом, Добро как высшая ценность не может быть чем-то, возникающим ради чего-то другого, а лишь тем, ради чего возникает Становление. Этим Сократ считает, что он показал, что приравнивать удовольствие к добру смешно. Он добавляет дополнительные аргументы. Протарх признает убедительность доказательства. [С] [63] [64]

Исследование разума (55c-59c) [ править ]

После рассмотрения ценности удовольствия Сократ подвергает разум и познание аналогичному анализу. Опять встает вопрос о «чистоте» и «истине», относящейся здесь к точности и достоверности результатов, предоставляемых различными областями знаний – ремеслами и науками. Если рассматривать полезность этих полей с этой точки зрения, становится очевидным превосходство дисциплин, связанных с расчетами и измерениями, над менее точными, основанными на наблюдении и оценке. В то же время становится ясно, что чистая теория, имеющая дело с абсолютными фактами, принципиально превосходит эмпирическую науку, имеющую дело лишь с приближениями. В этом смысле чистая геометрия выше архитектуры как прикладной геометрии. [аа] [65]

Решающее значение для систематики науки имеет качество подхода. В этом отношении диалектика , экспертный, систематический анализ, следующий правилам логики, превосходит все другие науки. Он заслуживает приоритета, поскольку обеспечивает наиболее ясные и точные результаты с высочайшей степенью правдивости. Ее объектом является царство неизменного бытия, которому принадлежат абсолютная чистота и истина. Чем более преходяще что-то, тем дальше оно от истины. Не может быть достоверного знания об изменчивых вещах. [аб] [66] [67]

Иерархия товаров (59d-67b) [ править ]

Из рассмотренных выше рассуждений вытекает иерархия товаров. Разум ближе к Истине, Реальному, абсолютно Благу, чем удовольствие, поэтому он стоит выше него в иерархии. Однако разум не тождествен добру, ибо в противном случае человеку было бы достаточно одного и удовольствие было бы ненужным. [и]

Определяя, что хорошо с точки зрения человеческой жизни, Сократ опирается на уже полученные знания о том, что жизнь смешана с удовольствием и неудовольствием и, следовательно, зависит от правильного сочетания. Человеческая жизнь представляет собой смесь различных факторов. Теперь возникает вопрос, какие виды знаний следует включить в эту смесь. Оказывается, для успешной жизни необходимы не только самые высокие и надежные знания, чистая теория, но и некоторые эмпирические и технические знания, несмотря на их неточность. Никакое подчиненное знание не может быть вредным, если присутствует высшее, поэтому приветствуются все виды знаний. Иначе обстоит дело с удовольствием. Самые великие и самые сильные удовольствия очень вредны, так как разрушают знание. Поэтому допустимы только «истинные» удовольствия, чистые и гармонирующие с воздержанием. [объявление]

Теперь предстоит выяснить, что представляет собой то хорошее, ценное сочетание, которое обеспечивает успешную жизнь. Возникает вопрос, связан ли этот решающий фактор больше с удовольствием или с разумом. Сократ находит ответ простым и даже тривиальным, потому что он известен всем: качество смеси всегда зависит от правильной меры и пропорциональности. Там, где их нет, всегда царит разрушительный хаос. Правильная мера проявляется в форме красоты и совершенства. При этом всегда должна быть примешана истина. В человеческой жизни Добро не проявляется сразу в своем единстве, но его можно постичь как красоту, целесообразность и истину. Действенность Добра «нашла прибежище в природе Прекрасного». [но] [68]

Из этих соображений в конечном итоге вытекает точное определение иерархического порядка товаров. Разум намного превосходит удовольствие, так как в нем больше истины, а также меры и красоты. Высшим из благ ниже абсолютного Блага является правильная мера, за ней следует красота и, в-третьих, разум. [69] Четвертое место занимают науки, искусства и истинные мнения, а пятое — чистые удовольствия. Этот вывод остается неизменным, даже если все быки, лошади и другие животные коллективно выступают за приоритет удовольствия, преследуя его. Протарх соглашается на это и от имени Филеба. Филеб больше не говорит. [из] [70] [71]

Философия [ править ]

Отправной точкой дискуссии является вопрос, должно ли удовольствие или разум иметь приоритет. Платон не ограничивается разъяснением этого вопроса, а использует эту тему для изложения философской теории всей реальности бытия и становления. [72] [73]

Марк Моес подчеркивает терапевтическую цель диалога. Согласно его интерпретации, главная проблема заключается в том, что Сократ выступает в роли терапевта, «врача души», который, подобно врачу, сначала ставит диагноз, а затем приступает к терапии. Соответственно, речь идет о здоровье души, которому Сократ считает нанесенным гедонизмом вред. Его усилия направлены на то, чтобы привести Протарха к правильному образу жизни. Этот эффект также предназначен для читателей, склонных к гедонизму. [74]

Истинное и ложное удовольствие [ править ]

Одной из тем, которая привлекла внимание современных исследований, является интерпретация аргументации Сократа о «ложности» удовольствий, включая то, что именно термин «ложный» означает в этом контексте и к какому аспекту определенных удовольствий он относится. Спорят о том, является ли для Сократа Платона ложное удовольствие из-за его иллюзорного характера не настоящим удовольствием, а только кажется одним из удовольствий, или же это ложь, аналогичная ошибочному мнению. В последнем случае ложь является дефектом, не препятствующим существованию действительного удовольствия. [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84]

Более того, ведутся споры о том, дает ли Платон всеобъемлющую интерпретацию удовольствия, охватывающую все виды удовольствия, или же эти типы для него настолько фундаментально различны, что он воздерживается от универсально обоснованного определения природы удовольствия. Первая интерпретация является традиционной и преобладающей. [85]

Отношение к теории форм [ править ]

Трудности возникают при связи четырех классов существ, введенных платоновским Сократом, с платоновской теорией форм. Спорным является вопрос о том, следует ли понимать классы – или, по крайней мере, некоторые из них – как формы. В частности, проблематично и спорно предположение, что даже Безграничное является формой. Более того, обсуждалось, вписываются ли формы в одну из четырех категорий или можно ли их отождествить с одной из них. [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95]

Более того, неясно, какую роль играет в « Филебе» теория форм . Поскольку об этом прямо не говорится, было высказано предположение, что его здесь нет. Это предположение укладывается в гипотезу о том, что Платон дистанцировался от теории форм в последний творческий период, отказавшись от нее или, по крайней мере, сочтя ее нуждающейся в пересмотре. Однако Сократ Платона в « Филебе» уделяет большое внимание различию между высшим царством неизменного бытия и зависимым от него миром становления и исчезновения. Таким образом, Платон, по крайней мере, придерживался основного компонента концепции, лежащей в основе теории форм. Вопрос о том, изменил ли он свою принципиальную позицию, весьма дискуссионен в исследованиях. Взгляды «унитаристов», которые считают, что он последовательно придерживался последовательной точки зрения, противостоят «гипотезе развития» «ревизионистов», которые предполагают отклонение от теории форм или, по крайней мере, от ее «классического» варианта. С унитарной точки зрения мировоззрение, представленное в Филеб интерпретируется как ответ на проблематизацию теории форм в диалоге Парменид . [96] Дональд Дэвидсон занял «ревизионистскую» позицию в отношении « Филеба» : Платон, когда писал этот диалог, уже не верил, что теория форм может быть главным основанием этической концепции. Он отказался от идеи тесной связи между формами и ценностями. Поэтому ему пришлось найти новый подход к своей этике. [97] [примечание 4]

к неписаным Отношение доктринам

Другая спорная тема — отношение метафизики Филебуса к неписаным учениям Платона — гипотетическому набору учений, которые он якобы никогда не фиксировал письменно, которые многие учёные «тюбингенской школы» платоновской учености могут реконструировать в общих чертах по отдельным намекам. в диалогах и высказываниях в других источниках. Сторонники этой гипотезы полагают, что они также нашли указания на неписаные доктрины в « Филебе» или интерпретировали утверждения в диалоге в свете неписаных доктрин. [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104]

Согласно одной из таких интерпретаций, выражения, используемые в « Филебе » , «предел» и «безграничный», соответствуют терминам «Единый» ( to hen » (ahóristos dyás) , единство) и «безграничная» или «неопределенная двойственность неписаные доктрины. «Больше и Меньше» в « Филебе» , способность к увеличению и уменьшению, соответственно является «Великим и Малым» или «Великим-Малым» (от méga kai до mikrón) неписаных доктрин; Говорят, что с помощью этой концепции Платон описал неопределенную диаду. [примечание 5]

Равная мера [ править ]

Основная идея, развиваемая в « Филебе», — это чрезвычайная важность меры. Для Сократа Платона пропорция, или равная мера, играет центральную роль как в мироустройстве, так и в человеческой жизни как основа всего хорошего и прекрасного. Это контрастирует с неумеренностью гедонистических излишеств. Этот акцент на математическом порядке мира и его философском исследовании, а также на противостоянии ограничения и безграничности раскрывает влияние пифагорейства на Платона. [105] [106]

Хоризмос [ править ]

Такие выражения, как «становиться бытием» (génesis eis ousían) [в] указывают на занятость Платона вопросом о том, как объяснить связь двух принципиально различных сфер бытия и становления. Эта проблема, известная в современных исследованиях как хоризмос , сильно занимала его. [107] [108] [109]

Платон (римская копия греческого портрета Платона работы Силаниона , Мюнхенская глиптотека)

Прием [ править ]

Античность и средневековье [ править ]

Хотя ученик Платона Аристотель никогда прямо не называет Филебуса , он глубоко увлекся платоновской теорией удовольствия и часто ссылается на нее по содержанию. [110] [111] Аристотель, возможно, также имел в виду Филеба , обсуждая неписаные учения. Ученик Аристотеля Теофраст Эресский выступил против тезиса Платона Сократа о существовании ложного удовольствия и придерживался взгляда Протарха о том, что всякое удовольствие «истинно». [112]

Ритор и литературный критик Дионисий Галикарнасский хвалил Филебуса ; он одобрительно отмечал, что Платон сохранил в этом сочинении сократический стиль. [113] В тетралогическом порядке сочинений Платона, который, по-видимому, был введен в I веке до нашей эры в ныне утраченном труде учёного Трасилла , [114] Филебу принадлежит третья тетралогия. [ нужна ссылка ] Историк философии Диоген Лаэртский отнес его к «этическим» сочинениям и дал альтернативное название «Об удовольствии». Плутарх попытался связать четыре класса бытия, о которых Сократ Платона говорит в «Филебе» , с пятью «величайшими видами» [ах] назван в диалоге «Софист» , добавив пятый класс и интерпретируя классы как отражения видов. [115] Знаменитый врач Гален написал ныне утерянный трактат «О переходах в Филебе», в котором исследовал процессы рассуждения в диалоге. [116] В III веке средний платоник по имени Евбул, живший в Афинах, написал ныне утерянный трактат, включавший обсуждение Филебуса . [117] Другой средний платоник, Демокрит, также живший в III веке, участвовал в диалоге; написал ли он комментарий, неясно. [118]

В поздней античности неоплатоники проявляли большой интерес к Филебу . Особое внимание они уделяли метафизическим аспектам диалога, хотя учитывались и этические аспекты. [119]

Плотин († 270), основатель неоплатонизма, часто ссылался на Филеба в своих трактатах « Как возникла множественность идей» и «О добре» . [120] Самый известный ученик Плотина Порфирий († 301/305) написал комментарий Филебуса , от которого сохранились лишь фрагменты. Его сокурсник Амелиус, возможно, также написал комментарий.

Ученик Порфирия Ямвлих († около 320/325), ведущий представитель позднеантичного неоплатонизма, поручил своей школе изучить Филебуса как один из двенадцати диалогов, которые он считал наиболее важными. [121] Он написал к нему комментарий, от которого сохранились лишь несколько фрагментов. [122]

неоплатоники Прокл и Марин Неапольский Также диалог прокомментировали , преподававшие в Афинах в V веке. Марин, ученик Прокла, сжег свой обширный комментарий после того, как философ Исидор , у которого он спросил мнение, раскритиковал работу и выразил мнение, что комментария Прокла достаточно. [123] Возможно, комментарии писали также Феодор Асинский и Сирийский . Ни одного произведения из этой литературы не сохранилось. только стенограмма лекции Дамасия († после 538 г.) о Филебе Сохранилась . Ранее его ошибочно приписывали Олимпиодору Младшему . Проклом Дамасций критически отнесся к интерпретации Филеба . [124]

В средние века этот диалог был известен некоторым византийским ученым, [ ВОЗ? ] но латиноязычные образованные люди Запада не имели доступа к этой работе.

Раннее Новое время [ править ]

Начало «Филеба» в первом издании, Венеция, 1513 г.

Филеб был вновь открыт на Западе в эпоху гуманизма Возрождения . Гуманист и ученый-платонист Марсилио Фичино опубликовал латинский перевод в 1484 году во Флоренции как часть полного издания своих переводов Платона, а первое издание греческого текста под редакцией Маркоса Мусуроса было опубликовано в сентябре 1513 года в Венеции Альдо Мануцио. , как часть первого греческого издания произведений Платона. Фичино Филеба особенно уважал ; Когда его покровитель, государственный деятель Козимо Медичи , лежал на смертном одре в июле 1464 года, Фичино прочитал ему раннюю версию латинского текста. Уже в начале 1464 года Козимо выразил свой особый интерес к «Филебу» , «книге Платона о высшем благе», поскольку он не искал ничего более страстного, чем познание вернейшего пути к счастью. Кроме того, Фичино написал комментарий к диалогу, третья и последняя версия которого была напечатана в 1496 году, и прочитал перед большой аудиторией лекции по вопросам, обсуждаемым в «Филебе». . Его целью было продвижение платонизма и противодействие влиянию современных аристотелевцев . [примечание 6]

Современный период [ править ]

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг опирался на Филебуса в своем эссе «Тимей» 1794 года , где он рассматривал вопрос возникновения воспринимаемого мира. Шеллинг особенно интересовался четырьмя видами, которые он называл «общими мировоззрениями» и «становлением к бытию». Он подчеркивал, что четыре рода следует понимать не как понятия бытия, они являются не обозначениями чего-то существующего, а категориями всего реального сущего. Безграничное следует интерпретировать как принцип реальности всего реального, а также как принцип качества, а ограничение — как принцип количества и формы всего реального. В своем диалоге «Бруно» (1802) Шеллинг ссылался на Филебуса . при определении предмета философии [125]

Гегель нашел у Филебуса «Эзотерику платонической философии»; это означало спекулятивное мышление, которое, хотя и публикуется, остается скрытым «для тех, у кого нет интереса понять его». Удовольствие, по-видимому, принадлежало к сфере конкретного, но надо понимать, что чистые мысли суть субстанциальные, решающие все остальное конкретное. Природа удовольствия возникает из природы бесконечного, неопределенного, которому оно принадлежит. [126]

Философ Герберт Маркузе вступил в контакт с Филебом в своей опубликованной в 1938 году статье «О критике гедонизма» . Маркузе заметил, что, вводя истину и ложь как категории, применимые к каждому индивидуальному удовольствию, Платон подчинил счастье критерию истины . Удовольствие становится неистинным, когда объект, к которому оно относится, не доставляет удовольствия «сам по себе», и этот вопрос касается не только объекта удовольствия, но и его субъекта. По мнению Маркузе, Платон таким образом связывает доброту человека с истиной удовольствия, делая удовольствие моральной проблемой. Это ставит удовольствие под притязания общества и переносит его в сферу долга. Платон, однако, отделяет удовольствие «от всех существенных личных отношений», считая «чистое» удовольствие лишь состоящим из неодушевленных предметов как объектов, вещей, наиболее удаленных от процесса общественной жизни. [127]

Ханс-Георг Гадамер исследовал Филебуса с феноменологической точки зрения. [128] Позже он также активно участвовал в диалоге, который интерпретировал герменевтически . он попытался показать, Вместе с Филебом что идея добра, по мнению Платона, имманентна человеческой жизни и является аспектом жизненного опыта. Тем самым он приблизил образ мышления Платона к мышлению Аристотеля; он считал, что аристотелевская мысль была предвосхищена в Филебе . При таком подходе к диссертации он находился под влиянием своего учителя Мартина Хайдеггера , от точки зрения которого он позже частично дистанцировался. [129] В хайдеггеровском понимании Гадамер нашел понятными мысли Платона об «истинном» или «ложном» удовольствии. Понимаемое таким образом удовольствие «истинно, поскольку в нем предполагается, что бытие доставляет удовольствие, а это доставляет удовольствие». Расположение удовольствия всегда «понимается, исходя из открытия существа, «в котором» оно получено». Платон рассматривает это «как способ познания мира». [130] Эта концепция удовольствия соответствовала взглядам самого Гадамера; вместе с Хайдеггером он предполагал, что аффекты представляют собой особый способ познания бытия, независимый от их связи с мнениями. [131] Более того, Гадамер приравнивал добро к прекрасному, «эстетизируя» тем самым платоновскую этику. Общение с Филебом , особенно с представленным в нем диалектическим пониманием, сыграло значительную роль в развитии философии Гадамера. [примечание 7]

Жак Деррида выбрал отрывок из «Филебуса» , где душа сравнивается с книгой, содержащей записи писца и изображения художника. [есть] в качестве отправной точки, когда он занялся писательством и мимесисом в своем эссе La double séance («Двойной сеанс»), которое является частью его опубликованной в 1972 году работы La dissémination . [132]

Примечания [ править ]

Пояснительные примечания [ править ]

  1. ^ Для ранней датировки см. Waterfield 1980 , стр. 270–305. Ledger 1989 , стр. 198f Thesleff 2009 , стр. 344–346.
  2. ^ См. также Mooradian 1995 , стр. 91–112; Бенардете, 1993 и стр. 186–189.
  3. ^ Относительно того, кто здесь имеется в виду, см. Schofield 1971 ; Брингманн 1972 , стр. 523–530; Фреде 1993 , стр. 268–271; Акерен 2003 , с. 267 примечание 304
  4. ^ В отношении неявного присутствия теории форм в « Филебусе » аргументируют, в частности, Moravcsik, 1979 и 81–104. ; Фарнкопф 1977 , стр. 202–207; Бенитес 1989 , стр. 3–6, 21–31, 39–42, 87–91, 129–132; Reale 1997 , стр. 358–361, 450–454; Мильори 1993 , стр. 75–84, 433 и далее, 450–457; Хэмптон 1990 , стр. 7–11, 14–21; Паренте 1996 , стр. 205–219. Противоположную позицию исповедует, среди прочих, Shiner 1974 , стр. 11, 30, 34–37 (осторожно; ср. Shiner 1979 , стр. 71–77; Dancy 1984 , стр. 160–193; Sayre 2005 , стр. 174–185, Телох 1981 , стр. 176–188;
  5. ^ Эрлер 2006 , с. 259 (осторожно соглашаюсь); Sayre 2005 , стр. 136–155 (согласие; критически с Hampton 1990 , стр. 98–101); Фреде, 1993 и стр. 403–417. (скептически); Бенитес 1989 , с. 59 (отказ); Мурутсу 2007 , с. 282 (отказ).
  6. ^ См. Berti 1996b и введение к комментарию Фичино редактора Аллена 1975 , стр. 1–22.
  7. О приеме Гадамера в Филебусе см. Gill & Renaud 2010 , стр. 9–20.

Номера страниц [ править ]

  1. ^ Платон, Филеб 16а – б
  2. ^ Платон, Филеб 11в, 26б.
  3. ^ Платон, Филеб 12б, 22в.
  4. ^ Платон, Филеб 19б.
  5. ^ Платон, Апология 20a – c;
  6. ^ Платон, Филеб 58a – b.
  7. ^ Аристотель, Физика 197b.
  8. ^ Платон, Филеб 11а–12б.
  9. ^ Платон, Филеб 12c–14b
  10. ^ Платон Филеб 14c–15a
  11. ^ Платон, Филеб 15а–16в.
  12. ^ Платон, Филеб 20b–23b
  13. ^ Платон, Филеб 23–27в.
  14. ^ Платон, Филеб 27c–31b.
  15. ^ Платон, Филеб 31b–32b
  16. ^ Платон, Филеб 32b–33c
  17. ^ Платон, Филеб 33c–35d.
  18. ^ Платон, Филеб 35d–37c
  19. ^ Платон, Филеб 37c–38a
  20. ^ Платон, Филеб 38а–41а.
  21. ^ Платон, Филеб 41a–42c.
  22. ^ Платон, Филеб 42c–44c
  23. ^ Платон, Филеб 44c–45e.
  24. ^ Платон, Филеб 45e–50d.
  25. ^ Платон, Филеб 50e–53c
  26. ^ Платон, Филеб 53–55 в.
  27. ^ Платон, Филеб 55c–57e.
  28. ^ Платон, Филеб 57e–59c
  29. ^ Платон, Филеб 59d–61a
  30. ^ Платон, Филеб 61а–64а.
  31. ^ Платон, Филеб 64а–65а.
  32. ^ Платон Филеб 65a–67b
  33. ^ Платон, Филеб 26d
  34. ^ Платон, Софист 254b–255e
  35. ^ Платон, Филеб 38e–39e

Цитаты [ править ]

  1. ^ Фридлендер 1969 , с. 306.
  2. ^ Шофилд 2009 , с. 419.
  3. ^ Эрлер 2006 , с. 253ф.
  4. ^ Нарси 2012 , стр. 713.
  5. ^ Фреде 1993 , стр. 385.
  6. ^ Эрлер 2006 , с. 254.
  7. ^ Уотерфилд 1980b .
  8. ^ Оксфорд, Бодлианская библиотека , Кларк 39 (= «Кодекс B» текстовой передачи Платона).
  9. ^ Корпус греческих и латинских философских папирусов (CPF) , Часть 1, Том 1***, Флоренция, 1999, стр. 285–289, 508–512.
  10. ^ Слезак 2004 , стр. 210–217.
  11. ^ Хакфорт 1958 , стр. 7ф.
  12. ^ Фреде 1993 , стр. 387–389.
  13. ^ Мурутсу 2007 , стр. 199f.
  14. ^ Тейлор 1972 , стр. 11f.
  15. ^ Гадамер 1986 , стр. 187.
  16. ^ Слезак 2004 , стр. 203 ф.
  17. ^ Фридлендер 1969 , стр. 288f.
  18. ^ Хакфорт 1958 , с. 6.
  19. ^ Гадамер 1986 , стр. 186f.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фреде 1993 , стр. 95.
  21. ^ Гуле 2012 .
  22. ^ Хакфорт 1958 , стр. 4–7.
  23. ^ Слезак 2004 , стр. 204–209.
  24. ^ Гвозди 2002 , с. 257.
  25. ^ Росс 1936 , с. 522.
  26. ^ Шлейермахер 1996 , с. 303.
  27. ^ Эрлер 2006 , с. 256.
  28. ^ Фреде 1993 , стр. 379f.
  29. ^ Серасуоло 1996 , стр. 173–190.
  30. ^ Бенардете 1993 , стр. 92–104.
  31. ^ Бенардете 1993 , стр. 105–110.
  32. ^ Лёр 1990 , стр. 12–21.
  33. ^ Лёр 1990 , стр. 22–69.
  34. ^ Мейнвальд 1996 , стр. 95–103.
  35. ^ Мунис и Рудебуш 2004 , стр. 394–405.
  36. ^ Хэмптон 1990 , стр. 21–23.
  37. ^ Мурутсу 2007 , стр. 204–222.
  38. ^ Лёр 1990 , стр. 69–100.
  39. ^ Баркер 1996 , стр. 146–161.
  40. ^ Бенардете 1993 , стр. 119–129.
  41. ^ Хэмптон 1990 , стр. 28–35.
  42. ^ Мурутсу 2007 , стр. 247–260.
  43. ^ Лёр 1990 , стр. 143–178, 188–193.
  44. ^ Мильори 1993 , стр. 104–123.
  45. ^ Фреде 1993 , стр. 146–169.
  46. ^ Шрамм 2007 , стр. 92–95.
  47. ^ Эрлер 2006 , стр. 369f.
  48. ^ Бенардете 1993 , стр. 130–137.
  49. ^ Фреде 1993 , стр. 169–184.
  50. ^ Бенардете 1993 , стр. 138–156.
  51. ^ Striker 1970 , стр. 41–76.
  52. ^ Фреде 1993 , стр. 184–211.
  53. ^ Фреде 1993 , стр. 13. Примечание 1.
  54. ^ Бенардете 1993 , стр. 157–165.
  55. ^ Фреде 1993 , стр. 211–221.
  56. ^ Шультесс 2000 , стр. 309–318.
  57. ^ Бенардете 1993 , стр. 198–208.
  58. ^ Бюттнер 2000 , стр. 96–100.
  59. ^ Хэмптон 1990 , стр. 64–67.
  60. ^ Бенардете 1993 , стр. 209–212.
  61. ^ Хэмптон 1990 , стр. 67–74.
  62. ^ Фреде 1993 , стр. 295–306.
  63. ^ Бенардете 1993 , стр. 213–216.
  64. ^ Фреде 1993 , стр. 306–318.
  65. ^ Купер 1977 .
  66. ^ Слезак 2004 , стр. 193–202.
  67. ^ Хэмптон 1990 , стр. 77–79.
  68. ^ Барбарич 2009 , стр. 99–112.
  69. ^ О функции разума и ее ранге в порядке ценности см. Бобонич 2002 , стр. 162–179.
  70. ^ Хэмптон 1990 , стр. 84–87.
  71. ^ Фреде 1993 , стр. 360–372.
  72. ^ Фреде 1993 , стр. 222f.
  73. ^ Эрлер 2006 , с. 259.
  74. ^ Моес 2000 , стр. 113–161.
  75. ^ Фреде 1993 , стр. 242–295.
  76. ^ Бенардете 1993 , стр. 175–186.
  77. ^ Рейнхард 1977 , стр. 1–18.
  78. ^ Гослинг и Тейлор 1982 , стр. 429–453.
  79. ^ Акерен 2003 , стр. 262–267.
  80. ^ Фолькманн-Шлюк 1999 , стр. 100–105.
  81. ^ Герсон 2003 , стр. 253–262.
  82. ^ Харт 2004 , стр. 113–130.
  83. ^ Муариан 1996 , стр. 93–112.
  84. ^ Хэмптон 1987 , стр. 253–262.
  85. ^ Туоццо 1996 , стр. 495–513.
  86. ^ Эрлер 2006 , с. 258.
  87. ^ Дэвис 1979 , стр. 129–132.
  88. ^ Striker 1970 , стр. 77–81.
  89. ^ Акерен 2003 , с. 259.
  90. ^ Хэмптон 1990 , стр. 49f..
  91. ^ Сэйр 2005 , стр. 134–136.
  92. ^ Телох 1981 , стр. 186–188.
  93. ^ Бенитес 1989 , стр. 6, 59–91.
  94. ^ Гослинг 1999 , стр. 43–59.
  95. ^ Мильори 1993 , стр. 450–457, 467–469.
  96. ^ Эрлер 2006 , стр. 258f..
  97. ^ Дэвидсон 2012 , стр. 13f.
  98. ^ Мильори 1993 , стр. 330, 466 ф., 486–499, 535–537.
  99. ^ Реале 1997 , стр. 355–369, 413–444.
  100. ^ Лиш 1995 , стр. 100–100. 76–79.
  101. ^ Хоффманн 1996 , стр. 158–167.
  102. ^ Мурутсу 2007 , стр. 200 и далее, 231–234, 282.
  103. ^ Берти 1996a , стр. 191–204.
  104. ^ Striker 1970 , стр. 45f..
  105. ^ Эрлер 2006 , с. 255.
  106. ^ Фреде 1993 , стр. 394–402.
  107. ^ Эрлер 2006 , стр. 258f.
  108. ^ Хоффманн 1996 , стр. 113–125, 135–167, 189–207.
  109. ^ Бенитес 1989 , стр. 99–108.
  110. ^ Дирльмайер 1983 , стр. 277, 499–501, 575f..
  111. ^ Фреде 1993 , стр. 418–426.
  112. ^ Теофраст, Фрагмент 556, изд. Уильям В. Фортенбо и др.: Теофраст Эресский. Источники его жизни, сочинений, мыслей и влияния , Vol. 2, Лейден 1992, с. 380 ф.
  113. ^ Дионисий Галикарнасский, Демосфен 23,4.
  114. ^ Диоген Лаэртский 3,57 ф.
  115. ^ См. Генрих Дорри, Матиас Балтес: Платонизм в древности , Vol. 4, Штутгарт-Бад-Каннштатт, 1996, с. 106–109, 372; Герд Ван Риель (редактор): Дамаскиус: комментарий к «Филебу» Платона , Париж, 2008 г., стр. XII–XVII. См. в основном на приеме Плутарха « Филеб» Ренато Лауренти: «Филеб у Плутарха» . В: Паоло Козенца (редактор): «Филеб» Платона и его наследие , Неаполь, 1996, с. 53–71.
  116. ^ Генрих Дёрри, Матиас Балтес: Платонизм в древности , Том 3, Штутгарт-Бад-Каннштатт, 1993, стр. 198.
  117. ^ Порфирий, Жизнь Плотина 20,41–43.
  118. ^ Генрих Дёрри, Матиас Балтес: Платонизм в древности , Том 3, Штутгарт-Бад-Каннштатт, 1993, стр. 198 и примечание 8.
  119. ^ Обзор предоставлен Домиником О'Мирой: Неоплатонические чтения Филебуса Платона . В: Моник Диксо (ред.): Перелом удовольствия , Vol. 2, Париж, 1999 г., с. 191–201. См. Герд Ван Риель (редактор): Дамаскиус: комментарий к «Филебу» Платона , Париж, 2008 г., стр. XXXII–LXVIII.
  120. ^ Герсон 2017 .
  121. ^ Пролегомены к философии Платона 26, изд. Леендерт Геррит Вестеринк: Пролегомены к философии Платона , Париж, 1990, с. 39.
  122. ^ Джон М. Диллон (редактор): Комментарий Ямвлиха Халкидского к диалогам Платона, фрагменты , Лейден 1973, стр. 100–105; ср. п. 257–263.
  123. ^ Дамасий, Жизнь Исидора 42.
  124. ^ Герд Ван Риель (редактор): Дамаскиус: Комментарий Платона к Филебу , Париж, 2008, стр. I f., CXXX–CLXVIII, CLXXVI–CLXXIX. См. о неоплатоническом комментарии к Филебу Генриху Дорри, Маттиас Балтес: Платонизм в древности , Vol. 3, Штутгарт-Бад-Каннштатт, 1993, с. 198 ф.
  125. ^ См. Герман Крингс: Бытие и материя . В: Хартмут Бухнер (ред.): Ф.В. Дж. Шеллинг: «Тимей» (1794) , Штутгарт-Бад-Каннштатт, 1994, стр. 115–155, здесь: 117–120, 123, 127 и далее, 140–142, 145; Михаэль Франц: Тюбингенские исследования Платона Шеллинга , Геттинген, 1996, стр. 258 и далее, 269–276, 279.
  126. ^ Пьер Гарнирон, Вальтер Йешке (ред.): Георг Вильгельм Фридрих Гегель: Лекции по истории философии , Часть 3, Гамбург, 1996, стр. 30 f.
  127. ^ Маркузе 1979 , стр. 263–265.
  128. ^ Гадамер 1991 .
  129. ^ Получил 2010 г. , стр. 27, 29–33.
  130. ^ Гадамер 1991 , стр. 118.
  131. ^ Меш 2010 , стр. 131f..
  132. ^ Деррида 1972 .

Ссылки [ править ]

Тексты и переводы [ править ]

Филеб
  • Перевод Джоуэтта на StandardEbooks
  • Бери, Роберт Г. (ред.). Филеб Платона . Издательство Кембриджского университета, 1897. Греческий текст, введение и примечания.
  • Греческий текст и параллельный английский перевод Фаулера в Персее
Переводы Филебуса с комментариями
  • Хакфорт, Реджинальд (1958) [1945]. Исследование Платона об удовольствии . Университетское издательство . Проверено 19 апреля 2024 г.
  • Дэвидсон, Дональд (10 сентября 2012 г.). «Филеб» Платона . Рутледж. ISBN  978-0-415-63225-6 . Проверено 19 апреля 2024 г.
  • Делькомминетт, Сильвен (2006). Филеб Платона: введение в платоновскую агатологию (на французском языке). Светить. ISBN  978-90-04-15026-3 . Проверено 18 апреля 2024 г.
  • Доротея Фреде: Филеб, Платон, в переводе, с введением и примечаниями. Hackett Publishing, Индианаполис, 1993. ISBN   978-0872201705
  • Сет Бенардете : Трагедия и комедия жизни. «Филеб» Платона. Издательство Чикагского университета, Чикаго/Лондон, 1993. ISBN   0-226-04239-1
Древние и средневековые комментарии с переводами

Современные вторичные источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 138fc581bdc0e4fdc317ead60426898b__1715302860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/8b/138fc581bdc0e4fdc317ead60426898b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Philebus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)