Ксантиппа

Ксантиппа ( / z æ n ˈ θ ɪ p i / ; греческий : Ξανθίππη [ksantʰíppɛː] ; эт. 5–4 века до н.э.) была древней афинянкой , женой Сократа и матерью их трех сыновей: Лампрокла , Софрониска и Менексена. . Вероятно, она была намного моложе Сократа, возможно, на целых 40 лет. [1]
Имя
[ редактировать ]Ксантиппа означает «желтая лошадь» от древнегреческого : ξανθός xanthos « блондинка » и ἵππος hippos « лошадь ». Ее — одно из многих греческих личных имен, связанных с лошадью (ср. Филипп «Друг лошадей», Гиппократ «Укротитель лошадей» и т. д.). Бегемоты в древнегреческом названии часто указывают на аристократическое наследие. [2]
Еще одной причиной думать, что семья Ксантиппы была социально известной, было то, что ее старшего сына назвали Лампроклом вместо «Софрониска» в честь отца Сократа Софрониска : древнегреческий обычай заключался в том, чтобы называть первого ребенка в честь более прославленного из двух дедушек. Считается, что отца Ксантиппы звали Лампрокл. Если бы он имел даже более прочное положение в афинской аристократии, чем отец Сократа, его имя было бы предпочтительным выбором для имени первенца. [3]
Характер
[ редактировать ]
Федоне Изображение Ксантиппы Платоном в « » предполагает, что она была преданной женой и матерью; [4] это единственное упоминание о ней в произведениях Платона. [5] Ксенофонт в своих «Мемориалах» изображает ее примерно в таком же свете. Однако он заставляет Лампрокла жаловаться на ее резкость. [6] Только в «Пире» Ксенофонта Сократ соглашается, что с ней (по словам Антисфена ) «тяжелее всего ладить из всех существующих женщин». [7] Тем не менее Сократ добавляет, что выбрал ее именно из-за ее склонности к спорам:
Это пример наездника, желающего стать опытным наездником: «Ни одно из ваших мягкоротых, послушных животных для меня», — говорит он; «Лошадь, которой я владею, должна проявить некоторый дух», без сомнения, полагая, что если он сможет управлять таким животным, ему будет достаточно легко справиться с любой другой лошадью, кроме него. И это только мой случай. Я хочу иметь дело с людьми, общаться с человеком вообще; отсюда мой выбор жены. Я прекрасно знаю, что если я смогу терпеть ее дух, я смогу легко привязать себя к любому другому человеку. [8]
Возможно, этот образ Ксантиппы возник у исторического Антисфена, одного из учеников Сократа, поскольку Ксенофонт изначально вкладывает в его уста этот взгляд. Элиан также изображает ее ревнивой землеройкой в своем описании эпизода, в котором она топчет ногами большой и красивый пирог, посланный Сократу Алкивиадом . [9] Диоген Лаэртий рассказывает и другие истории, связанные с предполагаемым плохим отношением Ксантиппы. [10]

Кажется, что изображение ее Ксенофонтом в его «Пире» оказало наибольшее влияние: Диоген Лаэртий, например, кажется, цитирует отрывок из «Пира» , хотя он не упоминает Ксенофонта по имени. [10] и термин «Ксантиппа» теперь стал обозначать любого назойливого и ругающегося человека, особенно сварливую жену.
Более поздние авторы, такие как Диоген Лаэртий, которые цитируют Аристотеля как самый ранний источник, говорят, что у Сократа была вторая жена по имени Мирто . [10] Плутарх рассказывает о подобной истории, сообщая, что она взята из произведения под названием « О добром рождении» , но выражает сомнение относительно того, была ли она написана Аристотелем. [11] В версии истории Плутарха Сократ, который уже был женат, просто заботился о финансовых проблемах Мирто, когда она стала вдовой, что не влечет за собой брак; других доказательств по этому поводу нет. [12]
Другой рассказ о Ксантиппе и Мирто дан в « , Аристоксена Жизни Сократа» написанной во второй половине четвертого века до нашей эры и которая, как утверждает Аристоксен, основана на рассказах его отца от первого лица. В нем утверждается, что Мирто была его законной женой, а Ксантиппа - его любовницей, чей ребенок стал законным. [13]
Неподтвержденный анекдот утверждает, что Ксантиппа однажды так разозлилась на своего мужа, что взяла ночной горшок и вылила его на голову Сократа, что, согласно легенде, философ принял с помощью аллегории: «После грома идет дождь».
Широко цитируемая цитата Сократа о Ксантиппе: «Во что бы то ни стало женись. Если ты найдешь себе хорошую жену, ты будешь счастлив навсегда; а если случайно ты получишь такой общий отговор, как моя Ксантиппа — почему тогда ты станешь философом». неправильно атрибутируется. [14]
Литературные ссылки
[ редактировать ]В » Уильяма Шекспира Петручио «Укрощении строптивой сравнивает Катерину «с Ксантиппой Сократа или еще хуже» в первом акте, сцена 2. ( Читать здесь )
Аддисон обсуждает супружество в The Spectator no. 482, от пятницы, 12 сентября 1712 г.:
Честный торговец, датирующий свое письмо Чипсайдом, шлет мне благодарность от имени клуба, который, по его словам, встречается так часто, как их жены дают им отпуск, и остаются вместе, пока их не отправят домой. Он сообщает мне, что моя статья принесла великое утешение всему их клубу, и желает, чтобы я дал дальнейший отчет о Сократе и познакомил их, в чье правление он жил, был ли он гражданином или придворным, похоронил ли он Ксантиппу.
Писатель Генри Филдинг так описывает проницательную миссис Партридж:
Кроме того, она была ярой последовательницей благородной секты, основанной в древности Ксантиппой; благодаря чему она стала в школе более грозной, чем ее муж; ибо, по правде говоря, он никогда не был хозяином ни там, ни где-либо еще, в ее присутствии.
... ибо она дольше оставалась в состоянии приветливости после того, как этот приступ ревности закончился, чем ее муж когда-либо прежде знал: и, если бы не несколько небольших упражнений, которые обязаны выполнять все последователи Ксантиппы ежедневно мистер Партридж наслаждался бы совершенным спокойствием в течение нескольких месяцев.
- История Тома Джонса, подкидыша , Книга II, Главы iii и iv.
Английская поэтесса викторианской эпохи Эми Леви написала драматический монолог «Ксантиппа». [15]
В своем стихотворении «Акростих» Эдгар Аллан По ссылается на нее, хотя он (предположительно намеренно) неправильно пишет ее имя и вместо этого пишет «Зантиппе».
Фрэнк Осбалдистон, рассказчик от первого лица в «Роб Рой» произведении сэра Вальтера Скотта (1817), записывает это событие: «Пока я дрожал, опасаясь, что громы их гнева растворятся в ливнях, подобных ливню Ксантиппы, сама миссис Флайтер проснулась и начала: тоном упрека, вполне приличествующим философской супруге Сократа, отругать одного или двух слоняющихся на ее кухне». (Книга 2, Глава 7)
В «Докторе Торне» Энтони Троллопа автор говорит о женах: «Возможно, здесь и там обитала Ксантиппа, но Имогену можно найти под каждым кустом».
Саломон Маймон упоминает женский «характер, похожий на Ксантиппу» в главе 10 своей автобиографии. («Одна вдова, прославившаяся своими выдающимися талантами, а также своим характером, подобным Ксантиппе, содержала трактир на окраине одного из предместий. У нее была дочь, которая не уступала ей ни в одном из вышеупомянутых качеств. , и который был ей незаменим в хозяйстве [...]».
В эпизоде 9 « Джеймса Джойса ( Улисса» « Сцилла и Харибда ») Джон Эглинтон спрашивает Стивена Дедала: «Какому полезному открытию Сократ научился от Ксантиппы?» [16]
В своем эссе «Дело о Ксантиппе» (1960) Роберт Грейвс предположил, что стереотип о Ксантиппе как о заблудшей землеройке является символом древней борьбы между мужественностью (рациональность, философия) и женственностью (интуиция, поэзия), и что подъем философии во времена Сократа привела к тому, что рациональность и научные поиски стали оказывать необоснованное доминирование над человеческой жизнью и культурой.
В «Академических граффити» (1971) поэт У. Х. Оден увековечил память Ксантиппы в клирихе :
Всякий раз, когда Ксантиппа
Не чувствовал себя слишком бодрым,
Она кричала на Сократа:
«Почему ты не Гиппократ?» [17]
В «Кентерберийских рассказах » Джеффри Чосера «Повесть о Вифе из Бата» говорится:
Ничто не забыло, что он наказан и горе.
У Сократа было две жены со своими женами;
Как каста Ксантиппа злится на него;
Этот лукавый человек сидел неподвижно, как и поступок;
Он вытер свое внимание, наморе дорсте, он сейн
Но «эээ, этот громоздкий отрезок, это правление». [18]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В «Кай детской книжной трилогии Генри Винтерфельда » греческого ученого и учителя по имени Ксантос ученики прозвали «Ксантиппом» (в честь Ксантиппы) из-за его очень требовательного и критического поведения.
- Ксантиппа играет довольно важную роль в пьесе Максвелла Андерсона 1951 года « Босиком в Афинах» . В телевизионной постановке Зала славы Hallmark 1966 года ее сыграла Джеральдин Пейдж вместе с Питером Устиновым в роли Сократа.
- В романе Синтии Озик 1997 года «Записки Путтермессера» Рут Путтермессер создает голема, который настаивает на том, чтобы его называли Ксантиппа.
- Вымышленный рассказ об отношениях Ксантиппы с ее мужем представлен в пьесе «Ксантиппа» британской писательницы и драматурга Деборы Фриман. Впервые «Ксантиппа» была поставлена в Театре Брокли Джека в Лондоне в 1999 году.
- Ксантиппа играет второстепенную роль в видеоигре Assassin's Creed: Odyssey 2018 года , в которой Сократ заявляет, что именно ее склонность к спорам привлекла его в ней, а не ее внешность.
- В телевизионном ситкоме « Неуязвимая Кимми Шмидт» падчерицу Жаклин Уайт зовут Ксантиппа Вурхис.
Почести
[ редактировать ]астероид 156 Ксантиппа В ее честь назван .
В 1995 году П. Наскрецкий и Р.К. Колвелл [19] дал отчество Ксантиппа роду цветочных клещей, населяющих цветки пальм рода Socratea и, вероятно, форезирующих на жуках, опыляющих пальмы.
Вид африканской белозубой землеройки был описан Уилфредом Хадсоном Осгудом в 1910 году как Crocidura xantippe, общее название « земройка Ксантиппы ».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Она, должно быть, была достаточно молода, чтобы родить троих детей, которых Платон описывает в своих трудах: В «Апологии 34d» сыновья описываются как довольно молодые: двое из них «дети», другой «парень»; в «Федоне» Платона 60а один из них достаточно мал, чтобы его можно было держать на руках матери. Оба диалога происходят, когда Сократу предположительно было 70 лет.
- ^ Аристофан , Облака 60–64 . Ксантипп , например, был отцом Перикла . Также гиппеи , буквально «всадники» или «рыцари», — название одного из высших социально-экономических классов Афин.
- ^ Джон Бёрнет 1911, Платон: Федон , с. 12.
- ^ Платон. Федона , 60а–б, 116б
- ↑ Ксантиппа упоминается в двух коротких апокрифических произведениях в литературе, традиционно приписываемых Платону, но обычно считающихся учеными недостоверными. Они встречаются в « Спокойствии» и «Эпиграммах» .
- ^ Ксенофонт, Памятные вещи , 2.2.7–9.
- ^ Ксенофонт, Симпозиум , 2.10
- ^ Ксенофонт, Симпозиум 17–19 [= 2.10]
- ^ Элиан, Различные истории. XI.12
- ^ Jump up to: а б с Диоген Лаэртий 2.36–37
- ^ Плутарх, Аристид xxvii. 3–4
- ^ Соответствующие цитаты Диогена и Плутарха см. в Полном собрании сочинений Аристотеля под редакцией Джонатана Барнса , том. 2, с. 2423.
- ^ Хаффман, Карл (2012). Аристоксен Тарентский . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN 978-1-315-08215-8 . OCLC 777330122 .
- ^ «Сократ — Викицитатник» .
- ^ «Ксантиппа и другие стихи» . Индиана.edu .
- ^ Улисс, Джеймс Джойс, с. 170. Издание Wordsworth Classics. Примечания к «Улиссу» Джеймса Джойса, Дону Гиффорду с Робертом Дж. Сейдманом, исправленному и расширенному изданию, University of California Press, 1988.
- ^ Оден, штат Вашингтон (1971). Академические граффити . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 60.
- ^ Чосер, Джеффри, с. 325. Современная библиотека Нью-Йорка, 1994 г.
- ^ Наскрецкий, П. и Р.К. Колвелл. 1995. Новый род и два новых вида Melicharini из Венесуэлы (Acari: Mesostigmata: Ascidae). Анналы Энтомологического общества Америки 88: 284–293.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Цитаты, связанные с Ксантиппой , в Wikiquote
СМИ, связанные с Ксантиппой, на Викискладе?