Теаги
Теаги ( греч . Θεαγις , также известный как «О мудрости: акушерство»). [1] ) — диалог, приписываемый Платону , с участием Демодока , Сократа и Теага. Ведутся споры по поводу его подлинности; [2] У.Р.М. Лэмб делает этот вывод, исходя из своего мнения о том, что эта работа неполноценна и несократична, но признает, что в древности она повсеместно считалась аутентичной. [3]
Предыстория [ править ]
В диалоге Демодок знакомит Сократа со своим сыном Теагом, который желает научиться «стать мудрым». В этом диалоге Сократ упоминает своего демона , внутренний голос, о котором он также упоминает в «Апологии» и других произведениях Платона.
Ссылка на Теага содержится в «Государстве» Платона (496b): [4] «Есть такие, кого удерживает узда нашего друга Теага; ибо все в жизни Теага сговорилось отвлечь его от философии».
«Феаг» 125e8–126a4 цитируется Ницше в «Воли к власти» Платона §958: «В «Теаге» написано: «Каждый из нас хотел бы быть господином над всеми людьми, если это возможно, и лучше всего над Богом». Такое отношение должно существовать снова» (перевод Вальтера Кауфмана ).
Краткое содержание [ править ]
Демодок встречает Сократа возле Стои Зевса и просит его совета относительно своего сына Теага, который желает «стать мудрым» ( sophos ), что Демодок считает опасным. Сократ предлагает ему поговорить непосредственно с Теагом, который случайно присутствует, отметив, что у мальчика «святое звучащее» имя (Теаг, θεός+άγω , означает «ведомый богом»).
Сократ спрашивает Теага, какой именно специальностью является мудрость, и мальчик отвечает, что это способность управлять людьми (123e). Сократ предполагает Теагу, что искусство, которое он ищет, - это искусство деспота, тирана (τύραννος) в оригинальном тексте (124e), слово, которое в древнегреческом языке означало самодержца, а не жестокого угнетателя, как сегодня. [5] Сократ продолжает говорить Теагам, что этому, как и всем другим искусствам, можно научиться, общаясь с теми, кто им занимается, то есть в данном случае с деспотами. Теаг добавляет, что он желает править не силой, как некоторые тираны, а путем согласия (126а), а Сократ, придерживаясь своей первоначальной позиции, предполагает, что кто-то вроде Перикла наиболее подходящим был бы . Однако Теаг отвечает, что он действительно слышал, как Сократ говорил, что даже Перикл не смог сделать своего ученика добродетельным (что действительно было записано в диалоге Протагора (320a-b)).
Наконец, Теаг предполагает, что, как ходят слухи, сам Сократ мог бы быть лучшим из учителей, если бы он взял его своим учеником. Сократ начинает с рассказа Теагу о своем демоне , духе-руководителе, голос которого он слышит с детства, всегда говорящем ему, чего ему не следует делать, а не что ему следует. Он продолжает приводить примеры «пророчеств», которые он сделал с помощью этого духа, и поэтому должен серьезно отнестись к своему предупреждению. Теаг предполагает, что он мог бы начать как ученик Сократа, и если демон не согласен, они могут прекратить его опеку, в противном случае – продолжить. Сократ соглашается.
Ссылки [ править ]
- ^ Платон; Фаулер, Гарольд Норт; Лэмб, WRM (Уолтер Рэнджли Мейтленд); Бери, Роберт Грегг (1914). Платон с английским переводом . Пратт – Университет Торонто. Лондон: Хайнеманн; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Ричард Краут, в «Кембриджском спутнике Платона» (Кембридж: Cambridge University Press, 1992), 35.
- ^ Лэмб, Введение в Theages , в Платоне XII (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1927).
- ^ «Платон, Республика, книга 6, раздел 496б» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Сансоне, Дэвид. Древнегреческая цивилизация (John Wiley & Sons, 31 октября 2016 г.), стр. 96.
Дальнейшее чтение [ править ]
Первоисточники [ править ]
- Марк Джоял, Платонические теаги: введение, комментарии и критическое издание, Ф. Штайнер (2000)
Вторичные источники [ править ]
- Сет Габриэлито Бенардете, Даймонион Сократа: исследование «Теагов» Платона, магистерская диссертация, Чикагский университет (1953)
- Уильям С. Кобб, «Теаги Платона», Ancient Philosophy , 12.2 (1992), стр. 267–284.
- Марк Джойал, «Проблемы и интерпретации платоновских теаг», Wiener Studien , Vol. 129 (2016), стр. 93-154.
- Марк Джоял, «Папирусы «Теаги», Журнал папирологии и эпиграфики , том 139 (2002), стр. 43-45.
- Марк Джоял, «Заметки о [Платоне], «Теагах», « Мнемозина » , четвертая серия, Том. 44, Фаск. 3/4 (1991), стр. 419-425.
- Курт Лампе, «Рациональность, Эрос и демоническое влияние в платонических «Теагах» и Академии полемо и ящиков», Американский филологический журнал , Vol. 134, № 3 (осень 2013), стр. 383-424.
- Джон М. Рист, «Плотин и «Даймонион» Сократа», Phoenix, Vol. 17, № 1 (весна 1963 г.), стр. 13-24.
Внешние ссылки [ править ]
- Работы, связанные с Теагами , в Wikisource
- Текст на греческом языке в формате HTML доступен через интерактивный греческий язык.
- Перевод текста доступен через Perseus Project.
- Классическая библиотека Леба, греко-английское издание, автор WRM Lamb, Archive.org.
- Бесплатная общедоступная аудиокнига «Теаги» в переводе Джорджа Берджеса
- Аудиокнига «Апокриф», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox . Джордж Берджес , переводчик (1855).