Кольцо Гигеса
Кольцо Гигеса / ˈ dʒ aɪ ˌ dʒ iː z / ( древнегреческий : , Daktúlios Gúgou Аттическое греческое произношение: [ˈɡyːˌɡoː dakˈtylios] ) — гипотетическое магическое кольцо , упомянутое философом Платоном во второй книге его «Государства» (2:359a–2:360d). [1] Он дает своему владельцу возможность становиться невидимым по своему желанию. На примере кольца в этом разделе « Республики» рассматривается, будет ли, тем не менее, действовать справедливо разумный, умный человек, которому не нужно бояться негативных последствий за совершение несправедливости.
Легенды [ править ]
Гигес Лидийский — исторический царь, основатель династии Мермнад лидийских царей . Различные древние произведения, наиболее известными из которых являются «Истории Геродота ». [2] — дал разные версии обстоятельств своего прихода к власти. [3] , сходятся во мнении, что первоначально он был подчинённым лидийского царя , Кандавла Все, однако что он убил Кандавла и захватил трон, и что он либо соблазнил царицу Кандавла, прежде чем убить его, либо женился на ней впоследствии, либо и то, и другое.
В пересказе мифа Главконом ( старшим братом Платона, персонажем «Республики»), неназванным предком Гигеса [4] [5] был пастухом на службе у царя Лидии. После землетрясения на склоне горы, где он пас свое стадо, открылась пропасть. Войдя в пропасть, он обнаружил, что на самом деле это была могила с бронзовой лошадью, в которой находился труп , больший, чем у человека, который носил золотое кольцо , которое он затем положил в карман. Он обнаружил, что, регулируя кольцо, он обретает силу невидимости. Затем он договорился стать одним из посланников короля относительно статуса стада. Прибыв во дворец, он использовал свою новую силу невидимости, чтобы соблазнить королеву, с ее помощью убить короля и самому стать королем Лидии.
Роль легенды в Republic [ править ]
В «Республике» история о кольце Гигеса описана персонажем Главкона, брата Платона. Главкон спрашивает, может ли какой-нибудь человек быть настолько добродетельным , чтобы устоять перед искушением убить, ограбить, изнасиловать или вообще совершить несправедливость по отношению к тому, кому он пожелает, если бы он мог сделать это, оставаясь незамеченным. Главкон хочет, чтобы Сократ утверждал, что нам полезно быть справедливыми, независимо от каких-либо забот о нашей репутации.
Главкон утверждает:
Предположим теперь, что таких магических колец было два, и праведник надел одно из них, а неправедный — другое; нельзя представить себе человека настолько железной натуры, чтобы он твердо стоял на страже справедливости. Ни один человек не станет держать руки подальше от того, что ему не принадлежит, если он может безопасно взять с рынка то, что ему нравится, или зайти в дома и лечь с кем угодно, или убить или освободить из тюрьмы кого пожелает, и в во всех отношениях будь подобен богу среди людей.
Тогда действия праведных были бы подобны действиям неправедных; они оба в конце концов пришли бы к одной и той же точке. И это мы можем с полным основанием утверждать как великое доказательство того, что человек справедлив, но не по своей воле или потому, что он думает, что справедливость полезна для него лично, а по необходимости, ибо где бы кто-нибудь ни думал, что он может безопасно быть несправедливым, там он несправедливо.
Ибо все люди в глубине души верят, что несправедливость гораздо полезнее для человека, чем справедливость, и тот, кто рассуждает так, как я предполагал, скажет, что они правы. Если бы вы могли себе представить, чтобы кто-нибудь получил эту способность становиться невидимым и никогда не делать ничего плохого и не прикасаться к чужому, то зрители сочли бы его самым жалким идиотом, хотя они и хвалили бы его друг другу в лицо. и соблюдайте приличия друг перед другом из страха, что и они могут пострадать от несправедливости.
- Платон, Республика , 360b – d ( Джоуэтта перевод )
Хотя его ответ на вызов Главкона задерживается, Сократ в конечном итоге утверждает, что справедливость не проистекает из этой социальной конструкции: человек, злоупотребивший силой Кольца Гигеса, фактически поработил себя своим аппетитам, в то время как человек, который решил не использовать он сохраняет разумный контроль над собой и поэтому счастлив (Республика 10:612b).
влияния Культурные
- Цицерон пересказывает историю Гигеса в «De Officiis», чтобы проиллюстрировать свой тезис о том, что мудрый или хороший человек основывает решения на страхе моральной деградации, а не на наказании или негативных последствиях. Далее Цицерон обсуждает роль мысленных экспериментов в философии. Гипотетическая ситуация, о которой идет речь, — это полный иммунитет от наказания, подобного тому, которое предоставил Гигесу его кольцо. [6]
- Дж. Р. Р. Толкин был знаком с мифом Платона. [7] и, возможно, прочитал часть оригинального текста рассказа на древнегреческом языке ; [8] басня повлияла на написание им литературного шедевра «Властелин колец» . [9] [10] [11] [12] [13] [14]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Лэрд, А. (2001). «Звуки изменений в Гигесе: философия и формирование художественной литературы в республике Платона». Журнал эллинистических исследований . 121 : 12–29. дои : 10.2307/631825 . JSTOR 631825 . S2CID 170951759 .
- ^ Геродот 1.7–13.
- ^ Смит, Кирби Флауэр (1902). «Сказка о Гиге и царе Лидии». Американский журнал филологии . 23 (4): 361–387. дои : 10.2307/288700 . JSTOR 288700 .
- ^ Платон. «Республика» (на древнегреческом). Раздел 359д.
[Мужу] предка Лидоса
- ^ Платон (1969). «Республика» . Перевод Пола Шори. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета. Книга 10, раздел 612б. Сократ называет это кольцо «кольцом Гигеса» ( τὸν Γύγου δακτύλιον ). По этой причине рассказ называется просто «Кольцо Гигеса».
- ^ Де Официи 3.38–39
- ^ Вуд, Ральф К. (2003). Евангелие от Толкина . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 68. ИСБН 978-0-664-23466-9 .
- ^ Надь, Гергели (2007). Драут, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Тейлор и Фрэнсис . п. 513. ИСБН 978-0-415-96942-0 .
- ^ Уэст, Ричард К. (27 августа 2003 г.), Ченс, Джейн (ред.), «Миф реального мира во вторичном мире: мифологические аспекты в истории Берена и Лютиэн» , Толкин Медеевист , Рутледж , стр. 263–264, ISBN 978-1-134-43971-3 , получено 11 января 2024 г. ,
Ситуация полна отголосков из других традиционных сказок: [...] Кольцо Гигеса в Республике Платона.
- ^ Крифт, Питер (03 сентября 2009 г.). Философия Толкина: мировоззрение «Властелина колец» . Игнатиус Пресс. п. 183. ИСБН 978-1-68149-531-6 .
Подобно тому, как Платон использовал Кольцо, чтобы противопоставить Гигеса Сократу, Толкин использует то же Кольцо, чтобы противопоставить Голлума [...]
- ^ Корпуа, Юрки (10 мая 2021 г.). Мифопоэтический кодекс Толкина: христианско-платоническое прочтение Легендариума . МакФарланд . п. 159. ИСБН 978-1-4766-7288-5 .
[...] Толкиновский миф о кольце – это платоновский миф о Гиге из Республики, [...]
- ^ Дэй, Дэвид (08 октября 2019 г.). Энциклопедия Толкина: история и мифология, вдохновившая мир Толкина . Саймон и Шустер . стр. 302, 180–181. ISBN 978-1-64517-009-9 .
«Платон оказал чрезвычайное влияние на мифопоэтический подход Толкина к литературе […]» (стр. 302), «[...] как в случае с Гигом [...]» (стр. 181)
- ^ Комсток, Гэри (3 января 2013 г.). Исследовательская этика: философское руководство по ответственному проведению исследований . Издательство Кембриджского университета . п. 62. ИСБН 978-1-139-61884-7 .
«[...] мифическое золотое кольцо Гигеса. [...] Да, это то же самое кольцо, которое мы видим во « Властелине колец» Толкиена [...]
- ^ Роджерс, Бретт М.; Стивенс, Бенджамин Элдон (2017). Классические традиции в современном фэнтези . Издательство Оксфордского университета . п. 129. ИСБН 978-0-19-061006-7 .
Кольцо сравнивали с Гигесом [...]'
Внешние ссылки [ править ]
- Платон, Республика , Книга 2, перевод Бенджамина Джоуэтта (1892 г.).
- Анализ «Кольца Гига» Бернара Сюзанны (1996).