Jump to content

Проклятая табличка

Проклятая табличка Эйгьера

Табличка с проклятиями ( лат . tabella defixionis, defixio ; греч . κατάδεσμος , латинизированная : katadesmos ) — небольшая табличка с проклятием написанным на ней из греко-римского мира . Его название произошло от греческого и латинского слов, означающих «пронзить». [1] и «связать». Таблички использовались, чтобы попросить богов, духов или умершего совершить действие над человеком или предметом или иным образом понудить субъекта проклятия.

Описание

[ редактировать ]
Одна из 130 табличек с проклятиями Бата . Надпись на британской латыни переводится как: «Пусть тот, кто унес у меня Вильбию, станет жидким, как вода. Пусть она, так непристойно пожиравшая ее, станет немой». [2]

Таблички с проклятиями обычно представляют собой очень тонкие листы свинца , на которых мелкими буквами нацарапан текст. Затем их часто скатывали, складывали или прокалывали гвоздями, а затем таблички обычно помещали под землю: либо закапывали в могилы или гробницы, бросали в колодцы или бассейны, изолировали в подземных святилищах или прибивали к стенам храмов. Таблетки также использовались для приворотных заклинаний, и при таком использовании их помещали в дом желаемой цели. [3] Иногда их обнаруживают вместе с маленькими куклами или фигурками (иногда ошибочно называемыми « куклами вуду »). [4] ), который также можно проткнуть гвоздями. Фигурки напоминали мишени, у них часто были связаны ноги и руки. [5] Таблички с проклятиями также включали волосы или предметы одежды. Это рассматривалось как способ придать им силы за счет включения центральной сущности (греч. Усия ) человека. Особенно это касается приворотов, которые призывают «волосы с головы любовника». Некоторые любовные заклинания были даже обнаружены «свернутыми вокруг волос», вероятно, для того, чтобы связать само заклинание. [6] «Не на всех табличках было указано личное имя, но очевидно, особенно в римский период, что таблички иногда готовились заранее, оставляя место для вставки имен, предоставленных платящими клиентами». [7] Ритуалы проклятия также могли включать в себя физические связывающие жесты и устные элементы. [8]

Тексты на табличках с проклятиями обычно адресованы инфернальным или пограничным богам, таким как Плутон , Харон , Геката и Персефона , иногда через посредничество мертвого человека (вероятно, трупа, в могилу которого была помещена табличка). Однако некоторые тексты не взывают к богам, а просто перечисляют цели проклятия, преступления или условия, при которых проклятие действует, и/или предполагаемое зло, которое их постигнет. На некоторых табличках написаны только имена целей, что позволяет предположить, что создание проклятия могло сопровождаться устным заклинанием. [9] Тексты на табличках не всегда были ругательствами; Таблетки также использовались для помощи мертвым. Те, на чьи могилы они были помещены, обычно умирали в очень молодом возрасте или насильственно, и предполагалось, что табличка поможет упокоить их души, несмотря на их безвременную смерть. [10] Язык тех текстов, которые дают контекст, часто связан с правосудием: либо очень подробно перечисляя преступления объекта, либо передавая ответственность за их наказание богам, либо используя неопределенную грамматику. Часто на таких табличках с проклятиями также пишутся дополнительные, бессмысленные «проклятые» слова, такие как Базагра , Беску или Беребеску , по-видимому, для того, чтобы придать им своего рода сверхъестественную эффективность.

Табличка с проклятиями найдена в Лондоне. Надпись гласит: «Я проклинаю Трецию Марию и ее жизнь, и разум, и память, и печень, и легкие, смешанные вместе, и ее слова, мысли и память; таким образом, пусть она не сможет говорить о том, что сокрыто, и не сможет». (перевод: Британский музей)

Многие из тех, кого обнаружили в Афинах, ссылаются на судебные дела и проклинают противостоящую сторону, прося («Пусть он...»), чтобы он испортил свое выступление в суде, забыл свои слова, закружился и так далее. Другие включают эротические связывающие заклинания и заклинания, направленные против воров, а также деловых и спортивных соперников. Эти таблички с проклятиями, предназначенные для воров или других преступников, возможно, были более публичными и более приемлемыми; некоторые учёные даже отказываются применять слово «проклятие» к таким «положительным» текстам, предпочитая таким выражениям, как «судебные молитвы». [11]

В 1979/1980 году таблички с проклятиями Бата были найдены на месте Аква Сулис (ныне Бат в Англии). [12] Все, кроме одной, из 130 табличек касались возвращения украденного имущества. [13] Более 80 подобных табличек были обнаружены внутри и вокруг развалин храма Меркурия неподалеку, в Вест-Хилле, Улей . [14] что сделало юго-запад Британии одним из главных центров находок латинских определений .

В Древнем Египте появляются так называемые « Тексты проклятий примерно во времена 12-й династии » , в которых перечисляются имена врагов, написанные на глиняных статуэтках или глиняных изделиях, которые затем были разбиты и закопаны под строящимся зданием (так что их символически «задушили»). "), или на кладбище. [15]

Мистические голоса

[ редактировать ]
Римская табличка с проклятиями с voces mysticae на греческом языке. Имя цели, Кай Юлий Виатор, было добавлено на латыни. Найден в Тонгерене (Бельгия), 70-100 гг. н.э., Галло-Римский музей (Тонгерен) .

Voces mysticae — это слова, которые не сразу можно распознать как принадлежащие какому-либо известному языку. [16] и обычно ассоциируются с табличками проклятий. В 1968 году антрополог Стэнли Дж. Тамбия предположил, что такие слова должны были обозначать «язык, который могут понимать демоны». [16]

Ученые древности, такие как христианский философ Климент Александрийский (ок. 200 г. н.э.), считали, что человеческий язык не подходит для обращения к богам. [17] Поэтому некоторые надписи на этих табличках с проклятиями нелегко перевести, потому что это были «заклинания и тайные имена», которые могли быть поняты только самими духами. [17] Другая возможность заключается в том, что таблички с проклятиями были изготовлены профессионалами, которые хотели придать своему искусству некоторую степень загадочности за счет использования очевидно секретного языка, который могли понять только они. [17] В подтверждение этой теории, по крайней мере, на некоторых планшетах вместо имени цели имеются пробелы, что позволяет предположить, что они были подготовлены заранее и что имя желаемой цели будет добавлено от имени клиента. [17]

Элемент мистики придавался разными способами наряду с voces mysticae. Как профессионалы, так и непрофессионалы будут использовать палиндромы , а также бустрофедон . Изображения и характеристики придавали табличкам еще большую привлекательность, и иногда для передачи определенного тона использовались и повторно использовались определенные формулы. Также были частые призывы к египетским богам и богиням, архангелам и другим библейским персонажам в результате синкретизма , который со временем возникал по всему Средиземноморью.

Историография

[ редактировать ]

Греко-римское общество верило в использование магии для управления миром природы. [18] Эта практика была распространена среди всех членов общества, независимо от их экономического или социального статуса. Было обнаружено около 1600 табличек с проклятиями, большинство из которых написаны на греческом языке. Примечательно, что 220 таких табличек были найдены в Аттике . [19]

Первый набор табличек с проклятиями был обнаружен в городе Селинус на Сицилии . Всего было найдено двадцать две таблички, в основном датированные началом пятого века, и адресованные кому-то, против кого пользователь подал в суд. [20] Хотя древние греки, возможно, опасались силы этих табличек, некоторые историки [ ВОЗ? ] сравнили таблички с современными ругательствами , утверждая, что они были созданы в порыве гнева, из зависти к деловому конкуренту или спортивному сопернику или из-за нездоровой одержимости человеком, имеющим романтический интерес.

Когда впервые начались исследования по теме табличек с проклятиями, существовало серьезное сомнение в том, что эти типы артефактов действительно пришли из древнегреческого общества. [21] Э. Р. Доддс , профессор греческого языка в Оксфорде , был одним из первых ученых, начавших изучать тему магии или суеверий в Древней Греции. [21] и другие, такие как Питер Грин, также изучали этот аспект древнегреческого общества.

Эротическая магия

[ редактировать ]

Использование эротических проклятий стало особенно популярным в эллинистический период истории Средиземноморья. Ученые обсуждают возможные мотивы использования эротической магии , включая безответную любовь, сексуальный контроль над намеченной целью, финансовую выгоду и социальное продвижение. Используемые любовные заклинания были схожи по конструкции во всем Средиземноморье. [22] и может быть адаптирован к различным ситуациям, пользователям и предполагаемым жертвам. Одним из примечательных типов проклятий было «Диакопай», разделяющее заклинание, предназначенное для того, чтобы отогнать соперников, сделав их отталкивающими. Другим типом проклятия было «Агогай», заклинание, призванное привязать цель к себе. Недавние исследования показали, что женщины использовали таблетки с проклятиями для эротической магии гораздо чаще, чем первоначально предполагалось, хотя их все еще было меньшинство. [ нужна ссылка ]

Также ведутся споры о типе женщин, которых мужчины пытались привлечь с помощью этих заклинаний. Некоторые ученые разделяют идею о том, что мужчины пытаются сделать справедливых и целомудренных женщин полными желания к ним, в то время как другие утверждают, что мужчины пытались контролировать женщин, которых они считали сексуально активными, ради своей личной выгоды. [23] Кристофер А. Фараон считал, что заклинания делятся на две отдельные категории; заклинания, используемые для пробуждения страсти, и заклинания, используемые для поощрения привязанности. [24] Мужчины, по словам Фараоне, были основными пользователями заклинаний, вызывающих страсть, а женщины были основными пользователями заклинаний привязанности.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Оксфордский латинский словарь . 1968. с. 500.
  2. ^ Дворецкий, Эсти (2007). Досуг, удовольствие и лечение: курортная культура и медицина в древнем Восточном Средиземноморье . БРИЛЛ. п. 103 . ISBN  978-9004156814 .
  3. ^ Гагер 1992 , с. 18.
  4. ^ Фараоне 1991 , с. 4.
  5. ^ Гагер 1992 , с. 15.
  6. ^ Гагер 1992 , стр. 16–7.
  7. ^ Гагер 1992 , с. 14.
  8. ^ Маккай, Стюарт (2016). «Обезумевший, истощенный, сожранный или проклятый? Важность индивидуального творчества в римском проклятии». В Мандичсе, MJ; Деррик, Ти Джей; Гонсалес Санчес, С.; Савани, Г.; Зампиери, Э. (ред.). Материалы двадцать пятой ежегодной конференции по теоретической римской археологии . Конференция по теоретической римской археологии . стр. 15–27. дои : 10.16995/TRAC2015_15_27 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите ) Значок открытого доступа
  9. ^ Огден 1999 , с. ххх.
  10. ^ Гагер 1992 , с. 19.
  11. ^ Ускоренное 1991 г.
  12. ^ Гордон, Ричард; Саймон, Франсиско Марко (2010). Магическая практика на Латинском Западе . БРИЛЛ. п. 15 . ISBN  9789004179042 .
  13. ^ Флинт, Валери; и др. (1998). Колдовство и магия в Европе: Древняя Греция и Рим Том 2 . Академик Блумсбери. стр. 37–38. ISBN  0485891026 .
  14. ^ Таблички с проклятиями из Римской Британии , Великобритания : Оксфорд , получено 25 декабря 2006 г.
  15. ^ Уинстон, Алан, Церемония закладки древнеегипетских религиозных зданий , Тур по Египту , получено 17 июня 2007 г.
  16. ^ Jump up to: а б Гагер 1992 , с. 9.
  17. ^ Jump up to: а б с д Гагер 1992 , с. 10.
  18. ^ см. Грин, Питер. п. 46
  19. ^ см. Анкаралоо, Бенгт. стр.3
  20. ^ см. Анкаралоо, Бенгт. п. ???
  21. ^ Jump up to: а б см. Грин, Питер. п. 44
  22. ^ См. Дики, Мэтью В., стр. 565
  23. ^ см. Дики, Мэтью В. стр. 568
  24. ^ См. Фараон, Калифорния, стр. ix

Библиография

[ редактировать ]
  • Адам, I (2001), Таблетки проклятий , 250x, заархивировано из оригинала (эссе) 26 января 2010 г. , получено 10 декабря 2009 г.
  • Адамс, Джефф В. (2006), «Социальные и культурные последствия табличек с проклятиями [ defixiones ] в Британии и на континенте» , Studia Humaniora Tartuensia , 7.A.5: 1–15 .
  • Анкарлоо, Бенгт и Стюарт Кларк (1999), Колдовство и магия в Европе, Том 2: Древняя Греция и Рим , Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета .
  • Одоллент, А. (1904), Defixionum tabellae , Париж. Номер руководства . 756
  • Бейкер, К. (2003), «Греко-римские проклятия: таблички с проклятиями», История магии.
  • Дики, Мэтью В. «Кто практиковал любовную магию в древности и в позднеримском мире?» The Classical Quarterly 50 (2000): 563–83.
  • Эйдинов, Э., Оракулы, проклятия и риск среди древних греков , Оксфорд: Oxford University Press, 2007.
  • Фараоне, Кристофер А. (1991), «Агонистический контекст ранних греческих связывающих заклинаний», в Фараоне, Кристофер А.; Оббинк, Дирк (ред.), Магика Иера: древнегреческая магия и религия , Oxford University Press, стр. 3–32 .
  • ——— (1999), Древнегреческая любовная магия , Кембридж, Массачусетс и Лондон: Издательство Гарвардского университета .
  • Гейгер, Джон Дж., изд. (1992), Таблички с проклятиями и связывающие заклинания из древнего мира , Нью-Йорк: Oxford University Press .
  • Граф, Фриц. «Религия римлян: Введение; Магия в римском мире: язычники, евреи и христиане». Журнал религии 83 (2003): 496–9.
  • Джордан, Дэвид Р. (2002), «Remedium amoris: Проклятие Кумы в Британском музее», Ancient Journeys: Festschrift for Eugene Lane (PDF) , получено 25 декабря 2006 г.
  • ——— (1975), «Проклятая табличка из колодца на Афинской Агоре», ZPE , 19 : 245 .
  • ——— (1985), «Обзор греческих дефиксионов, не включенных в специальную корпус», GRBS , 26 : 151–97 .
  • Котанский, Рой, Греческие магические амулеты: золотые, серебряные, медные и бронзовые ламели с надписями (Часть I: Опубликованные тексты известного происхождения), Papyrologica Coloniensia 22/1, Opladen: Westdeutscher Verlag, 1994.
  • Кропп, Амина (2008). Defixiones: текущий корпус латинских табличек с проклятиями: dfx . Шпейер, Германия: Издатель Potato Print Кай Бродерсон. ISBN  978-3-939526-02-5 . Содержит латинские тексты всех известных разборчивых табличек с проклятиями по состоянию на 2008 год со ссылками на каждую.
  • Огден, Дэниел (1999), «Связывающие заклинания: таблички с проклятиями и куклы вуду в греческом и римском мирах», в Анкарлоо, Бенгт; Кларк, Стюарт (ред.), «Колдовство и магия в Европе: Древняя Греция и Рим» , Филадельфия: University of Pennsylvania Press, стр. 3–90 .
  • ——— (2000), «Гендерная магия», The Classical Review , 50 (2): 476–78, doi : 10.1093/cr/50.2.476 .
  • Томлин, Роджер (1988), Tabellae Sulis: таблички из олова и свинца с римскими надписями из священного источника в Бате , Оксфорд.
  • Томлин, Роджер (2005), Таблички с проклятиями римской Британии и др., Оксфорд, Англия , Великобритания : Оксфордский университет .
  • Верснель, Хенк (1991), «За пределами проклятия: обращение к правосудию в судебных молитвах», в Фараоне, Кристофер А.; Оббинк, Дирк (ред.), Магика Иера: древнегреческая магия и религия , Oxford University Press, стр. 60–106.
  • Вюнш, Р. изд. (1897), Defixionum tabella , Берлин. ИГ iii.3 Приложение.
  • Дополнительная библиография по проклятию , Великобритания : RDG, заархивировано из оригинала 15 августа 2004 г. (неактивный сайт, ссылка на Интернет-архив)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f8ebd975dc7be9e41908153af8e0f61a__1716135900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/1a/f8ebd975dc7be9e41908153af8e0f61a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Curse tablet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)