Jump to content

Бустрофедон

Пример бустрофедона на английском языке, который использовался в надписях Древней Греции (строки 2 и 4 читаются справа налево).

Бустрофедон ( / ˌ b st r ə ˈ f d ən / [1] ) — это стиль письма, при котором чередующиеся строки меняются местами, а буквы также пишутся наоборот, зеркально. В этом отличие от современных европейских языков, где строки всегда начинаются с одной стороны, обычно слева.

Оригинальный термин происходит от древнегреческого : βουστροφηδόν , boustropedón , составного слова βοῦς , bous , «бык»; στροφή , строфа , «поворот»; и наречий суффикс — δόν , — dón , «подобно, на манер» — то есть «как вол поворачивается [при пахоте]». [2] Чаще всего это встречается в древних рукописях и других надписях . Это был распространенный способ письма на камне в Древней Греции . [3] становится все менее популярным на протяжении эллинистического периода . Многие древние письменности, такие как этрусское , сафаитское и сабейское , часто или даже обычно писались бустрофедоном.

Надпись Форума (одна из старейших известных латинских надписей) написана бустрофедоном, хотя и нерегулярно: при чтении сверху вниз строки 1, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 16 идут справа налево; строки 2, 4, 6, 8, 10, 13 и 15 слева направо; 8, 9 и 16 перевернуты. (Из тирады Доменико Компаретти .)

Обратный бустрофедон

[ редактировать ]
Схема обратного текста бустрофедона в стиле ронгоронго, но с использованием латинского алфавита.
Табличка Ронгоронго с выделением нескольких симметричных символов при повороте на 180 ° ( обратный бустрофедон )

На деревянных досках и других резных артефактах Рапа-Нуи также имеется бустрофедоническое письмо под названием Ронгоронго , которое остается нерасшифрованным. В Ронгоронго текст в чередующихся строках был повёрнут на 180 градусов, а не зеркально отображен; это называется обратным бустрофедоном. [4]

Читатель начинает с нижнего левого угла планшета, читает строку слева направо, затем поворачивает планшет на 180 градусов, чтобы снова продолжить чтение следующей строки слева направо. При чтении одной строки строки выше и ниже нее кажутся перевернутыми. Однако письмо продолжается на второй стороне планшета в том месте, где оно заканчивается на первой, поэтому, если на первой стороне нечетное количество строк, вторая будет начинаться в верхнем левом углу, а направление запись сдвигов сверху вниз. Таблички и посохи большего размера можно было читать, не переворачивая, если бы читатель мог читать в перевернутом виде.

Венгерский фольклорист Себастьен Дьюла [ ху ] венгерские ровас-палочки старовенгерского письма (1864–1946) пишет, что древнее письмо бустрофедона напоминает то, как пастухи изготавливали . Вырубщик держал деревянную палку в левой руке и разрезал буквы правой рукой справа налево. Когда первая сторона была готова, они переворачивали палку вертикально и начинали делать надрезы на противоположной стороне таким же образом. При горизонтальном разворачивании (как в случае с высеченными на камне надписями на бустрофедонах) конечным результатом является письмо, которое начинается справа налево и продолжается слева направо в следующем ряду с перевернутыми буквами. Себастьен предполагает, что древние письмена бустрофедонов были скопированы с таких деревянных палочек с вырезанными буквами, применяемых для эпиграфических надписей (не признавая реального значения исходного деревянного шрифта). [5]

Пример иероглифического лувийского языка

[ редактировать ]

У лувийского языка была версия иероглифического лувийского языка , которая читается бустрофедоном. [6] стиль (большая часть языка была записана клинописью ) .

Иероглифический лувийский читается бустрофедонически, причем направление каждой отдельной линии направлено вперед. [ двусмысленный ] животных или частей тела, составляющих определенные иероглифы. Однако, в отличие от египетских иероглифов с их многочисленными идеограммами и логограммами , демонстрирующими легкую направленность, линейное направление текста на иероглифическом лувийском языке увидеть труднее.

Другие примеры

[ редактировать ]

Современный пример бустрофедоники — схема нумерации участков внутри обследованных поселков в США и Канаде . В обеих странах исследуемые поселки разделены на сетку 6х6 из 36 секций. В системе государственного землеустройства США секция 1 поселка находится в северо-восточном углу, и нумерация продолжается бустрофедонически до тех пор, пока секция 36 не будет достигнута в юго-восточном углу. [7] В канадской службе Dominion Land Survey также используется бустрофедоническая нумерация, но она начинается с юго-восточного угла. [8] По аналогичной схеме нумерация улиц в Соединенном Королевстве иногда идет последовательно в одном направлении, а затем возвращается в другом (тот же метод нумерации используется в некоторых городах материковой Европы). Это контрастирует с более распространенным методом, когда нечетные и четные числа на противоположных сторонах улицы увеличиваются в одном направлении.

Обратите внимание, что сценарий Авоиули написан с использованием бустрофедона.

Сценарий Авоиули , используемый на острове Пятидесятницы в Вануату, по замыслу написан в бустрофедоническом стиле.

Кроме того, письменность Инда , хотя и до сих пор не расшифрованная, может быть написана бустрофедонически. [9]

Другой пример — преобразование бустрофедона , известное в математике . [10]

Постоянные зубы человека нумеруются в бустрофедонической последовательности в Американской универсальной системе нумерации .

В истории искусства Мэрилин Аронберг Лавин использовала этот термин для описания типа повествовательного направления, которое может принять цикл фресковой живописи : «Бустрофедон встречается на поверхности отдельных стен [ линейных ], а также на одной или нескольких противоположных стенах [ воздушных ] данное убежище. Повествование читается на нескольких ярусах, сначала слева направо, затем наоборот. [11]

В искусственных языках

[ редактировать ]

Искусственный язык Ифкуиль использует письмо бустрофедон.

Язык Атлантиды, созданный Марком Окрандом для диснеевского фильма 2001 года «Атлантида: Затерянная империя» , написан бустрофедоном, чтобы воссоздать ощущение текущей воды.

Кодовый язык, используемый в The Montmaray Journals , Кернетин, написан бустрофедонически. Это комбинация корнуэльского и латыни, используемая для секретного общения. [12]

В поздних работах Дж. Р. Р. Толкин утверждает, что многие эльфы были амбидекстрами и поэтому при необходимости писали слева направо или справа налево. [13]

В «Зеленая звезда» романах Лина Картера сценарий лаонского народа написан в стиле бустрофедона. [14]

Чтобы облегчить чтение от одного нотного стана к другому и избежать «прыжка в глаза», Жан-Жак Руссо придумал нотную систему «бустрофедон». Для этого писателю требовалось написать второй нотоносец справа налево, затем следующий слева направо и т. д. Что касается слов, то они менялись местами, каждую вторую строку. [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Харпер, Дуглас. «бустрофедон» . Интернет-словарь этимологии .
  2. ^ vous , поворот , бустрофидон . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
  3. ^ Угроза, Лесли (1980). Грамматика аттических надписей . Том. Я Фонология. В. де Грюйтер. стр. 54–55. ISBN  3-11-007344-7 .
  4. ^ Смитфилд, Брэд (7 сентября 2016 г.). «Ронгоронго-иероглифы, написанные зубами акулы с острова Пасхи, остаются неразборчивыми» . Винтажные новости .
  5. ^ Себастьен, Дьюла (1915). Подлинные воспоминания о венгерской рунической письменности . Будапешт. стр. 22, 137–138, 160. ISBN.  9786155242106 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Кэмпбелл, Джордж Фредерик (2000). Сборник языков мира . Рутледж. п. 78 . ISBN  0-415-20296-5 .
  7. ^ Стилго, Джон Р. (1982). Общий ландшафт Америки, 1580–1845 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 104. ИСБН  978-0300030464 .
  8. ^ Тейлор, Вашингтон (2004) [1975]. Земли Короны: История исследовательских систем (PDF) (5-е переиздание). Виктория, Британская Колумбия: Департамент реестров и прав собственности, Министерство устойчивого управления ресурсами. п. 21.
  9. ^ Поссель, Грегори Л. (2003). «Цивилизация Инда: введение в окружающую среду, образ жизни и историю культуры». У Вебера, Стивен А.; Белчер, Уильям Р. (ред.). Индская этнобиология: новые перспективы в этой области . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. стр. 1–20.
  10. ^ Вайсштейн, Эрик В. (2002). CRC Краткая энциклопедия математики (второе изд.). Чепмен и Холл/CRC. п. 273. ИСБН  1-58488-347-2 .
  11. ^ Лавин, Мэрилин Аронберг (1990). Место повествования. Роспись итальянских церквей, 431–1600 гг . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 9. ISBN  0-226-46956-5 .
  12. ^ Купер, Мишель (2008). Краткая история Монмаре . Австралия: Random House Australia. ISBN  978-0375858642 .
  13. ^ Толкин, JRR (2021). Природа Средиземья: поздние сочинения о землях, жителях и метафизике Средиземья . Карл Ф. Хостеттер (первое издание в США). Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 179–180. ISBN  978-0-358-45460-1 . OCLC   1224246902 .
  14. ^ Картер, Лин (1972). Под Зеленой звездой . Книги DAW . п. 47. ISBN   9780879974336 .
  15. ^ «Руссо, счастливый в Шенонсо» . Google Искусство и культура .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eec9a7c728ed722aa88e98ea894c65f6__1720212720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/f6/eec9a7c728ed722aa88e98ea894c65f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boustrophedon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)