Бустрофедон

Бустрофедон ( / ˌ b uː st r ə ˈ f iː d ən / [1] ) — это стиль письма, при котором чередующиеся строки меняются местами, а буквы также пишутся наоборот, зеркально. В этом отличие от современных европейских языков, где строки всегда начинаются с одной стороны, обычно слева.
Оригинальный термин происходит от древнегреческого : βουστροφηδόν , boustropedón , составного слова βοῦς , bous , «бык»; στροφή , строфа , «поворот»; и наречий суффикс — δόν , — dón , «подобно, на манер» — то есть «как вол поворачивается [при пахоте]». [2] Чаще всего это встречается в древних рукописях и других надписях . Это был распространенный способ письма на камне в Древней Греции . [3] становится все менее популярным на протяжении эллинистического периода . Многие древние письменности, такие как этрусское , сафаитское и сабейское , часто или даже обычно писались бустрофедоном.

Обратный бустрофедон
[ редактировать ]

На деревянных досках и других резных артефактах Рапа-Нуи также имеется бустрофедоническое письмо под названием Ронгоронго , которое остается нерасшифрованным. В Ронгоронго текст в чередующихся строках был повёрнут на 180 градусов, а не зеркально отображен; это называется обратным бустрофедоном. [4]
Читатель начинает с нижнего левого угла планшета, читает строку слева направо, затем поворачивает планшет на 180 градусов, чтобы снова продолжить чтение следующей строки слева направо. При чтении одной строки строки выше и ниже нее кажутся перевернутыми. Однако письмо продолжается на второй стороне планшета в том месте, где оно заканчивается на первой, поэтому, если на первой стороне нечетное количество строк, вторая будет начинаться в верхнем левом углу, а направление запись сдвигов сверху вниз. Таблички и посохи большего размера можно было читать, не переворачивая, если бы читатель мог читать в перевернутом виде.
Венгерский фольклорист Себастьен Дьюла венгерские ровас-палочки старовенгерского письма (1864–1946) пишет, что древнее письмо бустрофедона напоминает то, как пастухи изготавливали . Вырубщик держал деревянную палку в левой руке и разрезал буквы правой рукой справа налево. Когда первая сторона была готова, они переворачивали палку вертикально и начинали делать надрезы на противоположной стороне таким же образом. При горизонтальном разворачивании (как в случае с высеченными на камне надписями на бустрофедонах) конечным результатом является письмо, которое начинается справа налево и продолжается слева направо в следующем ряду с перевернутыми буквами. Себастьен предполагает, что древние письмена бустрофедонов были скопированы с таких деревянных палочек с вырезанными буквами, применяемых для эпиграфических надписей (не признавая реального значения исходного деревянного шрифта). [5]
Пример иероглифического лувийского языка
[ редактировать ]У лувийского языка была версия иероглифического лувийского языка , которая читается бустрофедоном. [6] стиль (большая часть языка была записана клинописью ) .
Иероглифический лувийский читается бустрофедонически, причем направление каждой отдельной линии направлено вперед. [ двусмысленный ] животных или частей тела, составляющих определенные иероглифы. Однако, в отличие от египетских иероглифов с их многочисленными идеограммами и логограммами , демонстрирующими легкую направленность, линейное направление текста на иероглифическом лувийском языке увидеть труднее.
Другие примеры
[ редактировать ]Современный пример бустрофедоники — схема нумерации участков внутри обследованных поселков в США и Канаде . В обеих странах исследуемые поселки разделены на сетку 6х6 из 36 секций. В системе государственного землеустройства США секция 1 поселка находится в северо-восточном углу, и нумерация продолжается бустрофедонически до тех пор, пока секция 36 не будет достигнута в юго-восточном углу. [7] В канадской службе Dominion Land Survey также используется бустрофедоническая нумерация, но она начинается с юго-восточного угла. [8] По аналогичной схеме нумерация улиц в Соединенном Королевстве иногда идет последовательно в одном направлении, а затем возвращается в другом (тот же метод нумерации используется в некоторых городах материковой Европы). Это контрастирует с более распространенным методом, когда нечетные и четные числа на противоположных сторонах улицы увеличиваются в одном направлении.

Сценарий Авоиули , используемый на острове Пятидесятницы в Вануату, по замыслу написан в бустрофедоническом стиле.
Кроме того, письменность Инда , хотя и до сих пор не расшифрованная, может быть написана бустрофедонически. [9]
Другой пример — преобразование бустрофедона , известное в математике . [10]
Постоянные зубы человека нумеруются в бустрофедонической последовательности в Американской универсальной системе нумерации .
В истории искусства Мэрилин Аронберг Лавин использовала этот термин для описания типа повествовательного направления, которое может принять цикл фресковой живописи : «Бустрофедон встречается на поверхности отдельных стен [ линейных ], а также на одной или нескольких противоположных стенах [ воздушных ] данное убежище. Повествование читается на нескольких ярусах, сначала слева направо, затем наоборот. [11]
В искусственных языках
[ редактировать ]Искусственный язык Ифкуиль использует письмо бустрофедон.
Язык Атлантиды, созданный Марком Окрандом для диснеевского фильма 2001 года «Атлантида: Затерянная империя» , написан бустрофедоном, чтобы воссоздать ощущение текущей воды.
Кодовый язык, используемый в The Montmaray Journals , Кернетин, написан бустрофедонически. Это комбинация корнуэльского и латыни, используемая для секретного общения. [12]
В поздних работах Дж. Р. Р. Толкин утверждает, что многие эльфы были амбидекстрами и поэтому при необходимости писали слева направо или справа налево. [13]
В «Зеленая звезда» романах Лина Картера сценарий лаонского народа написан в стиле бустрофедона. [14]
Руссо
[ редактировать ]Чтобы облегчить чтение от одного нотного стана к другому и избежать «прыжка в глаза», Жан-Жак Руссо придумал нотную систему «бустрофедон». Для этого писателю требовалось написать второй нотоносец справа налево, затем следующий слева направо и т. д. Что касается слов, то они менялись местами, каждую вторую строку. [15]
См. также
[ редактировать ]- Амбиграмма
- Зеркальное письмо
- Квадрат Сатор читается бустрофедонически в одной интерпретации.
- Стойхедон
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харпер, Дуглас. «бустрофедон» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ vous , поворот , бустрофидон . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
- ^ Угроза, Лесли (1980). Грамматика аттических надписей . Том. Я Фонология. В. де Грюйтер. стр. 54–55. ISBN 3-11-007344-7 .
- ^ Смитфилд, Брэд (7 сентября 2016 г.). «Ронгоронго-иероглифы, написанные зубами акулы с острова Пасхи, остаются неразборчивыми» . Винтажные новости .
- ^ Себастьен, Дьюла (1915). Подлинные воспоминания о венгерской рунической письменности . Будапешт. стр. 22, 137–138, 160. ISBN. 9786155242106 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кэмпбелл, Джордж Фредерик (2000). Сборник языков мира . Рутледж. п. 78 . ISBN 0-415-20296-5 .
- ^ Стилго, Джон Р. (1982). Общий ландшафт Америки, 1580–1845 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 104. ИСБН 978-0300030464 .
- ^ Тейлор, Вашингтон (2004) [1975]. Земли Короны: История исследовательских систем (PDF) (5-е переиздание). Виктория, Британская Колумбия: Департамент реестров и прав собственности, Министерство устойчивого управления ресурсами. п. 21.
- ^ Поссель, Грегори Л. (2003). «Цивилизация Инда: введение в окружающую среду, образ жизни и историю культуры». У Вебера, Стивен А.; Белчер, Уильям Р. (ред.). Индская этнобиология: новые перспективы в этой области . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. стр. 1–20.
- ^ Вайсштейн, Эрик В. (2002). CRC Краткая энциклопедия математики (второе изд.). Чепмен и Холл/CRC. п. 273. ИСБН 1-58488-347-2 .
- ^ Лавин, Мэрилин Аронберг (1990). Место повествования. Роспись итальянских церквей, 431–1600 гг . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 9. ISBN 0-226-46956-5 .
- ^ Купер, Мишель (2008). Краткая история Монмаре . Австралия: Random House Australia. ISBN 978-0375858642 .
- ^ Толкин, JRR (2021). Природа Средиземья: поздние сочинения о землях, жителях и метафизике Средиземья . Карл Ф. Хостеттер (первое издание в США). Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 179–180. ISBN 978-0-358-45460-1 . OCLC 1224246902 .
- ^ Картер, Лин (1972). Под Зеленой звездой . Книги DAW . п. 47. ISBN 9780879974336 .
- ^ «Руссо, счастливый в Шенонсо» . Google Искусство и культура .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
