Ширина
В греческой мифологии царь Лай ( / ˈ l eɪ ə s , ˈ l aɪ ə s / L(A)Y -əs ) или Лайос ( древнегреческий : Λάϊος , латинизированный : Láïos ) из Фив был ключевым персонажем в основании Фив. миф .
Семья
[ редактировать ]Лай был сыном Лабдака . Он был отцом от Эдипа Иокасты , который убил его.
Генеалогическое древо королевского дома Фив |
---|
Мифология
[ редактировать ]Похищение Хрисиппа
[ редактировать ]После смерти своего отца Лабдака Лай был воспитан регентом Ликом, но Амфион и Зет узурпировали трон Фив. Некоторые фиванцы, желая продолжения рода Кадма , тайно вывезли молодого Лая из города перед нападением, в ходе которого они убили Лика и заняли трон. [1] Лая приветствовал Пелопс , царь Пизы на Пелопоннесе . [2] По данным некоторых источников, [ который? ] Лай похитил и изнасиловал царского сына Хрисиппа и увез его в Фивы, обучая его управлению колесницей, или, как записывает это Гигин , во время Немейских игр . Из-за этого многие считают Лайуса создателем педерастической любви и первым педерастическим насильником. [3]
Считается, что это похищение стало предметом одной из затерянных трагедий Еврипида . Поскольку и Амфион, и Зет умерли в его отсутствие, Лай по возвращении стал царем Фив.
Позже несчастья
[ редактировать ]После изнасилования Хрисиппа Лай женился на Иокасте , дочери Менекея , потомка спартоев . Лай получил оракул из Дельф , который сказал ему, что он не должен иметь ребенка, иначе ребенок убьет его и женится на его жене; в другой версии, записанной Эсхилом, Лая предупреждают, что он сможет спасти город, только если умрет бездетным. Однако однажды ночью Лай был пьян и родил Эдипа от Иокасты. По приказу Лая младенца Эдипа выставили на горе Киферон со связанными ногами (или, возможно, приколотыми к земле), но его забрал пастух, у которого не было возможности присматривать за ним, поэтому его забрали. отдан царю Полибу и царице Меропе (или Перибее ) Коринфских , которые воспитали его до совершеннолетия. [4]

Когда Эдип пожелал узнать больше о своем происхождении, он обратился к Дельфийскому оракулу только для того, чтобы услышать, что ему не следует идти к себе домой, иначе он убьет своего отца и женится на своей матери. Думая, что он из Коринфа, он отправился в Фивы, чтобы избежать этой участи. [4] На дороге под названием «Расщелина» он встретил Лая, который направлялся в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, поскольку получил предзнаменования, указывающие на то, что его сын может вернуться, чтобы убить его. [5] Эдип отказался подчиниться царю, хотя слуги Лая приказали ему это сделать. Разгневанный Лай либо перекатил колесо колесницы по ноге, либо ударил его кнутом, а Эдип убил Лая и всех его сопровождающих, кроме одного, которые утверждали, что это была банда мужчин. [ нужна ссылка ] Лай был похоронен там, где и умер, Дамасистратом , царем Платеи . [5] Позже Фивы были прокляты болезнью, потому что убийца Лая не был наказан.
Многим потомкам Лая не повезло, но произошло ли это потому, что он нарушил законы гостеприимства и брака, похитив сына хозяина и изнасиловав его, или потому, что он проигнорировал предупреждение Оракула не иметь детей, или из-за какой-то комбинации этих причин. , не ясно. Другая теория состоит в том, что вся линия Кадма была проклята либо Аресом , когда Кадм убил своего змея, либо Гефестом, который возмущался тем фактом, что Кадм женился на Гармонии , дочери Ареса и Афродиты , заблудшей жены Гефеста. Конечно, у многих потомков Кадма трагический конец.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Павсаний. Описание Греции , 9.5.6.
- ^ Аполлодор. Библиотека , 3.5.5.
- ^ Рист, Джон М. (декабрь 2001 г.). «Любовь Плутарха: комментарий к теориям любви Платона?». Классический ежеквартальный журнал . 51 (2): 557–575. дои : 10.1093/cq/51.2.557 . ISSN 1471-6844 .
- ^ Jump up to: а б Аполлодор Библиотека , 3.5.7.
- ^ Jump up to: а б Трипп, с. 337.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. ISBN 0-674-99135-4. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Кереньи, Карл (1959). Герои греков . Нью-Йорк/Лондон: Темза и Гудзон.
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918 г. ISBN 0-674-99328-4 . Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Павсаний, «Описание Греции». 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Трипп, Эдвард (1970). «Пелопс в Олимпии» . Справочник Кроуэлла по классической мифологии . Нью-Йорк: Компания Томаса Кроуэлла. стр. 93–103 . ISBN 9780690226089 .
- Пикиньи, Джозеф (2002). «Классическая мифология» . glbtq.com . п. 4. Архивировано из оригинала 1 декабря 2014 года . Проверено 5 февраля 2015 г.