Комплекс Иокаста

В психоаналитической теории комплекс Иокасты — это инцестуозное сексуальное влечение матери к сыну. [ 1 ]
Раймон де Соссюр ввел этот термин в 1920 году по аналогии с его логическим аналогом в психоанализе, Эдиповым комплексом , и его можно использовать для обозначения различных степеней привязанности. [ 2 ] включая властную, но асексуальную материнскую любовь – возможно, особенно распространенную при отсутствии отца.
Происхождение
[ редактировать ]Комплекс Иокасты назван в честь Иокасты , греческой царицы, которая случайно вышла замуж за своего сына Эдипа . Комплекс Иокасты похож на Эдипов комплекс , при котором ребенок испытывает сексуальное влечение к своему родителю (родителям). Этот термин является своего рода экстраполяцией, поскольку в оригинальной истории Эдип и Иокаста не знали, что они были матерью и сыном, когда поженились. Использование в современном контексте предполагает, что сын полностью знает, кто его мать.
Аналитическая дискуссия
[ редактировать ]Теодор Рейк рассматривал «мать Иокасту» с ее собственными нереализованными отношениями со взрослыми и чрезмерной заботой о своем ребенке, как основной источник невроза . [ 3 ]
Жорж Деверо пошел еще дальше, утверждая, что эдипов комплекс ребенка сам по себе был вызван ранее существовавшим родительским комплексом (Иокаста/ Лайус ). [ 4 ]
Эрик Берн также исследовал другую (родительскую) сторону Эдипова комплекса, указав на родственные семейные драмы, такие как «мать спит с парнем дочери… когда у матери нет сына, с которым можно было бы сыграть Иокасту». [ 5 ]
С ее феминистской формулировкой Комплекса Иокасты. [ 6 ] и комплекс Лайуса [ 7 ] Браха Л. Эттингер критикует классическое психоаналитическое восприятие Иокасты, материнского и женского начала, а также модель Эдипа/кастрации в отношении связей мать-ребенок.
Культурные аналоги
[ редактировать ]- » Атосса В греческой трагедии «Персы борется во сне с комплексом Иокасты. [ 8 ]
- В некоторых американских народных сказках часто фигурируют персонажи, такие как Иокаста, выражающие материнское желание к своим сыновьям. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Э. Роккелейн. Словарь психологических теорий Elsevier. Эльзевир, 2006. ISBN 0-444-51750-2 . Страница 112
- ^ Р. Дж. Кэмпбелл, Психиатрический словарь Кэмпбелла (2009), стр. 534
- ^ Стюарт Сазерленд, Breakdown (Оксфорд, 1998), с. 156
- ^ Джордж Деверо, Сны в греческой трагедии (1976), стр. 209–10.
- ^ Эрик Берн, Что вы говорите после того, как поздоровались? (1974) с. 52
- ^ Антигона с (без) Иокастой. В: Допрос Антигоны . (2010) стр. 212–228.
- ^ Комплекс Лайуса и потрясения материнства. Читаю Франца Кафку и Сильвию Плат . Междисциплинарный справочник по травмам и культуре . (2016) стр. 279-301.
- ^ Джордж Деверо, Сны в греческой трагедии (1976), стр. 17
- ^ Л. Эдмундс/А. Дандес, Эдип: Сборник фольклорных историй (1995), с. 255
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мэтью Бесдин, «Комплекс Иокасты, материнство и гениальность», Psychoanalytic Review 55 (1968), 259–77.
- Кристиан Оливье, Дети Иокасты: Влияние матери (1989)