Иокаста
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2010 г. ) |

В греческой мифологии Иокаста ( / dʒ oʊ ˈ k æ s t ə / ) , также переводится как Иокаста. [1] ( Древнегреческий : Ἰοκάστη Iokástē [i.okástɛː] ), а также известный как Эпикаста ( / ˌ ɛ p ɪ ˈ k æ t s iː / ; Ἐπικάστη Epikástē [2] ), была дочерью Менецея , потомка спартой Эхиона , [3] и царица Фив . Она была женой сначала Лая , затем их сына Эдипа , а также матерью и бабушкой Антигоны , Этеокла , Полиника и Исмены . Она также была сестрой Креонта и тещей Хаймона .
Жизнь
[ редактировать ]После похищения Лая и изнасилования Хрисиппа Элидского Лай женился на Иокасте. Лай получил оракул из Дельф , который сказал ему, что он не должен иметь ребенка от своей жены, иначе ребенок убьет его и женится на ней; в другой версии, записанной Эсхилом , Лая предупреждают, что он сможет спасти город только в том случае, если умрет бездетным. Однажды ночью Лай напился и родил Эдипа от Иокасты.
Иокаста передала новорожденного младенца Лаю. Иокаста или Лай пронзили и скрепили лодыжки младенца вместе. Лай поручил своему главному пастырю Меноэту (не путать с Меноэтом , духом подземного мира), рабу, родившемуся во дворце, выставить младенца на Кифероне и оставить его умирать. Пастух Лая сжалился над младенцем и отдал его другому пастуху, нанятому коринфскому царю Полибу . Полиб и его царица Меропа Коринфская (по Софоклу или Перибея по Псевдо-Аполлодору ), бывшая бездетной парой, вырастили младенца до взрослой жизни. [4]
Эдип вырос в Коринфе, предполагая, что он был биологическим сыном Полиба и его жены. Услышав слухи о своем происхождении, он обратился за консультацией к Дельфийскому оракулу. Оракул сообщил Эдипу, что ему суждено убить своего отца и жениться на своей матери. Опасаясь за безопасность единственных известных ему родителей, Эдип бежал из Коринфа, не успев совершить эти грехи. Во время своего путешествия Эдип встретил Лая на узком перевале у Фокиды . После ожесточенного спора по поводу права проезда Эдип убил Лая, бессознательно исполнив первую половину пророчества. Эдип продолжил свое путешествие в Фивы и обнаружил, что город терроризирует сфинкс . Эдип разгадал загадку сфинкса, и благодарный город вместе с исполняющим обязанности регента Креонтом избрал Эдипа своим новым царем. Эдип принял трон и женился на овдовевшей царице Лая Иокасте, настоящей матери Эдипа, тем самым исполнив вторую половину пророчества. Иокаста родила своему сыну четверых детей: двух девочек, Антигона и Исмена ; и два мальчика, Этеокл и Полиник .
Существуют разные версии относительно последней части жизни Иокасты. В версии Софокла Эдип узнал, когда его город поразила чума, что это было божественное наказание за его отцеубийство и инцест. Услышав эту новость, Иокаста повесилась. [5] [6] Однако, по версии, рассказанной Еврипидом , Иокаста вынесла бремя опалы и продолжила жить в Фивах, лишь покончив жизнь самоубийством после того, как ее сыновья убили друг друга в борьбе за корону. [7] В обеих традициях Эдип выкалывает себе глаза; Софокл отправляет Эдипа в изгнание со своей дочерью Антигоной, но Еврипид и Статий заставляют его жить в стенах Фив во время войны между Этеоклом и Полиником. [7]
Традиция средневековья
[ редактировать ]О ней вспоминают в De Mulieribus Claris , сборнике биографий исторических и мифологических женщин флорентийского автора Джованни Боккаччо , составленном в 1361–1362 годах. Он примечателен тем, что это первый сборник, посвященный исключительно биографиям женщин в западной литературе. [8]
В популярной культуре
[ редактировать ]Царица Иокаста изображена в «Ходжан Тарет» , классической пьесе на языке мейтей , основанной на древнегреческой трагедии Финикийские женщины Еврипида « » . [9] [10] [11]
См. также
[ редактировать ]- «Царь Эдип» , Софокла древнегреческий пересказ этой легенды в виде пьесы.
- Эдип , описывающий жизнь и культурное влияние ребенка в этой легенде.
- Комплекс Иокасты , описывающий обычно скрытое сексуальное желание матери к сыну. Или, альтернативно, властная и сильная, но не инцестуальная любовь матери к умному сыну; часто отсутствующая или слабая фигура отца может быть элементом этого комплекса.
- Эдипов комплекс — теория Фрейда, относящаяся к бессознательному сексуальному желанию ребенка к родителю противоположного пола и ненависти к родителю того же пола.
- Семейный роман — теория Фрейда, согласно которой маленький ребенок или подросток воображает, что на самом деле они дети родителей более высокого социального положения, чем их настоящие родители.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Смит, Уильям (ред.). «Иокаста» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Получено 25 февраля 2022 г. - через perseus.tufst.edu.
- ^ Гомер. Одиссея . Том. XI. стр. 271–290.
- ^ «Иокаста в греческой мифологии» . Греческие легенды и мифы . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ Аполлодор. Библиотека , 3.5.7.
- ^ Софокл. Царь Эдип , 1191–1312.
- ^ Гомер. Одиссея , Книга XI.
- ^ Jump up to: а б Стоя Фиваида , Книга XI.
- ^ Боккаччо, Джованни (2003). Знаменитые женщины . Я Библиотека Ренессанса Татти. Том. 1. Перевод Вирджинии Браун. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. xi. ISBN 0-674-01130-9 .
- ^ «Ходжанг Тарет – выдающиеся достижения Махиндры в области театральной премии» . Ходжанг Тарет - Махиндра за выдающиеся достижения в области театральной премии . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ «ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ 10 МЕТА-ПЬЮТ? – Фестиваль художественной культуры» . 21 марта 2018 г. Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ «Ходжанг Тарет - Ожившая греческая трагедия - Махиндра за выдающиеся достижения в области театральной премии» . Ходжанг Тарет - Ожившая греческая трагедия - Махиндра за выдающиеся достижения в театральной премии . Проверено 24 августа 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор (1921). Библиотека . Перевод сэра Джеймса Джорджа Фрейзера. Кембридж, Массачусетс / Лондон: Издательство Гарвардского университета / ISBN William Heinemann Ltd. 0-674-99135-4 – через цифровую библиотеку Персея. Греческий текст на том же сайте
- Гомер (1921). Одиссея . Перевод А.Т. Мюррея. Кембридж, Массачусетс / Лондон: Издательство Гарвардского университета / ISBN William Heinemann Ltd. 978-0674995611 – через цифровую библиотеку Персея. Греческий текст на том же сайте
- Публий Папиний Стаций (1928). Фиваида . Перевод Джона Генри Мозли. Кембридж, Массачусетс / Лондон: Издательство Гарвардского университета / William Heinemann Ltd – через текстовый проект Topos. Латинский текст в цифровой библиотеке Персея
- Стоя Фиванцы Том. XI. стр. 634–644.
- Сенека. Эдип . стр. 1024–1041.
- Софокл , «Эдип-Тиранн» Софокла, отредактированный с предисловием и примечаниями сэра Ричарда Джебба. Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 1893. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Софокл, Софокл. Том 1: Царь Эдип. Эдип в Колоне. Антигона . С английским переводом Ф. Сторра. Классическая библиотека Леба, 20. Фрэнсис Сторр. Лондон; Нью-Йорк. Уильям Хайнеманн Лтд.; Компания Макмиллан. 1912. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .