Jump to content

Комплекс Электра

Электра у гробницы Агамемнона , Фредерик Лейтон , ок. 1869 г.

В неофрейдистской психологии комплекс Электры , предложенный швейцарским психиатром и психоаналитиком Карлом Юнгом (26 июля 1875 – 6 июня 1961) в его «Теории психоанализа» , [1] [2] соревнование девочки — это психосексуальное с матерью за обладание отцом. В ходе психосексуального развития этот комплекс девочки представляет собой фаллическую стадию ; Аналогичный опыт мальчика — это Эдипов комплекс . Комплекс Электры возникает на третьей — фаллической стадии (3–6 лет) — из пяти стадий психосексуального развития : оральной , анальной , фаллической , латентной и генитальной , — на которых источник либидо- удовольствия находится в другом месте. Эрогенная зона тела ребенка. [3]

Сегодня идея комплекса Электры широко не используется специалистами в области психического здоровья. Эмпирических доказательств этому мало, поскольку предсказания теории не соответствуют научным наблюдениям за развитием ребенка. Он не указан в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» .

Электра и Орест, матереубийцы

Как психоаналитический термин для обозначения психосексуального конфликта между дочерью и матерью, комплекс Электры происходит от греческого мифологического персонажа Электры , которая замышляла матереубийственную месть вместе с Орестом , своим братом, против Клитемнестры , их матери, и Эгисфа , их отчима, за убийство Агамемнона . их отец (ср. «Электра » Софокла). [4] [5] [6] Зигмунд Фрейд разработал женские аспекты сексуального развития теории , описывая психодинамику сексуального соревнования девочки с ее матерью за сексуальное обладание отцом , как женскую Эдипову установку и негативный Эдипов комплекс . [7] придумал Карл Юнг Термин «комплекс Электры» в 1913 году. [8] [9] [10] : 8  Фрейд отверг термин Юнга как психоаналитически неправильный: «то, что мы сказали об Эдиповом комплексе, применимо с полной строгостью только к ребенку мужского пола, и что мы правы, отвергая термин «комплекс Электры», который пытается подчеркнуть аналогию между отношение двух полов». [11] [2]

При формировании дискретной сексуальной идентичности ( эго ) решающим психосексуальным опытом девочки является комплекс Электры: соревнование дочери и матери за обладание отцом. [12] Именно на фаллической стадии (3–6 лет), когда дети осознают свои тела, тела других детей и тела своих родителей, они удовлетворяют физическое любопытство, раздеваясь и исследуя друг друга и свои гениталии . эрогенный процесс центр фаллической стадии; тем самым изучая физические половые различия между мужчиной и женщиной, «мальчиком» и «девочкой». Когда первоначальная сексуальная привязанность девочки к матери заканчивается после того, как она обнаруживает, что у нее дочери (сексуальную привязанность) на отца и усиливает сексуальную нет пениса , она переносит свое либидинальное желание конкуренцию с матерью. [13]

Характеристики

[ редактировать ]

Психодинамическая природа отношений дочери и матери в комплексе Электры проистекает из зависти к пенису девочки , вызванной матерью, которая также стала причиной кастрации ; однако, восстановив свое сексуальное влечение к отцу (гетеросексуальность), девочка подавляет враждебную женскую конкуренцию из-за страха потерять любовь матери. Эта интернализация «Матери» развивает Супер-Эго , поскольку девочка устанавливает дискретную сексуальную идентичность ( эго ). Без пениса девочка не может сексуально обладать своей матерью, как того требует инфантильное ид . Следовательно, девочка перенаправляет свое стремление к сексуальному союзу на отца и, таким образом, развивается к гетеросексуальной женственности, кульминацией которой является рождение ребенка, который заменяет отсутствующий пенис . Более того, после фаллической стадии психосексуальное развитие девочки включает перенос ее первичной эрогенной зоны из инфантильного клитора во взрослое влагалище . Таким образом, Фрейд считал женскую Эдипову установку («комплекс Электры») более эмоционально напряженной, чем Эдипальный конфликт мальчика, что потенциально приводит к появлению женщины с покорной, менее уверенной в себе личностью. [14]

У обоих полов защитные механизмы обеспечивают временное разрешение конфликтов между влечениями Ид и влечениями Эго. Первый защитный механизм — это подавление , блокирование воспоминаний, эмоциональных импульсов и идей в сознании; однако это не разрешает конфликт Ид и Эго. Второй защитный механизм — это идентификация , посредством которой ребенок включает в свое эго личностные характеристики родителя того же пола; адаптируясь таким образом, девочка облегчает идентификацию с матерью, поскольку понимает, что, будучи женщинами, ни одна из них не обладает пенисом и, следовательно, не является антагонистами. [15]

Тематические исследования

[ редактировать ]

В исследовании 1921 года пациентов психиатрической больницы штата Нью-Йорк « О прогностическом значении психического содержания при маниакально-депрессивном психозе» сообщалось, что из 31 изученного пациента с маниакально-депрессивным расстройством у 22 (70%) был диагностирован комплекс Электры; и что 12 из 22 пациентов регрессировали на ранние стадии психосексуального развития . [16]

В культуре

[ редактировать ]
Прекрасный принц- герой встречает героиню- Золушку (1912)

Некоторые предполагаемые примеры комплекса Электры в литературе взяты из психоаналитической литературной критики и архетипической литературной критики , которые процветали в середине двадцатого века. Эти теории пытаются идентифицировать универсальные символы в литературе, которые теоретически отражают закономерности человеческой психики. Психоаналитические литературные критики утверждают, что обнаружили комплекс Электры в сказках и других исторических источниках. Кроме того, некоторые авторы, знакомые с работами Фрейда и Юнга, такие как Сильвия Плат, намеренно использовали символ комплекса Электры. [10] : 150 

Согласно психоаналитической литературной критике, художественная литература дает людям возможность идентифицировать себя с главными героями фантастических историй, изображающих то, что могло бы быть, если бы они могли действовать в соответствии со своими желаниями . Часто, чтобы способствовать социальному конформизму, миф , история, постановка или фильм представляют собой историю, призванную напугать людей и заставить их не действовать в соответствии со своими желаниями. [17] В ходе инфантильной указанную социализации сказки функцию выполняют ; мальчики и девочки идентифицируют себя с героем и героиней в ходе своих приключений. Часто страдания героя и героини вызваны злой мачехой, которая завидует ему, ей или им обоим и препятствует исполнению их желаний. Девочки, особенно в возрасте от трех до шести лет, особенно могут идентифицировать себя с героиней, для которой любовь очаровательного принца утолит ее зависть к пенису . Более того, в таких историях, как «Золушка», есть две материнские фигуры: мачеха (общество) и фея-крестная ; мачеха представляет чувства девочки к матери; фея-крестная учит девочку, что мать любит ее, поэтому, чтобы обрести материнскую любовь, девочка должна подражать доброй Золушке, а не злым сводным сестрам. [18]

Изображения Электры в Древней Греции обычно не представляли ее преданность отцу как сексуально мотивированную; однако с начала двадцатого века в адаптации истории Электры часто изображалось, что персонаж проявляет инцестуозные желания. [19]

Сильвия Плат использовала комплекс Электры в поэзии.

Американская поэтесса Сильвия Плат (1932–1963) признала, что стихотворение «Папа» (1962) повествует о женщине, страдающей неразрешенным комплексом Электры, которая объединяет своего мертвого отца и брошенного мужа, переживая эмоциональное покинутое состояние. [20] Ее биографы отмечали психологическую иронию жизни поэта Плата: своего отца она знала всего восемь лет, до его смерти; она знала своего мужа восемь лет, прежде чем покончила с собой. Ее муж был ее заместителем отца, что психосексуально очевидно, когда она обращается к нему (мужу) как к «отцу-вампирам», преследующему ее после его смерти. Объединяя отца и мужа в одного мужчину, Сильвия Плат указывает на их эмоциональное равенство в своей жизни; неразрешенный комплекс Электры. [21]

На своем одноименном альбоме альтернативная музыкальная группа Ludo включила песню под названием «Electra's Complex».

Валлийская певица Marina and The Diamonds выпустила свой второй альбом Electra Heart в 2012 году, темы которого вращаются вокруг комплекса Электры.

В 2021 году электронный музыкант Arca выпустила Electra Rex в качестве превью своего альбома Kick iii . Песня представляет собой комбинацию комплекса Электры и Эдипова комплекса в «небинарном психосексуальном повествовании». [22]

Из-за своего сходства комплекс Электры подвергается значительной критике, с которой сталкивался Эдипов комплекс, включая отсутствие эмпирических данных и очевидную неприменимость к семьям с одним родителем или с однополыми родителями. Кроме того, позже она была отвергнута самим Фрейдом, а некоторые ее выводы расценены как сексистские по отношению к женщинам. [23]

Отсутствие доказательств

[ редактировать ]

Научных доказательств реальности существования комплекса Электры очень мало. Предсказания теории не подтверждаются экспериментом. [24] [25] Комплекс «Электра» не получил широкого признания среди современных специалистов в области психического здоровья и не указан в текущих версиях « Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» . [26]

Как прикрытие сексуального насилия

[ редактировать ]

Автор Флоренс Раш обвинила женский Эдипов комплекс в том, что он является инструментом для прикрытия сексуального насилия над детьми со стороны их родителей, особенно со стороны их отцов. Раш пишет, что когда пациентки Фрейда рассказали ему о жестоком обращении с ними в детстве, он сначала воспринял их всерьез, что привело к появлению теории соблазнения Фрейда о том, что психические заболевания вызваны сексуальным насилием. Однако затем Фрейду стало не по себе из-за последствий широко распространенного сексуального насилия, которые подразумевала эта теория. Он заменил ее теорией Эдипова комплекса, которая позволила Фрейду отмахнуться от женских историй о жестоком обращении в детстве как воображаемых, написав: «Я смогла распознать в этой фантазии о соблазнении отцом типичный Эдипов комплекс у женщин». [27] Раш называет это увольнение прикрытием по Фрейду .

Критика Фрейда

[ редактировать ]

Фрейд критически относился к предпосылке, лежащей в основе идеи Юнга, написав в 1931 году: «Только у ребенка мужского пола мы обнаруживаем роковое сочетание любви к одному родителю и одновременной ненависти к другому как к сопернику». [10] : 9  Хотя в других случаях он, кажется, принимает идею комплекса Электры. Фрейд никогда не разъяснял свою точку зрения на применимость Эдипова комплекса к девочкам или женщинам. [28]

как сексистский

[ редактировать ]

Ряд авторов заметили, что теории Фрейда были основаны на мужчинах, а затем впоследствии распространены на женщин, в результате чего они плохо подходят женщинам. Например, идея о том, что женщины хотят иметь пенис или считают, что их кастрировали, по-видимому, предполагает, что женщины чувствуют себя неполноценными мужчинами. Этот фаллоцентризм был описан как сексистский. Идея о том, что женщины должны отказаться от сексуальной стимуляции клитора, чтобы быть психологически здоровыми, противоречит фактам. [25]

Некоторые авторы- феминистки пересматривают или перенимают идеи Фрейда, чтобы высказать свою точку зрения по поводу сексизма в женском Эдиповом комплексе. Например, пьеса Элен Сиксу 1976 года «Портрет Доры» реконструирует историю пациентки Иды Бауэр , которой Фрейд дал псевдоним Дора. Сиксу изображает предполагаемую истерию Доры как разумную реакцию на плохое поведение ее отца, и Фрейд нанял, чтобы скрыть это. [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Юнг, К.Г. (1915). Теория психоанализа . Серия монографий по нервным и психическим заболеваниям, вып. 19. Нью-Йорк: Издательство нервных и психических заболеваний, с. 69.
  2. ^ Jump up to: а б Лапланш, Жан; Понталис, Дж. Б. (1973). Язык психоанализа Нью-Йорк: WW Нортон. п. 152 . ISBN  0393011054 . OCLC   741058 .
  3. ^ А55. ОСТРОВ СОКРОВИЩ: СООБЩЕНИЯ О СЛУЧАЯХ АВМ И ЭКМО . Американское торакальное общество. Май 2022 г. doi : 10.1164/ajrccm-conference.2022.a55 .
  4. ^ Мерфи, Брюс (1996). Читательская энциклопедия Бенета (4-е изд.). Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. п. 310 .
  5. ^ Белл, Роберт Э. (1991). Женщины классической мифологии: Биографический словарь . Калифорния: Издательство Оксфордского университета. стр. 177–178.
  6. ^ Хорнблауэр С., Спофорт А. (1998). Оксфордский спутник классической цивилизации . стр. 254–255.
  7. ^ Фрейд, Зигмунд (1956). О сексуальности . Пингвин Букс Лтд.
  8. ^ Юнг, Карл (1913). Теория психоанализа.
  9. ^ Юнг, Карл (1970). Психоанализ и неврозы . Издательство Принстонского университета. .
  10. ^ Jump up to: а б с Скотт, Джилл (2005). Электра по Фрейду: миф и культура . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0-8014-4261-2 .
  11. ^ Фрейд, Зигмунд (1991). О сексуальности . Лондон: Книги Пингвина. п. 375.
  12. ^ «Зигмунд Фрейд 1856–1939» . Энциклопедия немецкой литературы . Лондон: Рутледж. 2000 . Проверено 2 сентября 2009 г.
  13. ^ Чодороу, Нэнси (февраль 1978 г.). «Материнство, объектные отношения и женская эдипальная конфигурация» . Феминистские исследования . 4 (1): 137–158. дои : 10.2307/3177630 . hdl : 2027/spo.0499697.0004.108 . JSTOR   3177630 .
  14. ^ Буллок А., Тромбли С. (1999). Новый словарь современной мысли Фонтаны . Лондон: Харпер Коллинз. стр. 259, 705.
  15. ^ Баллок А., Тромбли С. (1999) Новый словарь современной мысли Фонтаны Харпер Коллинз: Лондон, стр. 205, 107
  16. ^ Левин, Хайман Л. (1921). «О прогностическом значении психического содержания при маниакально-депрессивном психозе» . Государственная больница Ежеквартально . VII : 594–95 . Проверено 18 ноября 2010 г.
  17. ^ Бергер, Артур Аса. Методы медиаанализа , 3-е изд. Таузенд-Оукс: Sage Press (2005)
  18. ^ Бергер, Артур Аса Методы анализа СМИ , 3-е изд. Таузенд-Оукс: Sage Press (2005)
  19. ^ Олив, Питер (2019). «Возрождение варвара: Электра, инцест между братьями и сестрами и эллинизм двадцатого века». Журнал классических приемов . 11 (4): 407–426. дои : 10.1093/crj/clz012 . ISSN   1759-5142 .
  20. ^ Ван Дайн, Сьюзан Р. Сильвия Плат, « Чапел-Хилл стихов Ариэля»: University of North Carolina Press, 1993.
  21. ^ Плат, Сильвия «Папа» Ариэль Харпер и Роу: Нью-Йорк (1966).
  22. ^ «Arca делится новой песней «Electra Rex»: Listen» . Стереогум . 09.11.2021 . Проверено 16 ноября 2021 г.
  23. ^ Фрейд, Зигмунд (1931). « Женская сексуальность» ( PDF) . Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда . 11 :8 – через Университет Пенсильвании.
  24. ^ Фонаги, Питер; Цель, Мэри (2006). Психоаналитические теории: перспективы психопатологии развития . Издательство Whurr. ISBN  9781861562395 . OCLC   749483878 .
  25. ^ Jump up to: а б Либерт, Роберт М. (1993). Личность: стратегии и проблемы . Пасифик Гроув, Калифорния: Паб Brooks/Cole. Ко. стр. 144–146. ISBN  9780534175801 .
  26. ^ Тантри, Таня. «Эдипов комплекс у детей: что нужно знать родителям» . Фло Здоровье . Проверено 30 ноября 2021 г.
  27. ^ Раш, Флоренция (1980). Самый сокровенный секрет: сексуальное насилие над детьми . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. стр. 82–83. ISBN  9780130747815 .
  28. ^ Колман, Эндрю М. (2014). «Эдипов комплекс» . Словарь психологии (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780199534067.001.0001 . ISBN  9780191726828 . Проверено 29 ноября 2021 г.
  29. ^ Эванс, Марта Ноэль (1982). «Портрет Доры: история болезни Фрейда в обзоре Элен Сиксу». Субстанция . 11 (3). Издательство Университета Джона Хопкинса: 64–71. дои : 10.2307/3684315 . JSTOR   3684315 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брейер Дж., Фрейд С. (1909). Исследования истерии . Основные книги.
  • Де Бовуар, С. (1952). Второй секс . Нью-Йорк: Винтажные книги.
  • Фрейд, С. (1905). Дора: Фрагмент анализа случая истерии . Нью-Йорк: WW Norton & Company.
  • Фрейд, С. (1920). «Случай гомосексуализма у женщины». Полное собрание сочинений по психологии Зигмунда Фрейда . Нью-Йорк: Хогарт Пресс.
  • Лаузен, Г. (1965). Зигмунд Фрейд: Человек и его теории . Нью-Йорк: Пол С. Эрикссон, Inc.
  • Лерман, Х. (1986). Соринка в глазу Фрейда . Нью-Йорк: Издательская компания Springer. ISBN  9780826154200 .
  • Митчелл, Дж. (1974). Психоанализ и феминизм . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN  9780394714424 .
  • Тобин, Б. (1988). Обратный эдипальный комплексный анализ . Нью-Йорк: Издательская компания Random House.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a16dafa9162f2a5b5729183f66754a1b__1722488400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/1b/a16dafa9162f2a5b5729183f66754a1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Electra complex - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)