Юнгианские архетипы
Юнгианские архетипы — это концепция психологии, которая относится к универсальной, унаследованной идее, образцу мышления или образу, присутствующему в коллективном бессознательном всех людей. Архетипы, психический аналог инстинктов , считаются основой многих общих тем и символов, которые появляются в историях, мифах и снах в разных культурах и обществах. Некоторые примеры архетипов включают, среди прочего, архетипы матери , ребенка, обманщика и наводнения . Концепция коллективного бессознательного была впервые предложена Карлом Юнгом , швейцарским психиатром и психоаналитиком.
Согласно Юнгу, архетипы — это врожденные модели мышления и поведения, которые стремятся реализоваться в среде человека. Этот процесс актуализации влияет на степень индивидуации человека или развитие уникальной личности . Например, присутствие материнской фигуры, которая точно соответствует идеализированному представлению ребенка о матери, может пробудить врожденные ожидания и активировать архетип матери в сознании ребенка. Этот архетип включен в личное бессознательное ребенка как «материнский комплекс», который представляет собой функциональную единицу личного бессознательного, аналогичную архетипу в коллективном бессознательном.
Введение
[ редактировать ]
Карл Юнг отверг теорию психологического развития человека tabula rasa , которая предполагает, что люди рождаются как «чистый лист», и их опыт формирует их мысли, поведение и чувства. Вместо этого Юнг считал, что существуют универсальные переживания, присущие человеческому опыту, такие как принадлежность, любовь, смерть и страх. [1] Эти переживания, которые он назвал «коллективным бессознательным», выражаются в том, что он назвал «архетипами». [1] Юнг считал, что эти архетипы находятся под влиянием эволюционного давления и проявляются в поведении и опыте людей. [2] Чтобы объяснить эту идею, он впервые ввел концепцию первичных образов, которые позже назвал архетипами.
Согласно юнгианской психологии , архетипы — это врожденные потенциалы, которые выражаются в поведении и опыте человека. Это скрытые формы, которые активируются, когда входят в сознание, и формируются индивидуальным и культурным опытом. [3] Концепция архетипов является ключевым аспектом теории коллективного бессознательного Юнга , которая предполагает, что существуют универсальные переживания, присущие человеческому опыту. О существовании архетипов можно судить по различным культурным явлениям, таким как истории, искусство, мифы, религии и сны. [4]
На концепцию архетипов Юнга повлияли теории Иммануила Канта , Платона и Артура Шопенгауэра . [5] Идея Юнга об архетипах отличается от концепции идей Платона тем, что они динамичны и постоянно ищут выражение в личности и поведении человека. Он считал, что эти архетипы активируются и обретают форму при столкновении с эмпирическим опытом. [5]
Для Юнга «архетип — это интроспективно узнаваемая форма априорной психической упорядоченности». [6] «Эти образы следует мыслить как лишенные твердого содержания и, следовательно, как бессознательные. Они приобретают твердость, влияние и возможное сознание только при встрече с эмпирическими фактами». [7]
Согласно юнгианской психологии, архетипы образуют общую основу для опыта всех людей. Каждый человек строит свой собственный опыт на этом фундаменте под влиянием своей уникальной культуры, личности и жизненных событий. Хотя существует относительно небольшое количество врожденных и аморфных архетипов, они могут порождать огромное количество образов, символов и моделей поведения. Хотя результирующие образы и формы осознаются сознательно, лежащие в их основе архетипы бессознательны и не могут быть восприняты напрямую. [8] [9]
Юнг считал, что форма архетипа подобна осевой системе кристалла, которая определяет структуру кристалла, не имея собственного физического существования. Архетип пуст и чисто формален, и конкретный способ его выражения зависит от обстоятельств, в которых он активируется. Репрезентации архетипа не наследуются, а только формы, и они соответствуют инстинктам. Существование инстинктов и архетипов не может быть доказано, если они не проявят себя конкретно. [10]
В исследовании, опубликованном в журнале «Психологическая перспектива» в 2017 году, изучались способы, которыми юнгианские представления выражаются в человеческом опыте. В статье подведены итоги исследования,
Архетипы — это универсальные организующие темы или шаблоны, которые появляются независимо от пространства, времени или человека. Появляясь во всех экзистенциальных сферах и на всех уровнях систематической рекурсии, они организованы как темы в unus mundus , который Юнг... описал как «потенциальный мир вне времени», и их можно обнаружить через синхронистичности. [11]
Раннее развитие
[ редактировать ]
Интуиция Юнга о том, что психика — это нечто большее, чем индивидуальный опыт, возможно, зародилась в его детстве. [12] Ему снились сны, которые, казалось, исходили из внешнего источника, и одним из самых ранних воспоминаний был сон о подземном фаллическом боге . Позже исследования Юнга в больнице Бургхельцли, посвященные психотическим пациентам, и его собственный самоанализ подтвердили его веру в существование универсальных психических структур, которые лежат в основе всего человеческого опыта и поведения. Он обнаружил, что сны его пациентов следуют определенным закономерностям и содержат элементы мифов, легенд и сказок. [13] Первоначально Юнг называл их «первичными образами» — термин, который он заимствовал у Якоба Буркхардта . [14] позже в 1917 году назвав их «доминантами коллективного бессознательного». [15]
Юнг впервые ввел термин «архетипы» в своем эссе 1919 года «Инстинкт и бессознательное». [16] Слово происходит от греческого языка, первый элемент которого «архе» означает «начало, происхождение, причина, принцип первоисточника», а также «положение лидера, верховное правление и правительство». Второй элемент, «тип», означает «удар и то, что производится ударом, отпечаток монеты, форму, образ, прототип, модель, порядок и норму». В современном использовании этот термин означает «образец, лежащий в основе формы, изначальная форма». [17]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]В последующие годы Юнг пересмотрел и расширил концепцию архетипов, рассматривая их как психофизические паттерны, существующие во Вселенной, получившие конкретное выражение в человеческом сознании и культуре. Это было частью его попытки связать глубинную психологию с более широкой научной программой двадцатого века. [18]
Юнг предположил, что архетип содержит двойственную природу, существующую как в психике человека, так и в мире в целом. Непсихический элемент, или «психоидный» архетип, представляет собой синтез инстинкта и духа. [19] и недоступно сознанию. [20] Юнг разработал эту концепцию в сотрудничестве с австрийским квантовым физиком Вольфгангом Паули , который считал, что психоидный архетип имеет решающее значение для понимания принципов устройства Вселенной. [3] Юнг также рассматривал психоидный архетип как континуум, включающий то, что он ранее называл «архетипической тенденцией» или врожденным образцом действия. [19]
Архетип — это не просто психическая сущность, но, по сути, мост к материи в целом. [21] Юнг использовал термин unus mundus для описания единой реальности, которая, по его мнению, лежит в основе всех проявленных явлений , наблюдаемых или воспринимаемых вещей, существующих в физическом мире. Он рассматривал архетипы как посредников unus mundus , организующих не только идеи в психике, но и фундаментальные принципы материи и энергии в физическом мире. Психоидный аспект архетипа произвел впечатление на лауреата Нобелевской премии по физике Вольфганга Паули , который поддержал концепцию Юнга и считал, что архетип обеспечивает связь между физическими событиями и сознанием изучающего их ученого. Это перекликалось с позицией немецкого астронома Иоганна Кеплера . Таким образом, архетипы, которые упорядочивают наши восприятия и идеи, сами являются продуктом объективного порядка, превосходящего как человеческий разум, так и внешний мир. [3]
Кен Уилбер разработал теорию под названием «Спектр сознания» , которая расширила архетипы Юнга. [22] Он сказал, что архетипы Юнга не использовались так же, как древние мистики (например, Платон и Августин). [23] Уилбер также опирался на мистическую философию, чтобы описать фундаментальное состояние реальности, из которого возникают все последующие и низшие формы. [24] Для Уилбера эти формы являются актуальными или реальными архетипами, возникшими из Пустоты или фундаментального состояния реальности. [24] В книге «Глаза к глазам: В поисках новой парадигмы » Уилбер пояснил, что низшие структуры не являются самими архетипами, а вместо этого даны коллективно и архетипически. [25] Он также объяснил, что уровни форм являются частью психологического развития, в котором более высокий порядок возникает через дифференциацию предыдущего уровня. [26]
Аналогии
[ редактировать ]Юнговская аналогия психики с электромагнитным спектром — полезный способ визуализировать различные компоненты психики. В этой аналогии спектр видимого света представляет сознание, а центр спектра (соответствующий желтому цвету) представляет сознательный разум. Красный и синий концы спектра представляют бессознательное состояние, красный представляет бессознательные побуждения, а невидимый свет на инфракрасном конце спектра соответствует инстинктам , на которые влияют физические и химические условия. Например, красный свет в спектре может отражать влияние первобытных инстинктов и эмоциональных импульсов на наше поведение, таких как желание еды, крова и размножения. Синий, с другой стороны, представляет духовные идеи, а невидимый свет на ультрафиолетовом конце спектра представляет влияние архетипов как на живую, так и на неживую материю. [21] Например, синий свет в спектре может отражать влияние духовных убеждений и ценностей на наше поведение , таких как вера в высшие силы или моральный кодекс. Ультрафиолетовый свет в конце спектра может представлять влияние универсальных архетипов, таких как герой, мудрый старейшина или обманщик, на наши мысли, чувства и действия. Считается, что эти архетипы существуют за пределами видимого спектра и могут оказывать влияние как на живые, так и на неживые существа.
По аналогии Юнга, фиолетовый цвет представляет собой отдельный аспект психики, а не комбинацию других цветов или длин волн света. [19] Этот цвет может отражать влияние психологических факторов, которые нелегко объяснить или понять, таких как синхронистичности , сны и другие явления, не поддающиеся рациональному объяснению. Юнг предположил, что эти архетипические структуры не только управляют поведением живых организмов, но и оказывают влияние на поведение неорганической материи. [27] Например, архетип героя может вдохновить человека смело противостоять опасной ситуации, в то время как архетип мудрого старшего может помочь человеку принимать мудрые и сострадательные решения. Точно так же влияние архетипов можно увидеть в мире природы, например, в том, как реки и горы воплощают определенные качества или энергии.
Примеры
[ редактировать ]
Юнг выделил различные архетипы в психологии человека. К ним относятся такие события, как рождение, смерть и брак; такие фигуры, как мать, отец и ребенок; и такие мотивы, как апокалипсис и потоп. [28] Хотя число архетипов безгранично, [29] есть несколько особенно примечательных, повторяющихся архетипических образов, «главными из которых являются» (согласно Юнгу) «тень , мудрый старик , ребенок , мать ... и ее двойник, девушка , и, наконец , Анима у мужчины и Анимус у женщины ». [30] [31] В качестве альтернативы он мог бы говорить о «возникновении определенных определенных архетипов... тени, животного, мудрого старика, анимы, анимуса, матери, ребенка». [32] Персона , анима и анимус, тень и самость — четыре архетипа , которые подпадают под отдельные системы личности. [33]
Отец представляет патриархальные качества личности. Некоторые из этих качеств могут включать защитника, кормильца и мудрость. [34] Архетип отца можно увидеть во многих формах, таких как короли, вожди и биологический отец.
Мать представляет собой заботливый и защитный аспект женской фигуры. Его часто связывают с качествами любви, сострадания и заботы. Архетип матери может проявляться в различных формах, например, в виде биологической матери, материнской фигуры в жизни человека или даже материнского аспекта в собственной личности.
Самость . обозначает весь спектр психических явлений у людей Оно выражает единство личности в целом. [35] По мнению Юнга, этот архетип проявляется в среднем возрасте — этапе, когда все системы личности уже развиты и человек уже озабочен своей целостностью и самореализацией. [33]
Тень . представляет собой представление личного бессознательного в целом и обычно воплощает в себе компенсирующие ценности, которыми обладает сознательная личность Это скрытая, подавленная сторона личности. Характеристики тени находятся в прямой противоположности персоне. [36] Таким образом, тень часто представляет темную сторону человека, те аспекты самого себя, которые существуют, но которые человек не признает или с которыми не отождествляет себя. [37] Это также описывается как животные и зловещие аспекты всех людей. [38] Хотя тень может показаться негативным архетипом, который деградирует и разрушает эго, верно обратное, если тень интегрирована должным образом. [39] Если тень не интегрирована должным образом и не подавлена, могут возникнуть негативные последствия, которые могут повлиять на человека и окружающих.
Архетип анимы проявляется у мужчины и является его исконным образом женщины. Он отражает сексуальные ожидания мужчины от женщин. [40] но также является символом женских возможностей мужчины, [41] его контрсексуальные наклонности. Архетип анимуса — это аналог мужских качеств, присущих женщинам. [42] Кроме того, это также может относиться к сознательному ощущению мужских качеств среди мужчин. [43]
Любая попытка дать исчерпывающий список архетипов была бы бесполезным занятием, поскольку они имеют тенденцию сочетаться друг с другом и обмениваться качествами, что затрудняет принятие решения, где заканчивается один архетип и начинается другой. Например, качества теневого архетипа могут быть заметными в архетипическом образе анимы или анимуса. Один архетип также может проявляться в различных различных формах, что поднимает вопрос о том, следует ли говорить о наличии четырех или пяти различных архетипов или просто четырех или пяти форм одного архетипа. [37]
Актуализация и комплексы
[ редактировать ]Архетипы стремятся к актуализации по мере того, как человек проживает свой жизненный цикл в контексте своего окружения. По мнению Юнга, этот процесс называется индивидуацией , которую он описал как «выражение того биологического процесса — простого или сложного, в зависимости от обстоятельств, — посредством которого каждое живое существо становится тем, чем ему было суждено стать с самого начала». [44] Это считается творческим процессом, который активирует бессознательные и изначальные образы посредством воздействия на неизведанные возможности разума. [45] Архетипы направляют процесс индивидуации к самореализации. [46]
Юнг также использовал термины «вызов» и «созвездие», чтобы объяснить процесс актуализации. Так, например, архетип матери актуализируется в сознании ребенка путем пробуждения врожденных предвосхищений материнского архетипа, когда ребенок находится рядом с материнской фигурой, которая достаточно близко соответствует его архетипическому шаблону. Этот материнский архетип встроен в личное бессознательное ребенка как материнский комплекс . Комплексы являются функциональными единицами личного бессознательного, точно так же, как архетипы являются единицами коллективного бессознательного. [17]
Этапы жизни
[ редактировать ]Архетипы — это врожденные универсальные предсознательные психические предрасположенности, позволяющие людям реагировать человеческим образом. [47] поскольку они образуют субстрат, из которого возникают основные темы человеческой жизни. Архетипы являются компонентами коллективного бессознательного и служат для организации, направления и информирования человеческих мыслей и поведения. Архетипы контролируют жизненный цикл человека. [28]
По мере нашего взросления архетипический план разворачивается через запрограммированную последовательность, которую Юнг назвал стадиями жизни. Каждый этап жизни опосредован новым набором архетипических императивов, которые стремятся к осуществлению в действии. К ним могут относиться воспитание детей, инициация, ухаживание, брак и подготовка к смерти. [48]
«Архетип — это тенденция формировать такие представления мотива — представления, которые могут сильно варьироваться в деталях, не теряя при этом своей основной структуры… Это действительно инстинктивная тенденция ». [49] Таким образом, «архетип инициации сильно активируется, чтобы обеспечить значимый переход… с помощью « обряда перехода » от одного этапа жизни к другому»: [50] [51] Такие стадии могут включать в себя воспитание детей, инициацию, ухаживание, брак и подготовку к смерти. [3]
Общие события
[ редактировать ]В своей книге « Юнг и постюнгианцы» Эндрю Сэмюэлс указывает на некоторые важные события, связанные с концепцией юнгианских архетипов. Клод Леви-Стросс был сторонником структурализма в антропологии и, как и Юнг, был заинтересован в лучшем понимании природы коллективных явлений. [5] Работая над пониманием структуры и значения мифа, Леви-Стросс пришел к выводу, что нынешние явления представляют собой трансформации более ранних структур или инфраструктур, и зашел так далеко, что заявил, что «структура примитивных мыслей присутствует в нашем сознании». [52]
Сэмюэлс далее указывает, что в психолингвистическом исследовании Ноама Хомского существует закономерность овладения языком детьми, или универсальная грамматика. Хомский назвал эту модель механизмом овладения языком . Он также обращается к понятию «универсалий» и проводит различие между «формальными» универсалиями и «содержательными» универсалиями, аналогично разнице между архетипом как таковым (структурой) и архетипическим образом. [5]
Жан Пиаже пишет о «схемах», которые являются врожденными и закладывают основу перцептивно-моторной деятельности и помогают в приобретении знаний. Сэмюэлс утверждает, что схемы сравнимы с архетипами по их врожденности, активности и потребности в соответствии с окружающей средой. [5]
Энтони Стивенс утверждает, что концепция социальных инстинктов, которую предложил Чарльз Дарвин , способности Анри Бергсона , а также изоморфы Вольфганга Колера — все они связаны с архетипами. Все эти концепции относятся к исследованиям Штрауса, который считал, что «все формы социальной жизни [являются] проекцией универсальных законов, ответственных за регулирование бессознательной деятельности психики». [3]
Этология и теория привязанности
[ редактировать ]В «Биологической теории и концепции архетипов» Майкл Фордэм считал, что врожденные механизмы высвобождения у животных могут быть применимы к людям, особенно в младенчестве. Стимулы, вызывающие инстинктивное поведение, выбираются из широкого спектра врожденной системы восприятия, и поведение «высвобождается». Фордэм провел параллель между некоторыми этологическими наблюдениями Лоренца об иерархическом поведении волков и функционировании архетипов в младенчестве. [5]
Энтони Стивенс предполагает, что этология и аналитическая психология — это дисциплины, пытающиеся постичь универсальные явления. [53] Этология показывает нам, что каждый вид наделен уникальными поведенческими способностями, адаптированными к окружающей среде, и люди не являются исключением. [54] Стивенс утверждает, что архетипы — это «нейропсихические центры, ответственные за координацию поведенческого и психического репертуара нашего вида». [53]
Путаницу по поводу сущностного качества архетипов можно частично объяснить развитием собственных представлений Юнга о них в его трудах и его взаимозаменяемым использованием терминов «архетип» и «первоначальный образ». Юнг также стремился сохранить сырое и жизненное качество архетипов как спонтанных излияний бессознательного и не придавать их специфическим индивидуальным и культурным проявлениям сухого, строгого, интеллектуально сформулированного значения. Программированное поведение имеет место в психологических отношениях между матерью и новорожденным. Беспомощность ребенка, его огромный репертуар жестовых стимулов и приближающегося поведения вызывают материнскую реакцию. А запах, звук и форма матери, например, вызовут реакцию кормления. [5]
Биология
[ редактировать ]Стивенс предполагает, что ДНК сама по себе может быть проверена на предмет местонахождения и передачи архетипов. Поскольку они совпадают с естественной жизнью, их следует ожидать везде, где есть жизнь. Он предполагает, что ДНК является воспроизводимым архетипом вида. [5]
Юнгианский аналитик Мюррей Стейн утверждает, что все различные термины, используемые для описания посланников – «шаблоны, гены, ферменты, гормоны, катализаторы, феромоны, социальные гормоны» – представляют собой концепции, подобные архетипам. Он упоминает архетипические фигуры, которые представляют посланников, таких как Гермес, Прометей или Христос. Продолжая основывать свои аргументы на рассмотрении систем биологической защиты, он говорит, что они должны действовать в целом ряде конкретных обстоятельств, их агенты должны иметь возможность распространяться повсюду, распространение агентов не должно нарушать соматический статус-кво и у предрасположенных людей агенты атакуют самого себя. [5]
Психоанализ
[ редактировать ]Мелани Кляйн : Идея Мелани Кляйн о бессознательной фантазии тесно связана с архетипом Юнга, поскольку оба они состоят из образа и аффекта и являются априорными моделями психики , содержание которых строится на основе опыта. [5]
Жак Лакан : Лакан вышел за рамки предположения, что бессознательное — это структура, лежащая под сознательным миром; само бессознательное структурировано, как язык. Это наводит на мысль о параллелях с Юнгом. Кроме того, Символический и Воображаемый порядки Лакана могут быть согласованы с архетипической теорией Юнга и личным бессознательным соответственно. Символический порядок моделирует содержание Воображаемого точно так же, как архетипические структуры предрасполагают людей к определенным видам опыта. Если мы возьмем пример родителей, то архетипические структуры и Символический порядок предрасполагают к нашему узнаванию и отношению к ним. [5] Концепция Реального Лакана приближается к разработке Юнгом психоидного бессознательного, которое может рассматриваться как истинное, но не может быть познано непосредственно. Лакан утверждал, что бессознательное организовано в сложную сеть, управляемую ассоциациями, прежде всего «метафорическими ассоциациями». Существование сети показано анализом продуктов бессознательного: снов, симптомов и так далее. [5]

Уилфред Бион : По мнению Биона, мысли предшествуют мыслительной способности. Мысли маленького ребенка неотличимы от сенсорных данных или неорганизованных эмоций. Бион использует термин «протомысли» для обозначения этих ранних явлений. Из-за своей связи с чувственными данными протомысли конкретны и автономны (мысли в себе), еще не способны к символическим представлениям или объектным отношениям. Тогда мысли функционируют как предвзятые мнения – предрасполагающие психосоматические сущности, подобные архетипам. Поддержка этой связи исходит от наблюдения кляйнианского аналитика Мани-Кирла о том, что представление Биона о предубеждениях является прямым потомком идей Платона . [5]

Зигмунд Фрейд : Во вводных лекциях по психоанализу (1916–1917) Фрейд писал: «Не может быть сомнения, что источник [фантазий] лежит в инстинктах; но все же необходимо объяснить, почему одни и те же фантазии с одним и тем же содержание создается в каждом случае. Я готов дать ответ, который, я знаю, покажется вам смелым. Я считаю, что... первичные фантазии, а также, без сомнения, некоторые другие, являются филогенетическим даром». [55] Его предположение о том, что первичные фантазии являются остатком конкретных воспоминаний о доисторическом опыте, было истолковано как согласующееся с идеей архетипов. Лапланеэ и Понталис отмечают, что все так называемые первичные фантазии связаны с истоками и что «подобно коллективным мифам они претендуют на то, чтобы обеспечить представление и «разгадку» всего, что представляет собой загадку для ребенка». [5]
Роберт Лэнгс : Совсем недавно адаптивный психотерапевт и психоаналитик Роберт Лэнгс использовал архетипическую теорию как способ понять функционирование того, что он называет «глубокой бессознательной системой». [56] Использование Лэнгсом архетипов особенно относится к проблемам, связанным с тревогой смерти , которую Лэнгс считает корнем психического конфликта. Как и Юнг, Лангс рассматривает архетипы как общевидовые глубокие бессознательные факторы. [57]
Неврология
[ редактировать ]Росси (1977) предполагает, что функции и характеристики левого и правого полушарий головного мозга могут позволить нам локализовать архетипы в правом полушарии головного мозга. Он цитирует исследования, показывающие, что функционирование левого полушария преимущественно вербальное и ассоциативное, а правое — зрительно-пространственное и апперцептивное. Таким образом, левое полушарие функционирует как критический, аналитический, информационный процессор, в то время как правое полушарие работает в «гештальт-режиме». Это означает, что правое полушарие лучше воспринимает целое по фрагменту, лучше работает с запутанным материалом, более иррационально, чем левое, более тесно связано с телесными процессами. Однако однажды выраженные в форме слов, концепций и языка левого полушария эго, они становятся всего лишь представлениями, которые «берут свой цвет» из индивидуального сознания. Внутренние фигуры, такие как тень, анима и анимус, могут быть архетипическими процессами, имеющими источник в правом полушарии. [5]
Генри (1977) сослался на модель трехчастного мозга Маклина, предполагающую, что мозг рептилий является более древней частью мозга и может содержать не только побуждения, но и архетипические структуры. Предполагается, что было время, когда эмоциональное поведение и познание были менее развиты и преобладал более старый мозг. Существует очевидная параллель с идеей Юнга о том, что архетипы «кристаллизуются» с течением времени. [5]
Литературная критика
[ редактировать ]Архетипическая литературная критика утверждает, что архетипы определяют форму и функцию литературных произведений и, следовательно, значение текста формируется культурными и психологическими мифами. Архетипы — это непознаваемые базовые формы, персонифицированные или конкретизированные в повторяющихся образах, символах или узорах, которые могут включать в себя такие мотивы, как поиски или небесное восхождение, узнаваемые типы персонажей, такие как обманщик или герой, символы, такие как яблоко или змея, или такие образы, как распятие (как в «Кинг-Конге» или «Невесте Франкенштейна»), уже наполнены смыслом, когда используются в конкретном произведении. [5]
Психология
[ редактировать ]Архетипическая психология была разработана Джеймсом Хиллманом во второй половине 20 века. Хиллман обучался в Институте Юнга и после окончания университета был его директором. Архетипическая психология принадлежит юнгианской традиции и самым непосредственным образом связана с аналитической психологией и психодинамической теорией, однако радикально отходит даже от первоначальной концепции Юнга о том, что такое архетип. [58] Архетипическая психология релятивизирует и делитерализирует эго и сосредотачивается на самой психике (или душе ) и архаи , глубочайших моделях психического функционирования, «фундаментальных фантазиях, которые оживляют всю жизнь». [59] Архетипическая психология — это политеистическая психология , в которой она пытается распознать множество фантазий и мифов , богов , богинь , полубогов , смертных и животных — которые формируют и формируются нашей психологической жизнью. [60] По мнению Хиллмана, эго — это всего лишь одна психологическая фантазия , существующая среди множества других фантазий. [59]
Многие архетипы использовались при лечении психологических заболеваний . Первое исследование Юнга было проведено на людях, страдающих шизофренией. [61]
Педагогика
[ редактировать ]Архетипическую педагогику разработал Клиффорд Мэйес . Работа Мэйеса также направлена на продвижение того, что он называет архетипической рефлексивностью учителей; это средство поощрения учителей изучать и работать с психодинамическими проблемами, образами и предположениями, поскольку эти факторы влияют на их педагогическую практику. Совсем недавно Индикатор архетипов Пирсона-Марра (PMAI), основанный на теориях Юнга как об архетипах, так и о типах личности, стал использоваться в педагогических целях (мало чем отличается от Индикатора типов Майерса-Бриггса ). [ нужна ссылка ]
Применение мышления, основанного на архетипах
[ редактировать ]В исторических трудах
[ редактировать ]
Архетипы были названы многими учеными ключевыми фигурами как в древнегреческой , так и в древнеримской культуре. Примеры из древней истории включают эпические произведения «Илиада» и «Одиссея» . В частности, ученый Роберт Эйснер утверждал, что концепция анимы в юнгианской мысли существует в форме прототипа внутри персонажей- богинь в указанных историях. он особо упомянул Афину , оказавшую большое влияние. Например, [62]
В контексте средневекового периода британского приводилось писателя Джеффри Чосера произведение «Кентерберийские рассказы» как пример активного использования юнгианских архетипов. В частности, в «Рассказе жены Бата» в большом сборнике рассказов исследуются концепции плохой и хорошей матери . Сюжет данной сказки дополнительно содержит более широкие юнгианские темы, касающиеся практики магии, использования загадок и природы радикальной трансформации. [63]
В британского интеллектуала и поэта Джона Мильтона эпическом произведении «Потерянный рай » персонаж Люцифера обладает некоторыми качествами архетипического героя , включая храбрость и силу воли, но при этом воплощает теневую концепцию в его развращении Адама и Евы . Как и два первых человека, Люцифер изображается как сотворенное существо, предназначенное для служения небесным целям . Однако его бунт и заявления о гордыне сделали его философски темным зеркалом первоначального морального послушания Адама и Евы . Кроме того, первые два человека функционируют как анима и анимус друг друга , их романтическая любовь помогает сделать друг друга психологически целостными. [64]
В современной популярной культуре
[ редактировать ]
Архетипы изобилуют современным художественным выражением, таким как фильмы, литература, музыка и видеоигры, как и в творческих произведениях прошлого. Эти проекции коллективного бессознательного служат для воплощения основных социальных проблем и борьбы за развитие в средствах массовой информации, которые развлекают и обучают. Работы, созданные как при жизни Юнга, так и после него, часто подвергались академическому анализу с точки зрения их психологических аспектов. [66]
Сам акт просмотра фильмов имеет важное психологическое значение не только на индивидуальном уровне, но и с точки зрения обмена массовыми социальными установками через общий опыт. Фильмы функционируют как современная форма мифотворчества. Они отражают реакцию людей на самих себя, а также на более широкие тайны и чудеса человеческого существования. Сам Юнг был очарован динамикой медиума. Кинокритика уже давно применяет юнгианскую мысль к различным типам анализа, при этом архетипы рассматриваются как важные аспекты повествования на киноэкране. [67]
Исследование, проведенное учеными Майклом А. Фабером и Джоном Д. Майером в 2009 году, показало, что отдельные архетипы в подробно описанных источниках СМИ могут быть надежно идентифицированы отдельными людьми. Они также заявили, что жизненный опыт и личность людей, по-видимому, дают им своего рода психологический резонанс с конкретными творениями. [68] Юнгианские архетипы также упоминались как меняющие представления о том, что кажется « крутым », особенно с точки зрения молодежной культуры. Такие актеры, как Джеймс Дин и Стив Маккуин, в частности, были идентифицированы как мятежные изгои, воплощающие особый тип юнгианского архетипа с точки зрения мужественности. [69]

Современное кино является богатым источником архетипических образов, наиболее часто проявляющихся, например, в архетипе героя: тот, кто спасает положение, молод и неопытен, как Люк Скайуокер в «Звездных войнах» . [70] или старше и циничнее, как Рик Блейн в «Касабланке» . [65]
Аттикус Финч из «Убить пересмешника» величайшим киногероем всех времен , названный Американским институтом кино , [71] выполняет три роли с точки зрения архетипов: отца , [72] герой и идеалист . [ нужна ссылка ] [73] Что касается первого, его описывают как «самого чистого архетипического отца в кино» с точки зрения его близких отношений со своими детьми, наделяя их такими инстинктами, как надежда . [72]
Классический пример юнгианских архетипов можно найти в истории доктора Джекила и мистера Хайда . Тень, эго и личность иллюстрируются внутренней борьбой Джекила с другой стороной его личности, мистером Хайдом. [74] В оригинальной трилогии «Звездных войн» персонажи Люк Скайуокер и Дарт Вейдер представляют собой архетипы героя и тени соответственно. [70]
В маркетинге архетип — это жанр бренда, основанный на символизме. Идея использования архетипов бренда в маркетинге заключается в том, чтобы привязать бренд к иконе, уже встроенной в сознание и подсознание человечества. В сознании как владельца бренда, так и общественности, соответствие архетипу бренда облегчает его идентификацию. Для использования в брендинге было предложено двенадцать архетипов: Мудрец, Невинный, Исследователь, Правитель, Создатель, Опекун, Волшебник, Герой, Преступник, Любовник, Шут и Обычный человек. [75]
Критика
[ редактировать ]Феминистская критика сосредоточилась на аспектах архетипической теории, которые считаются редукционистскими и обеспечивают стереотипный взгляд на женственность и мужественность. [76]
Карла Юнга также обвиняли в метафизическом эссенциализме . Его психологии и особенно его мыслям о духе не хватает научной основы, что делает их мистическими и основанными на предположениях, а не на эмпирических исследованиях.
Другая критика архетипов заключается в том, что восприятие мифов как универсальных приводит к абстрагированию их от истории их фактического создания и культурного контекста. [77] Некоторые современные критики утверждают, что архетипы сводят проявления культуры к общим деконтекстуализированным концепциям, лишенным их уникального культурного контекста, превращая сложную реальность во что-то «простое и легкое для понимания». [77] Другие критики отвечают, что архетипы лишь укрепляют культурные предрассудки интерпретаторов мифов, а именно современных жителей Запада. Современная наука охарактеризовала архетипы как европоцентристский и колониалистический инструмент, позволяющий нивелировать специфику отдельных культур и их историй на службе великой абстракции. [78] Это демонстрируется в концептуализации «Другого», которое может быть представлено только ограниченной фикцией эго, несмотря на его «фундаментальную непостижимость». [79]
Другие обвиняли его в романтизированной и предвзятой пропаганде «примитивизма» посредством архетипической теории. Архетипическая теория постулировалась как научно неопровержимая и даже подвергалась сомнению как подходящая область психологических и научных исследований. Юнг упоминает о разграничении между экспериментальными и описательными психологическими исследованиями, считая, что архетипическая психология по необходимости укоренена в последнем лагере и основана (в определенной степени) на клинических исследованиях. [80]
Поскольку точка зрения Юнга была по существу субъективистской , он продемонстрировал несколько неокантианскую точку зрения, скептицизм в отношении познания вещей самих по себе и предпочтение внутреннего опыта эмпирическим данным. Этот скептицизм открыл Юнгу обвинение в противодействии материализму с помощью другого вида редукционизма, который сводит все к субъективным психологическим объяснениям и туманным квазимистическим утверждениям. [81]
Постюнгианская критика стремится контекстуализировать, расширить и изменить первоначальный дискурс Юнга об архетипах. Майкл Фордхэм критически относится к тенденции соотносить образы, созданные пациентами, только с историческими параллелями (например, из алхимии, мифологии или фольклора). Пациент, создающий архетипический материал с яркими алхимическими параллелями, рискует еще больше оторваться от своей обстановки в современной жизни, чем раньше. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вайнер, Майкл О.; Галло-Сильвер, Лес Пол (2018). Совершенный отец: основные концепции и архетипы . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. п. 5. ISBN 978-1-4766-6830-7 .
- ^ Стивенс, Энтони (1999). О Юнге: обновленное издание (2-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 215. ИСБН 069101048X . ОСЛК 41400920 .
- ^ Jump up to: а б с д и Стивенс, Энтони в «Архетипах» (глава 3) под ред. Пападопулос, Ренос. Справочник по юнгианской психологии (2006)
- ^ Стивенс, Энтони (2015). Живые архетипы: Избранные произведения Энтони Стивенса . Оксон: Рутледж. п. 141. ИСБН 978-1-317-59562-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Эндрю Сэмюэлс, Юнг и постюнгианцы ISBN 0415059046 , Рутледж (1986)
- ^ К.Г. Юнг, Синхронность (Лондон, 1985), с. 140
- ^ Юнг 1928: Пар. 300
- ^ Манро, Дональд; Шумейкер, Джон Ф.; Карр, Стюарт К. (2014). Мотивация и культура . Оксон: Рутледж. п. 2027. ISBN 9780415915090 .
- ^ Пакер, Шэрон (2010). Супергерои и суперэго: анализ разума, скрывающегося за масками: анализ разума, скрывающегося за масками . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 82. ИСБН 978-0-313-35536-3 .
- ^ (CW 9, ч. 1, п. 155)
- ^ О'Брайен, Джон А. (2017). «Исцеление народов». Психологические перспективы . 60 (2): 207–214. дои : 10.1080/00332925.2017.1314701 . S2CID 149140098 .
- ^ Пападопулос, Ренос К. (2006). Справочник по юнгианской психологии: теория, практика и приложения . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 76, 84, 85. ISBN. 1-58391-147-2 .
- ^ Коулман, Донателла Спинелли (2011). Съемки нации: Юнг, кино, неореализм и итальянская национальная идентичность . Нью-Йорк: Рутледж. п. 32. ISBN 978-0-415-55513-5 .
- ^ Шамдасани, Сону; Сону, Шамдасани (2003). Юнг и становление современной психологии: мечта о науке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 309. ИСБН 0-521-53909-9 .
- ^ Якоби, Иоланда (7 февраля 2017 г.). «КОМПЛЕКС, АРХЕТИП, СИМВОЛ в психологии К.Г. Юнга» . applyjung.com .
- ^ Эрни, Ульрих; Фишер, Томас; Кауфманн, Беттина, ред. (2019). Искусство К.Г. Юнга . WW Нортон и компания . п. 260. ИСБН 978-0-393-25487-7 .
- ^ Jump up to: а б Стивенс, Энтони: Возвращение к архетипу: обновленная естественная история личности. Торонто, Онтарио: Inner City Books, 2003. с. 74.
- ^ Камбре, Джозеф; Картер, Линда (2004). Аналитическая психология: современные перспективы юнгианского анализа . Хоув: Бруннер-Рутледж. п. 43. ИСБН 1-58391-998-8 .
- ^ Jump up to: а б с Азиз, Роберт (1990). К.Г. Юнг «Психология религии и синхронности» . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 54. ИСБН 0-7914-0166-9 .
- ^ Драйден, Винди; Ривз, Эндрю (2013). Справочник индивидуальной терапии, шестое издание . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. п. 76. ИСБН 978-1-4462-0136-7 .
- ^ Jump up to: а б Юнг, К.Г. (1947/1954/1960), Собрание сочинений, том. 8, Структура и динамика психики , стр. 187, 211–216 (¶384, 414–420). «Подобно тому, как «психическое инфракрасное излучение», биологическая инстинктивная психика, постепенно переходит в физиологию организма и таким образом сливается с его химическими и физическими состояниями, так и «психический ультрафиолет», архетип, описывает поле который не обнаруживает ни одной из особенностей физиологического и тем не менее, в конечном счете, уже не может считаться психическим, хотя и проявляется психически».
- ^ Хатчисон, Элизабет Д. (2019). Измерения человеческого поведения: человек и окружающая среда . Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации SAGE. п. 176. ИСБН 978-1-5443-3929-0 .
- ^ Уилбер, Кен (1998). Главный Кен Уилбер . Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы. п. 147. ИСБН 978-1-57062-379-0 .
- ^ Jump up to: а б Веллингс, Найджел; Маккормик, Элизабет Уайлд (2000). Трансперсональная психотерапия . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. п. 10. ISBN 978-1-4462-6615-1 .
- ^ Уилбер, Кен (2001). С глазу на глаз: В поисках новой парадигмы . Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы. п. 218. ИСБН 1-57062-249-3 .
- ^ Уилбер, Кен (2014). Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие . Книги квестов. ISBN 978-0-8356-3092-4 .
- ^ Стивенс, Энтони (2016). Живые архетипы: Избранные произведения Энтони Стивенса . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 155. ИСБН 978-1-138-81767-8 .
- ^ Jump up to: а б Пападопулос, Ренос К. (2006). Справочник по юнгианской психологии: теория, практика и приложения . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 76, 84, 85. ISBN. 1-58391-147-2 .
- ^ Джонс, Рая А.; Гарднер, Лесли (2019). Нарративы индивидуации . Оксон: Рутледж. ISBN 978-0-429-51470-8 .
- ^ Юнг, цитируется у Дж. Якоби, Комплекс, Архетип, Символ (Лондон, 1959), стр. 114
- ^ Смит, Клэр (2016). Джек-Потрошитель в кино и культуре: цилиндр, сумка Гладстона и туман . Лондон: Спрингер. п. 39. ИСБН 978-1-137-59998-8 .
- ^ К.Г. Юнг, Два эссе по аналитической психологии (Лондон, 1953), с. 108
- ^ Jump up to: а б Пеннингтон, Дональд (17 апреля 2018 г.). Сущностная личность . Рутледж. ISBN 978-1-134-66598-3 .
- ^ Адеола, ФА (5 сентября 2007 г.). «Баба: Мужчины и отцовство в Южной Африке» . Пол и поведение . 5 (1). дои : 10.4314/gab.v5i1.23383 . ISSN 1596-9231 .
- ^ Мэттун, Мэри Энн; Хиншоу, Роберт (2003). Кембридж, 2001: Материалы Пятнадцатого Международного конгресса по аналитической психологии . Айнзидельн, Швейцария: Даймон. п. 159. ИСБН 3-85630-609-9 .
- ^ «Юнгианская тень» . Общество аналитической психологии . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Фордхэм, Исследования Майкла в себе (Библиотека аналитической психологии), Karnac Books, 1985.
- ^ Шлингер, Генри Д. младший; Полинг, Алан (2013). Введение в научную психологию . Нью-Йорк: Springer Science & Business Media. п. 293. ИСБН 978-1-4899-1895-6 .
- ^ «Юнгианская тень» . Общество аналитической психологии . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Современная сказочная магия: подмена пола и жанра . Лейден: БРИЛЛ. 2020. с. 198. ИСБН 978-90-04-41898-1 .
- ^ Шелберн, Уолтер А. (1988). Мифы и логос в мысли Карла Юнга: теория коллективного бессознательного в научной перспективе . Нью-Йорк: SUNY Press. п. 62. ИСБН 978-0-88706-695-5 .
- ^ Юнг, К.Г. (1964). Человек и его символы . Мария-Луиза фон Франц, Джозеф Л. Хендерсон, Аниэла Яффе, Иоланда Якоби. Гарден-Сити, Нью-Йорк. ISBN 0-385-05221-9 . ОСЛК 224253 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Соллод, Роберт Н.; Монте, Кристофер Ф. (2008). Под маской: Введение в теории личности, восьмое издание . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. п. 165. ИСБН 978-0-471-72412-4 .
- ^ Стивенс, Энтони (2004). Возвращение к архетипу: обновленная естественная история личности . Лондон: Рутледж. п. 73. ИСБН 1-58391-108-1 .
- ^ Ранко, Марк А.; Притцкер, Марк А.; Притцкер, Стивен Р. (1999). Энциклопедия творчества, том 2 ИЗ . Сан-Диего: Академическая пресса. п. 539. ИСБН 0-12-227077-0 .
- ^ Алмаас, АХ (5 сентября 2000 г.). Жемчужина вне цены: интеграция личности в бытие, подход объектных отношений . Публикации Шамбалы. ISBN 978-0-8348-2499-7 .
- ^ Юнг, Эмма; Франц, Мария-Луиза фон (1998). Легенда о Граале . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 36. ISBN 0-691-00237-1 .
- ^ Пападопулос, Ренос Справочник по юнгианской психологии, 2006 г.
- ^ К.Г. Юнг, «Приближение к бессознательному» в изд. К.Г. Юнга, « Человек и его символы» (Лондон, 1978), с. 58
- ^ Ранкур, Патрис (1 декабря 2008 г.). «Использование архетипов и теории переходов, чтобы помочь пациентам перейти от активного лечения к выживанию». Клинический журнал сестринского дела в онкологии . 12 (6): 935–940. дои : 10.1188/08.CJON.935-940 . ПМИД 19064387 .
- ^ Джозеф Хендерсон, «Древние мифы и современный человек», в издании Юнга, Символы , стр. 123
- ^ Лич, Эдмунд (1974). Леви Страусс . Фонтана/Коллинз. п. 16. OCLC 894883903 .
- ^ Jump up to: а б Стивенс, Энтони (29 июня 2015 г.). Возвращение к архетипу: обновленная естественная история личности . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781315740515 . ISBN 978-1-315-74051-5 .
- ^ Майор, JC (октябрь 2021 г.). «Архетипы и биология кода» . Биосистемы . 208 : 104501. Бибкод : 2021BiSys.20804501M . doi : 10.1016/j.biosystems.2021.104501 . ПМИД 34364930 .
- ^ Фрейд, Зигмунд (2013). Вводные лекции по психоанализу . Digireads.Com. ISBN 978-1-4209-4782-3 . OCLC 1124418846 .
- ^ Р Лангс. Основы адаптивной психотерапии и консультирования . (Лондон, 2004 г.)
- ^ Р Лангс. Фрейд на краю пропасти. Как судьба Фрейда подтолкнула психоанализ к краю . (Лэнхэм, доктор медицины: 2010 г.)
- ^ Батлер, Джейсон А. (3 апреля 2014 г.). Архетипическая психотерапия . Рутледж. дои : 10.4324/9781315856803 . ISBN 978-1-315-85680-3 .
- ^ Jump up to: а б Хиллман, Джеймс (2013). Главное Джеймс Хиллман: Голубой огонь . Хоув: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-79961-0 . OCLC 862611224 .
- ^ Хиллман, Джеймс (1992). Переосмысление психологии . ХарперПерэнниал. ISBN 0-06-090563-8 . OCLC 999588737 .
- ^ Греко, Фрэнк А.; Дойч, Кертис К. (январь 2017 г.). «Карл Густав Юнг и психобиология шизофрении» . Мозг . 140 (1): е1. дои : 10.1093/brain/aww273 . ISSN 0006-8950 . ПМИД 28031224 .
- ^ Эйснер, Роберт (1987). Дорога к Даулису: психоанализ, психология и классическая мифология . Издательство Сиракузского университета . стр. 75–105. ISBN 9780815602101 .
- ^ Браун, Эрик Д. (1978). «Символы трансформации: конкретное архетипическое исследование« жены из сказки Бата » ». Обзор Чосера . 12 (4): 202–217. JSTOR 25093434 .
- ^ Кишбо, Джеффри (1 апреля 2016 г.). Стать самим собой: юнгианский подход к потерянному раю . Магистерские диссертации (Диссертация).
- ^ Jump up to: а б Эллисон, Скотт Т.; Геталс, Джордж Р. (2011). Герои: что они делают и зачем они нам нужны . Издательство Оксфордского университета . стр. 3–17, 199–200. ISBN 9780199739745 .
- ^ Даровски, Эмили; Даровский, Джозеф (01 июня 2016 г.). «Историческое место Карла Юнга в психологии и продолжающееся влияние на нарративные исследования и американскую популярную культуру» . Обзор Швейцарско-Американского исторического общества . 52 (2). ISSN 0883-4814 .
- ^ Хауке, Кристофер; Алистер, Ян (2001). Юнг и фильм . Психология Пресс . стр. 1–13. ISBN 9781583911334 .
- ^ Фабер, Майкл А.; Майер, Джон Д. (1 июня 2009 г.). «Резонанс с архетипами в СМИ: о вкусе нужно помнить». Журнал исследований личности . 43 (3): 307–322. дои : 10.1016/j.jrp.2008.11.003 .
- ^ Холл, Гаррет (апрель 2013 г.). Юнгианская психология крутости: Райан Гослинг и перепрофилирование мужчин-бунтарей середины века . Материалы Национальной конференции по студенческим исследованиям (NCUR), 2013 г. Висконсинский университет Ла-Кросс, Висконсин. CiteSeerX 10.1.1.911.5375 .
- ^ Jump up to: а б Яччино, Джеймс Ф. (1998). Юнгианские размышления в кино: психологический анализ архетипов научной фантастики и фэнтези . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 978-0-313-02208-1 . OCLC 518434605 .
- ^ Кэмпбелл, Дункан (12 июня 2003 г.). «Грегори Пек, экранное воплощение идеалистического индивидуализма, умирает в возрасте 87 лет» . Хранитель . Проверено 7 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хиггинс, Гарет (2013). Кинематографические штаты: истории, которые мы рассказываем, американская жизнь мечты и как все понять* . Загадка Пресс . ISBN 9781938633348 .
- ^ «Юнгианские архетипы» (PDF) . www.karmasherabnamdak.org . Май 2021.
- ^ Санду, Елена-Даниэла (2020). «Юнгианские архетипы и конфликт с двойной самостью в странном случае доктора Джекила и мистера Хайда» . Studia Universitatis Babes-Bolyai – Филология . 65 (3): 285–294. дои : 10.24193/subbphilo.2020.3.21 . ISSN 1220-0484 . S2CID 243218407 .
- ^ Марк, М., и Пирсон, CS (2001). Герой и преступник: создание выдающихся брендов с помощью силы архетипов . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ Рид, Тони (2009). Любители демонов и их жертвы в британской художественной литературе . Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-9290-1 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Холт, Дуглас; Кэмерон, Дуглас (2010). Культурная стратегия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-958740-7 . [ нужна страница ]
- ^ Адам Франк, Постоянный огонь: за пределами дебатов о науке и религии, 1-е издание, 2009 г.
- ^ Роуленд, Сьюзен (1999). К.Г. Юнг и теория литературы: вызов художественной литературы . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 198. ИСБН 978-0-312-22275-8 .
- ^ Шелберн, Уолтер А. (1988). Мифы и логос в мысли Карла Юнга: теория коллективного бессознательного в научной перспективе . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-88706-693-1 . [ нужна страница ]
- ^ Гандри, Марк; Гандри, Марк Р. (2006). За пределами психики: символ и трансцендентность у К.Г. Юнга . Питер Лэнг. ISBN 978-0-8204-7867-8 . [ нужна страница ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Глинка, Лукаш Анджей (2014). Арийское бессознательное: архетип дискриминации, история и политика . Кембридж: Кембриджское международное научное издательство. ISBN 978-1-907343-59-9 . OCLC 896613668 .
- Стивенс, Энтони (2006), «Глава 3», в Пападопулосе, Реносе (редактор), « Справочник по юнгианской психологии».
- Юнг, К.Г. (1928) [1917], Два очерка по аналитической психологии , Собрание сочинений, том. 7 (2-е изд.), Лондон: Routledge (опубликовано в 1966 г.)
- Юнг, К.Г. (1934–1954), Архетипы и коллективное бессознательное , Собрание сочинений, том. 9 (2-е изд.), Принстон, Нью-Джерси: Боллинген (опубликовано в 1981 г.), ISBN 0-691-01833-2