Неокантианство
Часть серии о |
Иммануил Кант |
---|
Категория • Философский портал |
В Нового времени континентальной философии позднего неокантианство ( нем . Neukantianismus ) было возрождением XVIII века философии Иммануила Канта . Неокантианцы стремились развить и уточнить теории Канта, в частности его концепцию вещи в себе и его моральную философию .
Происхождение [ править ]
Движение «назад к Канту» началось в 1860-х годах как реакция на материалистическую полемику в Германии в 1850-х годах. [1]
Помимо работ Германа фон Гельмгольца и Эдуарда Целлера , ранними плодами движения были Куно Фишера работы Фридриха Альберта Ланге ( о Канте и «История материализма» Geschichte des Materialismus , 1873–75), последний из которых утверждал, что что трансцендентальный идеализм вытеснил историческую борьбу между материальным идеализмом и механистическим материализмом. Ранее Фишер был вовлечен в спор с аристотелевским идеалистом Фридрихом Адольфом Тренделенбургом по поводу интерпретации результатов Трансцендентальной Эстетики , спор, который побудил Германа Коэна написать в 1871 году основополагающую работу «Теория Канта der Erfahrung» ( «Теория опыта Канта» ), книгу, часто считается основой неокантианства XX века. Именно со ссылкой на дебаты Фишера-Тренделенбурга и работу Коэна Ганс Файхингер начал свой обширный комментарий к « Критике чистого разума» .
Разновидности [ править ]
Несколько школ мысли, несмотря на то, что считали себя объединенными общим движением, часто сталкивались с серьезными фундаментальными разногласиями. [2]
Герман Коэн стал руководителем Марбургской школы (с центром в одноименном городке ), другими видными представителями которой были Пауль Наторп и Эрнст Кассирер .
Другая важная группа, Юго-западная ( немецкая ) школа (также известная как Гейдельбергская школа или Баденская школа с центром в Гейдельберге , Бадене на юго-западе Германии ), включала Вильгельма Виндельбанда , Генриха Риккерта и Эрнста Трельча . Марбургская школа делала упор на эпистемологию и философскую логику , тогда как Юго-западная школа делала упор на вопросы культуры и теории ценностей (в частности, на различии фактов и ценностей ).
Третья группа, в основном представленная Леонардом Нельсоном , основала неофризскую школу (названную в честь посткантианского философа Якоба Фридриха Фриса ), которая делала упор на философию науки . [3]
Неокантианские школы имели тенденцию подчеркивать научное прочтение Канта, часто преуменьшая роль интуиции в пользу концепций. Однако этические аспекты неокантианской мысли часто привлекали их в орбиту социализма , и они оказали важное влияние на австромарксизм и ревизионизм Эдуарда Бернштейна . Ланге и Коэн особенно интересовались этой связью между кантовской мыслью и социализмом. [4] Другим важным аспектом неокантианского движения была его попытка продвигать пересмотренное понятие иудаизма , особенно в основополагающей работе Коэна, одной из немногих работ движения, доступных в английском переводе.
Неокантианская школа сыграла важную роль в создании раздела философии, имевшего прочное влияние далеко за пределами Германии. Он рано начал использовать такие термины, как эпистемология , и подтвердил свое превосходство над онтологией . Наторп оказал решающее влияние на историю феноменологии , и ему часто приписывают то, что он привел Эдмунда Гуссерля к принятию словаря трансцендентального идеализма . Эмиль Ласк находился под влиянием работ Эдмунда Гуссерля. [5] и сам оказал замечательное влияние на молодого Мартина Хайдеггера . Дебаты между Кассирером и Хайдеггером по поводу интерпретации Канта привели последнего к формулированию причин рассматривать Канта как предшественника феноменологии ; эта точка зрения была оспорена во многих отношениях Ойгеном Финком . Неизменным достижением неокантианцев стало основание журнала «Кант-Штудьен» , который существует и по сей день.
К 1933 году (после подъема нацизма ) различные неокантианские кружки в Германии распались. [6]
влияние Дальнейшее
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2023 г. ) |
Неокантианское движение оказало значительное влияние на развитие философии 20 века, особенно в области эпистемологии , метафизики и этики . Он продолжает оказывать важное влияние на современную философию , особенно в области социальной и политической философии .
К концу 1898 г. Дж. Мур и Бертран Рассел восстали против Канта и Гегеля, которые были ведущими философами в британских и американских университетах того времени. [7] Неокантианство было исключено из них в течение следующих пятидесяти лет и продолжало выживать исключительно в континентальной философии. [8] В 1960-х годах Стросон опубликовал «Границы смысла» , в которых возобновил неокантианство, одновременно предлагая отрицать его доктрину трансцендентального идеализма . [8] Книга Джона Ролза « Теория справедливости» (1971) восстановила кантовскую практическую философию категорического императива . [8]
неокантианские Известные философы
- Эдуард Целлер (1814–1908)
- Шарль Бернар Ренувье (1815–1903)
- Герман Лотце [9] (1817–1881)
- Герман фон Гельмгольц (1821–1894)
- Куно Фишер (1824–1907)
- Фридрих Альберт Ланге (1828–1875)
- Вильгельм Дилтей (1833–1911)
- Африканский Спир (1837–1890)
- Отто Либманн (1840–1912)
- Герман Коэн (1842–1918)
- Алоис Риль (1844–1924)
- Группа подгузников Вильгельма (1848–1915)
- Йоханнес Фолькельт (1848–1930)
- Бенно Эрдманн (1851–1921)
- Ганс Вайхингер (1852–1933)
- Пауль Наторп (1854–1924)
- Эмиль Мейерсон (1859–1933)
- Карл Форлендер (1860–1928)
- Генрих Риккерт (1863–1936)
- Эрнст Трёльч (1865–1923)
- Йонас Кон (1869–1947)
- Роберт Рейнингер (1869–1955)
- Эрнст Кассирер (1874–1945)
- Emil Lask (1875–1915)
- Ричард Хонигсвальд (1875–1947)
- Бруно Белл (1877–1942)
- Леонард Нельсон (1882–1927)
- Ганс Кельсен (1881–1973)
- Иосиф Борисович Соловейчик (1903–1993)
- Связанные мыслители
- Николай Хартманн (1882–1950)
- Роберт Адамсон (1852–1902)
- Анри Пуанкаре [10] (1854–1912)
- Георг Зиммель (1858–1918)
- Макс Вебер (1864–1920)
- Хосе Ортега-и-Гассет [11] (1883–1955)
- Дьёрдь Лукач [12] (1885–1971)
- Герман Вейль [13] (1885–1955)
Современный неокантианство [ править ]
В аналитической традиции возрождение интереса к творчеству Канта, начавшееся после выхода Питера Стросона работы «Границы смысла» (1966), также можно рассматривать как фактически неокантианское, не в последнюю очередь из-за продолжающегося акцента на эпистемологии. за счет онтологии. Примерно в то же время, что и Стросон, Уилфрид Селларс также возобновил интерес к философии Канта. Его проект внедрения кантианского поворота в современную аналитическую философию был подхвачен его учеником Робертом Брэндомом . Работа Брэндома трансформировала проект Селларса во введение гегелевской фазы в аналитическую философию. [14] В 1980-х годах интерес к неокантианству возродился после работы Джиллиан Роуз , которая критикует влияние этого движения на современную философию, а также из-за его влияния на работы Макса Вебера . Кантовская озабоченность пределами восприятия сильно повлияла на антипозитивистское социологическое движение в Германии конца XIX века, особенно в работах Георга Зиммеля (вопрос Зиммеля «Что такое общество?» является прямым намеком на собственный вопрос Канта: «Что такое природа»). ?). [15] Нынешняя работа Майкла Фридмана явно неокантианская.
Среди континентальных философов, опирающихся на кантовское понимание трансцендентального, — Жан-Франсуа Лиотар и Жан-Люк Нанси .
Классический консервативный мыслитель Роджер Скратон находился под сильным влиянием кантовской этики и эстетики.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Фредерик Коплстон , История философии, том VII (1963), стр. 436, говорится, что «на рубеже [20-го] века неокантианство было доминирующей академической философией или скулфилософией в немецких университетах». Лозунг «назад к Канту» ( Zurück zu Kant ) он приписывает (стр. 361) Отто Либману , «Kant und die Epigonen» , 1865.
- ^ Неокантианство — Стэнфордская энциклопедия философии , заархивировано из оригинала 15 апреля 2023 г. , получено 2 июля 2023 г.
- ^ Хельмут Пулте (2013), «Философия науки Дж. Фриса, Новая фризская школа и Берлинская группа: о расходящихся научных философиях, сложных отношениях и упущенных возможностях», в: Н. Милков и В. Пекхаус (ред.), Берлинская группа и философия логического эмпиризма. Спрингер , стр. 43–66.
- ^ Нгуен, Дуй Лап (2022). Вальтер Беньямин и критика политической экономии . Лондон: Академик Блумсбери. стр. 123–151.
- ^ Карл Шуман и Барри Смит , « Два идеализма: Ласк и Гуссерль », Исследования Канта , 83 (1993), 448–466.
- ^ Люфт 2015, с. xxvi
- ^ два : 10.1017/CCOL0521631785.004
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Иммануил Кант через триста лет после его рождения — RSI Swiss Radio and Television» (на итальянском языке) . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Герман Лотце: Мысль: логика и язык , Стэнфордская энциклопедия философии
- ^ «Философия математики Пуанкаре» , запись в Интернет-энциклопедии философии .
- ^ Холмс, Оливер, «Хосе Ортега и Гассет» , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск лета 2011 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
- ^ Георг Лукач: Неокантианская эстетика , Стэнфордская энциклопедия философии
- ^ Герман Вейль , Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Роберт Брэндом , Дух доверия: чтение феноменологии Гегеля , издательство Гарвардского университета, 2019.
- ^ Дональд Левин (редактор), Зиммель: об индивидуальности и социальных формах , Chicago University Press, 1971, стр. XIX.
Ссылки [ править ]
- Себастьян Люфт (редактор), Неокантианский читатель , Routledge, 2015.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Фредерик К. Бейзер (2014), Генезис неокантианства, 1796–1880 (Оксфорд: Oxford University Press)
- Герман Коэн (1919), Религия разума из источников современного иудаизма (1978, перевод Нью-Йорка)
- Гарри ван дер Линден (1988), Кантианская этика и социализм (издательская компания Hackett: Индианаполис и Кембридж)
- Томас Морманн ; Михаил Кац . Бесконечно малые как проблема неокантианской философии науки. HOPOS : Журнал Международного общества истории философии науки 3 (2013), вып. 2, 236–280. См . https://www.jstor.org/stable/10.1086/671348 и https://arxiv.org/abs/1304.1027 .
- Джиллиан Роуз (1981), Гегель против социологии (Атлон: Лондон)
- Артур Шопенгауэр (1818), Мир как воля и представление (1969, перевод Дувр: Нью-Йорк)
- Хомбург Филипп. Вальтер Беньямин и посткантианская традиция. Роуман и Литтлфилд Интернэшнл 2018.
Внешние ссылки [ править ]
- Цитаты, связанные с неокантианством, в Wikiquote
- Статья о неокантианстве в Интернет-энциклопедии философии