Jump to content

Неокантианство

В Нового времени континентальной философии позднего неокантианство ( нем . Neukantianismus ) было возрождением XVIII века философии Иммануила Канта . Неокантианцы стремились развить и уточнить теории Канта, в частности его концепцию вещи в себе и его моральную философию .

Происхождение [ править ]

Движение «назад к Канту» началось в 1860-х годах как реакция на материалистическую полемику в Германии в 1850-х годах. [1]

Помимо работ Германа фон Гельмгольца и Эдуарда Целлера , ранними плодами движения были Куно Фишера работы Фридриха Альберта Ланге ( о Канте и «История материализма» Geschichte des Materialismus , 1873–75), последний из которых утверждал, что что трансцендентальный идеализм вытеснил историческую борьбу между материальным идеализмом и механистическим материализмом. Ранее Фишер был вовлечен в спор с аристотелевским идеалистом Фридрихом Адольфом Тренделенбургом по поводу интерпретации результатов Трансцендентальной Эстетики , спор, который побудил Германа Коэна написать в 1871 году основополагающую работу «Теория Канта der Erfahrung» ( «Теория опыта Канта» ), книгу, часто считается основой неокантианства XX века. Именно со ссылкой на дебаты Фишера-Тренделенбурга и работу Коэна Ганс Файхингер начал свой обширный комментарий к « Критике чистого разума» .

Разновидности [ править ]

Несколько школ мысли, несмотря на то, что считали себя объединенными общим движением, часто сталкивались с серьезными фундаментальными разногласиями. [2]

Герман Коэн стал руководителем Марбургской школы (с центром в одноименном городке ), другими видными представителями которой были Пауль Наторп и Эрнст Кассирер .

Другая важная группа, Юго-западная ( немецкая ) школа (также известная как Гейдельбергская школа или Баденская школа с центром в Гейдельберге , Бадене на юго-западе Германии ), включала Вильгельма Виндельбанда , Генриха Риккерта и Эрнста Трельча . Марбургская школа делала упор на эпистемологию и философскую логику , тогда как Юго-западная школа делала упор на вопросы культуры и теории ценностей (в частности, на различии фактов и ценностей ).

Третья группа, в основном представленная Леонардом Нельсоном , основала неофризскую школу (названную в честь посткантианского философа Якоба Фридриха Фриса ), которая делала упор на философию науки . [3]

Неокантианские школы имели тенденцию подчеркивать научное прочтение Канта, часто преуменьшая роль интуиции в пользу концепций. Однако этические аспекты неокантианской мысли часто привлекали их в орбиту социализма , и они оказали важное влияние на австромарксизм и ревизионизм Эдуарда Бернштейна . Ланге и Коэн особенно интересовались этой связью между кантовской мыслью и социализмом. [4] Другим важным аспектом неокантианского движения была его попытка продвигать пересмотренное понятие иудаизма , особенно в основополагающей работе Коэна, одной из немногих работ движения, доступных в английском переводе.

Неокантианская школа сыграла важную роль в создании раздела философии, имевшего прочное влияние далеко за пределами Германии. Он рано начал использовать такие термины, как эпистемология , и подтвердил свое превосходство над онтологией . Наторп оказал решающее влияние на историю феноменологии , и ему часто приписывают то, что он привел Эдмунда Гуссерля к принятию словаря трансцендентального идеализма . Эмиль Ласк находился под влиянием работ Эдмунда Гуссерля. [5] и сам оказал замечательное влияние на молодого Мартина Хайдеггера . Дебаты между Кассирером и Хайдеггером по поводу интерпретации Канта привели последнего к формулированию причин рассматривать Канта как предшественника феноменологии ; эта точка зрения была оспорена во многих отношениях Ойгеном Финком . Неизменным достижением неокантианцев стало основание журнала «Кант-Штудьен» , который существует и по сей день.

К 1933 году (после подъема нацизма ) различные неокантианские кружки в Германии распались. [6]

влияние Дальнейшее

Неокантианское движение оказало значительное влияние на развитие философии 20 века, особенно в области эпистемологии , метафизики и этики . Он продолжает оказывать важное влияние на современную философию , особенно в области социальной и политической философии .

К концу 1898 г. Дж. Мур и Бертран Рассел восстали против Канта и Гегеля, которые были ведущими философами в британских и американских университетах того времени. [7] Неокантианство было исключено из них в течение следующих пятидесяти лет и продолжало выживать исключительно в континентальной философии. [8] В 1960-х годах Стросон опубликовал «Границы смысла» , в которых возобновил неокантианство, одновременно предлагая отрицать его доктрину трансцендентального идеализма . [8] Книга Джона Ролза « Теория справедливости» (1971) восстановила кантовскую практическую философию категорического императива . [8]

неокантианские Известные философы

Связанные мыслители

Современный неокантианство [ править ]

В аналитической традиции возрождение интереса к творчеству Канта, начавшееся после выхода Питера Стросона работы «Границы смысла» (1966), также можно рассматривать как фактически неокантианское, не в последнюю очередь из-за продолжающегося акцента на эпистемологии. за счет онтологии. Примерно в то же время, что и Стросон, Уилфрид Селларс также возобновил интерес к философии Канта. Его проект внедрения кантианского поворота в современную аналитическую философию был подхвачен его учеником Робертом Брэндомом . Работа Брэндома трансформировала проект Селларса во введение гегелевской фазы в аналитическую философию. [14] В 1980-х годах интерес к неокантианству возродился после работы Джиллиан Роуз , которая критикует влияние этого движения на современную философию, а также из-за его влияния на работы Макса Вебера . Кантовская озабоченность пределами восприятия сильно повлияла на антипозитивистское социологическое движение в Германии конца XIX века, особенно в работах Георга Зиммеля (вопрос Зиммеля «Что такое общество?» является прямым намеком на собственный вопрос Канта: «Что такое природа»). ?). [15] Нынешняя работа Майкла Фридмана явно неокантианская.

Среди континентальных философов, опирающихся на кантовское понимание трансцендентального, — Жан-Франсуа Лиотар и Жан-Люк Нанси .

Классический консервативный мыслитель Роджер Скратон находился под сильным влиянием кантовской этики и эстетики.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Фредерик Коплстон , История философии, том VII (1963), стр. 436, говорится, что «на рубеже [20-го] века неокантианство было доминирующей академической философией или скулфилософией в немецких университетах». Лозунг «назад к Канту» ( Zurück zu Kant ) он приписывает (стр. 361) Отто Либману , «Kant und die Epigonen» , 1865.
  2. ^ Неокантианство — Стэнфордская энциклопедия философии , заархивировано из оригинала 15 апреля 2023 г. , получено 2 июля 2023 г.
  3. ^ Хельмут Пулте (2013), «Философия науки Дж. Фриса, Новая фризская школа и Берлинская группа: о расходящихся научных философиях, сложных отношениях и упущенных возможностях», в: Н. Милков и В. Пекхаус (ред.), Берлинская группа и философия логического эмпиризма. Спрингер , стр. 43–66.
  4. ^ Нгуен, Дуй Лап (2022). Вальтер Беньямин и критика политической экономии . Лондон: Академик Блумсбери. стр. 123–151.
  5. ^ Карл Шуман и Барри Смит , « Два идеализма: Ласк и Гуссерль », Исследования Канта , 83 (1993), 448–466.
  6. ^ Люфт 2015, с. xxvi
  7. ^ два : 10.1017/CCOL0521631785.004
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Иммануил Кант через триста лет после его рождения — RSI Swiss Radio and Television» (на итальянском языке) . Проверено 5 мая 2024 г.
  9. ^ Герман Лотце: Мысль: логика и язык , Стэнфордская энциклопедия философии
  10. ^ «Философия математики Пуанкаре» , запись в Интернет-энциклопедии философии .
  11. ^ Холмс, Оливер, «Хосе Ортега и Гассет» , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск лета 2011 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
  12. ^ Георг Лукач: Неокантианская эстетика , Стэнфордская энциклопедия философии
  13. ^ Герман Вейль , Стэнфордская энциклопедия философии .
  14. ^ Роберт Брэндом , Дух доверия: чтение феноменологии Гегеля , издательство Гарвардского университета, 2019.
  15. ^ Дональд Левин (редактор), Зиммель: об индивидуальности и социальных формах , Chicago University Press, 1971, стр. XIX.

Ссылки [ править ]

  • Себастьян Люфт (редактор), Неокантианский читатель , Routledge, 2015.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c2650adeb6179765fb73f710e850ebf__1718235360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/bf/6c2650adeb6179765fb73f710e850ebf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neo-Kantianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)