Jump to content

Аполлоническое и Дионисийское

Мраморные статуи Аполлона (слева) и Диониса (справа).

Аполлонический концепции , и Дионисический философские и литературные представленные двойственностью фигур Аполлона и Диониса из греческой мифологии . Его популяризация широко приписывается работе Рождение трагедии» « Фридриха Ницше , хотя эти термины уже использовались до этого: [1] например, в трудах поэта Фридриха Гёльдерлина , историка Иоганна Иоахима Винкельмана и других. Слово «дионисийский» встречается уже в 1608 году в Эдварда Топселла зоологическом трактате «История змей» . [2] С тех пор эта концепция широко использовалась и обсуждалась в западной философии и литературе .

В греческой мифологии Аполлон и Дионис — сыновья Зевса . Аполлон, сын Лето , является богом солнца, искусства, музыки, поэзии, чумы и болезней, рационального мышления и порядка, апеллирует к логике , благоразумию и чистоте и выступает за разум . Дионис, сын Семелы , — бог вина, танца и удовольствия , иррациональности и хаоса , олицетворяющий страсть , эмоции и инстинкты . Древние греки не считали двух богов противоположностями или соперниками, хотя они часто были переплетены природой.

Ницшеанское использование

[ редактировать ]
Фридрих Вильгельм Ницше , популяризировавший аполлоническую и дионисическую диалектику.

Ницше нашел в классической афинской трагедии форму искусства, превосходящую пессимизм, присущий так называемой мудрости Силена . Греческие зрители, всматриваясь в бездну человеческих страданий, изображенных персонажами на сцене, страстно и радостно утверждали жизнь, находя, что ее стоит жить. Основная тема « Рождения трагедии» заключается в том, что слияние дионисийского и аполлонического Kunsttriebe («художественных импульсов») образует драматическое искусство или трагедию. Он утверждал, что такого слияния не удавалось добиться со времен древнегреческих трагиков . Аполлон представляет гармонию, прогресс, ясность, логику и принцип индивидуации , тогда как Дионис представляет беспорядок, опьянение, эмоции, экстаз и единство (отсюда и отсутствие принципа индивидуации). Ницше использовал эти две силы, потому что для него мир разума и порядка, с одной стороны, и страсть и хаос, с другой, сформировали принципы, которые были фундаментальными для греческой культуры : [3] [4] аполлонический — состояние сновидения, полное иллюзий; и дионисическое состояние опьянения, олицетворяющее освобождение инстинктов и растворение границ. В этом образе мужчина предстает как сатир . Он — ужас уничтожения принципа индивидуальности и в то же время тот, кто наслаждается его разрушением. [5]

Во взаимодействии трагедии возникают аполлонические и дионисические сопоставления: трагический герой драмы, главный герой изо всех сил пытается навести (аполлонический) порядок в своей несправедливой и хаотичной (дионисийской) судьбе, хотя и умирает нереализованным. Развивая концепцию Гамлета как интеллектуала, который не может принять решения и является живой противоположностью человеку действия, Ницше утверждает, что дионисический персонаж обладает знанием того, что его действия не могут изменить вечный баланс вещей, и это вызывает отвращение. ему достаточно, чтобы вообще не действовать. Гамлет подпадает под эту категорию — он увидел сверхъестественную реальность через Призрака; он обрел истинное знание и знает, что никакое его действие не в силах изменить это. Зрителям такой драмы эта трагедия позволяет ощутить то, что Ницше называл « Первородным Единством» , возрождающим дионисийскую природу. Он описывает изначальное единство как увеличение силы, опыт полноты и полноты, даруемый безумием . Безумие действует как опьянение и имеет решающее значение для физиологическое состояние, позволяющее творить любое искусство. [ нужна ссылка ] Стимулируя это состояние, творческая воля человека усиливается:

В этом состоянии человек обогащает все от своей полноты: все, что он видит, все, что пожелает, видится раздутым, подтянутым, сильным, перегруженным силой. Человек в этом состоянии преобразует вещи до тех пор, пока они не станут отражением его силы — пока они не станут отражением его совершенства. Эта необходимость превращения в совершенство и есть искусство.

Ницше непреклонен в том, что произведения Эсхила и Софокла представляют собой вершину художественного творчества, истинное воплощение трагедии; именно с Еврипида трагедия начинает свой Untergang (буквально «идти вниз» или «путь вниз», что означает упадок, ухудшение, падение, смерть и т. д.). Ницше возражает против использования Еврипидом сократовского рационализма и морали в своих трагедиях, утверждая, что вливание этики и разума лишает трагедию ее основы, а именно хрупкого баланса дионисического и аполлонического. Сократ до такой степени подчеркивал значение разума, что распространил ценность мифов и страданий на человеческое знание. Платон продолжил этот путь в своих диалогах, и современный мир в конечном итоге унаследовал разум за счет художественных импульсов, заключенных в аполлонической и дионисийской дихотомии. Он отмечает, что без аполлонического дионисическому не хватает формы и структуры, чтобы создать целостное произведение искусства, а без дионисического аполлоническому не хватает необходимой жизненной силы и страсти. Только плодотворное взаимодействие этих двух сил, объединенных в искусство, представляло лучшее из греческой трагедии. [6]

Более позднее использование

[ редактировать ]

Континентальная философия

[ редактировать ]

Идея Ницше интерпретировалась как выражение фрагментированного сознания или экзистенциальной нестабильности различными современными и постмодернистскими писателями, особенно Мартином Хайдеггером , Мишелем Фуко и Жилем Делёзом . [7] [8] Согласно Питеру Слотердейку , дионисическое и аполлоническое образуют диалектику ; они контрастны, но Ницше не имеет в виду, что одно следует ценить больше, чем другое. [9] Истина, будучи изначальной болью , наше экзистенциальное бытие определяется дионисической/аполлонической диалектикой.

Распространив использование аполлонического и дионисийского на аргумент о взаимодействии разума и физической среды, Авраам Аккерман указал на мужские и женские черты городской формы. [10]

Рут Бенедикт

[ редактировать ]

Антрополог Рут Бенедикт использовала эти термины для характеристики культур, в которых ценятся сдержанность и скромность (аполлонианская), а также показная демонстрация и излишества (дионисийская). Примером аполлонической культуры в анализе Бенедикта был народ зуньи в отличие от дионисийского народа квакиутль . [11] Тема была развита Бенедикт в ее главном труде « Образцы культуры» .

Альберт Сент-Дьёрдьи

[ редактировать ]

Альберт Сент-Дьёрдьи , который писал, что «открытие по определению должно противоречить существующим знаниям», [12] разделил учёных на две категории: аполлонианцев и дионисийцев. Научных диссидентов, исследовавших «границы знания», он называл дионисийцами. Он писал: «В науке аполлонический склонен развивать устоявшиеся линии до совершенства, тогда как дионисийский скорее полагается на интуицию и с большей вероятностью открывает новые, неожиданные пути для исследований... Будущее человечества зависит от прогресса науки, и прогресс науки зависит от поддержки, которую она может найти. Поддержка в основном принимает форму грантов, а нынешние методы распределения грантов чрезмерно благоприятствуют аполлонианству». [12]

Камилла Палья

[ редактировать ]

Американский ученый-гуманитарий Камилла Палья пишет об Аполлоническом и Дионисическом в своем бестселлере 1990 года « Сексуальные личности» . [13] В общих чертах ее концепция уходит корнями в ницшеанский дискурс, влияние которого признано, хотя идеи Палья существенно расходятся.

Аполлонические и дионисические концепции составляют дихотомию, которая служит основой теории искусства и культуры Палья. Для Палья аполлоническое является светлым и структурированным, в то время как дионисическое темное и хтоническое (на протяжении всей книги она предпочитает хтоническое дионисийскому, утверждая, что последняя концепция стала почти синонимом гедонизма и неадекватна для ее целей, заявляя, что «дионисийское это не пикник»). Хтонический тип связан с женщинами, дикой/хаотичной природой и неограниченным сексом/деторождением. Напротив, аполлонианство связано с мужчинами, ясностью, безбрачием и/или гомосексуализмом, рациональностью/разумом и основательностью, а также с целью ориентированного прогресса: «Все великое в западной цивилизации происходит из борьбы против нашего происхождения». [14]

Она утверждает, что существует биологическая основа аполлонической/дионисийской дихотомии, написав: «Ссора между Аполлоном и Дионисом — это ссора между высшей корой головного мозга и более старым лимбическим и рептильным мозгом ». [15] Более того, Палья приписывает весь прогресс человеческой цивилизации мужественности, восстающей против хтонических сил природы и обращающейся вместо этого к аполлонической черте упорядоченного творения. Дионисическое — это сила хаоса и разрушения, всепоглощающее и манящее хаотическое состояние дикой природы. Отвержение хтонизма или борьба с ним посредством социально сконструированных аполлонических добродетелей объясняет историческое доминирование мужчин (включая асексуальных и гомосексуальных мужчин; а также бездетных и/или лесбиянок) в науке, литературе, искусстве, технологиях и политике. В качестве примера Палья утверждает: «Мужская ориентация классических Афин была неотделима от их гениальности. Афины стали великими не вопреки, а благодаря своему женоненавистничеству». [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Адриан Дель Каро, «Дионисийский классицизм, или присвоение Ницше эстетической нормы» (на английском языке) , в Journal of the History of Ideas , Vol. 50, № 4 (октябрь – декабрь 1989 г.), стр. 589–605. JSTOR   2709799 .
  2. ^ Топселл, Эдвард (1608). История змей . Опубликовано Уильямом Джаггардом .
  3. ^ «Ницше, Дионис и Аполлон» . www.historyguide.org .
  4. ^ Десмонд, Кэтлин К. (2011). Идеи об искусстве . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-4443-9600-3 – через Google Книги .
  5. ^ «Аполлонизм и дионисианство Ницше: смысл и интерпретация» . bachelorandmaster.com .
  6. ^ «SparkNotes: Фридрих Ницше (1844–1900): Рождение трагедии» . Sparknotes.com .
  7. ^ Майкл, Дроле (2004). Читатель постмодернизма . Рутледж. ISBN  9780415160841 .
  8. ^ Постмодернизм и переосмысление современности Фрэнсис Баркер, Питер Халм, Маргарет Иверсен, Manchester University Press, 1992, ISBN   978-0-7190-3745-0 стр. 258
  9. ^ Мыслитель на сцене: Материализм Ницше, перевод Джейми Оуэна Дэниела; предисловие Йохена Шульте-Сассе, Миннеаполис, Университет Миннесоты, 1989. ISBN   0-8166-1765-1
  10. ^ Аккерман, Авраам (2006). «Женственность и мужественность в городской форме: философский урбанизм как история сознания». Человеческие исследования . 29 (2): 229–256. дои : 10.1007/s10746-006-9019-4 . S2CID   144871101 .
  11. ^ Бенедикт, Рут (январь 1932 г.). «Конфигурации культуры в Северной Америке». Американский антрополог . 34 (1): 1–27. дои : 10.1525/aa.1932.34.1.02a00020 .
  12. ^ Jump up to: а б Сент-Дьёрдьи, Альберт (2 июня 1972 г.). «Дионисийцы и аполлонианцы». Наука . 176 (4038): 966. doi : 10.1126/science.176.4038.966.a . ISSN   0036-8075 . ПМИД   17778411 . S2CID   239854822 .
  13. ^ Палья, Камилла (1990). Сексуальные личности: искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон . Нью-Йорк: Винтажная книга. ISBN  9780300043969 .
  14. ^ Палья (1990), с. 40
  15. ^ Палья (1990), с. 96
  16. ^ Палья (1990), с. 100.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3e1b78efccb94ee1cd3da09bd36dff9__1716998880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/f9/b3e1b78efccb94ee1cd3da09bd36dff9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apollonian and Dionysian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)