Человеческий, слишком человеческий
![]() Титульный лист первого издания. | |
Автор | Фридрих Ницше |
---|---|
Оригинальное название | Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных духом |
Переводчик | Александр Харви (1-е издание) [1] |
Язык | немецкий |
Опубликовано | Апрель 1878 г. (первая часть) (Эрнст Шмейцнер) [2] |
Место публикации | Германия |
Опубликовано на английском языке | 1908 [1] |
Страницы | 182 стр. |
ОКЛК | 3359010 |
Класс ЛК | Б3313.М53 [1] |
Предшественник | Несвоевременные размышления (1873–1876) |
С последующим | Рассвет (1881) |
Текст | Человек, слишком человеческий в Wikisource |
Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных духов ( нем . Menschliches, Allzumensches: Ein Buch für frei Geists ) — книга философа XIX века Фридриха Ницше , первоначально опубликованная в 1878 году. Вторая часть — «Разные мнения и максимы» ( Vermischte) Мнения и поговорки ), была опубликована в 1879 году, а третья часть, Странник « и его тень» , последовала в 1880 году. [3]
Эта книга является первой книгой Ницше, написанной в афористическом стиле, который стал доминировать в его произведениях, обсуждая различные концепции в коротких абзацах или высказываниях. Отражая восхищение Вольтером как свободомыслящим человеком, а также разрыв его дружбы с композитором Рихардом Вагнером двумя годами ранее, Ницше посвятил оригинальное издание « Человеческого, слишком человеческого » 1878 года «памяти Вольтера в празднование годовщины его смерть, 30 мая 1778 г.». Вместо предисловия в первую часть первоначально была включена цитата из « Декарта Рассуждений о методе» . Позже Ницше переиздал все три части в двухтомном издании в 1886 году, добавив предисловие к каждому тому и удалив цитату Декарта, а также посвящение Вольтеру.
Фон
[ редактировать ]В 1876 году Ницше порвал с Вагнером, и в том же году его ухудшающееся здоровье (возможно, ранние последствия опухоли головного мозга) [4] [5] вынудил его попросить отпуск от своих академических обязанностей в Базельском университете . Осенью 1876 года он присоединился к своему другу Полю Ре в Сорренто , в доме богатой покровительницы искусств Мальвиды фон Мейзенбуг , и начал работу над «Человеческим, слишком человеческим» . [6]
Вдохновение
[ редактировать ]Жанр афоризма уже прочно утвердился на момент написания этой книги: в немецкой традиции важнейшим предшественником Ницше был деятель Просвещения Георг Кристоф Лихтенберг , чьими произведениями Ницше очень восхищался. [7] : хв Работы Ницше также обязаны работам Шопенгауэра, особенно его «Афоризмам практической мудрости» (1851). Прежде всего, это «долг французской традиции афоризмов, поскольку творчество Ницше представляет собой преднамеренный поворот на запад». [7] : хв Ницше цитирует французских афористов Жана де Лабрюйера и Проспера Мериме , а в «Афоризме 221» прославляет Вольтера.
В начале второго раздела Ницше упоминает Ларошфуко — названного здесь как образец, воплощение афориста, — и известно, что Ницше имел экземпляр «Сентенсов и максим в своей библиотеке » Ларошфуко (1665). Он прочитал ее незадолго до того, как начал писать «Человеческое, слишком человеческое» , когда ехал на поезде в Сорренто. В большей степени, чем работы других упомянутых французских афористов, именно творчество Ларошфуко стоит за творчеством Ницше. [ нужна ссылка ]
Стиль
[ редактировать ]В отличие от его первой книги «Рождение трагедии », написанной в стиле эссе , «Человеческое, слишком человеческое» представляет собой сборник афоризмов , стиль, который Ницше будет использовать во многих своих последующих работах.
Афоризмы « Человеческого, слишком человеческого» занимают от нескольких слов до нескольких страниц, но большинство из них представляют собой короткие абзацы. 638 афоризмов первой части разделены по темам на девять разделов с коротким стихотворением в качестве эпилога. Сама одноименная фраза появляется в Афоризме 35 (первоначально задуманном как первый афоризм), «когда Ницше отмечает, что максимы о человеческой природе могут помочь в преодолении трудных моментов жизни». Неявным также является стремление преодолеть то, что является человеческим, слишком человеческим, через понимание этого, через философию. [7] : XIX Вторая и третья части представляют собой дополнительные 408 и 350 афоризмов соответственно.
Работа Ницше, хотя и вдохновлена работами афористов, таких как Ларошфуко, живших до него, «уникальна»;
[Он] охватывает ряд проблем, гораздо более широких, чем социальная и психологическая область, интересующая Ларошфуко. нигилистической энергии Типичному для этого жанра цинизму Ницше придаёт новое измерение благодаря сочетанию с историческим сознанием. Наконец, он расширяет жанр, включив в него не только идеи, но и аргументы». [7] : XIX
Афоризм «позволяет создать слабо организованное, меняющееся целое, содержащее конкретные идеи, но не имеющее железного объяснения всего, - [он] составляет стиль, который лучше всего представляет его философию». [7] : xiv
Эта книга представляет собой начало «среднего периода» Ницше, с отходом от немецкого романтизма и Вагнера и с определенным позитивистским уклоном. Не желая создавать систематическую философию , эта книга представляет собой скорее собрание опровержений необоснованных предположений, чем их интерпретацию; он «содержит семена концепций, имеющих решающее значение для позднейшей философии Ницше, таких как необходимость превзойти традиционную христианскую мораль ». [7] : задняя страница Он использует свой перспективизм и идею воли к власти как объяснительные средства, хотя последняя остается менее развитой, чем в его более поздних размышлениях.
Структура и содержание
[ редактировать ]О первых и последних вещах
[ редактировать ]В этом первом разделе Ницше имеет дело с метафизикой , в частности с ее происхождением в отношении снов, неудовлетворенности собой, а также языка.
К истории нравственных чувств
[ редактировать ]В этом разделе, названном в честь книги своего друга Поля Ре « О происхождении моральных ощущений» , Ницше бросает вызов христианской идее добра и зла. [8] как это философствовал Артур Шопенгауэр .
У водопада. Когда мы видим водопад, нам кажется, что мы видим свободу воли и выбора в бесчисленных поворотах, извилистых, разбивающихся волнах; но все необходимо; каждое движение можно рассчитать математически. То же самое и с человеческими действиями; если бы человек был всеведущ, он мог бы заранее просчитать каждое отдельное действие, каждый шаг в прогрессе познания, каждую ошибку, каждый злой поступок. Разумеется, действующий человек пойман в иллюзию своей воли; если бы колесо мира остановилось на мгновение и всеведущий, расчетливый разум воспользовался бы этим перерывом, он был бы в состоянии предсказать самое отдаленное будущее каждого существа и описать каждую колею, по которой катится колесо. . Заблуждение действующего человека относительно самого себя, его предположение о существовании свободы воли также являются частью расчетного механизма. [9]
Из души художников и писателей
[ редактировать ]Ницше использует этот раздел, чтобы осудить идею божественного вдохновения в искусстве, утверждая, что великое искусство является результатом упорного труда, а не высшей силы или « гения ». [10] Это можно интерпретировать как завуалированную атаку на его бывшего друга Вагнера (твердо верящего в гениальность), хотя Ницше никогда не называет его по имени, а просто использует термин «художник». [11]
Признаки высшей и низшей культуры
[ редактировать ]Здесь Ницше критикует Чарльза Дарвина , как он часто это делает, за наивность и производное от Томаса Гоббса и ранних английских экономистов, а также за отсутствие объяснения жизни «изнутри». Рассмотрим в этом свете собственное введение Дарвина к первому изданию « Происхождения» ; также критика Ницше о том, что дарвинизм в его обычном понимании торгует новой версией Провидения :
Везде, где должен наступить прогресс , отклоняющаяся природа имеет величайшее значение. Всякому прогрессу целого должно предшествовать частичное ослабление. Самые сильные натуры сохраняют тип, более слабые способствуют его развитию.Нечто подобное происходит и с человеком. Редко бывает вырождение, усечение или даже порок или любая физическая или «моральная» потеря без преимущества где-то еще. Например, в воинственном и беспокойном клане более болезненный человек может иметь возможность побыть в одиночестве и поэтому может стать спокойнее и мудрее; у одноглазого будет один глаз сильнее; слепой человек может видеть глубже и, конечно, слышать лучше. В этом смысле знаменитая теория выживания наиболее приспособленных, по-видимому, не является единственной точкой зрения, с которой можно объяснить прогресс в усилении человека или расы. [12]
Ницше пишет о «свободном духе» или « свободном мыслителе » ( нем . freigeist ) и его роли в обществе; [13] своего рода прото- сверхчеловек , составляющий основу концепции, которую он подробно исследует в своей более поздней работе «Так говорил Заратустра» . Свободный дух — это тот, кто идет против стада и «идет вперед по пути мудрости», чтобы улучшить общество. [14] «Лучшее» для Ницше, по-видимому, означает приказ к созданию редкого гения, и его вряд ли следует путать с тем, чего ожидал бы «читатель газеты», как мог бы выразиться Ницше. , в частности, важно иметь в виду При рассмотрении Заратустры , что Ницше представляет Заратустру как неудачника .
Мужчина в обществе и женщины и дети
[ редактировать ]Эти два раздела составлены из очень коротких афоризмов о мужской, женской и детской природе или об их «эволюции» в тонком, антидарвинистском смысле Ницше. Ученый Рут Эбби так прокомментировала работы Ницше «среднего периода»: «Вопреки общепринятой классификации Ницше как женоненавистника, работы среднего периода не принижают и не отвергают открыто женщин... Взгляды Ницше на женщин были именно такими. время более нюансированное и менее язвительное, чем они стали». [15] В этом разделе Ницше отмечает, что идеальная женщина — это «человеческое существо более высокого типа, чем идеальный мужчина: тоже нечто гораздо более редкое».
Человек наедине с собой
[ редактировать ]Как и шестой и седьмой разделы, афоризмы Ницше здесь по большей части кратки, но также поэтичны и временами могут быть истолкованы как полуавтобиографические, в преддверии следующих томов: «Тот, кто лишь частично пришел к свободе разума, не может чувствовать себя на землю иначе, чем как странник». [16]
Ницше также отличает мракобесие метафизиков , утверждая, что мракобесие — это то , и теологов от более тонкого мракобесия и Канта критической философии современного философского скептицизма что затемняет существование, а не только идеи: «Существенный элемент в черном искусстве мракобесия дело не в том, что оно хочет затемнить индивидуальное понимание, а в том, что оно хочет очернить нашу картину мира и затемнить нашу идею существования». [17]
Прием
[ редактировать ]При его жизни, до его психического расстройства в 1889 году, лишь немногие книги Ницше продавались особенно хорошо, и «Человеческое, слишком человеческое» не было исключением. Первоначально первый выпуск был напечатан тиражом 1000 экземпляров в 1878 году, на тот момент было продано только 120 экземпляров, а к 1886 году было продано менее половины, когда он был перепродан как полный двухтомный комплект. [18] Хотя его дружба с Рихардом Вагнером почти закончилась, Вагнер действительно получил подписанный экземпляр. Хотя сначала он не стал ее читать, сказав, что однажды Ницше поблагодарит его за это, [19] Позже Вагнер процитировал его и ответил на него в ряде работ.
Олер и нацизм
[ редактировать ]Наиболее печально известно, что книга «Человеческое, слишком человеческое» была использована архивариусом Максом Олером , ярым сторонником Гитлера , как предполагаемое свидетельство поддержки Ницше национализма и антисемитизма , против которых он выступает. Олер написал целую книгу Friedrich Nietzsche und die Deutsche Zukunft («Фридрих Ницше и будущее Германии»), в которой рассказывается о Ницше и его связи с национализмом (особенно национал-социализмом ) и антисемитизмом, используя цитаты из книги «Человеческое, слишком человеческое» : хоть и вне контекста. [20] Ницше выступал против антисемитизма в других произведениях, включая «Так говорил Заратустра» и, наиболее решительно, в «Антихристе» : [21] «Антисемит, конечно, не становится более порядочным, потому что он лжет из принципа». [22] В «Заратустре» Ницше выставил Вагнера подставным человеком , высмеивая при этом его антисемитизм.
Олер также контролировал архив Ницше во время правления нацистов, который он делил с сестрой Ницше, Элизабет Фёрстер-Ницше , которая сама была сторонницей Гитлера, до ее смерти, когда он взял его на себя. Лишь в большей части работ Вальтера Кауфмана в 1950-1970-х годах Ницше смог избавиться от этой связи с национализмом и антисемитизмом.
Переводы
[ редактировать ]Впервые произведение было переведено на английский язык в 1908 году Александром Харви, американским журналистом бельгийского происхождения. [3] и был опубликован в Чикаго Чарльзом. Х. Керр — небольшое, но заметное издательство социально-прогрессивной литературы. [23] После этого перевод писательницы Хелен Циммерн в 1909 году был опубликован как часть полного издания книг Ницше на английском языке, но так и не был переведен Вальтером Кауфманом, когда он переводил большинство произведений Ницше на английский язык в 1950-х и 1960-х годах.
Наконец, в 1980-х годах первая часть была переведена Мэрион Фабер , а полностью переведена Р. Дж. Холлингдейлом в том же десятилетии. Фабер критиковал «устаревший викторианский стиль» Циммерн, из-за которого Ницше «звучал в ее переводе как старомодный современник Мэтью Арнольда ». Фабер далее отметил неточности и ошибки в работе Циммерна. Например, в афоризме 61, где Шаф («овца») переводится Циммерном как дурак , речь идет о Софокла пьесе «Аякс» , в которой герой нападает на стадо овец. [7] : xxiv – xxv
В популярной культуре
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ницше, Фридрих. [1878] 1908. Человек, слишком человеческий: Книга для свободных духом , перевод А. Харви. Чикаго: Чарльз Х. Керр и компания LCCN 08-7591 . ОСЛК 3359010 . ХатиТраст : 001386232 . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Браун, Малькольм (5 мая 2011 г.). «1878 год» . Ницше Хроники . Дартмутский колледж. Архивировано из оригинала 11 июля 2013 года . Проверено 5 июля 2013 г.
В конце апреля [1878 г.] Шмейцнер выпускает новую книгу Ф.Н. « Menschlisches, Allzumensches»; Книга для свободных духом. Посвящается памяти Вольтера в годовщину его смерти, 30 мая 1778 г. [Человеческое, слишком человеческое; Книга для свободных духом. Посвящается памяти Вольтера в день его смерти, 30 мая 1778 г.]
- ^ Jump up to: а б Ницше, Фридрих. [1878] 1908. Человек, слишком человеческий: Книга для свободных духом , перевод А. Харви. Чикаго: Чарльз Х. Керр и компания LCCN 08-7591 . ОСЛК 3359010 . ХатиТраст : 001386232 . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Мэтьюз, Роберт. 4 мая 2003 г. « Безумие Ницше было раком, а не сифилисом (требуется подписка) ». Телеграф .
- ^ Сакс, Леонард . 2003. « Что было причиной слабоумия Ницше? » Журнал медицинской биографии 11:47–54.
- ^ Шаберг, Уильям Х (1995). «Четвертое: Книги для свободных духом» . Канон Ницше: история публикаций и библиография . Чикаго, США: Издательство Чикагского университета. стр. 55–64. ISBN 9780226735757 . Проверено 5 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ницше, Фридрих (2004). Человеческий, слишком человеческий . Пингвинская классика. Перевод Мэрион Фабер. Книги о пингвинах. ISBN 9780140446173 .
- ^ Ницше (1984) , стр. 43–44, 67–68. §39, 96
- ^ Ницше (1984) , с. 74 §106
- ^ Ницше (1984) , стр. 107–08, §155–57.
- ^ Ницше (1984) , стр. 103–04, §146.
- ^ Ницше (1984) , стр. 138–39, §224.
- ^ Ницше (1984) , с. 139, §225
- ^ Ницше (1984) , с. 174, §292
- ^ Эбби, Рут (2000). Средний период Ницше . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 107. ИСБН 0-19-513408-7 .
- ^ Ницше (1984) , с. 266, §638
- ^ Ницше (1996) , с. 220, §27
- ^ Ницше (1996) , с. xii
- ^ Таннер, Майкл и др. 1997. Немецкие философы: Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 370
- ^ Кауфманн (1974) , стр. 288–292.
- ^ Кауфманн (1974) , с. 298
- ^ Ницше, Фридрих В. Портативный Ницше . Пер. Уолтер А. Кауфманн. Нью-Йорк: Viking Press, 1954. С. 641, §55.
- ^ Запись в каталоге: Человек, слишком человек; книга для свободных духом . Цифровая библиотека HathiTrust . 1908.
Библиография
[ редактировать ]- Кауфманн, Уолтер А. (1974). «Раса господ» . Ницше: философ, психолог, антихрист (4-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 9780691019833 .
- Ницше, Фридрих В. (1984) [1878]. Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духом . Перевод Мэрион Фабер и Стивена Леманна. Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски .
- Ницше, Фридрих В. (1996) [1878]. Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духом . Перевод Р. Дж. Холлингдейла. Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
Источники
[ редактировать ]- Коплстон, Фредерик К. [1963] 2003. Современная философия: от посткантианских идеалистов до Маркса, Кьеркегора и Ницше , История философии, том. VII. Лондон: Континуум. ISBN 9780826469014 .
- Крейг, Гордон А. 1978. Германия: 1866–1945 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Кауфманн, Уолтер А. 1974. Ницше: философ, психолог, антихрист (4-е изд.). Принстон: Издательство Принстонского университета.
- —— ред. и транс. 1954. Портативный Ницше . Нью-Йорк: Викинг Пресс.
- —— ред. и транс. 2000. Основные сочинения Ницше . Нью-Йорк: Современная библиотека.
- Ницше, Фридрих В. [1878] 1984. Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духов , перевод М. Фабера и С. Лемана. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
- —— 1996. Человек, слишком человеческий: Книга для свободных духом , перевод Р. Дж. Холлингдейла . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Таннер, Майкл и др. 1997. Немецкие философы: Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духом, часть I в Project Gutenberg
- Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духом, часть II в Project Gutenberg
Человеческое, слишком человеческое: Аудиокнига в общественном достоянии «Книга для свободных духов» на LibriVox
- Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духом в Project Gutenberg
- Человек, слишком человеческий в цифровой библиотеке HathiTrust
- Фридрих Ницше Роберта Уикса. Стэнфордская энциклопедия философии под редакцией Эдварда Н. Залты.