фати любовь
Amor fati — латинская фраза, которую можно перевести как «любовь к судьбе » или «любовь к своей судьбе». Оно используется для описания отношения, при котором человек видит все, что происходит в его жизни, включая страдания и потери , как хорошее или, по крайней мере, необходимое. [1]
Amor fati часто ассоциируется с тем, что Фридрих Ницше называл « вечным возвращением », идеей о том, что в течение бесконечного периода времени все повторяется бесконечно. Из этого у него развилось желание быть готовым прожить одну и ту же жизнь снова и снова на протяжении всей вечности («... не жаждать ничего более пылко, чем этого окончательного вечного подтверждения и печати»). [2]
Ницше
[ редактировать ]Концепция amor fati была связана с Эпиктетом . [3] Это также было связано с трудами Марка Аврелия , [4] который не использовал эти слова (он писал по- гречески , а не по-латыни). [5] Однако наиболее явное выражение она нашла у Ницше, который сделал любовь к судьбе центральным элементом своей философии. В «Почему я такой умный» ( Ecce Homo , раздел 10) он пишет:
Моя формула величия человека — amor fati : человек не хочет, чтобы все было иначе, ни вперед, ни назад, ни во всей вечности. Не только переносить необходимое, а тем более скрывать его — всякий идеализм есть лживость перед необходимым, — но любить его. [6]
Эта фраза используется в других произведениях Ницше и отражает общий взгляд на жизнь, который он формулирует в разделе 276 « Веселой науки» :
Я хочу все больше и больше научиться видеть прекрасным то, что необходимо в вещах; тогда я буду одним из тех, кто делает вещи красивыми. Amor fati : пусть это будет отныне моей любовью! Я не хочу вести войну против того, что уродливо. Я не хочу обвинять; Я даже не хочу обвинять тех, кто обвиняет. Отведение взгляда будет моим единственным отрицанием. И вообще, в целом: когда-нибудь я хочу быть только «да».
Ницше в этом контексте обращается к «Говорителю Да» не в политическом или социальном смысле, а как к человеку, способному к бескомпромиссному принятию реальности как таковой .
Р. Дж. Холлингдейл , который перевел «Так говорил Заратустра» на английский язык, утверждал, что идея Ницше об amor fati зародилась в лютеранском пиетизме его детства. [7]
Страдания
[ редактировать ]Любовь Ницше к судьбе естественным образом заставляет его радикально противостоять реальности страдания. Ибо для того, чтобы любить то, что необходимо, мы должны не только любить плохое наряду с хорошим, но и рассматривать их как неразрывно связанные между собой. В третьем разделе предисловия к «Веселой науке » он пишет:
Только великая боль является окончательным освободителем духа… Я сомневаюсь, что такая боль делает нас «лучше»; но я знаю, что это делает нас более глубокими. [8]
Ницше не рассматривает страдание как благо само по себе, а скорее как предпосылку добра. «Один миг» добра оправдывает вечность зла, но одна крайность не может иметь смысла без другой. В «Воле к власти» он пишет:
Ибо ничто не самодостаточно ни в нас самих, ни в вещах; и если душа наша дрогнула от счастья хоть раз и зазвучала, как струна арфы, то нужна была вся вечность, чтобы произвести это одно событие, — и в этот единственный момент утверждения вся вечность была названа доброй, искупленной, оправданной и утвержденной. [9]
Современное развитие
[ редактировать ]Сирил О'Риган заметил, что, несмотря на всю эту браваду по поводу amor fati, у нас иногда создается впечатление, читая [Ницше], что он ожидает столько же нашей жалости, сколько и нашего восхищения. Тем не менее, этот афоризм силен, и он силен не только потому, что оно блестяще в своем выражении, но потому, что оно удачно с точки зрения опыта». [10]
Альбер Камю
[ редактировать ]Французский философ Альбер Камю в своем эссе 1942 года « Миф о Сизифе » исследует идеи, схожие с идеями Ницше. [11] Согласно философии абсурдизма Камю , состояние человека аналогично проклятию Сизифа , который в древнегреческой мифологии был приговорен вечно повторять задачу толкания валуна на холм только для того, чтобы наблюдать, как он снова катится вниз. Подобно Ницше, Камю заключает, что счастье возможно только тогда, когда сущностная бессмысленность существования не только признана, но и положительно подтверждена. [11]
В «Возвращении в Типасу» (1952) Камю пишет:
Чего еще я могу желать, кроме как ничего не исключать и научиться сплетать белой и черной нитью единый, натянутый до предела шнур? [12]
Камю, как и Ницше, считал принятие судьбы центральным в своей философии и самой жизни. Подводя итог своему общему взгляду на жизнь в указанной выше работе, Камю далее говорил о: «воле жить, не отвергая ничего от жизни, что является добродетелью, которую я больше всего чту в этом мире». [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Агонизм - политическая теория, подчеркивающая положительные аспекты конфликта.
- Судьба – Предопределенный ход событий.
- Вечное возвращение - концепция, согласно которой вселенная и все существование постоянно повторяются.
- Фатализм - Семья философских учений.
- Ницшеанское утверждение - концепция философии Фридриха Ницше.
- «Так говорил Заратустра» — философский роман Фридриха Ницше.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Амор Фати: формула человеческого величия» . Ежедневный стоик. 10 октября 2017 г.
- ^ Ницше, Фридрих. Веселая наука . IV, §341.
- ^ Эпиктет . Арриан (ред.). Энхиридион . Ч. VIII.
Не стремитесь к тому, чтобы все происходило так, как вы хотите; скорее, желайте, чтобы то, что происходит, произошло так, как оно происходит: тогда вы будете счастливы
– как цитируется в Адо, Пьер (1998). Внутренняя цитадель: Размышления Марка Аврелия . Перевод Чейза, Майкла. Издательство Гарвардского университета. п. 143. ИСБН 9780674461710 . - ^ Аврелий, Марк . Медитации . IV.23.
Все, что согласно с тобой, соответствует и мне, о Мир! Ничто из того, что происходит в нужное для вас время, не приходит для меня слишком рано или слишком поздно. Все, что производят твои времена года, о Природа, для меня — плоды. Из вас исходит все: все находится внутри вас, и все движется к вам.
- как цитируется в Адо, Пьер (1998). Внутренняя цитадель: Размышления Марка Аврелия . Перевод Чейза, Майкла. Издательство Гарвардского университета. п. 143. ИСБН 9780674461710 . - ^ «Интервью с Мастером: Роберт Грин о стоицизме» . Ежедневный стоик. 21 сентября 2016 г.
- ^ Ницше, Фридрих (1967) [1908]. «Эссе гомо». Основные сочинения Ницше . Перевод Кауфмана, Вальтера. п. 714.
- ^ Ницше, Фридрих (1974). Так говорил Заратустра . Перевод Холлингдейла, RJ Penguin Books Limited. п. 30. ISBN 978-0141904320 .
- ^ Лейтер, Брайан (2015). «Моральная и политическая философия Ницше». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Ницше, Фридрих (1968). Воля к власти . Перевод Кауфмана, Уолтера; Холдингдейл, RJ Vintage Books. §1032.
- ^ Взгляд Медузы и ответный взгляд Христа , 11 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Вудворд, Эшли (декабрь 2011 г.). «Камю и нигилизм». София . 50 (4): 543–559. дои : 10.1007/s11841-011-0274-0 . S2CID 170146230 .
- ^ Камю, Альбер (2008). Полное собрание сочинений . Полет. 3. Париж: Библиотека Плеяды, Editions Gallimard. п. 613.