Гуманитас
Humanitas (от латинского hūmānus , «человек») — латинское существительное, означающее человеческую природу , цивилизацию и доброту. Он нашел применение в эпоху Просвещения , которое обсуждается ниже.
Классическое происхождение термина
[ редактировать ]Латинское слово humanitas соответствовало греческим понятиям philantrôpía (любовь к тому, что делает нас людьми) и payeia (образование), которые были объединены с рядом качеств , составлявших традиционный неписаный римский кодекс поведения ( mos maiorum ). [1] Цицерон (106–43 гг. до н.э. ) использовал humanitas для описания формирования идеального оратора ( оратора ), который, по его мнению, должен быть образован, чтобы обладать набором добродетелей характера, подходящих как для активной жизни на государственной службе, так и для достойной и полноценной частной жизни. ; они будут включать в себя фонд обучения, приобретенный в результате изучения bonae litterae («хорошие письма», то есть классической литературы, особенно поэзии), который также будет источником постоянного развития и удовольствия в свободное время и на пенсии, в молодости и старости, и удача и неудача. [2]
Поскольку humanitas соответствовала philantrôpía и payeia , она особенно применима для руководства надлежащим осуществлением власти над другими. Отсюда совет Цицерона своему брату: «Если бы судьба дала вам власть над африканцами, испанцами или галлами, дикими и варварскими народами, вы все равно были бы обязаны ради вашего humanitas заботиться об их комфорте, их нуждах и их безопасности». [3] Вторя Цицерону столетие спустя, Плиний Младший (61–112 гг. н.э. ) определил гуманность как способность завоевывать расположение меньших людей, не посягая на более великих. [4]
Возрождение в раннем итальянском Возрождении
[ редактировать ]Эта концепция имела большое значение во время повторного открытия классической античности в эпоху Возрождения итальянскими гуманистами , начиная с прославленного итальянского поэта Петрарки , который возродил предписание Цицерона развивать гуманитарные науки , которые в эпоху Возрождения понимались как грамматика, риторика, поэзия, история и моральная философия. [5]
В 1333 году в Льеже , Бельгия , Петрарка нашел и собственноручно переписал рукопись речи Цицерона Pro Archia , которая содержала знаменитый отрывок в защиту поэзии и литтерэ (письм):
Эти занятия питают молодость, утешают старость, украшают второстепенные владения, дают приют и утешение в невзгодах, радуют дома, не мешают нам за границей, ночуют у нас, путешествуют за границу и становятся сельскими. | Эти занятия питают молодость, развлекают старость, увеличивают благосостояние, дают приют и утешение и в невзгодах, радуют нас дома, не мешая нам выходить на улицу, ночевать с нами, уезжать за границу, жить в деревне. |
- Для Арчи пункт 16 |
Петрарке понравилась эта цитата, и он часто ссылался на нее, и там, где Цицерон использовал фразу « litterarum lumen », «свет литературы», Петрарка на полях написал lumen Litterarum рядом и нарисовал эскиз лампы или свечи. Льежская рукопись утеряна, как и копия Петрарки, но копия Петрарки «можно показать, что она стоит за всеми более поздними рукописями, кроме одной», и в ней сохраняются аннотации Петрарки на полях. [6] Петрарка, во многих отношениях человек Средневековья, сожалел, что Цицерон не был христианином, и считал, что он определенно стал бы им, если бы не умер до рождения Иисуса. Для Петрарки и гуманистов последовавших за ним эпохи Возрождения гуманитас Цицерона не рассматривалась как противоречащая христианству или христианскому образованию. В этом они следовали отцам церкви пятого века, таким как Иероним и Августин , которые учили, что греческое и римское образование и литература были дарами Божьими и образцами совершенства, при условии, конечно, что они были отфильтрованы и очищены, чтобы служить христианству. [7]
Humanitas во времена французского Просвещения
[ редактировать ]По словам историка Питера Гэя восемнадцатого века , французские философы Просвещения находили Цицерона близким по духу: эклектичное, стоическое язычество [8]
Идеал humanitas был впервые принес в Рим философский круг Сципиона и далее развит Цицероном . Для Цицерона humanitas была стилем мышления, а не формальной доктриной. Оно утверждало важность человека как культурного существа, контролирующего свою моральную вселенную. Человек, который практиковал Humanitas, был уверен в своей ценности, вежлив по отношению к другим, порядочен в своем социальном поведении и активно выполнял свою политическую роль. Более того, он был человеком, который смотрел на жизнь с мужественным скептицизмом: он знал, что утешения народной религии предназначены для более доверчивых существ, чем он сам, что жизнь неопределенна и что крепкий пессимизм превосходит самообманчивый оптимизм. Человек становится человеком по мере того, как он совершенствует себя; он даже становится богоподобным: « Deus est Morti iuvare Mortalem », — писал Плиний, переводя греческого стоика, — «Помощь человеку — истинный Бог человека». Наконец, человек, который практиковал гуманность, развивал свои эстетические чувства, прислушиваясь к своему разуму: « Cum musis », писал Цицерон, « то есть, cum humanitate et doctrina habere commercium». ". [9] Добродетель, утверждал Цицерон, есть не что иное, как природа, усовершенствованная и развитая до своей высшей точки, и поэтому между человеком и Богом существует сходство : « [10] ...
Цицерона Humanitas ... вновь появилась в первом веке в заявлении Сенеки , сделанном в разгар плача по поводу римского скотства, о том, что человек является священной вещью для человека: « homo res sacra homini »; [11] и вновь появился в восемнадцатом веке в суровом призыве Канта к человеческой автономии и в наставлении Вольтера : «Помни о своем достоинстве как человека». [12] В начале своих «Размышлений » император Марк Аврелий разработал настоящий каталог качеств, которые в совокупности составляют добродетели, которые Цицерон называл humanitas и которыми, как надеялись философы, они обладают в достаточной мере: скромность, самообладание, мужественность, благотворительность, практичность, щедрость, разумность, терпимость и послушание велениям природы.
Возрождение в Германии XVIII и XIX веков.
[ редактировать ]Во время Aufklärung восемнадцатого века (немецкая версия Просвещения ) термин « Humanität » использовался для обозначения интеллектуального, физического и морального формирования «лучшего человека » (или гуманизма ). Его использовали, например, теолог Иоганн Готфрид Гердер в своем Письмах о « развитии человечества » (1792), а также Фридрих Шиллер и другие.
Гердера Humanität — это широкая концепция, которую он определяет по-разному, как постепенное раскрытие наилучшего человеческого потенциала, достижение разума и справедливости во всех классах и во всех делах людей, а также совместный продукт творческих действий законодателей, поэтов, художников, философов. , изобретатели и педагоги на протяжении веков. [13]
Хотя Гердера считают родоначальником этнического национализма, он не был шовинистом. Он утверждал, что каждый человек любит свою нацию, семью, язык и обычаи не потому, что они лучше других народов, а потому, что они его. Любовь к своей индивидуальности должна вести к уважению к индивидуальности других. Для Гердера образ Божий был запечатлен в каждом человеке вместе с внутренним импульсом к самосовершенствованию и росту. Историк Уильям Макнил пишет, что Гердер смело заявил:
каждая эпоха и каждый народ воплощают в себе идеалы и способности, присущие только им самим, что позволяет более полное и законченное выражение многообразных возможностей человечества, чем могло бы произойти в противном случае. Гердер категорически отрицал, что один народ или цивилизация лучше другого. Просто они были разными, так же, как немецкий язык отличался от французского. [14]
Человечность как доброжелательность
[ редактировать ]В римском гуманизме доброжелательность ( benevolentia ) считалась особенностью humanitas . Особенно это подчеркивается в произведениях Цицерона и Сенеки. [15] В этом контексте доброжелательность движет идеей гуманности и понимается как чувство любви или нежности, которое делает «кого-то готовым участвовать на уровне чувств во всем, что является человеческим». [15] Такое участие влечет за собой готовность участвовать как в человеческих страданиях, так и в радости. Это нашло отражение в кантовской позиции о любви, которая цитировала так называемую рациональную доброжелательность, движимую естественной сочувственной радостью и жалостью. [16]
Другие также обсуждали благотворительность в современном гуманизме. Макс Шелер, например, использовал его в своем рассуждении о симпатии. В одной из своих работ он связал доброжелательность с концепцией «чувства товарищества», допускающей самолюбие, эгоцентричный выбор, солипсизм и эгоизм ». [ нужны разъяснения ] чтобы наконец полностью победить. [17] : 98 Шелер приравнивал доброжелательность к гуманизму, объясняя, что эти концепции — наряду с чувством товарищества — охватывают всех людей «просто потому, что они мужчины». [17] : 99
Humanitas как доброжелательность также является краеугольным камнем кредо масонства и составляет одну из основ его позиции, согласно которой национальность и религия не имеют значения, а имеет значение только универсальная человечность. [18] Некоторые ордена масонства называются «Humanitas». [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Гуманитарные науки - академические дисциплины, изучающие общество и культуру.
- Гуманитарные науки – традиционный академический курс западного высшего образования.
- Пайдея - образовательная модель, когда-то использовавшаяся в Афинах.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ » Цицерона В первой главе «Тускуланских диспутов перечислены некоторые из них: «Ибо какая великая серьезность, какое великое постоянство, величие ума, честность, вера, которая была настолько превосходна во всех добродетелях, что ее можно было бы сравнить с нашими старейшинами». ? «Ибо какая сила характера, какая твердость, великодушие, честность, добросовестность, какая превосходящая добродетель любого типа была обнаружена у какого-либо народа в такой степени, что сделала его равным нашим предкам?» ( Тосканские диспуты 1.2 ). Из римских политических добродетелей Ричард Бауман считает милосердие самым важным. Видеть Бауман, Ричард А. (2000). Права человека в Древнем Риме . Лондон: Рутледж. п. 21.
- ^ Это слово встречается и у других латинских писателей классического периода. Например, культus atque humanitas («культура и человечество»), что означает «цивилизация», появляется в первых предложениях « Юлия Цезаря » Галльских войн (1.1.3), где Цезарь называет племя бельгов самым храбрым, потому что оно находится дальше всех. вдали от романизированной Южной Франции ( Прованса ). Оно также встречается пять раз в « Риторике ад Херенниум» , на протяжении веков ошибочно приписываемой Цицерону, но на самом деле предшествовавшей ему. Однако наиболее полно эта концепция была разработана Цицероном, который использовал это слово 299 раз, что составляет около половины из 463 случаев у всех остальных авторов классической латыни вместе взятых. См. Ренато Онига, L'Idea Latina Di Humanitas в Туллиане (2009) II. Что касается явно римского подхода к адаптации Цицероном концепции humanitas из греческого payea , Онига цитирует исследование немецкого ученого Вольфганга Шадевальдта 1973 года:
...суть римской humanitas заключается именно в том, чтобы быть другой стороной упорядоченного набора очень точных и суровых ценностей, которые с самого начала были частью кодекса поведения римского гражданина и почти непереводимы на греческий язык: pietas . (что отличается от eusébeia ), нравов (которые не совсем совпадают с этосом ) , а затем dignitas , gravitas , integritas и так далее Идея humanitas обобщила все эти ценности... но в то же время придала им нюансы, сделала менее жесткими и более универсальными.
Видеть Шадевальдт, Вольфганг (1973). «Хуманитас Романа». В Темпорини, Хильдегард; Хаазе, Вольфганг (ред.). Взлет и падение римского мира . Том I.4. п. 47. Дальнейшее обсуждение эссе Шадевальдта см. также Бауман, Ричард А. Права человека в Древнем Риме . Лондон: Рутледж. стр. 21–27....суть римской humanitas состоит в том, что она представляет собой один из аспектов упорядоченного комплекса очень четких и суровых ценностей, которые с самого начала были частью кодекса поведения римского гражданина и практически непереводимы на греческий язык: pietas (что отличается от eusébeia ), нравов (которые не совсем совпадают с этосом ), а также dignitas , graditas , integritas и так далее. Идея humanitas вобрала в себя все эти ценности... одновременно размывая их очертания, делая их менее жесткими и более универсальными.
- ^ Цитируется в Вульф, Грег (1998). Становление римлянином: истоки провинциальной цивилизации в Галлии . Издательство Кембриджского университета. п. 68.
- ^ Плиний Младший. «К Тирону» . Эпистулы . IX.5.
- Видеть Явец, Цви (1988). Плебс и принцепс . Издатели транзакций. п. 102.
- ^ Кристеллер, Пол Оскар (1965). Мысль Возрождения II: Статьи о гуманизме и искусстве . Нью-Йорк: Harper Torchbooks. п. 178.
Ранний итальянский гуманизм, во многом продолжавший грамматические и риторические традиции Средневековья , не только дал старому Тривиуму новое и более грандиозное название ( Studia humanitatis ), но и увеличил его действительный объем, содержание и значение. в учебной программе школ и университетов, а также в собственной обширной литературной продукции. Studia humanitatis исключили логику, но добавили к традиционной грамматике и риторике не только историю, греческий язык и моральную философию, но и сделали поэзию, некогда являвшуюся продолжением грамматики и риторики, важнейшим членом всей группы.
- См. также Кристеллер, Пол Оскар (1944–45). «Гуманизм и схоластика в итальянском Возрождении». Византия . 17 : 346–74. Перепечатано в Мысль эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Harper Torchbooks. 1961.
- ^ Майкл Д. Рив пишет:
Если это правда, что у итальянских гуманистов не было выражения, более близкого к «классической науке», чем studia humanitatis , то Pro Archia предоставила классической науке эпохи Возрождения ее устав. Во внимании Петрарки к Про Арчии можно выделить восемь элементов:
- Он обнаружил речь.
- Ему это нравилось, потому что оно превозносило поэзию.
- Он использовал его в своих произведениях.
- Он отмечал в ней детали, иногда потому, что подобные вещи приходили ему в голову в других местах, когда он читал древнюю литературу.
- Он скорректировал его текст
- О своем открытии он рассказал в переписке, которую распространил более широко.
- Саму речь он пустил в широкое распространение.
- Его престиж как писателя и коллекционера был настолько велик, что после его смерти «Про Арчия» стал одним из многих текстов в его библиотеке, которые разыскивались для копирования.
Видеть Рив, Майкл Д. (1996). «Классическая стипендия». В Крае, Джилл (ред.). Кембриджский спутник гуманизма эпохи Возрождения . Кембридж. стр. 21–22.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Например, Эрнст Роберт Куртиус вспоминает, что «Святой Иероним предоставил в средние века часто повторяемый аргумент в пользу использования древних знаний на службе христианства: Во Второзаконии 21:12 : Если еврей желает жениться на рабыне-язычнице, он должен подстригите ей волосы и ногти. Так и христианин, любящий светское образование, очистит его от всех ошибок. Тогда он будет достоин служить Богу». Св. Августин «в своем аллегорическом изложении Исхода 3:22 и 12:35 : Когда израильтяне вышли из Египта, они взяли с собой золотые и серебряные сосуды, таким образом христианин должен избавить языческое учение от всего лишнего и пагубного, что он может поставить его на службу истине». Видеть Курциус, Эрнст Роберт (1973) [1953]. Европейская литература в латинском средневековье . Боллингенская серия. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 40 и пассим.
- ^ Гей, Питер (1995) [1966]. Просвещение: рост современного язычества . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 107–108.
- ^ Цитирование Питером Гэем фразы Cum musis и т. д. относится к анекдоту из « Тускуланских диспутов» гробницу Архимеда , в котором Цицерон рассказывает, как во время визита в Сиракузы на Сицилии он случайно обнаружил в то время . неизвестный жителям города, но который он, Цицерон, узнал по его описанию в стихотворной строке, которую он выучил наизусть; и он противопоставил непреходящую славу математика Архимеда поруганию пресловутого сицилийского тирана Дионисия Старшего , похороненного неподалеку: , кто не предпочел бы быть этим математиком, а не этим тираном? Если мы посмотрим на их образ жизни и занятия, то увидим, что ум одного питался поиском и обдумыванием теорий, сопровождаемым восторгом от своего ума, который является сладчайшей пищей для души, ум другого - убийством и проступками. сопровождается страхом и днем, и ночью» ( ТД 5.64–5 ). Этот анекдот является одним из источников гуманистической банальности о том, что поэзия — более долговечный памятник, чем камень. Видеть Джагер, Мэри (2002). «Гробница Цицерона и Архимеда». Журнал римских исследований . 92 : 51–52. дои : 10.2307/3184859 . JSTOR 3184859 . S2CID 162402665 . Этот инцидент вспоминает Вордсворт :
Вызов Архимеда из его погребенной гробницы
На равнине исчезнувших Сиракуз,
И с чувством Мудрец сделает отчет
Как неуверенно, как безосновательно само по себе,
Является ли философия, чье влияние зависит
На простых материальных инструментах — как слабы
Эти искусства и высокие изобретения, если их не поддерживать
Добродетелью. — Он, вздыхая от задумчивой тоски,
Среди своих спокойных абстракций признал бы
Это не их небольшая привилегия.
Чтобы спастись от пустого забвения!- «Священский дом» в книге Уильяма Вордсворта «Экскурсия » (книга восьмая, строки 220–230). - ^ Цицерон, М.Т., О законах , I.8.25.
- ^ Сенека, Л. А. Моральные письма Люцилию . 95 .33.
- ^ Вольтер. "Зло". Философский словарь . Том. II. п. 378.
- ^ Рид, Ти Джей (2015). Свет в Германии: Сцены неизвестного Просвещения . Чикагский университет. п. 59.
- ^ МакНил, Уильям Харди (1981). «Разногласия между социальными науками». Конспект истории . 1 (7): 37–38.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пома, Андреа (2017). Каденции: Философские заметки для постмодернизма . Берлин: Шпрингер. п. 231. ИСБН 9783319528113 .
- ^ Ринне, Пярттюли (2018). Кант о любви . Берлин: Вальтер де Грютер. п. 141. ИСБН 9783110543858 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шелер, Макс (2008). Природа симпатии . Нью-Брансуик: Издатели транзакций. ISBN 9781412806879 .
- ^ Соррелс, Кэтрин (2016). Космополитические аутсайдеры: имперское включение, национальное исключение и общеевропейская идея, 1900-1930 гг . Берлин: Шпрингер. ISBN 9781349720620 .