Великодушие
Великодушие (от латинского magnanimitās , от magna «большой» + animus «душа, дух») — добродетель великого ума и сердца. Обычно оно включает в себя отказ от мелочности, готовность противостоять опасности и действия ради благородных целей. Его антитеза — малодушие (лат. pusillanimitas ). Хотя слово «великодушие» имеет традиционную связь с аристотелевской философией , оно также имеет свою собственную традицию в английском языке, которая сейчас вызывает некоторую путаницу. [1]
Аристотель [ править ]
Латинское слово magnanimitās является калькой греческого слова μεγαλοψυχία ( мегалопсихия ), что означает «величие души». Аристотель больше связывает мегалопсихию с чувством гордости и самоуважения, чем с современным чувством великодушия. Он пишет: «Теперь человек считается великодушным, если он много требует и много заслуживает» ( δοκεῖ δὴ μεγαλόψυχος εἶναι ὁ μεγάλων αὑτὸν ἀξιῶν ἄξιος ὤν ). [2] Аристотель продолжает: [3]
Кто претендует на меньшее, чем заслуживает, тот малодушен... Ибо великодушный человек имеет право презирать других людей — его оценки верны; но у большинства гордых людей нет хорошего основания для своей гордыни... Для великодушного человека свойственно также никогда не просить помощи у других или только с неохотой, но оказывать помощь охотно; и быть надменным по отношению к людям с положением и богатством, но вежливым по отношению к людям среднего положения... Он должен быть открыт и в любви, и в ненависти, поскольку сокрытие показывает робость; и больше заботитесь об истине, чем о том, что подумают люди; и говорить и действовать открыто, так как, презирая других людей, он откровенен и откровенен, за исключением тех случаев, когда он говорит с ироническим самоуничижением, как он делает с простыми людьми... Он не таит злобу, ибо это не признак величие души, чтобы вспоминать вещи против людей, особенно зло, которое они причинили вам, а скорее не обращать на них внимания ... Таков человек с Великой душой, соответствующий характер на стороне недостатков - это человек с малой душой, и на этом излишестве тщеславный человек.
У. Д. Росс переводит высказывание Аристотеля : Итак, как и я, великодушие мира является одной из добродетелей; [4] как следующее: «Гордость [ мегалопсихия ] кажется своего рода венцом добродетелей; ибо она делает их более великими, и без них ее невозможно найти». [5]
Другое использование [ править ]
Ной Вебстер определил Великодушие следующим образом:
Величие ума; та возвышенность или достоинство души, которая встречает опасности и неприятности со спокойствием и твердостью, которая возвышает обладателя над местью и заставляет его наслаждаться делами доброжелательности, которая заставляет его презирать несправедливость и подлость и побуждает его жертвовать личным удобством, интересом и безопасность для достижения полезных и благородных целей.
— Ной Вебстер [6]
Фома Аквинский принял концепцию Аристотеля, добавив к ней христианские добродетели смирения и милосердия. [7]
Эдмунд Спенсер в «Королеве фей» каждого рыцаря аллегорически олицетворял добродетель . Принц Артур олицетворял «великолепие», которое обычно понимается как аристотелевское великолепие. [8] В незавершенную работу не входит книга принца Артура, и ее значение неясно.
Демокрит утверждает: «Спокойно переносить неприятности — это великодушие». [9]
Томас Гоббс определяет великодушие как «презрение к мелким помощи и помехам» в достижении своих целей. Для Гоббса презрение означает неподвижность сердца, которое вместо этого движимо другими вещами и желаниями. [10]
В качестве прилагательного понятие выражается как «великодушный», например: «Он великодушный человек». Пример обращения к великодушному можно увидеть в «Саге о Хролфе Краке» , где король Хрольф Краки меняет имя придворного слуги с Хотта на Хьялти из-за его вновь обретенной силы и храбрости, после чего Хьялти отказывается насмехаться или убивать тех, кто ранее издевался над ним. За свои благородные действия король дарует Хьялти титул Великодушный.
Одной из форм великодушия является щедрость победителя к побежденному. Например, великодушие между обществами было закреплено Женевскими конвенциями . [ нужна ссылка ]
Великодушные усилия по оказанию помощи могут компенсировать побочный ущерб войны.
К.С. Льюис в своей книге «Уничтожение человека » называет грудь человека вместилищем великодушия или чувств, причем это великодушие действует как связующее звено между внутренними и мозговыми органами человека. [11] Льюис утверждает, что в его время отрицание эмоций, присущих вечному и возвышенному – тому, что унизительно как объективная реальность – привело к появлению «мужчин без груди».
Ссылки [ править ]
- ^ См., например Аристотель (1926). Никомахова этика . Перевод Рэкхэма, Х. Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма. IV.3 (стр. 213, сноска б ). В переводе Сакса отмечается, что два возможных перевода — «гордость» и «высокомерие» — оба получают только половину значения, тогда как великодушие лишь «переводит проблему на латынь»: Аристотель (2002). Никомахова этика . Перевод Сакса, Джо. Издательство Фокус. сноска 85.
- ^ Аристотель. Никомахова этика . IV.3 (1123b1–2).
- ^ Аристотель (1926). Никомахова этика . Перевод Рэкхэма, Х. Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма. IV.3 стр. 215, 221–225.
- ^ Аристотель. Никомахова этика . IV.3 (1124a1–2).
- ^ Аристотель. Этика Никомахея . Работы Аристотеля. Том. IX. Перевод Росса, WD 1124a.
- ^ Вебстер, Ной (1828). Словарь американского языка .
- ^ Холлоуэй, Карсон (1999). «Христианство, великодушие и государственная мудрость» . Обзор политики . 61 (4): 581–604. дои : 10.1017/S0034670500050531 . ISSN 0034-6705 . JSTOR 1408401 . S2CID 159496873 .
- ^ Спенсер, Эдмунд (1596), Королева фей
- ^ Васалу, София (2019). Мера величия: философы о великодушии . Случайные серии ассоциаций разума. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 23. ISBN 978-0-19-884068-8 .
- ^ Гоббс, Томас (1651). Левиафан, или Материя, форма и сила государства церковного и гражданского . Лондон: Крук. стр. 24, 26.
- ^ Льюис, CS (1943). Уничтожение человека .
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с великодушием, на Викискладе?