~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ A814393A4EF1DD57CA0E496B67E78279__1715718660 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Wisdom - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Мудрость — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Wisdom ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/79/a814393a4ef1dd57ca0e496b67e78279.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/79/a814393a4ef1dd57ca0e496b67e78279__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 11.06.2024 13:57:57 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 14 May 2024, at 23:31 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Мудрость — Jump to content

Мудрость

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Лука Джордано : Сон Соломона : Бог обещает Соломону мудрость
Мудрость Соломона , гравюра на дереве Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, 1860 год.

Мудрость , проницательность или проницательность – это способность размышлять и действовать продуктивно, используя знания , опыт , понимание , здравый смысл и проницательность . [1] Мудрость связана с такими качествами, как непредвзятое суждение , сострадание , эмпирическое самопознание, самопревосхождение и непривязанность . [2] и такие добродетели , как этика и доброжелательность . [3] [4]

Мудрость определялась по-разному. [2] [5] [3] и существует несколько различных подходов к оценке характеристик, приписываемых мудрости. [6] [7]

Определения [ править ]

Раннее упоминание мудрости в «Беовульфе»

Оксфордский словарь английского языка определяет мудрость как «способность правильно судить о вопросах, касающихся жизни и поведения; здравость суждений в выборе средств и целей; иногда, менее строго, здравый смысл, особенно в практических делах: противоположность глупости; " также «Знание (особенно высокого или глубокого рода); просвещение, ученость, эрудиция». [8] Чарльз Хэддон Сперджен определял мудрость как «правильное использование знаний ». [9] Роберт И. Саттон и Эндрю Харгадон определили «отношение мудрости» как «действовать со знанием, сомневаясь в том, что знаешь». [10]

В социальных и психологических науках существует несколько различных подходов к мудрости. [3] наряду с методами операционализации [2] и измерение [7] Мудрость как психологический конструкт. Мудрость — это способность предвидеть что -либо, знать последствия (положительные и отрицательные) доступных вариантов действий и выбирать лучший из доступных вариантов. [11]

Мифологические перспективы [ править ]

История [ править ]

Древние греки мудрость важной добродетелью , олицетворяемой богинями Метидой Афиной и считали . Метида была первой женой Зевса , который, согласно , » Гесиода « Теогонии сожрал ее беременную; После этого Зевс получил титул Метиета («Мудрый советчик»), поскольку Метида была воплощением мудрости, и он родил Афину, которая, как говорят, возникла из его головы. [12] [13] Афину изображали сильной, справедливой, милосердной и целомудренной. [14]

Аполлона считали также богом мудрости, обозначаемым проводником муз ( Мусагетов ) , [15] которые были олицетворениями наук, вдохновенного и поэтического искусства. Согласно Платону в его «Кратиле» , имя Аполлона могло также означать « баллон » (лучник) и « омопулон » (объединитель полюсов [божественного и земного]), поскольку этот бог отвечал за божественное и истинное вдохновение, поэтому считался лучником. который всегда был прав в врачевании и оракулах: «он — вечно меткий лучник». [16] Аполлон пророчествовал через жриц ( Пифию ) в храме Аполлона (Дельфи) , где был произнесен афоризм « познай самого себя » ( gnothi seauton ). [а] было начертано (одна из Дельфийских максим ). [17] Его противопоставляли Гермесу , который был связан с науками и технической мудростью, и в первые века после Рождества Христова ассоциировался с Тотом в египетском синкретизме под именем Гермеса Тримегиста . [18] Греческая традиция записывает первых представителей мудрости в лице семи мудрецов Греции . [19]

Для Сократа и Платона философия была буквально любовью к мудрости философия ( ) . Платона Это пронизывает диалоги ; в «Республике» лидерами предложенной им утопии являются короли-философы , понимающие форму добра и обладающие смелостью действовать соответственно. Аристотель в «Метафизике» определил мудрость как понимание того, почему все происходит определенным образом ( причинность ), что глубже, чем просто знание того, что все происходит определенным образом. [б] Он был первым, кто провел различие между фронезисом и софией . [5]

По мнению Платона и Ксенофонта , Пифия Дельфийского Оракула ответила на вопрос «кто самый мудрый человек в Греции?» заявив, что Сократ был самым мудрым. [20] Согласно «Апологии Платона », Сократ решил исследовать людей, которых можно было бы считать мудрее его, и пришел к выводу, что им не хватает истинных знаний:

Это было увековечено во фразе « Я знаю, что я ничего не знаю » — афоризме, предполагающем, что разумно признать собственное невежество. [21] и ценить эпистемическое смирение . [22]

Древние римляне также ценили мудрость, которую олицетворяли Минерва или Паллада. Она также олицетворяет искусные знания и добродетели, особенно целомудрие. Ее символом была сова , которая до сих пор является популярным символом мудрости, поскольку она может видеть в темноте. Говорили, что она родилась из лба Юпитера. [23]

Буддийские традиции дают исчерпывающее руководство о том, как развивать мудрость. [24] [25] В традиции инуитов развитие [ двусмысленный ] мудрость была одной из целей обучения. -инуит Старейшина сказал, что человек становится мудрым, когда может видеть, что нужно сделать, и успешно делать это, не говоря ему, что делать.

Во многих культурах название третьих моляров, которые растут последними, этимологически связано с мудростью, как, например, в английском языке «зуб мудрости» . Это прозвище возникло из классической традиции: в трудах Гиппократа использовался термин sóphronistér (по- гречески относящийся к значению умеренности или преподавания урока), а по- латински dens sapientiae (зуб мудрости). [26]

Образовательные перспективы

защищающая молодежь от любви Мейнье Мудрость , , ок. 1810 г.
Истина и мудрость помогают писать историю Якобу де Виту , 1754 г.

Государственные школы в США иногда кивают на « воспитание характера », которое включает в себя обучение мудрости. [27]

Николас Максвелл , философ из Великобритании, считает, что академические круги должны сменить фокус с приобретения знаний на поиск и распространение мудрости. [28] Он определяет это как способность осознавать то, что имеет ценность в жизни для себя и других. [29] Он учит, что новые знания и технологические ноу-хау увеличивают нашу способность действовать. Однако Максвелл утверждает, что без мудрости это новое знание может причинить человечеству как вред, так и пользу. Он утверждает, что стремление к знаниям действительно ценно и полезно, но его следует рассматривать как часть более широкой задачи совершенствования мудрости. [30]

Психологические перспективы

Психологи начали собирать данные об общепринятых верованиях и народных теориях о мудрости. [31] Первоначальный анализ показывает, что, хотя «имплицитная теория мудрости пересекается с интеллектом, проницательностью, духовностью и проницательностью, очевидно, что мудрость — это опыт решения сложных жизненных вопросов и адаптации к сложным требованиям». [32]

В области психологии также были разработаны четкие теории и эмпирические исследования психологических процессов, лежащих в основе мудрости. [33] [3] Мнения о психологическом определении мудрости различаются. [3] но существует некоторый консенсус в отношении того, что решающее значение для мудрости имеют определенные метакогнитивные процессы, которые позволяют размышлять о жизни и судить о важнейших жизненных вопросах. [34] [2] Эти процессы включают в себя признание границ собственных знаний, признание неопределенности и изменений, внимание к контексту и более широкой картине, а также интеграцию различных точек зрения на ситуацию. [35] Ученые-когнитивисты предполагают, что мудрость требует координации таких процессов рассуждения, чтобы понять, как управлять своей жизнью. [36] Рассуждения такого рода как теоретически, так и эмпирически отличаются от общего (подвижного или кристаллизованного) интеллекта. [37] Исследователи эмпирически доказали, что мудрое рассуждение отличается от IQ . [38]

Балтес и коллеги определили мудрость как «способность справляться с противоречиями конкретной ситуации и оценивать последствия действия для себя и для других». Она достигается тогда, когда в конкретной ситуации достигается баланс между внутриличностными, межличностными и институциональными интересами. можно подготовить». [39] Баланс кажется важнейшим критерием мудрости. Эмпирические исследования дают некоторую поддержку этой идеи, показывая, что рассуждения, связанные с мудростью, связаны с достижением баланса между внутриличностными и межличностными интересами при столкновении с проблемами личной жизни и при постановке целей для управления межличностными конфликтами. [7] [40]

Некоторые исследователи позитивной психологии определяют мудрость как координацию «знаний и опыта» и «их сознательное использование для улучшения благосостояния». [41] Согласно этому определению, мудрость дополнительно уточняется и имеет следующие аспекты: [42]

Эта теоретическая модель не была проверена эмпирически , за исключением широкой связи между рассуждениями, связанными с мудростью, и благополучием. [ нужны разъяснения ] . [43] [44]

Гроссманн и его коллеги обобщили предыдущую психологическую литературу и пришли к выводу, что мудрость включает в себя определенные когнитивные процессы, которые позволяют выносить непредвзятые и здравые суждения перед лицом плохо определенных жизненных ситуаций:

  1. интеллектуальное смирение, или признание пределов собственных знаний
  2. понимание точек зрения, более широких, чем рассматриваемая проблема
  3. чувствительность к возможности изменения социальных отношений
  4. компромисс или интеграция различных точек зрения [45] [46]

Гроссман обнаружил, что привычка говорить и думать о себе в третьем лице увеличивает эти характеристики, а значит, такая привычка делает человека мудрее. [47] Гроссманн говорит, что контекстуальные факторы, такие как культура, опыт и социальные ситуации, влияют на понимание, развитие и склонность к мудрости, что имеет последствия для обучения и образовательной практики. [2] [45] Эти контекстуальные факторы находятся в центре внимания продолжающихся исследований. Например, Гроссманн и Кросс выявили явление, которое они назвали «парадоксом Соломона»: люди более мудро размышляют о проблемах других людей, чем о своих собственных. (Он назван в честь царя Соломона , который обладал легендарной проницательностью при вынесении суждений о дилеммах других людей, но ему не хватало проницательности, когда дело доходило до важных решений в его собственной жизни.) [48]

Исследователи также изучают роль эмоций в мудрости. [49] Большинство согласны с тем, что эмоции и их регулирование являются ключом к эффективному управлению сложными и волнующими ситуациями, которые больше всего требуют мудрости. Многие эмпирические исследования были сосредоточены на когнитивных или метакогнитивных аспектах мудрости, предполагая, что способность рассуждать в сложных ситуациях имеет первостепенное значение. Таким образом, хотя эмоции, вероятно, играют роль в том, как мудрость проявляется в реальных событиях (и в размышлениях о прошлых событиях), эмпирические исследования того, как эмоции влияют на способность человека мудро справляться со сложными событиями, появились поздно. Одно исследование выявило положительную взаимосвязь между разнообразием эмоционального опыта и мудрыми рассуждениями, независимо от эмоциональной интенсивности. [50]

Измерение мудрости [ править ]

Исследователь будет измерять мудрость по-разному в зависимости от своей теоретической позиции о природе мудрости. Например, некоторые рассматривают мудрость как устойчивую черту личности, другие — как процесс, зависящий от контекста. [51] Те, кто придерживается первого подхода, часто используют однократные анкеты, которые склонны к предвзятости. [ нужны разъяснения ] ответы, [7] [52] нечто противоположное конструкции мудрости [53] и не может изучать мудрость в тех контекстах, где она наиболее актуальна: в сложных жизненных задачах. Напротив, исследователи, предпочитающие последний подход, измеряют связанные с мудростью особенности познания, мотивации и эмоций в контексте конкретной ситуации. [54] [51] Такие меры на уровне штата обеспечивают менее предвзятые ответы, а также большую силу в объяснении значимых психологических процессов. [7] Кроме того, сосредоточение внимания на ситуации позволяет исследователям мудрости достичь более полного понимания роли контекста в формировании мудрости. [51] Например, исследования показали доказательства межкультурного взаимодействия. [55] и внутрикультурная изменчивость, [56] и систематическая вариативность в мудром рассуждении в зависимости от контекста. [7] [48] и в повседневной жизни. [44]

Многие, но не все исследования показывают, что самооценка взглядов и мудрости взрослых не зависит от возраста. [42] [57] [58] Это противоречит популярному представлению о том, что мудрость увеличивается с возрастом. [57] Ответ на вопрос, коррелируют ли возраст и мудрость, зависит от того, как человек определяет мудрость и свою экспериментальную технику. Ответ на этот вопрос также зависит от изучаемой области и роли опыта в этой области: в некоторых контекстах предпочтение отдается пожилым людям, в других — более молодых, а в некоторых не проводится дифференциация возрастных групп. [51] Для ответа на этот вопрос необходима тщательная лонгитудинальная работа, хотя большинство исследований основано на перекрестных наблюдениях. [11]

Индекс мудрости Джесте-Томаса [59] основан на опросе из 28 вопросов (SD-WISE-28), созданном исследователями Калифорнийского университета в Сан-Диего с целью определить, насколько мудр человек. В 2021 году доктор Дилип В. Йесте и его коллеги создали опрос из 7 вопросов (SD-WISE-7), в котором проверяются семь компонентов: принятие различных точек зрения, решительность , эмоциональное регулирование , просоциальное поведение , саморефлексия , социальное консультирование и ( в меньшей степени) духовность . [60]

Разумность [ править ]

Разумность (« софия » по-гречески) — это «трансцендентная мудрость», «высшая реальность» или высшая истина вещей. [5] [4] [61] Это более космическое определение «общей картины» часто является тем, как мудрость («истинная мудрость» или «Мудрость» с большой буквы W) рассматривается в религиозном контексте. [5] [4] Оно выходит за рамки простой практической мудрости и может включать в себя глубокое понимание себя , взаимосвязей, обусловленного происхождения и феноменологического прозрения. [24] [5] [4] Человек, обладающий таким типом мудрости, может действовать с адекватным суждением , широким пониманием ситуаций и большей признательностью/состраданием к другим живым существам. [24]

Слово разумность происходит от латинского слова sapientia , что означает «мудрость». [62] Соответствующий глагол sapere имеет первоначальное значение «вкушать», следовательно, «воспринимать, различать» и «знать»; его нынешнее причастие sapiens было выбрано Карлом Линнеем для латинского бинома человеческого вида Homo sapiens .

взгляды Религиозные

Древний Ближний Восток [ править ]

В месопотамской религии и мифологии Энки , также известный как Эа, был богом мудрости и интеллекта. Божественная мудрость позволила предусмотрительно обозначить функции [ нужны разъяснения ] и порядок космоса, и это [ двусмысленный ] было достигнуто людьми, следуя за мной (по- шумерски : порядок, обряд, праведность), которые поддерживают баланс. [63] Помимо гимнов Энки или Эа , датируемых третьим тысячелетием до н. э. имеется , среди глиняных табличек Абу Салабиха 2600 г. до н. э. (древнейшие датированные тексты) «Гимн Шамашу », который включает в себя следующее: [64]

Широк двор ночлежки Шамаша, (так же широка утроба) мудрой беременной женщины! Син , его мудрый воин, услышал о жертвоприношениях и спустился на свой праздник. Он отец нации и отец интеллекта.

Концепция Логоса — проявленного слова божественной мысли — также присутствовала в философии и гимнах Египта и Древней Греции . [65] Это было важно в мышлении Гераклита и в авраамических традициях . Вероятно, он произошел из месопотамской культуры. [66]

Сиа была олицетворением восприятия и размышления в мифологии Древнего Египта . Тот , женатый на Маат (по- древнеегипетски : порядок, праведность, истина), считался существом, принесшим нации мудрость. [67] [65]

Зороастризм [ править ]

В Авестских Гатах , гимнах, традиционно приписываемых Зороастру , Ахура Мазда означает «Господь» (Ахура) и «Мудрость» (Мазда) и является центральным божеством, олицетворяющим добро, которого также называют «Доброй мыслью» ( Воху Манах ). [68] В зороастризме порядок мироздания и нравственности называется ашей (по- авестийски — истина, праведность), которая определяется этой всеведущей Мыслью и также считается божеством, исходящим от Ахуры ( Амеша Спента ). Оно связано с другим божеством ахуры, Спента-Майнью (активным мышлением). [69] В Язнаи 31 сказано: [70]

Лучшее случится с тем, кто, как знающий, скажет мне правдивое слово Райта о Благополучии и Бессмертии; даже Владычество Мазды, которое Благая Мысль увеличит для него. О чем он вначале так думал: «Пусть благословенные царства наполнятся Светом», он и есть тот, кто своей мудростью создал Право.

Библия иудаизм Еврейская и

Слово «мудрость» ( חכם ) упоминается в еврейской Библии 222 раза . У израильтян это считалось одной из высших добродетелей наряду с добротой ( חסד ) и справедливостью ( צדק ). Каждая книга Притчей и Псалмов призывает читателей приобретать и возрастать в мудрости. [ нужна цитата ]

Изображение из « Книги мудрости » Франциска Скорины 1518 г.

В еврейской Библии примером мудрости является Соломон , который просит Бога о мудрости во 2 Паралипоменон 1:10 . Большая часть Книги Притчей , наполненной мудрыми изречениями , приписывается Соломону. В Притчах 9:10 страх Господень назван началом мудрости. Другая пословица говорит, что мудрость приобретается от Бога: «Ибо Господь дает мудрость, из уст Его — знание и разум». [71] В Притчах 1:20 также упоминается мудрость, олицетворенная в женском образе: «Мудрость громко кричит на улицах, возвышает голос свой на площадях». В Притчах 8:22–31 эта олицетворенная мудрость описывается как присутствующая с Богом до начала творения и даже как принимавшая участие в самом творении.

Царь Соломон продолжает свое учение мудрости в книге Экклезиаста . Соломон обсуждает свое исследование смысла жизни и ее удовлетворения, говоря о жизненных удовольствиях, работе и материализме, но приходит к выводу, что все это бессмысленно. «Бессмысленно! Бессмысленно!» — говорит Учитель [Соломон]. «Совершенно бессмысленно! Все бессмысленно»... Ибо с большей мудростью приходит много печали, чем больше знаний, тем больше горя». [72] Соломон заключает, что все жизненные удовольствия и богатства, и даже [человеческая] мудрость ничего не значат, если нет отношений с Богом. [73]

Талмуд учит , что мудрый человек может предвидеть будущее. Нолад — это еврейское слово, означающее «будущее», а также еврейское слово, означающее «рождение», поэтому одна из раввинских интерпретаций учения состоит в том, что мудрый человек — это тот, кто может предвидеть последствия своего выбора (т. е. может «видеть будущее»). будущее», которое он/она «рождает»). [74]

Эллинистическая гностицизм религия и

Христианское богословие [ править ]

В христианском богословии слово «мудрость» (от иврита : חכמה , транслитерация: хокма произносится: хок-мау', греческое : София , латынь : Sapientia ) описывает аспект Бога или богословскую концепцию относительно мудрости Бога . [ нужна цитата ]

Давид и Авигея . Авигея была «мудрой женщиной», которая помогла Давиду. Гравюра на дереве Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда , 1860 год .

Христианская мысль противостоит светской мудрости и божественной мудрости. Апостол Павел утверждает, что мирская мудрость считает заявления Христа безумием. Однако для тех, кто находится «на пути спасения», Христос представляет мудрость Божию. [75] Мудрость считается одним из семи даров Святого Духа . [76] В 1 Коринфянам 12:8–10 приводится альтернативный список девяти добродетелей, среди которых есть мудрость.

Послание Иакова является новозаветным аналогом книги Притчей, поскольку в нем также обсуждается мудрость. Он повторяет послание из Притчей о том, что мудрость исходит от Бога, утверждая: «Если кому-то из вас недостает мудрости, то следует просить Бога, который дает щедро всем, не находя вины, и будет дано вам». [77] Иаков также объясняет, как мудрость помогает приобретать и другие виды добродетели: «Но мудрость, исходящая с небес, прежде всего чиста; потом миролюбива, рассудительна, покорна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и искренна». [78] Джеймс сосредотачивается на использовании этой Богом данной мудрости для служения менее удачливым.

Помимо Притчей, Экклезиаста и Иакова, другими основными книгами мудрости в Библии являются Иов, Псалмы и 1 и 2 Коринфянам, которые дают уроки о том, как обрести и использовать мудрость в трудных ситуациях.

Индийские религии [ править ]

В индийских традициях мудрость можно назвать праджней или виджняной .

Развитие мудрости имеет центральное значение в буддийских традициях, где конечная цель часто представляется как «видение вещей такими, какие они есть» или как достижение «проницательного понимания всех явлений», что, в свою очередь, описывается как в конечном итоге ведущее к «полной свободе». от страданий». [24] [25] В буддизме развитие мудрости достигается посредством понимания того, что известно как Четыре Благородные Истины , и следования Благородному Восьмеричному Пути . [24] [25] Этот путь называет осознанность одним из восьми необходимых компонентов для развития мудрости. [24]

Буддийские писания учат, что мудрые люди ведут себя хорошо. [79] Мудрый человек совершает действия, которые неприятно делать, но дают хорошие результаты, и не совершает действий, которые приятно делать, но дают плохие результаты. [80] Мудрость — это противоядие вами самим от яда невежества, выбранного . Будда : может многое сказать на тему мудрости, в том числе

  • Тот, кто решает дело силой, не становится тем самым справедливым (установлено в Дхамме ). Но мудрец тот, кто тщательно различает добро и зло. [81]
  • Тот, кто руководит другими путем ненасилия, праведно и беспристрастно, действительно является хранителем справедливости, мудрым и праведным. [82]
  • Человек не мудр только потому, что он много говорит. Но тот, кто спокоен, свободен от ненависти и страха, воистину называется мудрым человеком. [83]
  • Только благодаря спокойствию человек не станет мудрецом ( муни ), если он глуп и невежественен. Но тот, кто, словно держа весы, принимает добро и избегает зла, тот человек мудрый; он действительно является муни именно по этой причине . Тот, кто понимает и добро, и зло такими, какие они есть на самом деле, называется истинным мудрецом. [84]

Чтобы восстановить изначальную высшую мудрость собственной природы ( природы Будды или Татхагаты ), сокрытую тремя добровольно наложенными пыльными ядами ( клешами : жадностью, гневом, невежеством), Будда учил своих учеников тройному тренированию, превращая жадность в щедрость. и дисциплина, гнев в доброту и размышление, невежество в мудрость. Как сказал Шестой Патриарх чань-буддизма Хуэйнэн в своей «Сутре Платформы»: «Ум без споров — это дисциплина собственной природы, ум без беспокойства — это медитация собственной природы, ум без невежества — это мудрость собственной природы».

В Махаяне и эзотерических буддийских традициях Манджушри считается воплощением мудрости Будды.

В индуизме мудрость считается состоянием ума и души, с помощью которого человек достигает освобождения . Бог мудрости – Ганеша , богиня знаний – Сарасвати . [ нужна цитата ]

Санскритский стих о достижении знания звучит так: [85]

Не иди на неправду
Пусть свет не светит из тьмы
Не иди в бессмертие смерти
ОМ Мир, Мир, Мир

Асато от садгамайи
тамасо от jyōtirgamaya
мртйорма амритам маленький
Ом шантих шантих шантих

Веди меня от нереального к реальному.
Веди меня от тьмы к свету.
Веди меня от смерти к бессмертию.
Пусть будет мир, мир и мир.

Мудрость в индуизме — это познание себя как истины, как основы всего Творения: предельное самосознание как того, кто является свидетелем всего творения во всех его гранях и формах. Кроме того, это означает осознание того, что человек может посредством правильного поведения и правильной жизни осознать свою истинную связь с творением и Параматмой . [ нужна цитата ]

Ислам [ править ]

Исламский термин для обозначения мудрости – хикма . Мусульмане верят, что пророки ислама обладают великой мудростью. Этот термин встречается несколько раз в Коране , особенно в суре 2 :269, суре 22:46 и суре 6 :151.

Суфийский философ Ибн Араби считает аль-Хаким («Мудрый») одним из имён Творца. [86] Мудрость и истина, считавшиеся божественными атрибутами, ценились в исламских науках и философии . Первый арабский философ Аль-Кинди говорит в начале своей книги: [87]

Нам не должно быть стыдно восхищаться истиной или приобретать ее, откуда бы она ни пришла. Даже если она исходит от далеких наций и иностранных народов, для изучающего истину нет ничего более важного, чем истина, и истина не принижается и не умаляется тем, кто ее утверждает или передает; истина никого не унижает, напротив, она возвышает всех.

- Аль-Кинди , О первой философии

Китайская религия [ править ]

Буддийский термин Праджня был переведен на китайский язык как 智慧 (пиньинь zhìhuì , иероглифы «знание» и «умный, умный»).

Согласно Учению Среднего , Конфуций сказал:

Любовь к учебе сродни мудрости. Энергично практиковать сродни человечности. Знать, что быть постыдным, сродни мужеству ( чжи , жэнь , юн … три . ростка добродетели Мэнцзы) [ нужна цитата ] [ сомнительно обсудить ]

Сравните это с классическим конфуцианским « Великим учением» , которое начинается словами: «Путь к тому, чтобы стать великим, состоит в проявлении ясного характера, любви к людям и пребывании в высшем благе». Это сравнимо с римской добродетелью благоразумием , особенно если понимать «чистый характер» как «чистую совесть». (Из » Чана « Источников китайской философии ). [ нужна цитата ]

В даосизме мудрость — это приверженность трем сокровищам : милосердию, простоте и смирению. [ нужна цитата ] «Тот, кто знает других людей, проницателен [智]; тот, кто знает себя, умен [明 ] » . [88]

В китайском буддизме идея мудрости тесно связана с ее индийским эквивалентом, как это проявляется, например, в определенной концептуальной преемственности, существующей между Асангой , Васубандху и Сюаньцзаном . [ нужны дальнейшие объяснения ] [89]

Другие [ править ]

В скандинавской мифологии бог Один известен своей мудростью, часто приобретаемой в результате различных невзгод и испытаний, связанных с болью и самопожертвованием. В одном случае он вырвал глаз и предложил его Мимиру , хранителю источника знаний и мудрости, в обмен на питье из колодца. [90] В другом известном рассказе Один в течение девяти ночей висел на Иггдрасиле , Мировом Древе , объединяющем все сферы существования , страдая от голода и жажды и, наконец, ранив себя копьем, пока не получил знания о рунах , которые можно использовать при произнесении могущественной магии . . [91] Он также смог получить мед поэзии от гигантов , напиток из которого мог дать силу ученому или поэту на благо как богов , так и смертных. [90]

В Священном Писании Веры Бахаи «Сущность мудрости — это страх Божий, страх Его бича и наказания, а также понимание Его правосудия и указа». [92] Мудрость рассматривается как свет, рассеивающий тьму, и «ее предписания необходимо соблюдать при любых обстоятельствах». [93] Человек может получить знание и мудрость через Бога, Его Слово и Его Божественное Проявление ; источником всякого обучения является познание Бога. [94]

Поп-культура [ править ]

Во вселенной «Звездных войн» ценится мудрость. Джордж Лукас включил духовность в фильмы и мораль, повторяющиеся в мифологических и философских темах; Одним из его источников вдохновения был Джозефа Кэмпбелла роман «Герой с тысячью лиц» . [95] Персонаж Мастера Йоды из фильмов напоминает образ мудрого мудреца или «восточного монаха». [96] и его часто цитируют, по аналогии с китайскими мыслителями или восточными мудрецами в целом. [97] [98] Книга психолога Д. У. Крегера « Дао Йоды» адаптирует мудрость Дао Дэ Цзин применительно к мышлению Йоды. [98] Знания канонически считаются одним из столпов рыцарей-джедаев в фильмах , что подробно описано в неканонической книге « Путь джедая» . [99] а мудрость может служить принципом джедаизма . Кодекс джедаев гласит: «Незнание, но знание». [100] В популяционном исследовании психологии, опубликованном Гроссманном и его командой в 2019 году, респонденты считали Йоду мудрее Спока , вымышленного персонажа из сериала «Звездный путь» , из-за слепого пятна Спока в отношении эмоций, что положительно ассоциировалось с мудрым рассуждением у людей: [101] «Йода принимает свои эмоции и стремится достичь баланса между ними. Йода известен своей эмоциональной выразительностью, способностью поделиться с другими хорошей шуткой, но также и признанием горя и своих прошлых ошибок». [102]

См. также [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Лигуори, Альфонус (1882). «Проповедь V. — Воскресенье в октаве Рождества: В чем состоит истинная мудрость» . Проповеди по всем воскресеньям года . Дублин.
  • Штернберг Р. и Глюк Дж. (2021). Мудрость: психология мудрых мыслей, слов и поступков (Кембридж: издательство Кембриджского университета).
  • Цай, Чэн-хун (2023). Мудрость: теория навыков (Кембридж: издательство Кембриджского университета).

Примечания [ править ]

  1. ^ Критий утверждает значение слова «познай самого себя» в «Хармиде» Платона (165a).
  2. Обратите внимание, что через две тысячи лет после Аристотеля Исаак Ньютон был вынужден признать, что «я до сих пор не смог открыть причину этих свойств гравитации».

Ссылки [ править ]

  1. ^ "мудрость" . Словарь.com .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Это Гроссманн, И. (2017). «Мудрость в контексте». Перспективы психологической науки . 21 (12): 1254–1266. дои : 10.1177/1745691616672066 . ПМИД   28346113 . S2CID   26818408 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Это Штаудингер, UM; Глюк, Дж. (2011). «Исследование психологической мудрости: общие черты и различия в развивающейся области». Ежегодный обзор психологии . 62 : 215–241. дои : 10.1146/annurev.psych.121208.131659 . ПМИД   20822439 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Уолш, Роджер (июнь 2015 г.). «Что такое мудрость? Межкультурные и междисциплинарные синтезы» . Обзор общей психологии . 19 (3): 178–293. дои : 10.1037/gpr0000045 . S2CID   146383832 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Это Троубридж, Р.Х. (май 2011 г.). «В ожидании Софии: 30 лет концептуализации мудрости в эмпирической психологии». Исследования в области человеческого развития . 8 (2): 111–117. дои : 10.1080/15427609.2011.568872 . S2CID   145371442 .
  6. ^ Глюк, Дж. (октябрь 2018 г.). «Измерение мудрости: существующие подходы, сохраняющиеся проблемы и новые разработки» . Журналы геронтологии. Серия B, Психологические науки и социальные науки . 73 (8): 1393–1403. дои : 10.1093/geronb/gbx140 . ПМК   6178965 . ПМИД   29281060 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Бриенца, Япония; Кунг, ФЮГ; Сантос, Х.; Бобосел, ДР; Гроссманн, И. (2017). «Мудрость, предвзятость и баланс: к процессуально-чувствительному измерению познания, связанного с мудростью» . Журнал личности и социальной психологии . 115 (6): 1093–1126. дои : 10.1037/pspp0000171 . ПМИД   28933874 . S2CID   29052539 .
  8. ^ «мудрость, н» . Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Проверено 14 июля 2015 г.
  9. ^ Сперджен, Чарльз Хэддон (1871), Четверное сокровище , №991, Мудрость, я полагаю, — это правильное использование знаний. Знать не значит быть мудрым. Многие люди знают очень многое и от этого становятся еще большими дураками. Нет большего дурака, чем знающий дурак. Но знать, как использовать знания, значит обладать мудростью.
  10. ^ Саттон, Роберт И.; Харгадон, Эндрю (1996). «Группы мозгового штурма в контексте: эффективность в фирме, занимающейся разработкой продуктов» . Ежеквартальный журнал административной науки . 41 (4): 685–718. doi : 10.2307/2393872 – через JSTOR.
  11. ^ Перейти обратно: а б Мичем, Дж. А. (1990). «Утрата мудрости». В Штернберге, Р.Дж. (ред.). Мудрость: ее природа, происхождение и развитие . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 181, 211.
  12. ^ «МЕТИС — греческая богиня-титан мудрого совета» . Проект Теой . Проверено 17 августа 2019 г.
  13. ^ Гесиод . Теогония .
  14. ^ Тернбилл, Лиз (12 августа 2011 г.). «Афина, греческая богиня мудрости и мастерства» . Подарок Богини .
  15. ^ «МУСАИ — греческие богини музыки, поэзии и искусства» . Проект Теой . Проверено 17 августа 2019 г.
  16. ^ Платон . Кратил . 405е-406а .
  17. ^ Скотт, Майкл. Дельфы: История центра древнего мира . Издательство Принстонского университета.
  18. ^ Преус, Энтони (30 марта 1998 г.). «Тот и Аполлон. Греческие мифы о происхождении философии». Метексис . 11 (1): 113–125. дои : 10.1163/24680974-90000303 . ISSN   0327-0289 .
  19. ^ Гриффитс, Алан Х. (29 января 2024 г.). «Семь мудрецов». В Хорнблауэре, Саймоне; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 1357 .
  20. ^
  21. ^ Хорошо, Гейл (2008). «Утверждает ли Сократ, что знает, что он ничего не знает?». Оксфордские исследования древней философии . 35 : 49–88. дои : 10.1093/oso/9780199557790.003.0003 . ISBN  978-0-19-955779-0 .
  22. ^ Райан, Шэрон (2013), «Мудрость» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 17 августа 2019 г.
  23. ^ «Мифы о римской богине Минерве» . Roman-colosseum.info . Архивировано из оригинала 26 июня 2012 года.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Карунамуни, Н.; Вирасекера, Р. (2019). «Теоретические основы медитации осознанности: путь к мудрости» . Современная психология . 38 (3): 627–646. дои : 10.1007/s12144-017-9631-7 . S2CID   149024504 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Бодхи, монах. «Благородный восьмеричный путь» . Доступ к Инсайту . Проверено 16 марта 2009 г.
  26. ^ Шимон, Франтишек (15 декабря 2015 г.). «История латинских названий зубов» . Acta Medico-historica Adriatica . 13 (2): 365–384. ISSN   1334-4366 . ПМИД   27604204 .
  27. ^ «Воспитание характера: наша общая ответственность» . Министерство образования США. 31 мая 2005 г.
  28. ^ Максвелл, Николас (2007). От знаний к мудрости: революция в науке и гуманитарных науках . Пентире Пресс.
  29. ^ «Друзья мудрости» . Университетский колледж Лондона . 21 февраля 2019 г. ассоциация людей, симпатизирующих идее, что академические исследования должны помочь человечеству обрести больше мудрости рациональными средствами.
  30. ^ Максвелл, Николас (2000), Может ли человечество научиться стать цивилизованным? Кризис науки без цивилизации
  31. ^ Штернберг, Р.Дж. (1985). «Скрытые теории интеллекта, творчества и мудрости». Журнал личности и социальной психологии . 49 (3): 607–62. дои : 10.1037/0022-3514.49.3.607 .
  32. ^ Браун, Южная Каролина; Грин, Дж. А. (2006). «Шкала развития мудрости: перевод концептуального в конкретное» (PDF) . Журнал развития студентов колледжей . 47 : 1–19. CiteSeerX   10.1.1.502.7954 . дои : 10.1353/csd.2006.0002 . S2CID   35496789 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2017 года.
  33. ^ Блак, Сьюзен; Глюк, Юдит (2005). «Изнутри наружу: народные неявные теории мудрости». В Штернберге, Роберт; Джордан, Дженнифер (ред.). Справочник мудрости: Психологические перспективы . Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета . стр. 84–109. doi : 10.1017/cbo9780511610486.005 (неактивен 31 января 2024 г.). ISBN  9780511610486 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  34. ^ Балтес, Пол Б.; Штаудингер, Урсула М. (2000). «Мудрость: метаэвристика (прагматика), направленная на управление разумом и добродетелью к совершенству». Американский психолог . 55 (1): 122–136. дои : 10.1037/0003-066X.55.1.122 . hdl : 11858/00-001M-0000-0025-9C51-4 . ПМИД   11392856 .
  35. ^ Выонг, Куан-Хоанг (2022). Сборник рассказов о Зимородке . Цифровые услуги Amazon. ISBN  979-8353946595 . [ нужна страница ]
  36. ^ Верваке, Джон. «Когнитивная наука мудрости» . Конференция «Разум имеет значение». Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
  37. ^ Штернберг, Роберт Дж. (2003). Синтез мудрости, интеллекта и творчества . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0-521-80238-3 .
  38. ^
  39. ^
  40. ^ Гроссманн, И.; Бриенца, Япония; Бобосел, ДР (2017). «Мудрое обсуждение поддерживает сотрудничество». Природа человеческого поведения . 1 (3): 0061. doi : 10.1038/s41562-017-0061 . S2CID   38342840 .
  41. ^ Петерсон, Кристофер; Селигман, Мартин EP (2004). Сильные стороны и добродетели характера: справочник и классификация . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 106. ИСБН  978-0-19-516701-6 .
  42. ^ Перейти обратно: а б Хартер, Эндрю К. (2004). «Перспектива [Мудрость]». В Петерсоне, Кристофер; Селигман, Мартин Э.П. (ред.). Сильные стороны и добродетели характера: справочник и классификация . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 181–196. ISBN  978-0-19-516701-6 .
  43. ^
  44. ^ Перейти обратно: а б Гроссманн, И.; Герлах, ТМ; Дениссен, Джей-Джей (2016). «Мудрое рассуждение перед лицом повседневных жизненных проблем». Социальная психология и наука о личности . 7 (7): 611–622. дои : 10.1177/1948550616652206 . S2CID   148246126 .
  45. ^ Перейти обратно: а б Гроссманн, Игорь (20 июля 2017 г.). «Мудрость и как ее развивать: обзор новых свидетельств конструктивистской модели мудрого мышления» . дои : 10.31234/osf.io/qkm6v . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  46. ^ Сантос, Анри К.; Хюинь, Алекс С.; Гроссманн, Игорь (2017). «Мудрость в сложном мире: подробный отчет о мудрых рассуждениях и их развитии» . Компас социальной и личностной психологии . 11 (10): e12341. дои : 10.1111/spc3.12341 . ISSN   1751-9004 .
  47. ^
  48. ^ Перейти обратно: а б Гроссманн, Игорь; Кросс, Итан (2017). «Изучение парадокса Соломона: самодистанцирование устраняет асимметрию между собой и другими в мудрых рассуждениях о близких отношениях у молодых и пожилых людей». Психологическая наука . 25 (8): 1571–1580. дои : 10.1177/0956797614535400 . ПМИД   24916084 . S2CID   3539860 .
  49. ^ Кунцманн, У.; Глюк, Дж. (2018). «Мудрость и эмоции». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  50. ^ Гроссманн, Игорь; Оукс, Харрисон; Сантос, Анри К. (2018). «Мудрое рассуждение приносит пользу от разнообразия, независимо от эмоциональной интенсивности» . Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 148 (5): 805–823. дои : 10.1037/xge0000543 . ПМИД   30688474 . S2CID   59306284 — через PsyArXiv.
  51. ^ Перейти обратно: а б с д Гроссманн, И. (2017). «Мудрость в контексте». Перспективы психологической науки . 12 (2): 233–257. дои : 10.1177/1745691616672066 . ПМИД   28346113 . S2CID   26818408 .
  52. ^ Тейлор, М.; Бейтс, Г.; Вебстер, доктор медицинских наук (2011). «Сравнение психометрических свойств двух показателей мудрости: прогнозирование прощения и психологического благополучия с помощью шкалы самооценки мудрости (SAWS) и трехмерной шкалы мудрости (3D-WS)». Экспериментальное исследование старения . 37 (2): 129–141. дои : 10.1080/0361073X.2011.554508 . ПМИД   21424954 . S2CID   205555336 .
  53. ^ Глюк, Дж.; Кениг, С.; Нашенвенг, К.; Редзановский, У.; Дорнер-Хёриг, Л.; Штрассер, Я; Видерманн, В. (2013). «Как измерить мудрость: содержание, надежность и обоснованность пяти показателей» . Границы в психологии . 4 : 405. doi : 10.3389/fpsyg.2013.00405 . ПМК   3709094 . ПМИД   23874310 .
  54. ^ Балтес, ПБ; Штаудингер, У. (2000). «Мудрость: метаэвристика (прагматика), направленная на управление разумом и добродетелью к совершенству» . Американский психолог . 55 (1): 122–136. дои : 10.1037/0003-066X.55.1.122 . hdl : 11858/00-001M-0000-0025-9C51-4 . ПМИД   11392856 .
  55. ^ Гроссманн, И.; Карасава, М.; Идзуми, С.; На, Дж.; Варнум, Мэн; Китаяма, С; Нисбетт, RE (2012). «Старение и мудрость: культура имеет значение». Психологическая наука . 23 (10): 1059–1066. дои : 10.1177/0956797612446025 . hdl : 11244/25191 . ПМИД   22933459 . S2CID   4829751 .
  56. ^ Бриенца, Джастин П.; Гроссманн, Игорь (2017). «Социальный класс и мудрые рассуждения о межличностных конфликтах в разных регионах, людях и ситуациях» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 284 (1869): 1869. doi : 10.1098/rspb.2017.1870 . ПМК   5745406 . ПМИД   29263284 .
  57. ^ Перейти обратно: а б Орволл, Л.; Перлмуттер, М. (1990). Штернберг, Р.Дж. (ред.). Мудрость: ее природа, происхождение и развитие . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 160–177. ISBN  978-0-521-36718-9 .
  58. ^ Серенко, А. (2024). «Практическая мудрость на рабочем месте: концептуализация, разработка инструментов и прогнозирующая сила» (PDF) . Журнал управления знаниями . в прессе. дои : 10.1108/JKM-08-2023-0713 .
  59. ^ «Индекс мудрости Джесте-Томаса» . Медицинские науки Калифорнийского университета в Сан-Диего .
  60. ^ Кристофер Бергланд (5 декабря 2021 г.). «Шкала мудрости из 7 пунктов: быстрый способ проверить, мудр ли вы» . Психология сегодня .
  61. ^ Карунамуни, Северная Дакота (май 2015 г.). «Пятиагрегатная модель разума» . СЕЙДЖ Открыть . 5 (2): 215824401558386. doi : 10.1177/2158244015583860 .
  62. ^ Льюис, Коннектикут; Шорт, К. (1963). Латинский словарь . Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-864201-5 .
  63. ^ Эспак, Питер (2014). Бог Энки в шумерской королевской идеологии и мифологии Диссертация по теологии в Тартуэнском университете. Том. 19. Тарту: Издательство Тартуского университета. ISBN  9789949195220 .
  64. ^ Бонечи, Марко (2016). «87) Беременная женщина в архаическом гимне Шамашу Сиппара» (PDF) . Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires (4): 147–150. Архивировано (PDF) из оригинала 1 августа 2019 года.
  65. ^ Перейти обратно: а б Уждавинис, Альгис (2008). Философия как обряд возрождения: от Древнего Египта до неоплатонизма (PDF) . Фонд Прометей. ISBN  9781898910350 .
  66. ^ Лоусон, Джек Ньютон. (2001). «Месопотамские предшественники стоической концепции логики» . Симпозиумы Меламму 2. Миф и мифологии: методологические подходы к межкультурным влияниям . [Проект Меламму]. OCLC   714111111 .
  67. ^ Марк, Джошуа Дж. (14 апреля 2016 г.). «Египетские боги — Полный список» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 29 января 2019 г.
  68. ^ Бойс, Мэри (1983). «Ахура Мазда». В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Том. 1. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 684–687 . ISBN  978-0-7100-9099-7 .
  69. ^ Бойс, Мэри (1975). История зороастризма . Том. И. Лейден/Кёльн: Brill.
  70. ^ «Язна 31» . Священная Литургия и Гаты/Гимны Заратуштры .
  71. ^ Притчи 2:6
  72. ^ Экклезиаст 1: 2–18.
  73. ^ «Обзор Книги Иакова – идеи для живого служения» . www.insight.org . Проверено 17 ноября 2016 г. .
  74. ^ Вулпе, Дэвид , перф. «Рех: что значит выбирать». Раввин Давид Вольпе . Синайский храм, 11 августа 2012 г., веб. 16 августа 2013 г.
  75. ^ 1 Коринфянам 1:17–31.
  76. ^ Исаия 11: 2–3.
  77. ^ Иакова 1:5
  78. ^ Иакова 3:17
  79. ^ АН 3:2
  80. ^ АН 4:115
  81. ^ Дхаммапада против. 256
  82. ^ Дхаммапада против. 257
  83. ^ Дхаммапада против. 258
  84. ^ Дхаммапада против. 268–69
  85. ^ Брихадараньяка Упанишада 1.3.28
  86. ^ Шахзад, Кайзер (2004). «Вклад Ибн Араби в этику божественных имен» . Исламские исследования . 43 (1): 5–38. JSTOR   20837323 .
  87. ^ Адамсон, Питер (2018), «Аль-Кинди» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 16 августа 2019 г.
  88. ^ Китайский текстовый проект , пер. Джеймс Легг.
  89. ^ Джаннель, Ромарик (май 2022 г.). «Сюаньцзан и три типа мудрости: обучение, рассуждение и развитие в йогачарской мысли» . Религии . 13 (6): 486. doi : 10.3390/rel13060486 .
  90. ^ Перейти обратно: а б Стурлусон, Снорри (1987). Фолкс, Энтони (ред.). прошлом В Перевод Фолкса, Энтони. Библиотека обывателя . ISBN  0-460-87616-3 .
  91. ^ Стурлусон, Снорри (1996). Ларрингтон, Кэролайн (ред.). Поэтическая Эдда . Перевод Ларрингтона, Кэролайн. Оксфордская мировая классика . ISBN  0-19-283946-2 .
  92. ^ «Асл-и-Куллу'л-Хайр (Слова мудрости)» . Справочная библиотека Бахаи . Скрижали Бахауллы, явленные после Китаб-и-Агдас (карманное издание). Издательский фонд бахаи США. 1988 год . Проверено 19 марта 2013 г.
  93. ^ Абдул-Баха (1980). Рассказ путешественника . Перевод Брауна, Эдварда Г. (Новая и исправленная ред.). Уилметт, Иллинойс: Бахайское издательство. Доверять. п. 46. ​​ИСБН  978-0877431343 .
  94. ^ Эсслемонт, Дж. Э. (2006). Бахаулла и новая эра: введение в веру Бахаи . Уилметт, Иллинойс: Паб Бахаи. Доверять. ISBN  978-1931847278 .
  95. ^ Кэмпбелл, Джозеф (2003). Кузино, Фил (ред.). Путешествие героя: Джозеф Кэмпбелл о его жизни и работе (3-е изд.). Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира. стр. 100-1 186–187.
  96. ^
    • Ивамура, Джейн Наоми (2010). Виртуальный ориентализм: азиатские религии и американская популярная культура . Издательство Оксфордского университета. OCLC   1090089521 .
    • Ниемек, Райан М. (2014). Позитивная психология в кино: использование фильмов для формирования сильных сторон характера и благополучия . Хогрефе. ISBN  9780889374430 . OCLC   844533648 .
  97. ^
  98. ^ Перейти обратно: а б Крегер, Д.В. (2013). Дао Йоды: на основе «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы. Виндэм Эверитт. ISBN  9780983309925 . ОСЛК   861507203 .
  99. ^
  100. ^ Вейсман, Грег; Ларрас, Пепе (2015). Кэнан 7: Первая кровь, Часть I: Коридоры Корусанта . Комиксы Марвел.
  101. ^ Докрилл, Питер (30 января 2019 г.). «Научная причина, по которой Йода мудрее Спока» . НаукаАлерт . Проверено 16 августа 2019 г.
  102. ^ Гроссманн, Игорь; Оукс, Харрисон; Сантос, Анри Карло (2019). «Мудрое рассуждение приносит пользу от разнообразия, независимо от эмоциональной интенсивности» . Журнал экспериментальной психологии . 148 (5): 805–823. дои : 10.1037/xge0000543 . ПМИД   30688474 . S2CID   59306284 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: A814393A4EF1DD57CA0E496B67E78279__1715718660
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Wisdom
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wisdom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)