Виджняна
Переводы Виджняна | |
---|---|
Английский | проницательность (индуизм и буддизм); понимание, знание (индуизм); сознание, разум, жизненная сила (буддизм) |
санскрит | наука (виджняна) |
Есть | Винняна (винняна) |
бирманский | Дух ( MLCTS : wḭ ɲɪ̀ɰ̃ ) |
китайский | Знание (Т) / Знание (S) ( Пиньинь : открыто ) |
японский | знание (шики) |
кхмерский | Дух ( UNGEGN : vínhéan ) |
корейский | Сознание/сознание (сик) |
сингальский | Сознание |
тибетский | сознание (sna'i rnam by shes pa) |
Тагальский | ᜊᜒᜈᜀᜈᜀ (бинана) |
тайский | дух ( RTGS : Виньян ) |
вьетнамский | знание (thức) |
Глоссарий буддизма |
Виджняна ( санскрит : Виджняна ) виньняна ( ) пали : Виджняна или [ 1 ] переводится как « сознание », «жизненная сила», «разум», [ 2 ] или «проницательность». [ 3 ]
Термин виджняна упоминается во многих ранних Упанишадах , где он переводился такими терминами, как понимание, знание и интеллект. [ 4 ] [ 5 ]
В канона винняна Сутта-питаки первых четырех никаях Палийского является палийских терминов , одним из трех перекрывающихся используемых для обозначения ума, остальные — манас и читта . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Каждый из них используется в общем и нетехническом смысле слова «разум» в целом, но эти три иногда используются последовательно для обозначения психических процессов в целом. [ 9 ] Однако их основное использование различно. [ 10 ]
буддизм
[ редактировать ]концепция рассматривается В этом разделе буддийская прежде всего с точки зрения раннего буддизма , палийской литературы а также литературы других буддийских школ .
Палийская литература
[ редактировать ] палийской литературе виння ана Во всей [ 1 ] можно найти как один из немногих синонимов ментальной силы, которая оживляет инертное материальное тело. [ 11 ]
Однако в ряде палийских текстов этот термин имеет более тонкое и контекстно-зависимое (или «техническое») значение. В частности, в Палийского канона «Корзине дискурсов» ( Суттапитака ) viññā ṇa : (обычно переводится как «сознание») обсуждается как минимум в трех связанных, но разных контекстах
- (1) как производное от чувственных основ ( аятана ), часть эмпирически исчерпывающего «Всего» ( сабба );
- (2) как одна из пяти совокупностей ( кхандха ) цепляния ( упадана ) за корень страдания ( дуккха ); и,
- (3) как одна из двенадцати причин ( нидана ) «Взаимозависимого Возникновения» ( paticcasamuppāda ), которая обеспечивает шаблон для буддийских представлений о камме , перерождении и освобождении. [ 2 ]
Палийского канона В «Абхидхамме» и в постканонических палийских комментариях сознание ( винняна . ) дополнительно анализируется на 89 различных состояний, которые классифицируются в соответствии с их кармическими результатами
Рисунок 1: Палийского канона секстетов Шесть : | |||||||||||||||
смысловые основы | → |
ж и и л я н г |
→ |
с р а v я н г |
|||||||||||
"внутренний" смысл органы |
<–> | "внешний" смысл объекты |
|||||||||||||
↓ | ↓ | ||||||||||||||
↓ | контакт | ||||||||||||||
↓ | ↑ | ||||||||||||||
сознание |
|||||||||||||||
| |||||||||||||||
Источник: MN 148 (Таниссаро, 1998). Детали диаграммы |
Рисунок 2: Пять совокупностей ( панча кхандха ) согласно Палийскому канону . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
→ ← ← |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: MN 109 (Таниссаро, 2001 г.) | Детали диаграммы |
Смысловая производная
[ редактировать ]В буддизме шесть основ чувств (пали: saḷāyatana ; санскр.: ṣaḍāyatana ) относятся к пяти физическим органам чувств (ср. рецептивному полю ) (принадлежащим глазу, уху, носу, языку, телу), уму (относится к как шестая основа чувств) и связанные с ними объекты (зрительные формы, звуки, запахи, вкусы, осязание и ментальные объекты). На основе шести чувственных основ возникает ряд умственных факторов, включая шесть «типов» или «классов» сознания ( viññā ṇ a-kāyā ). Более конкретно, согласно этому анализу, шестью типами сознания являются сознание глаза (то есть сознание, основанное на глазе), сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела и сознание ума. [ 12 ]
рецептивное поле уха ( проксимальный стимул , более известный буддистам как основа чувств, или орган чувств) и звук ( дистальный стимул В этом контексте, например, когда присутствуют , или объект чувств), связанный с ним (ухо-объект) связанное) возникает сознание. Возникновение этих трех элементов ( дхату ) – например, уха, звука и слухового сознания – приводит к восприятию , известному как « контакт приятного, неприятного или нейтрального « чувства », и, в свою очередь, вызывает возникновение ». Именно из такого чувства возникает « жажда ». (См. рис. 1.)
В беседе, озаглавленной «Все» ( Сабба Сутта , СН 35.23), Будда утверждает, что не существует «всего» за пределами шести пар чувственных основ (то есть шести внутренних и шести внешних чувственных основ). [ 13 ] «Дискурс о том, чтобы быть оставленным» ( Паханайя Сутта , СН 35.24) еще больше расширяет Все, включив в него первые пять вышеупомянутых секстетов (внутренние чувственные основы, внешние чувственные основы, сознание, контакт и чувство). [ 14 ] [ 15 ] В знаменитой « Огненной проповеди » ( Адиттапарияя Сутта , СН 35.28) Будда заявляет, что «Все пылает» страстью, отвращением, заблуждением и страданием ( дуккха ); чтобы получить освобождение от этого страдания, нужно разочароваться во Всего. [ 16 ]
Следовательно, в этом контексте винняна включает в себя следующие характеристики:
- Винняна . возникает в результате материальных чувственных основ ( аятана ) [ 17 ]
- Существует шесть типов сознания, каждый из которых уникален для одного из внутренних органов чувств.
- сознание ( viññā ṇa ) отделено (и возникает) от ума ( mano )
- здесь сознание познает или осознает свою конкретную чувственную основу (включая разум и объекты ума)
- viññāṇa taṇhā предпосылкой возникновения ( ) жажды является
- следовательно, для преодоления страдания ( дуккха ) не следует ни отождествлять себя с виньняной , ни привязываться к ней .
Агрегаты
[ редактировать ]В буддизме сознание ( viññā ṇa ) является одной из пяти классически определяемых эмпирических « агрегатов » (пали: kandha ; санскр.: skandha ). Как показано (рис. 2), четырьмя другими совокупностями являются материальная «форма» ( рупа ), «чувство» или «ощущение» ( ведана ), «восприятие» ( санна ) и «волевые образования» или «измышления» ( санкхара). ).
В SN 22.79 Будда различает сознание следующим образом:
- «И почему вы называете это «сознанием»? Потому что оно познает, поэтому оно и называется сознанием. Что оно познает? Оно познает, что является кислым, горьким, острым, сладким, щелочным, нещелочным, соленым и несоленым. Потому что оно познает, оно называется сознанием». [ 18 ]
Этот тип осознания кажется более утонченным и интроспективным, чем тот, который связан с совокупностью восприятия ( саннья ), которую Будда описывает в той же беседе следующим образом:
- «И почему вы называете это «восприятием»? Поскольку оно воспринимает, поэтому оно называется «восприятием». Что он воспринимает? Он воспринимает синий цвет, он воспринимает желтый цвет, он воспринимает красный цвет, он воспринимает белый цвет. Потому что он воспринимает, это называется восприятием». [ 19 ]
Точно так же в комментарии V века н. э., « Висуддхимагга» , есть расширенная аналогия с ребенком, взрослым сельским жителем и опытным «менялом», видящим кучу монет; Опыт ребенка сравнивается с восприятием, опыт деревенского жителя — с сознанием, а опыт менялы — с истинным пониманием ( пання ). [ 20 ] Таким образом, в этом контексте «сознание» означает нечто большее, чем нередуцируемый субъективный опыт чувственных данных, предложенный в дискурсах «Всего» (см. предыдущий раздел); это дополнительно влечет за собой глубину осознания, отражающую степень памяти и узнавания.
Все совокупности следует рассматривать как пустые от собственной природы ; то есть они возникают в зависимости от причин ( хету ) и условий ( патичча ). В этой схеме причиной возникновения сознания ( винняна ) ; является возникновение одной из других совокупностей (физической или ментальной) а возникновение сознания, в свою очередь, порождает одну или несколько ментальных ( нама ) совокупностей. Таким образом, цепочка причинно-следственных связей, определенная в агрегатной ( кхандха ) модели, перекрывает цепочку обусловленности в модели взаимозависимого возникновения ( патиччасамуппада ). [ 21 ]
Зависимое происхождение
[ редактировать ]Сознание ( viññāṇa paṭiccasamuppada ) — третья из традиционно перечисляемых Двенадцати причин ( nidāna ) взаимозависимого возникновения (пали: ; санскр.: pratītyasamutpāda ). [ 22 ] В контексте взаимозависимого происхождения разные канонические дискурсы представляют разные аспекты сознания. [ 23 ] Традиционно выделяются следующие аспекты:
Ментальная обусловленность и камма
[ редактировать ]В многочисленных дискурсах говорится:
В трех беседах в Самьютта Никае Будда выделяет три конкретных проявления санкхары как создающие «основу для поддержания сознания» ( ārammaṇam ... viññāṇassa ṭhitiyā ), которая может привести к будущему существованию, [ 25 ] к продолжению телесных и психических процессов, [ 26 ] и жажду [ 27 ] и связанные с этим страдания. Как указано в общем тексте ниже (на английском и пали), этими тремя проявлениями являются намерение, планирование и реализация скрытых тенденций («одержимость»). [ 28 ]
|
... [Что] человек намеревается, и что он планирует, и к чему у него есть склонность: это становится основой поддержания сознания. Когда есть основа, есть и поддержка для установления сознания. [ 29 ] |
Яньча ... четети, яньча пакапети, яньча анусети, арамманаметам хоти виннянассаса тхития. Араммане сати патиттха виньнянасса хоти. [ 30 ] |
Так, например, в «Беседе о намерениях» ( Четана Сутта , СН 12.38) Будда более полно развивает:
- Монахи , то, что человек намеревается и что он планирует, и к чему у него есть склонность: это становится основой для поддержания сознания. Когда есть основа, есть и поддержка для установления сознания. Когда сознание утвердилось и начало расти, происходит создание будущего обновленного существования . Когда происходит создание будущего обновленного существования, будущее рождение , старение и смерть возникают , печаль, плач, боль, неудовольствие и отчаяние. Таково происхождение всей этой массы страданий . [ 31 ]
Язык постканонического комментария и подкомментария Самьютта Никаи далее подтверждает, что в этом тексте обсуждаются средства, с помощью которых «каммическое [кармическое] сознание» «приносит плоды в потоке ума человека». [ 32 ] Другими словами, определенные намеренные или навязчивые действия с вашей стороны по своей сути закладывают в нынешнем сознании основу для существования будущего сознания; таким образом, будущее существование обусловлено определенными аспектами первоначального намерения, включая его полезные и нездоровые качества.
И наоборот, в «Прилагаемом дискурсе» ( Упайя Сутта , СН 22.53) говорится, что если страсти к пяти совокупностям отказаться от (формам и психическим процессам), тогда:
- «...вследствие оставления страсти опора отсекается, и нет основы для сознания. Сознание, таким образом, неустоявшееся, не размножающееся, не выполняющее никакой функции, высвобождается. Благодаря его освобождению оно устойчиво. Благодаря своей устойчивости он удовлетворен. Благодаря своей удовлетворенности он не взволнован. Не взволнован, он (монах) полностью свободен внутри. Он осознает, что «Рождение окончено, святая жизнь». выполнено, задача выполнена. Больше ничего для этого мира нет». [ 33 ]
Взаимозависимость разума и тела
[ редактировать ]В многочисленных дискурсах говорится:
Кроме того, в нескольких дискурсах утверждается, что одновременно верно и обратное:
В «Беседе о снопах тростника» ( Налакалапио Сутта , СН 12.67) Дост. Сарипутта использует эту знаменитую аналогию, чтобы объяснить взаимозависимость сознания, ума и материи:
- «Это как если бы два снопа тростника стояли, прислонившись друг к другу. Точно так же из разума и материи как необходимого условия возникает сознание, из сознания как необходимого условия возникает разум и материя...
- «Если кто-то выдернет один из этих снопов тростника, другой упадет; если кто-то выдернет другой, упадет первый. Точно так же из прекращения ума и материи происходит прекращение сознания, с прекращением сознания происходит прекращение разума и материи...». [ 36 ]
Аспект «Жизненной силы» и возрождение
[ редактировать ]Как описано выше при обсуждении обусловленности сознания ментальными измышлениями, прошлые намеренные действия создают кармическое семя внутри сознания, которое выражается в будущем. Благодаря аспекту «жизненной силы» сознания эти будущие проявления не только происходят в течение одной жизни, но и продвигают кармические импульсы ( каммавега ) через сансарические перерождения .
В «Беседе о безмятежной вере» ( Сампасадания Сутта , DN 28) Дост. Сарипутта ссылается не на отдельную сознательную сущность, а на «поток сознания» ( viññā ṇ a-sota ), охватывающий несколько жизней:
- «... [Не]превзойден способ обучения Благословенного Господа Дхамме в отношении достижения видения... Здесь какой-нибудь аскет или брамин посредством рвения, старания, усердия, бдительности и должного внимания достигает такого уровень концентрации, на котором он... познает непрерывный поток человеческого сознания, установленный как в этом мире, так и в следующем...». [ 37 ]
«Беседа о великих причинах» ( Маханидана Сутта , DN 15), в диалоге между Буддой и досточтимым. Ананда описывает «сознание» ( viññā ṇa ) таким образом, что подчеркивает его аспект «жизненной силы»: [ 2 ]
- «Из сознания как необходимого условия происходит имя и форма». Так было сказано. И это способ понять, как из сознания как необходимого условия возникает имя и форма. Если бы сознание не спустилось в утробу матери, сформировалось бы имя и форма в утробе матери? "
- «Нет, господин».
- «Если бы после спуска в утробу сознание покинуло бы его, возникло бы имя и форма для этого мира?»
- «Нет, господин».
- «Если сознание мальчика или девочки будет отрезано, созреют ли, вырастут и достигнут ли зрелости имя и форма?»
- «Нет, господин».
- «Таким образом, это причина, это причина, это возникновение, это необходимое условие имени и формы, т. е. сознания». [ 38 ]
Подобные дискурсы, похоже, описывают сознание, которое является оживляющим феноменом, способным охватывать жизни, тем самым порождая перерождение.
Дискурс Ангуттара Никаи предлагает запоминающуюся метафору, описывающую взаимодействие каммы, сознания, жажды и перерождения:
- [Ананда:] «Господь, говорят о «становлении, становлении». Как происходит становление?»
- [Будда:] «...Ананда, камма — это поле, сознание — семя и жажда влаги для сознания существ, затрудненных невежеством и скованных жаждой утвердиться в [одном из «трех миров» ]. Таким образом, существует вновь становится в будущем». [ 39 ]
Абхидхаммический анализ
[ редактировать ]Паттана Абхидхармы , часть Тхеравадинской , анализирует различные состояния сознания и их функции. Метод школы Тхеравады заключается в изучении каждого состояния сознания. Используя этот метод, некоторые состояния сознания идентифицируются как положительные, некоторые отрицательные и некоторые нейтральные. Этот анализ основан на принципе кармы , главном моменте в понимании различных сознаний. Всего, согласно Абхидхамме, существует 89 видов сознания. Пятьдесят четыре относятся к «сфере чувств» (связаны с пятью физическими чувствами, а также жаждой чувственных удовольствий), 15 — к «тонкоматериальной сфере» (связаны с медитативными погружениями, основанными на материальных объектах), 12 — к «тонкоматериальной сфере» (относящейся к медитативным погружениям, основанным на материальных объектах). «нематериальная сфера» (относящаяся к нематериальным медитативным погружениям), а восемь — надмирские (связанные с реализацией Ниббаны ). [ 40 ]
Точнее, винняна это отдельный момент концептуального сознания , — умственная деятельность считается состоящей из непрерывной винняна а нормальная последовательности .
Виньняна . имеет два компонента: само осознание и объект этого осознания (которым может быть восприятие, чувство и т. д.) Таким образом, эти не четасика виньняны считаются высшими (неразвитыми) явлениями, поскольку они основаны на факторах ума ( ) . Например, джханические (медитативные) состояния описываются как основанные на пяти основных факторах ума: прикладном мышлении ( витакка ), устойчивом мышлении ( вичара ), восторге ( пити ), безмятежности ( сукха ) и однонаправленности ( экаггата ). [ нужна ссылка ]
Перекрывающиеся палийские термины для обозначения ума
[ редактировать ]По мнению Бхиккху Бодхи , постканонический палийский комментарий использует три термина , виньняна и мано аятана читта как синонимы чувственно-умной основы ( мана- ) ; однако в Сутта Питаке эти три термина обычно контекстуализируются по-разному:
- Винняна к осознанию через особую внутреннюю чувственную основу, то относится есть через глаз, ухо, нос, язык, тело или ум. , существует шесть чувственных типов Винняны Таким образом . Это также основа преемственности личности внутри и на протяжении жизни.
- Манас относится к умственным «действиям» ( камме ), в отличие от тех действий, которые являются физическими или словесными. Это также шестая внутренняя основа чувств ( аятана ), то есть «основа ума», познающая умственные ощущения ( дхамма ), а также чувственную информацию от физических чувственных основ.
- Читта включает в себя формирование мысли, эмоций и воли; Таким образом, это предмет буддийского умственного развития ( бхава ), механизм освобождения. [ 41 ]
Читта называется « светящейся » в А.I.8-10 . [ 42 ]
В буддийских школах
[ редактировать ]В то время как большинство буддийских школ выделяют шесть режимов сознания, по одному на каждую основу чувств , некоторые буддийские школы выделяют дополнительные режимы. [ 43 ]
Шесть виджнян
[ редактировать ]Как описано выше, в отношении «Всего» ( сабба ) Сутта Питака определяет шесть виджнян, связанных с шестью основами чувств:
- Сознание глаз
- Ушное сознание
- Носовое сознание
- Языковое сознание
- Сознание тела
- Сознание разума описывает сознание «идей» — буддизм описывает не пять, а шесть восприятий.
Восемь виджнян
[ редактировать ]Школа Йогачара / Читтаматра рассматривает еще два сознания.
- сознание, называемое клистаманас, которое собирает препятствия, яды, кармические образования.
- алаявиджняна - это сознание, «основа всего», и его переводят как «хранилище сознания». [ 44 ] Каждое сознание основано на этом. Это явление, которое объясняет перерождение .
Согласно Уолполе Рахуле , «хранилище сознания» мысли Йогачары существует также в ранних текстах как «читта». [ 45 ]
Амалавиджняна
[ редактировать ]Амалавиджняна 阿摩羅 ( 識 ), «безупречное сознание», рассматривается некоторыми школами йоги как девятый уровень сознания. [ 46 ] Это «чистое сознание отождествляется с природой реальности (parinispanna) или таковостью». [ 47 ] Альтернативно, амалавиджняна может рассматриваться как чистый аспект алаявиджняна.
Некоторые буддисты также предлагают сознание хридайи (Сердца) (一切一心識), теорию одиннадцати сознаний или сознание бесконечности ( 無量識 ). [ 48 ] [ 49 ]
Современные обычаи
[ редактировать ]Винняна используется в тайском буддизме для обозначения сознания или жизненной силы после того, как она покинула тело в момент смерти. Тайцы различают виньян и «джид-джай» (จิตใจ), то есть сознание, пока оно еще связано с живым телом. Некоторые полагают, что джид-джай покидает тело во время ночных снов, а также что он может проявляться во время продвинутой практики медитации, но в такие моменты он все еще связан с телом. [ нужна ссылка ]
индуизм
[ редактировать ]Шри Рамакришна определяет виджняну как
- «Только тот, кто после достижения Нитьи, Абсолюта, может пребывать в Лиле , Относительном, и снова подниматься от Лилы к Нитье, обладает зрелым знанием и преданностью. Такие мудрецы, как Нарада, лелеяли любовь к Богу после достижения Знания о Боге. Брахман. Это называется виджняна». Также: «Что такое виджняна? Это значит отчетливо познать Бога, осознав Его существование через интуитивный опыт и поговорить с Ним в интимной обстановке». [ 50 ]
Айон Махарадж охарактеризовал взгляды Шри Рамакришны как проявление того, что он назвал «философией Виджняна Веданты». [ 51 ] В своей книге «Бесконечные пути к бесконечной реальности» (2018) [ 52 ] Махарадж описывает шесть основных принципов Виджняна Веданты Рамакришны. К ним относится представление о том, что « виджняни возвращается из состояния нирвикальпа самадхи и достигает более богатого, подтверждающего мир недвойственного осознания того, что Бог стал всем». [ 52 ] : 38–39
Основываясь на древних текстах, В.С.Апте (1890, ред. 1957-59) дает следующее определение виджнянама (विज्ञानम्):
- Знание, мудрость, интеллект, понимание; То, что прожито хотя бы мгновение, славится людьми своими знаниями, мужеством, силой и благородными качествами. таннам дживитамих... Панчатантра (Пт.) 1.24;5.3; Виджнанамайя-коша — это «оболочка разума» (первая из пяти оболочек души).
- Дискриминация, проницательность.
- Умение, мастерство; Экспериментальная наука - Шрингара Тилака (С.)
- мирское или светское знание, знание, полученное из мирского опыта (сравним с знанием, которое является «знанием Брахмы или Высшего Духа»); Знание. Я расскажу вам это со знанием в остальном - Бхагавад Гита (Бг.) 7.2;3.41;6.8; (вся 7-я Адхьяя Б-г. объясняет знание и науку).
- Бизнес, трудоустройство.
- Музыка.
- Знание четырнадцати знаний.
- Орган познания; Панчавиджнаначетане (шарире) – Махабхарата (Мб.) 12.
- Знание за пределами познания чувств [ 53 ]
Кроме того, Монье Уильямс (1899; ред. 2008) дает следующее определение:
- различать, различать, наблюдать, исследовать, узнавать, констатировать, знать, понимать - Ригведа (РВ.) и т. д. и т. п. (с на и инф.: 'знать не как');
- иметь правильное знание – Катха Упанишада (KaṭhUp.)
- стать мудрым или ученым – Мн. iv, 20;
- слышать или учиться у (общ.) — Чандогья Упанишада (Гл.); Махабхарата (МБх.);
- узнавать в (лок.) – Панчатантра (Pañcat.);
- смотреть на или рассматривать или считать (два соотв.), Мн.; МБх. и др.; Кав. и др.;
- объяснить, заявить - БхП. [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]- Агрегаты
- Зависимое возникновение , 12 причин
- Пратитьясамутпада
- Светящееся сознание
- Возрождение (буддизм)
- Чувственные основы
- Ци
- Прана
- Энергия (эзотерика)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Как это принято в статьях WP, палийский термин viññā ṇa будет использоваться при обращении к текстам , будет использоваться при обсуждении палийской литературы , а санскритское слово vijñāna хронологически следующим за палийским каноном, или при обсуждении темы в широком смысле, в терминах как палийских, так и непалийских текстов.
- ^ Jump up to: а б с См., например, Рис Дэвидс и Стед (1921–25), с. 618, запись «Viññā ṇ a», получена 17 июня 2007 г. из «Цифровых словарей Южной Азии» Чикагского университета. Чикагский университет
- ↑ См., например, Apte (1957–59). Архивировано 28 марта 2016 г., в Wayback Machine , стр. 1434, запись для «виджнянам», получено из «Университета Чикаго» по адресу [1] ; и Монье-Вильямс (ред. 2008 г.). Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , стр. 961, «запись для «Ви-гьяны» » . Архивировано из оригинала 14 мая 2016 г. Проверено 22 октября 2010 г. - через U. Cologne.
- ^ Радхакришнан, Сарвепалли (1953). Основные Упанишады . Издательство ХарперКоллинз. ISBN 978-81-7223-124-8 . OCLC 1128028420 .
- ^ В «Основных упанишадах » Сарвепалли Радхакришнан перевел виджняну английскими словами, такими как мудрость (стр. 24), интеллектуальное сознание (стр. 56), интеллект (стр. 188-189 для Брихадараньяки 2: 1: 16-17), знание. (стр. 200 для Брихадараньяки 2:4:12-13) и понимание (стр. 475–476 для Чандогья 7:7:1–2).
- ^ «Что такое виджняна в буддизме?» . МысльКо . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ «Вопрос: В чем разница между джняной и виджняной? | Библиотека Шри Чинмоя» . www.srichinmoylibrary.com . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ «Алайя-виджняна: хранилище сознания, источник всего опыта» . МысльКо . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Сью Гамильтон, Личность и опыт. LUZAC Oriental, 1996, стр. 105–106.
- ^ Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000b). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . (Часть IV - «Книга шести основ чувств (Салаятанавагга)».) Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 ., стр. 769-70, н . 154. Для получения дополнительной информации см. раздел « Перекрывающиеся палийские термины, обозначающие ум », ниже.
- ↑ Рис Дэвидс и Стед (1921–25), запись для «Viññā ṇa » гласит:
- «В, возможно, очень старой Сутте S II.95 [viññā ṇa ] дано как синоним citta (см.) и mano (см.), в отличие от kāya, используемого для обозначения тела. Это более простое, нецерковное, несхоластическое популярное значение. встречается суттах . в других сознание]...."
- ↑ См., например, MN 148 (Таниссаро, 1998). В этом контексте палийское слово, переведенное как «сознание», — это viññā ṇa , а слово, переведенное как «ум», — это mano . Таким образом, способность осознания ума (основа, например, абстракций, синтезированных на основе физического чувственного опыта) называется mano-viññā ( ṇa «сознание ума»).
- ^ Бодхи (2000b), с. 1140; и Таниссаро (2001c). Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine . Согласно Bodhi (2000b), стр. 1399, н . 7, палийский комментарий к Сабба Сутте гласит: «...[Если] кто-то пренебрегает двенадцатью чувственными основами, он не может указать ни на один реальный феномен». См. также Рис Дэвидс и Стед (1921–25), с. 680, статья «Сабба» , где саббан определяется как «(весь) мир чувственного опыта». Ссылки на «Все» ( сабба ) можно найти в ряде последующих бесед, включая SN 35.24, 35.25, 35.26, 35.27 и 35.29.
- ^ Бодхи (2000b), с. 1140; и Таниссаро (2001b). Архивировано 8 мая 2016 года в Wayback Machine . Эти пять секстетов неявно упоминаются как основы для цепляния ( упадана ) и оков в других дискурсах, таких как «Советы к Anāthapi дискурсу Анатхапи ника» ( ṇḍ ikavāda Sutta MN 143; Ñāṇ amoli ) . & Бодхи, 2001, стр. 1109–13) и «Великая беседа о шестичленном основании» ( Махасахаяника Сутта . МН 149; Наамоли и Бодхи, 2001, стр. 1137–39)
- ^ В дискурсе «Шесть секстетов» ( Чачакка Сутта , MN 148) можно увидеть дальнейшее расширение, где «шесть секстетов» ( -чакка ) включают пять вышеупомянутых секстетов плюс зависимое от чувств влечение ( taṇ hā ча ). (Для MN 148 см. Nāṇ amoli & Bodhi (2001), стр. 1129–36; и Thanissaro (1998). Архивировано 21 апреля 2016 г. в Wayback Machine .)
- ^ «Адиттапарияя сутта: Огненная проповедь» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 21 апреля 2016 года.
- ^ Это, например, можно сопоставить с идеалистической эпистемологией, согласно которой материальный мир возникает из сознания (Bodhi, 2006).
- ^ Хаджания Сутта («Пережеванный», SN 22.29) (Таниссаро, 2001a). Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Хаджания Сутта («Пережеванная», SN 22.29) (Таниссаро, 2001a). Что касается типичного восприятия (саннья) в СН 22.79 через визуальные цвета и сознание ( ) через винняна различные вкусы, Бодхи (2000b, стр. 1072, № 114) упоминает, что в подкомментарии Самьютта Никаи говорится, что восприятие схватывает явления и формы, в то время как сознание «может уловить отдельные различия в объекте, даже если у него нет внешнего вида и формы».
- ^ Буддхагхоша (1999), стр. 435-6)
- ^ Это совпадение особенно выражено в Маханидана-сутте ( DN 15), где сознание ( viññā ṇa ) является состоянием имени и тела ( nāmarupa ) и наоборот (см., например, Thanissaro, 1997a).
- ^ Не все канонические тексты идентифицируют двенадцать причин в причинной цепочке взаимозависимого возникновения. Например, Маханидана Сутта ( DN 15) (Таниссаро, 1997a) , заархивированная 21 апреля 2016 года в Wayback Machine , идентифицирует только девять причин (опуская шесть чувственных основ, формирований и неведение) и первоначальный текст Налакалапийо Сутты ( SN 12.67) (Таниссаро, 2000). Архивировано 3 мая 2016 г., « Машина обратного пути» дважды идентифицирует десять причин (опуская образования и невежество), хотя ее окончательное перечисление включает двенадцать традиционных факторов.
- ^ Например, подобно сенсорно-специфическому описанию сознания, найденному при обсуждении «Всего» (выше), «Анализ дискурса о взаимозависимом происхождении» ( Paticcasamuppada-vibhanga Sutta , SN 12.2) описывает viññā ṇ a («сознание»). следующим образом:
- «А что такое сознание ? Эти шесть классов сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание интеллекта. Это называется сознанием». (Таниссаро, 1997b). Архивировано 4 мая 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Например, см. Патиччасамуппада-вибханга-сутта ( SN 12.2) (Таниссаро, 1997b). Архивировано 4 мая 2016 г. на сайте Wayback Machine . В квадратных скобках были добавлены палийские термины. См. также различные другие беседы в Самьютта Никаи . главе 12
- ^ punabbhavābhinibbatti («для повторного возрождения»), упомянутый в «Дискурсе о волеизъявлении (1)» (Bodhi, 2000b, стр. 576)
- ^ nāmarūpassa avakkanti («для ввода имени и формы»), упомянуто в «Дискурсе волеизъявления (2)» (Bodhi, 2000b, стр. 576-77).
- ^ Нати (буквально «сгибание» или «склонность»), которое в комментарии Самьютта Никаи является синонимом « жажды , называемой «склонностью» в смысле склонности… к приятным формам и т. д.», упомянутого в «Волении». (3) Дискурс» и его конечные примечания (Bodhi, 2000b, стр. 577, 761, п . 116).
- ^ ca ceteti ca pakappeti ca anuseti : Рис Дэвидс и Стед (1921–25) переводят это как «намереваться, начать действовать, осуществлять» (стр. 268–69, запись в « Cinteti & ceteti » (получено в 2007 г.) -11-21 в http://dsal.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.1:1:1497.pali. Архивировано 20 августа 2022 г. в Wayback Machine . Бодхи (2000b) переводит это как «намеревается». ... планы... имеет тенденцию к» (стр. 576–77); и Таниссаро (1995). Архивировано 4 мая, 2016, в Wayback Machine переводит это как «намеревается… устраивает… одержим». Таниссаро (1995), № 1, уточняет:
- «Семь навязчивых идей таковы: одержимость чувственной страстью, одержимость сопротивлением, одержимость взглядами, одержимость неуверенностью, одержимость тщеславием, одержимость страстью становления и одержимость невежеством. См. АН 7.12».
- ^ «Дискурс волевой (1)», «Дискурс волевой (2)» и «Дискурс волевой (3)» (Bodhi, 2000b, стр. 576-77).
- ^ Cetanāsuttaṃ , Dutiya-cetanāsuttaṃ и Tatiya-cetanāsuttaṃ (Университет Ла Троб, без даты, Самьютта Никайя , книга 2, BJT, стр. 102, 104. Университет Ла Троб, Австралия. Архивировано 9 сентября 2007 г. в Wayback Machine, получено 11 ноября 2007 г.). 21
- ^ Бодхи (2000b), с. 576. См. также Таниссаро (1995).
- ^ Бодхи (2000b), стр. 757-9 n . 112.
- ^ Таниссаро (1997c). Вводная фраза «(монах)» есть в оригинальном переводе. См. также Бодхи (2000b), стр. 890-91. Обратите внимание, что «несвязанный» — это перевод Таниссаро слова «ниббана» (пали; санскрит: нирвана ); так, Бодхи (2000b), с. 891, есть альтернативный перевод: «Будучи невозмутимым, он лично достигает Ниббаны».
- ^ См., например, DN 15 (Таниссаро, 1997a) и SN 12.67 (Таниссаро, 2000) .
- ^ Как указано в предыдущем разделе, «фабрикации» (также известные как «формации», «мысленные формации» или «волевые формации») — в отличие от «разума и материи» — чаще идентифицируются как необходимые условия для сознания. . Однако эти два разных утверждения не противоречат друг другу, поскольку, как показано в модели Пяти Совокупностей , разум и материя включают в себя ментальные измышления (см. диаграмму «Пять Совокупностей» выше).
- ^ «Налакалапийо Сутта: Снопы камыша» . www.accesstoinsight.org .
- ^ Уолш (1995), стр. 419-20, параграф. 7. В конце примечания на с. 606, н . 865, Уолш утверждает, что viññā ṇ a-sota — это «редкое выражение, которое, по-видимому, приравнивается к bhavanga , (в основном) комментаторскому термину для обозначения «континуума жизни» (Ñā ṇ amoli)». Ошибка приписывания Будде учения о том, что сознание на протяжении всей жизни представляет собой единую сущность, — это ошибка, допущенная монахом по имени Сати, которого Будда публично упрекает за это неверное толкование в «Великом дискурсе об уничтожении жажды» ( Махатанхасанкхья). Сутта , MN пер 38 , . 349-61). Обратите внимание, что фраза «пар сознания» здесь относится к последовательным, взаимозависимым состояниям сознания , в отличие от использования западной психологией термина « поток сознания » для обозначения последовательных, взаимозависимых сознательных мыслей .
- ^ «Маха-нидана сутта: беседа о великих причинах» . www.accesstoinsight.org .
- ^ AN 3.76 (Ньянапоника и Бодхи, 1999, стр. 69.)
- ^ Бодхи (2000a), стр. 28-31.
- ^ Бодхи (2000b), стр. 769-70, n . 154.
- ^ Питер Харви, Мистика сознания в беседах Будды. В изд. Карела Вернера «Йог и мистик». Curzon Press 1989, стр. 94.
- ^ «Развитие теории разума и теории только сознания» Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 г. Проверено 24 января 2010 г.
- ^ Нхат Хан (2001), стр. 1фф .
- ^ Уолпола Рахула, цитируется в Падмасири Де Сильва, Роберт Генри Таулесс, «Буддийская и фрейдистская психология». Третье исправленное издание, опубликованное NUS Press, 1992 г., стр. 66, [2] .
- ^ Басуэлл, Роберт младший ; Лопес, Дональд С. мл. , ред. (2013). Принстонский словарь буддизма (амалавиджняна) . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 33. ISBN 9780691157863 .
- ^ Пол, Диана (1981). Структура сознания в предполагаемой трилогии Парамартхи, Философия Востока и Запада, 31/3, 310
- ^ zh:s:Буддийский словарь/Девять сознаний
- ^ «Словарь Сознания-Дхармы-Буддийская энциклопедия» Архивировано из оригинала 11 июля 2011 г. Проверено 10 января 2010 г. .
- ^ Свами Нихилананда (1985), Евангелие Шри Рамакришны (Центр Рамакришны-Вивекананды), с. 523 и 1225.
- ^ Махарадж, Айон (2017). «Философия Виджняна Веданты Шри Рамакришны». Международный журнал индуистских исследований . 21 (1): 25–54. дои : 10.1007/s11407-017-9202-4 . S2CID 171870719 .
- ^ Jump up to: а б Махарадж, Айон (2018). Бесконечные пути к бесконечной реальности: Шри Рамакришна и межкультурная философия религии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780190868239 . OCLC 1079877496 .
- ^ См. Апте (1957-59), с. 1434. Получено 1 февраля 2011 г. из «Университета Чикаго» по адресу http://dsal.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.5:1:2152.apte .
- ^ Монье Уильямс (1899; ред. 2008), стр. 961. Получено 1 февраля 2011 г. из Кёльнского университета по адресу http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/monier/serveimg.pl?file=/scans/MWScan/MWScanjpg/mw0961-vijRmbhin . .jpg .
Источники
[ редактировать ]- Апте, Виман Шиварам (1957–59). Практический санскритско-английский словарь . Пуна: Прасад Пракашан. Общая онлайновая поисковая система для этого словаря доступна в «U. Chicago» по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/apte/ .
- Бодхи, Бхиккху (ред.) (2000a). Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме: Абхидхамматтха Сангаха Ачарии Ануруддхи . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-02-9 .
- Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000b). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . (Часть IV - «Книга шести основ чувств (Салаятанавагга)».) Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 .
- Бодхи, Бхиккху (5 сентября 2006 г.). МН 148: Чачакка Сутта – Шесть подходов по шесть (Часть 1). Получено 29 февраля 2008 г. из "Монастыря Бодхи". [ 1 ]
- Буддхагхоша , Бхадантачария (перевод с пали Бхиккху Нанамоли) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Университет Ла Троб (nd), «Онлайн-база данных Палийского канона», онлайн-поисковая система Палийского канона проекта Трипитака Шри-Ланки (SLTP). [ 2 ]
- Монье-Вильямс, Монье (1899; ред. 2008 г.). Санскритско-английский словарь . Оксфорд: Кларендон Пресс. Общая поисковая система для этого словаря доступна в «U. Cologne» по адресу [3].
- Наамоли , Бхиккху (пер.) и Бодхи, Бхиккху (ред.) (2001). Средние беседы Будды: перевод Маджхима Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-072-X .
- Нат Хан, Тич (2001). Трансформация в основе: пятьдесят стихов о природе сознания . Беркли, Калифорния: Parallax Press. ISBN 1-888375-14-0 .
- Нихилананда, Свами (1985), Евангелие Шри Рамакришны (Центр Рамакришны-Вивекананды)
- Ньянапоника Тхера и Бхиккху Бодхи (пер.) (1999). Числовые беседы Будды: антология сутт из Ангуттара Никаи . Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс. ISBN 0-7425-0405-0 .
- Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (редакторы) (1921–5). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна в Чикагском университете . [ 3 ]
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1993). Адиттапарияя Сутта: Огненная проповедь ( СН 35.28). Получено 22 ноября 2007 г. из «Доступ к Insight». [ 4 ]
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1995). Четана Сутта: Намерение ( СН 12.38). Получено 2 ноября 2007 г. из «Доступ к Insight». [ 5 ]
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997a). Маха-нидана Сутта: Беседа о великих причинах ( DN 15). Получено 2 ноября 2007 г. из «Доступ к Insight».
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997b). Патичча-самуппада-вибханга Сутта: Анализ взаимозависимого возникновения ( СН 12.2). Получено 2 ноября 2007 г. из "Доступ к Insight". [ 6 ]
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997c). Упайя Сутта: Прилагается ( СН 22.53). Получено 20 ноября 2007 г. из «Доступ к Insight». [ 7 ]
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998). Чачакка Сутта: Шесть секстетов ( МН 148). Получено 17 июня 2007 г. из «Доступ к Insight». [ 8 ]
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2000). Дешевая сутта: Снопы тростника ( СН 12.67). Получено 2 ноября 2007 г. из "Доступ к Insight".
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2001a). Хаджания Сутта: Пережеванная ( SN 22.79). Получено 17 июня 2007 г. из «Доступ к Insight». [ 9 ]
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2001b). Паханайя Сутта: Быть оставленным (СН 35.24). Получено 17 июня 2007 г. из «Доступ к Insight». [ 10 ]
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2001c). Сабба Сутта: Все ( СН 35.23). Получено 17 июня 2007 г. из «Доступ к Insight». [ 11 ]
- Уолш, Морис (пер.) (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-103-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ^ «MN 148: Чачакка Сутта - Шесть подходов по шесть (Часть 1)» . Бодхимонастырь.нет .
- ^ Latrobe.edu.au. Архивировано 27 сентября 2007 г. на Wayback Machine. Проверено 21 ноября 2007 г.
- ^ Чикагский университет
- ^ «Адиттапарияя сутта: Огненная проповедь» . www.accesstoinsight.org .
- ^ «Четана Сутта: Намерение» . www.accesstoinsight.org .
- ^ «Патикча-самуппада-вибханга сутта: анализ взаимозависимого возникновения» . www.accesstoinsight.org .
- ^ «Упайя Сутта: Прилагается» . www.accesstoinsight.org .
- ^ «Чачакка Сутта: Шесть секстетов» . www.accesstoinsight.org .
- ^ «Хаджания Сутта: Пережеванный» . www.accesstoinsight.org .
- ^ «Паханайя Сутта: Быть оставленным» . www.accesstoinsight.org .
- ^ «Сабба Сутта: Всё» . www.accesstoinsight.org .