Читта (буддизм)
Часть серии о |
буддизм |
---|
Читта ( палийский и санскритский : 𑀘𑀺𑀢𑁆𑀢 , произносится как читта ) — один из трёх пересекающихся терминов, используемых в Никае для обозначения ума, остальные — манас и виньняна . Каждый из них иногда используется в общем и нетехническом смысле слова «разум» в целом, а эти три иногда используются последовательно для обозначения психических процессов в целом. [1] Однако их основное использование различно. [2]
Использование
[ редактировать ]Палийско-английский словарь переводит читту как сердце или сердце-ум, подчеркивая, что это скорее страстная сторона ума, в отличие от манаса как интеллекта, который схватывает умственные объекты ( дхамма ). Читта — объект медитации в третьей части Сатипаттханы , также называемой «Четыре основы осознанности».
Читта в первую очередь представляет образ мышления или состояние ума. [3] [4] Этот термин используется для обозначения качества психических процессов в целом. [5] Читта — это не сущность и не процесс; это, вероятно, объясняет, почему он не классифицируется как скандха и не упоминается в формуле патиччасамуппада . [6] В индийской психологии читта — это место и орган мысли. [7]
Сложная причинная связь воли (или намерений), которую человек постоянно испытывает, обуславливает его мысли, речь и действия. В любой момент времени состояние ума отражает этот комплекс; таким образом, причинное происхождение действий, речи и мыслей иногда связано, так сказать, с состоянием ума. Это не означает, что это и есть причинная связь; его лучше понимать как абстрактное отражение. [8] Настроение человека может не соответствовать его желаниям и стремлениям. Поскольку читта отражает воля, говорят, что она действует по своей воле, если ее не контролировать должным образом. [9] Оно может сбить человека с пути или, если его правильно контролировать, направить и интегрировать, облагородить. Наиболее эффективно можно «заставить читту вращаться в соответствии» со своими желаниями, развивая навыки медитативной концентрации , которая приносит умственное спокойствие и ясность. [10] Человек испытывает множество различных состояний ума; М.II.27 спрашивает: «Какая читта? Ибо читта многообразна, разнообразна и разнообразна». [11] Вообще говоря, человек будет действовать с набором меняющихся образов мышления, и некоторые из них будут происходить регулярно. Хотя эти установки определяют личность, они не контролируют себя, а колеблются и чередуются. Таким образом, существует потребность в медитативной интеграции личности, чтобы обеспечить большую, более здоровую последовательность. [12]
есть сходство Что касается воли, то между винняной и читтой ; они оба связаны с качественным состоянием человека. Винняна обеспечивает осознание и непрерывность, благодаря которым человек узнает свое моральное состояние, а читта — это абстракция, представляющая это состояние. [13] Читта тесно связана с волями; эта связь также этимологична, поскольку читта происходит от того же глагольного корня на пали, что и активные термины, означающие «желать». [14] Читта также отражает когнитивное состояние/прогресс. [15]
Читта как образ мышления может стать «сжатым» (т.е. неработоспособным), «отвлеченным», «выросшим», «собранным» или противоположным этим качествам ( М.I.59 ). В нем может доминировать определенная эмоция: быть «испуганным», «удивленным» или «спокойным». Его могут «захватить» приятные или неприятные впечатления (МИ423). К ней может относиться множество негативных эмоционально заряженных состояний, либо она может быть свободна от таких состояний, поэтому жизненно важно развивать или очищать ее: «В течение долгого времени эта читта была осквернена привязанностью, ненавистью и заблуждением. осквернением читты оскверняются существа; чистотой читты существа очищаются» ( S.III.152 ). [16]
Достижение очищенной читты соответствует достижению освобождающего прозрения . Это указывает на то, что освобожденное состояние ума не отражает невежества или загрязнений. Поскольку они представляют собой рабство, их отсутствие описывается с точки зрения свободы . [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сью Гамильтон, Личность и опыт. LUZAC Oriental, 1996, стр. 105–106.
- ^ Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000b). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . (Часть IV - «Книга шести основ чувств (Салаятанавагга)».) Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 ., стр. 769-70, н . 154.
- ^ Сью Гамильтон, Личность и опыт. LUZAC Oriental, 1996, стр. 106.
- ^ Питер Харви, Самоотверженный разум. Curzon Press, 1995, стр. 111.
- ^ Сью Гамильтон, Личность и опыт. LUZAC Oriental, 1996, стр. 110–111.
- ^ Сью Гамильтон, Личность и опыт. ЛУЗАК Восточный, 1996, стр. 111.
- ^ «СуттаЦентрал» .
- ^ Сью Гамильтон, Личность и опыт. ЛУЗАК Восточный, 1996, стр. 112.
- ^ Питер Харви, Самоотверженный разум. Curzon Press, 1995, страницы 112–113.
- ^ Питер Харви, Самоотверженный разум. Curzon Press, 1995, стр. 113.
- ^ Питер Харви, Самоотверженный разум. Curzon Press, 1995, стр. 114.
- ^ Питер Харви, Самоотверженный разум. Curzon Press, 1995, стр. 114.
- ^ Сью Гамильтон, Личность и опыт. LUZAC Oriental, 1996, стр. 112. Таким образом,
- ^ Сью Гамильтон, Личность и опыт. ЛУЗАК Восточный, 1996, стр. 112.
- ^ Сью Гамильтон, Личность и опыт. LUZAC Oriental, 1996, стр. 112–113.
- ^ Питер Харви, Самоотверженный разум. Curzon Press, 1995, стр. 112.
- ^ Сью Гамильтон, Личность и опыт. ЛУЗАК Восточный, 1996, стр. 113.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тхань, Бхикку Тик Мин (2001), Ум в раннем буддизме