Буддизм в Бурятии
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2014 г. ) |
Буддизм в Бурятии , регионе в Сибири , Россия , имеет глубокую историю, уходящую корнями в 17 век, когда тибетский буддизм впервые прибыл в этот регион. Селенга и Зеде Первоначально принятый такими этническими группами, как буряты , буддизм постепенно распространился по всему Забайкальскому региону. В 1741 году она получила официальное признание в качестве официальной религии в Российской империи с созданием буддийских монастырских университетов, известных как дацаны . Несмотря на серьезные проблемы в советское время, включая преследования и закрытие религиозных учреждений, буддизм в Бурятии сохранился и возродился в постсоветский период.
Эта уникальная форма буддизма в Бурятии является, прежде всего, продолжением буддизма Ваджраяны с сильным упором на традицию гелуг из Тибета . Хотя приверженцы почитают Цонкапу наряду с Буддой Шакьямуни , они также включили элементы традиционных местных верований и практик, создав синкретическую форму буддизма. Несмотря на исторические неудачи, бурятский буддизм оставил неизгладимый след в культуре региона, оказав влияние на философию, искусство, литературу и даже на аспекты альтернативной медицины . Сегодня он продолжает процветать и играть важнейшую роль в духовной и культурной жизни Бурятии.
История
[ редактировать ]Исторические данные дают основание полагать, что со II века до нашей эры протомонгольские народы ( хунну , сяньбэй и кидани ) были знакомы с буддизмом. На территории Иволгинского городища остатки буддийских четок . в хуннской могиле найдены [1]
В начале 17 века тибетский буддизм проник на север из Монголии и достиг бурятского населения Забайкалья (территория к востоку от озера Байкал ). Первоначально буддизм распространялся преимущественно среди этносов, недавно мигрировавших из Халха-Монголии (селенгинских и зедеских бурят). В конце XVII — начале XVIII веков он распространился по всему Забайкалью. Вторая ветвь пришла непосредственно из Тибета , из монастыря Лабранг в Амдо . [1]
Учреждение
[ редактировать ]В 1701 году в Забайкалье было одиннадцать дуганов (небольших бурятских буддийских храмов). В 1722 году была проведена граница между Монголией и Россией. Бурятские племена, кочувшие в северной части Монголии, вошли затем в состав России. Российское правительство закрыло границу, побудило бурятских кочевников вести относительно оседлый образ жизни и сделало себя авторитетом в религиозных вопросах региона.
В Бурятии были построены буддийские монастырские университеты, называемые дацанами , в том числе университет в Цонголе, построенный в начале 1740-х годов. В 1741 году императрица Елизавета (Елизавета Петровна) приняла указ о признании существования «ламаистской веры»: Она юридически признала существование одиннадцати дацанов, а вместе с ними и 150 лам . Буддизм был официально признан официальной религией Российской империи. (В июле 1991 г. буддисты Бурятии отметили 250-летие официального признания своей религии). [1]
Долгое время в бурятском буддизме шла борьба за господство между Цонгольским и Тамчинским (Гусиноозёрским) дацанами. В 1764 году главный лама Цонгольского дацана стал Верховным ламой бурят Забайкалья, получив титул Пандит Хамбо-лама («ученый настоятель»). С 1809 года главенство перешло к настоятелям Тамчинского дацана . К 1846 году в Бурятии было создано тридцать четыре дацана. Приложив немало усилий и материальных ресурсов, бурятам удалось импортировать из Тибета, Китая и Монголии большое количество эзотерической литературы, перенять многие живые традиции линии Гелугпа и других школ буддизма.
В 1869 году монгольский лама Чой-Манрамба начал вести обучение индо-тибетской медицине в Цугольском дацане, и оттуда оно распространилось. В 1878 году при Ага Дацане была основана Школа Дуйнхор Калачакры, что завершило создание основных школ духовного высшего образования по тибетскому образцу.
Книгопечатание развивалось быстро. двадцать девять типографий В 1887 году уже действовали , которые до своего разрушения в 1930-е годы издавали около 2000 наименований книг, написанных на тибетском и монгольском языках . В конце XIX века буддизм начал основательное проникновение в Прибайкалье (ныне Северная Бурятия), где встретил ожесточенное сопротивление шаманов и христианских миссионеров. [1]
В конце 19 — начале 20 веков в бурятском буддизме началось большое обновление, получившее дополнительный импульс после установления Советской власти в Бурятии.
20 век
[ редактировать ]В 1918 году был принят закон «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». [2] который отменил религиозное образование. В Бурятии этот закон вступил в силу в 1925 году. Он уничтожил духовную культуру народов нового советского государства, а конкретно для бурят означал уничтожение их буддийской культуры. Духовные ценности, созданные и накопленные веками, были уничтожены и стерты за короткий промежуток времени. От сорока семи дацанов и дуганов, действовавших в начале XX века, сейчас почти ничего не осталось. Тысяча восемьсот шестьдесят четыре высокоученых ламы были отправлены в тюрьму, ссылку или на каторгу; сотни были застрелены. В 1920-е годы часть бурятов переселилась из Забайкалья (в основном из Аги) в район Шэнэхэна Внутренней Монголии, а затем продолжила свои буддийские традиции в дополнение к уже существовавшим в регионе. [1]
2 мая 1945 года Совет Народных Комиссаров Бурятской АССР принял постановление об открытии буддийского храма Хамбын Суме в местечке Средняя Иволга. Иволгинский дацан в Бурятии и Агинский дацан в Агинском Бурятском национальном округе Читинской области открыты и действуют с 1946 года.
В 1991 году в Иволгинском дацане было открыто религиозное высшее учебное заведение «Даши Чойнхорлин» для подготовки священников, наставников, переводчиков канонических текстов, художников и иконописцев. Обучение осуществляется в соответствии с системой монастырского образования Гоман Дацана. В 1991 году число действующих дацанов в Бурятии достигло двенадцати.
Местные характеристики
[ редактировать ]Буддизм в Бурятии является самым северным распространением буддизма Ваджраяны в Центральной Азии. В первую очередь это традиция гелуг из Тибета, хотя есть ньингма и признаки влияния традиции . Последователи буддизма в Бурятии почитают основателя школы гелуг, великого гуру Цонкапу (по-бурятски называемого Зонхобо), наравне с основателем всей буддийской традиции Буддой Шакьямуни . Приверженцы гелуг в Бурятии предпочитают использовать либо это самоназвание традиции, либо общие термины «учение Будды» или «доктрина Махаяны».
Бурятский буддизм демонстрирует небольшие отклонения от общей традиции Махаяны, главным образом, в системе религиозной практики, в ритуалах и магических практиках и обусловлено влиянием традиционных, более древних и архаичных верований, практик и ритуалов тибетцев и бурят. -Монголы. В частности, религиозная система буддизма включила и ассимилировала традиционные народные церемонии, ритуалы и верования, связанные с почитанием овоо , почитанием духов земли, гор, рек и деревьев. практики тантрического происхождения, составляющие основу буддизма Ваджраяны Среди монашеских религиозных практик важную роль играют . По своим философским, психологическим и этическим учениям бурятский буддизм существенно не отличается от основных положений буддизма Махаяны, изложенных в тибетской версии буддийского канона, называемой Кангюр (по-бурятски Ганжуур; 108 томов) и Тенгьюр (Данжуур) . на бурятском языке 225 томов).
Буддизм оказал огромное влияние на развитие культуры и науки среди бурят-монголов, особенно на формирование и развитие философской мысли, норм морали, умственного развития, художественной литературы, искусства, кулинарии и аспектов нетрадиционной медицины, включая хронобиологию. и биоэнергетика.
Среди большого разнообразия религиозных обрядов в бурятских дацанах проводятся шесть крупных церемоний: Сагаалган (Новый год); Дюнхер ( Калачакра ); Гандан-Шунсерме (рождение, просветление и паринирвана Будды Шакьямуни); Майдари-Хурал (ожидаемое пришествие Майтрейи , будды следующей мировой эпохи); Лхабаб-Дуйсен (сошествие Будды с небес под названием Тушита ); и Зуль-Хурал (память Цонкапы).
Храмы и монастыри
[ редактировать ]Дацаны в Бурятии, Читинской и Иркутской областях:
- Хамбын-Хуре Дацан Улан-Удэ: город Улан-Удэ
- Aga Datsan: Chita, Aga Buryat Autonomous Area, village of Aginskoye
- Ацагатский дацан: Республика Бурятия, село Нарын-Ацагат.
- Курумканский дацан: Республика Бурятия, Курумканский (по-бурятски Хурамханайский) район, село Курумкан.
- Сартул-Гегетуйский дацан: Республика Бурятия, Джидинский (Зеде) район, село Гегетуй.
- Атаган-Дырестуйский дацан: Республика Бурятия, Жидинский (Зеде) район, село Дырестуй.
- Табангут-Ичётуйский дацан: Республика Бурятия, Джидинский (Зеде) район, село Додо-Ичётуй.
- Эгитинский дацан : Республика Бурятия, Еравнинский (Яруунинский) район, село Эгита.
- Санагский дацан: Республика Бурятия, Закаменский (Захааминайский) район, село Санага.
- Цээже-Бургалтайский дацан : Республика Бурятия, Закаменский (Захааминайский) район, село Усть-Бургалтай.
- Ivolga Datsan : Republic of Buryatia, Ivolginsky (Ebilge) District, village of Verkhnyaya Ivolga website
- Янгажинский дацан: Республика Бурятия, Иволгинский (Эбилге) район, близ Оронгоя.
- Кижингинский дацан: Республика Бурятия, Кижингинский (Хеженгынский) район, село Кижинга.
- Балдан Брейбун (Цонгольский) Дацан: Республика Бурятия, Кяхтинский (Хягтынский) район, село Мурочи.
- Тугнуйский дацан: Республика Бурятия, Мухоршибирский (Мухар-Шеберский) район, село Мухоршибир.
- Окинский дацан: Республика Бурятия, Окинский (Ахынский) район, село Орлик.
- Ацайский дацан : Республика Бурятия, Селенгинский (Селенгинский) район, на трассе А340 между поселком Новоселенгинск и городом Гусиноозёрском.
- Тамчинский (Гусиноозёрский) дацан : Республика Бурятия, Селенгинский (Селенгинский) район, село Гусиное Озеро (Тамча).
- Кыренский дацан: Республика Бурятия, Тункинский (Тюнхенский) район, село Кырен .
- Хойморский дацан: Республика Бурятия, Тункинский (Тюнхенский) район, Аршан . курорт
- Угданский дацан: Забайкальский район, Читинская область, село Угдан.
- Усть-Ордынский (Абаганатский) дацан: Иркутская область, село Усть-Орда.
- Анский дацан: Республика Бурятия, Хоринский (Хорийский) район, село Ана.
- Чесанский дацан: Республика Бурятия, Кижингинский (Хеженгынский) район, село Чесан .
- Читинский дацан: Забайкальский край, Читинская область, город Чита .
- Цугольский дацан: Читинская область, село Цугол.
См. также
[ редактировать ]- Агван Доржиев
- Азиатское колдовство
- Буддизм в Калмыкии
- Буддизм в России
- Буддизм в Туве
- Бокс Аюшеев
- Шаманизм в Сибири.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и история и перспективы развития, Москва, 1992 (Александр Берзин, Тибетский буддизм : история и перспективы , Москва 1992; Республика, Москва 1991) Александр Берзин, Тибетский буддизм :
- ^ Декрет Совета Народных Комиссаров (23 января 1918 г.) Об отделении церкви от государства и школы от церкви, Решения КПСС и Советского Государства о Религии и Церкви, История Нашей Страны ("Decree of the Council of People's Commissars (23 January 1918) on the Separation of Church from State and School from Church," in "Resolutions of the Communist Party of the Soviet Union and the Soviet State on Religion and Church," The History of Our Country )
Библиография
[ редактировать ]- Бардуева Т. Пандито Хамбо лама Даши-доржо Итигэлов и обновленческое движение в Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2010. — № 8. — С. 165—168. — ISSN 1994-0866 . (Бардуева Т.: «Пандито Хамбо Лама Даши-Доржо Итигэлов и движение обновления в Бурятии», Вестник Бурятского государственного университета , Улан-Удэ, 2010)
- Ванчикова Ц. П., Чимитдоржин Д. Г. История буддизма в Бурятии: 1945—2000 гг. Изд-во БНЦ СО РАН, 2006 (Vanchikova, Ts. P., Chimitdorzhin, D. G.: The History of Buddhism in Buryatia: 1945-2000 , BNTs SO RAN Publishing, 2006)
- Жамсуев Б. Б., Ванчикова Ц. П. Земля Ваджрапани: Буддизм в Забайкалье. Изд-во Феория, 2008 (Zhamsuyev, B. B.; Vanchikova, Ts. P.: The Land of Vajrayana: Buddhism in Transbaikalia , Feoria Publishing, 2008)
- Жуковская Н. Л. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы. Российская академия наук, Ин-т этнологии и антропологии, 1997 ISBN 9785201137113 (Жоковская, Н.Л.: Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы , РАН, Институт этнологии и антропологии, 1997)
- Манзанов Г. Е. Современное состояние религиозности в республике Бурятия // Религиоведение (журнал). — 2005. — № 2. — С. 79—87. — ISSN 2072-8662 . (Манзанов Г.Е.: «Современное состояние религии в Республике Бурятия», Религиоведение (журнал), 2005)
- Нестёркин С. П. Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: материалы конференции, 23-24 июня 2001 г., Тамчинский дацан. Бурятский научный центр СО РАН, 2002 (Nestyorkin, S. P.: "Buddhism in Buryatia: Sources, History, Modernity," conference materials from 23–24 June 2001 at Tamchinsky datsan, SO RAN Buryat Academic Center, 2002)
- Бернштейн, Аня (2013). Политика религиозных органов: ритуалы суверенитета в бурятском буддизме . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-07269-2 .
- Жуковская, Наталья Л. (2015). Возрождение буддизма в Бурятии. В: Марджори Мандельштам Бальцер, Религия и политика в России: читатель . Рутледж. стр. 197–215. ISBN 978-1-317-46112-8 .
- Бернштейн, Анна (2002). «Буддийское возрождение в Бурятии: новейшие перспективы». Монголоведение . 25 : 1–11. JSTOR 43193334 . – через JSTOR (требуется подписка)