Агван Доржиев

Агван Лобсан Доржиев [ а ] [ б ] (1853 – 29 января 1938) был в России , родившимся Гелуг монахом школы тибетского буддизма , которого иногда называли по ученому титулу Цени Кхемпо . он был широко известен как Сокпо Ценшаб Нгаванг Лобсанг (буквально монгольский Ценшаб Нгаванг Лобсанг ). Тибетцам [ 1 ]
Он был хорийским бурятом, родившимся в селе Хара-Шибир , недалеко от Улан-Удэ , к востоку от озера Байкал . [ 2 ]
Он был партнером по учебе и близким соратником Далай-ламы XIII , министра его правительства и его дипломатической связи с Российской империей . Среди тибетцев он заслужил легендарный статус, одновременно вызвав серьезную обеспокоенность Британской империи по поводу российского присутствия в Тибете на заключительном этапе Большой игры . Его также помнят за строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге в 1909 году и подписание Тибетско-Монгольского договора в 1913 году.
Буддийские исследования в Тибете
[ редактировать ]Он ушел из дома в 1873 году в девятнадцать лет, чтобы учиться в колледже Гоманг монастырского университета Гелугпа Дрепунг , недалеко от Лхасы , крупнейшего монастыря в Тибете . Успешно окончив традиционный курс религиоведения, он приступил к получению академической буддийской степени гешей Лхарампы (высшая степень «докторской степени буддийской философии»). [ 3 ] Он продолжил свое обучение и в середине 1880-х годов, после 15 лет обучения, получил звание Цанит Кхенпо («Цанид-Хамбо»), что примерно переводится как «Мастер буддийской философии» или «Профессор буддийской философии». Метафизика". [ 4 ] [ 5 ]
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |

Он стал одним из учителей Далай-ламы XIII, «партнером по дебатам» и духовным наставником и сохранял эту роль, по крайней мере, до конца 1910-х годов. Вероятно, он также сыграл важную роль в спасении жизни молодого Далай-ламы от интриг при дворе в Лхасе, и с годами у них сложились очень близкие и прочные отношения. [ 6 ] [ 7 ]
- «Особенно важную роль в налаживании связей между Лхасой и русским царем должен был сыграть один человек. Это был Цанжаб Нгаванг Лобзанг, монгольский монах, с отличием окончивший Гомангское отделение монастыря Дрепунг и являвшийся одним из семь преподавателей диалектики, или Цанжабов, Далай-ламы. Широко известный тибетцам как Ценный Кхенпо, или «Мастер диалектики», он прославился как у британцев, так и у русских под более простым именем Доржиев (от тибетского Дордже Борн). в Бурятской области монгольских территорий, которые недавно были приобретены царем, Доржиев, следовательно, был гражданином России». [ 8 ]
Посланник Далай-ламы
[ редактировать ]В 1896 году царь Николай II подарил Агвану Доржиеву часы с монограммой за услуги, которые он оказал Бадмаева в Лхасе. русским агентам [ 9 ]
В начале 1898 года Доржиев поехал в Петербург «собирать абонементы в свою монашескую коллегию». [ 10 ] и подружился с князем Эспером Ухтомским , камер-юнкером царя и востоковедом. Доржиева представили царю. Затем Доржиев отправился в Париж и, возможно, в Лондон, прежде чем вернуться в Лхасу. [ 9 ] [ 11 ]
К 1890-м годам Доржиев начал распространять историю о том, что Россия — это мифическая земля Шамбала на севере; что его царь может быть тем, кто спасет буддизм, и что Белый Царь был эманацией Белой Тары , что вселяет надежду, что он поддержит Тибет и его религию. Доржиев предположил тибетцам, что Россия, похоже, принимает буддийские идеи после их недавнего продвижения в Монголию и может оказаться полезным балансом для британских интриг. Весной 1900 года Доржиев вернулся в Россию вместе с шестью другими представителями Тубтена Гьяцо (родился 12 февраля 1876 года; умер 17 декабря 1933 года), 13-го ламы Тибета Далай - . Они путешествовали по Индии и встретились с царем в Ливадийском дворце в Крыму . [ 6 ] «Вернувшись, они привезли в Лхасу также запас российского оружия и боеприпасов – как это ни парадоксально – в виде великолепного комплекта русских епископских одежд в качестве личного подарка Далай-ламе». [ 12 ]
В 1901 году Тубтен Чокьи Ньима , Девятый Панчен-лама (1883–1937), посетил Агван Доржиев. всего два дня Хотя Доржиев пробыл в Ташилунпо , он получил некоторые тайные учения от Панчен-ламы, а также чтения « Молитвы Шамбалы» , написанной Лобсангом Палденом Еше , Шестым (или Третьим) Панчен-ламой, относительно буддийского царства Шамбала , которые имели большое значение для развития Доржиевым учения Калачакры («Колеса Времени») тантрического . Чокьи Ньима также подарил Доржиеву подарки, в том числе несколько золотых статуй. [ 13 ]
Британские подозрения
[ редактировать ]
К 1903 году и лорд Керзон , вице-король Индии, и Фрэнсис Янгхасбэнд ошибочно убеждены, что Россия и Тибет подписали секретные договоры, угрожающие безопасности британских интересов в Индии, и заподозрили, что Доржиев работает на российское правительство. [ 14 ] [ 15 ] В сочетании с закрытостью Тибета того времени страх перед тем, что Россия втянет Тибет в « Большую игру» за контроль над маршрутами через Азию, стал причиной британской экспедиции в Тибет в 1903–1904 годах.
«Очевидно, — сказал [Четырнадцатый] Далай-лама, — что Тринадцатый Далай-лама имел острое желание установить отношения с Россией, и я также думаю, что он сначала немного скептически относился к Англии. Потом был Доржиев. К англичанам он был шпионом, но на самом деле он был хорошим учёным и искренним буддийским монахом, очень преданным Тринадцатому Далай-ламе». [ 16 ]
В начале 1904 года Доржиев убедил Далай-ламу бежать в Ургу в Монголии, примерно в 2500 км к северу от Лхасы, где Далай-лама провел более года, давая учения монголам. [ 17 ]
Во время экспедиции ходили слухи, что Доржиев заведовал арсеналом в Лхасе и руководил военными действиями из Гьянце Дзонга (форта) . [ 18 ] российского производства Британские войска захватили несколько винтовок Бердана в Нагарце- Дзонге и казнозарядные устройства в Чумик-Шенко, что усилило их подозрения в причастности России. [ 19 ] [ 20 ] Это никогда не было подтверждено, и нет никаких доказательств того, что Доржиев когда-либо был царским шпионом, хотя ранее он выступал в качестве странствующего посла Далай-ламы в России, пытаясь заручиться поддержкой в высших слоях российского общества. [ 21 ]
Летом 1912 года он встретил Далай-ламу XIII в Пхари Дзонге, а затем сопровождал его в монастырь Самдинг , прежде чем вернуться в Лхасу после изгнания в Индию.
«Белые цари» как воплощения Белой Тары
[ редактировать ]Со времен Екатерины Великой считали правителей Романовых (1729–1796) русские ламаисты воплощением Белой Тары , женщины -бодхисаттвы, обычно связанной с буддийской тантрической практикой и считавшейся эманацией Ченрезига (бодхисаттвы, олицетворяющего сострадание всех будд) и защитница тибетского народа. [ 22 ] [ 23 ] В 1913 году состоялось грандиозное празднование 300-летия Дома Романовых . Доржиев произнес речи, в которых поблагодарил царя за существенную поддержку буддийской общины Санкт-Петербурга . Лама по имени Ульянов в том же году опубликовал книгу, пытаясь доказать, что Романовы произошли напрямую от Сучандра , легендарного царя Шамбалы . [ 24 ] [ нужна ссылка ]
Японский монах Экай Кавагути путешествовал по Тибету с 4 июля 1900 года по 15 июня 1902 года. В своей книге « Три года в Тибете» он сообщил , что Доржиев «распространил брошюру, в которой утверждал, что русский царь собирался исполнить старые буддийские мессианские заповеди». миф о Шамбале, основав великую буддийскую империю». [ 24 ] [ нужна ссылка ] Второй источник этой истории неизвестен.
Скрипт Вагиндра
[ редактировать ]Доржиев создал письменность для бурятского языка , которую назвал письменностью Вагиндра по санскритскому варианту своего имени. [ 25 ]
Санкт-Петербургский Тибетский Храм
[ редактировать ]В 1909 году Доржиев получил от царя разрешение построить большой и солидный буддийский дацан или храм в Санкт-Петербурге.
Тибетско-Монгольский договор 1913 г.
[ редактировать ]В начале 1913 года Агван Доржиев и двое других тибетских представителей подписали договор в Урге , провозгласивший взаимное признание и свою независимость от Китая. Однако полномочия Агвана Доржиева на подписание такого договора всегда оспаривались некоторыми властями. По словам Чарльза Белла, британского дипломата, который поддерживал тесные отношения с Далай-ламой, Далай-лама сказал ему, что не разрешал Доржиеву подписывать такой договор с Монголией.
Некоторые британские авторы, основываясь на замечаниях тибетского дипломата несколько лет спустя, даже оспаривали само существование договора: [ 26 ] но ученые Монголии в целом очень уверены в его существовании. Например, монгольский текст договора был опубликован Академией наук Монголии в 1982 году. [ 27 ] Джон Снеллинг говорит: «Хотя этот договор между Тибетом и Монголией иногда вызывает сомнения, он определенно существовал. Он был подписан 29 декабря 1912 года (ст. ст.) [то есть по юлианскому календарю – таким образом, это 8 января 1913 года по григорианскому календарю , который мы используем] Доржиевым и двумя тибетцами от имени Далай-ламы и двумя монголами от имени Джебцундамба Хутухту». Затем он цитирует полную формулировку договора (на английском языке) из Британского государственного архива: FO [Министерство иностранных дел] 371 1609 7144: сэр Джордж Бьюкенен Эдварду Грею , Санкт-Петербург, от 11 февраля 1913 года. [ 28 ]
Также в 1913 году Доржиев основал манба дацан при монастыре Ацагат — медицинское училище. Он быстро стал важным центром тибетской медицины в Бурятии . [ 29 ]
После русской революции
[ редактировать ]После русской революции Доржиев был арестован и приговорен к смертной казни, но благодаря вмешательству друзей в Санкт-Петербурге ему была предоставлена отсрочка. Храм в городе был разграблен, а его бумаги уничтожены.
В качестве средства примирения с резко изменившейся политикой Доржиев поспешил предложить превратить монастыри в колхозы. В 1926 г. буддийские монастыри в Бурятии были «национализированы»: «ответственность за управление монастырями» была передана коллективам мирян, а духовенство было лишено власти. Это привело к большой враждебности, но монастыри продолжали действовать, и позиции реформистских сил снова укрепились. [ 9 ]
Доржиев пытался выступать за присоединение к Внешнему Монгольскому государству Советским Союзом таких ойрат-монгольских территорий, как Тарбагатай, Или и Алтай. [ 30 ] предложение о присоединении Ойратской Джунгарии к новому государству Внешней Монголии. Из-за опасений, что Китай может быть спровоцирован, Советский Союз отверг [ 31 ]
В августе 1927 года он возглавил и руководил конференцией тибетских врачей в Ацагате. Были сделаны предложения о создании центрального института для надзора за производством и стандартизацией тибетских растительных лекарственных средств. [ 32 ]
Доржиеву удавалось сосуществовать с коммунистами в 1920-е годы, но он был снова арестован НКВД во время Иосифа Сталина 13 Великой чистки ноября 1937 года и обвинен в государственной измене, подготовке к вооруженному восстанию и шпионаже в пользу монголов и японцев. . Он умер под стражей в полиции, по-видимому, от остановки сердца, после того, как 29 января 1938 года его перевели из камеры в тюремную больницу в возрасте 85 лет. [ 33 ] [ 34 ] [ нужна ссылка ]
Его похоронили в «секретном традиционном захоронении в лесу близ Челутая». О местонахождении кладбища стало известно только в последние годы, и, по некоторым оценкам, там было похоронено не менее 40 000 человек. [ 35 ] Однако официально Доржиев не был официально полностью реабилитирован до 14 мая 1990 года, когда дело было прекращено «за недостатком доказательств и отсутствием преступной деятельности». [ 36 ]
Предполагаемая связь с Гурджиевым
[ редактировать ]Ром Ландау написал книгу под названием « Бог — мое приключение», в которой рассказывается о ряде современных религиозных деятелей и движений, включая греко-армянского мистика Георгия Гурджиева . В нем он предполагает, что Гурджиевым, который, как известно, провел время в Центральной Азии и, как полагают, занимался шпионажем, был Агван Доржиев (под написанием «Агван Дорджиев»). Это утверждение подверглось критике со стороны некоторых биографов Гурджиева, таких как Пол Бикман Тейлор и Джеймс Мур , которые утверждают, что эти двое мужчин были разного возраста и внешности. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Русский : Агван Лобсан Доржиев ; Бурятский : Доржиин Агбан ; Стандартный тибетский : ངག་དབང་བློ་བཟང་.
- ^ Также Агван Доржиев или Дорджиев и Агваандорж .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Самтен (1910), с. 357.
- ↑ Путеводитель Red Star. Архивировано 6 декабря 2007 года в Wayback Machine .
- ^ Чо-Янг: Голос тибетской религии и культуры . Издание «Год Тибета», с. 80. 1991. Ганчен Кийшонг, Дхарамсала, HP, Индия.
- ^ Островская-Младшая, Елена А. «Буддизм в Санкт-Петербурге». Архивировано 17 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Снеллинг, Джон. (1990). Священная гора: Полный путеводитель по тибетской горе Кайлас . (1983). Пересмотренное и расширенное издание (1990), с. 232. Лондон и Гаага: Публикации Востока-Запада. ISBN 0-85692-173-4 .
- ^ Jump up to: а б Хандли, Хелен. (1993). «Роль Тибета в «большой игре». (Агван Доржиев)». История сегодня, Том. 43 (октябрь 1993 г.), стр. 45–50. Загружено с: http://ccbbs.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-EPT/helen.htm [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Французский (1994), с. 186.
- ^ Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации», стр. 400. Издательство Clear Light, Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 1-57416-092-3 .
- ^ Jump up to: а б с Саксер (2004), с. 35.
- ^ Ричардсон, Хью Э. (1984) Тибет и его история . Второе издание, с. 81. Пересмотренное и дополненное, с. 106. Шамбала, Бостон и Лондон. ISBN 0-87773-376-7 .
- ^ Французский (1994), с. 187.
- ^ Чепмен, Спенсер. (1940). Лхаса: Священный город , с. 131. Ридерс Юнион Лтд., Лондон.
- ^ Снеллинг, Джон. (1993). Буддизм в России: История Агвана Доржиева: Лхасский посланник царю , с. 77. Книги Элементов. ISBN 1-85230-332-8 .
- ^ Французский (1994), с. 188
- ^ Саксер (2004), с. 37
- ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 221. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- ^ Французский (1994), с. 258.
- ^ Французский (1994), с. 233.
- ^ История королевского стрелкового полка, Лондонский Тауэр
- ^ Чарльз Аллен, «Миф о Чумике Шенко», History Today, апрель 2004 г., с. 10.
- ^ Французский (1994), с. 241.
- ^ Снеллгроув, Дэвид. (1987). Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники , Том. я, с. 151. Шамбала, Бостон. ISBN 0-87773-311-2 .
- ^ Мэйхью, Брэдли и Кон, Майкл. Тибет , с. 64. 6-е издание. (2005). Одинокая планета. ISBN 1-74059-523-8 .
- ^ Jump up to: а б Андреев (1991), с. 216.
- ^ Ешен-Хорло Дугарова-Монтгомери и Роберт Монтгомери, «Бурятский алфавит Агвана Доржиева», в: Монголия в 20 веке: космополит, не имеющий выхода к морю, изд. Стивен Коткин и Брюс А. Эллеман, Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп, 1999, ISBN 9780765605351 , стр. 79–98 .
- ↑ Цитируется сэром Чарльзом Беллом, «Тибет и ее соседи», «Тихоокеанские дела » (декабрь 1937 г.), стр. 435–6, много лет спустя высокопоставленный тибетский чиновник отметил, что «нет необходимости в договоре; мы всегда будем помогать каждому другое, если бы мы могли».
- ^ Удо Б. Баркманн, История Монголии , Бонн, 1999, стр. 380–81.
- ^ Снеллинг, Джон. (1993). Буддизм в России: история Агвана Доржиева, посланника царя из Лхасы . (1993) Element Inc., стр. 150–151; 292. ISBN 1-85230-332-8
- ^ Саксер (2004), с. 50
- ^ Andreyev 2014 , p. 274.
- ^ Andreyev 2014 , p. 275.
- ^ Саксер (2004), с. 50
- ^ Французский (1994), стр. 259–260.
- ^ Андреев (1991), с. 221.
- ^ Андреев (1991), с. 221
- ^ Снеллинг (1993), с. 252.
- ^ Тейлор, П.Б., изобретатели Гурджиева.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андреев, Александр (1996). «Советская Россия и Тибет: провал тайной дипломатии». Тибетский журнал . Том. XXI, № 3. Осень 1996 г., стр. 4–34.
- Андреев, Александр (2014). Миф о возрожденных мастерах: Оккультные жизни Николая и Елены Рерих . БРИЛЛ. ISBN 978-9004270435 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Бернштейн, Аня (2006). «Паломники, полевые работники и секретные агенты: бурятские буддологи и евразийское воображаемое». [1] [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Брей, Джон (1996). Рецензия на книгу: Снеллинг, Джон. (1993). Буддизм в России: история Агвана Доржиева: посланника Лхасы при царе. Книги Элементов. ISBN 978-1-85230-332-7 . Тибетский журнал . Том. XXI, № 3. Осень 1996 г., стр. 71–73.
- Француз, Патрик. Янгхасбенд: Последний великий имперский искатель приключений (1994). Перепечатка: Фламинго, Лондон. ISBN 978-0-00-637601-9 .
- Кулешов, Николай С. Тибетское досье России, неизвестные страницы истории независимости Тибета (первое издание 1996 г.), под редакцией Александра Берзина и Джона Брея, LTWA , ISBN 81-86470-05-0 .
- Самтен, Джампа. (2010). «Заметки о Тринадцатого Далай-ламы конфиденциальном письме российскому царю ». В: Тибетский журнал , специальный выпуск. Осень 2009 г., том XXXIV, н. 3-лето 2010 г., том XXXV, н. 2. «Записки Земляного Быка», под редакцией Роберто Витали, стр. 357–370.
- Саксер, Мартин (2004). Путешествия с тибетской медициной: Как тибетская медицина пришла на Запад: история семьи Бадмаевых . Магистерская диссертация, Цюрихский университет.
- Снеллинг, Джон. (1993). Буддизм в России: история Агвана Доржиева: посланника Лхасы при царе. Книги Элементов. ISBN 978-1-85230-332-7 .
- Знаменский Андрей. (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии . Книги квестов. ISBN 978-0-8356-0891-6 .