Эспер Ухтомский
Эспер Эсперович Ухтомский | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 26 августа 1861 г. |
Умер | 26 ноября 1921 г. |
Национальность | Русский |
Род занятий | Дипломат Придворный Поэт |
Супруг | Maria Vasilievna Vasilyeva |
Дети | Дий Эсперович Ухтомский |
Родители) | Esper Alekseevich Ukhtomsky Yevgeniya Alekseevna Greig |
Князь Эспер Эсперович Ухтомский , Эспер Эсперович Ухтомский (26 августа [ OS 14 августа] 1861 — 26 ноября 1921) — поэт, издатель и энтузиаст Востока в позднецарской России . Он был близким доверенным лицом царя Николая II и сопровождал его, пока тот был цесаревичем в его большом путешествии на Восток . Он был первым значительным зарубежным коллекционером тибетского искусства , чья коллекция сейчас находится в музеях Санкт-Петербурга.
Семья
[ редактировать ]Ухтомский родился в 1861 году недалеко от императорской летней резиденции в Ораниенбауме . Его семья ведет свое происхождение от династии Рюриковичей и была умеренно видным боярством (дворянством) в московский период . Род Ухтомских утверждал, что является прямым потомком Рюрика Викинга, полулегендарного основателя Руси. [ 1 ]
Его отец, Эспер Алексеевич Ухтомский, был офицером Императорского российского флота во время Крымской войны и служил во время осады Севастополя . Он основал коммерческую пароходную компанию, курсирующую из Санкт-Петербурга в Индию и Китай . После смерти первой жены в 1870 году, когда Уктомскому было всего 9 лет, [ 2 ] в 1874 году он женился на Карин Этолен, дочери Адольфа Арвида Этолена , который был российским губернатором Аляски . Он умер в 1885 году в Монтрё , Швейцария . Его мать, Евгения (Дженни) Алексеевна Грейг, происходила из семьи Грейгов, длинной линии адмиралов шотландского происхождения, в частности Сэмюэля и Алексея Грейгов . Один из родственников Эспера, Павел Петрович Ухтомский , служил вице-адмиралом Тихоокеанской эскадры в Русско-японской войне .
Ранний период жизни
[ редактировать ]В ранние годы Эспер получил частное образование у наставников и неоднократно путешествовал по Европе со своими родителями. В подростковом возрасте он был заметным славянофилом в своей политике и опубликовал свое первое стихотворение в славянофильском журнале « Русь» под редакцией Ивана Аксакова . [ 3 ] В разные годы его стихи публиковались в таких журналах, как «Вестник Европы» , «Русская мысль» , «Нива» , «Север» и «Гражданин» . [ 3 ] Среднее образование он получил в гимназии , а затем изучал философию и литературу в Санкт-Петербургском университете . Он окончил университет в 1884 году, получив серебряную медаль за магистерскую диссертацию «Исторический и критический обзор изучения свободы воли». Именно в этот период он начал заниматься поэзией, которая публиковалась в ряде российских периодических изданий. Романтическая, мистическая фигура с глубоким интересом к оккультизму и сильным чувством аристократического эстетизма, Ухтомский еще в молодости заинтересовался темой Азии, убедившись, что судьба России лежит на Востоке. [ 4 ] Ухтомский сочетал свои интересы к оккультизму, эстетизму и Азии с очень твердым ультраконсерватизмом, непримиримо противостоявшим любым изменениям, которые могли угрожать абсолютной монархии под председательством Дома Романовых. [ 4 ]
Он устроился на работу в отдел иностранного вероисповедания МВД и поехал в Восточную Сибирь, чтобы писать репортажи о бурятах . Затем он отправился в путешествие до Монголии и Китая , рассказывая о разногласиях между русским православием и буддизмом . Ухтомский увлекся буддизмом, заявив в отчете о своем восхищении «гуманным вероучением Гаутамы [Господа Будды], уступающим только христианству». [ 4 ] За время своего пребывания в Бурятии Ухтомский посетил 20 буддийских монастырей, все из которых признавали власть Богд-хана в Урге (современный Улан-Батор, Монголия) и, в конечном итоге, власть Далай-ламы в Лхасе, Тибет. [ 3 ] Чтобы разрешить спор, Уктомский посетил Богдо-хана в Урге, а оттуда отправился в Пекин, чтобы встретиться с высокопоставленными буддийскими священнослужителями. [ 3 ]
азиатист
[ редактировать ]Он также принял к сведению последствия Александра III политики русификации . Исторически русскость, как она определялась российским государством, определялась не с точки зрения языка или этнической принадлежности, а скорее с точки зрения лояльности дому Романовых, причем те, кто верен семье Романовых, были русскими. Таким образом, российское государство было очень терпимо к буддизму: императрица Елизавета Петровна в 1741 году оказала государственную поддержку буддийскому духовенству калмыков и бурят в обмен на их лояльность. [ 4 ] Во время правления императора Александра III русскость начала переопределяться с точки зрения русского языка и культуры вместе с православной верой, что запятнало лояльность ранее лояльных народов, таких как калмыки и буряты. [ 4 ] Позже Ухтомский написал отчеты, критикующие чрезмерное рвение местного православного духовенства в попытках привлечь новообращенных, и выразил толерантные взгляды на неправославные веры в России. Ухтомский имел мистические представления о буддизме, которые он сочетал с верой в миф о «Белом царе», что привело его к первоначальному определению русскости, согласно которому те, кто так же предан российскому государству, как и русские, независимо от того, на каком они языке или религия была. [ 4 ] В одном из своих докладов Ухтомский утверждал, что буддийские народы, такие как буряты и калмыки, «инстинктивно» имели «внутреннюю связь с народами далекого Севера». [ 4 ] Ухтомский критиковал политику русификации и выступал за лояльность буддийского духовенства по отношению к Российской империи, возлагая ответственность за все трудности в буддийско-православных отношениях на православного архиепископа Иркутского Вениамина. [ 3 ] У Ухтомского была очень сильная государственно-центричная версия русского национализма, которая рассматривала лояльность к монархии как воплощение русскости, и его видение толерантной Российской империи было направлено на укрепление империи, а не на ее ослабление, как утверждали его реакционные критики. [ 5 ]
Азиатская идеология Ухтомского была основана на типе романтического консерватизма, распространенном среди российских высших классов того времени. [ 5 ] Как заметил один историк: «В эпоху, когда царские прерогативы постоянно находились под угрозой из-за призывов к реформам европейского типа, таким как парламенты и конституции, азиатская идеология представляла собой привлекательный аргумент в пользу сохранения автократического статус-кво». [ 5 ] Уктомский искренне верил, что в Азии российский император наконец-то найдет подданных, достойных его, в отличие от большей части русской интеллигенции, крестьянства и рабочего класса, вечно бросавших вызов статус-кво. [ 5 ] Ухтомский верил в зародившееся в русском фольклоре представление о «Белом царе» как естественном правителе Азии, который объединит Восток против Запада. [ 5 ]
Растущая слава и Гранд-тур
[ редактировать ]
Деятельность Ухтомского привлекла внимание восточного истеблишмента, действовавшего в Санкт-Петербурге, он был избран в Императорское географическое общество и начал консультировать Министерство иностранных дел по вопросам Восточной Азии. Император Александр III выбрал его одним из своих наставников царевича Николая. [ 6 ] Ухтомский стал лидером фракции, известной как « восточники », которая продвигала идеологию евразийства, утверждая, что Россия имеет особую связь с Азией. [ 7 ] Как и другие восточники , Ухтомский утверждал, что военное завоевание Азии было ненужным, поскольку он считал, что общие культурные ценности уже связывают Азию с Россией. [ 5 ] Ухтомский писал: «Азия, собственно говоря, в полном смысле, была самой Россией». [ 5 ]
Его опыт в восточных делах и высокое общественное положение привели к тому, что его выбрали сопровождать цесаревича Николая в его большом путешествии на Восток . Николай полюбил Эспера Ухтомского, и он писал сестре, что «маленький Ухтомский... такой веселый малый». [ 8 ] Вместо того, чтобы посетить Европу в своем «Гранд-туре», Николай по совету Ухтомского решил совершить свое «Гранд-тур» преимущественно по Азии. [ 6 ] «Большое турне» 1890–1891 годов началось в Вене и продолжилось в Триесте, главном порту Австрийской империи. Из Триеста императорская партия отплыла в Грецию, а оттуда в Египет. [ 6 ] Из Египта они отправились через Красное море и Индийский океан в Индию, Цейлон (современная Шри-Ланка), Сингапур, Французский Индокитай (современный Вьетнам, Камбоджа и Лаос), Китай и Японию. [ 6 ] Из Японии они отплыли в город-порт Владивосток , «звезду Востока», где в марте 1891 года Николай официально открыл строительство Транссибирской магистрали, которая свяжет Москву с Владивостоком. [ 9 ] Из Владивостока они проделали путь через Сибирь, чтобы наконец вернуться в Санкт-Петербург. [ 6 ] По возвращении в Россию в 1891 году Ухтомский был назначен на должность придворного камергера и служил в Комитете Сибирской железной дороги. Он также начал работу над своим отчетом о большой поездке под названием « Путешествие по Востоку Николая II» .
Книга писалась при тесной консультации с Николаем II, который лично одобрял каждую главу. На ее создание ушло шесть лет, и она была опубликована в трех томах между 1893 и 1897 годами Брокгаузом в Лейпциге . Несмотря на то, что он был дорогим и стоил 35 рублей , его все же вышло четыре выпуска. Императрица Александра Федоровна закупила несколько тысяч экземпляров для различных правительственных министерств и ведомств, впоследствии было напечатано более дешевое издание. Работа была переведена на английский, французский, немецкий и китайский языки, а копия была подарена китайскому императору и императрице в 1899 году российским посланником. [ 10 ]
Ухтомский стал близким доверенным лицом и советником царя по вопросам восточной политики и в 1895 году стал редактором « -Петербургских Санкт ведомостей ». [ 11 ] Он использовал эту статью, чтобы пропагандировать и подчеркивать важность российского экспансионизма на Востоке как основы российской внешней политики, подход, который иногда вызывал критику со стороны правых коллег и тех, кто выступает за вестернизацию. Ухтомский превратил ранее либеральную газету «Санкт-Петербургские ведомости» в консервативную газету, прославлявшую самодержавие, что оттолкнуло многих читателей. [ 11 ] Под его редакцией " Санкт-Петербургские ведомости" заняли резко антизападную позицию, предупредив в одной из редакционных статей, что "рабски следовать научным путем Запада (который приведет только) к катастрофам революционного характера". [ 11 ] В то же время его защита паназиатских идей и защита меньшинств империи от политики русификации снискали ему множество критиков справа. [ 11 ] Константин Победоносцев , реакционный обер-прокурор Святейшего Синода, несколько раз критиковал « Санкт-Петербургские ведомости» за критику политики русификации, которую он поддерживал, а также за редакционные статьи Ухтомского в защиту евреев и поляков. [ 11 ]
Он продолжал общаться с Николаем и использовал свое положение для защиты российской интервенции в Восточную Азию, но к 1900 году влияние Ухтомского стало ослабевать. В 1893 году Ухтомский представил суду в Петербурге Петра Александровича Бадмаева , который, несмотря на свою русскую фамилию, был бурятом. [ 12 ] Бадмаева считали в Петербурге одним из ведущих азиатских экспертов, но первоначально консультировавший его министр финансов граф Сергей Витте стал ему не доверять, считая Бадмаева интриганом, вечно ищущим поддержки российского государства для своего бизнеса. интересы в Азии. [ 12 ] К 1895 году Бадмаев открыл в Чите торговую факторию «Бадмаев и Ко» при поддержке российского государства, но Ухтомский к этому моменту ему запретил, сетуя, что Бадмаев больше заинтересован в обогащении, чем в чем-либо другом. [ 12 ] Военный министр маршал Алексей Куропаткин записал в своем дневнике: «Я думаю, что одной из самых опасных черт государя является его любовь к загадочным странам и личностям, таким как бурят Бадмаев и князь Ухтомский. Они внушают ему фантазии о величии». русского царя как хозяина Азии. Император жаждет Тибета и подобных ему мест. Все это очень тревожно, и я дрожу при мысли о том ущербе, который это нанесет России». [ 12 ] Ухтомский считал, что политики экономического проникновения достаточно, чтобы ввести Китайскую империю в сферу влияния России, и, помимо Транссибирской магистрали, Ухтомский спонсировал Китайско-Восточную железную дорогу, которая связала Маньчжурию с Транссибирской магистралью и Русско-Сибирской магистралью. Китайский банк. [ 5 ]
В своих произведениях Ухтомский часто критиковал европейский империализм в Азии, описывая свое отвращение к западному «торговому» колониализму и «коварному» продвижению христианства западными миссионерами, которое, по его мнению, наносило ущерб духовному наследию Азии. [ 13 ] Напротив, он чувствовал, что Россия имеет естественное «внутреннее» единство с Азией, основанное на общих культурных и исторических традициях. [ 13 ] Ухтомский имел неоднозначные взгляды на расу, в первую очередь заключая в кавычки фразы «белая раса» и «желтая раса», что было его способом предположить, что эти категории являются конструкциями, а не отражают реальность. [ 13 ] Ухтомский утверждал, что Россия и Индия имеют общее расовое наследие, утверждая, что русские и индийцы были продуктами слияния арийской и туранской рас, но в своих трудах о Китае и Японии он приводил доводы в пользу общего духовного и исторического наследия. , но никогда не расовый. [ 13 ] Поскольку после 1895 года стало очевидно, что Россия и Япония соперничают за сферы влияния в Маньчжурии и Корее, его сочинения о Японии стали более враждебными, поскольку он писал о «желтой Азии», простирающейся от Японии до Вьетнама, и называл Японцы – «чужая раса». [ 13 ] Русский историк Александр Бух писал о том, что Ухтомский имел «...почти мистическое представление о русской монархии как о почитаемой и уважаемой всеми народами Азии». [ 14 ] Бух отметил, что когда Ухтомский доказывал «идентичность» России и Китая, он всегда противопоставлялся Западу. [ 14 ] С одной стороны, Уктомский утверждал, что именно общее чувство «азиатскости» объединило Россию и Китай в противостоянии Западу, но в то же время он утверждал, что «арийская Россия» была старшим партнером для своего младшего партнера «желтой России». Китай". [ 14 ]
Китай и Транссибирская магистраль
[ редактировать ]В качестве председателя Русско-Китайского банка Ухтомский участвовал в переговорах с китайцами относительно маршрута Транссибирской магистрали и сопровождал китайского государственного деятеля Ли Хунчжана на переговоры в Санкт-Петербурге в 1896 году. [ 15 ] Русские стремились обеспечить проход через Маньчжурию . Ухтомский побывал в 1897 г. к китайскому двору и вручил императору подарки, а также крупные взятки чиновникам; позже он стал председателем Китайско-Восточной железной дороги . [ 15 ]
Когда боксерское восстание в 1900 году вспыхнуло , оно вызвало во всем мире страх перед « желтой угрозой », но Ухтомский воспользовался случаем, чтобы повторить в записке императору Николаю II свои давние убеждения об Азии, утверждая, что боксерское восстание было фундаментально направлено против западных держав, и что, по его мнению, отношения России с Китаем были иными. [ 7 ] Ухтомский заключил: «Для нас в Азии границ в сущности нет и быть не может, кроме безмерного синего моря, свободно плещущегося у своих берегов, столь же необузданного, как дух русского народа». [ 7 ] Ухтомский был отправлен в Пекин, чтобы предложить России поддержку против западных держав, которые могли попытаться воспользоваться ситуацией и вторгнуться в Китай. Когда он прибыл в Шанхай , было уже слишком поздно. Месяцем ранее западные державы сняли осаду Пекина и оккупировали город. Несмотря на предложение представлять китайцев в оккупационных армиях, его отозвали в Санкт-Петербург.
Упадок и наследие
[ редактировать ]
После увольнения своего покровителя Сергея Витте из правительства с 1903 года Ухтомский оказался во все большей изоляции. Он продолжал писать статьи о Востоке еще несколько лет, придерживаясь особенно настойчивой точки зрения, что Россия должна продолжать войну против Японии до тех пор, пока она не добьется полной победы. [ 15 ] Хотя он оставался активным членом востоковедного сообщества Санкт-Петербурга, в основном он занимался редактированием своей газеты, чем и занимался до падения династии Романовых в 1917 году.
Он останется важной общественной фигурой далеко за пределами восточных дел и своих редакторских обязанностей, став нарицательным именем в доме Льва Толстого и через него установив связи с духоборцев лидером Петром Васильевичем Веригиным . Он опубликовал работы своего университетского преподавателя Владимира Соловьева , а после смерти последнего стал одной из ключевых фигур Соловьевского общества, которое, среди прочего, обсуждало необходимость равных прав для репрессированных евреев, армян и духовных христиан , особенно духоборов. .
Он пережил революцию, и, потеряв сына в Первой мировой войне, перед смертью в 1921 году ему пришлось обеспечивать себя и троих внуков, работая в ряде петербургских музеев и библиотек, а также случайными переводческими работами. запомнился своим отчетом о Гранд-туре Николая и своей ролью в продвижении восточных дел в российском обществе в последние годы существования Российской империи, а также своей коллекцией произведений искусства.
Коллекция произведений искусства
[ редактировать ]
Ухтомский также был увлечен восточной культурой и искусством. [ 3 ] Ухтомского сильно привлекало азиатское искусство по эстетическим соображениям, он находил ту красоту, которой он жаждал. [ 5 ] Он был единственной фигурой в российском истеблишменте, провозгласившей себя буддистом. [ 16 ] Во время своих путешествий он собрал большую коллекцию китайского и тибетского искусства, которая в конечном итоге насчитывала более 2000 произведений. [ 3 ] Они были выставлены в Музее Александра III в Москве (ныне Государственный исторический музей ), а также выставлялись на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, за что Ухтомский получил золотую медаль. [ 3 ]
В 1902 году коллекция была передана в Этнографический отдел Русского музея в Петербурге. В 1933 году он был разделен между Эрмитажем , получившим самую большую и лучшую долю, и Музеем истории религии , расположенными в тогдашнем Ленинграде. Доля Эрмитажа остается основой «одной из крупнейших в мире коллекций тибетского искусства ». В отличие от большинства западных музеев, чьи коллекции, как правило, содержат больше предметов из южного и западного Тибета, коллекция Ухтомского больше всего предметов из северного и восточного Тибета, что делает ее особенно ценной. [ 17 ]
Семья
[ редактировать ]Ухтомский женился на Марии Васильевне Васильевой, дочери крестьянина. У них был сын Дий Эсперович Ухтомский (1886–1918), который стал сотрудником Русского музея в 1908 году. Дий Ухтомский женился на княгине Наталье Димитриевой Цертелевой (1892–1942), дочери философа и поэта князя Дмитрия Николаевича Цертелева (30 июня). 1852 — 15 августа 1911) и имел троих детей: Дмитрия, Алексея (1913 — 1954) и Марианну (1917 — 1924). Дмитрий (1912–1993) служил офицером внешней разведки в Иране во время Второй мировой войны, а позже стал известным фотографом и фотожурналистом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лим 2013 , стр. 120.
- ↑ Источником информации о смерти родителей является Патрисия Альдер, прямой потомок, проживающая в Швейцарии. Ее прабабушка была дочерью второй жены Эспера.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ларуэль 2008 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лим 2013 , стр. 123.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лим 2013 , стр. 128.
- ^ Jump up to: а б с д и Ларуэль 2008 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Лим 2013 , стр. 1.
- ^ Nicholas Aleksandrovich to Grand Duchess Ksenia, letter, Nov. 4, 1890, GARF, f. 662, o. 1, d. 186, l. 41.
- ^ Лим 2013 , стр. 126.
- ^ Шиммельпиннинк, с. 49
- ^ Jump up to: а б с д и Ларуэль 2008 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с д Ларуэль 2008 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и Бух 2012 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с Бух 2012 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Пугало Пресс. п. 403 . ISBN 0-8108-4927-5 .
- ^ Джонсон, К. Пол. Посвященные теософских мастеров. (Серия SUNY по западным эзотерическим традициям/Серия Suny по развитию политических партий). СУНИ Пресс, 1995. ISBN 0-7914-2555-X , 978-0-7914-2555-8 стр. 125
- ^ Леонов Г., Ри, Мэрилин и Турман, Роберт (ред.): Мудрость и сострадание: Священное искусство Тибета , стр. 85, 1991, Гарри Н. Абрамс, Нью-Йорк (с 3 учреждениями), ISBN 0810925265
Книги и статьи
[ редактировать ]
- Бух, Александр (2012). «Национальная идентичность и раса в послереволюционной России: путевые заметки Пильняка из Японии и Китая». В Ротеме Каунере и Уолтере Демеле (ред.). Раса и расизм в современной Восточной Азии: западные и восточные конструкции . Лейден: Брилл. стр. 177–198. ISBN 978-9004237292 .
- Ларуэль, Марлен Л. (январь 2008 г.). « Белый царь»: романтический империализм в легитимизации Россией завоевания Дальнего Востока». Акта Славика Японика . 25 (1): 113–134.
- Князь Е. Ухтомский, Путешествие по Востоку Николая II, императора Российского при цесаревиче 1890–1891 , 2 тома, (Лондон, 1896), II.
- Саркисянц Э. А. « Отношение России к Азии в журнале «Русское обозрение», Vol. 13., № 4 (октябрь 1954 г.), стр. 245–254.
- Д. Шиммельпеннинк ван дер Ойе, Навстречу восходящему солнцу: российские идеологии империи и путь к войне с Японией , (Иллинойс, 2001 г.)
- Хамаганова Е.А. Князья Эспер и Дий Ухтомские и их вклад в изучение буддийской культуры (Тибет, Монголия и Россия) // Тибет, прошлое и настоящее. Тибетские исследования. ПИАТЫ. 2000: Материалы девятого семинара международных тибетских исследований. Лейден, 2000. Брилл, Лейден-Бостон-Кельн, 2002, стр. 307–326.
- Лим, Сюзанна Суджон (2013). Китай и Япония в воображении русских, 1685-1922: На край Востока . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0415629218 .