буряты
ᠪᠤᠷᠢᠶᠠᠳ Пожалуйста Бурятский | |
---|---|
Общая численность населения | |
556,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия | 460,053 [2] |
Бурятия | 295,273 |
Иркутская область | 74,746 |
Забайкальский Край | 65,590 |
Монголия | 43,661 [3] |
Китай | 10,000 [4] –70,000 [1] |
Языки | |
Buryat ( L1 ); русский , монгольский | |
Религия | |
буддизм , [5] [6] Православное христианство , [5] Монгольский шаманизм [7] [8] | |
Родственные этнические группы | |
Другие монгольские народы |
Буряты [а] — монгольская этническая группа, проживающая в юго-восточной Сибири, говорящая на бурятском языке . Они являются одной из двух крупнейших групп коренного населения Сибири , второй — якуты . Большинство бурят сегодня проживают на своей титульной родине, в Республике Бурятия , субъекте Российской Федерации , который раскинулся вдоль южного побережья и частично омывает озеро Байкал . Меньшие группы бурятов также населяют Усть-Ордынский Бурятский округ ( Иркутская область ) и Агин-Бурятский округ ( Забайкальский край ), которые находятся к западу и востоку от Бурятии соответственно, а также северо-восточную Монголию и Внутреннюю Монголию, Китай . [5] Они традиционно составляли основную северную подгруппу монголов . [10]
Буряты разделяют многие обычаи с другими монголами, в том числе кочевое скотоводство и возведение юртов в качестве убежища. Сегодня большинство бурят живут в Улан-Удэ и его окрестностях, хотя многие по - прежнему ведут более традиционный образ жизни в сельской местности. Они говорят на центрально -монгольском языке, называемом бурятским . [11] ЮНЕСКО за 2010 год В «Атласе языков мира, находящихся под угрозой» классифицируется бурятский язык как « находящийся под серьезной угрозой исчезновения ». [12]
История
[ редактировать ]Вероятнее всего, предками современных бурят являются байырку и курыканцы, входившие в племенной союз тиеле . Тиле, в свою очередь, происходили из Динглинга . Первые сведения о Динглинге появились в источниках II века до нашей эры. [13] Имя «Бурияд» как одного из лесных людей впервые упоминается в «Сокровенной истории монголов» (вероятно, 1240 г.). [14] В нем говорится, что Джучи , старший сын Чингисхана , двинулся на север, чтобы подчинить бурятов в 1207 году. [15] буряты жили в это время вдоль реки Ангары и ее притоков. Между тем их составная часть — Барга северной Бурятии — появилась как к западу от Байкала, так и в Баргузинской долине . С баргасами также были связаны хори-тумеды вдоль реки Ариг в восточной провинции Хёвсгул и на Ангаре . [16] Восстание Тумад вспыхнуло в 1217 году, когда Чингисхан позволил своему наместнику захватить 30 девушек Тумад. полководец Чингисхана Дорбей Свирепый из дербедов В ответ разбил их. Буряты присоединились к ойратам, бросив вызов имперскому правлению восточных монголов в период Северного Юаня в конце 14 века. [17]
Исторически территории вокруг озера Байкал принадлежали Монголии , буряты подчинялись Тюшит-хану и Сэцен-хану Халха -Монголии . Когда в 1609 году русские проникли в Забайкалье (Восточную Сибирь), казаки обнаружили лишь небольшое ядро племенных групп, говорящих на монгольском диалекте, называемом бурятским, и платящих дань халхе . [18] Однако они были достаточно могущественны, чтобы заставить кетов и самоедов на Кане и эвенков на нижней Ангаре платить дань. говорили на множестве тюрко - тунгусских диалектов. По мнению Боулза, предки большинства современных бурят в то время [19] Однако, по мнению российского исследователя Нанзатова, тунгусские и тюркские группы тогда жили на окраине бурятского ареала. Это были небольшие фрагменты, ассимилированные бурятским населением. [20] Помимо настоящих бурят-монгольских племен ( Булагад , Хори , Эхиред , Хонгудор ), слившихся с бурятами, буряты ассимилировали и другие группы, в том числе некоторые ойраты , халха , тунгусы ( эвенки ) и другие. Хори -барга перекочевали из Баргузина на восток, в земли между Большим Хинганом и Аргунью . Около 1594 года большинство из них бежало обратно в Агу и Нерчинск , чтобы избежать подчинения даурам .
Русские достигли озера Байкал в 1643 году, но буряты оказали сопротивление им и их войскам. Буряты потерпели поражение, хотя несколько раз пытались восстать. Эти восстания были подавлены. [5] Территория и население были формально присоединены к Российскому государству договорами 1689 и 1727 годов, когда территории по обе стороны озера Байкал были отделены от Монголии .
Консолидация современных бурятских племен и групп происходила в условиях Российского государства . С середины 17 века до начала 20 века численность бурятского населения увеличилась с 77 000 человек. [21] (27,700 [22] –60,000 [23] ) до 300 000. Другая оценка быстрого роста числа людей, называющих себя бурятами, основана на названиях клановых списков, платящих дань в виде налога соболиных шкур. Это указывает на то, что население составляло около 77 000 человек в 1640 году, увеличившись до 157 000 в 1823 году и более миллиона к 1950 году. [24]
Исторические корни бурятской культуры связаны с монгольскими народами. После присоединения Бурятии к России она подверглась воздействию двух традиций – буддизма и православия . Буряты к западу от Байкала и Ольхона ( иркутские буряты ) более « русифицированы » и вскоре отказались от кочевничества ради земледелия, тогда как восточные (забайкальские) буряты ближе к Халхе, могут жить в юртах и в основном буддисты. В 1741 году тибетская ветвь буддизма была признана одной из официальных религий в России, и был построен первый бурятский дацан (буддийский монастырь).
Вторая половина 19 — начало 20 вв. — время расцвета бурятской буддийской религии (48 дацанов в Бурятии в 1914 г.). Буддизм стал важным фактором культурного развития Бурятии. Благодаря своим навыкам верховой езды и конного боя многие из них были зачислены в войско амурских казаков . Во время Гражданской войны в России большая часть бурят перешла на сторону белых войск барона Унгерн-Штернберга и атамана Семенова . Они составляли значительную часть сил Унгерна и часто пользовались благосклонным отношением по сравнению с другими этническими группами в армии барона. После революции большинство лам были лояльны Советской власти. В 1925 году началась борьба с религией и духовенством в Бурятии. Дацаны постепенно закрывались, а деятельность духовенства сворачивалась. В результате в конце 1930-х годов буддийское духовенство прекратило свое существование, а тысячи культурных ценностей были уничтожены. Попытки возродить буддизм начались во время Второй мировой войны. и был официально восстановлен в 1946 году. Возрождение буддизма происходит с конца 1980-х годов как важный фактор национальной консолидации.
В 1930-е годы Бурят-Монголия была одним из мест советских исследований, направленных на опровержение нацистских расовых теорий . Помимо прочего, советские врачи изучали «уровень выносливости и утомляемости» русских, бурят-монгольских и русско-бурят-монгольских рабочих, чтобы доказать, что все три группы были одинаково работоспособны. [25]
В 1923 году была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика , в состав которой вошли Байкальская губерния ( Прибайкальская губерния ) с русским населением. Буряты восстали против коммунистического правления и коллективизации своих стад в 1929 году. Восстание было быстро подавлено Красной Армией , потеряв 35 000 бурят. [26] Бурятские беженцы бежали в Монголию и расселились, однако лишь немногие из них присоединились там к Шамбальскому восстанию . В 1937 году, стремясь разогнать бурятство, правительство Сталина выделило ряд уездов ( районов ) из состава Бурят-Монгольской АССР и образовало Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Агин-Бурятский автономный округ ; при этом за бортом остались некоторые районы с бурятским населением. Опасаясь бурятского национализма, Иосиф Сталин убил более 10 000 бурят. [27] Более того, сталинская чистка бурят распространилась на Монголию, известная как инцидент в Л'Хамбе .
В 1958 году из названия республики ( Бурятская АССР ) было убрано название «Монгол». Также примерно в 1958 году монгольская письменность была запрещена и заменена кириллицей . [5] БАССР провозгласила свой суверенитет в 1990 году и приняла название Республика Бурятия в 1992 году. Конституция республики была принята Народным Хуралом в 1994 году, а двусторонний договор с Российской Федерацией был подписан в 1995 году.
В контексте российского вторжения в Украину с 2022 года буряты считаются одной из групп этнических меньшинств России, страдающей от непропорционально большого количества потерь среди российских войск, что усиливает процессы ассимиляции и русификации. [28] [29] [30] [31] Этнические буряты часто идут в армию по финансовым причинам. [30] [32]
- Расселение бурятов в Сибирском федеральном округе (перепись 2010 г.)
- Бурят-Монгольская АССР в 1925 году.
- Бурят-Монгольская АССР в 1929 году.
- Буряты на марке «Народы Советского Союза» 1933 года.
- Бурят-Монгольская АССР в 1989 году.
- Карта автономных территорий Бурятии (до 2008 г.): Республика Бурятия и автономные округа Агинская Бурятия и Усть-Ордынская Бурятия.
Культура и традиции
[ редактировать ]Отношения с природой
[ редактировать ]Бурятская национальная традиция является экологической по своему происхождению, поскольку религиозно-мифологические представления бурятского народа основываются на богословии природы. Окружающая среда традиционно пользовалась глубоким уважением бурятов благодаря кочевому образу жизни и религиозной культуре. Суровые климатические условия региона, в свою очередь, создали хрупкий баланс между людьми, обществом и самой окружающей средой. Это привело к деликатному подходу к природе, ориентированному не на ее покорение, а на гармоничное взаимодействие и равноправное партнерство с ней. Синтез буддизма и традиционных верований, сформировавший систему экологических традиций, стал, таким образом, важнейшим атрибутом бурятской экокультуры. [33]
Родство и брак
[ редактировать ]До прихода русских буряты жили полукочевыми группами, разбросанными по степям . Родство имело огромное значение в бурятском обществе как в духовном, так и в социальном плане. Все буряты вели свою родословную от одного мифического человека, причем конкретный предок варьировался в зависимости от географического региона. [7] Родство также определяло близость, поскольку соседи почти всегда были родственниками. [7] Группы родственников, населявших одни и те же пастбища, организовывались в кланы на основе генеалогии. Хотя коалиции между кланами и возникали, они были нечастыми и часто основывались на более свободной интерпретации родства и отношений. [7]
Брак заключался семьей, иногда в возрасте от одного до двух лет. [34] Уникальным аспектом традиционного бурятского брака был калым - обмен, сочетавший в себе как богатство невесты , так и приданое . [34] Калым предусматривал, что муж обменивал на невесту оговоренное количество голов скота, а семья невесты предоставляла приданое в виде юрты и других необходимых предметов домашнего обихода. [34] период службы невесте Если у мужа не было достаточно скота, устраивался . Полигамия была разрешена, однако только мужчины чрезвычайно богатые могли позволить себе иметь несколько жен. Брачные церемонии включали такие ритуалы, как невеста разжигала огонь в палатке жениха тремя кусками жира и опрыскивала жиром одежду отца жениха. [7]
Приход русских привел к радикальным изменениям в работе системы калыма . Деньги стали важной частью обмена. Со временем цена невесты значительно выросла до такой степени, что «в 1890-х годах выкуп за невесту составлял «400–600 рублей» в дополнение к 86–107 головам скота, тогда как 70 годами ранее только самые богатые западные буряты давали 100 голов. (крупного рогатого скота)». [35] Когда ситуация ухудшилась, многие мужчины заключили многолетние трудовые контракты с богатыми владельцами стад, обещая, что их работодатель поможет им найти жену. [34] Позднее система калыма вышла из моды и была заменена браками, основанными на ухаживании и романтических чувствах.
Религия
[ редактировать ]Религия сегодня в Республике Бурятия в основном разделена на православие, буддизм и нерелигиозность. [36] После советских репрессий шаманизм возродился в сельской местности, однако он все еще невелик. Участники практикуют либо Желтый шаманизм , либо Черный шаманизм , либо их смесь. [37] Точно так же среди бурят возродился буддизм. Растет строительство монастырей, обучение монахов, растет благочестие бурят. [38]
Шаманизм (тенгризм)
[ редактировать ]Буряты традиционно практиковали шаманизм , также называемый тенгрианством , с упором на поклонение природе. Основная концепция бурятского шаманизма — «тройное деление» физического и духовного мира. [8] [7] В мире духов есть три подразделения: тенгери , боксолдой и низшие духи. [7] Эти духи являются верховными правителями человечества, духами простолюдинов и духами рабов соответственно. Параллельно этому существует представление о том, что человек разделен на три части: тело ( бейе ), «дыхание и жизнь» человека и душу. [7] Душа далее делится на три части: первую, вторую и третью. Первая душа содержится внутри всего физического скелета, и ее повреждение наносит ущерб душе. Ритуалы, связанные с принесением в жертву животных, требуют большой осторожности, чтобы не повредить кости, чтобы божество, получившее подношение, не отвергло его. [7] Считается, что вторая душа обладает способностью покидать тело, превращаться в других существ и храниться в органах. Третья душа похожа на вторую, отличаясь лишь тем, что ее уход знаменует собой конец жизни. [7]
Число три и кратные ему глубоко священны для бурятов. Примеры этой нумерологии включают три главных ежегодных жертвоприношения, шаманы, продлевающие жизнь больных на три или девять лет, общее количество тенгери 99 и бесчисленное множество других примеров.
Шаманы делятся на два класса: «большие» шаманы Арктики и «маленькие» шаманы тайги . Шаманы часто связаны с нервными расстройствами, а в некоторых случаях склонны к припадкам. [7] Шаманов также можно разделить на «Белых» шаманов , вызывающих добрых духов, и «Черных» шаманов, вызывающих злых духов. Желтый шаманизм относится к шаманским практикам, на которые сильно повлиял буддизм. Шаманы существуют для того, чтобы лечить, особенно в отношении психологических заболеваний. [39] Бурятский шаманизм не обязательно передается по наследству, и другие члены родственной группы могут получить призвание (однако шаманы ведут учет своего происхождения, и предпочтительнее иметь потомка). [7] Шаманы могли как управлять духами, так и находиться под их контролем.
Между различными традиционными группами существуют различия в верованиях, поэтому не существует единого мнения по верованиям и практикам. Например, западные буряты вдоль реки Куда верят в реинкарнацию третьей души, вероятно, в результате их воздействия буддизма.
буддизм
[ редактировать ]Большинство бурят — последователи буддизма . [5] [6] Буряты обратились в тибетский буддизм в начале XVIII в. под влиянием тибетских и монгольских миссионеров . [5] [6]
Другие религии
[ редактировать ]Незначительное меньшинство бурят приняло христианство . Самая первая православная миссия была основана в Иркутске в 1731 году. Некоторые буряты обратились в христианство из-за материальных стимулов, а другие были обращены насильственно. [5] Несмотря на свое присутствие в этом районе, христианство не воспринимается как «бурятская» религия. [38]
Пропитание
[ редактировать ]Традиционно буряты были полукочевыми скотоводами . Бурятские кочевники пасли стада крупного рогатого скота , овец , коз и верблюдов . [7] Буряты также во многом полагались на местные ресурсы в качестве дополнения к своему рациону. После колонизации Россией скотоводство постепенно сменилось сельским хозяйством. Сегодня буряты в основном аграрии, но большинство жителей сельской местности по-прежнему занимаются животноводством как основным способом выживания.
Буряты, проживающие в Сибири, по-прежнему в значительной степени ориентированы на животноводство из-за краткости вегетационного периода. Они сосредоточены на разведении молочного скота и выращивании ягод, которые составляют большую часть их рациона. Есть также некоторые общины, которые выращивают различные виды деревьев и товарные культуры, такие как пшеница и рожь. [40] На склонах Саян и Алтая существуют общины, образ жизни которых — разведение оленей . [7]
Монгольские буряты также занимаются земледелием, но, как правило, ведут полуоседлый образ жизни. Они строят навесы и заборы, чтобы содержать скот, и используют сено в качестве основного источника пищи для скота. [41] Однако буряты, проживающие в Бурятии, больше ориентированы на сельскохозяйственный аспект земледелия, а не на животноводческий аспект.
Традиционная медицина
[ редактировать ]Бурятская лечебная практика включает в себя народные шаманские традиции и тибето-монгольскую медицину. До принятия буддизма буряты полагались на шаманские ритуалы, чтобы остановить или вылечить боль и болезни, которые, как считалось, были вызваны злыми духами. С обращением в тибетский буддизм буряты включили тибетские медицинские практики в свою практику исцеления. Вскоре были созданы медицинские школы, и буряты, обучавшиеся в них, знакомились с врачебными и рецептурными методами. В этих школах также проводилось обучение лечению и диагностике. Буряты вскоре способствовали расширению тибето-монгольской медицинской литературы. [42]
Традиционная бурятская медицина уделяет особое внимание использованию минеральных и термальных источников для оздоровления. сбалансированное питание (мясо, субпродукты Для лечения болезни рекомендовалось , растения и травы) и правильное питание. Использование трав в лечебных целях было минимальным из-за отсутствия растительности в полупустынях и сухих степях . Однако бурятские знахари считались искусными в заживлении ран, лечении травм головы, акушерстве и вживлении костей . В наше время некоторые практики, заимствованные из бурятской народной медицины, были включены в современную среду. [42]
Кухня
[ редактировать ]Бурятская кухня очень похожа на монгольскую и включает в себя множество блюд, таких как бууз и хуушуур . Молочные продукты являются важной частью кухни, а традиционные блюда зачастую сытны и просты. Большинство основных блюд обычно состоят из мяса, но рыба, такая как омуль , распространена, особенно в районе озера Байкал .
Генетика
[ редактировать ]Гаплогруппы митохондриальной ДНК
[ редактировать ]Буряты имеют разнообразный пул митохондриальной ДНК : около 83,7% (247/295) принадлежат к гаплогруппам восточно-евразийского происхождения или родства и около 16,3% (48/295) принадлежат к гаплогруппам западно-евразийского происхождения или родства. Наиболее распространенными восточноевразийскими гаплогруппами мтДНК среди современных бурятов являются D4 (примерно 29% от общей численности бурятского населения), C (примерно 16,6%) и G2a (примерно 11%). Наиболее распространенными западноевразийскими гаплогруппами мтДНК среди бурятов являются H (около 6,8%) и U (около 5,4%). [43]
Другое исследование мтДНК бурят показывает, что у них есть 24% (6/25) западноевразийских материнских линий. [44]
Гаплогруппы ДНК Y-хромосомы
[ редактировать ]Лелль и др. (2002) протестировали выборку из тринадцати бурятских мужчин, собранных в селе Кушун Нижнеудинского района Иркутской области , представляющих бурятов Саяно-Байкальского нагорья. Y-хромосомы этих лиц были отнесены к следующим гаплогруппам: 6/13 = 46,2% O-M119, 3/13 = 23,1% N-Tat, 2/13 = 15,4% N-DYS7Cdel(xTat), 1/13 = 7,7% С-М48, 1/13 = 7,7% F-M89(xK-M9). [45] В этом образце полностью отсутствует C-M407, зато имеется большая доля O-M119 ; таким образом, он сильно отличается от опубликованных образцов Y-ДНК, собранных у бурят к востоку от озера Байкал.
Деренко и др. (2006) протестировали выборку из 238 бурятских мужчин и обнаружили следующее распределение гаплогрупп Y-ДНК: 4/238 = 1,7% P*-92R7(xQ-DYS199/M3, R1-M173), 2/238 = 0,8% R1* -M173(xR1a-SRY1532b), 5/238 = 2,1% R1a1-M17, 3/238 = 1,3% N*-LLY22g(xTat), 45/238 = 18,9% N3-Tat, 152/238 = 63,9% C- RPS4Y/M130, 4/238 = 1,7% F*-M89(xG-M201, H-M52, I-M170, J-12f2, K-M9), 1/238 = 0,4% G-M201, 1/238 = 0,4% I-M170, 21/238 = 8,8% K*-M9(xL-M20, N-LLY22g, P-92R7). [46] Борис Малярчук, Мирослава Деренко, Галина Денисова и др. (2010) повторно протестировали 217 из этих 238 бурят и обнаружили, что они принадлежали к 148/217 (68,2%) гаплогруппе C-RPS4Y711/M130, включая 117/217 (53,9%) C3d-M407, 18/217 (8,3%) C3∗- M217(xC3a-M93, C3b-P39, C3c-M77, C3d-M407, C3e-P53.1, C3f-P62) и 13/217 (6,0%) C3c-M77. Четырнадцать из 217 бурят (6,5%) имели гаплотипы STR, принадлежащие к «звездному скоплению» в C3*, из чего можно было сделать вывод, что они, скорее всего, принадлежали к C2a1a3-P369/M504. [47]
Карафет и др. (2006) протестировали выборку из 81 бурятского мужчины и обнаружили, что они принадлежали к следующим гаплогруппам Y-ДНК: 45/81 = 55,6% C-M217(xM86), 4/81 = 4,9% C-M86, 1/81 = 1,2% G-M201, 1/81 = 1,2% J-12f2, 2/81 = 2,5% N-P43, 23/81 = 28,4% N-M178, 2/81 = 2,5% O-LINE, 3/81 = 3,7% Р-М207. [48] Карафет и др. (2018) повторно протестировали ту же выборку бурятских мужчин (за исключением одиночки G-M201) и обнаружили, что они принадлежали к следующим гаплогруппам: 4/80 = 5,0% C2a1a2a-M86, 5/80 = 6,3% C2a1a3-P369, 40/ 80 = 50,0% C2b1a1a1a-M407, 1/80 = 1,3% J2a1-P354(xJ2a1a-L27), 2/80 = 2,5% N1a2b1-P63(xP362), 23/80 = 28,8% N1a1a1a1a3a-P89, 2/80 = 2,5% O2a1b-JST002611, 1/80 = 1,3% R2a-M124, 1/80 = 1,3% R1a1a1b1a-Z282, 1/80 = 1,3% R1b1a1b1a1a2-P312(xL21). [49]
Ким и др. (2011) сообщили о следующем распределении гаплогрупп Y-ДНК в выборке «монголов (бурятов)»: [50] 16/36 = 44,44% С2-М217, 1/36 = 2,78% Д1а1а-М15, 1/36 = 2,78% Ф-М89(хК-М9), 9/36 = 25,00% Н-М231, 1/36 = 2,78 % O1b2-SRY465(x47z), 1/36 = 2,78% O2a-M324(xO2a1b-JST002611, O2a2-P201), 6/36 = 16,67% O2a2-P201, 1/36 = 2,78% R-M207. [51]
Харьков и др. (2014) исследовали образцы крови, полученные от 297 этнических бурят, разделенных на восемь географических групп в зависимости от места отбора проб: Окинский район (N = 53) (юго-запад Республики Бурятия, этнотерриториальная группа окских бурят); Джида (N = 31) и Кяхта (N = 27) (юг, этнотерриториальная группа селенгинских бурят); Кижингинский (N = 64) и Еравнинский (N = 30) районы (восток, этнотерриториальная группа хоринских бурят); село Курумкан (N = 23) (север, этнотерриториальная группа баргузинских бурят); Улан-Удэ и Хурамша (30 км западнее Улан-Удэ) (N = 26) (этнотерриториальная группа кударинских бурятов); и с. Агинское (N = 44) (Агин-Бурятский Читинский автономный округ, агинские буряты). Для статистической обработки выборки из Улан-Удэ и села Хурамша были объединены в одну группу, обозначенную как «Улан-Удэ». Авторы обнаружили существенные различия между восточными бурятами (хоринские буряты из Кижинги и Еравнинского районов Бурятии плюс агинские буряты из Агин-Бурятского округа Забайкальского края), южными и центральными бурятами (селенгинские буряты из Джиды и Кяхты плюс кударинские буряты из Улан-Удэ и Хурамша), а также юго-западные и северные буряты (окские буряты Окинского района Бурятии плюс баргузинские буряты из села Курумкан). Аналогично бурятским образцам, исследованным Малярчуком и др. (2010) и Карафет и др. (2018), юго-западные и северные бурятские выборки Харькова и др. (2014) выявили чрезвычайно высокую частоту гаплогруппы C2-M407: 48/76 = 63,2% C3d-M407, 14/76 = 18,4% N1c1-Tat, 4/76 = 5,3% O3a3c*-M134(xM117), 3/ 76 = 3,9% C3*-M217(xM77, M86, M407), 2/76 = 2,6% C3c-M77/M86, 2/76 = 2,6% O3a3c1-M117, 2/76 = 2,6% R1a1a-M17, 1/ 76 = 1,3% N1b-P43. Напротив, восточнобурятские выборки Харькова и др. (2014) продемонстрировали чрезвычайно высокую частоту гаплогруппы N-Tat: 102/138 = 73,9% N1c1-Tat, 19/138 = 13,8% C3d-M407, 5/138 = 3,6% C3c-M77/M86, 4/138 = 2,9% E, 3/138 = 2,2% C3*-M217(xM77, M86, M407), 2/138 = 1,4% R1a1a-M17, 1/138 = 0,7% O3a*-M324(xM7, M134), 1/ 138 = 0,7% О3а3с1-М117, 1/138 = 0,7% R2a-М124. Южные и центральные бурятские выборки Харькова и др. (2014) выявили значительную долю C3*-M217(xM77, M86, M407), что может быть связано с субкладами Y-ДНК, которые часто наблюдались среди монголов в Монголии, а также обнаруживали как N-Tat, так и C-M407. с умеренной частотой: 26/84 = 31,0% N1c1-Tat, 19/84 = 22,6% C3d-M407, 16/84 = 19,0% C3*-M217(xM77, M86, M407), 8/84 = 9,5% R1a1a- М17, 7/84 = 8,3% R2a-M124, 4/84 = 4,8% C3c-M77/M86, 4/84 = 4,8% O3a*-M324(xM7, M134). [52]
Гаплогруппа N-M178 встречается преимущественно у коренных народов северной Евразии (например, якутов , финнов ). Среди бурятов гаплогруппа N-M178 более распространена к востоку ( ср. 50/64 = 78,1% N1c1 в выборке бурят из Кижингинского района , 34/44 = 77,3% N1c1 в выборке бурят из Агинской Бурятии и 18 /30 = 60,0% N1c1 в выборке бурят Еравнинского района , каждый из районов которого расположен на значительном расстоянии к востоку от восточного берега южной половины озера Байкал, против 6/31 = 19,4% N1c1 в выборке бурят из Джидинского района , что немного южнее юго-западной оконечности озера, и 2/23 = 8,7% N1c1 в выборке бурят из Курумканского района , что немного восточнее северо-восточной оконечности озера [52] ), и он в основном принадлежит к субкладу (N-F4205), который достигает максимальной частоты среди бурят, но также встречается у некоторых других монгольских народов , а также в Казахстане, Узбекистане, Турции, Украине и Польше. По оценкам, N-F4205 имеет общего предка с N-B202, который был обнаружен у многих современных жителей Чукотки примерно за 4600 (95% ДИ 3700 <-> 5500) лет назад. [53]
Гаплогруппа C3d (М407) встречается преимущественно у северных и юго-западных бурят, баргутов , хамниганцев , сойотов , казахов-хонгирадов , [54] и дербетские калмыки .
Генетическая история ядерной ДНК
[ редактировать ]Крупномасштабное генетическое исследование, проведенное в 2021 году, показывает, что буряты, как и другие монгольские этнические группы , такие как монголы , имеют почти исключительно восточно-евразийское (связанное с Восточной Азией) генетическое происхождение (от 95% до 98%), что может быть в основном восходит к неолитическим земледельцам проса в Северо-Восточной Азии , а также к палеосибирякам и «фермерам Желтой реки» со всего региона Хуанхэ в Северном Китае . Генетические данные показывают, что предки северо-восточной Азии массово распространились на запад в течение бронзового и железного веков несколькими волнами. Хотя буряты ближе к своим монгольским и тунгусоязычным соседям, среди основных восточноазиатских этнических групп они генетически наиболее близки к корейцам , за ними следуют северные ханьцы , японцы и южные ханьцы , именно в этом порядке, согласно измерениям генетического расстояния FST. . [55]
Подгруппы
[ редактировать ]Согласно мифу о сотворении бурят, существовало 11 бурятских племен или родов. Согласно мифу, все 11 племен — потомки мужчины и загадочного, но красивого существа, которое днем превращается в лебедя, а ночью — в женщину. После того, как они поженились, мужчина попросил ее подарить ему крылья, чтобы она больше не превращалась в лебедя. Однако говорят, что через некоторое время женщина попросила вернуть ей крылья и улетела, чтобы никогда не вернуться. Сегодня существует множество различных бурятских племен или родов.
Основные племена
[ редактировать ]- Булагад – Алагуй , Готол , Шаралдай , Бубай , Хогой , Эрхидей , Холтубай , Онхотой , Буин Халагана Олзой , Бубай , Сойотша , Хурхут , Муруи , Абахут , Хульменге Khurkhut , Soyot, , , Kharanut, Ashabagat, Abaganat, Buzgan, Dalakhai.
- Хонгодор – Ашхай , Ашата , Холшо , Ута-Байма , Даша , Найдар , Нашан , Бадархан , Болдой , Терте , Шошоолог .
- Хорийские буряты – Галзут , Шараит , Хубдуут , Гушит , Хуацай , Харгана , Батанай , Бодонгуут , Худай , Сагаан , Халбин .
- Эхирид – Шоно , Хенгельдер , Абзай , Баяндай , Олзон , Сегенут , Гальзут , Харбят , Хайтал .
- Сартуульские буряты – Хорчин , Хирид , Хатагин , Салджиуд , Батод , Атаган , Хорлид , Онход , Хойт , Урянхай , Хереит .
- Сонгол
Другие племена
[ редактировать ]- Джунгарское происхождение – Галзут , Сегенут , Икинат , Букот , Замот , Хайтал , Зунгар , Хурамша .
- Атаган
- Хамниганские буряты
- час
- Хангин
- Хорчин
Известные люди
[ редактировать ]- Валери Инкижинов , французский актёр.
- Бальжинима Цыремпилов , русский лучник.
- Yuriy Yekhanurov , former Prime Minister of Ukraine
- Агван Доржиев , буддийский монах, наставник Далай -ламы XIII.
- Даши Намдаков , скульптор
- Ирина Пантаева , модель
- Юл Бриннер , актер
- Орора Сатоши , борец сумо.
- Рога Токиёси , борец сумо (наполовину бурят)
- Доржи Банзаров , академик
См. также
[ редактировать ]- Буддизм в России
- Дальневосточная Республика
- Список коренных народов России
- Шаманизм в Сибири.
- Buryat liberation movement
- Buryat genocide
Примечания
[ редактировать ]- ^ / ˈ б ʊ р я æ т s / ; [9] Бурятский : Бурятский , латинизированный: Бурятский ; Монгольский : ᠪᠣᠷᠢᠶᠠᠳ , romanized : Buriad ; Russian : Буряты ; Chinese : 布里亚特人
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Бурятство | Монголия, Сибирь, Шаманизм | Британника» .
- ^ "Национальный состав населения" . Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
- ^ «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЖИЛЬЯ МОНГОЛИИ 2020 ГОДА /сводка/» . Архивировано из оригинала 15 июля 2021 г.
- ^ «Международное радио Китая, 2006» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 19 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 251. ИСБН 1-57958-468-3 .
- ^ Jump up to: а б с Чакарс, Мелисса (ноябрь 2020 г.). Копп, Пол; Ведемейер, Кристиан К. (ред.). «Буддизм и сибирские бурятские летописи: истории возникновения, соперничества и переговоров в Российской империи». История религий . 60 (2). Издательство Чикагского университета для Школы богословия Чикагского университета : 81–102. дои : 10.1086/710574 . JSTOR 00182710 . LCCN 64001081 . OCLC 299661763 . S2CID 229366370 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Крадер, Лоуренс (октябрь 1954 г.). «Бурятская религия и общество». Юго-западный журнал антропологии . 10 (3): 322–351. дои : 10.1086/soutjanth.10.3.3629134 . S2CID 130687667 .
- ^ Jump up to: а б Кихада, Джастин Б.; Грабер, Кэтрин Э.; Стивен, Эрик (2015). «В поисках «своего»: возрождение бурятской культуры через шаманские практики в Улан-Удэ» . Проблемы посткоммунизма . 62 (5): 258–72. дои : 10.1080/10758216.2015.1057040 . S2CID 143106014 .
- ^ Лори Бауэр, 2007, Справочник студента-лингвиста , Эдинбург
- ^ Новая Британская энциклопедия , 15-е издание. (1977). Том. II, с. 396. ISBN 0-85229-315-1 .
- ^ «Неверный идентификатор» . Этнолог.com. Архивировано из оригинала 12 мая 2006 г. Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ «Атлас языков мира ЮНЕСКО в опасности» . www.unesco.org . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Kyzlasov, Leonid (1989). Древняя и средневековая история Южной Сибири (в кратком изложении). Пособие для учителей истории . Abakan. p. 58.
- ^ Эрих Хениш, Тайная история монголов , Лейпциг, 1948, с. 112
- ^ Оуэн Латтимор-Монголы Маньчжурии, с. 165
- ^ CPAtwood, Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , стр. 61
- ^ Д. Сэвэвендорж, Тухухин Хугрелен (Монгольская Шинжлех Ухааны Академия) - Монгольский Ульсын туух: XIV век и XVII век 43
- ^ Университет Питтсбурга. Университетский центр международных исследований Университета Темпл. Российская история: Histoire Russe , с. 464
- ^ Боулз, Гордон Т. (1977). Народ Азии , стр. 278–279. Вайденфельд и Николсон, Лондон. ISBN 0-297-77360-7 .
- ^ Нанзатов Б. Р. (2005). "Этногенез западных бурят (VI - XIX вв.)". Иркутск. Pages 116-117.
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ] Традиционная материальная культура бурятского этноса Предбайкалья. Этногенез и расселение. Средовая культура бурят (Russian)
- ^ «Буряты» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2006 г. Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ П.Б. Абзаев. Буряты на рубеже XX-XXI вв. Численность, состав, занятия (Russian)
- ^ Боулз, Гордон Т. (1977). Народы Азии , с. 279. Вайденфельд и Николсон, Лондон. ISBN 0-297-77360-7 .
- ^ Хирш, Франсин (2002). «Гонка без практики расовой политики». Славянское обозрение . 61 (1): 30–43. дои : 10.2307/2696979 . JSTOR 2696979 . S2CID 147121638 .
- ^ Джеймс Минахан. Энциклопедия народов без гражданства , Том. 2: С–З , с. 345
- ^ Джеймс Стюарт Олсон, Ли Бриганс Паппас, Николас Чарльз Паппас. Этноисторический словарь Российской и Советской империй , с. 125
- ^ Бессонов, Аня (05.10.2022). «Русские этнические меньшинства несут на себе основную тяжесть военной мобилизации России в Украине» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 5 октября 2022 г.
- ^ «Дикие воины Сибири: как этническое меньшинство в России оказалось несправедливо обвинено в самых страшных военных преступлениях на Украине» . Институт разнообразия СМИ . 12 августа 2022 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2022 г. Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Алиде Нейлор (22 сентября 2023 г.). «Российский костер национальностей разжигает пожар на Украине – CEPA» . Центр анализа европейской политики. Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 г. Проверено 12 ноября 2023 г.
...самое большое бремя...имперской экспансионистской войны в подавляющем большинстве легло на порабощённые народы...безусловно, самая высокая доля прибыла из таких мест, как Бурятия в Восточной Сибири...азиатские этнические группы, такие как буряты...риск погибнуть в этой войне в несколько раз больше, чем для этнических русских...Российские власти..применяют интенсивное принуждение..также используя финансовые и другие стимулы...Системная дискриминация коренных народов, таких как буряты..также влияет на их экономическую мобильность...а много общего между тем, как украинцы... и как идентичности... коренные народы были обесценены... после того, как они были завоеваны
- ^ Петкова Мария. « Путин использует этнические меньшинства для борьбы на Украине » . www.aljazeera.com . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ «Республика Бурятия: вторжение в Украину является продолжением внутреннего доминирования России над этническими меньшинствами страны» . Глобальные голоса . 2022-06-30. Архивировано из оригинала 30 июня 2022 г. Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Почувствуйте запах черного лица. Бурятия – символ Евразии в сердце Байкала. Специальный выпуск ООН (журнал)
- ^ Jump up to: а б с д Новый год, Тристра (2009). « Наши первобытные обычаи» и «Господин Калым»: развивающийся бурятский дискурс о выкупе невесты, 1880–1930». Внутренняя Азия . 11 (1): 5–22. дои : 10.1163/000000009793066596 . JSTOR 23614933 .
- ^ Хангалов, М. (1958). Собрание сочинений, разорванное I и II. 1 и 2] . Улан-Удэ. п. 57. ОСЛК 12559746 .
- ^ «Арена: Атлас религий и национальностей России» . Среда . 2012.
- ^ Симамура, Иппей (島村一平) (2014). Искатели корней: шаманизм и этническая принадлежность монгольских бурятов (английское изд.). Иокогама, Канадзава, Япония: Издательство Шумпуша. ISBN 9784861103971 . OCLC 873448431 .
- ^ Jump up to: а б Норвика, Ева; Полеч, Войцех (2019). «Религиозное разнообразие ради этнического единства? : Шаманизм и буддизм в создании бурятской этнической идентичности». Польское социологическое обозрение (206): 237–247 – через ProQuest .
- ^ «Собираемся вместе: встреча бурятских и монгольских целителей в постсоветской реальности» . www.culturalsurvival.org . 26 марта 2010 г. Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Семейные фермерские хозяйства в регионах России, мелкое сельское хозяйство и продовольствие, поддерживающие продовольственную самообеспеченность России: журнал развития малого бизнеса и предпринимательства» . jsbednet.com . Архивировано из оригинала 23 декабря 2019 г. Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ Хюрелбаатар, А. (2000). «Введение в историю и религию бурят-монголов Шэнэхэна в Китае». Внутренняя Азия . 2 (1): 73–116. дои : 10.1163/146481700793647931 . JSTOR 23615472 .
- ^ Jump up to: а б Больсохоева, Наталья (2007). «Школы тибетской медицины района Ага (Читинская область)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 мая 2021 г. Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Деренко, Мирослава; Малярчук Борис; Гжибовский, Томаш; Денисова Галина; Дамбуева Ирина; Перкова, Мария; Доржу, Чодураа; Лузина, Фаина; Ли, Хон Кю; Ванечек, Томас; Виллемс, Ричард; Захаров, Илья (ноябрь 2007 г.). «Филогеографический анализ митохондриальной ДНК в популяциях Северной Азии» . Американский журнал генетики человека . 81 (5): 1025–1041. дои : 10.1086/522933 . ПМК 2265662 . ПМИД 17924343 .
- ^ Стариковская Елена Борисовна; Сукерник, Рем И.; Дербенева Ольга Александровна; Володько Наталья Владимировна; Руис-Песини, Эдуардо; Торрони, Антонио; Браун, Майкл Д.; Лотт, Мари Т.; Хоссейни, Сейед Х.; Хуопонен, Кирси; Уоллес, Дуглас К. (январь 2005 г.). «Разнообразие митохондриальной ДНК у коренных народов южной части Сибири и происхождение гаплогрупп коренных американцев» . Анналы генетики человека . 69 (1): 67–89. дои : 10.1046/j.1529-8817.2003.00127.x . ПМЦ 3905771 . ПМИД 15638829 .
- ^ Лелл, Джеффри Т.; Сукерник, Рем И.; Стариковская Елена Борисовна; Су, Бинг; Джин, Ли; Шурр, Теодор Г.; Андерхилл, Питер А.; Уоллес, Дуглас К. (январь 2002 г.). «Двойное происхождение и сибирское сходство Y-хромосом коренных американцев» . Американский журнал генетики человека . 70 (1): 192–206. дои : 10.1086/338457 . ПМЦ 384887 . ПМИД 11731934 .
- ^ Деренко, Мирослава; Малярчук Борис; Денисова Галина А.; Возняк, Марцин; Дамбуева Ирина; Доржу, Чодураа; Лузина, Фаина; Мишицка-Сливка, Данута; Захаров, Илья (январь 2006 г.). «Контрастные закономерности изменчивости Y-хромосомы в южносибирских популяциях Байкальского и Алтае-Саянского регионов». Генетика человека . 118 (5): 591–604. дои : 10.1007/s00439-005-0076-y . ПМИД 16261343 . S2CID 23011845 .
- ^ Малярчук Борис; Деренко, Мирослава; Денисова Галина; Возняк, Марцин; Гжибовский, Томаш; Дамбуева Ирина; Захаров, Илья (ноябрь 2010 г.). «Филогеография гаплогруппы C Y-хромосомы в Северной Евразии: Филогеография гаплогруппы C Y-хромосомы» . Анналы генетики человека . 74 (6): 539–546. дои : 10.1111/j.1469-1809.2010.00601.x . ПМИД 20726964 . S2CID 40763875 .
- ^ Хаммер, Майкл Ф.; Карафет Татьяна М.; Пак, Хваён; Омото, Кэйичи; Харихара, Синдзи; Стоункинг, Марк; Хорай, Сатоши (январь 2006 г.). «Двойное происхождение японцев: общая основа Y-хромосом охотников-собирателей и фермеров» . Журнал генетики человека . 51 (1): 47–58. дои : 10.1007/s10038-005-0322-0 . ПМИД 16328082 . S2CID 6559289 .
- ^ Карафет Татьяна М.; Осипова Людмила П.; Савина Ольга Владимировна; Холлмарк, Брайан; Хаммер, Майкл Ф. (ноябрь 2018 г.). «Сибирское генетическое разнообразие раскрывает сложное происхождение самодийскоязычного населения» . Американский журнал биологии человека . 30 (6): e23194. дои : 10.1002/ajhb.23194 . ПМИД 30408262 . S2CID 53238849 .
- ^ Ким, В.; Шин, диджей; Харихара, С.; Ким, YJ (март 2000 г.). «Изменения Y-хромосомной ДНК в популяциях Восточной Азии и их потенциал для определения заселения Кореи» . Журнал генетики человека . 45 (2): 76–83. дои : 10.1007/s100380050015 . ПМИД 10721667 . S2CID 1753653 .
- ^ Ким, Сун Хи; Ким, Ки-Чоль; Шин, Донг-Джик; Джин, Хан-Джун; Квак, Кён-Дон; Хан, Мён Су; Сон, Джун-Мён; Ким, Вон; Ким, Ук (2011). «Высокие частоты линий гаплогруппы O2b-SRY465 Y-хромосомы в Корее: генетический взгляд на заселение Кореи» . Исследовательская генетика . 2 (1): 10. дои : 10.1186/2041-2223-2-10 . ПМК 3087676 . ПМИД 21463511 .
- ^ Jump up to: а б Харьков, ВН; Хамина, КВ; Медведева, О.Ф.; Симонова, К.В.; Еремина, скорая помощь; Степанов В.А. (февраль 2014 г.). «Генофонд бурят: клинальная изменчивость и территориальное деление на основе данных маркеров Y-хромосомы». Российский генетический журнал . 50 (2): 180–190. дои : 10.1134/S1022795413110082 . S2CID 15595963 .
- ^ «N-Y16323 YДерево» . www.yfull.com . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ "Аширбеков Е.Е., Ботбаев Д.М., Белкожаев А.М., Абайлдаев А.О., Неупокоева А.С., Мухатаев Ж.Е., Алжанулы Б., Шарафутдинова Д.А., Мукушкина Д.Д., Рахимгожин М.Б., Хансеитова А.К., Лимборска С.А., Айтхожина Н.А. "Распределение гаплогрупп Y-хромосомы Казахи Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областей. « Доклады Национальной академии наук Республики Казахстан , ISSN 2224-5227, Том 6, № 316 (2017), 85 – 95» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2021 г. Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Ван, Чуан-Чао; Да, Хуэй-Юань; Попов, Александр Н.; Чжан, Ху-Цинь; Мацумура, Хирофуми; Сирак, Кендра; Чероне, Оливия; Ковалев, Алексей; Роланд, Надин; Ким, Александр М.; Маллик, Свапан (март 2021 г.). «Геномный взгляд на формирование человеческих популяций в Восточной Азии» . Природа . 591 (7850): 413–419. Бибкод : 2021Natur.591..413W . дои : 10.1038/s41586-021-03336-2 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 7993749 . ПМИД 33618348 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ] этот « Дальнейшая литература раздел Возможно, » нуждается в очистке . ( Август 2022 г. ) |
- Этнические группы — буряты
- Дж. Г. Грюлин, Сибирь.
- Пьер Симон Паллас, Сборники исторических известий о монгольских народах (СПб., 1776–1802).
- М. А. Кастрен, попытка теории бурятского языка (1857 г.).
- Сэр Х. Х. Ховорт, История монголов (1876–1888).
- Фильм «Жемчужина в лесу» (МОЙЛХОН) иллюстрирует высокую цену, которую заплатили буряты в 1930-е годы во время сталинских чисток.
- Мерфи, Дервла (2007) «Сильверленд: зимнее путешествие за Урал», Лондон, Джон Мюррей
- Natalia Zhukovskaia (Ed.) Buryaty. Moskva: Nauka, 2004 (a classic general description).
- Деренко, М.В.; Малярчук Б.А.; Дамбуева, ИК; Шайхаев, Г.О.; Доржу, КМ; Нимаев, Д.Д.; Захаров И.А. (декабрь 2000 г.). «Вариации митохондриальной ДНК в двух популяциях аборигенов Южной Сибири: значение для генетической истории Северной Азии». Биология человека . 72 (6): 945–73. ПМИД 11236866 .
- Anthology of Buryat folklore , Pushkinskiĭ dom, 2000 (CD)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с бурятами, на Викискладе?