Jump to content

буряты

буряты
ᠪᠤᠷᠢᠶᠠᠳ
Пожалуйста
Бурятский
Поединок по бурятской борьбе во время фестиваля Алтаргана.
Общая численность населения
556,000 [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 460,053 [2]
     Бурятия 295,273
     Иркутская область 74,746
     Забайкальский Край 65,590
 Монголия 43,661 [3]
 Китай 10,000 [4] –70,000 [1]
Языки
Buryat ( L1 );
русский , монгольский
Религия
буддизм , [5] [6] Православное христианство , [5] Монгольский шаманизм [7] [8]
Родственные этнические группы
Другие монгольские народы

Буряты [а] монгольская этническая группа, проживающая в юго-восточной Сибири, говорящая на бурятском языке . Они являются одной из двух крупнейших групп коренного населения Сибири , второй — якуты . Большинство бурят сегодня проживают на своей титульной родине, в Республике Бурятия , субъекте Российской Федерации , который раскинулся вдоль южного побережья и частично омывает озеро Байкал . Меньшие группы бурятов также населяют Усть-Ордынский Бурятский округ ( Иркутская область ) и Агин-Бурятский округ ( Забайкальский край ), которые находятся к западу и востоку от Бурятии соответственно, а также северо-восточную Монголию и Внутреннюю Монголию, Китай . [5] Они традиционно составляли основную северную подгруппу монголов . [10]

Буряты разделяют многие обычаи с другими монголами, в том числе кочевое скотоводство и возведение юртов в качестве убежища. Сегодня большинство бурят живут в Улан-Удэ и его окрестностях, хотя многие по - прежнему ведут более традиционный образ жизни в сельской местности. Они говорят на центрально -монгольском языке, называемом бурятским . [11] ЮНЕСКО за 2010 год В «Атласе языков мира, находящихся под угрозой» классифицируется бурятский язык как « находящийся под серьезной угрозой исчезновения ». [12]

Монгольская империя около 1207 г.

Вероятнее всего, предками современных бурят являются байырку и курыканцы, входившие в племенной союз тиеле . Тиле, в свою очередь, происходили из Динглинга . Первые сведения о Динглинге появились в источниках II века до нашей эры. [13] Имя «Бурияд» как одного из лесных людей впервые упоминается в «Сокровенной истории монголов» (вероятно, 1240 г.). [14] В нем говорится, что Джучи , старший сын Чингисхана , двинулся на север, чтобы подчинить бурятов в 1207 году. [15] буряты жили в это время вдоль реки Ангары и ее притоков. Между тем их составная часть — Барга северной Бурятии — появилась как к западу от Байкала, так и в Баргузинской долине . С баргасами также были связаны хори-тумеды вдоль реки Ариг в восточной провинции Хёвсгул и на Ангаре . [16] Восстание Тумад вспыхнуло в 1217 году, когда Чингисхан позволил своему наместнику захватить 30 девушек Тумад. полководец Чингисхана Дорбей Свирепый из дербедов В ответ разбил их. Буряты присоединились к ойратам, бросив вызов имперскому правлению восточных монголов в период Северного Юаня в конце 14 века. [17]

Исторически территории вокруг озера Байкал принадлежали Монголии , буряты подчинялись Тюшит-хану и Сэцен-хану Халха -Монголии . Когда в 1609 году русские проникли в Забайкалье (Восточную Сибирь), казаки обнаружили лишь небольшое ядро ​​племенных групп, говорящих на монгольском диалекте, называемом бурятским, и платящих дань халхе . [18] Однако они были достаточно могущественны, чтобы заставить кетов и самоедов на Кане и эвенков на нижней Ангаре платить дань. говорили на множестве тюрко - тунгусских диалектов. По мнению Боулза, предки большинства современных бурят в то время [19] Однако, по мнению российского исследователя Нанзатова, тунгусские и тюркские группы тогда жили на окраине бурятского ареала. Это были небольшие фрагменты, ассимилированные бурятским населением. [20] Помимо настоящих бурят-монгольских племен ( Булагад , Хори , Эхиред , Хонгудор ), слившихся с бурятами, буряты ассимилировали и другие группы, в том числе некоторые ойраты , халха , тунгусы ( эвенки ) и другие. Хори -барга перекочевали из Баргузина на восток, в земли между Большим Хинганом и Аргунью . Около 1594 года большинство из них бежало обратно в Агу и Нерчинск , чтобы избежать подчинения даурам .

Русские достигли озера Байкал в 1643 году, но буряты оказали сопротивление им и их войскам. Буряты потерпели поражение, хотя несколько раз пытались восстать. Эти восстания были подавлены. [5] Территория и население были формально присоединены к Российскому государству договорами 1689 и 1727 годов, когда территории по обе стороны озера Байкал были отделены от Монголии .

Консолидация современных бурятских племен и групп происходила в условиях Российского государства . С середины 17 века до начала 20 века численность бурятского населения увеличилась с 77 000 человек. [21] (27,700 [22] –60,000 [23] ) до 300 000. Другая оценка быстрого роста числа людей, называющих себя бурятами, основана на названиях клановых списков, платящих дань в виде налога соболиных шкур. Это указывает на то, что население составляло около 77 000 человек в 1640 году, увеличившись до 157 000 в 1823 году и более миллиона к 1950 году. [24]

Исторические корни бурятской культуры связаны с монгольскими народами. После присоединения Бурятии к России она подверглась воздействию двух традиций – буддизма и православия . Буряты к западу от Байкала и Ольхона ( иркутские буряты ) более « русифицированы » и вскоре отказались от кочевничества ради земледелия, тогда как восточные (забайкальские) буряты ближе к Халхе, могут жить в юртах и ​​в основном буддисты. В 1741 году тибетская ветвь буддизма была признана одной из официальных религий в России, и был построен первый бурятский дацан (буддийский монастырь).

Вторая половина 19 — начало 20 вв. — время расцвета бурятской буддийской религии (48 дацанов в Бурятии в 1914 г.). Буддизм стал важным фактором культурного развития Бурятии. Благодаря своим навыкам верховой езды и конного боя многие из них были зачислены в войско амурских казаков . Во время Гражданской войны в России большая часть бурят перешла на сторону белых войск барона Унгерн-Штернберга и атамана Семенова . Они составляли значительную часть сил Унгерна и часто пользовались благосклонным отношением по сравнению с другими этническими группами в армии барона. После революции большинство лам были лояльны Советской власти. В 1925 году началась борьба с религией и духовенством в Бурятии. Дацаны постепенно закрывались, а деятельность духовенства сворачивалась. В результате в конце 1930-х годов буддийское духовенство прекратило свое существование, а тысячи культурных ценностей были уничтожены. Попытки возродить буддизм начались во время Второй мировой войны. и был официально восстановлен в 1946 году. Возрождение буддизма происходит с конца 1980-х годов как важный фактор национальной консолидации.

В 1930-е годы Бурят-Монголия была одним из мест советских исследований, направленных на опровержение нацистских расовых теорий . Помимо прочего, советские врачи изучали «уровень выносливости и утомляемости» русских, бурят-монгольских и русско-бурят-монгольских рабочих, чтобы доказать, что все три группы были одинаково работоспособны. [25]

В 1923 году была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика , в состав которой вошли Байкальская губерния ( Прибайкальская губерния ) с русским населением. Буряты восстали против коммунистического правления и коллективизации своих стад в 1929 году. Восстание было быстро подавлено Красной Армией , потеряв 35 000 бурят. [26] Бурятские беженцы бежали в Монголию и расселились, однако лишь немногие из них присоединились там к Шамбальскому восстанию . В 1937 году, стремясь разогнать бурятство, правительство Сталина выделило ряд уездов ( районов ) из состава Бурят-Монгольской АССР и образовало Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Агин-Бурятский автономный округ ; при этом за бортом остались некоторые районы с бурятским населением. Опасаясь бурятского национализма, Иосиф Сталин убил более 10 000 бурят. [27] Более того, сталинская чистка бурят распространилась на Монголию, известная как инцидент в Л'Хамбе .

В 1958 году из названия республики ( Бурятская АССР ) было убрано название «Монгол». Также примерно в 1958 году монгольская письменность была запрещена и заменена кириллицей . [5] БАССР провозгласила свой суверенитет в 1990 году и приняла название Республика Бурятия в 1992 году. Конституция республики была принята Народным Хуралом в 1994 году, а двусторонний договор с Российской Федерацией был подписан в 1995 году.

В контексте российского вторжения в Украину с 2022 года буряты считаются одной из групп этнических меньшинств России, страдающей от непропорционально большого количества потерь среди российских войск, что усиливает процессы ассимиляции и русификации. [28] [29] [30] [31] Этнические буряты часто идут в армию по финансовым причинам. [30] [32]

Культура и традиции

[ редактировать ]
Двое мужчин из Бурятии несут груз на шесте между плечами
Традиционная деревянная хижина Бурятии.
Traditional Buryat dress

Отношения с природой

[ редактировать ]

Бурятская национальная традиция является экологической по своему происхождению, поскольку религиозно-мифологические представления бурятского народа основываются на богословии природы. Окружающая среда традиционно пользовалась глубоким уважением бурятов благодаря кочевому образу жизни и религиозной культуре. Суровые климатические условия региона, в свою очередь, создали хрупкий баланс между людьми, обществом и самой окружающей средой. Это привело к деликатному подходу к природе, ориентированному не на ее покорение, а на гармоничное взаимодействие и равноправное партнерство с ней. Синтез буддизма и традиционных верований, сформировавший систему экологических традиций, стал, таким образом, важнейшим атрибутом бурятской экокультуры. [33]

Родство и брак

[ редактировать ]

До прихода русских буряты жили полукочевыми группами, разбросанными по степям . Родство имело огромное значение в бурятском обществе как в духовном, так и в социальном плане. Все буряты вели свою родословную от одного мифического человека, причем конкретный предок варьировался в зависимости от географического региона. [7] Родство также определяло близость, поскольку соседи почти всегда были родственниками. [7] Группы родственников, населявших одни и те же пастбища, организовывались в кланы на основе генеалогии. Хотя коалиции между кланами и возникали, они были нечастыми и часто основывались на более свободной интерпретации родства и отношений. [7]

Брак заключался семьей, иногда в возрасте от одного до двух лет. [34] Уникальным аспектом традиционного бурятского брака был калым - обмен, сочетавший в себе как богатство невесты , так и приданое . [34] Калым предусматривал, что муж обменивал на невесту оговоренное количество голов скота, а семья невесты предоставляла приданое в виде юрты и других необходимых предметов домашнего обихода. [34] период службы невесте Если у мужа не было достаточно скота, устраивался . Полигамия была разрешена, однако только мужчины чрезвычайно богатые могли позволить себе иметь несколько жен. Брачные церемонии включали такие ритуалы, как невеста разжигала огонь в палатке жениха тремя кусками жира и опрыскивала жиром одежду отца жениха. [7]

Приход русских привел к радикальным изменениям в работе системы калыма . Деньги стали важной частью обмена. Со временем цена невесты значительно выросла до такой степени, что «в 1890-х годах выкуп за невесту составлял «400–600 рублей» в дополнение к 86–107 головам скота, тогда как 70 годами ранее только самые богатые западные буряты давали 100 голов. (крупного рогатого скота)». [35] Когда ситуация ухудшилась, многие мужчины заключили многолетние трудовые контракты с богатыми владельцами стад, обещая, что их работодатель поможет им найти жену. [34] Позднее система калыма вышла из моды и была заменена браками, основанными на ухаживании и романтических чувствах.

Религия сегодня в Республике Бурятия в основном разделена на православие, буддизм и нерелигиозность. [36] После советских репрессий шаманизм возродился в сельской местности, однако он все еще невелик. Участники практикуют либо Желтый шаманизм , либо Черный шаманизм , либо их смесь. [37] Точно так же среди бурят возродился буддизм. Растет строительство монастырей, обучение монахов, растет благочестие бурят. [38]

Шаманизм (тенгризм)

[ редактировать ]
Бурятский шаман Ольхона . , озеро Байкал

Буряты традиционно практиковали шаманизм , также называемый тенгрианством , с упором на поклонение природе. Основная концепция бурятского шаманизма — «тройное деление» физического и духовного мира. [8] [7] В мире духов есть три подразделения: тенгери , боксолдой и низшие духи. [7] Эти духи являются верховными правителями человечества, духами простолюдинов и духами рабов соответственно. Параллельно этому существует представление о том, что человек разделен на три части: тело ( бейе ), «дыхание и жизнь» человека и душу. [7] Душа далее делится на три части: первую, вторую и третью. Первая душа содержится внутри всего физического скелета, и ее повреждение наносит ущерб душе. Ритуалы, связанные с принесением в жертву животных, требуют большой осторожности, чтобы не повредить кости, чтобы божество, получившее подношение, не отвергло его. [7] Считается, что вторая душа обладает способностью покидать тело, превращаться в других существ и храниться в органах. Третья душа похожа на вторую, отличаясь лишь тем, что ее уход знаменует собой конец жизни. [7]

Число три и кратные ему глубоко священны для бурятов. Примеры этой нумерологии включают три главных ежегодных жертвоприношения, шаманы, продлевающие жизнь больных на три или девять лет, общее количество тенгери 99 и бесчисленное множество других примеров.

Шаманы делятся на два класса: «большие» шаманы Арктики и «маленькие» шаманы тайги . Шаманы часто связаны с нервными расстройствами, а в некоторых случаях склонны к припадкам. [7] Шаманов также можно разделить на «Белых» шаманов , вызывающих добрых духов, и «Черных» шаманов, вызывающих злых духов. Желтый шаманизм относится к шаманским практикам, на которые сильно повлиял буддизм. Шаманы существуют для того, чтобы лечить, особенно в отношении психологических заболеваний. [39] Бурятский шаманизм не обязательно передается по наследству, и другие члены родственной группы могут получить призвание (однако шаманы ведут учет своего происхождения, и предпочтительнее иметь потомка). [7] Шаманы могли как управлять духами, так и находиться под их контролем.

Между различными традиционными группами существуют различия в верованиях, поэтому не существует единого мнения по верованиям и практикам. Например, западные буряты вдоль реки Куда верят в реинкарнацию третьей души, вероятно, в результате их воздействия буддизма.

Иволгинский дацан — монастырский комплекс, состоящий из семи буддийских храмов.

Большинство бурят — последователи буддизма . [5] [6] Буряты обратились в тибетский буддизм в начале XVIII в. под влиянием тибетских и монгольских миссионеров . [5] [6]

Другие религии

[ редактировать ]

Незначительное меньшинство бурят приняло христианство . Самая первая православная миссия была основана в Иркутске в 1731 году. Некоторые буряты обратились в христианство из-за материальных стимулов, а другие были обращены насильственно. [5] Несмотря на свое присутствие в этом районе, христианство не воспринимается как «бурятская» религия. [38]

Пропитание

[ редактировать ]

Традиционно буряты были полукочевыми скотоводами . Бурятские кочевники пасли стада крупного рогатого скота , овец , коз и верблюдов . [7] Буряты также во многом полагались на местные ресурсы в качестве дополнения к своему рациону. После колонизации Россией скотоводство постепенно сменилось сельским хозяйством. Сегодня буряты в основном аграрии, но большинство жителей сельской местности по-прежнему занимаются животноводством как основным способом выживания.

Буряты, проживающие в Сибири, по-прежнему в значительной степени ориентированы на животноводство из-за краткости вегетационного периода. Они сосредоточены на разведении молочного скота и выращивании ягод, которые составляют большую часть их рациона. Есть также некоторые общины, которые выращивают различные виды деревьев и товарные культуры, такие как пшеница и рожь. [40] На склонах Саян и Алтая существуют общины, образ жизни которых — разведение оленей . [7]

Монгольские буряты также занимаются земледелием, но, как правило, ведут полуоседлый образ жизни. Они строят навесы и заборы, чтобы содержать скот, и используют сено в качестве основного источника пищи для скота. [41] Однако буряты, проживающие в Бурятии, больше ориентированы на сельскохозяйственный аспект земледелия, а не на животноводческий аспект.

Традиционная медицина

[ редактировать ]

Бурятская лечебная практика включает в себя народные шаманские традиции и тибето-монгольскую медицину. До принятия буддизма буряты полагались на шаманские ритуалы, чтобы остановить или вылечить боль и болезни, которые, как считалось, были вызваны злыми духами. С обращением в тибетский буддизм буряты включили тибетские медицинские практики в свою практику исцеления. Вскоре были созданы медицинские школы, и буряты, обучавшиеся в них, знакомились с врачебными и рецептурными методами. В этих школах также проводилось обучение лечению и диагностике. Буряты вскоре способствовали расширению тибето-монгольской медицинской литературы. [42]

Традиционная бурятская медицина уделяет особое внимание использованию минеральных и термальных источников для оздоровления. сбалансированное питание (мясо, субпродукты Для лечения болезни рекомендовалось , растения и травы) и правильное питание. Использование трав в лечебных целях было минимальным из-за отсутствия растительности в полупустынях и сухих степях . Однако бурятские знахари считались искусными в заживлении ран, лечении травм головы, акушерстве и вживлении костей . В наше время некоторые практики, заимствованные из бурятской народной медицины, были включены в современную среду. [42]

Бууз , приготовленные на пару пельмени, пожалуй, самое знаковое блюдо бурятской кухни.

Бурятская кухня очень похожа на монгольскую и включает в себя множество блюд, таких как бууз и хуушуур . Молочные продукты являются важной частью кухни, а традиционные блюда зачастую сытны и просты. Большинство основных блюд обычно состоят из мяса, но рыба, такая как омуль , распространена, особенно в районе озера Байкал .

Генетика

[ редактировать ]

Гаплогруппы митохондриальной ДНК

[ редактировать ]

Буряты имеют разнообразный пул митохондриальной ДНК : около 83,7% (247/295) принадлежат к гаплогруппам восточно-евразийского происхождения или родства и около 16,3% (48/295) принадлежат к гаплогруппам западно-евразийского происхождения или родства. Наиболее распространенными восточноевразийскими гаплогруппами мтДНК среди современных бурятов являются D4 (примерно 29% от общей численности бурятского населения), C (примерно 16,6%) и G2a (примерно 11%). Наиболее распространенными западноевразийскими гаплогруппами мтДНК среди бурятов являются H (около 6,8%) и U (около 5,4%). [43]

Другое исследование мтДНК бурят показывает, что у них есть 24% (6/25) западноевразийских материнских линий. [44]

Гаплогруппы ДНК Y-хромосомы

[ редактировать ]

Лелль и др. (2002) протестировали выборку из тринадцати бурятских мужчин, собранных в селе Кушун Нижнеудинского района Иркутской области , представляющих бурятов Саяно-Байкальского нагорья. Y-хромосомы этих лиц были отнесены к следующим гаплогруппам: 6/13 = 46,2% O-M119, 3/13 = 23,1% N-Tat, 2/13 = 15,4% N-DYS7Cdel(xTat), 1/13 = 7,7% С-М48, 1/13 = 7,7% F-M89(xK-M9). [45] В этом образце полностью отсутствует C-M407, зато имеется большая доля O-M119 ; таким образом, он сильно отличается от опубликованных образцов Y-ДНК, собранных у бурят к востоку от озера Байкал.

Деренко и др. (2006) протестировали выборку из 238 бурятских мужчин и обнаружили следующее распределение гаплогрупп Y-ДНК: 4/238 = 1,7% P*-92R7(xQ-DYS199/M3, R1-M173), 2/238 = 0,8% R1* -M173(xR1a-SRY1532b), 5/238 = 2,1% R1a1-M17, 3/238 = 1,3% N*-LLY22g(xTat), 45/238 = 18,9% N3-Tat, 152/238 = 63,9% C- RPS4Y/M130, 4/238 = 1,7% F*-M89(xG-M201, H-M52, I-M170, J-12f2, K-M9), 1/238 = 0,4% G-M201, 1/238 = 0,4% I-M170, 21/238 = 8,8% K*-M9(xL-M20, N-LLY22g, P-92R7). [46] Борис Малярчук, Мирослава Деренко, Галина Денисова и др. (2010) повторно протестировали 217 из этих 238 бурят и обнаружили, что они принадлежали к 148/217 (68,2%) гаплогруппе C-RPS4Y711/M130, включая 117/217 (53,9%) C3d-M407, 18/217 (8,3%) C3∗- M217(xC3a-M93, C3b-P39, C3c-M77, C3d-M407, C3e-P53.1, C3f-P62) и 13/217 (6,0%) C3c-M77. Четырнадцать из 217 бурят (6,5%) имели гаплотипы STR, принадлежащие к «звездному скоплению» в C3*, из чего можно было сделать вывод, что они, скорее всего, принадлежали к C2a1a3-P369/M504. [47]

Карафет и др. (2006) протестировали выборку из 81 бурятского мужчины и обнаружили, что они принадлежали к следующим гаплогруппам Y-ДНК: 45/81 = 55,6% C-M217(xM86), 4/81 = 4,9% C-M86, 1/81 = 1,2% G-M201, 1/81 = 1,2% J-12f2, 2/81 = 2,5% N-P43, 23/81 = 28,4% N-M178, 2/81 = 2,5% O-LINE, 3/81 = 3,7% Р-М207. [48] Карафет и др. (2018) повторно протестировали ту же выборку бурятских мужчин (за исключением одиночки G-M201) и обнаружили, что они принадлежали к следующим гаплогруппам: 4/80 = 5,0% C2a1a2a-M86, 5/80 = 6,3% C2a1a3-P369, 40/ 80 = 50,0% C2b1a1a1a-M407, 1/80 = 1,3% J2a1-P354(xJ2a1a-L27), 2/80 = 2,5% N1a2b1-P63(xP362), 23/80 = 28,8% N1a1a1a1a3a-P89, 2/80 = 2,5% O2a1b-JST002611, 1/80 = 1,3% R2a-M124, 1/80 = 1,3% R1a1a1b1a-Z282, 1/80 = 1,3% R1b1a1b1a1a2-P312(xL21). [49]

Ким и др. (2011) сообщили о следующем распределении гаплогрупп Y-ДНК в выборке «монголов (бурятов)»: [50] 16/36 = 44,44% С2-М217, 1/36 = 2,78% Д1а1а-М15, 1/36 = 2,78% Ф-М89(хК-М9), 9/36 = 25,00% Н-М231, 1/36 = 2,78 % O1b2-SRY465(x47z), 1/36 = 2,78% O2a-M324(xO2a1b-JST002611, O2a2-P201), 6/36 = 16,67% O2a2-P201, 1/36 = 2,78% R-M207. [51]

Buryat women

Харьков и др. (2014) исследовали образцы крови, полученные от 297 этнических бурят, разделенных на восемь географических групп в зависимости от места отбора проб: Окинский район (N = 53) (юго-запад Республики Бурятия, этнотерриториальная группа окских бурят); Джида (N = 31) и Кяхта (N = 27) (юг, этнотерриториальная группа селенгинских бурят); Кижингинский (N = 64) и Еравнинский (N = 30) районы (восток, этнотерриториальная группа хоринских бурят); село Курумкан (N = 23) (север, этнотерриториальная группа баргузинских бурят); Улан-Удэ и Хурамша (30 км западнее Улан-Удэ) (N = 26) (этнотерриториальная группа кударинских бурятов); и с. Агинское (N = 44) (Агин-Бурятский Читинский автономный округ, агинские буряты). Для статистической обработки выборки из Улан-Удэ и села Хурамша были объединены в одну группу, обозначенную как «Улан-Удэ». Авторы обнаружили существенные различия между восточными бурятами (хоринские буряты из Кижинги и Еравнинского районов Бурятии плюс агинские буряты из Агин-Бурятского округа Забайкальского края), южными и центральными бурятами (селенгинские буряты из Джиды и Кяхты плюс кударинские буряты из Улан-Удэ и Хурамша), а также юго-западные и северные буряты (окские буряты Окинского района Бурятии плюс баргузинские буряты из села Курумкан). Аналогично бурятским образцам, исследованным Малярчуком и др. (2010) и Карафет и др. (2018), юго-западные и северные бурятские выборки Харькова и др. (2014) выявили чрезвычайно высокую частоту гаплогруппы C2-M407: 48/76 = 63,2% C3d-M407, 14/76 = 18,4% N1c1-Tat, 4/76 = 5,3% O3a3c*-M134(xM117), 3/ 76 = 3,9% C3*-M217(xM77, M86, M407), 2/76 = 2,6% C3c-M77/M86, 2/76 = 2,6% O3a3c1-M117, 2/76 = 2,6% R1a1a-M17, 1/ 76 = 1,3% N1b-P43. Напротив, восточнобурятские выборки Харькова и др. (2014) продемонстрировали чрезвычайно высокую частоту гаплогруппы N-Tat: 102/138 = 73,9% N1c1-Tat, 19/138 = 13,8% C3d-M407, 5/138 = 3,6% C3c-M77/M86, 4/138 = 2,9% E, 3/138 = 2,2% C3*-M217(xM77, M86, M407), 2/138 = 1,4% R1a1a-M17, 1/138 = 0,7% O3a*-M324(xM7, M134), 1/ 138 = 0,7% О3а3с1-М117, 1/138 = 0,7% R2a-М124. Южные и центральные бурятские выборки Харькова и др. (2014) выявили значительную долю C3*-M217(xM77, M86, M407), что может быть связано с субкладами Y-ДНК, которые часто наблюдались среди монголов в Монголии, а также обнаруживали как N-Tat, так и C-M407. с умеренной частотой: 26/84 = 31,0% N1c1-Tat, 19/84 = 22,6% C3d-M407, 16/84 = 19,0% C3*-M217(xM77, M86, M407), 8/84 = 9,5% R1a1a- М17, 7/84 = 8,3% R2a-M124, 4/84 = 4,8% C3c-M77/M86, 4/84 = 4,8% O3a*-M324(xM7, M134). [52]

Гаплогруппа N-M178 встречается преимущественно у коренных народов северной Евразии (например, якутов , финнов ). Среди бурятов гаплогруппа N-M178 более распространена к востоку ( ср. 50/64 = 78,1% N1c1 в выборке бурят из Кижингинского района , 34/44 = 77,3% N1c1 в выборке бурят из Агинской Бурятии и 18 /30 = 60,0% N1c1 в выборке бурят Еравнинского района , каждый из районов которого расположен на значительном расстоянии к востоку от восточного берега южной половины озера Байкал, против 6/31 = 19,4% N1c1 в выборке бурят из Джидинского района , что немного южнее юго-западной оконечности озера, и 2/23 = 8,7% N1c1 в выборке бурят из Курумканского района , что немного восточнее северо-восточной оконечности озера [52] ), и он в основном принадлежит к субкладу (N-F4205), который достигает максимальной частоты среди бурят, но также встречается у некоторых других монгольских народов , а также в Казахстане, Узбекистане, Турции, Украине и Польше. По оценкам, N-F4205 имеет общего предка с N-B202, который был обнаружен у многих современных жителей Чукотки примерно за 4600 (95% ДИ 3700 <-> 5500) лет назад. [53]

Гаплогруппа C3d (М407) встречается преимущественно у северных и юго-западных бурят, баргутов , хамниганцев , сойотов , казахов-хонгирадов , [54] и дербетские калмыки .

Генетическая история ядерной ДНК

[ редактировать ]

Крупномасштабное генетическое исследование, проведенное в 2021 году, показывает, что буряты, как и другие монгольские этнические группы , такие как монголы , имеют почти исключительно восточно-евразийское (связанное с Восточной Азией) генетическое происхождение (от 95% до 98%), что может быть в основном восходит к неолитическим земледельцам проса в Северо-Восточной Азии , а также к палеосибирякам и «фермерам Желтой реки» со всего региона Хуанхэ в Северном Китае . Генетические данные показывают, что предки северо-восточной Азии массово распространились на запад в течение бронзового и железного веков несколькими волнами. Хотя буряты ближе к своим монгольским и тунгусоязычным соседям, среди основных восточноазиатских этнических групп они генетически наиболее близки к корейцам , за ними следуют северные ханьцы , японцы и южные ханьцы , именно в этом порядке, согласно измерениям генетического расстояния FST. . [55]

Подгруппы

[ редактировать ]
Монгольские государства в 14-17 веках.

Согласно мифу о сотворении бурят, существовало 11 бурятских племен или родов. Согласно мифу, все 11 племен — потомки мужчины и загадочного, но красивого существа, которое днем ​​превращается в лебедя, а ночью — в женщину. После того, как они поженились, мужчина попросил ее подарить ему крылья, чтобы она больше не превращалась в лебедя. Однако говорят, что через некоторое время женщина попросила вернуть ей крылья и улетела, чтобы никогда не вернуться. Сегодня существует множество различных бурятских племен или родов.

Основные племена

[ редактировать ]

Другие племена

[ редактировать ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ / ˈ б ʊ р я æ т s / ; [9] Бурятский : Бурятский , латинизированный: Бурятский ; Монгольский : ᠪᠣᠷᠢᠶᠠᠳ , romanized Buriad ; Russian : Буряты ; Chinese : 布里亚特人
  1. ^ Jump up to: а б «Бурятство | Монголия, Сибирь, Шаманизм | Британника» .
  2. ^ "Национальный состав населения" . Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
  3. ^ «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЖИЛЬЯ МОНГОЛИИ 2020 ГОДА /сводка/» . Архивировано из оригинала 15 июля 2021 г.
  4. ^ «Международное радио Китая, 2006» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 19 января 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 251. ИСБН  1-57958-468-3 .
  6. ^ Jump up to: а б с Чакарс, Мелисса (ноябрь 2020 г.). Копп, Пол; Ведемейер, Кристиан К. (ред.). «Буддизм и сибирские бурятские летописи: истории возникновения, соперничества и переговоров в Российской империи». История религий . 60 (2). Издательство Чикагского университета для Школы богословия Чикагского университета : 81–102. дои : 10.1086/710574 . JSTOR   00182710 . LCCN   64001081 . OCLC   299661763 . S2CID   229366370 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Крадер, Лоуренс (октябрь 1954 г.). «Бурятская религия и общество». Юго-западный журнал антропологии . 10 (3): 322–351. дои : 10.1086/soutjanth.10.3.3629134 . S2CID   130687667 .
  8. ^ Jump up to: а б Кихада, Джастин Б.; Грабер, Кэтрин Э.; Стивен, Эрик (2015). «В поисках «своего»: возрождение бурятской культуры через шаманские практики в Улан-Удэ» . Проблемы посткоммунизма . 62 (5): 258–72. дои : 10.1080/10758216.2015.1057040 . S2CID   143106014 .
  9. ^ Лори Бауэр, 2007, Справочник студента-лингвиста , Эдинбург
  10. ^ Новая Британская энциклопедия , 15-е издание. (1977). Том. II, с. 396. ISBN   0-85229-315-1 .
  11. ^ «Неверный идентификатор» . Этнолог.com. Архивировано из оригинала 12 мая 2006 г. Проверено 13 августа 2012 г.
  12. ^ «Атлас языков мира ЮНЕСКО в опасности» . www.unesco.org . Проверено 19 апреля 2019 г.
  13. ^ Kyzlasov, Leonid (1989). Древняя и средневековая история Южной Сибири (в кратком изложении). Пособие для учителей истории . Abakan. p. 58.
  14. ^ Эрих Хениш, Тайная история монголов , Лейпциг, 1948, с. 112
  15. ^ Оуэн Латтимор-Монголы Маньчжурии, с. 165
  16. ^ CPAtwood, Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , стр. 61
  17. ^ Д. Сэвэвендорж, Тухухин Хугрелен (Монгольская Шинжлех Ухааны Академия) - Монгольский Ульсын туух: XIV век и XVII век 43
  18. ^ Университет Питтсбурга. Университетский центр международных исследований Университета Темпл. Российская история: Histoire Russe , с. 464
  19. ^ Боулз, Гордон Т. (1977). Народ Азии , стр. 278–279. Вайденфельд и Николсон, Лондон. ISBN   0-297-77360-7 .
  20. ^ Нанзатов Б. Р. (2005). "Этногенез западных бурят (VI - XIX вв.)". Иркутск. Pages 116-117.
  21. ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ] Традиционная материальная культура бурятского этноса Предбайкалья. Этногенез и расселение. Средовая культура бурят (Russian)
  22. ^ «Буряты» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2006 г. Проверено 17 июля 2022 г.
  23. ^ П.Б. Абзаев. Буряты на рубеже XX-XXI вв. Численность, состав, занятия (Russian)
  24. ^ Боулз, Гордон Т. (1977). Народы Азии , с. 279. Вайденфельд и Николсон, Лондон. ISBN   0-297-77360-7 .
  25. ^ Хирш, Франсин (2002). «Гонка без практики расовой политики». Славянское обозрение . 61 (1): 30–43. дои : 10.2307/2696979 . JSTOR   2696979 . S2CID   147121638 .
  26. ^ Джеймс Минахан. Энциклопедия народов без гражданства , Том. 2: С–З , с. 345
  27. ^ Джеймс Стюарт Олсон, Ли Бриганс Паппас, Николас Чарльз Паппас. Этноисторический словарь Российской и Советской империй , с. 125
  28. ^ Бессонов, Аня (05.10.2022). «Русские этнические меньшинства несут на себе основную тяжесть военной мобилизации России в Украине» . Новости ЦБК . Архивировано из оригинала 5 октября 2022 г.
  29. ^ «Дикие воины Сибири: как этническое меньшинство в России оказалось несправедливо обвинено в самых страшных военных преступлениях на Украине» . Институт разнообразия СМИ . 12 августа 2022 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2022 г. Проверено 10 июня 2023 г.
  30. ^ Jump up to: а б Алиде Нейлор (22 сентября 2023 г.). «Российский костер национальностей разжигает пожар на Украине – CEPA» . Центр анализа европейской политики. Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 г. Проверено 12 ноября 2023 г. ...самое большое бремя...имперской экспансионистской войны в подавляющем большинстве легло на порабощённые народы...безусловно, самая высокая доля прибыла из таких мест, как Бурятия в Восточной Сибири...азиатские этнические группы, такие как буряты...риск погибнуть в этой войне в несколько раз больше, чем для этнических русских...Российские власти..применяют интенсивное принуждение..также используя финансовые и другие стимулы...Системная дискриминация коренных народов, таких как буряты..также влияет на их экономическую мобильность...а много общего между тем, как украинцы... и как идентичности... коренные народы были обесценены... после того, как они были завоеваны
  31. ^ Петкова Мария. « Путин использует этнические меньшинства для борьбы на Украине » . www.aljazeera.com . Проверено 10 июня 2023 г.
  32. ^ «Республика Бурятия: вторжение в Украину является продолжением внутреннего доминирования России над этническими меньшинствами страны» . Глобальные голоса . 2022-06-30. Архивировано из оригинала 30 июня 2022 г. Проверено 10 июня 2023 г.
  33. ^ Почувствуйте запах черного лица. Бурятия – символ Евразии в сердце Байкала. Специальный выпуск ООН (журнал)
  34. ^ Jump up to: а б с д Новый год, Тристра (2009). « Наши первобытные обычаи» и «Господин Калым»: развивающийся бурятский дискурс о выкупе невесты, 1880–1930». Внутренняя Азия . 11 (1): 5–22. дои : 10.1163/000000009793066596 . JSTOR   23614933 .
  35. ^ Хангалов, М. (1958). Собрание сочинений, разорванное I и II. 1 и 2] . Улан-Удэ. п. 57. ОСЛК   12559746 .
  36. ^ «Арена: Атлас религий и национальностей России» . Среда . 2012.
  37. ^ Симамура, Иппей (島村一平) (2014). Искатели корней: шаманизм и этническая принадлежность монгольских бурятов (английское изд.). Иокогама, Канадзава, Япония: Издательство Шумпуша. ISBN  9784861103971 . OCLC   873448431 .
  38. ^ Jump up to: а б Норвика, Ева; Полеч, Войцех (2019). «Религиозное разнообразие ради этнического единства? : Шаманизм и буддизм в создании бурятской этнической идентичности». Польское социологическое обозрение (206): 237–247 – через ProQuest .
  39. ^ «Собираемся вместе: встреча бурятских и монгольских целителей в постсоветской реальности» . www.culturalsurvival.org . 26 марта 2010 г. Проверено 19 апреля 2019 г.
  40. ^ «Семейные фермерские хозяйства в регионах России, мелкое сельское хозяйство и продовольствие, поддерживающие продовольственную самообеспеченность России: журнал развития малого бизнеса и предпринимательства» . jsbednet.com . Архивировано из оригинала 23 декабря 2019 г. Проверено 15 октября 2019 г.
  41. ^ Хюрелбаатар, А. (2000). «Введение в историю и религию бурят-монголов Шэнэхэна в Китае». Внутренняя Азия . 2 (1): 73–116. дои : 10.1163/146481700793647931 . JSTOR   23615472 .
  42. ^ Jump up to: а б Больсохоева, Наталья (2007). «Школы тибетской медицины района Ага (Читинская область)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 мая 2021 г. Проверено 15 мая 2021 г.
  43. ^ Деренко, Мирослава; Малярчук Борис; Гжибовский, Томаш; Денисова Галина; Дамбуева Ирина; Перкова, Мария; Доржу, Чодураа; Лузина, Фаина; Ли, Хон Кю; Ванечек, Томас; Виллемс, Ричард; Захаров, Илья (ноябрь 2007 г.). «Филогеографический анализ митохондриальной ДНК в популяциях Северной Азии» . Американский журнал генетики человека . 81 (5): 1025–1041. дои : 10.1086/522933 . ПМК   2265662 . ПМИД   17924343 .
  44. ^ Стариковская Елена Борисовна; Сукерник, Рем И.; Дербенева Ольга Александровна; Володько Наталья Владимировна; Руис-Песини, Эдуардо; Торрони, Антонио; Браун, Майкл Д.; Лотт, Мари Т.; Хоссейни, Сейед Х.; Хуопонен, Кирси; Уоллес, Дуглас К. (январь 2005 г.). «Разнообразие митохондриальной ДНК у коренных народов южной части Сибири и происхождение гаплогрупп коренных американцев» . Анналы генетики человека . 69 (1): 67–89. дои : 10.1046/j.1529-8817.2003.00127.x . ПМЦ   3905771 . ПМИД   15638829 .
  45. ^ Лелл, Джеффри Т.; Сукерник, Рем И.; Стариковская Елена Борисовна; Су, Бинг; Джин, Ли; Шурр, Теодор Г.; Андерхилл, Питер А.; Уоллес, Дуглас К. (январь 2002 г.). «Двойное происхождение и сибирское сходство Y-хромосом коренных американцев» . Американский журнал генетики человека . 70 (1): 192–206. дои : 10.1086/338457 . ПМЦ   384887 . ПМИД   11731934 .
  46. ^ Деренко, Мирослава; Малярчук Борис; Денисова Галина А.; Возняк, Марцин; Дамбуева Ирина; Доржу, Чодураа; Лузина, Фаина; Мишицка-Сливка, Данута; Захаров, Илья (январь 2006 г.). «Контрастные закономерности изменчивости Y-хромосомы в южносибирских популяциях Байкальского и Алтае-Саянского регионов». Генетика человека . 118 (5): 591–604. дои : 10.1007/s00439-005-0076-y . ПМИД   16261343 . S2CID   23011845 .
  47. ^ Малярчук Борис; Деренко, Мирослава; Денисова Галина; Возняк, Марцин; Гжибовский, Томаш; Дамбуева Ирина; Захаров, Илья (ноябрь 2010 г.). «Филогеография гаплогруппы C Y-хромосомы в Северной Евразии: Филогеография гаплогруппы C Y-хромосомы» . Анналы генетики человека . 74 (6): 539–546. дои : 10.1111/j.1469-1809.2010.00601.x . ПМИД   20726964 . S2CID   40763875 .
  48. ^ Хаммер, Майкл Ф.; Карафет Татьяна М.; Пак, Хваён; Омото, Кэйичи; Харихара, Синдзи; Стоункинг, Марк; Хорай, Сатоши (январь 2006 г.). «Двойное происхождение японцев: общая основа Y-хромосом охотников-собирателей и фермеров» . Журнал генетики человека . 51 (1): 47–58. дои : 10.1007/s10038-005-0322-0 . ПМИД   16328082 . S2CID   6559289 .
  49. ^ Карафет Татьяна М.; Осипова Людмила П.; Савина Ольга Владимировна; Холлмарк, Брайан; Хаммер, Майкл Ф. (ноябрь 2018 г.). «Сибирское генетическое разнообразие раскрывает сложное происхождение самодийскоязычного населения» . Американский журнал биологии человека . 30 (6): e23194. дои : 10.1002/ajhb.23194 . ПМИД   30408262 . S2CID   53238849 .
  50. ^ Ким, В.; Шин, диджей; Харихара, С.; Ким, YJ (март 2000 г.). «Изменения Y-хромосомной ДНК в популяциях Восточной Азии и их потенциал для определения заселения Кореи» . Журнал генетики человека . 45 (2): 76–83. дои : 10.1007/s100380050015 . ПМИД   10721667 . S2CID   1753653 .
  51. ^ Ким, Сун Хи; Ким, Ки-Чоль; Шин, Донг-Джик; Джин, Хан-Джун; Квак, Кён-Дон; Хан, Мён Су; Сон, Джун-Мён; Ким, Вон; Ким, Ук (2011). «Высокие частоты линий гаплогруппы O2b-SRY465 Y-хромосомы в Корее: генетический взгляд на заселение Кореи» . Исследовательская генетика . 2 (1): 10. дои : 10.1186/2041-2223-2-10 . ПМК   3087676 . ПМИД   21463511 .
  52. ^ Jump up to: а б Харьков, ВН; Хамина, КВ; Медведева, О.Ф.; Симонова, К.В.; Еремина, скорая помощь; Степанов В.А. (февраль 2014 г.). «Генофонд бурят: клинальная изменчивость и территориальное деление на основе данных маркеров Y-хромосомы». Российский генетический журнал . 50 (2): 180–190. дои : 10.1134/S1022795413110082 . S2CID   15595963 .
  53. ^ «N-Y16323 YДерево» . www.yfull.com . Проверено 17 июля 2022 г.
  54. ^ "Аширбеков Е.Е., Ботбаев Д.М., Белкожаев А.М., Абайлдаев А.О., Неупокоева А.С., Мухатаев Ж.Е., Алжанулы Б., Шарафутдинова Д.А., Мукушкина Д.Д., Рахимгожин М.Б., Хансеитова А.К., Лимборска С.А., Айтхожина Н.А. "Распределение гаплогрупп Y-хромосомы Казахи Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областей. « Доклады Национальной академии наук Республики Казахстан , ISSN 2224-5227, Том 6, № 316 (2017), 85 – 95» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2021 г. Проверено 25 июня 2021 г.
  55. ^ Ван, Чуан-Чао; Да, Хуэй-Юань; Попов, Александр Н.; Чжан, Ху-Цинь; Мацумура, Хирофуми; Сирак, Кендра; Чероне, Оливия; Ковалев, Алексей; Роланд, Надин; Ким, Александр М.; Маллик, Свапан (март 2021 г.). «Геномный взгляд на формирование человеческих популяций в Восточной Азии» . Природа . 591 (7850): 413–419. Бибкод : 2021Natur.591..413W . дои : 10.1038/s41586-021-03336-2 . ISSN   1476-4687 . ПМЦ   7993749 . ПМИД   33618348 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Этнические группы — буряты
  • Дж. Г. Грюлин, Сибирь.
  • Пьер Симон Паллас, Сборники исторических известий о монгольских народах (СПб., 1776–1802).
  • М. А. Кастрен, попытка теории бурятского языка (1857 г.).
  • Сэр Х. Х. Ховорт, История монголов (1876–1888).
  • Фильм «Жемчужина в лесу» (МОЙЛХОН) иллюстрирует высокую цену, которую заплатили буряты в 1930-е годы во время сталинских чисток.
  • Мерфи, Дервла (2007) «Сильверленд: зимнее путешествие за Урал», Лондон, Джон Мюррей
  • Natalia Zhukovskaia (Ed.) Buryaty. Moskva: Nauka, 2004 (a classic general description).
  • Деренко, М.В.; Малярчук Б.А.; Дамбуева, ИК; Шайхаев, Г.О.; Доржу, КМ; Нимаев, Д.Д.; Захаров И.А. (декабрь 2000 г.). «Вариации митохондриальной ДНК в двух популяциях аборигенов Южной Сибири: значение для генетической истории Северной Азии». Биология человека . 72 (6): 945–73. ПМИД   11236866 .
  • Anthology of Buryat folklore , Pushkinskiĭ dom, 2000 (CD)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d63b07040ce9b15faf00afbc7100d4c4__1721557260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/c4/d63b07040ce9b15faf00afbc7100d4c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Buryats - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)