Сагаан Убген

Часть серии о |
Монгольский шаманизм |
---|
Цагаан Убген [ фн 1 ] («Старший Белый», «Белый Старик»; Монгольский : (Мир.) белый старик Бурятский : Сагаан убген [ 1 ] Russian : Белый Старец [ 1 ] ) — монгольский хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и процветания в буддийском пантеоне. Ему поклоняются как божеству в том, что ученые назвали «белым шаманизмом», подразделением того, что ученые назвали «бурятским желтым шаманизмом », то есть традицией шаманизма, которая «включает в себя буддийские ритуалы и верования» и находится под влиянием в частности, тибетским буддизмом . Сагаан Убген зародился в Монголии . [ 2 ]
В некоторых версиях мифологии Сагаан Убген Белый Старейшина является партнером Итюгена , Матери-Земли, также известной как Этюген Эке . [ 1 ]
Синкретическое включение в буддийский пантеон
[ редактировать ]В состав современных монгольских и бурятских буддийских пантеонов входит Цагаан Убген, как и многие другие фигуры этих пантеонов, в результате синкретизма с коренным шаманизмом региона. До появления буддизма в Монголии и Бурятии он был божеством долголетия, богатства и плодородия. Чтобы объяснить его продолжающееся почитание как часть буддийской практики, к его существующей мифологии были добавлены повествования, рассказывающие о том, как он обратился в буддизм и делающие его покровителем последней религии, в то же время, когда он продолжает свою предыдущие, более мирские, религиозные функции. Одна из версий истории повествует о том, как однажды, когда Будда и его ученики гуляли, они встретили Цагаана Убгена, который настолько поразил Будду своей мудростью, что он (Будда) объявил Цагаана Убгена «святым». [ 3 ] В другой версии сказки Цагаан Убген является одним из двух охотников, второй - Хара Убген ( Хара Эбуген ), который во время охоты встречает Миларепу в Пещере Миларепы . Миларепа убеждает их бросить охоту и заняться обучением буддизма. [ 1 ]
Внешний вид и иконография
[ редактировать ]
Цагаан Убген часто изображается аналогично тибетскому божеству Гьялпо Пехару или китайскому богу Старику Южного полюса , который, как и Цагаан Убген, является божеством-покровителем семейного долголетия, богатства и здоровья. [ 1 ] Его обычный внешний вид — лысый старик с белой бородой. [ 1 ] Он несет посох с головой дракона и книгу судьбы, его традиционно сопровождают олени и персиковое дерево. [ 1 ] [ 4 ]
В монгольских танцах цам и тибетских чам . танцах
[ редактировать ]
Цагаан Убген имеет такого же доброго лысого старика с белой бородой В монгольской версии танца Чам . [ 1 ] Там он появляется рядом с другими персонажами в масках, представляющими других синкретических буддийских богов, таких как Бегце , Махакала и Гаруда ; [ 5 ] и является одним из немногих персонажей танца, которые могут говорить. [ 6 ] [ 7 ]
Персонаж Старшего Уайта был импортирован из танца Чам в тибетский Чам в XX веке по приказу Далай-ламы XIII , которому во время ссылки в Монголию приснился сон. [ 8 ] [ 9 ] По-тибетски его зовут rgan po dkar po , или просто rgan dkar , и впервые он был представлен в танце Чам как часть новогоднего танца дворца Потала в монастыре Намгьял . [ 10 ] Оттуда он распространил танец чам в других монастырях по всему Тибету. [ 6 ]
В танце Чам Цагаан Убген, одетый во все белое, с прикрепленной к поясу табакеркой , является главным персонажем «Танца тигра», символизирующего переход в новый год из старого. Он входит в танцевальную зону слабый и шатающийся, или его даже несут. После символического убийства тигра ударом палки по шкуре тигра его сила восстанавливается. [ 6 ] [ 4 ] В некоторых вариациях танца он затем проходит среди публики, требуя денежных пожертвований, иногда предлагая взамен порцию табаку из своей бутылки. [ 6 ] [ 7 ] В других вариантах он начинает употреблять алкоголь и продолжает танцевать, пока не станет слишком пьян, чтобы танцевать. [ 4 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Существуют различные альтернативные транслитерации имени в английский алфавит, включая Цагаан Увгун , Цагаан Овгон (как используется в Blunden 2008 ), Цагаан Эбуген (как используется в Wilkinson 2009 ) и Cagan Öbö (как используется в de Nebesky-Wojkowitz 1976 ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мелетинский 1998 , p. 602.
- ^ Симамура 2004 , стр. 649, 650..
- ^ Жуковская 2009 , с. 194–195.
- ^ Jump up to: а б с Уилкинсон 2009 , с. 173.
- ^ Бланден 2008 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д де Небески-Войковиц 1976 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Кон 2001 , с. 226.
- ^ де Небески-Войковиц 1976 , с. 44.
- ^ Кон 2001 , с. 315.
- ^ де Небески-Войковиц 1976 , с. 44,84.
Библиография
[ редактировать ]- Бланден, Джейн (2008). «Культура». Монголия (2-е изд.). Брэдт Путеводители. ISBN 9781841621784 .
- де Небески-Войковиц, Рене (1976). Тибетские религиозные танцы: тибетский текст и аннотированный перевод «Чамс Йиг» . Религия и общество. Том. 2. Вальтер де Грюйтер. ISBN 9789027976215 .
- Кон, Ричард Дж. (2001). Повелитель танца: Фестиваль Мани Римду в Тибете и Непале . Серия SUNY по буддийским исследованиям. СУНИ Пресс. ISBN 9780791448922 .
- Мелетинский, Е.М. (1998). «КАГАН ЭБУГЕН». Мифология (на русском языке) (4-е изд.). Большая Российская Энциклопедия.
- Шимамура, Иппей (2004). «Желтые шаманы (Монголия)». В Уолтере — Марико Намба; Нойманн Фридман, Ева Джейн (ред.). Шаманизм . Шаманизм: энциклопедия мировых верований, практик и культуры . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 649–651. ISBN 9781576076453 . Архивировано из оригинала 15 июля 2014 г.
- Жуковская, Наталья Львовна (2009). «Мейзм». В Бальцере, Марджори Мандельштам (ред.). Религия и политика в России: Читатель . Я Шарп. ISBN 9780765624154 .
- Уилкинсон, Филип (2009). Мифы и легенды . Дорлинг Киндерсли Лтд. ISBN 9781405344036 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Неманова, Элеонора Аллековна (2004). Семантика образа Белого старца в традиционной культуре монгольских народов (Кандидатская диссертация) (на русском языке). Улан-Удэ . - включает обзор литературы
- Токарев, Сергей Александрович (1987). Мифы народов мира: энциклопедия (in Russian). Vol. 2 (2nd ed.). Сов. энциклопедия. pp. 247–248.
- Неманова, Элеонора (2011-01-24). Белый старец одарит здоровьем и благополучием . Белая Юрта (in Russian).
- Хейссиг, Вальтер (1976). «Обращение к «Белому старику» в Государственной библиотеке прусского культурного наследия в Берлине». Walfang Voigt LXV diem natalem celebranti (на немецком языке). Висбаден.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мостарт, Антуан (1957). «Заметка о культе Белого Старика среди Ордоса». Студия Алтайка . Висбаден.
- "Цаган-эбугэн'у судур орошиба (Sutra on the Elder White)" (in Russian). Библиотека Максима Мошкова.
- «Цаган Аав (Белый Старец)» . Официальный сайт администрации города Элисты (на русском языке). 29 июня 2010 г.
- Бакаева, Эльза Петровна (2003). Добуддийские верования калмыков (in Russian). АПП "Джангар". pp. 97 et seq.
- Хаммель, Зигберт (декабрь 1962 г.). «Пе-Хар». Восток и Запад . 13 (4). Итальянский институт Африки и Востока (IsIAO): 313–316. JSTOR 29754618 .
- Гессен, Клаус (1987). «К истории монгольского шаманизма в антропологической перспективе». Антропос . 82 (4/6): 403–413. JSTOR 40463470 .
- Гессен, Клаус (февраль 1986 г.). «Заметка о трансформации белого, черного и желтого шаманизма в истории монголов». Исследования по истории . 2 :17–30. дои : 10.1177/025764308600200102 . S2CID 162239153 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]