Махакала
Махакала | |
---|---|
Бог Времени, Майи, Созидания, Разрушения и Силы | |
![]() Махакала и спутники | |
Принадлежность | Шива |
Обитель | Смашана (но зависит от интерпретации) |
Оружие | Детка , Тришула , Молот (в японских изображениях) |
Супруга | Парвати как Махакали |
Махакала (санскрит: महाकाल ) — божество, общее для индуизма и буддизма . [ 1 ]
Махакала считается Дхармапалой («Защитником Дхармы » ) и гневным проявлением Будды В буддизме , тогда как в индуизме Махакала является жестоким проявлением индуистского бога Шивы и супругой богини Махакали ; [ 1 ] он наиболее заметно появляется в Каликула секте шактизма . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Махакала появляется как божество-защитник в различных традициях буддизма Ваджраяны , таких как китайский эзотерический буддизм , Сингон и тибетский буддизм . [ 1 ] Он известен как Дахэтиан и Даайххактин ( 大黑天 ) на мандаринском и кантонском диалектах, Тэхыкчхон (대흑천) на корейском, Đại Hắc Thiên на вьетнамском и Дайкокутен ( 大黑天 ) на японском языке.
Этимология
[ редактировать ]Махакала — это санскритское бахуврихи , состоящее из слов маха «великий» и кала «время/смерть», что означает «вне времени» или смерть. [ 5 ]
Тибетский : большой черный , THL : nak po chen po означает «Великий Черный». Тибетский : མགོན་པོ། , THL : gön po «Защитник» также используется конкретно для обозначения Махакалы.
Описание
[ редактировать ]
Согласно Шактисамгама-тантре , супруга Махакали чрезвычайно устрашающа. Махакала имеет четыре руки, три глаза и сверкает десятью миллионами черных огней растворения, обитает посреди восьми мест кремации ( смашана ). Он украшен восемью человеческими черепами , восседает на пяти трупах, держит в руках трезубец ( тришула ), барабан, меч и косу. Он украшен пеплом с места кремации и окружен множеством громко визжащих стервятников и шакалов. Рядом с ним находится его супруга, которую символизирует Кали.
И Махакала, и Кали представляют собой высшую разрушительную силу Брахмана , и они не ограничены никакими правилами или положениями. Они обладают силой растворять в себе даже время и пространство и существовать как Пустота при растворении вселенной . Они несут ответственность за растворение вселенной в конце каждой кальпы . Они также несут ответственность за уничтожение великого зла и великих демонов, когда другие боги , дэвы и даже Тримурти не могут этого сделать. Махакала и Кали безжалостно уничтожают мужчин, женщин, детей, животных, мир и всю вселенную, потому что они Кала или Время в персонифицированной форме, а Время ничем не связано, и Время не проявляет милосердия и не делает этого. ждать чего-либо или кого-либо. [ 2 ] [ 6 ] В некоторых частях Одиши , Джаркханда и Дуара (то есть в восточной Бенгалии ) диким слонам поклоняются как проявлениям Махакалы. [ 3 ] [ 4 ]
Махакала обычно изображается синего или черного цвета. Говорят, что так же, как все цвета поглощаются и растворяются в черном, все имена и формы растворяются в именах Махакалы, символизируя его всеобъемлющую, всеобъемлющую природу. Черный также может представлять полное отсутствие цвета, и опять же в этом случае он означает природу Махакалы как высшей или абсолютной реальности . Этот принцип известен на санскрите как ниргуна , за пределами всех качеств и форм, и он олицетворяется обеими интерпретациями. [ 7 ]
В индуизме
[ редактировать ]Махакала также известен как Махакала Бхайрава в индуизме, часто изображается с четырьмя руками и тремя глазами. Он связан со временем, созиданием, разрушением и силой. [ 8 ] Многие храмы в Индии и Непале посвящены исключительно Махакале Бхайраве , например храм в Удджайне , о котором неоднократно упоминает Калидаса . Главный храм и место поклонения Махакалы — Удджайн. Махакала — это также имя одного из главных помощников Шивы (санскрит: Гана ), [ 9 ] наряду с Нанди , горой Шивы часто изображают за главными дверями ранних индуистских храмов.
В буддизме
[ редактировать ]Многочисленные традиции буддизма Махаяны полагаются на Махакалу как на божество-хранитель ( Дхармапала , «защитник дхармы»). Махакала — одно из самых популярных божеств-защитников в тибетском буддизме , его также иногда используют в качестве медитативного божества ( йидама ) в тантрической буддийской йоге. [ 10 ] [ 11 ] Он изображен в нескольких вариациях, каждая из которых имеет совершенно разные качества и аспекты. [ 11 ] Обычно его изображают как гневное божество.
Махакала обычно рассматривается как эманация различных существ в разных случаях, таких как Хеваджра , Ваджрадхара , Амитабха и Авалокитешвара или Акшобхья Будда. [ 11 ] [ 12 ] Каждый из различных тантрических циклов, таких как Гухьясамаджа и Чакрасамвара , содержит Махакалу как эманацию своего центрального божества Будды. [ 12 ]
Махакала почти всегда изображается с короной из пяти черепов, которые символизируют трансмутацию пяти клешей (негативных омрачений) в пять мудростей . [ 13 ] Он также носит гирлянду, состоящую из пятидесяти отрубленных голов, число пятьдесят относится к количеству букв санскритского алфавита и символизирует чистую речь Будды. [ 13 ]
Изображения тибетского буддизма
[ редактировать ]Двурукие формы
[ редактировать ]Двурукий «Махакала в черном плаще» ( Wylie : mgon po ber nag chen ) — защитник школы Карма Кагью , одетый в плащ мантрики « колдуна». Его образы происходят из терма школы Ньингма и были приняты Карма Кагью во времена Кармы Пакши, Второго Кармапы-ламы . Его часто изображают со своей супругой Рангджунг Гьялмо . Его часто считают главным защитником, но на самом деле он является главным защитником именно Кармап . Четырехрукий Махакала технически является главным защитником. Шестирукий Махакала ( Уайли : mgon po phyag Drug pa ) также является распространенной дхармапалой в школе Кагью.
Панджаранатха Махакала «Махакала, Господин Шатра», эманация Манджушри , является защитником школы Сакья.
-
Непальская статуя Махакалы Бернагчена (Черного Плаща Махакалы), защитника Кармап.
-
Махакала в черном плаще
-
Махакала «Защитник шатра», Центральный Тибет, около 1500 года.
-
Тибетская скульптура Махакалы.
-
Тибетский Махакала в Национальном музее, Нью-Дели, Индия
Четырехрукие формы
[ редактировать ]Существуют различные Четырехрукие Махакалы (санскр. Чатурбхуджамахакала , Уайли : mgon po phyag bzhi pa , «Великий Черный Ваджрный Господь с четырьмя руками»), одно популярное изображение происходит из линеги Арья Гухьясамаджи . [ 12 ]
Это основные защитники Карма Кагью , Дрикунг Кагью , линии Друкпа и Ньингма тибетского буддизма. [ 12 ] Четырехрукий Махакала также встречается в школе Ньингма, хотя главным защитником учения Дзогчен (санскр. Махасандхи ) является Экаджати .
-
Махакала, XII век, Художественный музей Рубина.
-
Экспонат азиатской коллекции Американского музея естественной истории, Манхэттен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Шестирукие формы
[ редактировать ]Ньингшук произошел от Кхьюнгпо Ненджора, основателя Шангпа Кагью , и распространился на все линии передачи ( Сакья , Ньингма и Гелуг ), а также на линии передачи Кагью. Существуют также линии передачи терма различных форм Шестирукого Махакалы. Ньингсук, хотя и произошел от Шангпа, не является основным из Шангпа; это скорее танцевальная поза, чем вертикальная, и это очень продвинутая практика Махакалы.
Белый Шестирукий Махакала (санскр. Ṣadbhujasitamahākāla ; Wylie : mgon po yid bzhin nor bu ) популярен среди монгольских гелугпа.
-
Рупа шестирукого Махакалы
-
Шестирукий Махакала, Ликир Гомпа, Ладакх
-
Тибетский Черный Шестирукий Махакала
Другие формы
[ редактировать ]-
Махакала в образе Брахмана
-
Красный Махакала
В Китае
[ редактировать ]
Махакала упоминается во многих китайских буддийских текстах , хотя иконографические изображения его в Китае были редкостью в периоды Тан и Сун . Имя божества было записано китайскими иероглифами как 摩訶迦羅 ( пиньинь : Móhējiāluó ; среднекитайский ( Baxter ): mwa xa kæ la ) и переведено как 大黑天 ( пиньинь : Dàhēitiān ; букв. «Великий Черный Дэва », с кала) . понимаются как «черный»; (Бакстер): dɑ ЧАС ок тогда ).
В конечном итоге он стал центром процветающего культа после IX века в королевствах Наньчжао и Дали на территории нынешней провинции Юньнань , региона, граничащего с Тибетом , где его культ также был широко распространен. Из-за тибетского влияния его значение еще больше возросло во время правления монголами , возглавляемой династии Юань , и его изображение выставлялось в императорском дворце и в буддийских храмах внутри и за пределами столицы . [ 14 ] [ 15 ] Махакала остается центральной фигурой в буддийской традиции меньшинства ажализма .
В некоторых текстах Махакала описывается как грозный бог, «демон, который крадет жизненную сущность (людей)» и питается плотью и кровью, хотя также говорят, что он пожирает только тех, кто совершил грехи против Трех Драгоценностей Бога. Буддизм. [ 16 ]
Одна история, найденная в монаха эпохи Тан И Сина комментарии к Махавайрочана-тантре, изображает Махакалу как проявление будды Вайрочаны , который подчинил дакини , расу плотоядных женщин-демонов, проглотив их. Махакала освободил их при условии, что они больше не будут убивать людей, постановив, что они могут есть только сердца тех , которые, как считается, содержат жизненную сущность людей, известную как «человеческий желтый цвет» ( 人黄 , пиньинь : rénhuáng , кто был рядом ). смерть. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] История, найденная в Сутры переводе Амогхаваджры « гуманного царя», повествует о том, как неортодоксальный (то есть небуддийский) учитель поручил принцу Калмашападе (斑足王) предложить головы тысячи царей Махакале, «великому черному богу мира». кладбище" ( 塚間摩訶迦羅大黑天神 ), если он желает взойти на трон своего королевства. [ 20 ] [ 21 ]
Со временем Махакала также стал рассматриваться как хранитель буддийских монастырей , особенно их кухонь. Монах Ицзин , который путешествовал по Шривиджае и Индии в конце VII века, утверждал, что изображения Махакалы можно было найти на кухнях и подъездах индийских буддийских монастырей, перед которыми делались подношения еды: [ 22 ]
Точно так же в больших монастырях Индии сбоку от колонны на кухне или перед крыльцом находится вырезанная из дерева фигура божества высотой два или три фута, держащая золотую сумку и сидящая на маленьком стуле. , одна нога свисает к земле. Его лицо всегда вытирается маслом, и его лицо чернеет, и божество называют Махакалой [莫訶哥羅, пиньинь : Mòhēgēluō , MC (Бакстер): мак ха ка ла ] или великое черное божество [大黑神, пиньинь : Дахейшен , MC (Бакстер): dɑ ЧАС хок зинь ]. Древняя традиция утверждает, что он принадлежал к существам (на небесах) великого бога (или Махешвары ). Он, естественно, любит Три Драгоценности и защищает пять собраний от несчастий. Желания тех, кто возносит ему молитвы, исполняются. Во время еды те, кто прислуживает на кухне, подносят свет и благовония и расставляют перед божеством всевозможные приготовленные блюда. (...) В Китае изображение этого божества часто встречалось в районах Цзян-наня , но не в Хуай-по . Те, кто просит его (о благе), находят исполнение своих желаний. Эффективность этого божества неоспорима. [ 23 ]
В Китае бог также ассоциировался с плодородием и сексуальностью: во время Фестиваля Циси (он же Фестиваль Двойной Седьмой), проводимого в 7-й день 7-го месяца китайского календаря , замужние женщины традиционно покупали куклы или статуэтки под названием «Мохэлуо» ( 魔合羅 ) или «Мохулуо» ( 摩睺羅 ) — термин, вероятно, происходит от слова «Махакала» — в надежде родить ребенка. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Ритуальные тексты также предписывают поклонение Махакале женщинам, ищущим партнера-мужчину, или беременным женщинам. [ 24 ]
Кроме того, его также часто называют божеством-защитником в некоторых мантрах, таких как Шурангама-мантра и Махамаюри-видьяраджни-дхарани, содержащиеся в Сутре Махамаюри Видьяраджни , которые популярны в чань-буддизма . традиции [ 27 ] [ 28 ]
название куклы Мохелуо, популярной игрушки во времена Сун и Юань, происходит от транслитерации Махакалы. династий Говорят, что [ 29 ]
-
Дахетиан (в центре) в окружении бодхисаттв Самантабхадры (слева) и Манджушри (справа). Храм Баочэн , Ханчжоу , Чжэцзян, Китай
-
династии Цин Статуэтка Дахэтиана . Китай, 17 век.
-
времен династии Мин Статуя Даэтиана . Сычуань , Китай. 14 век (с постаментом 16 века)
-
Храм Махакала ( Храм Гуанду Тучжу ) в Куньмине , Юньнань, Китай
В Японии
[ редактировать ]
Махакала (известный как Дайкокутен 大黑天) занимает высокое положение домашнего божества в Японии , поскольку он является одним из семи богов удачи в японском фольклоре.
Японцы также используют символ Махакалы в качестве монограммы. Традиционные паломники, поднимающиеся на священную гору Онтакэ, носят тэнугуи на белых японских шарфах с санскритским семенным слогом Махакалы.
В Японии это божество по-разному считается богом богатства или домашнего хозяйства, особенно кухни. Его можно узнать по широкому лицу, улыбке и плоской черной шляпе, что резко контрастирует с жестокими образами, изображенными в тибетском буддийском искусстве. Его часто изображают держащим золотой молоток , иначе известный как волшебный денежный молоток, и сидящим на тюках с рисом , рядом с мышами (мыши означают обильную еду).
В сикхизме
[ редактировать ]
В сикхизме Махакал ( ਮਹਾਕਾਲ ) используется для обозначения Бога . В тексте Дасам Грантх , приписываемом Гуру Гобинд Сингху , [ 30 ] Махакал применяется как имя Бога, чтобы подчеркнуть его превосходство над всеми существами. В разделе, озаглавленном «Бачиттар Натак» , говорится, что в предыдущем воплощении автор был садху , медитировавшим в предгорьях Гималаев на Махакале, прежде чем был призван принять рождение как Гуру Гобинд Сингх. [ 31 ] Дальнейшие стихи восхваляют Махакала. В стихе 434 раздела «Шобис Автар» говорится:
Я не буду в первую очередь чтить Ганешу [Ганешу] и никогда не буду медитировать на Кришну или Вишну ( кисан бисан ).
Я слышал о них, но не узнаю их. Я поглощен созерцанием Его стоп. (434)
Махакал - мой защитник... [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Брайсон (2017) , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Маги (nd) .
- ^ Перейти обратно: а б Бхаттачарья Саксена (2011) .
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон (2009) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Мукерджи (1988) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Снайдер (2001) , с. 76.
- ^ Боукер (2000) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Коултер и Тернер (2021) , с. 99 .
- ^ Эк (2012) , с. 237 .
- ^ «Махакала, Защитник Шатра | Центральный Тибет» . Метрополитен-музей . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Буддийский защитник: главная страница Махакалы» . www.himalayanart.org . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д День (2019)
- ^ Перейти обратно: а б «Махакала | Художественный музей Уолтерса» . Интернет-коллекция Художественного музея Уолтерса . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Фор (2015b) , стр. 46–47.
- ^ Ховард и др. (2006) , с. 416.
- ^ Фор (2015b) , стр. 45–46.
- ^ Фор (2015a) , с. 195.
- ^ Фор (2015b) , стр. 117–118.
- ^ «Окружающая среда (Дакинитен) » Летающее Божество Тобифудо (официальный сайт Рюко-дзан Сёбо-ин) . Получено 0 апреля 2021 г.
- ^ Амогхаваджра (nd) .
- ^ Иянага (2008) .
- ^ Фор (2015b) , с. 49.
- ^ И-Цинг (1896) , стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Фор (2015b) , стр. 52–53.
- ^ Джонсон (2021) , с. 157.
- ^ Ся, Као и Ли (2014) , с. 147.
- ^ Сюань Хуа (2009) , с. XVIII.
- ^ Кейворт (2016) .
- ^ Го, Ли; Эйман, Дуглас; Сунь, Хунмэй (2024). "Введение" Ин Го, Ли; Эйман, Дуглас; Сунь, Хунмэй (ред.). Игры и игры в китайской и синофонной культурах Сиэтл, Вашингтон: Издательство Вашингтонского университета . п. 6. ISBN 9780295752402 .
- ^ Сингха, HS (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 статей) . Хемкунт Пресс. стр. 53–54. ISBN 978-81-7010-301-1 .
- ^ Райнхарт (2011) , стр. 26–27.
- ^ Райнхарт (2011) , стр. 29–31.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Амогхаваджра (nd). «Ренох Праджня Парамита Сутра для защиты страны, пятое издание - Т. 0246» . Текстовая база данных SAT Daizokyo . Получено 21 апреля 2021 г.
- Бхаттачарья Саксена, Нила (2011). «Гиноцентрическая теология тантрического индуизма: медитация на Дэви». Оксфордский справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 131–156. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199273881.003.0006 . ISBN 978-0199273881 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Боукер, Джон (2000). «Краткий Оксфордский словарь мировых религий». Оксфордский справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780192800947.001.0001 . ISBN 978-0-19-280094-7 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Брайсон, Меган (2017). «Между Китаем и Тибетом: поклонение Махакале и эзотерический буддизм в Королевстве Дали» . В Бенторе, Яэль; Шахар, Меир (ред.). Китайский и тибетский эзотерический буддизм . Исследования религий Восточной Азии. Том. 1. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 402–428. дои : 10.1163/9789004340503_019 . ISBN 978-90-04-34049-7 . ISSN 2452-0098 .
- Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (2021). Энциклопедия древних божеств . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-9179-7 .
- Эк, Диана Л. (2012). Индия: Священная география . Гармония/Родейл. ISBN 978-0-385-53191-7 .
- Фор, Бернар (2015a). Текучий пантеон: боги средневековой Японии . Том. 1. Издательство Гавайского университета.
- Фор, Бернар (2015b). Защитники и хищники: Боги средневековой Японии . Том. 2. Издательство Гавайского университета.
- Ховард, Анджела Фалько; Ли, Сун; У, Хунг ; Ян, Хонг (2006). Китайская скульптура . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300100655 .
- Ся, Чжи-Цзин; Као, Джордж; Ли, Вай-йи, ред. (2014). «Кукла Мохэлуо (Мэн Ханьцин)». Колумбийская антология юаньской драмы . Перевод Джонатана Чавеса. Издательство Колумбийского университета.
- Сюань Хуа (2009). Шурангама-сутра: новый перевод . Переведено Обществом буддийских переводчиков текстов. Юкиа, Калифорния, США: Буддийское общество переводчиков текстов. ISBN 978-0881399622 .
- И-Цин (1896). Отчет о буддийской религии, практиковавшейся в Индии и Малайском архипелаге . Перевод Дж. Такакусу. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Иянага, Нобуми (2008). «Под тенью великого Шивы: тантрический буддизм и его влияние на японскую средневековую культуру» . academia.edu . Проверено 21 апреля 2021 г.
- Джонсон, Дейл (2021). Словарь слов и фраз в устной исполнительской и драматической литературе Цзинь, Юань и Мин . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0472038237 .
- Джонсон, WJ (2009). «Словарь индуизма». Оксфордский справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198610250 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Кейворт, Джордж А. (2016). «Дзен и «Заклинание марша героя» Шуленгянь цзин» . Восточный буддист . 47 (1): 81–120. ISSN 0012-8708 . JSTOR 26799795 .
- Маги, Майк (тр.) (nd). «Шри Махакала Дева» . ШиваШакти.com . Проверено 7 июля 2016 г.
- Мукерджи, Аджит (1988). Кали: Женская сила . Темза и Гудзон. ISBN 978-0500275054 .
- Рана, Пунам Р.Л. (2019). «Священная Махакала в индуистских и буддийских текстах» . Непальская культура . ХIII . Катманду, Непал: Университет Трибхувана: 77–94. дои : 10.3126/nc.v13i0.27503 . Проверено 08 марта 2023 г.
- Райнхарт, Робин (2011). Обсуждение Дасам Грантха . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-984247-6 .
- Снайдер, Уильям Х. (2001). Время, бытие и душа в древнейших санскритских источниках . Глобальное академическое издание. ISBN 978-1586840723 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэрролл, Майкл (зима 2004 г.). «Махакала на работе: научитесь умело разрешать конфликты, от кулера до зала заседаний» . Трехколесный велосипед . Проверено 08 марта 2023 г.
- Дальке, Пол (1913). Возрождение Рутледжа: буддийские истории . Рутледж. ISBN 9781351969659 . Проверено 16 марта 2017 г.
- Янсен, Ева Руди (1990). Книга Будд: ритуальная символика, используемая в буддийских скульптурах и ритуальных объектах . Публикации Бинки Кока.
- Дорога, Ладранг (2003). Божества-хранители Тибета Перевод Пемы Тинли. Увлекательные книги Индии. ISBN 81-88043-04-4 .
- Льюис, Тодд (2000). Популярные буддийские тексты из Непала. Повествования и ритуалы неварского буддизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0791492437 .
- Линрот, Роб (1999). Безжалостное сострадание: гневные божества в раннем индо-тибетском эзотерическом буддийском искусстве . Лондон: Публикации Сериндии. ISBN 0-906026-51-2 .
- Пал, Пратападитья (1986). Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. Музей искусств округа Лос-Анджелес. ISBN 978-0520059924 .
- Сойфер, Дебора А. (1991). Мифы о Нарасимхе и Вамане: два аватара в космологической перспективе . СУНИ Пресс. ISBN 978-0791407998 .
- Стабейн, WG (1976). Махакалатантра: теория ритуальных благословений и тантрической медицины (Диссертация). Колумбийский университет. ОСЛК 3801907 .
- Стейблейн, Уильям (1991). Исцеляющий образ: Великий Черный . Беркли-Гонконг: Книги SLG. ISBN 0-943389-06-2 .