Пять Татхагат

В буддизме Махаяны и Ваджраяны Пять Татхагат (санскр.: पञ्चतथागत, pañcatathāgata ; (Ch: 五方佛, Wٔfāngfó ) или Пять Татхагат Мудрости (Ch: 五智如来, Whouzh) ì Рулай ), Пять Великих Будд , Пять Дхьяни-Будд или Пять семей будд и пять джинов (санскр. «победитель» или «победитель») — это пять будд , которых часто почитают вместе со своими супругами. В различных источниках для этих будд мужского и женского пола даны разные имена, хотя сегодня они наиболее распространены. ибо мужчины — это Акшобхья , Ратнасамбхава , Вайрочана , Амитабха и Амогхасиддхи . [ 1 ]
Иногда их рассматривают как эманации и представления пяти качеств Ади-Будды или «первого Будды», который связан с Дхармакайей . [ 1 ] Некоторые источники также включают этого «первого Будду» как шестого Будду наряду с пятью. [ 1 ]
Пять Семей Будд являются обычным предметом мандал Ваджраяны , и они занимают видное место в различных буддийских тантрах как Будды-отец и мать вместе: Вайрочана с Буддхалочаной , Ратнасамбхава с Буддхамамаки , Амитабха с Пандаравасини , Амогхасиддхи с Самаятарой и Ваджракшобья с Дхатвишвари . [ 2 ]
Пять Татхагат являются основным объектом реализации и медитации в буддизме Сингон , школе буддизма Ваджраяны, основанной в Японии Кукаем .
В китайском буддизме почитание пяти Будд распространилось из китайского эзотерического буддизма в другие китайские буддийские традиции, такие как Чань и Тяньтай . Их регулярно хранят во многих китайских буддийских храмах и регулярно призывают в ритуалах, таких как Обряд Освобождения Воды и Земли и церемония Йоги Пылающих Уст ( 瑜伽焰口法會 ), а также в молитвах и песнопениях. [ 3 ] [ 4 ]
Их также иногда называют « дхьяни -буддами» — термин, впервые записанный на английском языке Брайаном Хоутоном Ходжсоном , британским резидентом в Непале. [ 5 ] в начале 19 века, и это не подтверждено ни в одном из сохранившихся традиционных первоисточников. [ 6 ]
Источник
[ редактировать ]
«Пять Будд Мудрости» являются развитием буддийских тантр и позже стали ассоциироваться с трикайей «трех тел» или теорией состояния будды . Хотя в « Таттвасамграха-тантре» существует только четыре семьи будд, полная Алмазного царства мандала с пятью буддами впервые появляется в « Ваджрасехара-сутре» . [ 1 ]
Представления пяти Дхьяни-Будд, которые являются абстрактными аспектами состояния будды, а не буддами или богами, имеют серьезные различия. [ 7 ] Каждый должен быть обращен в разное направление (север, юг, восток, запад или центр), и при окраске каждый имеет разный цвет (синий, желтый, красный, зеленый или белый). У каждого своя мудра и символ; воплощает другой аспект, тип зла и космический элемент; имеет другого супруга и духовного сына, а также разные животные-транспортные средства (слон, лев, павлин, гарпии или гаруда , или дракон). [ 8 ]
В Ваджрасехаре также упоминается шестой Будда, Ваджрадхара , «Будда (или принцип), рассматриваемый в некотором смысле как источник пяти Будд». [ 1 ]
Пять Будд — это аспекты дхармакаи, «тела дхармы», которое воплощает в себе принцип просветления в буддизме .
Первоначально казалось, что два Будды олицетворяют мудрость и сострадание: Акшобхью и Амитабху . Дальнейшее различие включало аспекты силы, или деятельности, и аспект красоты, или духовного богатства. В Сутре Золотого Света , раннем тексте Махаяны, фигуры называются Дундубишвара и Ратнакету, но со временем их имена изменились и стали Амогхасиддхи и Ратнасамбхава . Центральную фигуру стали называть Вайрочана .
Вайрочана, первый Дхиани Будда, олицетворяет суверенитет . [ 8 ] Японские буддисты Чистой Земли думают, что Вайрочана и другие Дхьяни-Будды являются проявлениями Амитабхи , но японские буддисты Сингон думают, что Амитабха и другие Дхьяни-Будды являются проявлениями Вайрочаны. [ 9 ]
Акшобхья, второй Дхьяни Будда, олицетворяет стойкость и смотрит на восток. Он сидит в позе Ваджрапарьянки (также известной как Бхумиспарша ), положив правую руку на правое колено, ладонь повернута внутрь, а средний палец касается земли. [ 8 ] [ 10 ] [ 11 ]
Амитабха (по-японски Амида) — древнейший Дхьяни-Будда, олицетворяющий свет и обращенный на запад, и центральная фигура в буддизме Чистой Земли. Статуя Амитабхи, когда он сидит, имеет самадхи мудру с обеими ладонями вверх, друг на друга, на коленях. [ 8 ] [ 12 ] [ 13 ]
Когда эти Будды представлены в мандалах, они не всегда могут иметь один и тот же цвет или относиться к одним и тем же направлениям. В частности, можно поменять местами Акшобхью и Вайрочану. Будды, изображенные в мандале Вайрочаны, располагаются следующим образом:
Амогхасиддхи (Север) | ||
Амитабха (Запад) | Вайрочана (главное божество/медитатор) | Акшобхья (Восток) |
Ратнасамбхава (Юг) |
Элементы пяти семей
[ редактировать ]С каждым элементом мандалы пяти Будд существует огромное количество ассоциаций, так что мандала становится шифром и мнемоническим инструментом визуального мышления и концептуальной картой ; средство для понимания и декодирования всей Дхармы .
В многочисленных источниках Ваджраяны, например, в каждой Семье Будды (санскрит: кула) или Подразделении, есть множество символов, второстепенных фигур (таких как бодхисаттвы, защитники и т. д.), сил и аспектов. [ 14 ]
Некоторые из этих эзотерических ассоциаций включают в себя:
Семья (Кула) | Будда | Цвет ← Стихия → Символизм | Кардинальность → Мудрость → Привязанности → Жесты | Средства → Дезадаптация к стрессу | Сезон | Мудрость |
---|---|---|---|---|---|---|
Будды Семья | Вайрочана | белый ← космос → колесо | центр → все удобства → рупа → Преподавание Дхармы | Вращение Колеса Дхармы → невежество , заблуждение | Переход | Мудра для медитации в сфере Дхармы : Мудрость сущности мудры для медитации в сфере Дхармы. [ 15 ] |
Карма Семья | Амогхасиддхи | зеленый ← воздух, ветер → вишвавайра | север → все свершающееся → психическое формирование, концепция → бесстрашие | защищать, уничтожать → зависть, ревность | Осень | Мудрость совершенной практики : Мудрость совершенной практики. |
Падма ( Лотос Семья ) | Амитабха | красный ← огонь → лотос | запад → любознательный → восприятие → медитация | притягивать, привязанность → эгоизм, похоть | лето | Мудрость наблюдения. |
Семья Ратна (Драгоценность) | Ратнасамбхава | золотой/желтый ← земля → драгоценный камень | юг → невозмутимость → чувство → отдача | обогащать, увеличивать → гордость, жадность | Весна | Мудрость невозмутимости : Мудрость невозмутимости. |
Ваджра Семья | Аксобхья | синий ← вода → скипетр , ваджра | восток → недуалист (Дуалист) → виджняна → смирение | усмирить, принять → агрессия, отвращение | зима | Оен Кёдзи : Мудрость размышления. |
Пять Татхагат находятся под защитой пяти Королей Мудрости , и в Китае и Японии их часто изображают вместе в Мандале Двух Миров . В Шурангама-мантре, раскрытой в Шурангама-сутре , особенно влиятельной дхарани в китайской традиции Чань , пять Татхагатх упоминаются как хозяева пяти подразделений, контролирующих огромные армии демонов пяти направлений. [ 16 ]
Супруги, мантры и семенные слоги
[ редактировать ]Согласно Гухьясамаджа-тантре , каждой семье Будд также присвоена определенная мантра: [ 14 ]
- Вайрочана – семейная мантра Будды: джинаджик.
- Акшобхья — семейная мантра Ваджры: ваджрадхрик.
- Ратнасамбхава — семейная мантра Ратна: ratnadhr̥k.
- Амитабха — семейные мантры Лотоса: аролик
- Амогхасиддхи — семейная мантра кармы: праджнядхрик.
В Восточной Азии каждый из них также часто изображается с супругами и правит своими чистыми землями , при этом стремление переродиться в чистую землю является центральной точкой буддизма Чистой Земли . Хотя у всех пяти Будд есть чистые земли, похоже, что только Сукхавати Амитабхи и , в гораздо меньшей степени, Абхирати Акшобхьи (где, как говорят, обитают такие великие мастера, как Вималакирти и Миларепа ), широко почитались, хотя в некоторых храмах присутствуют все пять Будд в их мандалы и скульптуры.
Будда (санскр.) | Супруга | Бодхисаттва | Чистая земля | Это было |
---|---|---|---|---|
Вайрочана | Дхармадхатвишвари | Самантабхадра | Акаништха-Ганавьюха (Центр) | О |
Аксобхья | В Локане | Ваджрапани | Абхирати (Восток) | Хум |
Амитабха | присущий [ 17 ] | Авалокитешвара | Сукхавати (Запад) | Хрих |
Ратнасамбхава | Удивление [ 18 ] | Ратнапани | Шримат (Юг) | Трамвай |
Амогхасиддхи | Зеленая Тара [ 19 ] [ 20 ] | Вишвапани | Кармапрасиддхи [ 21 ] или Пракута [ 22 ] (Север) | Ах |
Галерея
[ редактировать ]-
Древняя картина Панча Маха Татхагаты, Амогхасиддхи (зеленый), Акшобхьи (синий), Амитабхи (красный), Вайрочаны (белый), Ратнасамбхавы (желтый) (дата 1100–1200) в Непале .
-
Картина пяти Татхагат (дата 1400–1500 гг.), Ратнасамбхава, Акшобхья, Вайрочана, Амитабха, Амогхасиддхи / Фонд гималайских художественных ресурсов в Непале
-
Пять Татхагат в храме Сисёин ( Сибамата , Кацусика , Токио ). С правой стороны: Акшобхья, Ратнасамбхава, Вайрочана, Амитабха и Амогхасиддхи.
-
Картина Пяти Будд, около 6-го года правления Индзё династии Чосон (1628 г.), Корея.
-
Позолоченная медная корона с пятью Буддами, Тибет, 1644–1911 гг.
-
Ритуальная диадема с пятью Джиньскими Буддами, Северный Непал или Тибет, 19 век.
-
Пять Будд, Непал, 16 век.
-
Статуи Пяти Татхагат, буддийский центр Три Ратна, Пеканбару, Суматра
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Уильямс, Винн, Трайб; Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию, стр. 210.
- ^ Джигме Лингпа, «Юмка Дечен Гьялмо», 18 век.
- ^ «Аромат и торжественность» www.gaya.org.tw Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Хун, Цай-Ся (2007). Ритуал платформы функции Дхармы Вода-Земля и Ритуал Великого Сострадания и Покаяния (Диссертация). OCLC 64281400 . ПроКвест 304764751 .
- ^ Богл (1999), стр. xxxiv-xxxv.
- ^ Сондерс, Э. Дейл, «Заметки о Шакти и Дхьянибудде», History of Religions 1 (1962): стр. 300-06.
- ^ Сакья, стр. 35, 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сакья, стр. 76.
- ^ Гетти, Алиса (1914). Боги северного буддизма: их история, иконография и прогрессивная эволюция в северных буддийских странах . Oxford Clarendon Press через Интернет-архив. п. 3.
- ^ « Лотосовая сутра фокусируется на Шакьямуни, а также соответствует главной фигуре Будды в дзэн, а не буддам Амиде или Вайрочане, почитаемым в современном мире. Чистая Земля и эзотерические (и кегонские) движения». Тайген Дэн Лейтон (2005). «Присвоение Догэном Земли и Пространства Лотосовой Сутры». Японский журнал религиоведения . 32 (1). Университет Нанзан: 87. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195320930.003.0004 . JSTOR 30233778 .
- ^ "Одна из двух жен Сонгцена Гампо, она принесла большое изображение то ли Шакьямуни, то ли Будды Акшобхьи (они визуально неотличимы)..." в «Глоссарий (Бальза, Бальмоза)» (PDF) . Архив Хантингтона, Университет штата Огайо. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2011 года . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ Сакья, стр. 30.
- ^ Сходства с Амитабхой в «Кто есть кто в буддизме» . Фонд Випассана. Архивировано из оригинала 11 января 2009 года . Проверено 14 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Николя Ревир, Раджат Саньял, Рольф Гибель. Авалокитешвара «Трех с половиной слогов»: заметка о сердечной мантре Аролик в Индии. Arts Asiatiques , 2021, Arts Asiatiques, 76, стр. 5–30. ⟨10.3406/arasi.2021.2095⟩. ⟨halshs-04142356⟩
- ^ Система пользователей сети японской архитектуры и искусства. (2004). ЯАНУС / хоккай джоуин 法界定印 . Доступно: http://www.aisf.or.jp/~jaanus/deta/h/hokkaijouin.htm. Архивировано 3 декабря 2013 г. в Wayback Machine . Последний доступ 27 ноября 2013 г.
- ^ Шурангама-сутра: новый перевод . Сюань Хуа, Буддийское общество перевода текстов. Юкиа, Калифорния: Общество перевода буддийских текстов. 2009. ISBN 978-0-88139-962-2 . OCLC 300721049 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ «Пандара Шакти Амитабхи» . Будданатуре.com . Проверено 14 июня 2013 г.
- ^ «Мамаки Шакти Аксобхьи» . Будданатуре.com . Проверено 14 июня 2013 г.
- ^ «схема Пяти Будд и их ассоциаций» . Religionfacts.com. 21 декабря 2012 г. Проверено 14 июня 2013 г.
- ↑ Символизм пяти Дхьяни-Будд. Архивировано 8 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Лонгченпа (2014). «XIII». Великая Колесница . п. Часть 3д.2а.
- ^ Шумский, Сьюзен (2010). Вознесение: Соединение с Бессмертными Мастерами и Существами Света . Красное Колесо/Вайзер. ISBN 978-1-60163-092-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Богл, Джордж; Маркхэм, Клементс Роберт; и Мэннинг, Томас (1999) Рассказы о миссии Джорджа Богла в Тибет и о путешествии Томаса Мэннинга в Лхасу. ISBN 81-206-1366-Х
- Бакнелл, Родерик и Стюарт-Фокс, Мартин (1986). Язык сумерек: исследования буддийской медитации и символизма . Керзон Пресс: Лондон. ISBN 0-312-82540-4
- Сакья, Джнан Бахадур (составитель) (2002) [1995]. Краткое описание богов, богинь и ритуальных объектов буддизма и индуизма в Непале (10-е [переиздание] изд.). Ремесленная ассоциация Непала. ISBN 99933-37-33-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Пять Дхиани Будд - таблица Пяти Будд и их ассоциаций.
- StudyBuddhism.com - Пять семей будд и пять дхьяни-будд
- Мандала пяти дхьяни-будд — картина тханка с изображением пяти будд.
- Символизм пяти Дхиани Будд.
- Видео демонстрирует пение мантр и мудры, используемые во время китайской церемонии Йогачара «Пылающие уста» (瑜伽焰口法會) для призыва Пяти Татхагат в ритуальном пространстве.
- Хвала Пяти Буддам ( китайский : 禮讚五方佛; пиньинь : Lǐzàn Wǔfāngfó ), часть литургии, исполняемой в некоторых китайских монастырях.
- Цветовой символизм в буддийском искусстве
- Марк Шумахер: Годай Нёрай (яп.) - Пять Будд мудрости Пять Будд медитации Пять Цзина | Пять Татхагат
- Пять семей будд - из «Путешествия без цели: Тантрическая мудрость Будды» , Чогьям Трунгпа, Shambhala.org (архив 2007 г.)
- 5 Дхьяни Будд - Подробное описание 5 Дхьяни Будд с таблицей