Моха (буддизм)
Переводы мох | |
---|---|
Английский | иллюзия [ 1 ] , заблуждение |
санскрит | обаяние мох |
Есть | 𑀫𑁄𑀳 , моха |
бирманский | Невежество |
китайский | сумасшедший |
индонезийский | расстроенный, внутренняя глупость |
кхмерский | Невежество, невежество ( UNGEGN : Моуха , Моух ) |
тибетский | темный ( Уайли : кружка gti; THL : Тимук ) |
тайский | Правитель |
вьетнамский | И сумасшедший невежество Невежество |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
52 Четасика |
---|
![]() |
как в буддизме Тхеравады |
Моха ( санскрит : मोह ; пали : 𑀫𑁄𑀳 ; тибетский фонетический: timuk ) — концепция как в индуизме, так и в буддизме, означающая иллюзию. [ 1 ] или заблуждение. В индуизме это одна из шести аришадварг (также известных как шадрипу). В буддийской мысли Моха, наряду с Рагой (жадностью, чувственной привязанностью) и Двешей (отвращением, ненавистью), являются неумелыми корнями, ведущими к Танхе (жажде), которая является частью Двенадцати Нидан , приводящих в движение колесо жизни. Он символически присутствует в виде свиньи в центре тибетских рисунков бхавачакры . Моха относится к желанию и привязанности к миру или мирским делам. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Иногда это синоним «невежества» ( Авиджа ). [ 2 ]
Моха идентифицируется в следующих контекстах учений буддизма и индуизма: [ 5 ] [ 6 ] [ циклическая ссылка ]
- Один из трех нездоровых корней буддийской традиции Тхеравады.
- Один из четырнадцати нездоровых психических факторов в учении Тхеравады Абхидхармы.
- Эквивалент авиджи в учении Тхеравады Абхидхармы.
- Один из трех ядов буддийской традиции Махаяны.
Этимология и значение
[ редактировать ]Моха появляется в ведической литературе и имеет корни от раннего ведического слова mogha, которое означает «пустой, нереальный, тщетный, бесполезный, глупый». [ 7 ] Этот термин, а также концепция трех дефектов появляется в древних текстах джайнизма и некоторых школах индуизма, таких как Ньяя , в их соответствующем обсуждении теории перерождений. [ 8 ]
Этот термин означает «иллюзия». [ 1 ] «заблуждение, растерянность, тупость». [ 2 ] Противоположностью Мохи является Праджня (проницательность, мудрость). Убеждения, отличные от тех, которые в буддизме считаются прозрениями, являются формами заблуждений или Моха в буддизме. Моха — один из корней зла . В буддийской вере [ 9 ]
Приложение
[ редактировать ]В индуизме «Мох» означает привязанность к людям или вещам.
Этот мир — антиутопия, и то, что мы воспринимаем как реальность, — это смоделированная реальность. Все, включая время, является иллюзией. Эта иллюзия известна как «Майя», к которой у нас есть «мох» или привязанность.
В традиции Махаяны моха классифицируется как один из трех ядов , которые считаются основной причиной страданий.
В традиции Махаяны моха считается подкатегорией авидьи . В то время как авидья определяется как фундаментальное невежество, моха определяется как незнание причины и следствия или реальности, которое сопровождает только деструктивные состояния ума или поведения. [ 10 ] Моха иногда заменяется авидьей в списках трех ядов . В современных объяснениях трех ядов учителя, скорее всего, подчеркивают фундаментальное незнание авидьи, а не мохи .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Моха означает – Ванициты» .
- ^ Jump up to: а б с Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес мл. (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 546, 59, 68. ISBN. 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. п. 543. ИСБН 978-81-208-1144-7 .
- ^ Дэмиен Киоун (2004). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. стр. 8, 47, 143. ISBN. 978-0-19-157917-2 .
- ^ Дэмиен Киоун (2004). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. стр. 8, 47, 89, 106, 143. ISBN. 978-0-19-157917-2 .
- ^ «Моха в индуистских религиозных текстах» . Arc.Ask3.Ru .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. п. 542. ИСБН 978-81-208-1144-7 .
- ^ Натмал Татиа (1965). Исследования джайнской философии . Джайнское издательство. стр. 101–107. ISBN 978-0-89581-996-3 .
- ^ Дэвид Лой (2003). Великое пробуждение: буддийская социальная теория . Саймон и Шустер. п. 28. ISBN 978-0-86171-366-0 .
- ^ Берзин, Александр. Архив Берзина, Глоссарий буддийских терминов, заархивировано 13 января 2012 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Аджан Сучитто (2010). Вращение колеса истины: комментарий к первому учению Будды . Шамбала.
- Мингьюр Ринпоче (2007). Радость жизни: раскрытие секрета и науки счастья . Гармония. Киндл издание.