Три яда

Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Три яда (санскрит: тривиша ; тибетский: копал гсум ) в традиции Махаяны или три нездоровых корня (санскрит: акушала-мула ; пали: акусала-мула ) в традиции Тхеравады — это буддийский термин, который относится к трем корням. клеши , которые приводят ко всем негативным состояниям. Эти три состояния представляют собой заблуждение , также известное как невежество ; жадность или чувственная привязанность ; и ненависть или отвращение . [1] [2] Эти три яда считаются тремя недугами или недостатками характера, которые являются врожденными для существ и являются корнем жажды , и поэтому вызывают страдания и перерождение . [1] [3]
Три яда символически изображены в центре буддийских произведений Бхавачакры : петух, змея и свинья символизируют жадность, недоброжелательность и заблуждение соответственно. [4] [5]
Краткое описание
[ редактировать ]В буддийских учениях три яда (невежество, привязанность и отвращение) являются основными причинами, которые удерживают разумные существа в ловушке сансары . Говорят, что эти три яда являются корнем всех остальных клеш . [6] [7] Три яда представлены в ступице колеса жизни в виде свиньи, птицы и змеи (представляющих невежество, привязанность и отвращение соответственно). Как показано в колесе жизни (санскрит: бхавачакра ), три яда приводят к созданию кармы , которая ведет к перерождению в шести сферах сансары. [1] [8] [9]
Противоположные полезные качества
[ редактировать ]Три благотворных психических фактора , которые считаются противоположностями трех ядов, таковы: [10] [11]
- амоха (незаблуждение) или пання (мудрость)
- алобха (непривязанность) или дана (щедрость)
- адвеша (отказ от ненависти) или метта (любящая доброта)
Буддийский путь считает это необходимым для освобождения . [10]
Санскритские/палийские/тибетские термины и переводы
[ редактировать ]Три клеши неведения, привязанности и отвращения упоминаются как три яда (санскр. trivisha ; тибетский: dig gsum ) в традиции Махаяны и как три нездоровых корня (палийский, akusala-mula ; санскр. akuśala-mūla ) в Традиция Тхеравады Традиция Махаяны .
Санскритские, палийские и тибетские термины для каждого из трех ядов следующие:
Яд | санскрит [12] [13] | Есть | тибетский [12] [14] | Альтернативные английские переводы [12] | Санскр./пали/тиб. Синоним [15] |
---|---|---|---|---|---|
заблуждение | мох | мох | гти кружка | растерянность, растерянность, незнание | в авидье (См.); авиджья (пали); но ригпа (тиб.) |
Вложение | смотреть | лобха | 'заниматься сексом | желание, чувственность, жадность | н/д |
Отвращение | двеша | грех | zhe sdang | гнев, ненависть, враждебность | н/д |
В традиции Махаяны моха определяется как подкатегория авидьи . В то время как авидья определяется как фундаментальное невежество, моха определяется как заблуждение, замешательство и неправильные убеждения. В традиции Тхеравады моха и авидья — эквивалентные термины, но они используются в разных контекстах; моха используется, когда речь идет о факторах ума, а авидья – когда речь идет о двенадцати звеньях . [1]
См. также
[ редактировать ]- Буддийские пути к освобождению
- Бхавачакра
- Буддизм и психология
- द्वेशा
- Клешас (буддизм)
- Карма в буддизме
- Семь смертных грехов
- Танха
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Роберт Э. Басвелл младший; Дональд С. Лопес мл. (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 546, 59, 68. ISBN. 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Дэмиен Киоун (2004). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. стр. 8, 47, 89, 106, 143. ISBN. 978-0-19-157917-2 .
- ^ Дэвид Вебстер (2005). Философия желания в буддийском палийском каноне . Рутледж. стр. 100–105, 177, 236. ISBN. 978-0-415-34652-8 .
- ^ Дэвид Лой (2003). Великое пробуждение: буддийская социальная теория . Саймон и Шустер. п. 28. ISBN 978-0-86171-366-0 .
- ^ Гвидо Фредди (2019). «Бхавачакра и осознанность» .
- ^ Дэниел Гоулман (2003), страницы 106, 111
- ^ Кхенчен Кончог Гьялтшен (2010), с. 451.
- ^ Дэвид Вебстер (2005). Философия желания в буддийском палийском каноне . Рутледж. стр. 100–105, 177, 236. ISBN. 978-0-415-34652-8 .
- ^ Далай-лама (1992), с. 4, 42
- ^ Jump up to: а б Гетин 1998 , с. 81.
- ^ Стивен М. Эммануэль (2015). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 435–436. ISBN 978-1-119-14466-3 .
- ^ Jump up to: а б с Падмакара (1998), с. 336, 414. (из глоссария)
- ^ Дэмиен Киоун. «акусала-мула». Словарь буддизма. 2004. Энциклопедия.com. (29 мая 2011 г.). http://www.encyclepedia.com/doc/1O108-akualamla.html
- ^ Ranjung Yeshe Wiki - Dharma Dictionary. http://rywiki.tsadra.org/index.php/dug_gsum
- ^ Дэмиен Киоун. «моха». Словарь буддизма. 2004. Энциклопедия.com. (30 мая 2011 г.). http://www.encyclepedia.com/doc/1O108-moha.html
Источники
[ редактировать ]- Далай-лама (1992). Смысл жизни , переведенный и отредактированный Джеффри Хопкинсом, Бостон: Мудрость.
- Дзонгсар Кхьенце (2004). Нежный голос № 22, выпуск за сентябрь 2004 г.
- Геше Сонам Ринчен (2006). Как работает карма: Двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения , Снежный Лев
- Гоулман, Дэниел (2003). Разрушительные эмоции: научный диалог с Далай-ламой . Случайный дом.
- Киоун, Дэмиен (2004). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета.
- Ламотт, Этьен (переводчик). Трактат о великой добродетели мудрости Нагарджуны . Аббатство Гампо.
- Геше Таши Церинг (2006), Буддийская психология: основа буддийской мысли, Том III , Perseus Books Group, Kindle Edition
- Гетин, Руперт (1998), Основы буддизма , Oxford University Press
- Рангджунг Еше Wiki — Словарь Дхармы http://rywiki.tsadra.org/index.php/dug_gsum
- Тензин Вангьял Ринпоче (2011). Пробуждение священного тела: тибетские йоги дыхания и движения . Хэй Хаус .
- Трунграм Гьялтрул Ринпоче Шерпа (2004 г.). Гампопа, монах и йогин: его жизнь и учение . Гарвардский университет.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доступ к пониманию, Мула Сутта: Корни (AN 3.69 PTS: A i 201)
- Доступ к знаниям, Нидана Сутта: причины (AN 3.33 PTS: A i 134 Thai 3.34; BJT 3.34)